- Бывшие битва за океан
- Глава девятая Великая битва за океан
- Читайте также
- Великая битва теней
- • 27 июля 1214: великая битва при Бувине
- 9.10. Великая «древне-китайская» битва XIII века нашей эры
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ БИТВА ПОД ДОЖДЕМ
- БИТВА ЗА ТИХИЙ ОКЕАН
- Глава шестая Великая битва флотов
- 4. Великая Куликовская битва 1380 года описана в «древней» Махабхарате как Великая битва на поле Куру
- X. Великая битва
- Глава девятая. Великая камея Франции
- 9. Великая битва при Бадре и победа Моисея над войском фараона
- X. Великая битва
- Великая битва Даниила Галицкого 17 августа 1245 г.
- № 10 ЗАПИСКА Н.А. МИХАЙЛОВА В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ «ВЕЛИКАЯ БИТВА»
- XVIII век: Петр Великий, Полтавская битва, Екатерина Великая и Емельян Пугачев
- Глава 7. БИТВА ЗА ТИХИЙ ОКЕАН
- 15.9. Битва при Клузии и Сентине расценивается как грандиозная, с множеством жертв Великая её слава
Бывшие битва за океан
Битва за мировой океан в ‘холодной’ и будущих войнах
КАПИТАНЕЦ Иван Матвеевич
Битва за мировой океан в «холодной» и будущих войнах
Книга написана адмиралом флота Капитанцем И.М., прошедшим службу на командных должностях на трех океанских театрах войны — Арктическом, Атлантическом и Тихоокеанском в период 1950-1992 гг.
Битва за Мировой океан имеет глубокие корни. С давних времен люди использовали океаны и моря не только как среду, удобную для перевозок различных грузов, богатый источник продовольствия и других экономических ресурсов, но и как среду для ведения военных действий. Вершиной этих возможностей ныне стали современные оперативно-стратегические свойства океанских ракетно-ядерных флотов.
Мировой океан с незапамятных времен был ареной вооруженной борьбы между различными государствами. По мере развития производительных сил пространство Мирового океана все в больших масштабах использовалось для достижения целей политики различных государств в войнах.
История битвы за Мировой океан связана с развитием систем морских вооружений, расстановкой сил в Мировом океане и с развитием взглядов на роль и место флотов в войнах, которые вело человечество после появления первых военных кораблей. Поэтому проблему битвы за Мировой океан целесообразно рассматривать на фоне истории строительства флотов и использования их в военных целях. В рабовладельческом обществе военные флоты — состоявшие из гребных судов, создавались лишь на период ведения боевых действий. Они использовались для захвата земель ближайших соседей, обороны своих прибрежных районов и перевозки войск.
При феодализме создаются парусные военные корабли, вооруженные артиллерией, появляются регулярные парусные флоты, которые становятся важным средством перевозки и вторжения войск на вражескую территорию, а также средством защиты своих морских коммуникаций и подрыва морской торговли противника.
В XVI-XVIII вв. наступает один из переходных моментов в истории человечества — эпоха великих географических открытий, период первоначального накопления капитала и становления капитализма, с которым была связана маринизация военного дела.
В эту эпоху ряд стран Западной Европы превратили свои флоты в одно из орудий накопления капитала, захвата колоний, порабощения народов целых континентов и их разграбления.
Наряду с этим флоты стали средством ожесточенной борьбы между соперниками по колониальным разбоям за господство в колониях и на морских коммуникациях, а океан — ее ареной.
Первыми в океан на поиски новых земель и их колонизацию ринулись Испания и Португалия. Морские экспедиции Колумба, Веспуччи, Магеллана, Васко да Гама и других мореплавателей не только открыли Американский континент, продолжили морской путь вокруг Африки в Индию и Китай, обследовали многие острова в Тихом океане, но и положили начало колонизации этих районов и стран.
Испания в XVI в., заняв положение великой морской державы, после разгрома в 1588 г. «непобедимой армады» более современным английским флотом, утратила морское могущество и способность контролировать океан.
В середине XVII столетия Голландия, располагала сильнейшим в мире флотом. Однако ее главным соперником становится быстро развивавшаяся Англия и в ходе англо-голландских войн (1652-1674), в результате которых Голландия была вынуждена признать себя побежденной. Стержнем внешней политики Англии всегда было настойчивое стремление утвердить за собой положение «владычицы людей», которого она добивается в многолетней борьбе с Францией, кульминацией которой была семилетняя война 1756-1763 гг. С тех пор Англия заняла положение первой колониальной мировой морской державы, опираясь на сильнейший в мире флот, которое она удерживала в течение почти двух веков.
Весьма важным этапом в развитии флота была вторая половина XIX столетия, когда произошли революционные изменения в материально-технической базе вооруженной борьбы в Мировом океане. На смену парусным кораблям пришли паровые броненосные флоты, включавшие крупные боевые корабли с мощным современным артиллерийским вооружением и тяжелым бронированием.
На рубеже XIX-XX столетий заявляют о себе молодые империалистические хищники Германия и Япония, опоздавшие к разделу колоний. Они создали мощные броненосные военно-морские флоты и стали добиваться нового передела мира. Противоречия между главными империалистическими державами породили ряд опустошительных войн, в которых важная роль принадлежала флотам и вооруженной борьбе в Мировом океане. В ходе империалистических войн, ведущихся за передел уже поделенного мира, масштабы борьбы на океанских театрах возросли. В этот период продолжалось бурное развитие военных флотов и военно-морского искусства. В их составе появляются подводные лодки и морская авиация, флоты становятся разнородными. Расширился круг решаемых ими задач и усложнились способы их решения. Вооруженная борьба на морских и океанских театрах, как правило, была теснейшим образом связана с военными действиями на суше.
Моря, являющиеся составными частями Мирового океана, часто оказывались на флангах сухопутных фронтов, что особенно было выражено в Первой и Второй мировых войнах, а также в Великой Отечественной войне. Океаны в обеих мировых войнах не только разделяли, но и связывали участников борьбы, служили важными артериями, питавшими экономику многих воевавших государств и обеспечивавшими стратегические воинские перевозки, надежную связь фронтов с заокеанскими арсеналами.
В ходе Второй мировой войны (1939-1945) в битве за Мировой океан были созданы мощные флоты, борьба развернулась между союзниками и фашистской Германией и Японией, в Арктике, Атлантике, Средиземном море и Тихом океане. Битва за океан была выиграна союзниками по антигитлеровской коалиции, флоты Германии и Японии потерпели поражение.
После Второй мировой войны развернулась борьба двух противоположных мировых социальных систем, которые вели подготовку к новой мировой войне, все большее число международных экономических и политических проблем оказываются тесно связанными с Мировым океаном, а следовательно и с развитием военно-морских сил.
Как ответной мерой было создание океанского флота в СССР. В книге «Битва за Мировой океан» показано противостояние флотов США и СССР в «холодной войне» 1946-1994 гг., когда в результате коренных изменений в материально-технической базе вооруженной борьбы на море повысилось значение океанских театров как сферы для ведения военных действий крупных масштабов. Важно отметить, что флот России из прибрежного стал океанским. В результате гонки морских вооружений на флотах крупнейших морских держав США, СССР, Англии и Франции появилось стратегическое ракетно-ядерное оружие, предназначенное для сокрушения военно-экономического потенциала противника путем уничтожения его важнейших наземных объектов ударами, наносимыми с океанских направлений. Основные проблемы обороны государства на морских направлениях должны теперь решиться в удаленных районах Мирового океана, где находятся стартовые позиции дальнебойного морского оружия (более 8-10 тыс. км), главным носителем которого являются атомные ракетные подводные лодки, которые патрулируют на просторах Мирового океана, в высокой готовности к нанесению ударов в мирное время.
Материальной основой «океанской стратегии» США является подводная ракетно-ядерная система, за время своего существования она прошла шесть модификаций, в основе которой лежали три поколения «Поларис», «Посейдон» в настоящее время две модификации ракет «Трайдент». Подводная ракетно-ядерная система «Трайдент» позволяет во много раз увеличить размеры возможных районов патрулирования ракетных подводных лодок типа «Огайо» в океане, что повысило скрытность их действий и боевую устойчивость.
Кроме США в блоке НАТО подводными ракетно-ядерными системами обладают Великобритания и Франция. В настоящее время в составе ВМС США находится 18 подводных ракетоносца, каждый из которых оснащен 24 ракетами «Трайдент-2», британских ВМС — 4 подводных атомных ракетоносца по 16 ракет «Трайдент-2» и ВМС Франции имеют 5 атомных ракетоносцев по 16 ракет «М-45». Таким образом по состоянию на 2002 год в составе флотов НАТО находятся 27 подводных атомных ракетоносца (в 1970-1980 гг. — 50 пларб), большая часть которых несет боевое патрулирование в Мировом океане, главным образом в Атлантике и Тихом океане, в готовности к нанесению ядерных ударов.
Источник
Глава девятая Великая битва за океан
Глава девятая Великая битва за океан
Нет, они не призраки, хотя их жизнь и эволюция создали им столь мрачную славу, что никакие призраки не могут сравниться с ними по тем несчастьям, которые они принесли, приносят и еще принесут морякам всего мира. Они вездесущи и почти неуловимы, тенями скользят они по кораблям и судам, неся омерзение и страх, болезни и смерть…
Вот уже более пяти столетий идет не прекращающееся ни на один день сражение на всех морях и океанах земного шара. И до сих пор победа в этом сражении так же далека, как была далека пять веков назад. Несмотря на все достижения научно-технического прогресса, человечество все же бессильно перед своим умным и жестоким врагом, и этот враг – КРЫСЫ.
На исходе XV столетия, когда португальские моряки достигли, наконец, вожделенных островов пряностей, по палубам их каравелл сразу же засновали маленькие серые зверьки. Мог ли тогда кто-нибудь из моряков предположить, что перед ними – авангард великого и непобедимого крысиного воинства, отправляющегося на завоевание мира? Вряд ли… Именно с шатких палуб португальских кораблей крысы сошли на берег в далеком Лиссабоне.
А затем был страшный крысиный марш по всей Европе. Серые твари принесли с собой чуму, которая за несколько лет выкосила десятки миллионов человек. С тех пор началась борьба с крысами на всех морях и континентах. Но корабли покинули далеко не все представители крысиного племени. Часть из них по какой-то только им ведомой причине предпочла земной тверди зыбкие корабельные остовы. Это были крысы-мореплаватели, и именно они должны были начать великую битву за океан.
В кратчайший срок маленькие захватчики замелькали на судах всех европейских флотов. Безобидные мыши, дотоле обитавшие там, были безжалостно истреблены. Вскоре моряки на себе почувствовали весь ужас невиданного нашествия. Крыс попытались спровадить на берег, но не тут-то было! Так началась самая продолжительная и великая из морских эпопей.
Главным местом обитания корабельных крыс сразу же стал корабельный трюм. Там они жили и размножались, оттуда совершали свои дерзкие набеги на верхние палубы. В трюме крысам было вольготно, ведь именно там хранилось продовольствие, была вода и, главное, – там было мало людей. Теперь мореплаватели терпели лишения не только от штормов и бурь, но и от маленьких проворных хищников. Крысы уничтожали продукты, портили снасти и такелаж, но самое худшее – разносили заразу. Кто теперь подсчитает, сколько команд вымерло прямо в море, так и не увидев долгожданной земли? Кто подсчитает, сколько моряков, пораженных крысиными эпидемиями, с ядром на ногах было выброшено за борт? Счет идет на сотни и сотни тысяч… Официальные отчеты российской адмиралтейств-коллегии извещали, что в иные морские кампании XVIII века на кораблях Балтийского флота вымерло от крысиных эпидемий до половины экипажей…
Особенно сильно доставалось от крыс в дальних плаваниях. Первым по-настоящему ощутил на себе весь ужас крысиного присутствия Магеллан во время своего беспримерного кругосветного плавания. Вот как описывает ситуацию на испанских кораблях участник этого похода Пигафегта:
«Мы питались сухарями, но то были уже не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями. Крысы и черви сожрали самые лучшие сухари. Они сильно воняли крысиной мочой… Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за эту цену их невозможно было достать».
В те далекие времена моряки были не слишком разборчивы в еде. Рассуждали они здраво: коли эти серые твари уничтожили все продукты, то пусть тогда сами станут пищей. Потребление крыс было делом не редким. Приевшаяся за долгие месяцы плаваний солонина помноженная на полное отсутствие брезгливости привела к тому, что вплоть до начала XIX века на многих европейских флотах крысы считались неплохим деликатесом не только на матросском столе. Документально известно, что большим любителем нежного крысиного мяса был знаменитый адмирал лорд Нельсон, который, будучи еще вечно полуголодным мичманом, любил жарить пойманных разбойников на железном противне. Уже в бытность Нельсона адмиралом, в один из его дней рождения друзья его флотской юности преподнесли прославленному флотоводцу необычный сюрприз – жареную крысу. Восторгу адмирала не было предела! К чести российских мореходов, они не употребляли в пищу серых тварей никогда, как бы трудно им ни приходилось…
Но поедаемые людьми крысы платили людям той же монетой. Серые хищники никогда не брезговали человечиной. Оголодав, они смело атаковали зазевавшихся, особенно больных и истощенных, объедая им в первую очередь носы, пальцы и уши. Битва за океан жалости к слабым не знала никогда!
Кому не известна старинная морская примета: «Если крысы бегут с корабля – жди беды!» В чем же здесь дело? Может, эти хищники наделены каким-то сверхъестественным чутьем? Разумеется, никакое особое чутье здесь ни при чем. Все объясняется гораздо проще. Живя глубоко в трюме, крысы обычно первыми замечают опасность – ведь течи всегда начинаются именно там. Спасаясь от прибывающей воды, они устремляются все выше и выше, пока не оказываются на палубе среди людей. Обезумев от перенесенных испытаний, они мечутся возле своих заклятых врагов, которые тут же начинают их убивать. Не видя иного выхода, крысы бросались в воду. Самоубийством здесь, однако, и не пахло. Крысы просто спасались вплавь. Многочисленные опыты давно показали, что взрослая крыса способна держаться на воде до десяти часов и проплывать расстояние в пять-шесть километров в открытом море! Поэтому, если кораблекрушение происходило не слишком далеко от берега, крысы имели шансов спастись куда больше, чем люди.
Сильно страдали от крыс и сами корабли. Вот строки из письма командующего российской эскадрой в Средиземном море адмирала Григория Андреевича Спиридова, одержавшего в 1770 году блестящую победу над турками при Чесме:
«На корме ниже задних портов крысы прогрызли более десяти дыр, где кучами собирались пить и греться, воду из дыр доставали, отчего на корабле течь большая и гады все жрали. Были крысы, что лазили на марс, бушприт и жрали паруса, в крюйт-камере патроны и картузы объедали, выпускали из бочек воду, о провизии я уже не говорю…»
Победить турок адмиралу оказалось куда легче, чем ненасытных маленьких хищников! Издавна на русском флоте существовала неписаная традиция – за пойманную крысу давали чарку водки. Предания рассказывают о настоящих мастерах этого дела, которые в конце концов спивались от обилия чарок…
Не меньшим бедствием были крысы и в морских портах, в том числе и в российских. Мичман Балтийского флота, а впоследствии известный художник-маринист А.П. Боголюбов писал в своих воспоминаниях о морской крепости Свеаборг в 40-х годах XIX века:
«Крыс развелось так много, что оные бестии съели медную пушку 8-дюймового калибра. Говорили, что однажды, возвращаясь с водопоя, крысы заживо съели часового с ружьем и амуницией. Мы тоже каждый день видели эту кишащую плотную массу, которая двигалась на водопой и обратно, но при нас крысы часовых не трогали…»
Шло время. На смену парусу пришел пар. Начиналась новая эпоха. Но крысы и не думали покидать корабли. Они тоже шли в ногу с прогрессом. На смену уже ставшим привычными темно-серым, так называемым «норвежским», крысам парусной эпохи постепенно стала приходить более энергичная светлая популяция. Эти крысы сразу же приступили к освоению кораблей с металлическими корпусами, их не пугали ни запахи мазута, ни рев двигателей. Они по-прежнему были преисполнены решимости выиграть битву за океан. Теперь, вырвавшись из трюмов отживающих свой век парусников, вечно текущих и скрипящих, крысы с не меньшим усердием заселили грозные дредноуты и фешенебельные лайнеры, прогулочные катера и грязные шаланды. Великое сражение вступало в свою новую фазу.
Новое время определило и новые методы борьбы в нескончаемой войне. Старые моряки рассказывают о некоторых из них. Так, в русском флоте начала XX века достаточно широко применялась операция с условным названием «Крысоед». Суть ее состояла в том, что в железную бочку помещали несколько самцов-пацюков. Не имея возможности оттуда выбраться и сильно оголодав, они начинали пожирать друг друга. В конце концов из всех выживал один сильнейший, уже познавший вкус собственных сородичей. Его-то и выпускали на свободу. Крысиный каннибал тотчас начинал охоту на своих. Некоторое время это ему удавалось, но затем, как правило, крысиное сообщество вычисляло и истребляло убийцу. Все приходилось начинать сначала…
Другим не менее жестоким способом ведения крысиной войны стало уже более позднее по времени использование предсмертного крысиного визга. Для этого нескольких пойманных пленников поджаривали живьем на медленном огне. Истошные предсмертные вопли записывали на магнитофон, а затем с завидной регулярностью передавали по корабельной трансляции. Наслушавшись таких ужасных воплей, слабохарактерная часть крысиного племени покидала борт судна, зато оставались особи пусть немногочисленные, но с сильным характером и стальными нервами. В кратчайшие сроки они и восстанавливали былую популяцию.
Во все времена на всех флотах отлавливание и уничтожение маленьких врагов считалось делом достойным всяческого уважения и поощрения. Такое положение осталось и сегодня. Различия на разных флотах не слишком большие. Так, на бывшем советском, а теперь на российском ВМФ расторопных крысоловов поощряют внеочередным отпуском. Для получения отпуска необходимо представить начальству определенное количество крысиных хвостов. Разумеется, желание попасть лишний раз в отпуск толкало матросов на самые невероятные изощрения не только в ловле крыс, но и в обмане начальства. Бывало, что один и тот же хвост представляли начальнику десятки раз, сохраняя его в нетленности в корабельных холодильниках. Были случаи, когда в недрах глубоких трюмов предприимчивые дельцы от крысоловства устраивали целые крысиные фермы: серые обитатели томились в специальных клетках, а кормились отходами с камбуза. Руководители фермы занимались выведением крысиного потомства, которому потом регулярно рубили хвосты и соответственно не по одному разу ездили в отпуск. Крысиные хвосты шли нарасхват и являлись самой стойкой и ценной матросской валютой. Что касается офицерского состава, то известны случаи, когда офицеры, вооружившись подушками, устраивали по ночам в длинных корабельных коридорах настоящее сафари с последующим награждением лучшего из охотников.
В ВМС США к крысиным хвостам всегда относились равнодушно. Там предпочтение отдавали отсеченным крысиным головам. Да и награждали не отпусками, а солидными денежными премиями.
Мало кто знает, что живущие на корабле крысы существуют по своим строгим законам, соблюдая четкую иерархию. Внизу этой пирамиды расположены рядовые бойцы, те, что шмыгают под ногами у моряков и, рискуя жизнью, воруют продукты. Выше стоят крысиные офицеры-аристократы, командующие этими вылазками. И наконец, на вершине пирамиды стоит крысиный капитан – полновластный и единоличный властитель. Так что на любом из плавающих по морским просторам судов всегда, по существу, два капитана, возглавляющих противоборствующие стороны, и порой бывает весьма не просто определить, кто же все-таки из них двоих настоящий хозяин судна.
Давно замечено, что на каждом из судов популяция крыс находится во вполне определенной зависимости от водоизмещения этого судна. Чем больше судно – тем больше и крыс на нем. Однако существует и другая закономерность. Чем многочисленнее экипаж – тем серых тварей меньше. Почему? Ведь, казалось бы, в этом случае гораздо больше пищевых отходов, а значит, жизнь для маленьких хищников гораздо сытней. Но не хлебом единым жива корабельная крыса! Как истый мореход, она не любит суеты, которую создают вечно бегающие и кричащие люди. Лучше быть голодной, чем постоянно находиться в стрессовых ситуациях, а потому огромные современные сухогрузы и даже танкеры с командой в полтора десятка человек куда предпочтительнее для этих стойких врагов человека, чем боевые корабли с их многочисленными беспокойными экипажами.
Очевидцы рассказывают, что были свидетелями и внутривидовых корабельных крысиных разборок. Так, на одном из артиллерийских крейсеров советского флота в середине 70-х годов XX века существовали сразу две популяции крыс. Черные крысы, заселившие крейсер первыми и бывшие по праву его старожилами, подверглись нападению своих серых сородичей. Война шла на полное уничтожение. Ночами на глазах изумленных моряков разворачивались настоящие массовые побоища. Победителям выпадала честь пасть под ударами матросских ботинок. Бой за крейсер был кровав. Все воевали со всеми. Постепенно серые крысы стали брать верх над черными. Месяц за месяцем они загоняли последних все ниже и ниже, пока окончательно не добили где-то в непроглядной темноте крейсерских трюмов. Отныне корабль являлся уже единоличной вотчиной только серых тварей!
Как же протекала битва за океан на исходе XX века? Она была в самом разгаре! По-прежнему от крыс отбивались с помощью так называемых крысоотстойников – металлических кругов, которые надевают на швартовые концы, чтобы крысы по ним не перебегали на корабль. Входные трапы по ночам освещались прожекторами. Но это по-прежнему мало помогало. Одни изобретатели ставили всевозможные ловушки, умудряясь даже оборудовать их хитроумными фотоэлементами, другие снабжали мышеловки оголенными проводами, пропуская по ним ток такой силы, что попавшая на них крыса в одно мгновение превращается в кучку пепла. Но все это лишь жалкое подобие настоящего наступления, удел одиночек. Ситуация же требовала решительного и сокрушительного удара.
В послевоенное время на отечественном флоте большое распространение получили отравленные приманки. Начали с общеотравляющих ратицидов. На палубах и в трюмах рассыпали самое любимое крысиное лакомство – обильно политую подсолнечным маслом крупу. Поначалу дело шло хорошо – крысы крупу съедали и тут же дохли. Но сразу возникла другая проблема: подыхающий враг в последних конвульсиях успевал забраться куда-нибудь в труднодоступные места, где и испускал дух. А спустя день-другой мимо этого места уже невозможно было ходить. Найти, а тем более изъять покойника бывало тоже зачастую нелегко. Даже погибая, крысы не сдавали позиций, поэтому на иных кораблях опытные командиры, уже вдоволь вкусившие покойницкого духа, отказывались губить крысиные души, говоря со знанием дела: «Пусть уж лучше живые бегают, чем дохлые… пахнут!»
К тому же и сами крысы достаточно быстро сориентировались в этой непростой для них ситуации. Теперь очередную порцию рассыпанной отравленной приманки ел лишь один разведчик-доброволец, а остальные ждали: подохнет или нет? Если доброволец откидывал лапки, крысиное сообщество больше к этой пище не подходило.
Тогда люди изменили тактику наступления. В крупу стали подмешивать препараты, препятствующие свертыванию крови. Крысы ели, а затем, поранясь где-нибудь, истекали кровью. Однако и в этом методе было свое маленькое «но». Ведь царапины получают далеко не все крысы, а даже если и получают, то жди – когда! Короче говоря, одолеть врага было по-прежнему очень и очень сложно.
Не сидели сложа руки и американцы. В знаменитой БЭТЭСТЕ (конгломерат американских научно-исследовательских институтов, работающих на армию и флот) решили навсегда покончить с серым отродьем с помощью «киборга». От него-то уж им не уйти! И вскоре суперсовременный микроробот, вооруженный инфракрасным датчиком, реагирующим на тепловое излучение крысы и имеющий длинную «руку» с ядовитой иглой, отправился в свой первый боевой поход по кабельтрассам и трюмам боевых кораблей США. Электронный Шварценеггер был заранее объявлен идеальным оружием возмездия. Мир притих. Неужели американцам удастся осуществить вековечную мечту всех мореплавателей? Увы, действительность оказалось несколько иной, чем реклама. Несмотря на поднятую вокруг шумиху, «крысиный киборг» так и не смог одолеть вековечного врага. Первое, с чем он столкнулся, был мощный металлический фон. Поэтому от дистанционного управления «истребителем серых тварей» пришлось сразу же отказаться. Попробовали управлять микророботом с помощью проводов. И опять проблемы! Провод то и дело запутывался в хитросплетениях нескончаемых кабелей, всевозможных выступов и закоулков. Но главное было даже не в этом. Электронный Шварценеггер бестрепетно разил врага, но преодолеть в узком лазе поверженный труп никак не мог, его то и дело приходилось вытаскивать назад.
Во всем мире используют до сих пор и такой старый испытанный метод, как выкуривание и убиение крыс газом, чаще всего оксидом метилена. Это обычно делают во время ремонта. Команда при этом покидает корабль, и его полностью герметезируют. Газа крысы, конечно, не выдерживают и как одна погибают. Но уже спустя неделю-другую на корабль заявляется новый отряд бесчисленного крысиного воинства, и все приходится начинать сначала.
У читателя может сложиться впечатление, что серые грызуны лишь держат отчаянную оборону, отбиваясь от человеческих боевых изощрений. Напротив! Все обстоит как раз наоборот! Крысы не отсиживаются в окопах. Они атакуют. Да еще как!
Длительное время последним и, казалось, несокрушимым бастионом людей оставались подводные лодки. Разумеется, крысиные разведотряды постоянно проникали и на них, но здесь серых хищников поджидала невиданная дотоле опасность. Как известно, подводные лодки должны быть полностью герметичны, ведь иначе они попросту не смогут пребывать под водой. Поэтому перед каждым выходом в море их проверяют на герметичность: закрывают все внешние люки, открывают межотсечные двери и запускают компрессор. Работая и поглощая воздух, компрессор создает в отсеках разреженную атмосферу. И если где-нибудь существует хоть малейшее отверстие, его тут же обнаруживают по характерному свисту входящего воздуха и показаниям манометров. Эта-то проверка и оказалась непреодолимым испытанием для крыс! Едва давление в субмарине начинало резко падать, как крысы в полном безумии начинали выскакивать на середину проходов и бить себя по ушам лапками. Их уши оказались совершенно неприспособленными к таким резким перепадам давления. Ясно, что после подобного побоища крысы особо на подводные лодки не стремились. Но отказываться от дальнейшего наступления они тоже не собирались. Крысы лишь взяли тайм-аут на пару десятков лет, а когда появились на субмаринах снова, то уже никак не реагировали на перепады давления. Береговые случайные чужаки – те по-прежнему выскакивали на середину проходов, потомственные же «подводники» относились к изменению давления весьма спокойно. Дело в том, что, пережив новую неприятность, крысы в кратчайшие сроки на генетическом уровне изменили слуховой аппарат своего потомства, чтобы приспособить его к непростым обстоятельствам. По существу, это был уже совершенно новый вид «подводных» крыс.
Итак, на море люди сдали врагу свою последнюю позицию – дизельные подводные лодки, но оставался все же еще тыловой рубеж – подводные атомоходы. На протяжении нескольких десятков лет моряки всех стран довольно успешно отбивали здесь все посягательства нападавших. Крысы весьма чутко реагировали на повышенную радиацию и, оберегая свое здоровье, предпочитали подводным атомоходам иные, более с их точки зрения комфортабельные корабли. Увы, настал черный день, когда пала и эта последняя, казалось бы абсолютно неприступная, крепость. Обосновавшаяся в середине 80-х годов XX века на ядерных субмаринах новая популяция корабельных завоевателей уже прекрасно чувствовала себя даже рядом с реакторами.
В последнее время западная пресса всерьез заговорила о том, что крысы могут выступить инициаторами… третьей мировой войны. Расплодившись на атомных лодках, вооруженных баллистическими ракетами, они – пока, правда, еще только теоретически – могут, перекусив провода, вывести ракеты из строя или, наоборот, замкнув где-нибудь собой электрическую цепь, вызвать пожар и даже несанкционированный старт ракет.
Дело в том, что совершенно недавно весьма лакомым блюдом для корабельных тварей стал… пластик. А поэтому в поисках нового деликатеса крысы теперь безжалостно рвут зубами металлическую обмотку многочисленных кабель-трасс, добираясь до «вкусного» слоя изоляции. Но ведь за тонким слоем пластика-изолятора – оголенные провода с весьма немалыми токами и напряжением! И как знать, не явились ли именно крысы «организаторами» множества внезапных пожаров и даже гибели подводных лодок? Но и это не все! Сегодня пластиковые муфты обеспечивают и герметичность отсеков субмарин в местах переходов кабель-трасс из отсека в отсек. Крысы же выгрызают эти муфты напрочь! А ведь разгерметизация отсеков – прямой путь к гибели подводного корабля!
Но и люди, судя по всему, готовят крысам очередной сюрприз. И может быть, недалек тот час, когда на палубах кораблей перед извечным врагом будет рассыпана новая приманка, и в ней будет заложен страшный механизм, действующий на генетический код врага. Тогда-то, возможно, и будет нанесен крысам решающий удар. Последующие их поколения просто не смогут размножаться, и бесстрашное племя маленьких корабельных разбойников отойдет в иной мир. Но это всего лишь планы людей, а как ответят на этот ход сами крысы, никто еще не знает. Великая битва за океан вступила в XXI век, и кто в конце концов окажется в ней победителем, все еще неизвестно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Великая битва теней
Великая битва теней Ах, эти русские! Что за оригиналы! Хороша гражданская война! Всё, что угодно, только не дерутся… Реплика неизвестного французского офицера на вокзале в Царском Селе 29 октября 1917 г. Мы оставили Керенского в полдень 25 октября, когда он на автомобиле
• 27 июля 1214: великая битва при Бувине
• 27 июля 1214: великая битва при Бувине Несмотря на пацифистскую идеологию, которой было проникнуто движение за Мир Божий, войны часто вспыхивали во времена Средневековья, и великие битвы, как, например, сражение при Бувине, оставшись в коллективной памяти народов,
9.10. Великая «древне-китайская» битва XIII века нашей эры
9.10. Великая «древне-китайская» битва XIII века нашей эры Мы возвращаемся к истории Ильи-Елюя Даши. «В 1141 году возник новый конфликт и на этот раз В ГРАНДИОЗНЫХ РАЗМЕРАХ. На борьбу с неверными (то есть с Ильей-Елюем — Авт.) явился султан Санджар… Здесь были ЛУЧШИЕ ВОЙСКА
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ БИТВА ПОД ДОЖДЕМ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ БИТВА ПОД ДОЖДЕМ Что Ильяс-хан вернется, сомнений не вызывало, и Тимур выступил ему навстречу — на равнину к северу от реки Сыр, где монголы откармливали и холили коней перед тем, как вторгаться в татарские земли. Ильяс-хан пришел со всей военной мощью севера,
БИТВА ЗА ТИХИЙ ОКЕАН
БИТВА ЗА ТИХИЙ ОКЕАН Многие военные эксперты и политики предрекали неизбежное поражение Японии, когда вся мощь американских и британских вооруженных сил в конечном итоге будет брошена на чашу весов; но японские военные лидеры, завороженные начальными успехами,
Глава шестая Великая битва флотов
Глава шестая Великая битва флотов В начале войны русский Балтийский флот, основные силы которого были развернуты в устье Финского залива, был подчинен командующему 6-й армией генералу-от-артиллерии Константину Петровичу Фан-дер-Флиту. Эта армия не входила в состав
4. Великая Куликовская битва 1380 года описана в «древней» Махабхарате как Великая битва на поле Куру
4. Великая Куликовская битва 1380 года описана в «древней» Махабхарате как Великая битва на поле Куру 4.1. Краткое содержание эпоса Махабхарата повествует о борьбе двух родственных родов — прямых потомков Дхритараштры — и о грандиозной битве между родами. Один род
X. Великая битва
X. Великая битва Он стоял с поднятой головой и сверкающими глазами, словно поймав острым взором сигнальные огни манящих земель. И это приводило его в восторг. А. Ф. Внуки викингов не утратили любви к путешествиям ни по морю, ни по суше. Так же, как в Норвегии до сих пор
Глава девятая. Великая камея Франции
Глава девятая. Великая камея Франции Самая большая в мире камея хранится ныне в Кабинете медалей Национальной библиотеки в Париже. Она сделана из плоского сардоникса (одной из разновидностей ленточного агата, состоящего из чередующихся белых и черных полос) размером
9. Великая битва при Бадре и победа Моисея над войском фараона
9. Великая битва при Бадре и победа Моисея над войском фараона В заголовок данного раздела мы включили название одного из параграфов книги Ибн Касира: «Великая битва при Бадре». Здесь рассказано об известном сражении войска курайшитов с небольшим отрядом мусульман,
X. Великая битва
X. Великая битва Он стоял с поднятой головой и сверкающими глазами, словно поймав острым взором сигнальные огни манящих земель. И это приводило его в восторг. А. Ф. Внуки викингов не утратили любви к путешествиям ни по морю, ни по суше. Так же, как в Норвегии до сих пор
Великая битва Даниила Галицкого 17 августа 1245 г.
Великая битва Даниила Галицкого 17 августа 1245 г. Сердца же их были тверды в битве и устремлены на битву (Галицко-Волынская летопись) И снова Даниил вскорости пришел на Филю и разгромил полк его и хоругвь его разодрал пополам. Жизнеописание Даниила Галицкого Год 1245
№ 10 ЗАПИСКА Н.А. МИХАЙЛОВА В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ «ВЕЛИКАЯ БИТВА»
№ 10 ЗАПИСКА Н.А. МИХАЙЛОВА В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ «ВЕЛИКАЯ БИТВА» 25 октября 1957 г СекретноМинистерство культуры СССР считает необходимым доложить Вам о документальном фильме «Великая битва».В 1943 году Центральная студия документальных фильмов
XVIII век: Петр Великий, Полтавская битва, Екатерина Великая и Емельян Пугачев
XVIII век: Петр Великий, Полтавская битва, Екатерина Великая и Емельян Пугачев Младший сын Алексея Тишайшего Петр получил власть в семнадцать лет с большим риском для жизни. Его спасло то, что еще много лет назад он создал свою гвардию – Преображенский и Семеновский полки.
Глава 7. БИТВА ЗА ТИХИЙ ОКЕАН
Глава 7. БИТВА ЗА ТИХИЙ ОКЕАН Президент США Теодор Рузвельт публично заявил: «Тихий океан должен стать владением Штатов»<45>. Как справедливо отмечал еще в 1924 г. историк Б.И. Доливо-Добровольский: «Формула Рузвельта отнюдь не была ни поэзией, ни тщеславием, ни авантюрою.
15.9. Битва при Клузии и Сентине расценивается как грандиозная, с множеством жертв Великая её слава
15.9. Битва при Клузии и Сентине расценивается как грандиозная, с множеством жертв Великая её слава В сражении при Клузии и Сентине погибает самнитский полководец ГЕЛЛИЙ Эгнаций [58], т. 1, с. 486. Во всех версиях описания Куликовской битвы вражеский полководец гибнет. Либо на
Источник