История Греции изучается со времени существования Микен и других древнейших городов на ее территории (середина II тысячелетия до н. э.) и вплоть до времени подчинения страны Македонией (IV в. до н. э.).
Особенности географической среды Греции — горный рельеф, отсутствие больших рек и невозможность ирригации — препятствовали выращиванию зерновых культур и разведению крупного рогатого скота. Вместе с тем природа Греции благоприятствовала мелкому скотоводству, виноградарству и олив-ководству. Это привело к тому, что в большинстве областей греки отказались от самообеспечения хлебом, значительная часть земель была занята под оливковые сады и виноградники; вино и масло продавались на внешних рынках.
Прекрасная сырьевая база в Греции дала возможность для развития ремесла. Очень рано ремесленная продукция стала сбываться не только внутри страны, но и за ее пределами.
Таким образом, греческая экономика требовала установления торговых связей и с соседними, и с отдаленными странами, богатыми прежде всего хлебом. Близость моря способствовала установлению таких связей.
В истории древней Греции учащиеся встретятся со знакомыми им социальными явлениями: в период разложения родовых отношений знать владеет лучшими землями и многочисленными стадами, она эксплуатирует рабов-чужеземцев и собственных соплеменников. Последние теряют землю, превращаются в батраков, нищих, кабальных рабов. Как и на древнем Востоке, в Греции происходит процесс превращения родоплеменных органов управления в органы государственной власти: гомеровские вожди (басилеи) напоминают царей; советы знати обладают судебной властью, управляют племенами; падает значение народных собраний. Знатные семьи заводят отряды вооруженных слуг, которые охраняют их собственность и привилегии.
Однако дальнейший путь социально-политического развития Греции был иным, чем в странах древнего Востока. В Греции в VIII-VI вв. до н. э. разоряющиеся земледельцы (сельский демос) вели ожесточенную борьбу против родовой знати. Купцы и ремесленники (городской демос) поддерживали и возглавляли эту борьбу. Демос сумел организоваться, выдвинуть экономические и политические требования. После длительной и упорной борьбы власть родовой аристократии была сломлена, долговое рабство уничтожено, свободное население греческих городов объединилось в гражданские коллективы, члены которых обладали равными правами и обязанностями независимо от знатности.
Греческое рабовладение по сравнению с древневосточным обладало рядом особенностей: массовое использование рабов в ремесле, запрещение в большинстве городов-государств (полисов) рабства за долги.
В отличие от древневосточных монархий передовые греческие города-государства были рабовладельческими республиками, где у власти стоял демос (коллектив граждан). Этой форме государства, связанной с преобладанием в экономике мелкой и средней собственности крестьян и ремесленников, были присущи следующие черты: высшая власть принадлежала состоящему из граждан народному собранию; должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от их имущества и были подотчетны народному собранию; суд также был выборным. Наряду с исторической прогрессивностью созданной греками государственной формы следует показать, что греческий цолис защищал интересы привилегированного меньшинства (граждан), охранял власть рабовладельцев над рабами.
Значительное место занимает в разделе рассмотрение эллинской культуры (с культурой микенского периода, мифами и поэмами Гомера учащиеся знакомятся на первых уроках — § 23-25; культурный подъем Греции V-IV вв. до н. э. изучается в § 36-39; характеристика эллинистической культуры III-II вв. до н. э. дается на последнем уроке раздела — §42).
Для знакомства с культурой Греции отводится не менее половины учебного времени, предназначенного на изучение культуры древних народов. Это объясняется тем, что древние греки создали самобытную и яркую культуру, оказавшую большое и непосредственное влияние на культуру современных народов (см. пособие, табл. 17).
Источник
Амальфитанское побережье в Италии: незабываемый отдых
Захватывающие дух отвесные скалы, море глубокого синего цвета и компактные романтические города — украшения Амальфитанского побережья. Узкие улицы со сказочными цветными домиками тонут в сочной зелени. Ароматы спелых лимонов, винограда и оливок окутывают каждого, кто ступил на благословенную итальянскую землю. Это прекрасное место, где можно оценить гастрономическое разнообразие региона, позагорать и посетить познавательные экскурсии.
Пляжный отдых
Амальфитанское побережье покоряет разнообразием ландшафтов, однако хороших песчаных пляжей здесь немного. Они кардинально отличаются от тех, что можно найти в Тунисе. Пляж представляет собой небольшой участок берега, усыпанный галькой и расположенный у подножья скал. Чтобы попасть сюда, придется преодолеть спуск по ступенькам. Обычно здесь предусмотрены как платные, так и бесплатные секции.
Майори
Туристы, приезжающие отдохнуть на Амальфитанское побережье Италии, должны понимать, что из-за особенностей ландшафта солнце здесь прячется к 17.00. Но на главном пляже Майори загорать можно до 20.00. Это просторный песчаный пляж, вблизи которого предусмотрена парковка. Здесь можно отдыхать как в бесплатных, так и платных секциях.
Четара
Если вы ищите уединенное место для отдыха и вас не смущает галька, отправляйтесь в Четару. Это аутентичный городок, в котором обычно немного туристов. Считается, что лучшее время для отдыха на пляже — с июля по сентябрь.
Фьорд Фурори
Живописное место не раз попадало в кадры фильмов именитых режиссеров. Галечный пляж, зажатый между скалами, невелик. Чтобы попасть сюда и насладиться чистейшей водой, придется спуститься по длинной лестнице.
Ариенцо
Один из самых красивых пляжей Амальфитанского побережья, который еще называют «300 ступеней». Именно столько придется преодолеть туристу, чтобы насладиться отдыхом. Во время спуска у вас будет возможность оценить фантастические ландшафты, заглянуть на территорию роскошных вилл и вдохнуть аромат цветов, растущих у лестницы. На пляже Ариенцо предусмотрены как бесплатные, так и платные секции.
Посещаемые места
На Амальфитанском побережье расположились 16 населенных пунктов. Рассмотрим самые популярные направления у туристов.
Амальфи
Легенда гласит, что город создал Геракл в подарок прекрасной голубоглазой нимфе. Населенный пункт соединен с соседним Атрани подземным туннелем. Близость моря способствовала активному развитию торговли. Достопримечательность Амальфитанского побережья, которую стоит посетить, — собор Андрея Первозванного. Обязательно прогуляйтесь по аллеям города, чтобы приобрести сувениры и попробовать блюда местной кухни.
Позитано
Популярнейшее направление у туристов. В Позитано можно не только отдохнуть на крупном песчаном пляже, но и оценить историю региона. Здесь расположена известная церковь — Санта-Мария Ассунта.
Равелло
Излюбленное место художников и писателей. Очарование этого аутентичного городка — безупречная природа, изысканные виллы и маленькие церквушки, затерявшиеся в зелени садов.
Атрани
Домики расположены на гористой местности. Чтобы ощутить великолепие местечка, поднимитесь в верхнюю его часть. Атрани прекрасно подходит для отдыхающих, стремящихся провести время вдали от суеты.
Города Амальфитанского побережья Италии привлекают естественностью и гармонией. Неповторимые ландшафты и старинные достопримечательности доставляют эстетическое удовольствие и заставляют возвращаться сюда снова и снова. Вдохновляет? Успейте забронировать авиабилеты по самым выгодным ценам.
Источник
Близость моря способствовала развитию
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Древняя Палестина — 4) изображение Давид и Голиаф
Б) Древняя Греция — 3) Крыльцо Эрехтейона с кариатидами. Афины.
В) Древняя Индия — 1) бог Брахма.
Г) Древний Китай — 2) Терракотовая армия.
Прочтите отрывок из сочинения древнего географа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«Геронтов Ликург назначил сначала, как говорят, из лиц, принимавших участие в его замысле. Впоследствии же он установил порядок, чтобы на место умершего назначали из людей свыше 60 лет от роду, кто будет признан наилучшим по доблести. И это казалось величайшим и наиболее достойным соревнованием среди людей. Надо было быть признанным на суде не самым быстрым среди быстрых и не самым сильным среди сильных, но самым лучшим и самым благоразумным среди добрых и благоразумных, чтобы потом всю жизнь обладать в качестве победной награды всею, так сказать, силой в государстве, имея власть карать смертью и лишать гражданской чести и вообще решать самые важные дела. А происходил отбор следующим образом: когда собиралось народное собрание, избранные для произнесения суждения люди запирались в стоящем поблизости помещении, так что они не видели происходящего и сами оставались скрытыми, а только слышали крики участников народного собрания. ».
В тексте описан элемент реформ Ликурга (полис Спарта) — это Древняя Греция.
Источник
Амальфитанское побережье в Италии: незабываемый отдых
Захватывающие дух отвесные скалы, море глубокого синего цвета и компактные романтические города — украшения Амальфитанского побережья. Узкие улицы со сказочными цветными домиками тонут в сочной зелени. Ароматы спелых лимонов, винограда и оливок окутывают каждого, кто ступил на благословенную итальянскую землю. Это прекрасное место, где можно оценить гастрономическое разнообразие региона, позагорать и посетить познавательные экскурсии.
Пляжный отдых
Амальфитанское побережье покоряет разнообразием ландшафтов, однако хороших песчаных пляжей здесь немного. Они кардинально отличаются от тех, что можно найти в Тунисе . Пляж представляет собой небольшой участок берега, усыпанный галькой и расположенный у подножья скал. Чтобы попасть сюда, придется преодолеть спуск по ступенькам. Обычно здесь предусмотрены как платные, так и бесплатные секции.
Майори
Туристы, приезжающие отдохнуть на Амальфитанское побережье Италии, должны понимать, что из-за особенностей ландшафта солнце здесь прячется к 17.00. Но на главном пляже Майори загорать можно до 20.00. Это просторный песчаный пляж, вблизи которого предусмотрена парковка. Здесь можно отдыхать как в бесплатных, так и платных секциях.
Четара
Если вы ищите уединенное место для отдыха и вас не смущает галька, отправляйтесь в Четару. Это аутентичный городок, в котором обычно немного туристов. Считается, что лучшее время для отдыха на пляже — с июля по сентябрь.
Фьорд Фурори
Живописное место не раз попадало в кадры фильмов именитых режиссеров. Галечный пляж, зажатый между скалами, невелик. Чтобы попасть сюда и насладиться чистейшей водой, придется спуститься по длинной лестнице.
Ариенцо
Один из самых красивых пляжей Амальфитанского побережья, который еще называют «300 ступеней». Именно столько придется преодолеть туристу, чтобы насладиться отдыхом. Во время спуска у вас будет возможность оценить фантастические ландшафты, заглянуть на территорию роскошных вилл и вдохнуть аромат цветов, растущих у лестницы. На пляже Ариенцо предусмотрены как бесплатные, так и платные секции.
Посещаемые места
На Амальфитанском побережье расположились 16 населенных пунктов. Рассмотрим самые популярные направления у туристов.
Амальфи
Легенда гласит, что город создал Геракл в подарок прекрасной голубоглазой нимфе. Населенный пункт соединен с соседним Атрани подземным туннелем. Близость моря способствовала активному развитию торговли. Достопримечательность Амальфитанского побережья, которую стоит посетить, — собор Андрея Первозванного. Обязательно прогуляйтесь по аллеям города, чтобы приобрести сувениры и попробовать блюда местной кухни.
Позитано
Популярнейшее направление у туристов. В Позитано можно не только отдохнуть на крупном песчаном пляже, но и оценить историю региона. Здесь расположена известная церковь — Санта-Мария Ассунта.
Равелло
Излюбленное место художников и писателей. Очарование этого аутентичного городка — безупречная природа, изысканные виллы и маленькие церквушки, затерявшиеся в зелени садов.
Атрани
Домики расположены на гористой местности. Чтобы ощутить великолепие местечка, поднимитесь в верхнюю его часть. Атрани прекрасно подходит для отдыхающих, стремящихся провести время вдали от суеты.
Города Амальфитанского побережья Италии привлекают естественностью и гармонией. Неповторимые ландшафты и старинные достопримечательности доставляют эстетическое удовольствие и заставляют возвращаться сюда снова и снова. Вдохновляет? Успейте забронировать авиабилеты по самым выгодным ценам.
Другие познавательные статьи на сайтеMirtur24.ru
Источник
Аттика в VIII—VI вв. до н. э. Образование Афинского государства
Аттика древнеишего времени
По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э., стал ввозиться хлеб, в ней получило развитие оливководство и отчасти виноградарство. Из полезных ископаемых Аттика обладала залежами серебра, мрамором и другими видами строительного камня, глиной. Удобные естественные гавани на побережье Аттики благоприятствовали развитию мореплавания.
Со времён глубокой древности Аттика была обитаема; древнейшие из погребений, открытых на её территории, относятся к неолиту. Во II тысячелетии до н. э., как мы видели, в Аттике существовал один из центров микенской культуры. Дорийское вторжение Аттику не затронуло.
В греческой литературной традиции об истории Аттики древнейшего времени сохранились лишь смутные воспоминания, облечённые в форму легенд о царях. С именами этих царей позднейшее афинское предание связывало происхождение наиболее древнего деления общины афинян на четыре родовые филы (племени), на фратрии и роды, а также расчленение жителей на эвпатридов — родовую аристократию, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников, т. е. деления, исторически возникшего в пору разложения первобытно-общинного строя.
Легендарному царю Тесею, время жизни которого относили к поколению, предшествовавшему Троянской войне, т. е. к XIII в. до н. э., афиняне приписывали проведение синойкизма, заключавшегося, по преданию, в объединении вокруг Афин двенадцати прежде обособленных общин. На самом деле процесс постепенного объединения населения Аттики вокруг Афин растянулся на долгое время и полностью закончился, повидимому, лишь к VII в. до н. э., когда так называемый царский период уже стал далёким прошлым и афиняне управлялись коллегией девяти старейшин — архонтов, ежегодно избиравшихся из эвпатридов. По истечении срока полномочий архонты становились членами ареопага. Ареопагом в Афинах назывался по месту, где он заседал—на холме, посвящённом богу Аресу,—древний совет, некогда совет старейшин, теперь превратившийся в орган правящей аристократии.
В рассматриваемое время Аттика делилась на 48 навкрарий—территориальных округов; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и укомплектовать экипажем одно военное судно для афинского флота. «Это учреждение, — пишет Энгельс о навкрарий,— подрывало двояким образом родовое устройство: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по территориальному сожительству».
Экономической предпосылкой господства родовой аристократии в Аттике, как и в других местах, явилась прежде всего концентрация в её руках земельного фонда. Характеризуя обстановку, сложившуюся к концу VII в. в Аттике, учёный IV в. до н. э. Аристотель писал, что «бедные находились в порабощении у богатых не только сами, но также и дети их и жёны. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих». Обозначение «шестидольники» объясняется тем, что они уплачивали 6/, урожая за арендуемые участки; если они не вносили во-время арендной платы, то, согласно Аристотелю, «можно было увести в кабалу и их самих и их детей».
Обострение социальной борьбы
Господство афинской родовой аристократии, однако, не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в VII—VI вв. быстро развивались. Росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины наряду с обезземелением значительной части земледельцев выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества —демос.
В социально-экономическом отношении демос не был однороден. Если в целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и ниспровержении политического господства родовой аристократии, то отдельные его слои руководствовались при этом различными целями. Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и мечтали о переделе земли и отмене долгов; наиболее состоятельная часть демоса—купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения—стремилась лишить аристократию её привилегий и утвердиться у власти. В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население. Метеки были лично свободны, но, не будучи афинянами по происхождению, они не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Главную свою задачу поэтому метеки видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.
В начавшейся борьбе позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись; другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса. В конечном счёте старые общественные отношения, пережитки родового строя, стеснявшие дальнейшее развитие афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии подавлено и господство её сокрушено, но для этого понадобилось более чем столетие напряжённой борьбы.
Одним из первых известных нам эпизодов в этой борьбе явилось выступление во второй половине VII в. до н. э. знатного афинянина Килона, попытавшегося с помощью своих сторонников и при поддержке своего родственника, мегарского тирана Феагена, осуществить в Афинах переворот. Попытка эта закончилась полной неудачей, так как афинский демос не поддержал Килона. Волнения в Афинах, однако, продолжались с нарастающей силой. Они побудили правящую родовую знать пойти на некоторые уступки, в частности, согласиться на первую запись устных правовых обычаев. Эта запись была произведена законодателем Драконтом около 621 г. до н. э. Законы Драконта, целью которых была защита частной собственности на движимость, сурово карали за посягательство на неё, (Выражение «драконовы законы» стало обычным названием для сурового законодательства.) Важной чертой этих законов была также отмена родовой мести в случаях непредумышленного убийства. Запись правовых обычаев процессуального характера, занимавшая в законах Драконта видное место, была призвана в какой-то мере ограничить произвол суда, находившегося в руках аристократии.
Реформы Солона
Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом в его борьбе с аристократией в 594 г. до н. э., когда были проведены так называемые реформы Солона. Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».
По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах. Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам. Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путём поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для осуществления этой пели и был проведён ряд реформ: отменены тяготевшие над аттическими земледельцами поземельные долги. Такая мера получила название сейсахтейя, т. е. «стряхивание бремени». Особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени. Навсегда была отменена долговая кабала,а проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину; была установлена свобода завещания, в силу которой выморочное имущество уже не обязательно попадало, как раньше, в род умершего, но каждому было предоставлено право завещать имущество по своему усмотрению. Был также осуществлён ряд мер, поощрявших ремесло и способствовавших развитию торговли.
Наконец, Солоном была проведена так называемая тимократическая, или цензовая, реформа. По этой реформе все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов при этом была принята мера ёмкости, применявшаяся для зерна,— медимн. Афиняне, обладавшие годовым доходом от сельского хозяйства в 500 медимнов зерна, были отнесены к 1-му разряду (пенпгакосиомедимтл), обладавшие доходом в 300 медимнов или способные содержать боевого коня — ко 2-му разряду (всадники), имевшие доход в 200 медимнов — к 3-му разряду (зевгиты) и, наконец, с доходом меньше 200 медимнов — к 4-му разряду (феты). Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами: первые выполняли литургии, т. е. повинности в пользу государства в виде постройки за свой счёт судов для афинского флота, устройства общественных праздников и т. д.; вторые служили в коннице. Зевгиты были несколько ограничены в своих правах; они, например, не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг. В ополчении они составляли тяжеловооружённую пехоту. Как и прочие воины, они должны были вооружаться за свой счёт. Наконец, феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избранными; в ополчении они служили как легковооружённые воины.
Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин: на основе древних 4 фил был создан новый орган—«совет четырёхсот», в который избирались по 100 человек от каждой филы. Этот совет существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу. Если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырёхсот могли избираться все, кроме фетов; состав его, следовательно, был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил своё значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и являясь верховным судом; совет же четырёхсот в перерывы между народными собраниями, невидимому, решал за него текущие дела управления. Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатридов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль. Аристотель связывает с именем Солона также учреждение в Афинах народного суда — гелиэи. По его мнению, это была одна из самых демократических реформ Солона, так как в гелиэе участвовали даже феты.
Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, создали предпосылки для развития рабовладельческой собственности, выдвинули новый принцип имущественного ценза. Всё это, вместе взятое, наносило удар по пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, тормозившим формирование афинского рабовладельческого общества.
Реформы Солона, однако, не довели начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный характер. Высшие слои демоса получили доступ к власти, но ценз определялся доходами с земли, в связи с чем богатые представители демоса должны были делить власть с той же родовой, землевладельческой аристократией. Аттические мелкие земледельцы добились многого: они были освобождены от долгов, избавлены от опасности долгового рабства, многие из бежавших вернулись на родину и, поскольку закладные камни были сброшены, очевидно, вернули себе землю. Общего передела земли демос, однако, не добился. Между тем земледельческая родовая аристократия, вынужденная пойти на уступки, в дальнейшем обнаружила стремление вернуть потерянное и восстановить своё прежнее господство. Поэтому вскоре после проведения реформы социально-политическая борьба в Афинах возобновилась с новой силой.
Типаиия Писистоата
В ходе напряжённой социально-политической борьбы после реформ Солона население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои определённые политические требования. Основу одной из этих групп составляли педиэи (жители равнины, т. е. той части Аттики, где были расположены лучшие и наиболее плодородные земли); это были крупные землевладельцы, сторонники аристократического правления. Другую группу составляли даакрии (жители гор, т. е. той части, где находились худшие земли); это были мелкие земледельцы, сторонники демократии. Третью группу составляли паралии (жители прибрежной полосы); это были главным образом торгово-ремесленные круги; они были, как определяет Аристотель, «сторонниками умеренного образа правления». В 560 г. до н. э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат, опираясь на диакриев, захватил афинский кремль — акрополь и установил свою власть в Афинах.
В ходе дальнейшей борьбы с двумя другими политическими группировками — педиэями и паралиями — Писистрат дважды был вынужден оставлять Афины и только в третий раз, с помощью наёмного войска и при поддержке земледельческого населения окончательно утвердился у власти. В основном политика Писистрата была направлена против родовой аристократии, на защиту интересов средних и частично мелких земледельцев. Им он, невидимому, раздавал конфискованные у своих политических врагов земли, для них же организовал дешёвый сельскохозяйственный кредит, ввёл разъездные суды. Земледельческий культ Диониса он, подобно коринфскому тирану Периандру, объявил общегосударственным.
В годы правления Писистрата были достигнуты также значительные внешнеполитические успехи: афиняне укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию афинской торговли на Чёрном море и росту товарного производства в самих Афинах. Это подтверждается многочисленными находками афинской керамики времени Писистрата на побережье Чёрного моря, наглядно свидетельствующими о значительном расширении в Афинах производства керамических изделий и о растущем их вывозе. К этому же времени .относится переход значительной части земледельческих хозяйств от посева зерновых к садоводству (разведению олив и винограда), продукция которого также служила предметом вывоза. Афины богатели. В городе строились новые храмы, воздвигались статуи, был сооружён водопровод и т. д. Проведение всех этих работ также стимулировало развитие афинского ремесла. В это же время Афины становятся одним из культурных центров Греции. Писистрат приглашал к своему двору выдающихся поэтов того времени; при нём были записаны гомеровские поэмы. Политика Писистрата, таким образом, отвечала интересам не только его непосредственных сторонников из среды мелких свободных земледельцев, но и интересам значительно более широких, в частности, торгово-ремесленных кругов афинского населения. Известно также, что с тиранией Писистрата примирились и некоторые из оставшихся в Аттике аристократических родов. Однако внешнеполитические мероприятия и содержание наёмного войска требовали значительных средств. В поисках этих средств Писистрат ввёл налоговое обложение, что ухудшило положение земледельцев и, надо думать, многих из них оттолкнуло от Писистрата.
В 527 г. дон. э. Писистрат умер. Власть перешла к двум его сыновьям—Гиппию и Гиппарху. Надолго удержать её они не смогли. В Афинах началось движение против тирании. В 514г. Гиппарх был убит заговорщиками, а в 510г. с помощью спартанцев, привлечённых противниками тирании, Гиппий был изгнан из Афин. Последовавшая за этим попытка аристократов захватить власть и восстановить старые порядки вызвала восстание демоса, низвергнувшего уже утвердившееся было аристократическое правительство «трёхсот». При этом афинянам пришлось выдержать борьбу и с поспешившими на помощь афинской знати халкидянами и беотийцами. Повторная попытка спартанцев вторгнуться в Аттику окончилась неудачей.
Реформы лисфена
Победа, одержанная восставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскую демократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов. Важнейшая из реформ Клисфена — новое деление афинских граждан, построенное на последовательно проведённом территориальном принципе. Вся территория Аттики и кварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов—триттий. Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттий образовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять. Благодаря этому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие в различных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое же преобладание перешло к приморским и главным образом городским элементам населения. Новые территориальные филы подразделялись на демы — первичные административные единицы,. пользовавшиеся известным самоуправлением.
Исторический смысл этой реформы заключался в том, что она стёрла старые родовые деления, разобщила родовую знать, лишив её прежнего влияния в народном собрании, голосовавшем теперь по новым филам.
Организация новых фил предопределила замену «совета четырёхсот» «советом пятисот» (по 50 человек от каждой филы). На совет пятисот лёг ряд новых обязанностей. Он подготавливал дела к рассмотрению в народном собрании, выносил по ним предварительные решения; без этого ни одно дело в народном собрании рассматриваться теперь не могло. Совет приводил в исполнение все решения народного собрания и решал второстепенные вопросы в период между его созывами.
Клисфеном был создан ещё один новый орган—коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы. Первоначально стратегам принадлежали главным образом военные функции, в дальнейшем же в их руках сосредоточилась высшая исполнительная власть. По свидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены ряды афинских граждан путём предоставления многим метекам гражданских прав; может быть, некоторому числу рабов были даны права метеков. Для того, чтобы предохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введён остряказм—в дословном переводе «черепкование». Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человэка, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм ‘нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его, политическиедеятели победивших группировок избавлялись от своих врагов и соперников.
Реформами Клисфена завершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом.
В рассматриваемое время в афинском обществе уже с достаточной чёткостью сложились основные классы — рабы и рабовладельцы. Все рабы были в одинаковой степени лишены личной свободы, все они не имели никаких политических и гражданских прав. Рабы отныне становятся основным угнетаемым и эксплуатируемым классом, хотя формы их эксплуатации носили неоднородный характер.
Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев. К нему следует отнести крупных по аттическим масштабам землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, использовавших труд рабов, а также богатых купцов, ростовщиков и т. д., т. е. всех тех, материальное благосостояние которых базировалось на эксплуатации труда рабов. Большую часть свободного населения составляли труженики, которые располагали собственными средствами производства — участками земли, орудиями ремесленного производства и т. д.,—и жили в основном своим трудом. Это были возделывавшие свои поля и сады земледельцы, мелкие ремесленники, мореходы, нанимавшиеся к судовладельцам, и т. д. Некоторым из представителей этих свободных тружеников удавалось разбогатеть, обзавестись рабами и стать рабовладельцами; другие, напротив, разорялись, становились жертвами ростовщиков, превращались в люмпен-пролетариев или вынуждены были покидать родину, чтобы попытаться устроить свою жизнь в колониях или стать наёмниками в войске какого-нибудь чужеземного царька.