- Почему Айвазовский никогда не писал свои картины с натуры: интересные факты жизни художника
- Настоящее имя художника
- Айвазовский отказывался писать море с натуры
- Почему Иван Константинович писал пейзажи «на скорую руку»
- Секрет долгого хранения полотен
- Самый копируемый художник
- Почему Репин был шокирован встречей с Айвазовским
- Иван Айвазовский: «Море – это моя жизнь»
- Айвазовский без моря. Картины великого мариниста не о море
Почему Айвазовский никогда не писал свои картины с натуры: интересные факты жизни художника
Великим сделали художника Айвазовского морские пейзажи. Иван Константинович создавал картины почти мгновенно, никогда не писал море с натуры, а однажды чуть не довел до обморока своего приятеля Репина. Эти и другие малоизвестные факты о жизни мариниста — далее.
Настоящее имя художника
Ованнес Геворгович Айвазян — имя, данное художнику при рождении. Фамилию Айвазовский художник взял и переделал от фамилии «Гайвазовский», так называл себя его отец — армянин Геворг.
Имя Иван на армянском языке звучит как Ованнес, маринист остановился на русской версии имени.
Айвазовский отказывался писать море с натуры
Иван Айвазовский не писал море с натуры с тех пор, как заметил, что ценителей творчества куда больше интересуют картины, написанные им по памяти. Зачарованные зрители могли стоять часами, вглядываясь в эти полотна, а картины, написанные живописцем с натуры — не замечали. Иван Константинович обладал превосходной памятью и мог воспроизвести морской пейзаж в мельчайших деталях. Когда Айвазовский начинал писать море с натуры, он не успевал передать все его краски на холст: морские волны менялись каждую минуту.
Почему Иван Константинович писал пейзажи «на скорую руку»
Картины Айвазовский писал быстро: художнику нужно было потратить меньше двух часов на написание одного полотна. По признанию мариниста, ему нужно было высказаться сразу, он не мог «месяцами корпеть над холстом». Над самой длительной в жизни работой просидел десять дней. Полотно «Среди волн» получилось внушительного размера — 284×429 сантиметров.
Секрет долгого хранения полотен
Картины Айвазовского хранятся почти в первозданном виде на протяжении десятилетий. На них абсолютно нет трещин. Современники Айвазовского полагали, что Иван Константинович знал какие-то секретные вещества и использовал их в работе с красками. В действительности секрет заключался в особой технике работы, называется она лессировка или глизаль. Маринист писал полотна в несколько слоев. Он использовал в работе прозрачную краску, каждый из ее слоев должен был обсохнуть, прежде чем наносился следующий.
Самый копируемый художник
Иван Константинович один из немногих великих художников, признанных при жизни. Многочисленные выставки работ на родине принесли ему славу и за рубежом. Мариниста заметил Папа Римский, он решил купить полотно «Хаос. Сотворение мира», но художник преподнес понтифику свое творение в подарок.
Широкая известность художника поспособствовала появлению большого количества подделок. Пожалуй, Ивана Константиновича подделывают чаще других живописцев. Подлинность полотен поддается проверке, но это очень дорогое удовольствие. За годы творчества Айвазовский создал более шести тысяч полотен, хотя официально названа совсем другая цифра — пятьдесят тысяч картин.
Почему Репин был шокирован встречей с Айвазовским
Иван Константинович и Илья Ефимович были давними друзьями. Живописцы часто ходили друг к другу в гости. В один из визитов Репина Айвазовский решил подколоть приятеля — выставил свое полотно «Девятый вал», впоследствии ставшее знаменитым, перед входом в комнату. Илья Ефимович вошел первым, увиденное было для него полной неожиданностью, он вскрикнул и присел. У художника был шок.
Источник
Иван Айвазовский: «Море – это моя жизнь»
Рыбаки на берегу моря, 1852 г.
Художник-маринист* Иван Айвазовский прожил яркую и насыщенную жизнь. Уже в юном возрасте необыкновенный талант Айвазовского был оценен по достоинству самим императором Николаем I. Молодой художник учился у лучших мастеров живописи того времени и очень скоро превзошел даже своих учителей. Жизнь его была полна удивительных знакомств (в юношестве познакомился с А. Пушкиным) и незабываемых путешествий в самые красивые уголки земного шара. Однако, где бы он ни был и с кем бы ни встречался, его главной любовью всегда оставалась живопись, ничто и никто не мог заглушить его творческую натуру и страсть к рисованию, в особенности рисованию морских пейзажей. Богатейшее художественное наследие Айвазовского прямое тому свидетельство.
Иван Айвазовский родился 17 июля 1817 г., в Феодосии, в семье армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»). Семья была не особенно богата, поэтому отец его усердно трудился, а сам Айвазовский, повзрослев, также долгое время финансово поддерживал свою семью. Надо отметить, что художник был щедр не только по отношению к своим близким. Сделав себе имя уже в довольно молодом возрасте, Айвазовский выступал в качестве мецената для молодых начинающих художников, принимал активное участие в благоустройстве своей родной Феодосии. Более того, выстроив здесь особняк в итальянском стиле, он со временем превратил его в частный музей, открытый для посетителей. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского.
Феодосийская национальная картинная галерея им. Айвазовского
Один из немногих выдающихся художников, которые при жизни получили высокое признание и почет за свой вклад в отечественное и мировое искусство. И это, действительно, отрадно. И все же более отрадно то, что этот человек до самого конца оставался верным самому себе, своему творчеству и с неизменным упоением и мастерством продолжал писать свои любимые морские пейзажи. Согласно официальным данным, Айвазовскому приписывают создание более шести тысяч работ и организацию более 125 персональных выставок дома и за рубежом.
Национальная картинная галерея Армении
Признаюсь, тема моей сегодняшней публикации неслучайна. Этим летом мне довелось увидеть довольно обширную коллекцию этого гениального живописца в Национальной картинной галерее Армении (г. Ереван). И это было незабываемо. Как и многие люди, я была знакома с некоторыми работами Айвазовского на основе репродукций, однако, к счастью или к сожалению, никакая даже самая качественная копия не сравнится с оригиналом художественного произведения, в чем я и убедилась на собственном опыте. В настоящий момент в данной галерее представлено 28 картин Ивана Айвазовского. Выложу здесь те его произведения, что произвели на меня наибольшее впечатление.
Ной спускается с горы Арарат, 1889 г.
Описывать картины Айвазовского, на мой взгляд, бессмысленно. Каждый человек увидит их по-своему. Кто-то будет заворожен, кто-то, вероятно, в смятении поежится, но, самое главное, никто не останется равнодушным.
Венчание поэта в Древней Греции,1886 г.
Кому-то придутся по душе образы спокойного, умиротворенного моря:
Кого-то заденет за живое образ разбушевавшегося моря:
Кто-то не сможет оторвать взгляд от волшебного морского рассвета в тумане:
Неаполитанский залив в туманное утро, 1874 г.
Удивительно то, что многочисленные морские пейзажи Айвазовского никогда не повторяют друг друга, как и его муза — водная стихия, что каждое мгновение меняет свои очертания и краски. Любое его изображение моря, словно живой организм, дыхание которого явственно ощущается, стоит лишь внимательно присмотреться.
Спасающиеся от кораблекрушения, 1844 г.
Далее мне бы хотелось поделиться некоторыми интересными фактами из жизни Ивана Айвазовского. На мой взгляд, подобная информация всегда намного лучше раскрывает личность человека, чем самая детальная его биография.
1. Существует глубокое заблуждение, что Айвазовский никогда не видел моря. Возможно, этому причиной служит доподлинно известный факт о том, что художник часто создавал свои картины по памяти. На самом деле он вырос в Крыму рядом с морем, это была его родная стихия. Всю свою жизнь он стремился сюда, возвращался сюда и, в конце концов, обосновался здесь.
2. Айвазовский был также одаренным музыкантом. В детстве он самостоятельно научился играть на скрипке и впоследствии часто радовал своих близких и друзей своей игрой.
Рассказывают, что как-то в гостях у художника оказался русский композитор Михаил Глинка. Ему настолько понравились татарские мотивы, которые наигрывал на скрипке Айвазовский, что он даже включил сыгранный им небольшой отрывок в свою оперу «Руслан и Людмила».
3. Есть такое шутливое изречение: «Айвазовский принёс хаос в Европу». А началось все с того, что однажды Папа Римский увидел картину художника «Хаос. Сотворение мира» (рисунок). Она ему настолько понравилась, что он пожелал ее купить, однако художник преподнёс понтифику свою работу в подарок, после чего об Айвазовском впервые заговорили в Европе. Сейчас данное полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.
Хаос (Сотворение мира), 1841 г.
4. Примечательно, что именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Через некоторое время он получил престижную награду — золотую медаль французской Академии.
5. Во времена, когда не было фото и видео устройств, только живописцы могли запечатлеть происходящие вокруг них события. Поэтому, будучи на службе Главного морского штаба, Айвазовскому часто приходилось рисовать батальные сцены непосредственно с мест сражений с целью визуального документирования происходящих событий.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 г.
6. Первый брак Айвазовского оказался неудачным. Долгие годы художник был одинок и лишь в возрасте 65 лет обрел истинное семейное счастье, женившись на молодой вдове армянского происхождения Анне Саркисовой-Бурназян, которая, по его признанию, еще больше приблизила его к своим национальным корням.
Анна Никитична Бурназян, 1882 г.
7. «Взрыв корабля» (1900 г., Картинная галерея им Айвазовского, г. Феодосия) – последний (неоконченный) морской пейзаж художника.
За день до своего ухода мастер был полон решимости осуществить свое давнее желание – изобразить героический подвиг знаменитого грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий корабль у острова Хиос во время освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Но окончить работу он, к сожалению, не успел. Глубокой ночью жизнь его внезапно оборвалась. А картина так и осталась незавершенной на мольберте в мастерской художника.
*Маринист – художник-пейзажист, рисующий морские виды, сцены морских баталий и т.д.
Источник
Айвазовский без моря. Картины великого мариниста не о море
Море и Айвазовский вот уже полтора века — синонимы. Говорим «Айвазовский» — представляем море, а увидев морской закат или шторм, парусник или пенящийся прибой, штиль или морской бриз, произносим: «Чистый Айвазовский!»
Но сегодня «Артхив» покажет вам Айвазовского без моря.
Это графические автопортреты Айвазовского. Пожалуй, тут он неузнаваем. И больше похож не на собственные живописные изображения, а на доброго своего приятеля, вместе с которым в молодости колесил по Италии, — Николая Васильевича Гоголя. Автопортрет слева — ни дать ни взять Гоголь, сочиняющий «Мертвые души» за заваленным черновиками столом.
Еще занятнее — автопортрет справа. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой? Потому что скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Никто не помнил, кто подарил ее 10-летнему Ованнесу, мальчику из многодетной и бедной семьи армянских переселенцев в Феодосии. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Но это и не понадобилось. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Слух у него оказался великолепный. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию.
Интересный вопрос: почему на рисунке Айвазовский не упирает скрипку в подбородок, а держит ее наподобие виолончели?
А этот автопортрет Айвазовского просто для сравнения: в отличие от не столь широко известных предыдущих, читателю он наверняка знаком. Но если на первых Айвазовский напомнил Гоголя, то на этом, с холеными бакенбардами — Пушкина. Кстати, именно такого мнения была и Наталья Николаевна, жена поэта. Когда чете Пушкиных на выставке в Академии художеств представили Айвазовского, Наталья Николаевна любезно заметила, что художник своим обликом очень напоминает ей портреты молодого Александра Сергеевича.
Зимний обоз в пути (1857)
Зимний пейзаж. Иван Константинович Айвазовский, 1880-е
Петербург. Переправа через Неву. Иван Константинович Айвазовский, 1870-е
При первой (а если отбросить легенды — то и единственной) встрече Пушкин задал Айвазовскому два вопроса. Первый — при знакомстве более чем предсказуемый: откуда художник родом? А вот второй — неожиданный и даже несколько фамильярный. Пушкин спросил Айвазовского, не мерзнет ли он, южный человек, в Петербурге? Знал бы Пушкин, насколько оказался прав. Все зимы в Академии художеств юный Ованнес и вправду катастрофически мерз.
Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода?
Предательство Иуды. Иван Константинович Айвазовский, 1834
Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге бережно хранит эскиз Айвазовского «Предательство Иуды». Он выполнен на серой бумаге белилами и итальянским карандашом. В 1834-м Айвазовский готовил картину на библейскую тему по заданию Академии. Ованнес был по натуре довольно скрытен, любил работать в одиночестве и совершенно не постигал, как это его кумир Карл Брюллов в состоянии писать при любом скоплении народа.
Айвазовский, напротив, для работы предпочитал уединение, поэтому когда предъявил товарищам по академии «Предательство Иуды», оно оказалось для них полной неожиданностью. Многие просто не могли поверить, что 17-летний провинциал всего лишь на втором году обучения способен на такое.
Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. Иван Константинович Айвазовский, 1846
К 1845 году 27-летнему Айвазовскому, чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима, отдают дань уважения и в России. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное — официальный военно-морской мундир. Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Теперь Айвазовского обязаны пропускать во все русские порты и на все корабли, куда бы только он ни пожелал попасть. А весной 1845 года по настоянию великого князя Константина Николаевича художника включили в состав морской экспедиции адмирала Литке в Турцию и Малую Азию.
«Кофейня у мечети Ортакей» — один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Вообще, отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история. Он будет посещать Турцию еще не раз. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью. Но между этими наградами была и русско-турецкая война 1877 года, во время которой снарядом был частично разрушен дом Айвазовского в Феодосии. Однако знаменательно, что мирный договор между Турцией и Россией подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Бывая в Турции, Айвазовский особенно тепло общался с живущими в Турции армянами, те уважительно звали его Айваз-эфенди. А когда в 1890-е годы турецкий султан учинит чудовищную резню, в которой погибнут тысячи армян, Айвазовский демонстративно швырнет османские награды в море, сказав, что то же самое советует сделать султану с его картинами.
Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. Иван Константинович Айвазовский, 1862
Нельзя сказать, что Айвазовский в пейзаже «Ветряные мельницы в украинской степи…» неузнаваем. Пшеничное поле в закатных лучах — почти как зыблющаяся поверхность моря, а мельницы — те же фрегаты: у одних ветер надувает паруса, у других — вращает лопасти. Где и, главное, когда Айвазовский мог отвлечься от моря и заинтересоваться украинской степью?
Возвращение со свадьбы. Иван Константинович Айвазовский, 1891
Чумаки на отдыхе. Иван Константинович Айвазовский, 1885
Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков? Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. В 1853 году Турция объявила войну России, в марте 1854-го к ней присоединились Англия и Франция — началась Крымская война. В сентябре неприятель был уже в Ялте. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных — жену, четырех дочек, старую мать. «С душевным прискорбием, — сообщал художник одному из корреспондентов, — мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».
В наследии Айвазовского довольно много этнографически-жанровых сценок и украинских пейзажей: «Чумаки на отдыхе», «Свадьба на Украине», «Зимняя сцена в Малороссии» и другие.
Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева, предводителя дворянства Таврической губернии. Иван Константинович Айвазовский, 1848
Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Но вот этого господина он писал не раз. Впрочем, и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом». Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. В конце 1820-х годов ему все чаще стали поступать жалобы: в городе кто-то шалит — разрисовывает заборы и беленые известкой стены домов. Градоначальник поехал осмотреть художества. На стенах красовались фигуры солдат, моряков и силуэты кораблей, наведенные самоварным углем, — нужно сказать, весьма и весьма правдоподобные. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского.
«Рисуешь ты прекрасно, — согласился, встретившись с «преступником», Казначеев, — но почему на чужих заборах?!» Впрочем, он сходу понял: Айвазовские так бедствуют, что не могут купить сыну принадлежности для рисования. И Казначеев сделал это сам: вместо наказания он подарил Ованнесу стопку хорошей бумаги и ящик красок.
Ованнес стал бывать в доме градоначальника, подружился с его сыном Сашей. И когда в 1830 году Казначеев стал губернатором Таврии, он забрал Айвазовского, превратившегося в члена семьи, в Симферополь, чтобы там мальчик мог выучиться в гимназии, а еще три года спустя приложил все усилия, чтобы Ованнеса зачислили в Императорскую Академию художеств.
Когда выросший и прославившийся Айвазовский навсегда вернется жить в Крым, он будет поддерживать дружеские отношения с Александром Ивановичем. И даже в каком-то смысле станет подражать своему «названному отцу», усиленно опекая бедных и обездоленных и основав «Общую мастерскую» — художественную школу для местной талантливой молодежи. А еще Айвазовский по собственноручному проекту и за личные средства возведет в честь Казначеева в Феодосии фонтан.
Караван в оазисе. Египет. Иван Константинович Айвазовский, 1871
17 ноября 1869 года был открыт для судоходства Суэцкий канал. Проложенный через египетские пустыни, он соединил Средиземное и Красное моря и стал условной границей между Африкой и Евразией. Пропустить такое событие любознательный и все еще жадный до впечатлений 52-летний Айвазовский не мог. Он приехал в Египет в составе русской делегации и стал первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал.
«Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими», — был всегда убежден Айвазовский. А как раз солнца-то в Египте было в избытке — только работай. Пальмы, пески, пирамиды, верблюды, далекие пустынные горизонты и «Караван в оазисе» — все это осталось на картинах Айвазовского.
В 1895 году в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость — каталикос Хримян, глава Армянской церкви. Айвазовский возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новую и даже написал для нее алтарный образ. На торжественном обеде на 300 человек в Феодосии католикос пообещал художнику: «Я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой — Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ». В этом же году вдохновленный Айвазовский напишет картину «Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина».
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. Иван Константинович Айвазовский, 1895
Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) стал монахом, потом архиепископом и выдающимся армянским просветителем.
Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. Иван Константинович Айвазовский, 1883
Памятник братьям в Симферополе
Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.) Иван Константинович Айвазовский, 1892
Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причем влюбился совсем по-мальчишески — с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересекся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в черное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но ее он как будто видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному — дочкой, сестрой, женой. Навел справки: оказалось — вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.
17 лет они проживут в любви и согласии, а на этом прекрасном портрете её лицо наполовину скрывает газовая вуаль, так похожая на полупрозрачную поверхность воды с морских пейзажей ее великого мужа, Ивана Айвазовского.
Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский, 1882
А от себя добавлю — для меня самая любимая картина Ивана Константиновича Айвазовского не о море, вот эта:
Исаакиевский собор в морозный день. 1891г
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник