Берингово море отдали сша

«Линия предательства»: Шеварднадзе украл у России часть Берингова моря

Грабёж нашей родины был проведён генсеком ЦК КПСС и его пособником министром в наглой форме, со ссылкой на карты аж 1867 г. на правах документа, согласно которому надо было провести разграничение акваторий, принадлежащих Москве и Вашингтону.

Что потеряли?

В результате деяний перестроечных лидеров Россия утратила зону богатейшей добычи краба и тихоокеанской рыбы. Согласно сенатору от Камчатского края Борису Невзорову, ущерб может быть оценен в приблизительно 500 тысяч тонн улова ежегодно.

Также Россия добровольно — и по непонятной причине! — лишила себя права на добычу природных ископаемых, запасы которых согласно геологоразведке в этой зоне (между островами Прибылова, Св. Матвея, Медным и Атту) составляют не меньше 200 миллионов кубометров природного газа и не менее 200 миллионов тонн нефти.

Это месторождение находится в зоне, которая согласно Генеральной конвенции ООН вообще не имеет никакого отношения к разграничению исключительных экономических зон, и, как минимум, должно было быть поделено между Россией и США. Но умерший гражданином уже другой страны Эдуард Шеварднадзе решил этот вопрос за россиян (та часть территории СССР находится в части, принадлежавшей РСФСР).

Аляска требует у России острова

И совсем уже неприятным последствием является оспаривание штатом Аляска российской границы. Анкоридж (а не Вашингтон, что тоже любопытно) претендует на острова Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана. Все они, с точки зрения американцев, должны быть возвращены США (резолюция штата Аляска HJR-297 от 1999 г.). Правда, есть и соответствующий ответ российского МИДа о том, что в компетенцию Москвы не входит решение вопросов между федеральным американским центром и штатами, оспаривающими решение центра. Тем не менее Аляска продолжает считать территорию этих островов спорной, что связано с всё тем же документом, подписанным Эдуардом Шеварднадзе.

Кстати, на месте штата Аляска стоило бы вести себя поскромнее — хотя бы потому, что окончательная передача самой этой территории США состоялась при весьма загадочных обстоятельствах и при полном несоблюдении международного права XIX столетия.

Так, в договоре от 1867 г. чётко значится: «…to cede to the United States…», то есть глагол «to sell» там не фигурирует. Иными словами, речь шла исключительно о передаче физического контроля над территорией на какой-то ограниченный срок, не более того. Недаром И.В. Сталин вскользь сказал на переговорах в Ялте, что СССР не будет претендовать на Аляску, так как получает контроль над Восточной Европой. Следовательно, основания претендовать всё-таки были, да и золото за сделку так России передано и не было.

Наконец, ещё одним — и весьма неприятным! — последствием предательского решения советского главы международного ведомства является необходимость заявлять теперь США о проводке судов, идущих Северным морским путём.

Дело в том, что при проходе через Берингов пролив суда автоматически оказываются в морской зоне, по-барски и совершенно незаконно переданной компанией Горбачёв-Шеварднадзе американской стороне. Налицо явный готический парадокс: Россия вынуждена просить разрешения у Америки на проводку судов через свои же собственные воды, отданные временщиком по филькиной грамоте почти 30 лет назад.

Может ли Россия оспорить это решение?

По сути, содеянное Горбачёвым и его сообщником Шеварднадзе подпадает под статью о государственной измене высокопоставленных должностных лиц.

По советскому праву вопрос о государственной границе может рассматриваться — и тем более утверждаться! — только на Съезде народных депутатов СССР. Согласно заявлению председателя совета министров СССР в 1990 г. Н.И. Рыжкова, ни на Политбюро ЦК КПСС, ни на заседании Совета министров СССР вопрос не ставился и не рассматривался.

Кроме того, текст соглашения до сих пор не ратифицирован (это необходимо согласно ст. 15 ФЗ «О международных договорах РФ») и, по согласованию сторон, обладает исключительно временным — пусть и весьма затянувшимся — сроком действия. Этого юридически обоснованного мнения придерживается ряд российских государственных деятелей высшего ранга, в том числе и Константин Косачёв, председатель комитета по международным делам Федерального Собрания Российской Федерации.

Получается, 30 лет назад имел место сговор двух партийных деятелей, решивших отобрать у нашей страны несколько десятков тысяч квадратных миль территории, суверенное право на судоходство по стратегическому маршруту, богатейший рыбный промысел, а также перспективные нефтегазовые залежи.

В принципе, деяния такого рода срока давности не имеют, и Михаила Сергеевича давно нужно было заключить под стражу и предъявить ему обвинение хотя бы за это неоспоримое с его стороны государственное преступление.

В настоящее время вопрос о возврате незаконно отчуждённой акватории был поставлен сенатором Невзоровым, причём Валентина Матвиенко решила дать делу ход. Россия готовит документы для приведения государственной границы в соответствие с уложениями ООН по разграничению территориальных вод. Известно, что российская сторона уже и раньше заявляла о необходимости разграничения территорий по так называемой локсодромии, а американцы требуют придерживаться ортодромии.

Первый вариант повторяет изгиб береговой линии и, соответственно, симметрично разграничивает эксклюзивные зоны двух сопредельных государств.

Отдадут ли акваторию американцы?

Вопрос о Беринговом проливе встал со всей остротой из-за трассы Северного морского пути. Как известно, Америка упорно отказывается считать этот маршрут исключительной собственностью России. Возможно, Россия загодя готовилась к восстановлению правильной линии государственной границы.

В таком случае становится ясно, что наличие в караване судов боевого ледокола может послужить весомым аргументом, если американцы решат воспрепятствовать свободному мореходству и будут настаивать на принадлежности российских вод себе, ссылаясь на незаконный документ, подписанный злоумышленником Шеварднадзе.

На сегодня боевой ледокол «Иван Папанин» (водоизмещение 9 тысяч тонн), введённый в строй в прошлом году — это уникальный корабль, аналога которого в мире просто нет. А три года назад на защиту арктических рубежей нашей родины заступил и боевой корабль проекта 21180 «Илья Муромец».

В скором времени со стапелей сойдёт и его усовершенствованный собрат (проект 21180м) — «Евпатий Коловрат». Скорее всего, появятся и другие надводные универсальные плавсредства, способные выполнять задачи, поставленные командованием ВМФ России в этих высоких широтах.

Американцам же пока похвастаться нечем, кроме гражданского ледокола 40-летней давности USCGC Polar Star. Как известно, попытка США проводить в районе Северной Атлантики в 2018 г. манёвры (Trident Juncture) позорно провалилась, показав полную небоеспособность американского флота в Арктике. Так что Россия терпеливо дождалась нужного момента для восстановления справедливости.

Источник

Зачем СССР в 1990 году отдал США акваторию Берингова моря

1 июня 1990 года в Вашингтоне было подписано соглашение между министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером о линии разграничения морских пространств. По условиям этого соглашения Соединенным Штатам отошла часть акватории Берингова моря, ранее находившаяся под советской юрисдикцией. Почему же в этом возникла необходимость?

Проблема Аляски

Дело в том, что в Конвенции о продаже Аляски, которую подписал 1867 году Александр II, отсутствовали положения о делении морских пространств. В 1976 году прибрежные государства стали вводить рыболовные, а затем и исключительные экономические зоны, которые в Беринговом и Чукотском морях перекрывали друг друга. Необходимо было разграничить экономические зоны и континентальный шельф в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальные воды на небольшом участке Берингова пролива между островами Ратманова и Крузенштерна.

Собственно, переговоры по поводу этих морских территорий начались еще в 1977 году. Учитывалось то, что указанные районы богаты не только рыбными ресурсами, но и нефтегазовыми месторождениями. В конце концов за основу разграничения была взята линия, определенная Конвенцией 1867 года. По условиям соглашения, к США отходили: часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тысяч кв. километров; часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тысяч кв. километров; а также участок континентального шельфа площадью 46,3 тысячи кв. километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий. При этом СССР в этой части Берингова моря отошел участок континентального шельфа площадью всего 4,6 тысячи кв. километров. А в некоторых местах исключительная экономическая зона США превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что является противоречащим статье 57 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года.

Тем не менее, договоренность была достигнута и временно вступала в силу с 15 июня 1990 года. 18 сентября 1990 года соглашение ратифицировал Конгресс США, однако вплоть до настоящего времени оно не ратифицировано российским парламентом и пока применяется лишь на временной основе.

Критика соглашения

Соглашение вызвало множество споров. В 1999 году парламент штата Аляска составил резолюцию, в которой была взята под сомнение законность установления границ между США и Россией, поскольку соглашение было подписано Джеймсом Бейкером без участия представителей Аляски.

Обширной критике оно подвергалось и в российских кругах. Так, бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков утверждал, что документ не выносился на рассмотрение ни Политбюро, ни Совмином. А в соответствии с советской Конституцией заниматься определением государственной границы СССР должен был исключительно Съезд народных депутатов.

Сегодня во всем винят экс-министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе. Говорят, что он единолично принял решение о передаче Соединенным Штатам 34 тысяч квадратных миль акватории Берингова моря, а затем провел его через Политбюро. К тому же, у него были свои отношения с Бейкером – как деловые, так и личные…

Оценки, выводы и надежды

Неоднократно российские государственные органы проводили экспертизу соглашения на предмет его соответствия нормам международного морского права, а также интересам России. Кроме того, оценивались возможные последствия в случае нератификации соглашения. Были сделаны выводы, что в принципе интересам нашего государства оно не противоречит, за исключением потери права на ведение морского промысла на участке, расположенном в средней части Берингова моря. 12 февраля 2003 года Счетная палата Российской Федерации представила следующий отчет: «За период действия советско-американского Соглашения о линии разграничения в Беринговом море (1991—2002 года) потери России составили 1,6—1,9 миллионов тонн рыбы, что эквивалентно 1,8—2,2 миллиарда долларов США».

Помимо этого, наличие пограничной линии усложняет торговое судоходство и блокирует с востока Северо-морской путь, который важен для евроазиатских транзитных грузоперевозок.

В связи с этим на протяжении вот уже многих лет российская и американская сторона ведут переговоры с целью заключения всеобъемлющего соглашения о рыболовстве в северной акватории Берингова моря. Хочется надеяться, что рано или поздно будут достигнуты договоренности, отвечающие российским интересам более, чем соглашение, инициированное Шеварднадзе и Бейкером.

Источник

Читайте также:  Объекты промысла охотского моря
Оцените статью