Берег моря море флагов прямое переносное

Урок русского языка на тему «Метафора. Прямое и переносное значение слова» (6 класс).

Русский язык. 6 класс. Урок № 22.

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите только морфемы с пропущенными буквами; объясните написание:

(1) Пр…рвать разговор, (2) к. снуться вопроса о дисциплине, (3) густая р…стительность, (4) распол…житься у печи, (5) пр…скакать на лошади, (6) мой брат – Р…стислав, (7) пр…городный поселок, (8) оз…ренный светом, (9) быстро разг…раться, (10) з…ревать на берегу, (11) пр…шить пуговицу, (12) кратко изл…гать, (13) слегка пр…встать, (14) пр…вкусный обед, (15) не к…сайтесь огня.

Морфема с пропущенной буквой

(2) коснуться вопроса о дисциплине

§ 14. Метафора. Прямое и переносное значение слова.

Прямое и переносное значение слова

Слова могут иметь переносное значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

Железные гвозди — железное здоровье (то есть здоровье такое же крепкое, как и гвозди);

стальной нож (сделанный из очень прочного металла) – стальные (сильные, крепкие) нервы.

Задание № 2: спишите; сравните в каждой паре лексическое значение выделенных слов. Определите, какое из значений прямое, какое – переносное (надпишите над выделенными словами). Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

(1) Стальная иглаигла сосны. (2) Берег моряморе флагов. (3) Бронзовая монета – бронзовый загар. (4) Воет волк – воет буря. (5) Гладить бельё – гладить волосы. (6) Подошва туфель – подошва горы. (7) Светлая аудитория – внимательная аудитория. (8) Работа на производстве – сдать работу. (9) Читать Чехова – произведения Чехова. (10) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков.

Ключ (подчеркнуты переносные значения):

(1) Стальная иглаигла сосны. (2) Берег моряморе флагов. (3) Бронзовая монета – бронзовый загар. (4) Воет волк – воет буря. (5) Гладить бельё – гладить волосы. (6) Подошва туфель – подошва горы. (7) Светлая аудитория – внимательная аудитория. (8) Работа на производстве – сдать работу. (9) Читать Чехова – произведения Чехова. (10) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков.

Метафора – средство художественной выразительности, основанное на сходстве предметов по какому-либо признаку. В основе метафоры лежит переносное значение слов.

«В саду горит костер рябины красной». (С. А. Есенин). (Ярко-красных ягод рябины настолько много, что они напоминают костер).

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Эпитет – яркое, образное определение, придающее предмету особую выразительность.

«Белая береза под моим окном / Принакрылась снегом, точно серебром». (С. А. Есенин)

Задание № 3: из данных предложений выпишите метафоры:

(1) «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» . (2) «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы…». (А. С. Пушкин) (3) «Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный». (4) «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Горек мне мед твоих слов». (А. А. Блок) (6) «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова». (С. А. Есенин) (7) «Молодость моя! Моя голубка / Смуглая!» (М. И. Цветаева).

(1) «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» .

(«Келья восковая» – улей).

(2) «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы…». (А. С. Пушкин)

(«Гореть свободой» – жаждать свободы, «сердца для чести живы» — сердце жаждет честной жизни).

(3) «Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный». (Кинжал не раз выручал героя в опасных для жизни ситуациях).

(4) «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка». (М. Ю. Лермонтов)

(«Мед слов» — слова любимого человека сравниваются с медом — настолько они приятны для слуха; но в данном случае — наоборот, слова ранят душу).

(6) «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова». (С. А. Есенин)

(«Ронять слова» — неторопливо, грустно, задумчиво произносить слова).

(7) «Молодость моя! Моя голубка / Смуглая!» (М. И. Цветаева).

(Молодость названа голубкой – дружелюбно, ласково).

Задание № 4: выпишите из предложений эпитеты вместе с теми существительными, к которым они относятся:

(1) «По вольному распутью моря / Когда ж начну я вольный бег? / Пора покинуть скучный брег . ». (2) «Под гнетом власти роковой / Нетерпеливою душой / Отчизны внемлем призыванье». (3) «Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела…». (А. С. Пушкин) (4) «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора — / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера». (Ф. И. Тютчев) (6) «Я полон дум о юности веселой, / Но ничего в прошедшем мне не жаль». (7) «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь нагнувшись под метелью белой?» ( С. А. Есенин).

(1) «По вольному распутью моря / Когда ж начну я вольный бег? / Пора покинуть скучный брег . ». (2) «Под гнетом власти роковой / Нетерпеливою душой / Отчизны внемлем призыванье». (3) «Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела…». (А. С. Пушкин) (4) «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора — / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера». (Ф. И. Тютчев) (6) «Я полон дум о юности веселой, / Но ничего в прошедшем мне не жаль». (7) «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь нагнувшись под метелью белой(С. А. Есенин).

Задание № 5: из данных предложений выпишите примеры олицетворений:

(1) «Природа жаждущих степей / Его в день гнева породила. ». (2) «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…». (3) «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя; / То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя». (А. С. Пушкин) (4) «Играют волны, ветер свищет…». (5) «У Черного моря чинара стоит молодая; / С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская». (6) «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». (М. Лермонтов) (7) «Здесь даже камни плачут. / Цветы мне говорят: «Прощай!»» . (С. А. Есенин) (8) «Осторожно ветер / Из калитки вышел, / Постучал в окошко, / Пробежал по крыше…». (М. В. Исаковский).

(1) «Природа жаждущих степей / Его в день гнева породила. ». (2) «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…». (3) «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя; / То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя». (А. С. Пушкин) (4) «Играют волны, ветер свищет…». (5) «У Черного моря чинара стоит молодая; / С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская». (6) «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». (М. Лермонтов) (7) «Здесь даже камни плачут. / Цветы мне говорят: «Прощай!»» . (С. А. Есенин) (8) «Осторожно ветер / Из калитки вышел, / Постучал в окошко, / Пробежал по крыше…». (М. В. Исаковский).

Домашнее задание: упражнение № 97 (сверху над словами, выделенными курсивом, надписать, в каком значении – прямом или переносном – они употреблены).

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите только морфемы с пропущенными буквами; объясните написание:

(1) Пр…рвать разговор, (2) к. снуться вопроса о дисциплине, (3) густая р…стительность, (4) распол…житься у печи, (5) пр…скакать на лошади, (6) мой брат – Р…стислав, (7) пр…городный поселок, (8) оз…ренный светом, (9) быстро разг…раться, (10) з…ревать на берегу, (11) пр…шить пуговицу, (12) кратко изл…гать, (13) слегка пр…встать, (14) пр…вкусный обед, (15) не к…сайтесь огня.

Задание № 2: спишите; сравните в каждой паре лексическое значение выделенных слов. Определите, какое из значений прямое, какое – переносное (надпишите над выделенными словами). Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

(1) Стальная иглаигла сосны. (2) Берег моряморе флагов. (3) Бронзовая монета – бронзовый загар. (4) Воет волк – воет буря. (5) Гладить бельё – гладить волосы. (6) Подошва туфель – подошва горы. (7) Светлая аудитория – внимательная аудитория. (8) Работа на производстве – сдать работу. (9) Читать Чехова – произведения Чехова. (10) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков.

Задание № 3: из данных предложений выпишите метафоры:

(1) «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» . (2) «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы…». (А. С. Пушкин) (3) «Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный». (4) «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Горек мне мед твоих слов». (А. А. Блок) (6) «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова». (С. А. Есенин) (7) «Молодость моя! Моя голубка / Смуглая!» (М. И. Цветаева).

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите только морфемы с пропущенными буквами; объясните написание:

(1) Пр…рвать разговор, (2) к. снуться вопроса о дисциплине, (3) густая р…стительность, (4) распол…житься у печи, (5) пр…скакать на лошади, (6) мой брат – Р…стислав, (7) пр…городный поселок, (8) оз…ренный светом, (9) быстро разг…раться, (10) з…ревать на берегу, (11) пр…шить пуговицу, (12) кратко изл…гать, (13) слегка пр…встать, (14) пр…вкусный обед, (15) не к…сайтесь огня.

Задание № 2: спишите; сравните в каждой паре лексическое значение выделенных слов. Определите, какое из значений прямое, какое – переносное (надпишите над выделенными словами). Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

(1) Стальная иглаигла сосны. (2) Берег моряморе флагов. (3) Бронзовая монета – бронзовый загар. (4) Воет волк – воет буря. (5) Гладить бельё – гладить волосы. (6) Подошва туфель – подошва горы. (7) Светлая аудитория – внимательная аудитория. (8) Работа на производстве – сдать работу. (9) Читать Чехова – произведения Чехова. (10) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков.

Задание № 3: из данных предложений выпишите метафоры:

(1) «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» . (2) «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы…». (А. С. Пушкин) (3) «Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный». (4) «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Горек мне мед твоих слов». (А. А. Блок) (6) «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова». (С. А. Есенин) (7) «Молодость моя! Моя голубка / Смуглая!» (М. И. Цветаева).

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите только морфемы с пропущенными буквами; объясните написание:

(1) Пр…рвать разговор, (2) к. снуться вопроса о дисциплине, (3) густая р…стительность, (4) распол…житься у печи, (5) пр…скакать на лошади, (6) мой брат – Р…стислав, (7) пр…городный поселок, (8) оз…ренный светом, (9) быстро разг…раться, (10) з…ревать на берегу, (11) пр…шить пуговицу, (12) кратко изл…гать, (13) слегка пр…встать, (14) пр…вкусный обед, (15) не к…сайтесь огня.

Задание № 2: спишите; сравните в каждой паре лексическое значение выделенных слов. Определите, какое из значений прямое, какое – переносное (надпишите над выделенными словами). Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

(1) Стальная иглаигла сосны. (2) Берег моряморе флагов. (3) Бронзовая монета – бронзовый загар. (4) Воет волк – воет буря. (5) Гладить бельё – гладить волосы. (6) Подошва туфель – подошва горы. (7) Светлая аудитория – внимательная аудитория. (8) Работа на производстве – сдать работу. (9) Читать Чехова – произведения Чехова. (10) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков.

Задание № 3: из данных предложений выпишите метафоры:

(1) «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» . (2) «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы…». (А. С. Пушкин) (3) «Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный». (4) «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Горек мне мед твоих слов». (А. А. Блок) (6) «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова». (С. А. Есенин) (7) «Молодость моя! Моя голубка / Смуглая!» (М. И. Цветаева).

Задание № 4: выпишите из предложений эпитеты вместе с теми существительными, к которым они относятся:

(1) «По вольному распутью моря / Когда ж начну я вольный бег? / Пора покинуть скучный брег . ». (2) «Под гнетом власти роковой / Нетерпеливою душой / Отчизны внемлем призыванье». (3) «Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела…». (А. С. Пушкин) (4) «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора — / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера». (Ф. И. Тютчев) (6) «Я полон дум о юности веселой, / Но ничего в прошедшем мне не жаль». (7) «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь нагнувшись под метелью белой?» (С. А. Есенин).

Задание № 5: из данных предложений выпишите примеры олицетворений:

(1) «Природа жаждущих степей / Его в день гнева породила. ». (2) «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…». (3) «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя; / То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя». (А. С. Пушкин) (4) «Играют волны, ветер свищет…». (5) «У Черного моря чинара стоит молодая; / С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская». (6) «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». (М. Лермонтов) (7) «Здесь даже камни плачут. / Цветы мне говорят: «Прощай!»» . (С. А. Есенин) (8) «Осторожно ветер / Из калитки вышел, / Постучал в окошко, / Пробежал по крыше…». (М. В. Исаковский).

Задание № 4: выпишите из предложений эпитеты вместе с теми существительными, к которым они относятся:

(1) «По вольному распутью моря / Когда ж начну я вольный бег? / Пора покинуть скучный брег . ». (2) «Под гнетом власти роковой / Нетерпеливою душой / Отчизны внемлем призыванье». (3) «Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела…». (А. С. Пушкин) (4) «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора — / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера». (Ф. И. Тютчев) (6) «Я полон дум о юности веселой, / Но ничего в прошедшем мне не жаль». (7) «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь нагнувшись под метелью белой?» (С. А. Есенин).

Задание № 5: из данных предложений выпишите примеры олицетворений:

(1) «Природа жаждущих степей / Его в день гнева породила. ». (2) «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…». (3) «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя; / То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя». (А. С. Пушкин) (4) «Играют волны, ветер свищет…». (5) «У Черного моря чинара стоит молодая; / С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская». (6) «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». (М. Лермонтов) (7) «Здесь даже камни плачут. / Цветы мне говорят: «Прощай!»» . (С. А. Есенин) (8) «Осторожно ветер / Из калитки вышел, / Постучал в окошко, / Пробежал по крыше…». (М. В. Исаковский).

Задание № 4: выпишите из предложений эпитеты вместе с теми существительными, к которым они относятся:

(1) «По вольному распутью моря / Когда ж начну я вольный бег? / Пора покинуть скучный брег . ». (2) «Под гнетом власти роковой / Нетерпеливою душой / Отчизны внемлем призыванье». (3) «Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела…». (А. С. Пушкин) (4) «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка». (М. Ю. Лермонтов) (5) «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора — / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера». (Ф. И. Тютчев) (6) «Я полон дум о юности веселой, / Но ничего в прошедшем мне не жаль». (7) «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь нагнувшись под метелью белой?» (С. А. Есенин).

Задание № 5: из данных предложений выпишите примеры олицетворений:

(1) «Природа жаждущих степей / Его в день гнева породила. ». (2) «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…». (3) «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя; / То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя». (А. С. Пушкин) (4) «Играют волны, ветер свищет…». (5) «У Черного моря чинара стоит молодая; / С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская». (6) «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». (М. Лермонтов) (7) «Здесь даже камни плачут. / Цветы мне говорят: «Прощай!»» . (С. А. Есенин) (8) «Осторожно ветер / Из калитки вышел, / Постучал в окошко, / Пробежал по крыше…». (М. В. Исаковский).

Источник

Читайте также:  Можно ли ребенку промывать нос морской водой с моря
Оцените статью