Атлас южных морей составил
В 1803 г, по проекту талантливых ученых и смелых мореплавателей—Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисяьского была организована первая русская кругосветная экспедиция, вписавшая яркую страницу в историю русского флота и русской географической науки*
К началу XIX века большие пространства океана и суши еще вовсе не были известны* На маленьких парусных судах русские моряки сделали многое, сохраняющее и до сих пор большое научное значение*
Открытия и наблюдения Крузенштерна и Лисянского явились ценным вкладом в науку. Ими были не только открыты новые острова, но также установлен ряд важных географических процессов и явлений, которые получили вполне научное объяснение* Применение новых методов изучения природы океанов положило основу для развития новой отрасли географической науки—океанографии.
С первой русской кругосветной экспедиции началась также новая эпоха в картографическом исследовании Тихого океана. Об этом свидетельствует классический труд И. Ф* Крузенштерна* «Атлас Южного моря»* В продолжение XIX столетия этот труд был единственным практическим руководством для плавания по Тихому океану*
Об историческом значении этих плаваний для развития науки С. О. Макаров писал так:
«Имена незабвенных исследователей: Крузенштерна,
Лисянского, Сарычева, Головнина, Коцебу, Беллинсгаузена, Врангеля и Литке перейдут в грядущее поколение, На утлых кораблях совершали наши ученые моряки свои смелые путешествия и, пересекая океаны по разным направлениям, отыскивали и изучали новые, еще неизведанные страны. Описи и съемки, которые они сделали, и по сие время служат для руководства мореплавателям, а замечания и наставления их цитируются лоциями всех наций. Да послужат труды этих исследователей драгоценным заветом дедов своим внукам, и да найдут в них грядущие поколения наших моряков пример служения науке» 1 .
Настоящая работа представляет собою попытку осветить научные открытия и исследования, произведенные участниками первой русской кругосветной экспедиции, и выяснить их значение в истории отечественной науки.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ первой русской КРУГОСВЕТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
ПРИЧИНЫ, ВЫЗВАВШИЕ РУССКИЕ КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ
Огромная часть азиатского материка в течение многих веков оставалась полной загадкой для европейцев. Впервые с этими неизведанными пространствами ознакомились в конце XVI в. русские промышленники и казаки. Меньше чем за одно столетие они открыли всю Сибирь от Урала до Тихого океана, и эту гигантскую территорию, равную целому континенту, присоединили к владениям России 2 .
Но на этом движение русских людей на восток не прекратилось. Плавания Дежнева, Беринга и Чирикова, Федорова и Гвоздева ознакомили человечество с северной частью Тихого океана и привели к открытию северо-западного побережья Америки. Это была замечательная эпоха великих русских географических открытий, внесшая огромный вклад в сокровищницу науки.
Открытие Алеутских островов и северо-западного побережья Америки раскрыло широкие горизонты для деятельности русских людей в Тихом океане.
В бурный, неведомый океан на хрупких суденышках— «шитиках» и «гвозденниках»—стали отправляться многочисленные промысловые экспедиции на поиски «незнаемых землиц», для «приводу жителей в российское подданство» и для «собственной выгоды».
Результатом плаваний промышленников было расширение российских владений на Тихом океане. К середине 60-х годов XVIII в. отважные русские мореходы и промышленные люди, не имея часто ни специальных знаний по мореплаванию, ни надлежащего оснащения, открыли и обследовали всю цепь Алеутских островов и полуостров Аляску.
Вначале промышленники, плавая по Тихому океану и охотясь за морским зверем, не задавались целью основать здесь русские колонии. Только в конце XVIII в. предприимчивый сибирский купец Григорий Иванович Шелехов решил основать русские колонии на тихоокеанских островах и побережье материка Северной Америки.
Для осуществления этого обширного плана он организовал промысловую компанию, которая стала вывозить с тихоокеанских островов и побережья Америки пушнину, моржовые клыки, китовый ус и т. п.
Шелехов—этот русский Колумб, как его называл Державин,—был не только энергичным купцом, но и исключительным для своего времени человеком, с широким государственным кругозором. Он думал не только о личной наживе, но главной своей целью считал упрочение за Россией новооткрытых земель в Тихом океане.
Он основал первые русские поселения на Алеутских островах и на островах Кадьяк и Афогнак, лежащих близ берегов Аляски Позднее возникли русские поселения на самом американском материке.
После смерти Шелехова (в 1795 г.) на базе созданной им промысловой компании была организована в июле 1799 г известная Российско-Американская компания. Ее созданию предшествовал длительный период закулисной борьбы между отдельными группами столичных и сибирских купцов и дворян.
Права и «привилегии» Российско-Американской компании, сроком на 20 лет, были утверждены царской грамотой:
«. 1. По открытии из давних времен мореплавателями берега северо-западной части Америки, начиная от 55° северной широты и ряда островов, простирающихся от Камчатки на север к Америке, а на юг к Японии и по праву обладания оных Россиею, мы всемилостивейше
позволяем пользоваться компании всеми промыслами и заведениями, находящимися ныне по северо-западному берегу Америки, от вышеозначенного 55° до Берингова пролива и за оный, також на островах Алеутских, Курильских и других по северо-восточному океану лежащих.
2. Делать ей новые открытия не токмо выше 55° северной широты, но и за оную далее к югу, и занимать открываемый ею земли в российское владение на прежде предписанных правилах, если оныя никакими другими народами не были заняты и не вступали в их зависимость.
3. Пользоваться ей всем тем, что доныне в сих местах как на поверхности, так и в недрах земли было ею отыскано и впредь отыщется, без всякого со стороны других на то притязания.
4. Всемилостивейше позволяем компании сей на будущее время по надобности и лучшему разумению ея, где она за нужное найдет, заводить поселения и укрепления для безопасности жилища, отправляя в сей край суда с товарами и промышленниками без малейшего в том препятствия.
5. Производить ей мореплавание ко всем окрестным народам и иметь торговлю со всеми около лежащими державами, по изъявлению от них добраго на то согласия, и по высочайшем нами сего утверждении, для приведения в большую силу и пользу ея предприятий.
6. Нанимать ей для мореплавания, промыслов и заведений всякого состояния людей свободных и неподозрительных, имеющих на таковое увольнение узаконенные виды; в рассуждении же отдаленности тех мест, куда они отправляются, от губернского начальства давать государственным поселянам и другого звания свободным людям на 7 лет паспорты; помещичьих же крестьян и дворовых людей нанимать компании не иначе как с дозволения их помещиков, и за всех ею нанятых платить ей куда следует государственные подати».
Источник
RARUS’S GALLERY
Fine Books,Prints,Photographs & Icons
Забавная библиография
Сейчас на сайте
Ваше мнение
Крузенштерн И. Ф. (Adam Johann von Krusenstern) “Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна”.
Гравировано и печатано при Морской типографии в СПБ. 1813 г. Grand in Folio. Всего 110 гравюр, некоторые double. Тираж 1200 экземпляров. В пользу автора из казны было отпущено 92702 рубля. Присутствуют только подтитулы к тетрадям, общий гравированный титул отсутствует. В двух великолепных ц/к переплетах того времени с богато тиснеными золотом крышками и корешками. Сохранность очень хорошая. Экземпляр из библиотеки для чтения П.И. Крашенинникова. Немного ранее в СПБ в 1809-12 г.г. к нему были изданы 3 т.т. описания: “Путешествие вокруг света в1803,4,5 и 1806 годах. По повелению Е.И.В. Александра Первого, на кораблях Надежде и Нева, под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне Капитан второго ранга, Крузенштерна, государственного Адмиралтейского департамента и Императорской Академии Наук члена”. К сожалению,у нас описание отсутствует. В первых двух частях этого капитального труда — историческое введение и описание путешествия; в третьей — ещё 14 статей технического характера, как таблицы суточных наблюдений, о течениях и т.д. Это сочинение одновременно вышло и на немецком языке в Санкт-Петербурге, которое также ценится у библиофилов. Уже потом оно было переведено на все европейские языки в весьма усечённом виде и даже опять на немецкий язык в виде другого издания, напечатанного в Берлине. Пожалуй, самая желанная коллекционерами книга по разделу “Путешествия”. Большая редкость с таким количеством гравюр и в таком состоянии как у нас! Ведь Крузенштерн был первым россиянином (родом из Эстляндии), совершившим кругосветное путешествие, затратив на это предприятие 3 года и 12 дней!
Библиографические источники:
1. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, № 1385
2. Сопиков В.С. Опыт российской библиографии. Редакция, примечания, дополнения и указатель В.Н. Рогожина. Т.1-2, Ч.1-5, СПБ, издание А.С. Суворина, 1904-1906, № 9202
3. Готье В.Г. «Каталог большей частью редких и замечательных русских книг». Москва, 1887, № 5915
4. Соколов А.П. Русская морская библиотека 1701-1851. СПБ, 1883, № 115
5. Пенкина З. Русская библиография морского дела, за 1701-1882 год включительно. СПБ, 1885, № 1344
Крузенштерн, Иван Федорович (1770–1846), мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук. Родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье. Он, сын ревельского дворянина, досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793–1799 годах служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. Этим путём образовались многие известные русские моряки. По возвращении, Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. В декабре 1800 года, когда Россия находилась накануне войны с Англией и готовился военный поход в Индию, живший в Ревеле Крузенштерн подал адмиралу де-Рибасу замечательный проект организации крейсерства около Азорских островов для разорения английской торговли. «Англичанам, писал он, не придёт в голову, чтобы мы пошли на такое предприятие, и беспечность их подаёт нам счастливую надежду на исполнение. Если даже и не будет такого успеха, какого можно ожидать, во всяком случае, предприятием этим прославится наш флот». Учреждение в 1798 году Российско-Американской компании, получившей привилегию на торговлю и промыслы у северо-западных берегов Америки, Алеутских и Курильских островов, вызвало потребность в более прямых сношениях России с Тихим океаном. Сношения с русскими колониями в Северной Америке производились сухим путём до Охотска и далее морем с большим трудом и издержками, не говоря уже о том, что товары, в которых нуждались колониальные селения, приходили через 2 года и часто в виде, негодном к употреблению. Крузенштерн уже в 1799 году предложил компании снарядить два судна, которые отвезли бы в колонию груз из России, взяли там пушной товар, доставили его в Кантон, выменяли на китайские товары и произведения прикладного искусства, и последние, вокруг мыса Доброй Надежды, доставили в Европу. Таким образом, устранялись для колоний опасности голода, которому они часто подвергались, и открывался Всемирный Океан для русской торговли и русских судов, запертых до того во внутренних морях. Эти предложения казались смелыми даже для моряков. Тем не менее, уже в 1802 году Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции. Кораблестроение находилось тогда в России в очень плохом состоянии, наши суда, построенные из сырого дерева, текли и быстро разрушались. Поэтому для экспедиции Американская компания купила в Англии два судна. Летом 1803 года Иван Фёдорович вышел из Кронштадта на двух шлюпах — «Надежда» (длина 430 метров) (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и «Нева» (длина 370 метров) (капитан Ю. Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского побережья. Так как в то время железных цистерн не было, а вода в деревянных бочках загнивала скоро и воняла невыносимо, вяленые продукты воняли ещё круче, то легко себе представить прелести подобного продолжительного перехода под парусами. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804.
На «Надежде» был Николай Петрович Резанов, зять русского первопроходца Шелехова. Резанов был одним из директоров-учредителей Российско-американской компании и возомнил себя начальником экспедиции, из-за чего у него были постоянные трения с Крузенштерном. Он направлялся в Японию со свитой, как посланник, для заключения торгового соглашения. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. После переговоров, закончившихся полным провалом, Иван Федорович весной 1805 года отвёз посланника с его свитой в Петропавловск.
Летом 1805 Иван Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин — не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 — в Кронштадт. Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Кроме географических работ и приобретений по части естественных наук, сделанных натуралистами экспедиции: Горнером, Тилезиусом и Лангедорфом, путешествие Крузенштерна замечательно отличным состоянием здоровья экипажа. В это трёхгодичное плавание не умерло ни одного человека; даже число больных было весьма незначительно. По возвращении Иван Крузенштерн был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 он назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение.
Почти год провел в Англии в составе российской дипломатической миссии. В 1809–1812 годах опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света. «, переведенное в семи странах Европы, и «Атлас к путешествию. «, включавший более 100 карт и рисунков. В 1813 году был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Составил и издал двухтомный «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827–1842 годах был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию. По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная экспедиция О. Коцебу (1815–1818), экспедиции М. Васильева — Г. Шишмарева (1819–1822), Ф. Беллинсгаузена — М. Лазарева (1819–1821), М. Станюковича — Ф. Литке (1826–1829). Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии.
Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники. Именем Крузенштерна названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа. В Петербурге в 1869 году установили памятник Крузенштерну.
Источник