70 ложе океана занимают ответ

Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока

Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
    • материковая отмель (шельф),
    • материковый склон,
    • ложе океана,
    • срединно-океанический хребет,
    • глубоководная впадина (желоб),
    • котловина.
  2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
  3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана», тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.

Ход урока

І. Организационный этап урока

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся

ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ

Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

«Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. »

ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)

Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).

Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.

Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.

На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.

и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.

ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)

Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).

Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /.

Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.

ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)

Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)

Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).

ІV. Закрепление нового материала

ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).

  1. 70% ложе океана занимают:
    а) котловины;
    б) желоба;
    в) срединно-океанические хребты.
  2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
    а) материковый склон;
    б) срединно-океанические хребты;
    в) желоба.
  3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
    а) ложе океана;
    б) материковый склон;
    в) шельф.
  4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
    а) желоба;
    б) материковый склон;
    в) котловины.
  5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
    а) Филиппинский желоб;
    б) Марианский желоб;
    в) Зондский желоб.
  6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
    а) на ложе океана;
    б) в желобах;
    в) на материковой отмели.
  7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
    а) материковая отмель (шельф);
    б) срединно-океанический хребет;
    в) желоб.

Источник

Срединно-океанические хребты и ложе океана

За андезитовой линией в Тихом и за внешней границей материкового подножия в других океанах простирается собственно дно океана, резко отличающееся по строению от переходных зон и тем более от подводных материковых окраин. Огромные пространства ложа занимают около 70% площади дна Мирового океана. Ложе океана отличается специфическими геофизическими особенностями и своеобразием не только земной коры, но и глубоких недр.

Дно океанов делится на два типа структур: 1) крупные, относительно стабильные и малосейсмичные области, имеющие очертания, близкие к изометрическим, и 2) подвижные вытянутые области, образующие пояса срединно-океанических хребтов. В тектонике за областями первого рода утвердилось название талассократонов, за вторыми – срединно-океанических подвижных поясов или рифтогеналей. В геоморфологии за совокупностью талассократоновых образований целесообразно сохранить емкий термин «ложе океана», а за рифтогенальными поясами – название планетарной системы срединно-океанических хребтов.

Топография планетарной системы срединно-океанических хребтов.

Пространственное прослеживание системы срединно-океанических хребтов начнем с Северного Ледовитого океана, где в начале 60-х годов был выявлен узкий и невысокийхребет Гаккеля. Несмотря на скромные размеры, он обнаруживает все признаки срединно-океанических хребтов. У пролива, отделяющего Гренландию от Шпицбергена, простирание хребта меняется на 90° и далее на юг протягивается следующее звено планетарной системы срединно-океанических хребтов – хребет Книповича. В районе Норвежского моря под 10° в.д. и 74° с.ш. хребет вновь меняет простирание на субширотное. Это звено системы получило название хребта Мона. Хребет в районе острова Ян-Майен осложнен зоной разломов, в результате чего следующее звено – хребет Кольбейнсей – сдвинут по горизонтали почти на 200 км. Хребет Кольбейнсей субмеридионального простирания. Он подходит вплотную к северному побережью Исландии и переходит затем в Большой грабенИсландии.

Западное ответвление зоны рифтогенеза и вулканизма Исландии выходит к мысу Рейкьянес, где срединно-океанический хребет продолжается уже на юго-запад от Исландии под названием хребта Рейкьянес. Он прослеживается до поперечной зоны разломов Гибса,где вновь отмечается значительное горизонтальное смещение осевой линии хребта примерно на 250 км в восточном направлении. От разлома Гибса на юг вплоть до экваториальногоразлома Романш по медианной линии Атлантического океана протягиваетсяСевероатлантический хребет. Отрезок срединно-океанического хребта между впадиной Романш, расположенной на экваторе, и подводной горой Капитан Шпис, находящейся на 55° ю. ш. и 0° долготы, называется Южноатлантическим хребтом.

Между горой Капитан Шпис и островами Принс-Эдуард протягивается субширотныйАфриканско-Атлантический хребет, который у 40° в. д. сменяется Западноиндийским хребтом строго северо-восточного простирания. Он прослеживается до 70° в. д. и 35° с. ш.. В этом районе система срединно-океанических хребтов разветвляется. На север, сначала почти меридионально, а затем в северо-западном направлении простираетсяАравийски-Индийский хребет. Он протягивается до подступов к Аденскому заливу, где срезается зоной разломов Оуэн. На юго-восток простирается Центрально-Индийский хребет,который заканчивается подводным плато Сен-Пол-Амстердам.

От плато Сен-Пол-Амстердам начинается следующее звено системы срединно-океанических хребтов – Австрало-Антарктическое поднятие, которое протягивается почти в широтном направлении на восток до 138° в. д. и 50° ю. ш., где его простирание резко меняется на субмеридиональное. Зона разломов Баллени, пересекающая срединно-океанический хребет близ 155°, может рассматриваться как граница этого поднятия с Южнотихоокеанским поднятием – следующим звеном рассматриваемой орографической системы.

Южно-тихоокеанское поднятие – субширотного простирания, с востока оно ограничено зоной разломов Элтанин. От этого разлома на северо-восток, а затем на север простирается один из крупнейших элементов планетарной системы срединно-океанических хребтов – Восточнотихо-океанское поднятие, которое прослеживается вплоть до Калифорнийского залива.

Кроме перечисленных звеньев системы есть еще несколько горных поднятий, которые предположительно относят к системе срединно-океанических хребтов. Все они находятся в Тихом океане. Это горы Горда и Хуан-де-Фука к западу от Орегонского побережья США;Чилийское поднятие – возможное ответвление системы срединно-океанических хребтов, протягивающееся от острова Пасхи к берегам Южного Чили; хребты Кокос и Карнеги, вместе с дном Панамской котловины. Красное море и Аденский залив Индийского океана, как иКалифорнийский залив в Тихом океане, в геотектоническом отношении также должны быть отнесены к срединно-океаническим хребтам.

Источник

Урок географии 6 класс с элементами английского языка «Рельеф дна мирового океана» «

Выбранный для просмотра документ План урока географии 6 класс Рельеф дна океана.doc

РЕЛЬЕФ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА.

Урок географии с элементами английского языка

Цели урока: дать представление о рельефе дна Мирового океана; формирование умения сравнения рельефа суши и дна океана, работы с различными источниками знаний; подвести к пониманию целостной картины мира; развивать коммуникативные способности учащихся при работе с текстом на английском языке; воспитывать любознательность.

УМК: физическая карта полушарий, карта океанов, компьютер и интерактивная доска, атласы и учебники.

Тип урока: традиционный урок с использованием информационных технологий.

Методы и приемы: наглядно-практические

2.Проверка домашнего задания 8мин (см. Приложение 1)

— работа по контурным картам

3. Постановка цели урока. 1 мин.

Звучит аудиозапись океанического прибоя, на экране фотографии океанических пейзажев.

Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, верно, об океанах. А раз мы изучаем Литосферу, о чем мы должны сегодня узнать? — О строении дна океана. Что вы уже знаете по данной теме?

— Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?

— А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?

( Формулируем тему урока и цели урока, исходя из ответов учащихся).

Записали в тетради число и тему урока «Рельеф дна Мирового океана».

4.Изучение нового материала. 20 мин.

А. Вступительное слово учителя. ( на проекционной доске фотография океана).

НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

What oceans do you know?

— What features of the Pacific Ocean do you know?

This ocean is the largest…

This ocean is the deepest…

— What features of the Arctic Ocean do you know?

This ocean is the smallest….

This ocean is the most insipid….

This ocean is not very deep…..

ЗНАНИЯ — Как по физической карте можно определить глубины океана? (Работа по карте океанов)- послойная окраска, отметки глубин.

Б. Представление о рельефе дна Мирового океана (выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями, демонстрация слайдов презентации)

В. Процессы, образующие рельеф дна океана.(беседа)

Мы изучали с вами процессы, образующие рельеф суши. Теперь давайте подумаем, а какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?

— Вначале назовем и объясним внутренние процессы (движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов, результат их деятельности: поднятия и опускания дна. Разломы в земной коре, образование вулканических островов).

Поговорим о внешних процессах. В океане дуют ветры? (Часто ученики отвечают «да», нужно им объяснить, что имеем в виду дно океана. И они отвечают отрицательно). Есть резкие перепады температур? Нет. Животные и растения могут сильно изменять рельеф дна океана? Нет.

Главный внешний процесс: это образование осадочных горных пород. Обломочные горные породы образуются на материковой отмели, а органические – на ложе океана.

Ребята, а из чего в океане образуются органические осадочные породы? (останки раковин моллюсков, скелетов животных, отмершие остатки водорослей).

В. Рельеф дна Мирового океана. (работа со схемой строения дна океана и с текстом на английском языке) Задание. Прочитать текста на английском языке (см. Приложение2), постараться ответить на вопросы учителя по тексту НА АНГЛИЙСКОМ языке

text BEVEL THE BOTTOM OF THE OCEANS

It turned out that at the bottom, as on land, major landforms are underwater mountains and plains. In addition, clearly defined parts of the ocean ; line-height: 0.53cm»>

«; line-height: 0.53cm»> Deeper, 3000 m, is located Mainland slope. It’s quite a steep escarpment. In many places, it cut deep valleys. The bottom part looks like a slope inclined wavy plain.

Where ; line-height: 0.53cm»>
Transitional zones are zones of high seismicity. There is often there are earthquakes and volcanic eruptions. And just for the groove starts bed Ocean.

Bed Ocean. Sea floor — is the central most part of the bottom of the oceans. Its depth reaches 4 000-6 000 m. couch has an oceanic earth crust type.

Relief bed is a combination of huge plains — depression. In their central parts of the sediment layer is very thin. It is formed volcanic dust, skeletons of marine organisms. Sometimes in the cavity rises cones submarine volcanoes.

Mid-ocean ridges. Almost in the middle of oceans pass valopodibni rise of oceanic crust. They are called Mid-ocean ridges . This immense mountain building. They continuous wide strip stretch bottom all oceans, forming a chain length of about 70 000 km. Height ranges relative to the bottom than 3 000 м .
Mid-ocean dissected ridges along the deep canyon. It cracked across the bottom of which poured lava. On the slopes accumulate volcanoes. Top volcanic mountains sometimes reach ocean surface and form islands of frozen lava (eg, Fr. Iceland ). This evidence that Mid-ocean ridges are zones of volcanism and earthquakes.

5. Первичная проверка усвоения материала 5 мин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (ответы учащихся с опорой на текст на английском языке)

FAQ task

1. How can inequality ocean floor?

2. What divided the bottom of the oceans?

3. What are the main landforms ocean floor.

4. What are the similarities plains upland and bottom of the World Ocean?

5. Tell us about the Mid-ocean ridges.

6. Speed of sound in water is about 1 500 m per second. Determine the depth bottom, when the sound went sounders the bottom of 2.5 seconds.

7. Describe the relief on the bottom of the Indian Ocean 20 0 AP. sh.

8. Check that planetary (major) form relief of the earth’s crust meet the mainland, and which — like the ocean.

9. What are the major landforms land meet stable areas of the earth’s crust — a platform, and what — moving seismic belt?

10. What part of Ocean Floor coincide with moving seismic zone?

6. Закрепление материала 5 мин.

Задание всему классу. Начертить в тетради схему разреза дна океана см. Приложение 3, презентация к уроку). Подписать все элементы рельефа дна на английском и русском языке.

ОТВЕТИТЬ УСТНО НА ВОПРОСЫ ТЕСТА (ТЕСТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОЕКЦИОННОЙ ДОСКЕ )

1.70% ложе океана занимают:

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

б) материковый склон;

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

б) материковый склон;

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

в) на материковой отмели.

Ответы к тесту: 1 2 3 4 5 6 7

Учитель вместе с учениками подводит итог урока, выставляются оценки учащимися в оценочные листы (взаимооценивание работы) . см. Приложение 4

8. Рефлексия. 1мин.
Ученики отвечают на вопросы:
— что знали по данной теме урока?
— что узнали нового?
— что еще нужно узнать?
— в чем испытывали особые затруднения?

9. Домашнее задание. (Дифференцированное) 2 мин.
1 уровень – прочитать § в учебнике, нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.

2 уровень — прочитать § в учебнике. Определить ФГП Срединно-Атлантического хребта по плану описания ФГП гор.

3 уровень – прочитать § в учебнике. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.

Выбранный для просмотра документ Приложение 1 ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ Д.З.docx

Источник

Читайте также:  Марокко страна или океан
Оцените статью