Баренцево море утонули люди

«Буквально смыло с палубы»: в Баренцевом море затонуло судно с моряками

В понедельник, 28 декабря, около шести утра в акватории Баренцева моря вблизи Новой Земли Архангельской области затонуло рыболовецкое судно «Онега». На борту находились 19 моряков. Два человека спасены, еще один член экипажа найден мертвым. Поиски остальных без вести пропавших моряков продолжаются. По некоторым данным, причиной затопления судна могло стать обледенение. Хроника происшествия — в материале «Известий».

Под тяжестью льда

Информация о происшествии поступила спасателям в 7:30 по московскому времени.

«В 07:30 поступила информация о затоплении судна «Онега» № МК 0331 (порт приписки Мурманск) в акватории Баренцева моря вблизи Новой Земли Архангельской области. Экипаж 19 человек. Спасены два человека», — сообщали в МЧС.

По предварительной информации, причиной затопления могло стать обледенение судна. Дополнительно к месту трагедии направлены пять кораблей. Им нужно от трех до шести часов, чтобы добраться до места крушения. Как сообщает источник ТАСС, метеорологи предупреждали об угрозе обледенения.

«Идет поисково-спасательная операция, два человека подняты (они были в гидрокостюмах) на борт среднего рыболовного траулера «Войково», — уточнял в разговоре с «Известиями» пресс-секретарь Росморречфлота, советник заместителя министра транспорта Алексей Кравченко.

Сообщалось, что для поиска моряков готовится вертолет, но погодные условия для работы авиации сложные — в районе трагедии сильный ветер, снегопад и мороз.

Позже стало известно о том, что в море обнаружено тело одного из членов экипажа. «Это информация московского МСКЦ, могу только ее сообщить. Его нашли в море, он держался за спасательный круг», — сообщил капитан мурманского порта Эдуард Безукладов.

По факту затопления рыболовецкого судна в Баренцевом море Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3. ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Кроме того, Северо-Западная транспортная прокуратура начала проверку обстоятельств затопления «Онеги».

Ошибка или недосмотр?

Затонувшее судно вело рыбный промысел и, по словам председателя Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрея Заики, принадлежало рыболовецкому колхозу им. М.И. Калинина. Известно, что «Онега» была спущена на воду в 1979 году, а последний ремонт проводился в 2014 году. Вместимость судна — 358 т. Порт приписки «Онеги» — Мурманск, судно ходит под флагом РФ. Последний раз судно заходило в Мурманск 11 декабря.

Моряки затонувшего траулера «Онега»

Как рассказал РЕН ТВ бывший капитан «Онеги» Александр Забавников, судно было в хорошем состоянии. «При мне судно было в хорошем, рабочем состоянии. Никаких даже признаков не было того, что случилось. Во-первых, мы не знаем, что там случилось. Может быть, какое-то поступление воды или еще что-то… До этого я работал на нем три года, у меня таких проблем и вопросов не возникало», — рассказал он журналистам.

По словам бывшего капитана, владелец судна — одна из самых продвинутых компаний в Мурманске.

«Хорошая база флота, постоянно обновляется, новый пароход и т.д. Они смотрят за своими судами, тут ничего не скажешь. Тут, скорее всего, ошибка или недосмотр судовых специалистов», — предполагает Александр Забавников.

«Людей буквально смыло»

Как рассказали спасенные моряки (по некоторым данным, это матрос и штурман), катастрофа произошла стремительно. По предварительным данным СК РФ, на затонувшем судне сработал спасательный буй, о чем незамедлительно поступила информация в спасательную службу.

Затонувший траулер «Онега»

«Катастрофа произошла в сильный шторм, когда экипаж поднимал сеть с уловом. Все были в гидрокостюмах, но воспользоваться спассредствами не успел никто. Людей буквально смыло с палубы в море, — сообщил источник «Интерфакс» со ссылкой на выживших. — Один член экипажа, со слов спасенных, погиб, тело унесло в море. Остальных они потеряли из вида при затоплении судна».

Жизни спасенных моряков ничего не угрожает, их состояние медики оценили как удовлетворительное. Поиски еще 16 моряков продолжаются. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис поручил профильным министерствам правительства помочь семьям моряков с затонувшего траулера «Онега».

Большинство членов экипажа — уроженцы Мурманской области. Есть также уроженцы Житомирской, Днепропетровской, Брестской, Минской, Ивановской, Курской областей. Еще один член экипажа родился в Сьерра-Леоне. Телеканал РЕН ТВ публикует список экипажа «Онега».

Моряк затонувшего траулера «Онега»

По словам первого зампредседателя Российского профсоюза моряков Игоря Ковальчука, обледенение — очень коварная вещь.

«Потому что в таком случае нарушается центровка судна и оно может просто неожиданно перевернуться. Учитывая, что затонувшее судно старое, то на нем обледенение откалывается вручную. На новых судах могут быть предусмотрены системы обогрева, которые позволяют снизить опасность обледенения, — пояснил «Известиям» эксперт. — Если люди успели надеть гидрокостюмы, то шанс найти еще кого-то живым есть. В гидрокостюмах могут продержаться несколько часов».

Источник

Тяжелый трал?

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Виктории Абрамченко взять под личный контроль ситуацию с затонувшим судном. «Подключиться к работе служб, которые ведут поисково-спасательную операцию, и оперативно обеспечить родственникам погибших и пропавших моряков всю необходимую поддержку. Как психологическую, так и материальную», — распорядился глава правительства.

Как сообщили в аппарате вице-премьера, семьям рыбаков и членов экипажа будет оказана необходимая поддержка. Также оперативно создан штаб для расследования причин кораблекрушения.

По предварительным данным, судно пошло ко дну в штормовую погоду, когда поднимали рыболовный трал. У моряков даже не было времени что-то предпринять — сработал автоматический спасательный буй.

Поисково-спасательную операцию развернули так быстро, насколько это возможно. Уже через несколько часов на месте работали четыре судна того же рыболовецкого колхоза имени М.И. Калинина Архангельской области, что и затонувшая «Онега». Самолет провел авиаразведку. Работу координирует морской спасательный подцентр. Свою помощь предложило Министерство обороны РФ, но руководители операции решили, что сил и средств достаточно.

— Поиски моряков осложняются метеоусловиями — сильным ветром и волнением на море. К тому же световой день в тех краях сейчас составляет всего 52 минуты.

Известно, что члены экипажа находились в специальных гидрокостюмах. Самостоятельно добраться до берега они не смогли бы — до Новой Земли от места крушения 40 километров. Главная угроза для человека, оказавшегося за бортом, — холодная вода. Температура воздуха в том районе сейчас минус 12 градусов.

— Сколько у кого организм продержится, сложно сказать. Но длительное время находиться в холодной воде человек, конечно, не может. Обычно поисково-спасательная операция продолжается в течение суток, затем принимается решение о продолжении, приостановлении или прекращении работ, — пояснил представитель МЧС.

По данным Североморского территориального управления, технически судно было готово к работе в осенне-зимний период. Последнее освидетельствование «Онега» проходила в октябре 2020 года в порту Архангельска. «Онега» была приписана к порту Мурманска, и большая часть экипажа — 16 человек — из этого города. Кроме того, на судне находились уроженцы Архангельска, Ростовской и Курской областей. Для родственников членов экипажа «Онеги» работает «горячая линия».

Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило по факту крушения судна уголовное дело о нарушении правил движения и эксплуатации транспортных средств.

Версий гибели траулера несколько. Одна из них — обледенение. По словам опрошенных корреспондентом «РГ» рыбопромышленников, оно более опасно для некрупных судов, поскольку в этом случае быстрее нарушается остойчивость судна и увеличивается крен. Как правило, члены экипажа борются с обледенением, скалывая лед с конструкций судна с помощью деревянных молотков. В холодную погоду это важно делать быстро, поскольку промедление может грозить опрокидыванием судна.

— Судно «Онега» небольшое, ушло оно далеко. Обледенение в таких ситуациях очень опасно. Нарушается центровка, и судно переворачивается буквально за минуту, — пояснил «РГ» председатель архангельского рыболовецкого колхоза «Беломор» Сергей Самойлов.

В Мурманском морском рыбном порту отметили, что обстоятельства гибели «Онеги» схожи с крушением в Норвежском море 26 декабря 1995 года траулера «Новгородец», вместе с которым погибли десять членов экипажа. Погода была практически такая же: скорость ветра 12-15 метров в секунду, высота волны 3-4 метра, снежные заряды, ограниченная видимость 100-200 метров, интенсивное обледенение и нарастающий крен. Экипажу не менее двух раз в дневное время суток приходилось скалывать лед. Как показало расследование, на судне не был обеспечен контроль за его состоянием, комсостав не принял своевременных мер по сколке льда. Кроме того, «Новгородец» не был в должной мере укомплектован спасательным имуществом. Судовладелец также не принял должных мер по подготовке экипажа к борьбе за живучесть и личное выживание в экстремальных ситуациях.

Однако в ГУ МЧС по Архангельской области считают наиболее вероятной причиной гибели «Онеги» опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала. Комментируя происшествие, первый заместитель начальника Главного управления МЧС Поморья Александр Бахтин заявил:

— Изначально была версия обледенения судна, но, пообщавшись с нашими специалистами, все-таки более вероятно — это опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала. Скорее всего, судно накренилось, зачерпнуло воды и ушло ко дну. Эта версия на данный момент наиболее вероятная, но опять же все причины и условия нужно будет оценивать специалистам. О погибших говорить пока рано. Мы надеемся на лучший исход.

Точную причину ЧП установят в ходе расследования. Сейчас главная задача — найти людей.

Президент России Владимир Путин направил губернатору Мурманской области Андрею Чибису телеграмму, в которой передал соболезнования семьям погибших в результате крушения рыболовецкого судна «Онега» в Баренцевом море.

«С прискорбием узнал о трагедии в Баренцевом море, унесшей жизни членов экипажа рыболовецкого судна «Онега». Прошу передать глубокие соболезнования семьям погибших и слова поддержки пострадавшим», — говорится в телеграмме, опубликованной на сайте Кремля.

Обледенение судна и заливание штормовой волной названы в качестве предварительной причины крушения «Онеги». Об этом было объявлено на оперативном заседании правительственной комиссии под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко.

Она поставила задачу максимально синхронизировать действия всех служб, участвующих в поисковой операции и расследовании причин трагедии. Ситуация, по ее словам, находится на особом контроле.

По поручению правительства семьям моряков будет оказана материальная помощь.

Источник

Почему выжили двое: Загадка гибели «Онеги»

Из девятнадцати человек экипажа рыболовецкого траулера «Онега», затонувшего близ берегов Новой Земли, спаслись только двое, судьба остальных неизвестна. Царьград разбирает все версии, которые рассматривает следствие.

Это случилось рано утром в понедельник, 28 декабря, когда экипаж траулера «Онега» принялся вытаскивать снасти с рыбой – так называемый ярус, оснащённый множеством крючков, который, образно говоря, зачёрпывает воду, проходя от кормы к рабочему борту.

Операция, в общем-то, стандартная – так делают ежедневно сотни и тысячи подобных судов, занимающихся промышленным ловом рыбы. Каждый член экипажа знает своё дело – где он должен находиться и какую работу ему предстоит выполнять.

Но в тот момент в Баренцевом море бушевал шторм (он продолжается и сейчас), волны поднимались до четырёхметровой высоты. При этом там, возле Новой Земли, стоит 20-градусный мороз: море не замерзает из-за тёплого течения Гольфстрим (собственно, поэтому там и идёт промысел даже зимой), но вода, попадая на палубу и вообще всё, что есть на судне, превращается в лёд, который нарастает глыбами.

В какой-то момент «Онега» перевернулась.

Спастись удалось только двум из девятнадцати членов экипажа (полный список ниже): второму помощнику капитана Владиславу Буторину и матросу Руслану Катюхину. Им повезло дважды – во-первых, оба были облачены в гидрокостюмы, во-вторых, в ледяной воде им пришлось продержаться относительно недолго – в 6.20, по официальным данным регионального главка МЧС по Мурманской области, траулер затонул, а через десять минут (в 6.30) их вытащил из воды подошедший к месту крушения траулер «Войково».

Вторпому и матросу, оговоримся ещё раз, повезло очень сильно – потому что, по данным Царьграда, трагедия случилась прямо в зоне прямой видимости с «Войкова», который находился буквально рядом и тут же поспешил на выручку.

По словам спасённых, они пытались удержать на плаву ещё одного товарища – матроса Юрия Шевцова, но не смогли, он утонул.

Главное, что они сообщили, – крушение произошло практически мгновенно.

На промысел выходят старые корыта

Официальных версий случившегося пока две, но на данный момент в качестве приоритетной рассматривается одна: нарушение техники безопасности при вытаскивании трала, из-за тяжести которого судно накренилось на один борт, зачерпнуло воду и перевернулось.

Вторая – обледенение – называлась изначально, но теперь она стала резервной, хотя не исключено, что роковым образом совпали оба обстоятельства.

«Онега» – судно старое, ему уже больше сорока лет. И небольшое для таких условий работы: всего около 40 метров в длину, с 6-метровой высотой бортов, водоизмещение 358 тонн.

В последний раз, как удалось выяснить Царьграду, оно проходило капитальный ремонт в 2012-м: восемь лет назад предыдущий владелец траулера проводил его глубокую модернизацию, в ходе которой проводились корпусные работы (тип «Тарту», строили его в Норвегии в 1979 году по проекту №1849, до 2003-го оно называлось Remifisk).

С тех пор судно было рабочей лошадкой. Официально сообщается, что «Онега» входила в состав флота рыболовецкого колхоза им. Калинина из Архангельска. Однако, по информации с сайта компании, ей принадлежит только четыре траулера – поновее.

Объясняется это, по данным Царьграда, просто: «Онега» в действительности принадлежит другой фирме, из Мурманска, которое сдаёт свои суда в аренду крупным промысловикам. Однако это не снимает с арендатора (или фактического оператора, если угодно) ответственности за состояние судна.

И это явление, увы, не редкое.

Но что делать? Все хотят кушать. Значит, надо работать. А в приморских городах и деревнях рыболовство – основной вид заработка. Второй вариант – уезжать на вахту на нефтегазовые точки. Все понимают, что эти посудины, на которых мы выходим в море, зачастую просто корыта, но ничего не поделаешь,

– рассказал один из моряков.

А рыбалка в такое время года в незамерзающем Баренцевом море – по сути, золотая жила. Даже простые моряки зарабатывают по несколько сотен тысяч рублей за рейс. Но за это, разумеется, приходится рисковать: все трюмы, куда складируется выловленная рыба, стараются заполнить под завязку.

Не факт, что все моряки были в гидрокостюмах

Промысловики действительно вынуждены пользоваться судами, которые не имели должной профилактики, то есть не проходили ни текущий ремонт (дважды в год), ни тем более капитальный ремонт (раз в пять лет), отмечает в беседе с Царьградом сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов.

Сейчас, по его мнению, основная задача – после того как выжившие моряки придут в себя, разумеется, – выяснить важнейшие детали: были ли у судна проблемы (возможно, капитан даже сообщал, кстати, об этом в докладных; то есть предстоит выемка документации фактического хозяина «Онеги»), сколько рыбы выловили (оценить заполненность хранилищ), а также в какой момент произошло, собственно, крушение.

Могли совпасть одновременно две причины: возможно, были проблемы с эксплуатацией, поскольку оно было сильно изношено, плюс обледенение. Конечно, могло случиться опрокидывание – в том случае, если судно встало бортом к волне. Тогда метацентрическая высота повышается в связи с наростом большого количества льда в верхней части судна, а это, бывает, целые тонны наледи,

По его словам, при появлении наледи (такое наблюдается нередко – при температуре от минус 5 и ниже) на боевых кораблях весь экипаж выходит рубить лёд – в буквальном смысле, топорами, и это очень сложно: надо самим привязываться, поскольку палуба тоже скользкая, ведь и она обледеневает.

Мне доводилось бывать на очень маленьком, правда военном, судне – сторожевом корабле 159-го проекта – во время учений в подобном бушующем море, и выйти на палубу было просто невозможно: с одной стороны, она обледеневает, с другой – волны её накрывают, – вспоминает Блытов. – Смыть может элементарно. Ещё вариант – если вода проникла во внутренние помещения и судно дало течь – особенно с учётом его возраста.

Так вот, в случае наледи корабль может идти только носом к волне в такой ситуации. А если судно потеряло ход, его просто могло повернуть бортом к волне, а дальше – гибель.

То есть когда судно развернулось бортом к волне, ничего уже не сделаешь, надо готовить спасательные средства – плоты, шлюпки с закрытым верхом.

Видимо, тем двоим, которые спаслись, удалось это сделать. Остальные, возможно, спускали другое, но не спаслись. Однако в такую погоду и грести сложно, а если есть мотор – не факт, что там было горючее, такой вариант тоже нельзя исключать,

Тем временем моряки рассказывают серьёзные детали: несмотря на технику безопасности, предписывающую работать на палубе в гидрокостюмах, не во всех расчётах, где приходится действовать экипажу, это удобно – они сковывают движения. Соответственно, не факт, что все были облачены в спецодежду и на «Онеге».

Владелец судна утверждает: с ним всё было в порядке

Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в которую входит колхоз им. Калинина, между тем утверждают, что с «Онегой» на момент выхода в море всё было в порядке.

Как сообщил директор кооператива «Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина» Андрей Заика, судно было полностью исправно, работы по техническому обслуживанию проводились вовремя и в полном объёме. Все необходимые процедуры и согласования перед выходом на промысел были соблюдены,

– отмечается в сообщении ВАРПЭ (есть в распоряжении редакции).

Причиной же трагедии в ассоциации называют «плохие погодные условия», поскольку в районе пропажи судна был шторм.

Кроме того, утверждается, что экипаж «Онеги» проводил «работы по предотвращению обледенения корпуса», но судно могло получить обледенение и в условиях сильного шторма – крен, что могло привести к затоплению.

В настоящее время Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта».

К месту крушения направлены три морских судна плюс самолёт Ил-38 Северного флота с четырьмя спасательными капсулами на борту, который должен с воздуха вести разведку территории – на случай, если кто-то всё-таки выжил и дрейфует на шлюпке.

СПИСОК ЭКИПАЖА «ОНЕГИ»

  1. Баранов Александр (капитан), 1973 г.р.
  2. Барри Моххамед, 1967 г.р.
  3. Безгузов Сергей, 1957 г.р.
  4. Бондаренко Игорь, 1967 г.р.
  5. Буторин Владислав, 1980 г.р. (спасён, жив).
  6. Елисеев Игорь, 1976 г.р.
  7. Жук Сергей, 1967 г.р.
  8. Катюхин Руслан, 1990 г.р. (спасён, жив).
  9. Капенкин Николай, 1966 г.р.
  10. Каширин Владимир, 1964 г.р.
  11. Курганский Степан (старпом), 1967 г.р.
  12. Монастырёв Антон, 1992 г.р.
  13. Пермяков Александр, 1992 г.р.
  14. Проняев Юрий, 1991 г.р.
  15. Тимербаев Владимир, 1982 г.р.
  16. Трухачёв Сергей, 1981 г.р.
  17. Шевцов Юрий, 1994 г.р.
  18. Щепин Евгений, 1972 г.р.
  19. Фурса В., 1959 г.р.

Крупнейшие ЧП с судами гражданского флота в России за последние 20 лет

2000 год

27 октября в Беринговом море буксир «Бодрый» попал в сильнейший шторм. И исчез с радаров. Погибли тринадцать человек.

8 ноября в Охотском море также во время шторма пошло ко дну рыболовное судно «Удача-1». Из десяти членов экипажа не выжил никто.

2003 год

3 февраля в проливе Босфор (Чёрное море) шторм разбил надвое сухогруз «Стрелец». Из четырнадцати моряков выжили только семеро.

29 марта в Ольгинском заливе Охотского моря затонула рыболовная шхуна «Виктория»: у неё обледенела носовая часть и она перевернулась. Погибло шесть рыбаков – одного, впрочем, смогли вытащить, но он скончался от переохлаждения.

2004 год

2 ноября 2004 года в Японском море потерпели крушение один за другим два судна с российскими экипажами.

Первым погиб сухогруз Arosa, перевозивший 4,4 тысячи тонн угля. Из пятнадцати человек спасли семь.

Вторым – лесовоз West, из двадцати семи человек выжили только двое.

Причиной катастрофы «Аросы» стала неправильная конструкция хранилищ, в которую залились огромные волны, из-за чего сместился центр тяжести и судно перевернулось. А «Вест» затонул по причине неверного распределения груза леса.

2005 год

16 сентября на Енисее, в устье реки Дудинки, перевернулся теплоход «Некрасов», погибло четырнадцать из двадцати четырёх пассажиров и членов экипажа. Причиной крушения стал почти троекратный перегруз овощей и фруктов. Среди погибших было двенадцать мигрантов.

2006 год

23 октября в Японском море у берегов Южной Кореи во время сильного шторма затонул лесовоз «Синегорье». Из восемнадцати членов экипажа погибли семеро. Судно было старое и набрало воды.

2007 год

11 ноября в Чёрном и Азовском морях в районе Керченского пролива и Новороссийска бушевал сильнейший шторм, привёдший к крушению несколько морских судов – четыре судна затонули, два танкера получили повреждения, шесть выбросило на мель. В результате в воду разлилось несколько тысяч тонн мазута, погибли восемь членов экипажа одного из судов.

2011 год

11 февраля в Охотском море пропал с экранов радаров траулер «Аметист». Обнаружить его удалось только полтора года спустя в заливе Шелихова. Погибли двадцать три члена экипажа.

10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул туристический теплоход «Булгария», который курсировал между Казанью и Болгаром. Судно попало в шторм, иллюминаторы не были задраены, в них залилась вода, потом возник крен, и в тот момент, когда «Булгария» стала поворачивать, её перевернуло. За несколько минут теплоход пошёл ко дну. На борту находился 201 человек, погибло 122, включая 28 детей.

2013 год

27 января в Японском море потерпело крушение судно «Шанс-101»: оно перевернулось во время шторма при выполнении манёвра на поворот – первой волной его накренило, второй окончательно развернуло вверх килем.

Из тридцати членов экипажа (российско-индонезийского) на спасательные плоты удалось выбраться половине, остальные погибли.

2015 год

2 апреля в Охотском море потерпел крушение траулер «Дальний Восток». Погибло шестьдесят два человека, семь числятся пропавшими без вести. Причиной крушения стало опрокидывание траулера из-за нарушений балластировки судна во время подъёма трала.

2018 год

25 января в Японском море во время шторма, в 100 километрах от побережья Приморского края, пропал траулер «Восток». МЧС России сообщило о срабатывании аварийного радиобуя судна. Спустя двое суток были обнаружены два плота, но без людей. Все двадцать членов экипажа признаны погибшими.

Источник

Читайте также:  Персонаж сирена пираты карибского моря
Оцените статью