Атлас затонувших судов черного моря

Затонувшие суда Черного и Азовского морей. Справочник. Издание 1-е — Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. [2003, PDF]

Затонувшие суда Черного и Азовского морей. Справочник. Издание 1-е

Содержание

Скриншоты

Затонувшие суда Черного и Азовского морей. Справочник. Издание 1-е — Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. [2003, PDF] Оценка: 5 / 5 (Голосов: 4 ) · Скачан: 47 раз //—> Оценка: 5 / 5 (Голосов: 4 ) · Скачан: 47 раз

Похожие релизы

# Тема Форум Автор
RU 200 лет парусного флота России. 1696—1891 гг — Широкорад Александр Борисович [2007, PDF/DjVu] История парусных судов Edvas72
RU Страницы русской военно-морской летописи — Боевые подвиги русских моряков 1696-1856 гг — Чепел… История флотов Vitbar192
RU Российский парусный флот. Том I, II — Чернышев Александр Алексеевич [1997, PDF] История парусных судов Edvas72
EN/RU Справочник по отечественному ВМФ (Guide to the Russian Navy) v.4.0 — RussianShips [2021] История флотов zxc
RU/EN Книги о судомоделизме — Роджер Чарльз Андерсон [PDF] Руководства и справочники по моделированию Edvas72
RU Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 — 1996 — Кузнецов Л.А., Вебер А.В. Киреев В.Н.… История судостроения Vitbar192
RU Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города — Ланицки Г. [1982, PDF] Аварии и катастрофы на море vvvkerch
RU Боевые корабли Римской республики 509-27 до н.э. — Р.Д’амато [2012, PDF] История парусных судов trupas
RU Такелаж и рангоут семнадцатого века — Р.Ч. Андресон [2013, PDF] Такелаж, паруса, узлы YYa
RU Три столетия Российского флота. XIX — начало XX века — В. А. Золотарев, И. А. Козлов [2004, PDF] История флотов trupas

Move & Copy & Delete

Текущее время: Сегодня 14:36

Часовой пояс: GMT + 3

SEATRACKER © 2021
Powered by NGINX

Источник

Атлас затонувших судов черного моря

Главная страница » Интересное » Затонувшие объекты Черного моря (от Севастополя до Гурзуфа)

Тральщик Т-413
и сторожевой катер №092

Тральщик Т-413 заложен 29.10.1939 г. по проекту 58. Спущен на воду в 1940 г. Вступил в строй в апреле 1941 г.
Водоизмещение: 476 т.
Скорость: 18 узлов.
Вооружение: 1 100-мм и 1 45-мм орудие, тралы.
Экипаж: 53 человека.

Сторожевой катер №092 — типа МО-IV, бывший пограничный сторожевой катер, вступил в строй в 1939 г., с 22.06.1941 г. в оперативном, а с 19.07.1941 г. и в организационном подчинении Черноморского флота, до 04.09.1941 г. — ПК-136.
Водоизмещение: 56,5 т.
Скорость: 25,5 уз.
Вооружение: 2 45-мм орудия, 2 пулемета,
2 бомбосбрасывателя.
Экипаж: 21 человек.

13 июня 1942 г. в 11 ч. 45 м. в районе мыса Фиолент 15 бомбардировщиков противника атаковали тральщик Т-413 и сторожевой катер № 092. На корабли было сброшено около 80 бомб. От трех прямых попаданий (в кубрик №2, носовое машинное отделение и кают-компанию) и взрывов большого числа бомб в непосредственной близости от корабля тральщик получил многочисленные пробоины. Постепенно заполняясь водой, Т-413 начал медленно крениться, лег на правый борт, затем резко перевернулся вверх килем и в 11 ч. 55 м. скрылся под водой на расстоянии 15 кабельтовых от мыса Фиолент по пеленгу 310°. От попаданий бомб затонул и сторожевой катер № 092. Координаты гибели отсутствуют.

Согласно данным гидролокации этого района, на расстоянии 11-14 кабельтовых от мыса Фиолент, по пеленгу 311° находятся два подводных препятствия с координатами 44°30’5″N 33°28’3″E и 44°30’4″N 33°28’2″E. Глубины 50 и 27 метров, возвышение над грунтом 8 и 3 метра соответственно. Возможно, что данные препятствия являются тральщиком Т-413 и сторожевым катером № 092.

«Белосток»
Санитарный транспорт. Бывший грузопассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. В составе Черноморского флота с 12.08.1941 г. в качестве плавбазы подводных лодок. С 19.09.1941 г. санитарный транспорт. Вместимость 2048 брт. Медперсонал 15 человек. Штатная эвакоемкость 200 человек.

Санитарный транспорт «Белосток» (командир старший лейтенант Т. П. Рымкус) в ночь с 17 на 18 июня 1942 года буквально прорвался в Севастополь с грузом боеприпасов и продовольствия. Судно пришвартовалось к причалу в бухте Южная. «Белосток» стал последним транспортным судном, которое смогло прорваться в Севастополь до его оставления в начале июля 1942. К вечеру 18 июня на борт судна было принято несколько сот раненных и эвакуируемых. По различным данным, на этом небольшом судне находилось свыше 800 человек.

В 21:30, 18.06.1942, «Белосток», в охранении базового тральщика «Якорь» и пяти сторожевых катеров вышел из Севастополя в Туапсе. Ночью 19 июня на выходе с фарватера №3 в 20 милях к югу от мыса Фиолент с тральщика был замечен силуэт торпедного катера, который был принят за свой, и огонь по нему не открывался, что позволило противнику приблизится к конвою. В 01 час 48 минут 19.06.1942года конвой судов в составе теплохода «Белосток» подвергся атаке торпедных катеров ВМФ Италии. В результате попадания одной из торпед «Белосток» получил большую пробоину и достаточно быстро затонул. Когда на суда сопровождения начали подбирать находившихся в воде людей, с Итальянских катеров был открыт пулемётный огонь по спасавшимся, но эта атака была отбита ( с судов сопровождения ). Удалось спасти и поднять на суда сопровождения 157 человек. По различным данным погибло свыше 680 человек.
Глубина на месте гибели около 250 метров. Останки теплохода лежат в сероводородном слое. Не обследован.

«Romania» («Романия»)
Минный заградитель. Принадлежал Германии. Бывший румынский пароход, спущенный на воду в 1904 г., передан ВМС Германии в 1942 г.
Вместимость: 3152 брт
Длина: 108 м
Вооружение: 4 20-мм зенитных автомата,
80 якорных мин.

11 мая 1944 г. минный заградитель «Romania» следовал из Севастополя в составе быстроходного конвоя «Овидиу» в охранении эсминца «Regele Ferdinand» и охотников за подводными лодками Uj-110, Uj-301, Uj-305. Конвой подвергся атаке советских топмачтовиков. В 09 ч. 52 м. после попадания бомб минный заградитель загорелся и потерял ход. Командование решило не рисковать остальными судами конвоя, сняло с поврежденной «Романии» людей и оставило ее на растерзание советской авиации. После нескольких авианалетов от корабля остался только обгоревший остов. В 23 ч. 46 м. советские торпедные катера № 353 и № 301 торпедировали минзаг «Romania». От полученных повреждений на рассвете 12 мая корабль затонул. По другой версии поврежденный авиацией корабль погиб от детонации боезапаса. Согласно данным источников, точка гибели находится в районе мыса Фиолент. Координаты не указаны. На расстоянии 10 километров западнее мыса Фиолент на грунте находится объект, по размерам похожий на минзаг «Romania».

Координаты объекта 44°30’N 33°21’E. Глубина около 96 метров. Возвышение над грунтом 14 метров. С небольшой долей вероятности можно утверждать, что данный объект и есть минный заградитель «Romania».

«AGNES BLAIKIE»
Принадлежность Англии. Парусное судно, спущено на воду 1841 году в Абердине. Водоизмещение 381 тонна. Работала под вымпелом компании «Aberdeen&Commonwealth Line» на линии Англия-Австралия.

Обнаружено в 70-х года прошлого столетия, во время проверки систем гидролокации.
Трехмачтовый парусник длинной приблизительно 40 метров, лежит на ровном киле.

По левому борту, в районе ватерлинии обнаружен пролом, вероятно от столкновения с судном. В кормовой части находится рында с надписью AGNES BLAIKIE.
Украинскими властями было принято решение о подъеме ее на поверхность. Это не удалось в связи с тем что, крепление судового колокола проходит через корпус судна.

С борта были подняты садовая ваза, накладка штурвала с орнаментом, кремневое ружье.

Координаты
Глубина 86 метров.

«Prince» («Принц»)
Английский колесный пароход.
14 ноября 1854 г пароход «Prince» затонул в результате шторма в районе Балаклавской бухты.

Достаточно, легендарное судно, овеянное легендами и преданиями. Корабль для середины XIX века был очень крупным судном водоизмещением 2710 тонн. Основные габариты фрегата – 300 футов в длину и 43 в ширину – это примерно три футбольных поля. Судно было достаточно быстроходным, скорость под парусами достигала 13–14 узлов. Экипаж – 150 человек, фрегат мог принять 200 пассажиров. Судно имело комфортабельные каюты первого и второго класса со спальными и ванными комнатами! Английские газеты того времени писали, что груз «Принца» в основном состоял из одежды — рубах, тулупов, шапок, нижнего белья, а также из простыней, одеял, спальных мешков и тому подобных вещей. Но как только закончилась Крымская война в европейской прессе начали появляться сенсационные сообщения. Оказывается, наряду с солдатскими кальсонами и носками, на борту корабля находились деньги, предназначенные для выплаты жалованья экспедиционным британским войскам в Крыму — десятки бочонков, доверху наполненных золотыми монетами. Относительно стоимости груза сведения расходились: 200 тысяч фунтов, миллион фунтов, 500 тысяч франков, 5-6 миллионов рублей и т.п . Но чаще всего стала встречаться цифра в 60 миллионов франков.

Еще народная молва прибавила к основному названия слово «Черный». В наши дни, в большинство публикации судно именуют «Черным принцем».
Во время проведения всевозможных экспедиции, с целью обнаружить золото на поверхность были подняты подзорная труба, винтовка, ящик с пулями и множество проржавевших до неузнаваемости металлических деталей. А также старинная ручная граната, рукомойник, больничные туфли, фарфоровая ступка, несколько неразорвавшихся снарядов, подошвы от сапог, свинцовые пули, ржавый замок, галошу, две вилки и ложку, втулку от колеса и несколько подков.

В октябре 1924-го во время тренировки молодых водолазов, у развалин генуэзской башни к востоку от входа в бухту один из водолазов нашел на дне ржавый предмет внушительных размеров, в котором руководители экспедиции опознали корабельный паровой котел (последствии его подняли), а также массу металлических предметов и фрагмент борта с иллюминаторами.

Если попытаться определить конкретное место гибели судна, встает сложность с глубиной. В некоторых описаниях судно найдено на глубине 80 метров, в других 54 метра. Личное мнение автора издания, глубина на месте гибели «Принца» не более 30 метров. Известно, что судно получило повреждения, ударившись о прибрежную скалу. Второе: вряд ли молодые водолазы тренировались на глубине более 30 метров.

U-18
Германская подводная лодка II B серии. Спущена на воду в 1935 году.
Водоизмещение: 250 т
Длина: 42,7 м
Ширина: 4 м
Глубина погружения: максимальная — 150 м,
рабочая — 80 м
Вооружение: 2 20-мм зенитных автомата, 3 533-мм торпедных аппарата (5 торпед); возможно принятие на борт 18 мин вместо торпед.

Подводная лодка U-18 20 августа 1944 г. была тяжело повреждена советской авиацией в Констанце и 23.08.1944 г. затоплена своим экипажем на внешнем рейде, в конце 1944 г. поднята Аварийно-спасательной службой Черноморского флота. 14.02.1945 г. поставлена на прикол. 26.05.1947 г. потоплена артогнем советской подводной лодки М-120 во время учений.
Согласно данным источников, точка затопления 44°20’N 33°20’E.
Глубина более 1000 метров.

U-24
Германская подводная лодка II B серии.
Спущена на воду в 1936 г.
Водоизмещение: 250 т
Длина: 42,7 м
Ширина: 4 м
Глубина погружения: максимальная — 150 м,
рабочая — 80 м
Вооружение: 2 20-мм зенитных автомата, 3 533-мм торпедных аппарата (5 торпед); возможно принятие на борт 18 мин вместо торпед.

Подводная лодка U-24 20 августа 1944 г. тяжело повреждена советской авиацией в Констанце и 23.08.1944 г. затоплена своим экипажем на внешнем рейде, в конце 1944 г. поднята Аварийно-спасательной службой Черноморского флота. 14.02.1945 г. поставлена на прикол. 26.05.1947 г. потоплена торпедами советской подводной лодки М-120 во время учений.
Согласно данным источников, точка затопления 44°20’N 33°20’E. Глубина более 1000 метров.

С-32
Подводная лодка IX-бис серии. Заложена 5.10.1937 г. на заводе № 198 в Николаеве. 27.04.1939 г. спущена
на воду. 21.04.1941 г. вошла в состав Черноморского флота.
Водоизмещение,т 837/1073
Размерения,м 77,7 х 6,4 х 4
Дизели, л.с 4000
Эл. Моторы, л.с 1100 Скорость,уз 19,5/9 Дальность,миль 8200/135
Глубина погружения,м 100 Вооружение: Торпедные аппараты,шт 6х 533 мм
Орудие 100 мм, шт 1
Орудие 45 мм, шт 1
Экипаж 45 чел.

По архитектуре эти субмарины типа «С» представляли собой полуторакорпусные подводные лодки смешанной конструкции, у которых прочный корпус был клепаным, а легкий — сварным. «Эска» имела семь отсеков; три из них являлись отсеками-убежищами и отделялись сферическими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 атмосфер. Конструкцию прочного корпуса отличала высокая технологичность — главным образом, за счет отказа от разноса стыков и пазов и упрощенной формы цилиндрических и конических секций. Прочная рубка была овальной, благодаря чему уменьшалась ее ширина и, соответственно, сопротивление воды при движении под водой.

Система всплытия подлодки при своей простоте отличалась высокой эффективностью. Балластные цистерны осушались не насосами, а отработанными газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного продувания. Все цистерны главного балласта, кроме кормовой, оснащались кингстонами оригинальной схемы.
Заложена 15.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 27.04.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ.

Участвовала в Великой Отечественной войне. В своем первом боевом походе С-32 (командир — капитан-лейтенант С.К. Павлен¬ко) несла дозорную службу в районе мыса Сарыч (15.7-5.8.1941). Вскоре после возвращения она была направлена к мысу Эмине (25.8-8.9.1941), где с нее на вражескую территорию была высажена группа болгарских коммунистов. Днем 31-го «эска» попыталась выйти в атаку на небольшой конвой, но ее обнаружил и атаковал гидросамолет. В ночь на 6 сентября она едва не столкнулась с эскортом танкеров «Тампико» и «Суперга». Обнаружив дым, Павленко объявил боевую тревогу, решив стрелять из надводного положения. Старшина, несший вахту в центральном посту, не понял команду и открыл кингстоны и вентиляцию цистерн главного балласта. Командир поздно заметил погружение лодки и приказал всплывать, когда вода уже подступила к рубочному люку. В последний момент Павленко успел спрыгнуть вниз и задраить люк, оставив на мостике четырех человек верхней вахты. Через полторы минуты С-32 вновь всплыла, но вахтенных на поверхности не оказалось.

В третьем походе (10-19.10.1941) Павленко наблюдал, как румынские корабли ставили мины у мыса Эмине (впоследствии на них погибла С-34), но не смог выйти в атаку из-за невыгодного курсового угла. Затем С-32 привлекалась к обстрелу крым¬ского побережья, а после ремонта совер¬шила один безрезультатный поход в район Ахтебол (7-25.3.1942). В апреле субмарина опять ремонтировалась, и с конца мая вошла в состав сил, выделенных для снабжения Севастополя. Начав свои транспортные рейсы одновременно с лодкой Белорукова С-31; С-32 до 20 июня успела совершить на один поход больше. Секрет заключался в следующем: она выходила из баз в темное время суток и благодаря высокой скорости хода успевала до рассвета отойти далеко от берега. Днем она так¬же продолжала следовать в надводном положении, в связи с чем затрачивала на рейс от 17 до 22 часов — в среднем на треть меньше, чем другие субмарины. Всего С-32 доставила в осажденный город 320 т боеприпасов, 160 т продовольствия и бензина, а также вывезла 140 человек.

В свой последний поход лодка отправилась из Новороссийска 26 июня в 9.18. В Севастополь она не пришла.
Существуют две версии гибели подлодки С-32 (командир капитан 3 ранга С. К. Павленко). По первой, С-32 стала жертвой атаки итальянской сверхмалой подводной лодки СВ-3 (командир капитан-лейтенант Руссо) 26 июня 1942 г. в районе мыса Сарыч (или Ай-Тодор). В некоторых источниках указывается, что СВ-3 безрезультатно атаковала неизвестную подводную лодку не 26, а 15 июня 1942 г. По другой версии, корабль Павленко стал жертвой внезапного авиа¬налета, и 26.06.1942 г. была атакована в районе мыса Ай-Тодор самолетами немецкой 100-й бомбардировочной авиационной эскадры на переходе из Новороссийска в Севастополь, а перевозимый «эской» груз (40т. боеприпасов и 30т. бензина) способствовал ее быстрой гибели. На борту С-32 находилось 55 человек.

1.07.1942 г. С-32 была исключена из состава ВМФ.
Координаты гибели, по историческим источникам 44°12’N 33°48’E.
Глубина около 140 метров. Данных гидролокации района гибели субмарины нет.
По непроверенным данным субмарина в послевоенное время обнаружена на грунте.

Самолет «Бостон-А20»
Принадлежность СССР. Двухмоторный фронтовой бомбардировщик американского производства Douglas «Boston» А-20 серии Boston Ill («Havoc» — «Разрушитель»).

Дата гибели неизвестна. По всей вероятности, самолет потерпел аварию или был сбит немецкой авиацией, в годы Великой Отечественной войны.

От самолета практически ничего не осталось (фрагмент крыла, двигатель). Обнаружен случайно. Один звездообразный двигатель был поднят. Также был поднят пулемет импортного прозводства.

Большого интереса объект не представляет из-за доступности и отсутствия трофеев.
Глубина около 8 метров.

«Ленин»
Грузопассажирский пароход. Первоначальное название — «Симбирск», построен в Данциге в 1909 г.
Вместимость: 2713 брт
Длина: 94,8 м
Ширина: 12,6 м
Осадка: 5,7 м
Скорость: 16,5 узлов.

70 лет назад, 27 июля 1941 года, обороняющуюся Одессу всколыхнули страшные слухи — тысячи одесситов, вчера еще считавшихся счастливчиками, доставшими посадочный талон на пароход «Ленин» — самый комфортабельный пароход пароходства, вдруг стали считать «пропавшими без вести».
Шла война, никаких официальных сообщений не было. Были только слухи. А за распространение панических слухов по законам военного времени можно было получить пулю от патруля в ближайшей подворотне — без суда и следствия. Люди оставались в неведении и ждали.

Как свидетельствуют очевидцы, после первых слухов о гибели парохода «Ленин», число желающих эвакуироваться из Одессы резко упало. Тем более, что уже в августе в порт стали прибывать корабли Черноморского флота, транспорты с пополнением и снарядами. Фронт под Одессой стабилизировался, и одесситы восприняли это так, что город с ходу противнику не сдадут, предстоит длительная оборона.

Вскоре после ухода войск Одесского оборонительного района из Одессы (с 15 на 16 октября 1941 года) и ее оккупации, спустя некоторое время в городе появились первые свидетели катастрофы на пароходе «Ленин». Вернувшиеся принесли с собой ужасную правду — вместе с пароходом утонули почти все женщины и дети. Среди спасшихся, в основном, сильные и умеющие хорошо плавать мужчины — из мобилизованных и членов экипажа, профессиональных моряков. Слухи подкрепляли злорадные сообщения в газетах, описывавшие подробности коварства большевиков, бросивших на собственные мины своих граждан и пароход с «великим именем вождя».

Гибель парохода «Ленин» — одна из самых крупномасштабных морских катастроф XX века (с этой трагедией может сравниться разве что гибель санитарного судна «Армения» в ноябре 1941 года).

Итак, вот что свидетельствуют очевидцы той трагедии.
. Третьи сутки спустя как пароход «Ленин» отошел от одесского причала, капитан Борисенко ждал «добро» на выход в море. К Севастополю подошел теплоход «Грузия», вышедший из Одессы на два дня позже.

«На судне людей как сельдей в бочке, — свидетельствует пассажирка М. А. Чазова, — на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову. Кто-то узрел в этом «непорядок». На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором».

Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачей. Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время.
Наконец вечером 27 июля в 19 ч.15 мин. получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту».
«Ленин» и «Ворошилов» в сопровождении сторожевого катера «СКА-026» вышли в море, но конвой жестко ограничен в скорости передвижения: «Ворошилов» не мог дать больше 5 узлов.

Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский показал: «Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов я считаю преступным!»

Но в таком случае уместен вопрос: почему же тогда все молчали? Молчал капитан, молчали его помощники. Наконец, нельзя не сказать еще об одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят моряки, «дополнительный металл», — следовательно, необходимо было «устранить девиацию», дабы сделать более точными показания компаса.

Кроме того, в трюмы также был загружен металл в качестве необходимого груза (450 т), подлежащего перевозке в Мариуполь.
И наконец, последнее, также немаловажное: на пароходе «Ленин» почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для вычисления скорости судна был не выверен.

Итак, целый ряд упущений, ошибок плюс и преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс по узкому фарватеру в окружении минных полей. При этом для охраны «Ленина», «Ворошилова» и «Грузии», где в общей сложности находилось около 10 000 человек, был выделен лишь один сторожевой катер «СКА-026».

Южная ночь наступила быстро. Кромешная тьма окутала «Ленина», «Грузию», «Ворошилова» и сторожевой катер, следовавших в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка). Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту. Лоцман Свистун нервничал. По мере следования с берега «манипуляторная служба» по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней все не было, и не было возможности по пеленгу уточнить курс. Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение за мысом Фиолент. Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. «Флотского порядка» не было и в помине. Скорость хода была минимальная. Время 23 ч. 30 мин. Скоро Ялта.

В 23 ч. 33 мин. сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход «Ленин». Рвануло между трюмами № 1 и № 2. Пароход начал оседать носом и крениться на правый борт. Забегали люди, раздались крики: «Тонем!»

Капитан Борисенко дал ко манду: «Лево руля!» — и затем — «Полный вперед!» — в надежде поближе подойти к Крымскому берегу.

Очевидец Колодяжная: «В момент взрыва я спала в каюте. Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый борт. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна был примерно 15-20°. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды. Крен судна увеличивался. Меня мать тащила, к правому борту, а я ее к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери.

Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он встал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса людей, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу.
Продержалась на воде часа три, потом меня подняли на борт «Грузии».

Давно замечено, что в экстремальных ситуациях мало кому удается действовать логично, хладнокровно и целенаправленно. Охваченные паникой, люди часто обрекают на гибель себя и других. Страх перед смертью делает их «ненормальными». Знаменитая команда «Женщины и дети — вперед!» за всю историю катастроф на море спасла большое количество жизней.

Свидетельствует очевидец М.А. Чазова (ей было тогда 16 лет):
«Я проснулась от крика: «Вода!» Это кричали мои соседи — семейство с двумя детьми. Я быстро вскочила, подтянулась к иллюминатору и вылезла на палубу. Затем стала просить родителей этого семейства подать мне мальчиков — я бы их вытащила.
Но их мать решила вылезти первой. Полная, рыхлая женщина, ей это оказалось не под силу. Она плотно застряла в иллюминаторе, и мне невозможно было ее вытащить.

Я выбралась на верхнюю палубу. Прыгнула в воду. Судно по инерции еще двигалось вперед и заваливалось на правый борт. Мне казалось, что оно опрокинется и ударит меня мачтой. Отталкиваясь от борта, я плыла к корме.

Судно уже погружалось. Люди метались по палубам, ужасно кричали. Кто-то еще поднимал детей над водой, сам погружаясь в темную бездну. Человек, видимо, не умевший плавать, предлагал деньги за круг (весь этот кошмар мне потом снился, и я кричала во сне). Платье мне мешало — сняла.
Несколько катеров прошло совсем рядом. Где-то кричали: «На катере!» Я тоже кричала. Было обидно, что нас не подобрали. Кругом темень. «

Пароход «Ленин» погрузился в воды моря за 7—10 минут. Шедшая в кильватере «Грузия» приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду по трансляции: «Спустить шлюпки на воду!» Не разобрав в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. «Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам «Ленина» — хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустили на воду лишь через 30 минут.

Конечно, многие члены экипажа парохода «Ленин» вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки. «Грузии», «Ворошилову» и подоспевшим катерам удалось спасти в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек. В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умел плавать, тонули мгновенно. Многих увлекла в пучину намокшая одежда. Погибло, по разным данным, от 650 до 2500 человек.

О бесславной гибели «Ленина» ходило много слухов. Суд был скорый. Было выяснено, что из-за приблизительной и неточной прокладки курса «Ленин» мог «задеть» у мыса Сарыч самый край минных заграждений и подорваться. В этом узрели вину лоцмана и его неопытность. Однако было странно, что прошедший правее и мористее «Ворошилов» остался невредимым. Следовательно, «Ленин» мог напороться на плавающую мину, сорванную с минрепа. Таких мин плавало довольно много и после войны, отчего пассажирские суда по Черному морю долгое время ходили только днем.

Торпедная атака румынской подводной лодки была маловероятна. Для нее большой преградой было минное поле. К тому же такая субмарина под названием «Дельфин», по данным разведки, в это время находилась в другом районе Черного моря.

Капитан Борисенко и его помощники затруднялись назвать не только количество погибших, но и общее количество пассажиров. Было ясно, что более всего погибло детей, женщин и стариков.

Бывший лоцман лейтенант Иван Свистун был разжаловал и приговорен к расстрелу. 24 августа 1941 года приговор был приведен в исполнение. Позднее он был посмертно оправдан за отсутствием состава преступления.

Судно затонуло согласно архивным данным в точке 44°20’N 33°44’5″ E на глубине 94 метра. Состояние корпуса судна отличное. Носовой трюм открыт.

Внутри трюма полное отсутствие груза.

«Гидрограф»
Гидрографическое судно. Вступило в строй в 1892 г., до 1924 г. — минный заградитель. До 31.12.1922 г. носил название «Дунай», затем до 1.01.1932 г. — «1 Мая».
Водоизмещение: 1380 т
Скорость: 10,5 уз.
Вооружение: 1 76-мм орудие
Экипаж: 59 человек.

4 ноября 1941 г. гидрографическое судно «Гидрограф» на буксире сторожевого корабля «Петраш» вышло из Севастополя в Туапсе. В 15 ч. 08 м. корабли зашли в Ялту. После выхода из Ялты корабли были атакованы авиацией противника. В результате повреждений, полученных от разрывов бомб, на «Гидрографе» возникла течь, поступление воды остановить не удалось, и он затонул в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди личного состава не было. Координаты гибели отсутствуют. На расстоянии 19 миль восточнее Ялты глубина Черного моря около 1000 метров.

«Армения»
Принадлежность СССР. Санитарный транспорт. Бывший грузопассажирский теплоход. Спущен на воду в 1928 г. В составе Черноморского флота с 08.08.1941г.
Вместимость: 4727 брт. Скорость: 14 уз.
Длина 81,7 метра.

Одна из самых страшных в истории человечества и загадочных катастроф на море. Она унесла ориентировочно 7 тысяч человеческих жизней, в несколько раз больше, чем трагическая гибель «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых. Парадоксальным в этой трагедии является то, что «Армения» имела все возможности совершить этот переход в ночное время и со 100-процентной гарантией целой и невредимой прибыть в Туапсе. Однако из-за совершенно непонятных и необъяснимых приказов командования Черноморским флотом теплоход вышел в море утром 7 ноября и погиб.

Теплоход «Армения» был спущен на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. «Армения» входила в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли «рысаками». Они обслуживали линию Одесса — Батуми — Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста. Взглянув на него, капитан теплохода Владимир Яковлевич Плаушевский заметил старпому: «Не думаю, что это поможет нам!».
И действительно, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а объятая пламенем «Аджария» выбросилась на мель близ Одессы. В августе погиб пароход «Кубань». После этого на «Армении» были установлены четыре 45-мм пушки.

Между тем Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту «Армении» шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.

Наступление 11-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение. Однако это не спасло от ужасной неразберихи. Пытались эвакуировать все подряд, не задумываясь о будущем.

Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход «Армения». Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на «Армению».

Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать «Армению», хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты.

Выход из Севастополя в светлое время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ — зайти в Балаклаву. Там к «Армении» подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взял курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя — практически весь врачебный состав Черноморского флота.

В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход «Армении» запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00.

Здесь история задает вопрос: чем руководствовался капитан «Армении» Владимир Плаушевский, выводя судно в море в светлое время суток в нарушение приказа командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского? По мнению одних, Плаушевский, полагая, что город недостаточно оснащен средствами противовоздушной обороны, просто не видел смысла оставаться в порту Ялты, где неподвижный теплоход представлял собой отличную мишень для гитлеровских пилотов — тем более что немецкие войска были уже на подходе (советские части оставили Ялту 9 ноября). Другие считают, что капитану пришлось подчиниться давлению со стороны сотрудников НКВД, которые находились на борту и стремились как можно быстрее покинуть Крым, чтобы и самим спастись и не позволить немцам захватить упомянутый ценный груз.

Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было обнаружено самолетом разведчиком германских ВВС и затем атаковано немецким бомбардировщиком. По официальной версии, случайно оказавшийся над этим участком моря «Heinkel He 111» сбросил на судно две торпеды, одна из которых достигла цели.

Другие же источники со ссылкой на очевидцев рассказывают, что «Армению» разбомбили сразу восемь «Junkers Ju 87». Вражеские бомбардировщики якобы целенаправленно шли на госпитальное судно, на борту и палубе которого были нарисованы красные кресты, и методично забрасывали его бомбами. То, что немцы не стеснялись бомбить госпитальные суда, — исторический факт, но все же сомнительно, чтобы целую эскадрилью специально отправили для уничтожения забитого ранеными транспорта.

Так или иначе, перегруженный пассажирами, многие из которых были лежачими ранеными, теплоход затонул за четыре минуты. Из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту, в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — семь (даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше). Судно в момент гибели сопровождали два советских сторожевых катера и два истребителя И-153, хотя и это утверждение тоже оспаривается.
Главной причиной гибели теплохода стали преступные приказы командования и действия капитана судна, в результате которых «Армения» вышла в море в светлое время суток. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море.

Свыше полувека документы, касающиеся потопления «Армении», хранились под грифом «Совершенно секретно». Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. Видимо власти считали, что моральные издержки от разглашения тайны гибели тысяч людей обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели «Армении», чтобы, согласно официальным заявлениям, превратить погибший теплоход в «Международный морской мемориал».

В поиске места гибели «Армении» им оказали помощь ученые из России и Германии. Российская ФСБ предоставила украинским исследователям возможность работать с секретными документами. Однако найти достоверные архивные материалы о гибели «Армении» так и не удалось. В мае 2006 года к поиску «Армении» приступил американский исследователь Роберт Баллард — руководитель Института океанографии и океанологии, тесно связанного с ВМС США. Ранее ему удалось обнаружить «Титаник» и ряд других загадочно пропавших судов, но на этот раз и он потерпел неудачу.

Однако еще до того, как к поискам «Армении» привлекли Балларда (который, к слову, был больше заинтересован в поисках у берегов Крыма подтверждений теории о Великом потопе), по некоторым данным следы «Армении» обнаружили другие исследователи. По крайней мере, об этом говорилось в статье «Армения найдена!», опубликованной в шестом номере журнала «Нептун» за 2008 год. Статья, в частности, рассказывала о том, что благодаря уникальному поисковому комплексу группе российских и украинских ученых удалось обнаружить в районе гибели «Армении» (в 15 километрах от берега между Ялтой и Гурзуфом) три затопленных судна различных размеров. Одно из них, по результатам дистанционного зондирования, было опознано как «Армения».

Утверждалось также, что на затопленном судне, которое лежит под семиметровым слоем ила на глубине 520 метров, ученые «дистанционно обнаружили признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов». В статье упоминалось множество косвенных признаков, по которым ученые идентифицировали судно, как то: большое количество человеческих останков в виде костей, расположение корпуса носом на юго-восток (то есть в том направлении, куда шла «Армения» перед гибелью) и так далее.

Казалось бы, в поисках погибшего теплохода поставлена точка. Однако позже, руководитель Центра подводных исследований при Академии наук Украины Сергей Воронов заявил, что после получения отчета о вышеупомянутой экспедиции на место, где вроде как должна была находиться «Армения», был отправлен подводный аппарат «Лангуст» (глубина погружения — до 600 метров), который ничего не нашел. С другой стороны, отмечали специалисты, у «Лангуста» не было аппаратуры, позволяющей обнаружить объект под толстым слоем морского ила.

Так или иначе, участок морского дна, где предположительно находятся останки судна, исследован уже довольно тщательно — как признается Воронов, осталось лишь два небольших квадрата. Ранее они были недоступны из-за глубины, на которую не мог спуститься сменивший «Лангуста» украинский телеуправляемый подводный аппарат «Софокл» — самое совершенное устройство подобного рода, которым до сих пор располагали местные ученые. Теперь в Центре рассчитывают на французский аппарат «Архимед», способный погружаться на запредельную глубину в 11 километров.

Поиск «Армении» осложняется тем, что останки судна, по-видимому, лежат в слое сероводорода, концентрация которого резко возрастает в Черном море начиная в среднем с глубины в 150 метров. В то же время в сероводороде хорошо сохраняется бумага, а это дает нам шанс найти целыми документы из капитанского сейфа «Армении», которые могут пролить свет на одну из самых больших загадок Второй мировой войны. Так или иначе, на сегодняшний день эта тайна надежно спрятана в глубинах Черного моря. Таким образом, мы и сегодня почти ничего не знаем об этой одной из самых масштабных и трагических катастроф на море!

Архивные координаты точки гибели судна 44°15,5’N 34°17’E. По данным координатам объекта нет.
Предположительная глубина колеблется от 250 до 1200 метров.

Это были самые трагичные моменты из истории черноморских катастроф. Безусловно, есть ещё масштабные гибели военных кораблей и не менее волнующие истории человеческих трагедий на море. Однако, по количеству жертв среди гражданского населения, этот район Черного моря несет скорбное лидерство. В следующий раз мы отправимся дальше на восток и, в числе других погибших кораблей от Гурзуфа до Керченского полуострова, я поведаю Вам о самых крупных потерях среди боевых кораблей Черноморского флота за всю его историю. Всем добра!

Источник

Читайте также:  Чюрленис симфоническая поэма море ноты
Оцените статью