- Первая картина Айвазовского Этюд воздуха над морем 1835 г.
- Картины Айвазовского в Третьяковской галерее: перечень и описание
- Биография
- Картины Айвазовского в Третьяковской галерее
- «Вид Леандровой башни в Константинополе»
- «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»
- «Лунная ночь на Босфоре»
- Морской берег
- «Неаполитанский залив утром»
- «Радуга»
- «Черное море»
- Резюме
- Этюд воздуха над морем — первая картина Айвазовского Ивана Константиновича
- История картины: создание и первая выставка
- Биография автора
- Описание и характеристики полотна
- Цветовая гамма картины
Первая картина Айвазовского Этюд воздуха над морем 1835 г.
«Этюд воздуха над морем» — первая картина Айвазовского и картина «Вид на взморье в окрестностях Санкт Петербурга» во многом определили дальнейшее направление творческой деятельности художника. Сложно сказать, когда появилась задумка будущего полотна с «этюдом». Известно только, что в течение нескольких лет художник совершает ряд поездок, чтобы изучить природу моря. И вот, в 1835 году творец представляет на суд общественности свое творение, выставив его на академической выставке.
Публика тепло принимает картину, а совет присуждает Айвазовскому серебряную медаль. Даже спустя два года полотно продолжает поражать публику. За три морских пейзажа, в числе которых и «этюд» Айвазовский немного погодя получает еще одну награду – большую золотую медаль. Кроме того, ему дают задание: нарисовать целую серию картин, изображающих морские пейзажи.
Чем же так понравилась современникам картина молодого художника? В первую очередь первые зрители обратили внимание на необычную красоту моря, смелое наложение мазков и не слыханная колоритная гамма. Нникто ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах. То что, за первые картины он был награжден всего лишь серебрянной медалью, говорит о не дальновидности тогдашних академиков, в другом случае оценка была искусственно занижена по определенным причинам сего времени, то есть время не очень хороших отношений Айвазовского со своим первым учителем Ф. Таннером, из за разногласий с ним по поводу тематики работ. Как известно Таннер не терпел всякого вольнодумства и даже жаловался царю Николаю о наказании непослушного Айвазовского.
Эти первые произведения заставили современников обратить внимание на талант молодого мариниста, мало кто из них представлял, какое количество шедевров создаст этот гениальный художник в будущем. Этюд воздуха над морем был хорошим трамплином для еще молодого Айвазовского и вдохновил будущего художника к созданию многих впечатляющих и просто великолепных живописных работ.
В этй первой картине взможно не зная того, худжник раскрывал себя сам, как мариниста, он начал понимать, что море в его живописных работах — это именно его стихия. На этом выбранном пути последовательно продвигаясь к высшему мастерству и глубоким познаниям красоты моря, он по сей день демонстрирует нам свой непревзойденный талант и всем последующим поколениям.
Источник
Картины Айвазовского в Третьяковской галерее: перечень и описание
Иван Константинович Айвазовский — воистину величайший маринист всех времен и народов. Его работы будоражат умы и заставляют часами рассматривать картины в мельчайших подробностях. Его знают и восхваляют во всем мире. Где находятся картины Айвазовского, и куда нужно пойти, чтобы увидеть работы мастера? Обо всем этом читайте в нашей статье.
Биография
Будущий русский живописец, мастер-маринист армянского происхождения Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Будучи сыном армянского купца, Ованес (Иван) с самого детства развивался всесторонне, но наибольшее предпочтение отдавал рисованию и игре на скрипке. Благодаря хорошим и близким отношениям отца с главой Таврической губернии Иван смог обучаться в Таврической гимназии в Симферополе, после которой с легкостью поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. В академии Иван Айвазовский занимался пейзажной живописью в классе профессора Максима Воробьева и батальной живописью в классе профессора Александра Зауервейда.
Учеба в академии проходила весьма успешно и плодотворно. Именно там появляются первые картины мариниста: «Этюд воздуха над морем», отмеченная серебряной медалью на внутренней выставке и «Штиль», написанная в 1837 году, которая была отмечена золотой медалью первой степени.
Учитывая семимильные шаги на пути к успеху, советом академии было принято решение досрочно выпустить своего лучшего студента и предоставить ему возможность работать в Крыму самостоятельно, а после отправить за границу в командировку.
С этого момента начинается творческий путь выдающегося живописца, написавшего за свою жизнь более 6 000 картин.
Картины Айвазовского в Третьяковской галерее
Несмотря на внушительный список шедевров, в галерее взору посетителей предстают лишь семь из них. Перечень произведений Айвазовского следующий:
- «Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848).
- «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» (1835).
- «Лунная ночь на Босфоре» (1894).
- «Морской берег» (1840).
- «Неаполитанский залив утром» (1893).
- «Радуга» (1873).
- «Черное море» (1881).
«Вид Леандровой башни в Константинополе»
Картина была написана в 1848 году. И. К. Айвазовский часто путешествовал, и на пути ему встречались интересные архитектурные ансамбли, которые находили отражение в его работах. Леандровая башня, также известная как Девичья, была построена в начале XII столетия на небольшом островке Босфорского пролива и до сих пор освещает дорогу кораблям. Она же является и местом их швартовки.
На картине башня освещается заходящим солнцем, лучи которого, отражаясь от волн, придают морю перламутровые тона. На заднем плане, как бы «за спиной» Девичьей башни, расположились силуэты строений прекрасного города. Тона, в которых маринист изобразил «стража моря» и окрестности, придают картине романтическое настроение. В Третьяковскую галерею картина Айвазовского попала в 1925 году. Она сразу же нашла своих поклонников и почитателей.
«Вид на взморье в окрестностях Петербурга»
Удивительно, но на этой картине, написанной в 1835 году, в центре сюжета находится не море. Здесь оно играет второстепенную роль. Море мирно покоится под одеялом из плотных облаков, накрывающих небо. На картине морские волны не бушуют, не образуют пену, не бьются о нависшие скалы. Наоборот, оно выглядит очень спокойным, умиротворяющим.
На первом же плане художник изобразил лодку. Она увязла в песке. Старая, накренившаяся в бок, без паруса, она отслужила свой век тому человеку, который находится сидит на борту. Он так же, как и эта лодка стар и печален. Лодка больше не поймает веселый ветер, не отправится в дальнее плавание. Она либо продырявилась, либо просто рассохлась, и теперь на ее долю выпало медленно «умирать» на этом пустынном берегу. А где-то вдали, как бы дразня ее, белеет парус корабля, который отправился покорять новые моря и океаны. У него еще все впереди, и веселый ветер помогает ему плыть все дальше и дальше навстречу новым берегам.
«Лунная ночь на Босфоре»
Еще одна из картин Айвазовского в Третьяковской галерее. Пейзаж был создан мастером в 1894 году. Все элементы, представленные на картине, нанесены на холст по памяти. Художник обладал невероятной зрительной памятью, которая позволяла ему прорисовывать все мельчайшие детали в подробности.
Во главе картины — море. Айвазовский передал всю прелесть воды в лунном сиянии. Луна необычайно яркая, полная и не скрытая тучами. Где-то недалеко от берега люди плавают на лодках, а на самом берегу люди прогуливаются по вечернему Стамбулу. Несмотря на темную гладь воды, на картине изображен, скорее, поздний вечер, а не ночь. Небо еще не успело окраситься в темные краски, а значит, солнце еще не село до конца, а луна уже заняла свой трон.
Картина выглядит настолько реальной, что зритель медленно погружается в эту теплую и красивую ночь. Хочется так же, как и эти люди на берегу, впасть в безмятежность и просто гулять.
Морской берег
Написано полотно 23-летним маринистом в 1840 году. Картина Айвазовского «Морской берег» была написана на родине живописца — в Крыму. Нет ничего более привлекающего внимание, чем демонстрирующее свой характер море. Причем волны еще не начали бушевать. Они как будто только-только «разогреваются», чтобы превратиться в шторм. Особенно интересен на этой картине плавный переход светлой поверхности моря в почти темную. Это обуславливается тем, что чуть дальше от берега свинцовые тучи начинают сгущаться. В некоторых местах уже не могут достигнуть морской глади лучи солнца — приближается буря.
Смотря на картину зритель, как и персонаж, изображенный на ней, находится на самом берегу. Его взору открываются теряющие силу волны, которые, доходя до берега, разбиваются на миллионы маленьких брызг.
«Неаполитанский залив утром»
Еще одна картина Айвазовского в Третьяковской галерее. Это творение руки художника относится к периоду, когда он находился в командировке в Италии. Им в тот период было написано порядка 50 морских пейзажей.
В данной работе Ивану Константиновичу удалось полностью передать безмятежность неаполитанского утра. Пейзаж изображен в мягких тонах. За дымящимся вулканом Везувием видны первые лучи восходящего солнца. Море спокойно и красиво. Над ним еле-еле теплятся очертания полумесяца, который передает власть в руки солнцу. На переднем плане изображены рыбаки в своих лодках. Они обращены спиной к солнцу, что делает их силуэты слегка размытыми, но все же живыми.
Работа немного напоминает картину Айвазовского «Лунная ночь на Капри», которая не представлена в галерее. Это неудивительно, ведь художник, вдохновленный пейзажами Неаполя, создал в том месте большое количество произведений искусства.
«Радуга»
Каждая работа мариниста пропитана романтизмом. Он присутствует даже в изображении бури. Айвазовский в данной картине передал весь ужас и всю красоту огромной волны, которая закрыла собой горизонт. Отчетливо видно и то, как моряки, спасаясь от кораблекрушения, рискуют навсегда остаться в пучине волн разыгравшегося шторма. Однако в этом пейзаже ведущую роль занимают не они, а радуга. Это удивительное природное явление, проявляющееся при игре света. Радуга как будто является единственным светлым моментом в ситуации моряков. Она окрашивает водные брызги смертоносной морской воды в удивительно красивые цвета.
Картина настолько реалистична, что зритель практически становится участником событий. Когда стоишь перед это работой Айвазовского, хочется успеть набрать побольше воздуха, прежде чем волны обрушатся на лодку — и на зрителя. Корабль, покинутый экипажем, близок к тому, чтобы перевернуться и исчезнуть в пучине бушующих волн. Все как будто скоро закончится. А после этого тучи разойдутся и на море установится мир, где продолжит сиять радуга.
«Черное море»
Картина написана в 1881 году и тогда же приобретена создателем галереи. Во главе картины — сама стихия. Чувствуется, что вот-вот начнется буря, так как тучи уже сгущаются, а гребни волн заметно растут. Сама палитра полотна необычайно богата. В ней присутствуют и безобидные зеленые оттенки, напоминающие о былом спокойствии, и кусочек голубого неба, который помнит безмятежность, и чернеющие ближе к горизонту волны, символизирующие неизбежность разыгравшейся стихии. Небо и волна гармонично сочетаются друг с другом, стремясь стать единым целым. Отсутствие человека лишь придает творениям природы дополнительную самостоятельность — они кажутся живыми и всемогущими. Где-то вдалеке виднеется одинокий корабль. Он крошечный и беспомощный перед морем, которое способно поглотить его в доли секунды. Это лишний раз свидетельствует о ничтожности перед стихией и одновременно говорит об отваге мореплавателей. Она проявляется в жажде странствий, несмотря на непогоду.
Иван Константинович мастерски передал природу вещей. Картина вдохновляет, картина живет и заставляет жить зрителя. Она как бы намекает на то, что мы дышим, пока внутри нас кипит буря. Она призывает к пониманию нашей ничтожности, но вместе с этим намекает, что нужно не бояться плыть против течения.
Резюме
Иван Константинович Айвазовский сделал огромный вклад в развитие живописи. Его творения будоражат воображение, а мастерство признано во всем мире. Он неповторимый маринист, которому удалось передать всю мощь и красоту воды в своих картинах. Айвазовский заставил по-новому взглянуть на море и смог передать все ощущения от того, что ему самому удалось увидеть.
Его картины были приобретены не только богатыми особами, но и высокопоставленными лицами, среди которых Николай I, король неаполитанский Фердинанд II Карл, папа римский Григорий XVI. Признанная шедевром картина «Хаос» не просто потрясла воображение рапы, но и пополнила коллекцию редких картин Ватикана. Она и сегодня хранится там.
Для Айвазовского не страшно время. Его творения будут будоражить воображение еще не одну сотню лет. Он явил миру новое чудо света, благодаря которому истинные ценители искусства смогли вкусить прелести «айвазовского моря».
Источник
Этюд воздуха над морем — первая картина Айвазовского Ивана Константиновича
Пейзажная картина «Этюд воздуха над морем» — первое произведение, которое Айвазовский продемонстрировал широкой публике. Эта лаконичная работа отражает гармонию неба и морской глади на фоне заросшего травой берега. «Этюд воздуха над морем» не так известен, как более поздние произведения мариниста, но отражает момент самого раннего развития его уникального художественного метода, сделавшего Айвазовского одним из известнейших живописцев мира.
История картины: создание и первая выставка
Картина «Этюд воздуха над морем» была написана в 1835 г., когда юному художнику исполнилось только восемнадцать лет. Другое название полотна – «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». На момент создания картины Айвазовский обучался в Академии художеств, из чего можно сделать вывод, что написан «Этюд воздуха над морем» был именно в этом городе. В тот же год начинающий художник стал учеником знаменитого мариниста, француза Таннера.
Написать масштабную картину на тему петербургского взморья Айвазовскому подсказал Оленин, президент Академии. В сентябре 1836 г. маринист получил за готовую работу «Этюд воздуха над морем» Малую золотую медаль. В том же месяце состоялась персональная выставка его учителя, Таннера. Айвазовский выставил там несколько своих полотен, в том числе и «Этюд воздуха над морем». Картина имела такой успех, что Таннер почувствовал себя оскорбленным. Он пожаловался императору, потребовав снять произведения своего ученика с выставки. «Этюд воздуха над морем» и другие работы были сняты, и Айвазовский получил выговор, но остался в Академии. С Таннером он расстался – в 1837 г. его причислили к классу Зауервейда.
После снятия «Этюд воздуха над морем» был отправлен в музей Академии. На данный момент картина принадлежит Третьяковской галерее.
Биография автора
Ованес Геворкович Айвазян родился на Крымском полуострове, в Феодосии, в 1817 г. Происходил он из именитого армянского купеческого рода. После переезда в столицу имя юного живописца было изменено и стало звучать как Иван Константинович Айвазовский.
Будущий живописец получил отличное образование:
- Первым шагом к карьере Айвазовского стало училище в Феодосии.
- Затем он заканчивает симферопольскую гимназию.
- Наконец, в 1833 г. Айвазовский за счет градоначальника Казначеева поступает в Академию художеств в северной столице.
Еще будучи студентом, начинающий художник демонстрирует свои первые картины на выставке своего преподавателя, мариниста Таннера. Особого успеха при этом добивается работа «Этюд воздуха над морем». Результатом становится золотая медаль и разрыв с приревновавшим к успеху преподавателем. Завершает образование Айвазовский в классе баталиста Зауервейда, в 1837 г.
Как один из лучших выпускников Академии, маринист отправляется в путешествие по Крыму и Европе в поисках сюжетов для новых картин. В 1838-1840 Айвазовский исследует полуостров, в 1840-1844 гг. – совершает поездку по Италии, Швейцарии, Франции, Испании и другим странам Европы. По возращению ставшего мировой знаменитостью художника ожидает пост живописца при Главном морском штабе и звание академика. Айвазовский отсылает свои картины на выставки по всему миру.
Обосновался художник в Феодосии. Он очень любил этот город, сделал много для его благоустройства, занимался развитием инфраструктуры, открыл в Феодосии художественную галерею. Умер Айвазовский в своей феодосийской усадьбе, на заре нового века – в 1900 г.
Описание и характеристики полотна
«Этюд воздуха над морем» изображает человека, сидящего в лодке на побережье. Однако, главным объектом отображения на картине является небо и морская гладь на фоне желтовато-зеленой листвы. Силуэты лодки и мужчины в шляпе, устало склонившего голову, сидя на носу судна, в композиции «Этюд воздуха над морем» заметно затенены. Невозможно разглядеть ни устройства лодки, ни лица человека. Все это Айвазовский посчитал неважным – они добавлены на полотно «Этюд воздуха над морем исключительно для оживления и уравновешивания композиции.
По жанру картина «Этюд воздуха над морем» принадлежит к пейзажу в романтическом стиле. Оригинальные размеры холста – 133,6×107 см. Форма полотна – вертикально расположенный прямоугольник. Айвазовский написал работу «Этюд воздуха над морем масляными красками на холсте.
Цветовая гамма картины
Айвазовский выбрал для своей дебютной работы легкие, нежные, преимущественно полупрозрачные тона. В цветовую палитру картины художник включил следующие оттенки:
- Бледно-голубой.
- Ярко-синий.
- Серо-белый.
- Фиолетовый.
- Желто-зеленый.
- Темно-зеленый.
- Красновато-коричневый.
Особый интерес на полотне «Этюд воздуха над морем» представляет небо. Наполовину ясное, наполовину заслоненное набегающими тучами, одновременно яркое и хмурое, оно переливается всеми оттенками синевы: от серо-голубого до темно-фиолетового. Самая темная полоса — границы туч — пробегает почти по центру композиции «Этюд воздуха над морем», разделяя небо на две половины. Еще одна темная черта на картине – граница горизонта, где начинается вода. «Этюд воздуха над морем» изображает последнее тихим, спокойным и умиротворенным. На поверхности глади не видно ни единой волны – только солнечные блики оживляют морскую часть композиции.
Источник