Часть 2 составить схему части мирового океана

Части Мирового океана

Основные составляющие

Поверхность Мирового океана разделяется архипелагами и континентами на четыре основных части. В это понятие также принято включать заливы, проливы и многочисленные моря.

На Земле имеется четыре океана:

В некоторых источниках выделяют и пятый — Южный, который не имеет четких контуров.

Несмотря на свои многочисленные характерные особенности, океанские воды имеют много общего, они соединены между собой, связаны непрерывной циркуляцией мощных потоков, за счёт чего постоянно перемешиваются друг с другом. Также принято выделять менее масштабные акватории, в том числе моря, заливы и проливы. Последние могут иметь соленую или пресную воду, в зависимости от своего месторасположения и впадающих в такие бухты больших рек.

Моря представляют собой полноценные части океана, которые могут отделяться от него участками суши.

Основным отличием таких акваторий являются их меньшие размеры, также различия заключаются в течении, флоре и фауне, солености и температуре воды.

Для упрощения классификации принято выделять следующие типы морей:

Как следует из названия, межостровные моря находятся между различных архипелагов и островов. Средиземные расположены внутри материка и соединяются с океаном одним или несколькими проливами. Окраинные находятся на побережьях континентов, глубоко не входя в сушу.

К важнейшим составляющим Мирового океана относятся заливы и проливы. Это небольшие водные пространства, которые на много километров уходят вглубь материка, имея при этом преимущественно соленую воду. Заливы принято разделять на крупные лагуны, лиманы, губы, эстуарии и фьорды.

Отличия их состоят в характеристиках воды, глубине, протяжённости и связи с сушей. Ученые сегодня изучают, какие части Мирового океана соединяют проливы и каково их значение в формировании течений.

Рельеф морского дна

Большая часть дна находится на глубинах от 3 до 6 километров. Это так называемое ложе, которое состоит из прочных каменных пород. Также часто встречаются различные впадины, в которых на поверхность выходит магма и подземные газы. Изучение рельефа осложняется большими глубинами, поэтому на сегодняшний день исследована лишь малая часть такого рельефа.

Принято выделять следующие составные части рельефа дна:

  • переходная зона;
  • подводная окраина;
  • каменное ложе.

Прибрежная подводная окраина включает мелководные шельфы глубиной до 200 метров, а также материковый склон, способный резко уходить вниз. Переходная зона включает островные дуги, окраинные моря и глубоководные желоба. Ложе состоит из прочной базальтовой коры, включает высочайшие хребты и глубоководные котловины с огромными впадинами.

Дно морей чрезвычайно разнообразно, глубины могут как начинаться у самого берега, что характерно для калифорнийского побережья, так и являются мелководными шельфами, в том числе Мексиканский залив и район Карибов.

Такой рельеф представляет определенный интерес для биологов и учёных, которые могут изучить историю формирования земли и происхождение жизни на планете.

Характеристики океанов

На Земле имеется четыре огромных, связанных между собой океана, которые покрывают большую часть поверхности планеты. Эти гигантские акватории, отличающиеся характером течения, солёностью воды, температурой и преобладающими глубинами. Большая часть океанов на сегодняшний день не изучена, так как это агрессивная для человека среда, в особенности в многочисленных впадинах и глубоких котловинах.

Самым большим считается Тихий океан, который с площадью в 180 миллионов километров квадратных занимает половину всех водных ресурсов. Эта морская акватория считается самой глубокой, так как именно тут располагается Марианская впадина. Последняя представляет собой гигантский котёл, уходящий на глубину в 11 километров. В этом океане преобладают холодные глубинные течения, однако большие шторма тут редкость, лишь в период муссонов могут отмечаться огромные по своим размерам волны.

Атлантический океан в два раза меньше Тихого, он вытянут с юга на север, располагаясь между Европой и Америкой. Средняя глубина тут составляет 3−4 километра, лишь в северной части имеются гигантские впадины, уходящие на дно на 5−7 километров. Тут проходят важнейшие судоходные маршруты, которые связывают Новый Свет с Европой. В прошлом также по Атлантическому океану курсировали многочисленные пассажирские суда, однако сегодня с развитием авиации такой вид транспорта практически сошел на нет.

Индийский океан имеет площадь около 90 миллионов километров. Расположенный в южном полушарии, он омывает Африку, полуостров Индостан и юго-восточную Азию. Это одно из самых загруженных водных транспортных направлений в мире. Глубины тут не слишком большие, редко когда превышающие 3−5 километров. В последние годы отмечается серьёзное загрязнение Индийского океана, поэтому вопросы экологии и сохранения этого важнейшего для планеты водоёма как никогда актуальны на сегодняшний день.

Северно-Ледовитый океан имеет площадь порядка 14,7 миллиона километров. Большая часть его территории покрыта льдами, лишь прибрежный шельф около Канады, Гренландии и России летом свободен ото льда, что позволяет организовать северную навигацию.

В силу сложности исследования таких холодных вод Ледовитый океан на сегодняшний день практически не изучен. При этом специалисты отмечают, что в материковых шельфах имеются огромные запасы нефти, поэтому этот регион столь важен для многих государств.

Проблема загрязнения

Океаны играют важнейшую роль в формировании единой биосферы. Огромные тёплые течения определяют климат, формируя погоду на всех континентах. Важнейшее значение имеют моря и океаны для мировой торговли и снабжения населения планеты продуктами питания. Установлено, что более 70% кислорода, который поступает в атмосферу, вырабатывается именно в воде в процессе фотосинтеза различного планктона. Поэтому экологическое загрязнение океана является глобальной и столь серьезной проблемой, которая должна волновать каждого.

Моря и океаны испытывают настоящий стресс из-за бесконтрольного вылова рыбы и морепродуктов, загрязнения шельфа, уничтожения коралловых рифов и берегов. В воду сбрасывают токсичные вещества, в том числе нефтепродукты и радиоактивные элементы. В районе юго-западной Азии даже образовались огромные по своим размерам пластиковые острова, состоящие из не переработанного мусора, который убивает все живое в округе. Именно такое загрязнение и называется экологами главной проблемой человечества.

В последние годы ООН и другие неправительственные экологические организации бьют тревогу, призывая отказаться от пластика и уменьшить добычу нефти на морском шельфе. Также проводится огромная работа по созданию современных технологий утилизации пластика, что могло бы решить в будущем проблемы загрязнения морей.

Только совместными усилиями удастся решить эту проблему, не допустив гибель океанов, что может быть катастрофично для всего человечества.

Источник

» Мировой океан и его части.Суша в океане»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы.

Скачать:

Вложение Размер
разработка открытого урока 71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6-м классе

«Мировой океан, его части. Суша в океане»

Образовательная: с формировать картографические представления о Мировом океане, его составных частях, участках суши в Океане.

Развивающая: Продолжить формирование навыков работы с картой в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитательная: Воспитание интереса к предмету через игровую деятельность, решение проблемных ситуаций. Воспитание толерантности.

Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

— Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.

2.Проверка домашнего задания.

Задаю вопрос учащимся: Проверка домашнего задания.

“Что мы изучали на прошлом уроке?” — Гидросферу. Прикрепляю понятие “Гидросфера” к стенду “Опорные понятия”.

Провожу письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.

По завершении работы производится самоконтроль (ключ вывешивается на доску).

  1. Водная оболочка Земли:
  1. Атмосфера.
  2. Литосфера.
  3. Гидросфера.
  4. Биосфера.
  1. Пресными водами гидросферы являются:
  1. Воды Мирового океана.
  2. Внутренние воды суши .
  1. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
  1. Круговороту воды в природе.
  2. Выветриванию.
  3. Океаническим течениям.
  4. Приливным явлениям.
  1. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
  1. Только в жидком.
  2. В жидком и твёрдом.
  1. К водам суши относятся:
  1. Реки, озёра.
  2. Реки, озёра, моря, ледники.
  3. Реки, озёра, болота, ледники.
  1. Вода гидросферы может находиться:
  1. Только в жидком состоянии.
  2. В жидком, твёрдом состоянии.
  3. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
  1. Поставщиком пресной воды на суше является:
  1. Ветер.
  2. Мировой океан
  3. Осадки.

По завершении работы производится самоконтроль (ключ вывешивается на доску).

Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан

Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;

3. Переход к изучению новой темы: (интеллектуальная атака).

А. — Что же такое гидросфера? – Водная оболочка Земли.

Б. — Из каких частей она состоит? – Воды суши-2% и Мировой океан-98% (прикрепляю к понятию “Гидросфера” на стенде “Опорные понятия”).

В. — Благодаря чему сохраняются запасы пресной воды на суше? – Круговорот воды в природе.

Г. — Что является поставщиком пресной воды на суше? – Солёный Мировой океан.

Д. — Знаете ли вы части Мирового океана, сушу в Океане? Прикрепляю эти понятия к понятию Мировой океан. Перечисляю новые понятия: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги, материки.

Эти новые для вас понятия мы сегодня изучим . Это и является темой нашего урока. (Переворачиваю заранее приготовленный транспарант на доске. Дети записывают число и тему урока с доски в тетрадь).

  • Целью нашего урока является: сформировать представление о Мировом океане, его составных частях, о размещении суши в нём.
  • Задачей вашей является: в результате поисковой деятельности сформировать картографические представления о размещении частей Мирового океана и суши в нём, продолжить формирование умений и навыков нанесения объектов на контурную карту.
  • Отправляйтесь в путешествие по Мировому океану! Каждая пара получает маршрутный лист с заданием.

4. Изучение нового материала

Инструктивная карта: 1. Составить структурно-логическую схему (СЛС) частей Мирового океана. Из каких частей состоит Мировой океан? 2. Обозначить их на контурной карте. 3. Работа по карте у доски (один из пары даёт определения, называет объекты, а другой показывает).

Инструктивная карта: 1. Дать определение моря. Написать понятие “Море” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к внутренние и окраинные моря, записать их определения в тетрадь. 3. Показать по карте у доски.

Инструктивная карта: 1. Дать определение залива. Написать понятие “Залив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Нанести на к/к заливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски.

Инструктивная карта: 1. Дать определение пролива. Написать понятие “Пролив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к проливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски.

Инструктивная карта: 1. Дать определение материка. Написать понятие “Материк” в тетрадь в схему “Суша в Океане”.2. Обозначить на к/к материки, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски.

Инструктивная карта: 1. Дать определение острова. Написать понятие “Остров” в тетрадь в схему “Суша в океане”. 2. Обозначить на к/к острова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски.

Инструктивная карта: 1. Дать определение архипелага. Написать понятие “Архипелаг” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к архипелаги, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски..

Инструктивная карта: 1. Дать определение полуострова. Написать понятие “Полуостров” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к полуострова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски.

Работа выполняется при музыкальном сопровождении “Слушаем прибой” (магнитофон).

Проводится физкультминутка (учащиеся сбрасывают утомление).

5. Изложение нового материала.

Пары работают у доски: дают определения новым понятиям, прикрепляют на доску новые понятия, последовательно составляют структурно – логическую схему “Части Мирового океана” и “Суша в Океане”, показывают объекты на карте. Учащиеся вносят в свои тетради недостающие понятия, таким образом, составляя опорные структурно – логические схемы, сопровождающие изложение нового материала.

Учащиеся просматривают красочный видеофильм “Мировой океан”.

  • Но не всегда Океан бывает таким спокойным и ласковым. Иногда он обрушивается на нас разрушительными цунами. Учёные – гидрологи высказывают свои предположения, что движения земной коры, вызывающие цунами, связаны с накоплением отрицательной энергии, исходящей от людей в результате военных конфликтов. Даже природа напоминает нам о более бережном, терпимом отношении друг к другу!

6. Закрепление знаний.

А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?

Проводится устный фронтальный опрос : игра “Пойми меня!”

Зачитывается утверждение. Если оно верное “+”, то учащиеся поднимают красные жетоны (раздаются заранее), если неверное утверждение “-”, то учащиеся поднимают синие жетоны. В списке класса фиксирую их ошибки, которые будут определять оценки.

А) Тихий океан – самый большой по площади “+”.
Б) Евразия – самый маленький материк “-”.
В) Северный Ледовитый океан – находится в южном полушарии “-”.
Г) Остров Гренландия – самый большой остров по площади “+”.
Д) Аравийский полуостров – самый большой по площади “+”.
Е) Бенгальский залив – часть Атлантического океана “-”.
Ж) Чёрное море – относится к внутренним морям “+”.
З) Полуостров – часть суши, со всех сторон окружённая водой “-”.
7. Проверка усвоения знаний.

Проводится письменный фронтальный опрос: “Программированный диктант”.

Источник

Читайте также:  Проблемы этого мира загрязнение мирового океана
Оцените статью