- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать
- Posts from This Journal by “Карты” Tag
- Почему Америка в Западном полушарии, а Россия – в Восточном
- Семь названий России
- Карта двух Америк Доколумбовой эпохи
- Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока
- Ход урока
- І. Организационный этап урока
- ІІ. Актуализация знаний учащихся
- ІІІ. Изучение нового материала
- ІV. Закрепление нового материала
- Рельеф дна Мирового океана — материал для урока географии в 6 классе
- Исследование океанического дна
- Формы подводного рельефа
- Особенности ложа
- Морская пучина
- Шпаргалка для учеников 6 класса
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Индийский океан
Это карты 1968 года, но сомневаюсь, что за это время там что-то сильно изменилось. Посмотрите на гипсометрические карты дна океанов.
Все карты кликабельны.
Карта рельефа дна Тихого океана:
Карта рельефа дна Северного Ледовитого океана:
Карта рельефа Атлантического океана:
Район Марианской впадины:
Posts from This Journal by “Карты” Tag
Почему Америка в Западном полушарии, а Россия – в Восточном
Есть вещи, которые мы наблюдаем каждый день и знаем с детства, но почему так — никто не задумывался. Вот например почему Америка расположена на…
Семь названий России
«Россия» — название относительно новое. До этого наша территория была занесена в исторические анналы и нанесена на географические карты совсем под…
Карта двух Америк Доколумбовой эпохи
Как утверждается, эта карта 1763 г. была сделана в качестве копии с другой карты, созданной в 1418 г. — во времена, когда выдающийся…
Источник
Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока
Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
- материковая отмель (шельф),
- материковый склон,
- ложе океана,
- срединно-океанический хребет,
- глубоководная впадина (желоб),
- котловина.
- Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана», тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.
Ход урока
І. Организационный этап урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.
ІІ. Актуализация знаний учащихся
ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ
Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
«Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. »
ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ
Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).
Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.
Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.
На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.
и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)
Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).
Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /.
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)
Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.
Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)
Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.
Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).
ІV. Закрепление нового материала
ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).
- 70% ложе океана занимают:
а) котловины;
б) желоба;
в) срединно-океанические хребты. - Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба. - Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф. - Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины. - Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб. - Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели. - По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
Источник
Рельеф дна Мирового океана — материал для урока географии в 6 классе
Исследование океанического дна
Первая серьезная попытка изучения океанических глубин предпринята британской экспедицией в 1872 году. Для этого судно «Челленджер» было переоборудовано в крупную научную лабораторию океанографии.
Оно совершило четырехлетнее кругосветное путешествие, во время которого десятки ученых проводили измерения температуры и солености вод, исследовали глубину, изучали обитателей морей.
Конспекты, составленные по итогам экспедиции, обрабатывали около 20 лет. В результате были сделаны научные доклады и построена карта Земли для океанов. Она развеяла миф, что оно ровное и плоское. Так зародилась новая наука — океанология, возможности которой расширились с появлением в XX веке глубоководных аппаратов и современных измерительных приборов. В настоящее время при определении рельефа дна океана используют:
- Эхолоты. Устройства направляют звуковые волны на дно моря. Отражаясь, они возвращаются за определенное время, которое фиксирует аппарат. Глубину вычисляют, определив время распространения волн и скорость их движения в воде.
- Подводные аппараты. Погружная глубоководная техника (например, батискафы), позволяет людям спуститься в пучину провести исследования или запустить приборы автономно с целью фото и видеосъемки.
- Космические аппараты. Снимки спутников и аппаратов на орбите помогают в изучении донной обстановки. Картинки, полученные с их помощью, помогают корректировать современные атласы Земли.
Исследования, проводимые с помощью известных приспособлений, позволили составить современную карту с изображением донного рельефа. Единицей измерения в ней служит шкала глубин. Обращаются к атласу путешественники, мореплаватели, школьники и студенты, которые изучают океан.
Формы подводного рельефа
Дно океанов формируется под воздействием внутренних и внешних планетарных факторов. Здесь могут находиться эпицентры землетрясений, проходят извержения подводных вулканов. Днище покрыто осадочными отложениями, которые имеют материковое и океаническое происхождение.
Материковые осадки смыты с суши, они покрывают в основном прибрежную зону. Океанические отложения продуцирует сам водный мир. Они покрывают ¾ поверхности дна, не превышают по толщине 200 м. Накопления ила и органических останков идут медленно: за год прибавляется около 1 мм. Чем ближе к берегам, тем накопление слоя происходит быстрее. Океанологи выделяют такие формы подводного рельефа:
- Материковая отмель или шельф. Является продолжением суши под водой и может иметь протяженность до 200 м. Здесь вода хорошо прогрета, много рыбы, растительности, микроорганизмов, полезных ископаемых. Глубина нижней границы — 50−100 км. На карте зона обозначена бледно-голубым цветом. Большую площадь она занимает у Северного Ледовитого океана, меньшую — у берегов Африки.
- Материковый склон. Подводный обрыв, при пересечении которого резко меняется уклон и глубина, достигающая 140−3600 м. Растительность и животный мир здесь беднее, так как ощущается недостаток света. Для зоны характерна сейсмичность, оползни, она составляет 12% Мирового океана.
- Ложе океана. Центральная обширная часть на глубине 2000−4000 км. Занимает до 70% дна. Сочетает плоские равнины, глубоководные котловины, желоба, хребты. Его частью может быть плато — обширное невытянутое возвышение с относительно ровной поверхностью и крутыми берегами.
Особенности ложа
Профиль дна Мирового океана сложный и изрезанный. Большую долю занимает ложе. Самые большие глубины характерны для желобов и ущелья среднеокеанского хребта. По карте видно, что ложе состоит из следующих участков:
- Глубоководные котловины. Элементы, ограниченные хребтами и возвышенностями. Над ними поднимаются гигантские вулканы, которые могут извергать лаву. Она разносится потоками воды и оседает на дне. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, выровненные течениями. Их пример — Курильские и Гавайские острова.
- Глубоководные желоба. Вытянутые на несколько километров ущелья под водой, глубина которых достигает 11 км (Марианский желоб). Располагаются с внешней стороны островных дуг и дублируют их очертания.
- Серединно-океанический хребет. Подводные горы и хребты, которые в результате тектонических преобразований могут приподниматься над поверхностью и образовывать острова. Протяженность форм может достигать 60 тысяч километров. Им свойственна сейсмичность. Наиболее высокие части могут приподниматься над поверхностью. Пример — Исландия, остров Пасхи, св. Елены.
- Островные дуги. Относительно молодые горные образования, расположенные близ окраин материков. Характеризуются высокой вулканической активностью и сейсмичностью.
- Подводные горы. Самая высокая вершина — Мауна-Кеа расположена в Тихом океане на острове Гавайи. Относительная высота щитового вулкана составляет 10203 м, большая часть его скрыта вод водой. Последняя активность наблюдалась 4500 лет назад, всего вершине около миллиона лет.
Морская пучина
Мировой океан разделен на океаны, проливы, моря и заливы. Моря отличаются собственным гидрологическим режимом. Они делятся на внутренние и окраинные. Внутренние глубоко вдаются в часть материка (Балтийское, Средиземное). Окраинные прилегают к материку с одной стороны, в то время как другой соединены с океаном (Баренцево, Желтое).
Как и в океане, внутренние процессы создают в морской пучине положительные и отрицательные формы поверхности, аналогичные горным хребтам на земной поверхности. Принесенный с суши материал стремится сгладить очертания. Возвышения на мелководье могут образовывать коралловые рифы, образуемые при разрушении скалистого дна берегов или разрастания колоний рифостроящих микроорганизмов.
Изолированное по площади ограниченное поднятие морского дна называют банка. Обширное возвышение небольшой глубины на шельфе — мель. Она располагается в прибрежной зоне, а банки — где угодно в океанах и морях. Часть моря с относительно малыми глубинами называется мелководье. Здесь могут плавать суда.
Шпаргалка для учеников 6 класса
Освоив формы рельефа Мирового океана в 6 классе, ребята должны научиться работать с картой, знать схемы дна и уметь находить на уроке наиболее известные географические объекты. Для этого следует разобраться, какие есть глубоководные океанические впадины в Тихом океане. Это Марианский, Филиппинский, Курило-Камчатский желоб. В Атлантическом океане — Романш, Южно-Сандвичев желоб. В Индийском — Зондский и Яванский желоб. Океан, где серединно-атлантический хребет разделяется на 2 — Индийский. Самый широкий срединно-океанический хребет — Срединно-Атлантический.
Российские исследователи вносят большой вклад в изучение дна Мирового океана. Летняя экспедиция 2007 г. занималась изучением пучин Северного Ледовитого океана. Проведенные исследования позволили сделать оценку экологической обстановки, заняться построением подробных карт, прогнозированием движения льдов, планированием освоения богатств.
В тематическом реферате следует кратко указать, что рельеф морского дна и океанических глубин также разнообразен, как и поверхность суши. Он постоянно меняется, поскольку на планете по-прежнему идут тектонические процессы, происходят землетрясения и извержения вулканов.
Многие изменения происходят очень быстро. Например, остров Залзала Джазитра появился в Аравийском море 24 сентября 2013 г. после сильного землетрясения. Или островной перешеек Хунга Тонга Хунга Хаапай в южной части Тихого океана, формирование которого происходило с 2009 по 2015 год. Другие изменения океанского рельефа идут долгие годы, и результат изменений будут оценивать потомки.
Источник