Баренцево море трагедия 2020 декабрь

Почему выжили двое: Загадка гибели «Онеги»

Из девятнадцати человек экипажа рыболовецкого траулера «Онега», затонувшего близ берегов Новой Земли, спаслись только двое, судьба остальных неизвестна. Царьград разбирает все версии, которые рассматривает следствие.

Это случилось рано утром в понедельник, 28 декабря, когда экипаж траулера «Онега» принялся вытаскивать снасти с рыбой – так называемый ярус, оснащённый множеством крючков, который, образно говоря, зачёрпывает воду, проходя от кормы к рабочему борту.

Операция, в общем-то, стандартная – так делают ежедневно сотни и тысячи подобных судов, занимающихся промышленным ловом рыбы. Каждый член экипажа знает своё дело – где он должен находиться и какую работу ему предстоит выполнять.

Но в тот момент в Баренцевом море бушевал шторм (он продолжается и сейчас), волны поднимались до четырёхметровой высоты. При этом там, возле Новой Земли, стоит 20-градусный мороз: море не замерзает из-за тёплого течения Гольфстрим (собственно, поэтому там и идёт промысел даже зимой), но вода, попадая на палубу и вообще всё, что есть на судне, превращается в лёд, который нарастает глыбами.

В какой-то момент «Онега» перевернулась.

Читайте также:  Айвазовский берег моря восход

Спастись удалось только двум из девятнадцати членов экипажа (полный список ниже): второму помощнику капитана Владиславу Буторину и матросу Руслану Катюхину. Им повезло дважды – во-первых, оба были облачены в гидрокостюмы, во-вторых, в ледяной воде им пришлось продержаться относительно недолго – в 6.20, по официальным данным регионального главка МЧС по Мурманской области, траулер затонул, а через десять минут (в 6.30) их вытащил из воды подошедший к месту крушения траулер «Войково».

Вторпому и матросу, оговоримся ещё раз, повезло очень сильно – потому что, по данным Царьграда, трагедия случилась прямо в зоне прямой видимости с «Войкова», который находился буквально рядом и тут же поспешил на выручку.

По словам спасённых, они пытались удержать на плаву ещё одного товарища – матроса Юрия Шевцова, но не смогли, он утонул.

Главное, что они сообщили, – крушение произошло практически мгновенно.

На промысел выходят старые корыта

Официальных версий случившегося пока две, но на данный момент в качестве приоритетной рассматривается одна: нарушение техники безопасности при вытаскивании трала, из-за тяжести которого судно накренилось на один борт, зачерпнуло воду и перевернулось.

Вторая – обледенение – называлась изначально, но теперь она стала резервной, хотя не исключено, что роковым образом совпали оба обстоятельства.

«Онега» – судно старое, ему уже больше сорока лет. И небольшое для таких условий работы: всего около 40 метров в длину, с 6-метровой высотой бортов, водоизмещение 358 тонн.

В последний раз, как удалось выяснить Царьграду, оно проходило капитальный ремонт в 2012-м: восемь лет назад предыдущий владелец траулера проводил его глубокую модернизацию, в ходе которой проводились корпусные работы (тип «Тарту», строили его в Норвегии в 1979 году по проекту №1849, до 2003-го оно называлось Remifisk).

С тех пор судно было рабочей лошадкой. Официально сообщается, что «Онега» входила в состав флота рыболовецкого колхоза им. Калинина из Архангельска. Однако, по информации с сайта компании, ей принадлежит только четыре траулера – поновее.

Объясняется это, по данным Царьграда, просто: «Онега» в действительности принадлежит другой фирме, из Мурманска, которое сдаёт свои суда в аренду крупным промысловикам. Однако это не снимает с арендатора (или фактического оператора, если угодно) ответственности за состояние судна.

И это явление, увы, не редкое.

Но что делать? Все хотят кушать. Значит, надо работать. А в приморских городах и деревнях рыболовство – основной вид заработка. Второй вариант – уезжать на вахту на нефтегазовые точки. Все понимают, что эти посудины, на которых мы выходим в море, зачастую просто корыта, но ничего не поделаешь,

– рассказал один из моряков.

А рыбалка в такое время года в незамерзающем Баренцевом море – по сути, золотая жила. Даже простые моряки зарабатывают по несколько сотен тысяч рублей за рейс. Но за это, разумеется, приходится рисковать: все трюмы, куда складируется выловленная рыба, стараются заполнить под завязку.

Не факт, что все моряки были в гидрокостюмах

Промысловики действительно вынуждены пользоваться судами, которые не имели должной профилактики, то есть не проходили ни текущий ремонт (дважды в год), ни тем более капитальный ремонт (раз в пять лет), отмечает в беседе с Царьградом сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов.

Сейчас, по его мнению, основная задача – после того как выжившие моряки придут в себя, разумеется, – выяснить важнейшие детали: были ли у судна проблемы (возможно, капитан даже сообщал, кстати, об этом в докладных; то есть предстоит выемка документации фактического хозяина «Онеги»), сколько рыбы выловили (оценить заполненность хранилищ), а также в какой момент произошло, собственно, крушение.

Могли совпасть одновременно две причины: возможно, были проблемы с эксплуатацией, поскольку оно было сильно изношено, плюс обледенение. Конечно, могло случиться опрокидывание – в том случае, если судно встало бортом к волне. Тогда метацентрическая высота повышается в связи с наростом большого количества льда в верхней части судна, а это, бывает, целые тонны наледи,

По его словам, при появлении наледи (такое наблюдается нередко – при температуре от минус 5 и ниже) на боевых кораблях весь экипаж выходит рубить лёд – в буквальном смысле, топорами, и это очень сложно: надо самим привязываться, поскольку палуба тоже скользкая, ведь и она обледеневает.

Мне доводилось бывать на очень маленьком, правда военном, судне – сторожевом корабле 159-го проекта – во время учений в подобном бушующем море, и выйти на палубу было просто невозможно: с одной стороны, она обледеневает, с другой – волны её накрывают, – вспоминает Блытов. – Смыть может элементарно. Ещё вариант – если вода проникла во внутренние помещения и судно дало течь – особенно с учётом его возраста.

Так вот, в случае наледи корабль может идти только носом к волне в такой ситуации. А если судно потеряло ход, его просто могло повернуть бортом к волне, а дальше – гибель.

То есть когда судно развернулось бортом к волне, ничего уже не сделаешь, надо готовить спасательные средства – плоты, шлюпки с закрытым верхом.

Видимо, тем двоим, которые спаслись, удалось это сделать. Остальные, возможно, спускали другое, но не спаслись. Однако в такую погоду и грести сложно, а если есть мотор – не факт, что там было горючее, такой вариант тоже нельзя исключать,

Тем временем моряки рассказывают серьёзные детали: несмотря на технику безопасности, предписывающую работать на палубе в гидрокостюмах, не во всех расчётах, где приходится действовать экипажу, это удобно – они сковывают движения. Соответственно, не факт, что все были облачены в спецодежду и на «Онеге».

Владелец судна утверждает: с ним всё было в порядке

Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в которую входит колхоз им. Калинина, между тем утверждают, что с «Онегой» на момент выхода в море всё было в порядке.

Как сообщил директор кооператива «Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина» Андрей Заика, судно было полностью исправно, работы по техническому обслуживанию проводились вовремя и в полном объёме. Все необходимые процедуры и согласования перед выходом на промысел были соблюдены,

– отмечается в сообщении ВАРПЭ (есть в распоряжении редакции).

Причиной же трагедии в ассоциации называют «плохие погодные условия», поскольку в районе пропажи судна был шторм.

Кроме того, утверждается, что экипаж «Онеги» проводил «работы по предотвращению обледенения корпуса», но судно могло получить обледенение и в условиях сильного шторма – крен, что могло привести к затоплению.

В настоящее время Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта».

К месту крушения направлены три морских судна плюс самолёт Ил-38 Северного флота с четырьмя спасательными капсулами на борту, который должен с воздуха вести разведку территории – на случай, если кто-то всё-таки выжил и дрейфует на шлюпке.

СПИСОК ЭКИПАЖА «ОНЕГИ»

  1. Баранов Александр (капитан), 1973 г.р.
  2. Барри Моххамед, 1967 г.р.
  3. Безгузов Сергей, 1957 г.р.
  4. Бондаренко Игорь, 1967 г.р.
  5. Буторин Владислав, 1980 г.р. (спасён, жив).
  6. Елисеев Игорь, 1976 г.р.
  7. Жук Сергей, 1967 г.р.
  8. Катюхин Руслан, 1990 г.р. (спасён, жив).
  9. Капенкин Николай, 1966 г.р.
  10. Каширин Владимир, 1964 г.р.
  11. Курганский Степан (старпом), 1967 г.р.
  12. Монастырёв Антон, 1992 г.р.
  13. Пермяков Александр, 1992 г.р.
  14. Проняев Юрий, 1991 г.р.
  15. Тимербаев Владимир, 1982 г.р.
  16. Трухачёв Сергей, 1981 г.р.
  17. Шевцов Юрий, 1994 г.р.
  18. Щепин Евгений, 1972 г.р.
  19. Фурса В., 1959 г.р.

Крупнейшие ЧП с судами гражданского флота в России за последние 20 лет

2000 год

27 октября в Беринговом море буксир «Бодрый» попал в сильнейший шторм. И исчез с радаров. Погибли тринадцать человек.

8 ноября в Охотском море также во время шторма пошло ко дну рыболовное судно «Удача-1». Из десяти членов экипажа не выжил никто.

2003 год

3 февраля в проливе Босфор (Чёрное море) шторм разбил надвое сухогруз «Стрелец». Из четырнадцати моряков выжили только семеро.

29 марта в Ольгинском заливе Охотского моря затонула рыболовная шхуна «Виктория»: у неё обледенела носовая часть и она перевернулась. Погибло шесть рыбаков – одного, впрочем, смогли вытащить, но он скончался от переохлаждения.

2004 год

2 ноября 2004 года в Японском море потерпели крушение один за другим два судна с российскими экипажами.

Первым погиб сухогруз Arosa, перевозивший 4,4 тысячи тонн угля. Из пятнадцати человек спасли семь.

Вторым – лесовоз West, из двадцати семи человек выжили только двое.

Причиной катастрофы «Аросы» стала неправильная конструкция хранилищ, в которую залились огромные волны, из-за чего сместился центр тяжести и судно перевернулось. А «Вест» затонул по причине неверного распределения груза леса.

2005 год

16 сентября на Енисее, в устье реки Дудинки, перевернулся теплоход «Некрасов», погибло четырнадцать из двадцати четырёх пассажиров и членов экипажа. Причиной крушения стал почти троекратный перегруз овощей и фруктов. Среди погибших было двенадцать мигрантов.

2006 год

23 октября в Японском море у берегов Южной Кореи во время сильного шторма затонул лесовоз «Синегорье». Из восемнадцати членов экипажа погибли семеро. Судно было старое и набрало воды.

2007 год

11 ноября в Чёрном и Азовском морях в районе Керченского пролива и Новороссийска бушевал сильнейший шторм, привёдший к крушению несколько морских судов – четыре судна затонули, два танкера получили повреждения, шесть выбросило на мель. В результате в воду разлилось несколько тысяч тонн мазута, погибли восемь членов экипажа одного из судов.

2011 год

11 февраля в Охотском море пропал с экранов радаров траулер «Аметист». Обнаружить его удалось только полтора года спустя в заливе Шелихова. Погибли двадцать три члена экипажа.

10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул туристический теплоход «Булгария», который курсировал между Казанью и Болгаром. Судно попало в шторм, иллюминаторы не были задраены, в них залилась вода, потом возник крен, и в тот момент, когда «Булгария» стала поворачивать, её перевернуло. За несколько минут теплоход пошёл ко дну. На борту находился 201 человек, погибло 122, включая 28 детей.

2013 год

27 января в Японском море потерпело крушение судно «Шанс-101»: оно перевернулось во время шторма при выполнении манёвра на поворот – первой волной его накренило, второй окончательно развернуло вверх килем.

Из тридцати членов экипажа (российско-индонезийского) на спасательные плоты удалось выбраться половине, остальные погибли.

2015 год

2 апреля в Охотском море потерпел крушение траулер «Дальний Восток». Погибло шестьдесят два человека, семь числятся пропавшими без вести. Причиной крушения стало опрокидывание траулера из-за нарушений балластировки судна во время подъёма трала.

2018 год

25 января в Японском море во время шторма, в 100 километрах от побережья Приморского края, пропал траулер «Восток». МЧС России сообщило о срабатывании аварийного радиобуя судна. Спустя двое суток были обнаружены два плота, но без людей. Все двадцать членов экипажа признаны погибшими.

Источник

Прибыль дороже жизни. Владельцы судна «Онега» знали о непогоде, но не вернули его в порт

Рыболовный траулер «Онега» затонул в Баренцевом море вблизи Новой Земли. Спасти удалось лишь двух из девятнадцати рыбаков. Остальных продолжают искать, но шансов на их спасение практически нет. Лайф выяснил, что у судна были технические проблемы, но оно выходило в море. Траулер принадлежал структурам госинспектора Онежского национального парка. Это повод для проверки на конфликт интересов.

Фото © ТАСС / Артур Лебедев

13 декабря траулер «Онега» вышел в море из Мурманска. Согласно метеорологическим прогнозам, к двадцатым числам месяца ожидались резкое похолодание и сильный ветер. Владельцы судна об этом знали.

14 декабря «Онега» пришвартовался в норвежском городе Киркенесе и на следующий день убыл на промысел в открытое Баренцево море. Пару дней назад там его накрыл шторм, мороз достиг минус 30 градусов, в регионе началось обледенение судов. В таких случаях экипаж не возвращается в порт, а пережидает ненастье в море.

28 декабря ночью капитан траулера — Александр Баранов — ещё держал радиосвязь с Мурманском. Но в пять утра «Онега» вдруг подала сигнал о бедствии. По словам выживших, крушение произошло стремительно, когда на борт начали поднимать снасть для промышленной ловли. Судно накренилось, обледенение и шторм привели к его опрокидыванию. Находившихся на палубе людей смыло волной. Спустить шлюпки, закреплённые верёвками, они не успели. Быстро отвязать их в той ситуации было невозможно, а ножей у моряков с собой не было.

Прибывшее к месту происшествия судно «Войково» обнаружило перевёрнутый траулер, плавающий на поверхности мусор и двух выживших моряков в гидрокостюмах. Штурман Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин до последнего держали за руки своего товарища Юрия Шевцова. Но силы иссякли, руки замёрзли и удержать его они не смогли. Когда рыбаков поднимали на борт, тело их товарища пошло на дно. Оба получили обморожение. К счастью, их жизни и здоровью теперь ничего уже не угрожает.

Поиски остальных 16 человек продолжаются. Шансов мало, говорят эксперты. Вода в открытом Баренцевом море сейчас чуть выше нуля градусов. Если человек пробудет в ней дольше тридцати минут, даже в спецодежде, то умрёт от переохлаждения. Возможно, кому-то из членов команды удалось зацепиться за плавающие обломки и влезть на них. Остаётся только надеяться на чудо. К месту крушения прибыли ещё три рыболовецких судна. Оперативный дежурный также запросил помощи у командования Северного флота. Военные отправили на поиски людей Ил-38.

По факту трагедии архангельский отдел Следственного комитета на транспорте возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности. Следователи уже выехали на место происшествия. Свою проверку начала Мурманская транспортная прокуратура. В первую очередь следователи будут выяснять, кто погнал рыбаков в море, зная о грядущей непогоде. В рамках дела будут изучены обстоятельства гибели моряков, техническое состояние судна, его оснащение спасательными системами.

Если только чудо

Семьи пропавших ждут известий с моря, но признаются, что надежды почти не осталось.

— Сейчас будут поднимать только тела. Вы сами понимаете — мороз, в гидрокостюмах они могли пробыть только полчаса. Там уже живых не будет, — сказала Лайфу мать 38-летнего матроса Владимира Тимербаева.

Жена капитана «Онеги» Александра Баранова, Елена, съездила в офис владельца судна, но ничего о судьбе мужа узнать не смогла. Там её заверили, что делается всё возможное. Супруга 63-летнего механика Сергея Безгузова, Ксения, тоже пожаловалась Лайфу на отсутствие хоть каких-то вестей. На горячей линии ей ответили, что муж в списке разыскиваемых. Жене мастера обработки Мохамеда Барри не сообщили даже эти данные. В ещё большем неведении супруга 56-летнего повара с «Онеги» — Владимира Каширина. Она живёт на Украине, а он не оставил номер телефона для связи — уходил в море всего на месяц. Супруга старшего мастера Игоря Бондаренко была не в состоянии говорить о происходящем. Во время беседы с Лайфом она расплакалась и сказала только, что ждёт новостей.

Ирина Буторина, жена выжившего моряка Владислава Буторина, рассказала Лайфу о состоянии своего мужа

Старший помощник капитана «Онеги» Владислав Буторин уже позвонил жене и сообщил, что с ним всё в порядке.

— Он более-менее себя нормально чувствует. Я сразу сообщила всем нашим родственникам, чтобы не переживали. Сейчас сижу, жду его дома, больше информации никакой я не получала. Я услышала его голос — и это для меня сейчас самая главная информация, — рассказала Лайфу жена Буторина.

Ходивший под российским флагом рыболовный траулер «Онега» можно назвать ветераном. В распоряжении Лайфа оказалась техническая выписка на это судно. Его построили в Норвегии в 1979 году. Порт приписки — Мурманск. Экипаж — 19 человек. Владелец — архангельский рыболовецкий колхоз имени Калинина. Валовая вместимость — 368 тонн, скорость до девяти узлов, дизельный двигатель мощностью 486 кВт, один гребной винт. Вдобавок к общим характеристикам отмечается неприятный нюанс: подруливающее устройство этого судна не работало.

41-летний возраст «Онеги» — предел даже по невзыскательным российским меркам. Вот какие цифры приводит в научной статье 2013 года «Вопросы воспроизводства промыслового флота северного бассейна» доктор экономических наук А.М. Васильев.

— Средний возраст малых и маломерных судов в северном бассейне — 27,8 года. Учитывая, что их нормативный срок в советское время составлял 12 лет, можно говорить о чрезвычайно большом физическом и моральном износе прибрежного флота, — заключает Васильев. То есть плачевное состояние «Онеги» — это, увы, не исключение, а правило для регионального флота.

Колхоз одного инспектора

На сайте колхоза имени М.И. Калинина говорится, что это ведущий российский экспортёр рыбопродукции. В их каталоге на сайте представлены треска, пикша, сайда, палтус, камбала, окунь, зубатка и креветки. У колхоза есть штаб-квартира в Архангельске и филиалы в Мурманске и Москве.

Предприятие основали на советских руинах сразу после перестройки. Недавно в этой компании произошло экономическое чудо. В период 2015–2018 годов её ежегодные доходы не превышали 35 миллионов рублей, но в прошлом году выручка вдруг подскочила до 1,3 миллиарда. Между тем ни владельцы, ни руководители там не менялись.

Юрий Маслобородов. Фото © ВКонтакте

В совладельцах колхоза — десять человек. У каждого по 10% фирмы. Самый знаменитый из них — Юрий Маслобородов. Пару месяцев назад про него сообщала вся архангельская пресса. Он спас трёх рыбаков, которых унесло на лодке в открытое море. Подвиг был совершён Маслобородовым при исполнении своих служебных обязанностей — он служит инспектором национального парка «Онежское поморье». Следует отметить, что соучредителем и председателем колхоза до недавнего времени числился некий Дмитрий Пименов. Однажды он проговорился о том, как предприятие получает новые участки.

— В прошлом году нам удалось договориться с дирекцией национального парка «Онежское Поморье», которое согласовало колхозу маленький участок в самой узкой части Унской губы, исключив её из акватории национального парка в виде погрешности, — хвастался Пименов.

Получается, что парк выделил участок компании, где совладелец тот же Маслобородов. Это конфликт интересов.

Пименов уже оставил пост председателя. С недавних пор его сменил Андрей Заика. Это известный в регионе человек: в Сети есть сайт с компроматом на него. Его обвиняли в захвате управления над пятью рыболовецкими колхозами в Архангельской области, в невыплате зарплаты своим морякам, в манипуляции с квотами и в выводе средств. Заика является председателем Союза рыболовецких колхозов Архангельской области и в этом качестве уже комментировал крушение «Онеги». О том, что он руководит компанией, которой принадлежало затонувшее судно, Заика скромно умолчал.

Андрей Заика. Фото © FishNews

Следует отметить, что в статьях про Заику упоминается и Дмитрий Пименов — по информации архангельских журналистов, раньше он работал водителем у председателя колхоза.

В совладельцах колхоза также числятся многочисленные Мошковы и Мошниковы. Мошковы — близкие родственники инспектора нацпарка Юрия Маслобородова. Это легко определяется через соцсети и девичьи фамилии женщин из его семьи. Мошниковы, судя по всему, тоже родственники, только дальние. Некто Александр Мошников работает в «Правде Севера». Это издание очень комплиментарно пишет про Малобородова, Пименова, Мошковых и Мошниковых.

Источник

Оцените статью