- Море о одиннадцати берегах. Часть 2
- Летний берег
- Зимний берег
- Абрамовский берег
- Конушинский берег
- Канинский берег
- Ветреный край — Зимний берег Белого моря 2011
- Белое море зимний берег мыс керец озеро летнее
- Белое море делится на Горло, Воронку и бассейн
- Оглавление
- Карельский берег Белого моря
- По Белому морю из г .Северодвинска в Зимнюю Золотицу и дальше.
- Дубликаты не найдены
- Сообщество рыболовов
- Правила сообщества
- Немножко Белого Моря 2
- Хариус своими руками
- Охотничьи и рыбацкие избушки на Белом море
- Енисейский хариус
- Переплыть Чулышман или «Ж. пу береги!»
- Как мы лодку на берегу утопили.Или треска в Белом море
Море о одиннадцати берегах. Часть 2
Белое море, самое маленькое море Северного Ледовитого океана, глубоко врезается в сушу, образуя протяжённую и разнообразную береговую линию. Исторически сложилось так, что каждый берег получил своё уникальное название.
В первой части рассказа о берегах Белого моря мы совершили виртуальное путешествие от Кольского полуострова до Онежского, посетив Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский и Лямицкий берега. Сейчас я предлагаю обогнуть мыс Ухтнаволок и ступить на землю Летнего берега.
Летний берег
Летний берег тянется от мыса Ухтнаволок на Онежском полуострове до устья Северной Двины.
Бытует мнение, что так берег назвали люди, переселявшиеся сюда с более северных территорий (летний в данном случае надо понимать как южный). Но и ассоциации с тёплым временем года здесь тоже не будут лишними — на Летнем берегу значительно более мягкий климат, чем в соседних местностях той же широты. Зимой море «согревает» сушу, смягчая суровость этого времени года.
Вообще Летний берег — это удивительное место. Сюда приходят размножаться белухи, устраивают родильные дома гренландские тюлени, гнездятся десятки видов птиц, в реках нерестится беломорская сёмга и обитает речная жемчужница. На берегу растут корабельные вековые сосны, и уже более трёх тысячелетий здесь живут люди.
Да, у Летнего берега богатая история. Здесь находятся старинные поморские сёла Летняя Золотица, Лопшеньга, Яреньга, Пертоминск, Сюзьма, Нёнокса. Кроме того, у устья Северной Двины расположен город Северодвинск, колыбель атомного подводного флота России.
В северо-западной части берег каменистый, в юго-восточной пологий и песчаный.
Зимний берег
Северная Двина разделяет Лений и Зимний берега Белого моря. От Архангельска до мыса Воронов простирается Зимний берег.
Назван он так по традиционным зимним промыслам, которые проводили здесь поморы.
Береговая линия ровная, берег пологий, за мысом Зимнегорским поднимается, образуя высокие, местами почти отвесные склоны.
Климат здесь уже гораздо суровее, чем на Летнем берегу, что и неудивительно — мы продвигаемся всё дальше на северо-восток.
На Зимнем берегу также сохранились поморские селения — Патракеевка, Нижняя Золотица. Кроме того, здесь находится остров Мудьюг, на котором располагался концентрационный лагерь, устроенный здесь интервентами совместно с белогвардейским правительством Архангельска.
Абрамовский берег
Побережье от мыса Воронов до устья Мезени называют Абрамовским берегом. Раньше промышленники добывали здесь маленьких моржат, которые ещё не достигли годовалого возраста (абрамок — поморское название моржонка).
Абрамовский берег высокий и обрывистый. Сложенный из осадочных пород, он постоянно подмывается морем.
Погодные условия здесь суровые — ещё острее чувствуется билзость Арктики. Берег покрыт низкорослыми лесами и тундровой растительностью. Кроме того, на Абрамовском берегу уже можно встретить оленьи стада и ненецкие чумы.
Конушинский берег
Обрывистый и высокий почти на всём своём протяжении, Конушинский берег простирается от устья Мезени до мыса Конушин. В прибрежной полосе встречается множество кошек (так на Севере называют песчаные отмели).
Конушинский берег — это бескрайняя тунда с холодными порывистыми ветрами.
Канинский берег
От мыса Конушин до мыса Канин нос простирается Канинский берег. Это самая северная и самая суровая часть беломорского побережья. Крутые обрывы изрезаны расщелинами ручьёв и рек.
Здесь расположены крупные ненецкие становища, а также рыбацкие посёлки Шойна и Кия. Шойна печально известна песчаными дюнами, которые регулярно засыпают посёлок. Вследствие неконтролируемого вылова рыбы с помощью тралов здесь была полностью уничтожена придонная растительность, из-за чего весь песок, намываемый морем, разносится ветром по побережью.
Мы с вами посетили все одиннадцать берегов Белого моря. К сожалению, в таком формате невозможно подробно рассказать о всех интересных особенностях беломорского побережья, но мы стараемся это делать в других публикациях нашего канала.
Источник
Ветреный край — Зимний берег Белого моря 2011
Идею пойти на квадроциклах по Зимнему берегу Белого моря мы вынашивали года два. Даже съездили в 2009 на разведку (о ней можно почитать тут: http://forum.atvclub.ru/showthread.php?t=15419 ).
А захотелось туда съездить после экспедиций по Онежскому и Летнему берегам 2009 и 2011 годов.
Отчеты:
2009 — http://forum.atvclub.ru/showthread.php?t=14341
2011 — http://forum.atvclub.ru/showthread.php?t=37698
О Зимнем береге известно было не очень много: знали, что там большие приливы (до 4 метров), знали, что там часто бывают шторма, иногда весьма сильные и постоянно дует ветер, о том, что весь этот маршрут на колесной технике никто не проходил (кое-где ездят на Трэколах, но о полном прохождении никто не слышал), слышали, что мыс Зимнегорский это вообще пипец (почти отвесные стены высотой от 30 до 100 метров) а у подножия плещутся волны, короче, много чего слышали.
Смотрели чужие фотографии снятые геологами и путешественниками на яхтах и катамаранах и от этого попасть в эти места хотелось еще сильнее.
Вот так он выглядел на этих фото:
Реальность оказалась гораздо круче любых фотографий, а полученные впечатление и испытанные эмоции не идут ни в какое сравнение с нашими, как выяснилось, достаточно блеклыми ожиданиями от этой экспедиции.
В качестве справки:
Традиционно берега Белого моря включают Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский, Летний, Зимний, Мезенский и Канинский. Иногда Мезенский берег разделяют на Абрамовский и Конушинский берега, а часть Онежского берега называют Лямицким берегом.
Зи́мний бе́рег — берег в южной части Белого моря на восточном берегу Двинской губы. Простирается от устья Северной Двины до мыса Воронов. Берег называется Зимним по старинным зимним промыслам поморов, которые проводились вдоль берега.
Готовится начали с февраля. Обсуждали состав, что взять с собой, делали расчеты по километражу и расходу топлива, подбирали таблицы приливов и отливов по опорным пунктам. Парни (Саня и Альберт) даже скатались в начале марта на снегоходах до Мезени по берегу, но нам это мало что дало кроме того, что на первой трети пути зарыли в снег примерно 60 литров топлива на запас, если поедем летом. Топливо — это отдельная тема. На Зимнем его просто не купить (особенно 95-й), это одна из самых больших драгоценностей и самых твердых, наравне с водкой, валют. С учетом того, что все квадры пойдут прилично груженые, местность неизвестная расход считали по максимуму и у нас выходило, что вместе 5 квадров будут съедать по 1 литру топлива на 1 км пути. Плюс некоторый запас «на всякий пожарный» и количество топлива составило примерно 850 (!) литров. Далее пришлось договариваться с добрыми людьми и в итоге мы отправили 120 литров на мыс Керец и 400 литров в Ручьи, 240 литров я вез в прицепе, ну и по канистре (обычно 15 литров) было на каждом квадре + баки.
Состав по итогу определился следующий:
— я, Tor, на Polaris 800 EFI
— Саня (Pomor*s) Yamaha Grizzly 700 FI
— Альберт (Ал) Polaris Touring 500 EFI +1
— Денис (Dennis) Polaris Touring 500 Н.О.
— Павел Suzuki KQ 750
Взяли 2 больших телеги и 2 маленьких (самодельные, на рычажной подвеске, суперовские просто). Шмудяка набрали мама не горюй. И плот был (здорово пригодился, кстати), и пара лодок и пара мелких моторов, т.к. планировали останавливаться на Мегре на пару дней с целью отдохнуть и позабрасывать удочку и еще много чего.
Выдвигаться решили вечером 28 июля, вернуться планировали 6 августа.
Общий план Зимнего берега с отметкой значимых точек:
Источник
Белое море зимний берег мыс керец озеро летнее
Рассказывая о каком-нибудь море, будь то Белое, Баренцево, Карское и т.п., надо помнить, что даже в пределах одной акватории условия путешествия могут существенно различаться. А особенно это касается Белого моря. Побывав на каком-то одном берегу, многие люди предполагают, что так везде. Мы тоже, признаться, поначалу так считали. Но потом, побывав в разных его частях, поняли, насколько разным может быть Белое море.
Белое море делится на Горло, Воронку и бассейн
Воронка Белого моря — район Белого моря, непосредственно прилегающий к Баренцеву морю. Нижняя граница: Мыс Орлов Терский — Мыс Воронов, а верхняя идет по линиии: Мыс Святой нос — Мыс Канин Нос.
Горло Белого моря — пролив, соединяющий северную часть Белого моря с Бассейном Белого моря. С северо-запада Горло Белого моря ограничено Терским берегом, с юго-востока — Зимним берегом. Северо-восточной границей Горла Белого моря принято считать линию, соединяющую Мыс Орлов Терский и мыс Воронов, юго-западной границей — линию, соединяющую Мыс Никодимский, расположенный на Терском берегу, с Мысом Вепревским, выступающим от Зимнего берега.
Бассейн Белого моря включает — Двинскую губу, Онежскую Губу и Кандалакшский залив.
Берега Белого моря принято разделять на Зимний берег Белого моря, Канинский берег, Карельский берег Белого моря, Терский берег, а также Летний берег, Поморский Берег, Кандалакшский берег, Онежский берег, Лямицкий берег, Абрамовский берег и Конушинский берег.
Про каждый из этих берегов стоит написать отдельно, однако, были мы далеко не везде, поэтому я напишу только про некоторые из них: про Терский, Карельский, Зимний и Канинский берега.
Оглавление
Вы можете кликнуть на ссылку и перейти в интересующую часть рассказа
Карельский берег Белого моря
На Карельском берегу Белого моря огромное количество островков, среди которых можно без проблем ходить хоть на яхтах, хоть на катамаранах, хоть на байдарках, так как, во-первых, в случае шторма всегда можно добраться до суши, а во-вторых, волна там в принципе не разгоняется до огромных высот, да и особо страшных течений и сулоев там нет.
Зато во время отливов открывается литораль (ее еще называют осушкой), протяженностью до нескольких километров, которая просто помешает вам подойти к берегу. Ладно, если вы в этот момент находитесь на яхте, моторной лодке или катамаране – там без проблем можно поспать, приготовить еду, отдохнуть. В байдарке или каяке же это вряд ли удастся.
Литораль эта очень вязкая, вся покрытая воняющей морской растительностью и населенная морской же живностью. Пешком ходить по ней практически невозможно, т.к. ноги проваливаются в эту жижу, и каждый шаг становится настоящим испытанием. Если вашему судну повезло оказаться у берега, то несколько метров литорали вы сможете пройти пешком. В противном случае вам просто придется ждать прилива.
Кстати, именно поэтому с собой надо иметь болотные сапоги (бродни). Мы в первый раз по глупости взяли кроссовки, естественно, все они «по горло» погружались в грязь и мокли, т.к. подойти к каменному берегу удавалось только в крайних случаях. Обычно же приходилось прям так шагать по няше.
На Карельском берегу я литораль не фотографировала — как-то не до того было. Зато я сняла ее на Терском берегу. Отличий у этой литорали нет, так что вы можете сейчас глянуть на то, что творится на Терском и понять весь «ужас» происходящего» 🙂 Не, ну правда, именно литораль вызвала у меня совершенно негативные эмоции. Все остальные неприятности — вполне легко можно пережить.
На Карельском берегу — очень живописно. Там растет много цветов и интересных растений, мха и травы. Дров — тоже хватает. Очень много грибов, собирать их на полянах — одно удовольствие.
Есть даже что-то вроде леса. Может, с лесом в средней полосе его и не сравнишь, но настоящие деревья и настоящие кусты там имеются. Разве что, не особо высокие.
Погода там, как правило, достаточно теплая. В жару – можно купаться, ходить в майке. В прохладу – максимум, наденешь тонкую куртку и под нее не толстую поддевку, и этого вполне хватит. Кстати, из-за этой мягкой погоды — там очень много комаров, что, признаться, раздражает.
На Карельском берегу очень много морской живности — различных моллюсков, морских звезд, рыб и прочего-прочего. Даже если вы не рыбак, обилие морских гадов вас приятно удивит.
Все вышеперечисленное, а также легкая и дешевая заброска располагают к тому, что на Карельский берег приезжает невероятное количество туристов. Иногда даже доходит до того, что туристам не хватает мест для лагеря и они встают рядом друг с другом, в пределах хорошей видимости. А иногда и вовсе чуть ли не на головах друг у друга сидят, пытаясь занять одну и ту же оборудованную стоянку. Так что, посещая популярные места Карельского берега, к этому надо быть готовыми.
Источник
По Белому морю из г .Северодвинска в Зимнюю Золотицу и дальше.
Зимняя Золотица (27.07.2016 — 01.08.2016).
Водный поход, общей протяжённостью около 500км.
Старт г.Северодвинск (ГСК «Прибой») -> устье реки Зимняя Золотица -> вверх по реке 100км (Кондратьев ручей) и обратно.
С большой долей вероятности можно сказать, что проход вверх по реке с моря это первопрохождение.
Понимаю, что 40-минутное видео, мало кто посмотрит. Тем более, что в нём в основном перемещение на лодке по воде. Поэтому накидал небольшой путеводитель по нему, что бы не тратить время тех, кого это хоть как то заинтересует.
Начало видео — это прибытие в устье реки Зимняя Золотица, за спиной 150 км Белого моря, пройденные ночью.
00:44 — виды деревни Нижняя Золотица с реки.
01:00 — упоролись в песчаную косу напротив деревни Верхняя Золотица.
02:08 — проходим мимо деревни Верхняя Золотица.
10:00 — поимка первой сёмги.
13:00 — поимка щуки (прыжок через сачок)) после чего Серёга празднует рыбацкую удачу прямо на ходу.
13:44 — опять сёмга, Серёга ловит, я ассистирую. После чего ловим хариуса.
21:00 — опять ловим хариуса.
23:40 — посещение таёжной избы.
25:40 — крайняя точка похода. 100 км от устья реки.
Дальше спускаем реку вниз. Вниз всегда сложнее лететь под мотором по такой реке, чем вверх. Меньше времени на обдумывание, река читается хуже.
31:15 — лодка и мотор получают люлей, небольшой ремонт.
34:20 — налетаем на камень, без последствий.
35:00 — решаем попробовать половить на «чёрных камнях»)
Дальше погода сильно портится и мы рашуем до д. Нижняя Золотица. Приходим под вечер, море сильно штормит. Местные жители нас заселили в гостиницу «Бухенвальд».
36:00 — выселение из «Бухенвальда», виды деревни Нижняя Золотица.
36:52 — встреча с Жориком (интересный персонаж)) Сутра, до того как превратился в то, что на видео, рассказал Серёге о рыбных местах.
38:54 — уходим в море. Курс на Северодвинск.
39:40 — виды Зимнего берега Белого моря.
41:40 — дозаправка на острове Кумбыш.
42:05 — прибытие в Северодвинск (ГСК «Прибой»)
240 литров бенза потрачено, куча воспоминаний и положительных эмоций получено =).
Дубликаты не найдены
Сообщество рыболовов
4K поста 7.7K подписчиков
Правила сообщества
Правилом хорошего тона считается указания места, где был выловлен трофей и элементарная вежливость.
Было бы очень не плохо, если к видео будет указано описание и происходящие в нем действия. На пикабу чаще всего читают и смотрят картинки, поэтому если у вас будет и видео и раскадровка этого видео, то у вашего поста будут выше шансы выйти в горячее
Крайне не одобряются посты, носящие рекламный характер, в случаи чего можно всегда призвать @moderator , они точно помогут разобраться.
Остальные правила ничем не отличаются от правил пикабу Прочитать можно тут https://pikabu.ru/html.php?id=wtf
Ну, блин, вы даете. Экстремалы, ёпте.
Я как посмотрел, как вас на обратном пути на волне жопой по сидушке бить начало, так сразу «ну ее нах такую поездку» )))
Там за час такой болтанки все печенки вытрясет из организма.
Но вот рыбалка на речке зачетная получилась.
И рыба еще есть, и приманки еще не изучила — берет хорошо, не привередничает.
Хорошо съездили, но далеко, очень далеко..
Спасибо за мнение. Сам понимаю, что не шедевр киноискусства). Бывает на видео просто не хватает времени в походе, врубил камеру на башке и дальше не обращаешь внимания на неё. Есть ещё другие видео, где пытался по разному снимать, кое что ещё выложу, а что то уже выкладывал, если не смотрел http://pikabu.ru/story/krasnaya_ryibalka_4704191
что за мотор. сори видео глянуть не могу, а где заправлялись?
tohatsu M50D2S с водомётной насадкой outboard jets. автономный поход, всё топливо с собой со старта.
не хило, молодец!
а какой бензин используется?
92ой бензин. Вернее бензино-маслянная смесь, для двухтактных моторов.
Немножко Белого Моря 2
Хариус своими руками
Глаз не могла оторвать, когда его увидела, и пообещала себе, как выдастся время, обязательно его залипить)
Полимерная глина, пастель, желание, и вот что вышло
Спасибо!
Хорошей трудовой недели!
Охотничьи и рыбацкие избушки на Белом море
Летом был в байдарочном походе по островам Белого моря (в Карелии), недалеко от города Беломорск. В том районе на море много островов, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Это позволяет (в хорошую безветренную погоду, конечно) без особых усилий переплывать с одного острова на другой используя байдарку с вёслами. Практически на каждом крупном острове есть так называемые заимки — домики, оборудованные для жизни в период охоты и рыбалки. Такой домик позволяет пережить непогоду, согреться, переночевать. Обычно там есть всё самое необходимое для выживания и он не заперт на замок. Вот фотографии некоторых домиков, которые мне встретились в походе.
Енисейский хариус
Фото с рыбалки на реке Енисей, май прошлого года.
Переплыть Чулышман или «Ж. пу береги!»
Изначально такой мысли в моей голове не было. Ее просто не могло там возникнуть, ибо о Чулышмане я слышал к тому моменту столько страшных баек от сплавщиков, что. Но обо всем по порядку.
Решение ехать на Чулышман за хариусом мы приняли давно, еще зимой, сидя на зимней стоянке за чаем. Тогда Миша столько всего рассказывал об этой реке, что мне не во все верилось. Говорил о том, как разбивались там лодки сплавщиков со всех концов света, как Чулышман вздувался после дождей в горах и сносил все на своем пути, наполняя Телецкое озеро. В общем, решение было однозначным — ехать!
Пришел август, лучший для ловли хариуса месяц, и мы поехали. Поехали мы с моим другом на большом внедорожнике, ибо Миша предупредил — дорога на Чулышман сложная.
До Улагана долетели как обычно. Переночевали, собрались и поехали. Я удивился, когда увидел, как Миша привязывает к багажнику на крыше лодку.
-На всякий случай,- как обычно многословно объяснил Миша и уселся в машину.
«Надо так надо», — подумал я. Дорога к Чулышману идет сначала через Балыктуюль, мимо Пазырыка и дальше. С каждым километром она становилась все менее пригодной для движения, но наш внедорожник бодро хрустел камешками, поднимая за кормой столб пыли. Мы останавливались дважды. Первый раз — на краю огромного обрыва. Там, внизу, яркой изумрудной зеленью играло небольшое овальное озерцо.
Вдоволь налюбовавшись, мы тронулись дальше. Джип перевалился на ухабах, поскрипывая пружинами. Миша что-то рассказывал моему другу, я особенно не прислушивался. Я смотрел по сторонам.
Второй раз мы остановились у перевала Кату-Ярык. Этот перевал просто придавил меня своими масштабами. Стоя на краю километрового обрыва, я чувствовал себя песчинкой. Вон то белое пятнышко внизу — крыша базы отдыха. Высота обрыва- километр. На той стороне — такие же отвесные скалы. Чулышман течет в каньоне длиной 200 км из озера Джолуколь в Телецкое.
Сам перевал Кату-Ярык — очень извилистый спуск, прорезанный прямо в теле скалы. Максимальный уклон — 30 градусов. Высота — километр, длина — 3,5. Непростой маршрут даже для нашего аппарата. Но делать нечего, приехали уже, так что переглянулись и тронулись вниз. Я сел на окно, одной рукой держась за ручку над окном. В другой у меня фотоаппарат. Я очень хотел запечатлеть спуск на видео!
Мой друг ругался на меня и призывал сесть внутрь авто, Миша философски молчал. Он очень спокойно относился к сумасшедшему поведению других. Он просто признавал за каждым право убиться так, как ему хочется.
Катимся вниз, и я физически чувствую как отрабатывают тормоза нашего нелегкого пепелаца. Первый поворот, второй. Рулевой шипит сквозь зубы и давит на тормоз, Миша философски жует травинку, я кукушкой в часах торчу из окна и восторженно ору что-то бесшабашное. Тяжеленный джип неудержимо тянет вниз, он набирает скорость, а впереди очень крутой поворот. Но мой друг справляется с ситуацией, хотя в салоне воодушевляюще пахнет горелыми колодками, но ехать-то надо.
И вот мы внизу. Отъехали от спуска, остановились, вышли. Задрав головы, смотрим на перевал. Блин, а как же назад. Ну ничего, справимся. Осмотрели машину. Тормозные диски посинели от перегрева. Мы постояли, подождали, пока они остынут. Но долго стоять тоже не стоит — нужно найти место для ночевки на берегу и обустроить лагерь до темноты. Дорога идет вдоль Чулышмана, повторяя его повороты, в сторону Телецкого озера, до которого от перевала около 80 км.
Сам Чулышман прекрасен. Ярко-зеленая изумрудно-прозрачная вода с шапками белоснежных бурунов на перекатах и порогах, оглушительный рев воды, отвесные скалы по берегам с обеих сторон. Величие гор здесь ощущается особенно сильно.
Отъехав от перевала километров на 20, мы нашли наконец подходящее место на самом берегу. Огромный валун и чистая аккуратная площадка. На ней немного мусора (встретил бы тех, кто бросил — руки бы обломал по самые плечи), который мы быстренько прибрали и начали ставить лагерь.
Поставили палатуку, развели костер. По берегам растет масса. тополей! Здесь их встретить было огромной неожиданностью, я привык к хвойной тайге Улагана. Но здесь — микроклимат и есть даже большой яблоневый сад.
Река кристально прозрачна, виден каждый камешек на дне. А на вкус вода в Чулышмане просто чудесна. Но холодная, до ломоты в зубах. Да, купаться здесь — небольшое удовольствие. Чуть ниже места нашей стоянки — широкий плес и сразу за ним — мощный порог. Река здесь зажата двумя огромными глыбами гранита, между которыми летит с диким ревом.
Лагерь поставлен, и я помчался пробовать ловить хариуса. У меня спиннинг с блеснами и второй с местной снастью, сплетней. Сплетня — уникальное изобретение местных рыболовов. На лесу привязывается большой пенопластовый поплавок со свинцовым грузом внутри. Выше него на метр — еще один, но уже без груза. И между поплавками на коротких поводках привязаны мушки и мормышки разных цветов. При забросе тяжелый поплавок вытягивает всю конструкцию в линию, и работая спиннингом, можно облавливать большие участки реки. Но в этот вечер удача мне улыбатьс не стала. Видимо решила, что фантастических окрестных видов мне за глаза. На следующий день я был ей очень за это благодарен, ведь мне пригодился весь ее запас.
Вечер на берегу Чулышмана — это сказка. Река, будто утомившись за день, к ночи начинает шуметь чуть тише, и можно говорить, не срывая голос.
Огромные Улаганские звезды теснятся в разрыве между скал над головой. Ветер гуляет где-то наверху, не долетая до нас. Пахнет травами и немного камнями. Мы наварили еды, плотно поужинали и сейчас пили чай. Молчали. Впитывали величие момента. Уснул я у костра, так и не добравшись до палатки, благо было тепло и нагревшаяся за день земля щедро делилась теплом до самого утра.
Утро началось с умывания в ледяной воде. Температура всего 4 градуса, бодрит!
Я начал было собираться на рыбалку, но Миша сказал:
-Ты ж здесь ничего не поймаешь. Вчера разве не понял?
-Ну и что делать?
Миша молча отвязал лодку, развернул ее и сказал мне:
А сам уселся пить чай. Кому чай, а кому и качай. Я быстренько накачал двухместного «Зодиака», скидал в него снасти и вопросительно уставился на Мишу.
Мой друг в это время критично на нас поглядывал. Наконец он не выдержал:
-Вы с дуба не рухнули, друзья мои? Миша, ну ладно Дэн, он молодой и бестолковый, но ты-то? Ты ж видишь, река бешеная! Куда вы собрались на этой резинке? Тут рафты бьются, река высшей категории.
Миша спокойно отпил чаю, швыркая, куснул конфету и изрек:
-А мы аккуратненько. И это, Денис, насос с собой положи.
Я насторожился. Зачем качать? Накачал, аж звенит!
— На улице сколько? Уже под 30 градусов. А вода сколько? +4. Физику учил?
Ну да, ну да. Будь готов! Всегда готов.
Друг попытался еще раз:
— Может лучше на машине ниже переедем и найдем нормальное место?
Миша молча потащил лодку к воде, бросив перед этим в котелок какую-то травку.
Я пожал плечами и отправился за ним. Плыть же пора.
Подойдя к воде, я в задумчивости остановился. Чулышман ревел и бесновался чуть ниже нас по течению, метрах в 50. Здесь же плес был ровным и гладким, только под противоположным берегом виднелась полоса белой пены, там было мелко, и вода разбивалась о камни в мелкую взвесь.
Миша тем временем спустил лодку на воду и ждал меня, сидя в ней.
Я сел в лодку, и Миша провел краткий инструктаж:
— Я гребу, ты держишь насос наготове и делаешь все, что я скажу. Скажу прыгать — прыгаешь. Понял?
-Да понял, поехали.
Миша оттолкнулся от берега, развернул лодку и быстрыми гребками погнал ее поперек течения, немного по диагонали. Где-то на середине плеса я почувствовал, как нас подхватило стремительное течение и понесло в порог. Миша закричал:
Я судорожно работал руками, качая резиновую лягушку. Борта под нашим весом уже просели почти до воды. Миша бешено греб.
Я бросил взгляд на берег и увидел, как мой друг бежит, выкидывая вперед ноги (а росту в нем 2 метра), зачем-то держа в вытянутой руке котелок с чаем. Он что-то кричал, но из-за рева воды я ничего не слышал, видел только беззвучно открывающийся рот. Вообще картинка эта сохранилась у меня как набор разрозненных фотографий.
И вот мы влетаем в порог.
Наша лодка проскользнула расселину между скалами как тряпка, ни на секунду нигде не задержавшись. А дальше — порог длиной метров 70. Вода кипит белыми бурунами, там и тут торчат острые камни, водяная пыль промочила нас в долю секунды!
Ааааааа! Летим по порогу, полуспущенная лодка полощется на течении. Я держусь одной рукой за борт, другой держу снасти. Оглядываюсь на Мишу. Он собран, но. безмятежен что ли. И даже, похоже, получает удовольствие от происходящего!
Мы пролетели порог, и нас обратным течением потянуло к нашему же берегу. Вот прокатились, блин!
Миша подработал веслами, и мы ткнулись в берег. Я пулей выскочил из лодки и втащил ее на берег вместе с Мишей, взял спиннинг и в полной прострации пошел ловить рыбу. Вряд ли я что-то соображал в тот момент. Миша там временем деловито осмотрел лодку и принялся разжигать костерок.
Я поймал маленького харьюзка, отпустил его и вернулся к костру. К этому моменту там же появился и мой друг с котелком чая. Удивительно, но он донес его не расплескав.
Я окинул взглядом всю эту пастораль, и из меня будто вынули все кости разом. Я осел в траву и попытался закурить. Сигарета прыгала в зубах, руки никак не могли чиркнуть зажигалкой. Миша забрал у меня зажигалку и поднес ее к сигарете. Первую сигарету я выкурил до фильтра в три затяжки и тут же взялся за вторую. Друг смотрел понимающе, пока Миша разливал чай из котелка по кружкам. После пары глотков я подозрительно повеселел, а потом мне и вовсе захорошело. Мы с другом переглянулись и уставились на довольного Мишу.
-Чего смотрите? У нас тут много разных трав растет, есть и тонизирующие — Миша посмеивался, глядя на наши обалдевшие лица. -Допивайте, и погнали на ту сторону. Ты — указующий перст на моего друга — собирай лагерь и переезжай на пару километров вниз. А мы туда сплавимся потихоньку. Тут река уже поспокойней.
Я с сомнением глянул на воду. Та же пена, те же камни.
Но делать нечего, надо плыть. Лодка накачана, и мы вновь устремляемся к другому берегу. И, о чудо, нам это удается! Правда под самым берегом глубина метра 3, и вода несется там со скоростью курьерсокого поезда. Но Миша одним мощным рывком преодолел эту стремнину, и я живо втащил лодку на берег, выскочив из нее на мокрые камни. А дальше — полдня чумовой рыбалки и прогулки по гладким окатышам на берегу своенравного и могучего Чулышмана. Переправа на наш берег прошла по тому же сценарию, и мы причалили точно возле нового стана, к тому моменту уже разбитого нашим другом.
На следующий день мы полезли в гору по отвесной стене, собирать каменное масло. Каменное масло — чудодейственная вещь! Если интересно — погуглите, много интересного узнаете. Сначала мы карабкались по красной осыпи, и в этом не было ничего сложного. Я все детство так гонял по терриконам. Но потом пришлось забираться вверх по отвесной скале. Камни слоились и расщеплялись под пальцами, саперная лопатка мешала, но мы справились. Вжимаясь щекой в скалу, пытаясь просто влипнуть в нее, я жалел о том, что человек-паук — просто герой комиксов.
Но мы добрались примерно до середины скалы и нашли первое масло. Собрав его в сумку, пошли дальше. Так мы перемещались по скале пару часов. Миша двигался впереди, обогнав нас метров на сто, мы плелись следом, временами поглядывая вниз и проклиная всю эту затею. . Так прошли все пять дней, отведенных нами на изучение прекрасной долины Чулышмана. Мы плавились вниз, ловили рыбу, сидели у костра, купались, загорали и дышали необыкновенной долиной необыкновенной реки. К концу путешествия я уже вполне освоился на воде и отталкивал лодку от берега без колебаний. Но с опаской, потому что слишком уж своенравен Чулышман.
Как мы лодку на берегу утопили.Или треска в Белом море
КАК МЫ УТОПИЛИ ЛОДКУ ИЛИ ТРЕСКА 2020
автор текста: мой напарник Феникс
У нас было 2 спиннинга, 70л бензина, 10л пресной воды, поллитра коньяка и целое множество приманок всех сортов и расцветок, джиг головки, а также офсетные крючки, двойники, три сотни разборных чебурашек, дюжина мерных поролонок и полдюжины мандул. Не то, чтобы это был необходимый запас для поездки, но если начинать ловить треску, становится трудно остановиться.
Единственное что вызывало у меня опасение-это поролон. Ничто в мире не бывает более беспомощным, безответственным и порочным, чем лига веры в поролон. Я знал, что рано или поздно мы перейдём и на эту дрянь.
*неделей ранее*
«Как твой напарник, предлагаю взять самую большую машину без верха, яркие джерси, поролонки, магнитофон для особой музыки и свалить из Лос-Ангельска хотя бы дня на три»
Механик был чертовски прав в своих суждениях. Время пришло.
Быстро грузим пикап, днем берём разрешения на посещение национального парка и стартуем. Впереди 160км дороги и 110 разбитой грунтовки. В макавто огромная очередь-поэтому едем мимо. И вот кончается асфальт, позади вырастает шлейф пыли а наш трактор мерно покачивается на ухабах Онежского тракта. До упора прямо и направо-тысячи людей знают этот маршрут и мы не исключение
Проскочив знаки нацпарка про рекреационную зону, экипаж значительно оживился-точка высадки близко!
По прибытию на место выгрузить шмурдяк и начать сборку плавсредства-минутное дело. Движения отточеные до автоматизма-раскатать лодку, собрать пайолы, надеть стрингера, подключить электронасос.. Все это мы проходили тысячу раз. Мне это чем то напоминает сборку автомата на время-голова очищена от мыслей а руки действуют сами.
Наконец комплект собран и спущен на воду. Дело осталось за малым-мотор, да датчик эхолот повесить. Закинуть вещи в лодку и вперёд.
А ведь до этого все шло так хорошо. Так прекрасно. Ровно до того момента, когда выяснили, что напарник не загрузил бензошланг.
И тут мы воистину познали 5 стадий принятия неизбежного.
Отрицание-б*я! Не может такого быть!
Гнев-*б твою м**ь. Как.
Торг-а может напрямую подключим через шланг и изоленту?
Депрессия-п**ц
Принятие- Ок..Че делаем?
А делать предлагалось только одно- оставлять лодку на территории смотрителей парка под камерами, а самим дуть в город за куском резинового шланга.
160км разбитой грунтовки мы уже проехали. 160 обратно и 160 снова сюда. Итого почти 500км! На часах было уже 23 ночи.
Великолепный план, Механик! Просто охрененный, если я правильно понял! Надежный, как швейцарские часы.
Провести ночь в дороге из-за забытого топливного шланга это не глупость. Глупость- это то, что Чарли Чаплин занял второе место в конкурсе двойников Чарли Чаплина в Германии. У нас же была маленькая неприятность. Неприятность на 300км
А в полвторого ночи мы были уже в гараже, до разведения мостов оставалось 30 минут и мы двинулись обратно. Проскочив через Макавто, затарились кофе, бургерами, картошкой и я, наконец, спустя много лет,выполнил свое обещание- купил напарнику хэппи мил!
Даже не спрашивайте откуда это пошло, но я ему уже лет 5 обещал.
Вернувшись в Луду в 4 утра, забрали лодку, вновь спустили на воду, загрузились и двинули в путь. Нам предстояло преодолеть Унскую губу до Пертоминска а потом взять направление вест-норд-вест в сторону Соловецких островов и идти к месту ловли.
Вот только оказалось что мы прилично перегружен-два тела в 100кг, 70л бензина, акб 75 а/ч, пара сумок с приманками и грузами по 20+кг каждая. Еда, вода, спальники и тд.
На что мотор ответил, что у него лапки и развил скорость в 20 км/ч. И нет, это был не глиссер. Я бы назвал это быстрым водоизмещающим режимом. Всё что мы могли сделать прям немедленно- поиграться с углом наклона относительно транца, но и тут нас ждала неудача. Было уже 6 утра следующего дня, мы были чертовски злы, уставши и не выспавшимися.
Оставался последний вариант- поменять винт на запасной(конечно мы возим с собой запасной и весь необходимый набор ремкомплекта) с 11 шага на 9
Пристали к берегу и я оставил напарника возиться с этим, а сам пошёл размять ноги вдоль берега. Там и наткнулся на медвежьи следы. Побольше и поменьше. Мамаша и сеголеток. Ну конечно, чего нам ещё не хватало в этой поездке? Обернувшись к Механику, хотел сообщить что неплохо бы сменить дислокацию, а то тут небезопасно, обнаружил что он уже снял винт и ищет запасной. И это значило, что в случае появления семейства побыстрому нам не уйти. А потом вспомнил что на дворе 2020 год и это норма- пошёл следы фотографировать.
К счастью, напарник оправдал свой позывной и в мелководном режиме мы вышли на фарватер. А потом он крутанул румпель, и.
Вот вы помните фильм «Адреналин» с Джейсоном Стэтхэмом? Когда он в лифте вкалывает адреналин, а потом бежит по городу в больничном халате? То же произошло и с нашим мотором! Не припомню, что бы он вообще когда либо так резво бегал.
«бежит, орёт» — это точно было про наш мотор)) переход со скоростного винта на грузовой был равносилен подключению полного привода и понижайки на авто. Разница- колосальная.
Проходя врата Унской губы(одно из любимейших мной мест) нас приветствуют местные дайверы — нерпы и тюлени. Почему любимое? Там левый и правый берега сходятся на манер крабьей клешни и выезжая из-за поворота в просвет наблюдаешь бескрайнее море, теряющееся за линией горизонта.
А дальше уходим к известным точкам у оз. Муракан. Первые тресочки размером не радуют-полкилошницы, которые частенько не вписываются в разрешённых размер. Покатавшись по известным банкам решаем уходить в сторону Лопшеньги. Это ещё переход на полтора часа со столь любимыми мной скачками по волнам.
Найдя тайно-секретный ориентир начинаем лов. Но что-то какая то ерунда происходит, треска проклевывается, проклевывается быки-но это явно не рыболовная мекка, про которую мы слышали. Решаем отрисовать акваторию и картина проясняется-находим явную аномалию на дне, выставляем я, а дальше пошла жара😈
Поклевка на каждом забросе, частые дуплеты, но и обрывов хватает. Нас это не останавливает-мы бомбим за все неудачи этого сезона — удар в бланк, подсечки, вываживание, треск фрикциона. Песня рыбака. Рыба вся мерная 1.5 кг+ на каждом забросе! А учитывая что рыба это морская и силушкой не обделенна- я бы сравнил её вываживание с щукой на 4+кг.
Через час мы вывалили языки на плечо. Так дальше продолжаться не может. Мы до сих пор не перешагнули порог в 2 кг за рыбину. А ведь это не Баренцево море, а Белое-и треска у нас другого вида: Gadus morhua maris-albi, которая редко больше 3 кг вырастает.
«Чтош»(с) Вызов принят! У самурая нет цели, только путь. Вот в путь мы и отправились.
Дойдя до очередного мыса, обнаружили выход скадьных пород(камней по научному). Чем не повод остановиться?
И это было чертовски верное решение!
Первые же заброс приносят ещё большие трофеи, спиннинги гнутся в дугу, фрикцион отрабатывает на выкачивании. Сколько там у меня шнур? 20 лб? Да чтож там за монстры. Доджер тестом до 56 гр, известный своим дрынообразным строем пасует перед мощью морской рыбы! У Фаворита до 70 гр трескается лак возле колец!
Это чёртов наркотик. Борьба с рыбой раз за разом добавляет адреналина. И вот поклёвка короля- я просто не могу поднять рыбу! Она висит на крючке, но мне её не сдвинуть! Затишье 5,10,15 сек. И вершинка понемногу идёт вверх. Не давая слабину, продолжаю выкачивать. Дистанция метров 15 от лодки и 8м глубина. Сантиметр, за сантиметром
И есть рекорд! Трещина на 2,338 кг! Полено в руку длинной и в полтора обхвата.
Напарник не отстаёт и я только и слышу, как бланк рассекает воздух с характерным свистом..
О сне нет и речи. Но нас начинают подводить организмы.. Пальцы уже еле удерживают спиннинги. Сил не хватает на выкачивание, бак показывает дно и мотор заводится через раз.
Но мы, как сомнамбула, повторяли одно и тоже: заброс-ступенчатая проводка-удар-подсечка-вываживание. И так на КАЖДОМ забросе! Остановиться было невероятно тяжело.
Но мы нашли в себе силы (или здравый смысл что сил уже не осталось?) и двинули к суше. Найдя прогал между валунов, нос лодки тихо ткнулся в берег, а мы наконец ощутили землю под ногами.
Вытащив лодку на берег и разбив лагерь в сгущающихся сумерках, отправились чистить рыбу. А её было дохрена (все легально, Жень! Треска рыба промысловая и нормы вылова у нас 50кг/сут на человека)! Пока шкерили рыбу, окончательно стемнело. И чем больше темнело — тем больше в голову лезли мысли, что мы оба здорово пропахли рыбой, лодка вся пропахла рыбой, у нас её больше 60 кг. И нам предстоит ночёвка в палатке. Крайне не надёжном убежище от зверей, чьи следы мы видели в предидущем посте.. Это был фейл галактического масштаба-спать в палатке на медвежьей тропе с парой мешков рыбы 🤦♂️
А дальше началось обсуждение-ночевать тут и быть под угрозой или собрать яйца в кулак и часа 2.5 пройти по морю до авто и там завалиться спать? Вода была как зеркало- почти штиль! Навигация- а вот она в эхолоте, не заблудимся.
Иии. Пока мы это обсуждали, со стороны Соловков сверкнуло. Просто я стоял лицом в ту сторону, о чем и сообщил напарнику. А секунд через 15 до нас донёсся раскат грома. Мы люди умные, 3.5 высших образования на двоих, и намёк поняли. Тем более что метрах в 200 увидели избушку с раскрытой настежь дверью.
Темнота была- хоть глаз коли! Шум дождя приближался и лишь 2 пятна света метались по берегу, перетаскивая вещи из палатки в избу. Взяли воду, еду, спальники и пр спальные принадлежности. Последние вещи перетаскивали уже бегом под проливным дождём. Готовить сил не осталось, а поэтому был изьят НЗ готовых блюд и беспламенные разогреватели-аля Юппи.. Просто добавь воды!
Кстати- ВЕЩЬ! Готовое блюдо горячим можно покушать уже через 15 минут! Чем мы и воспользовались. После первой за целый день нормальной еды, наконец-то завалились спать, поставив будильники с интервалом в 2 часа. Ведь поворот воды большая/малая занимает 4 часа. Поэтому хотелось проверять каждый цикл как там лодка. Мы были ппц как далеко от людей и остаться без средства передвижения было равносильно гибели!
Горячая еда, двое суток на ногах и шум прибоя сделали свое дело. Я наконец провалился в сон.
Белый шум — стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот
Вот и мы проснулись под звук прибоя радиоволн
Знаете- когда ты просыпаешься резко и сразу открываешь глаза? Отдохнувший, выспавшийся. Но сам процесс просыпания занимает доли секунд- вот ты видел сны и сразу открываешь глаза?
Проснулись имы одновременно. Напарник убрел проверять лодку, а я пялился в необработанные доски потолка и слушал море, нежась в спальнике. Я уже понимал что на море жопа и с замиранием сердца ждал возвращения напарника с фразой «ппц» лодку унесло/перевернуло/размолотило о камни..
Скрипнула дверь и фигура протиснулась в дверной проем:
«ппц. Лодка полная воды. По борта!»
Goоd news everyone! Как говорил один профессор- мы в жопе, но корабль на месте! Проведя мозговой штурм, мы пришли к модели произошедшего.
Перед сном мы максимально вытащили лодку на берег и её лишь легонько лизали волны. Ночью ветер сменился на моряну и её начало жёстко бить в транец полуметровые волны, которые с каждым ударом заливали кокпит все больше и больше. Сливной клапан спросите вы? С каждой волной лодку приподнимало и натаскивало песок на него. Он был просто забит.
А волны все накатывали и накатывали..
Я наконец решил посетить место катострофы и моему взору предстала лодка по борта залитая морской водой.
Чехол с аккумулятором эхолота мирно покоился на дне, изредка пуская пузыри-«часть команды, часть корабля»(с)
Сумки со снастями были с головой утоплены. Привет офсетам, двойникам, грузам. В носовой сумке плавали ремкомлект лодки и мотора, ящик инструментов. Ну и колбаска, хлебушек, банки тушёнки. Ярким поплавком в этом бассейне отчаяния значился бензобак-хорошо что вчера мы пришли на «парах» и он не затонул..
К черту! Бежать от снайпера=умереть уставшим. Поэтому завтрак по технологии беспламенных разогревателей и за работу
Задача: освободить надувной бассейн от воды подручными средствами.
Инструменты:палка, трава
Но море оказалось благосклонно и мы нашли на берегу 5л канистру от воды. Обрезав горлышко начали черпать-3.6мх2мх50см. Какой там объем? До фига скажу я вам. Учитывая слив воды с сумок и акб.
А ещё выяснился один маааленький нюанс-рыбак со второго экипажа просил собирать рявчу на корм его свиньям. О чем мы благополучно помнили во время ловли, но предательски забыли во время переноса вещей.
Поэтому в нашем пвх бассейне плавали 3 десятка бычков и их пришлось повторно вылавливать. А мы ещё опасались, что придёт медведь и заинтересовались запахом рыбы повредит лодку..
Не буду вас утомлять- к 12 часам мы вычерпали воду, загрузили вещи. Нам оставалось лишь преодолеть полосу прибоя, где волны достигли 80 см, а побережье усеяно метровыми валунами.
Вы толкать лодку на воду, забраться, опустить мотор, завезти, залезть второму номеру, включить передачу и дать газу на румпеле. Изи.
Шучу, нихрена не изи!
«Полоса прибоя». Звучит романтично только для тех, кто не преодолевал её в штормовое! Узкая полоса прибрежной зоны- всего то метров 25. Полная белых барашков. а если вы читаете эти строки, значит рыбалка вам не чужда и объяснять, что барашки на гребне волны=жопа, не стоит.
Как вытаскивали лодку с берега-отдельная история. Волна приходит-лодку приподнимает и мы тащим её в сторону разбушевавшегося моря. Раз за разом. Сантиметр за сантиметром. И вот глубина достаточная чтобы опустить мотор. Сапоги полны воды, но это мелочи-ведь удержание её на приемлемой глубине стоило гораздо дороже. Стоишь по колено в воде-а волна приходит тебе по грудь.
И вот, выбрав перерыв между накатами, прыгаю в лодку. Дёргаю стартер и. не заводится! Не заводится!! НЕ ЗАВОДИТСЯ.
И очередным валом нас бросает на метровые камни, припечатав транцем и ногой мотора и чуть не подмяв под лодку напарника. Он из последних сил пытается вывести меня оттуда на глубину-но снова большая волна разворачивается лодку и уже бортом впечатывает нас в валуны.
Третья попытка пока море дало передышку-я дёргаю трижды проклятый ручной стартер уже сдирая кожу. и над Белым морем разносится раскатистое тарахтение двухтатника из поднебесной!
Напарника чуть ли не за шиворот в кокпит и газ в палас! Очередной «девятый вал» просто тараним носом. Не спасает даже носовой тент- нас окатывает целым бассейном воды! За ним ещё и ещё. Нам надо вырваться с этого участка на глубину-где волны более плавные.
Наконец, благодаря ОЧЕНЬ точному и холодному, как температура воды Белого моря, что изменила звон яиц моего напарника со стального на титановый, расчёту, нам удалось выйти на глубину.
Откуда я знаю акустику твёрдых тел? Я работал с камертоном!
А если серьёзно-море ошибок не прощает!
Мы вышли только за счёт слаженный команды, которая нарабатывалась не первый десяток лет. Останавливаемся и молча курим. Слова тут излишни. За 15 лет совместной рыбалки мы понимаем друг друга без слов.
Теперь дважды мы попадали в жопу, где реально могли погибнуть.
И это была самая жесть!
Ну да ладно- нам надо возвращаться к авто и мы отправляемся в путь. Хех-волны 1.5-2м ,когда в низине между ними не видно ничего- то ещё удовольствие! Пытались выйти на глис, но один раз с гребня волны выпрыгнул так, что и мотор в воздухе побывал- вылетели полностью! Потом были осторожней, и, переодически в спокойных участках, газу давали, но каждый раз сбрасывали его на гребне. Потом вниз по волне на скорости и вверх, опять сбрасывая.
И так 4.5 часа. Именно столько у нас заняла обратная дорога.
Прибыв к авто, через полчаса потянулся и второй экипаж, с которым мы разминулись еще в самом начале из за бензошланга. Думаю про сборы и обратную дорогу никому не интересно читать.
Но главное- мы вернулись, и впереди была дорога домой..
Источник