- Что стало с айсбергом после его встречи с «Титаником» и при чем тут Россия
- История Титаника: айсберг ли виноват в крушении?
- Крупнейший корабль в мире
- Подготовка к плаванию и крушение
- Только ли айсберг стали причиной?
- Титаник-2
- Крушение «Титаника» — легендарная и страшная трагедия 1912 года
- Столкновение «Титаника» с айсбергом
- Дальнейшая хронология трагедии
- Характеристики «Титаника»
- Состав экипажа и пассажиров
- «Титаник» в книгах и фильмах
- Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики
Что стало с айсбергом после его встречи с «Титаником» и при чем тут Россия
О том, что было с айсбергом в момент, так сказать, встречи с «Титаником» и в 1-ые несколько часов после этого, знают многие. А благодаря фильму режиссера Джеймса Кэмерона некоторые даже запомнили, что эта глыба льда оказалась на участке трансатлантического пути раньше времени, обычного для своих ледяных собратьев.
А поскольку вы в курсе об этом, остановлюсь я на другом: что стало с этим невезучим ледяным «пловцом» после 15 апреля 1912 г. и как он был связан с Россией?
Вообще в качестве движущих сил данного айсберга разные ученые называют различные стихии:
См. об этом подробнее, например , публикации в журнале Weather от специалистов из Шеффилдского университета, а также работы: Olson D. W., Doescher. Did the Moon Sink the Titanic? // Sky & Telescope. 2012; Bigg G., Billings S. The Iceberg Risk in the Titanic Year of 1912. Was It Exceptional?
1) ветры, дувшие весной 1912 г. в определенном направлении и подталкивавшие плавучие льды к территории судоходных путей;
2) холодное Лабрадорское течение, направление которого в том месяце так неудачно для «Титаника» совпало с направлением ветра;
3) высокие приливы;
4) приближение Луны к Земле, повлиявшее на усиление приливов. Сложно сказать, чего больше в этой версии – эзотерической мистики или научных расчетов.
В частности, ученые подсчитали, что за 3 месяца до того, как «Титаник» начал печальное шествие, наш спутник приблизился к Земле мaкcимaльно близко за последние 1400 лет;
5) прохождение Землей перигелия. Кто не в курсе – объясняю проще: наша планета приблизилась на нaибoлee близкое возможное расстояние к Солнцу.
Сопоставляя этот факт с предыдущим, некоторые ученые делают вывод о том, что айсберг не зря оказался в той точке в то время, да еще и вместе со «свитой» (утром после столкновения наблюдатели увидели не только самог о виновника, но и порядка 20 больших ледяных глыб примерно по 60 метров в высоту, а также много других поменьше).
Наконец, подберемся к вопросу о том, как в связи с этим айсбергом «всплыла» Россия.
Исследовав ocтaтки главного айсберга, внесшего основной «вклад» в грустную историю, ученые вывели, что возраст этого старичка составляет не меньше 3 тыс., а то и 4 тыс. лет, а место его зарождения на свет – воды рядом с Гренландией.
Там он начал путь от мелкой ледышки до постепенного наращивания объемов, пока не набрал 100 метров в высоту, а приблизительно в июне 1910 г. не выдержал набранного веса и отломился от общего ледяного панциря.
После этого кoвapный обломок около 2 лет странствовал по северным водам, прежде чем подплыл к стоянке в северной Атлантике, как пират в засаде, поджидая какой-нибудь незадачливый лайнер.
Помимо названных выше изyмитeльных фактов (например, совпадение приближения Земли к Солнцу и к Луне), yдивляет тот факт, что после встречи с «Титаником» айсберг, на тот момент практически нисколько не видоизменившись, поплыл дальше, постепенно увлекаемый Гольфстримом.
Как многие помнят еще со школьных времен, Гольфстрим – течение не только мощное, но и теплое (у поверхности – порядка 25, а то и 26 °C, а на глубине 400 м – от 10 до 12 °C). Поэтому вполне логично, что айсберг потихоньку начал таять.
Добавим ту особенность, что это течение еще и быстрое (его средняя скорость – около 6 км/ч). Поэтому наш дотаивающий гигант, постепенно уменьшаясь в размерах, стал дрейфовать… ближе к Земле Франца Иосифа. Эта часть полярных владений относится к России, а конкретно – к Архангельской области .
И вот там кoвapную ледышку выкинуло на берег, где он пepeжил лишь 1 зиму, а на следующее лето постепенно растаял окончательно.
Вот так 3- или даже 4-тысячелетний гигaнт, странным образом оказавшийся на участке трансатлантического пути (в Гренландии ежегодно появляется около 30 тыс. новых айсбергов, но мало какие из них доплывают до этого пути), перестал существовать, словно бы выполнив свою печальную «миссию» . И дотаивать он приплыл на российский участок.
Вот так. Как говорил Остап Бендер, «судьба играет человеком, а человек играет на трубе» . или на рояле.
Источник
История Титаника: айсберг ли виноват в крушении?
«Титаник» — самое культовое морское судно, потерпевшее крушение. Корабль для своего времени был одним из лучших в мире по многим показателям. При этом избежать страшной трагедии не удалось: спаслось меньше половины пассажиров. В этом материале мы разберем историю «Титаника» и рассмотрим альтернативные версии трагедии.
Крупнейший корабль в мире
Конкуренция между компаниями «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» вынудила последних строить огромное судно, которое бы вмещало больше всего пассажиров, а также было бы максимально безопасным и комфортабельным. Так сначала появилось судно «Олимпик», а впоследствии и «Титаник». Герой данного материала получился поистине крупнейшим.
«Титаник» был 269 метров в длину, почти 30 метров в ширину и имел высоту от киля от верхней части трубы равной 55 метрам. Исполинские размеры журналисты часто сравнивали с городскими кварталами и многоэтажным домом. При этом лайнер мог разгоняться до 23 узлов (42 км/ч), а его водоизмещение составило более 52 тысяч тонн.
Для безопасности «Титаника» конструктор Томас Эндрюс создал двойное дно и 16 отсеков в корпусе. По его заявлению, при затоплении 4 из них корабль сможет остаться на плаву. Вкупе со стальным корпусом конструкция выглядела сверхнадежной. В те годы все считали «Титаник» непотопляемым кораблем.
Подготовка к плаванию и крушение
Из-за сезонности и высокой цены плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк не позволило «Уайт Стар Лайн» продать все билеты на «Титаник». Судно было рассчитано на примерно 2.5 тысяч пассажиров без учета членов экипажа. На деле же путешественников собралось лишь чуть более 1300. Экипаж насчитывал еще почти 900 человек, из которых 500 было обычной обслугой.
На лайнере находилось много состоятельных людей, большинство из которых были очень влиятельны в те годы. По невероятному совпадению Джон П. Морган и еще несколько миллионеров отказались от плавания в самый последний момент. Знали ли они что-то или это банальная случайность — этого мы не узнаем, наверное, никогда. В любой случае отказавшиеся от поездки стали невероятными счастливчиками.
14 апреля 1912 года «Титаник», путешествуя уже 5 день, следовал в пункт назначения. Температура воздуха резко уменьшилась до 0 градусов по Цельсию. Радисты лайнера получали многочисленные сообщения о находящихся в воде айсбергах. При этом судно по-прежнему двигалось на максимальной скорости. Когда айсберг заметили, было уже поздно — не помогла и корректировка курса. 15 апреля в 2 часа ночи «Титаник» утонул.
На сигнал бедствия быстрее всех приехал корабль «Карпатия», который находился менее чем в 100 км. Спасательные шлюпки «Титаника» заполнялись не полностью и преимущественную посадку отдавали женщинами и детьми. «Карпатии» удалось спасти около 700 людей, не менее 1496 путешественников погибли.
Только ли айсберг стали причиной?
В трагедии «Титаника» главную вину повесили на айсберг. Действительно, столкновение с ним привело к сильному повреждению корпуса лайнера. Странно здесь то, что сталь должна была выдержать такой удар и 16 разделенных отсеков не могли наполниться водой все и в короткое время. Эта нелепость разыграла фантазию многим конспирологам.
Кто-то даже выдвинул идею, что гибель «Титаника» — это начало Первой мировой войны, поскольку судно утопила немецкая подлодка. Конечно же в те годы, это было невозможно, поэтому данную идею быстро отвергли. Наиболее реалистично выглядит исследование Шенана Молони, который считает, что на «Титанике» перед отъездом возник пожар.
Журналист посвятил изучению 30 лет и выдвинул версию, что за 3 недели до отплытия на лайнере бушевал страшный огонь. Именно пожар ослабил стойкость корпуса «Титаника», в связи с чем айсберг легко потопил корабль. Из-за перспектив больших экономических потерь, вероятно, было решено пустить в плавание лайнер в таком состоянии.
Но в трагедии, как обычно бывает, виноват также и человеческий фактор. Почему были проигнорированы предупреждения о наличии айсбергов? Почему не снизили скорость при проходе в опасном районе? Правильно ли все сделал вахтенный помощник? И конечно же, не стоит сбрасывать со счетов погодные условия.
В этот день не было луны и морская гладь плохо освещалась. Из-за этого смотрящие могли пропустить айсберг. Также некоторые эксперты считают, что в тот день мог возникнуть ложный горизонт , из-за чего ледяную глыбу было трудно распознать.
Титаник-2
Трагичная судьба «Титаника» не оставляет умы многих людей по всему миру. Миллиардер Клайв Палмер решил изготовить к 2022 году новый корабль «The Titanic II» . Этот лайнер будет представлять собой некую копию оригинального судна. Новый «Титаник» будет также вмещать около 2.5 тысяч пассажиров и последует по маршруту Дубаи — Саутгемптон.
«The Titanic II» будет схож с оригиналом в плане интерьера. Пассажиром даже не будет доступен Wi-Fi. Хотя в плане безопасности и навигации будут учтены все новые наработки. Первоначально хотели, чтобы «The Titanic II» также испытал столкновение с айсбергом, но эта идея получила серьезную критику, и от нее отказались.
Трагичная судьба «Титаника» вызывает различные разговоры уже более 100 лет. Кто-то считает, что была возможность спасти всех пассажиров, кто-то вовсе убежден, что вместо «Титаника» был «Олимпик». Возможно, в будущем откроются новые страницы в истории гибели судна, и мы узнаем шокирующие подробности тех дней.
Источник
Крушение «Титаника» — легендарная и страшная трагедия 1912 года
«Титаник» — самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…
Столкновение «Титаника» с айсбергом
14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.
Так выглядела палуба первого класса «Титаника»: кадр из фильма Джеймса Кэмерона
Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.
Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота — глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.
Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено
«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог — он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.
Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.
Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена
Дальнейшая хронология трагедии
Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.
На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.
Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс — человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.
Томас Эндрюс — конструктор «Титаника»
Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.
А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.
Капитан «Титаника» Эдвард Смит: он погиб вместе со своим кораблём
Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов — ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.
Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» — всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.
В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.
Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!
На «Титанике» запускали белые сигнальные ракеты — на «Калифорниэне» думали, что это праздничный салют
В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.
По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.
«Титаник»: спуск шлюпок на воду
Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.
Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.
После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.
Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках.
Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека — это женщины и дети, 129 человек — мужчины, ещё 189 человек — члены корабельного экипажа.
Спасшиеся пассажиры «Титаника» на «Карпатии»
Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% — из кают второго класса, 25% — из тех, кто купил билеты третьего класса.
Характеристики «Титаника»
При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.
«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)
Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.
Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.
Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.
Пять повреждённых отсеков закрашены синим
Состав экипажа и пассажиров
Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.
Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни
В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.
Холл первого класса на «Титанике»
Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.
Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.
«Титаник» в книгах и фильмах
Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.
Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.
Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!
Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»
А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.
В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.
Постер фильма «Титаник» 1953 года
Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.
В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.
Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»
Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики
Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.
Крупный обломок «Титаника» на океанском дне
Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…
Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.
Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна
Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.
Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»
Источник