- Ответы к § 24. Мировой океан и его части. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
- Страница 107
- Страница 108
- Учебные материалы для урока географии по теме «Мировой океан и его части», 5 класс
- Мировой океан и его части. план-конспект занятия по географии (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- ГДЗ решебник ответы по географии 5 класс Климанова Климанов Ким учебник
Ответы к § 24. Мировой океан и его части. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
Страница 107
Вопрос 1
Найдите на карте моря. Какие из них окраинные, а какие – внутренние?
Окраинные – Северное, Норвежское.
Внутренние – Балтийское, Средиземное, Чёрное, Каспийское.
Вопрос 2
Сравните Северное и Балтийское моря. Чем они отличаются друг от друга? Чем похожи? Почему Балтийское море называют внутренним, а Северное – окраинным?
Внутреннее море — глубоко вдающееся в сушу море, сообщается проливами с океаном или прилегающим морем (например, Балтийское). Все моря – внутренние и имеют сложную систему проливов. По этой причине во всех морях практически отсутствуют приливы. Любое море является частью океана. Однако существуют особенные моря, которые, не теряя, разумеется, связи с океаном, тем не менее, могут с полным правом считать себя и частью суши. Такие моря называются внутренними и отличаются от всех прочих тем, что очень глубоко «проникают» в сушу, оставляя себе для связи с океаном лишь узкий пролив.
Окраинное море — прилегающее к материку море, слабо отделённое полуостровами или островами от океана. К окраинным морям относят в основном моря, расположенные на шельфе и материковом склоне редко включающие в свою территорию глубоководные области. На характер донных отложений, климатический и гидрологический режимы, органическую жизнь сильное влияние оказывает не только материк, но и океан. Характерная черта донного рельефа Северного моря — резкая смена глубин и обширные отмели, называемые здесь банками.
Вопрос 3
Найдите на карте проливы. Какие части Мирового океана они соединяют?
Гибралтарский пролив. Он является частью Атлантического океана.
Вопрос 4
Какой залив показан на карте? Частью какого океана он является?
Бискайский залив. Он является частью Атлантического океана.
Вопрос 5
Фьорды характерны для западного побережья Скандинавского полуострова. Найдите их на этой карте и на карте в атласе.
Вопрос 6
Назовите острова и полуострова, подписанные на рисунке.
Острова: Корсика, Сардиния, Сицилия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Крит.
Полуострова: Кольский, Скандинавский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский, Пиренейский, Крымский.
Вопрос 7
Береговую линию Европы называют изрезанной. Что это значит? Важно ли это для людей, населяющих территорию Европы?
Значение для людей: благодаря изрезанности береговой линии, в Европе всегда имелось много удобных бухт для захода судов, что издавна способствовало развитию мореплавания и торговли.
Страница 108
Вопрос 1
Перечислите части Мирового океана.
Вопрос 2
Чем отличаются и чем похожи проливы и каналы? Приведите примеры проливов и каналов.
Канал – искусственно созданное сооружение, т.е. говоря простым языком канал – водоём, созданный человеком. Например, Невский канал. Пролив – водоём, созданный природой. Например, Гибралтарский пролив.
Вопрос 3
Найдите на карты заливы, о которых идёт речь в параграфе.
Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.
Вопрос 4
Чем заливы могут отличаться от морей?
Залив является частью моря или океана и вдаётся в сушу.
Источник
Учебные материалы для урока географии по теме «Мировой океан и его части», 5 класс
Учебные материалы «Обучающий видеоматериал», «Интерактивный тренажёр», «Карточки-задания» для урока географии в 5 классе по теме «Мировой океан и его части». Предложенные материалы возможно использовать как для домашнего обучения, так и для дистанционного.
Цель: Формирование представления о Мировом океане, его частях.
— познакомить учащихся с понятиями: океан, море, залив, пролив;
— формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы по карте и наносить их на контурную карту.
— продолжить развивать умения учащихся работать с учебником, атласом, ЭОР, печатным материалом;
— содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;
— развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
— привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта полушарий, атласы, контурные карты, листы формата А4 с заданиями.
Обучающий видеоматериал «Из чего состоит океан. Мировой океан».
После просмотра видеоматериала фронтальная работа с интерактивным тренажёром.
Учащимся необходимо соотнести понятия и заполнить таблицу.
Для активизации познавательной деятельности на уроке индивидуальная самостоятельная работа с карточками-заданиями. Задания распечатаны на листах формата А4.
Инструкция. Как работать с карточками-заданиями:
1.Ученику необходимо внимательно изучить фрагменты карты;
2.Определить, какой географический объект, являющийся частью Мирового океана, обозначен красной меткой;
3. Свой ответ записать в пустой прямоугольник.
Источник
Мировой океан и его части.
план-конспект занятия по географии (5 класс)
Данный урок разработан в виде презентации и маршрутного листа для самостоятельного освоения темы.
Учебник: А.О. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, «Землеведение» 5-6 класс, 2019, Дрофа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean_i_ego_chasti.pptx | 2.24 МБ |
mirovoy_okean_i_ego_chasti.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мировой океан и его части
Доброе утро! Дорогие ребята, сегодня мы с Вами отправимся в небольшое плавание! На одном из прошлых уроков мы уже начинали знакомство с океанами и морями. Сегодня Вы, с помощью учебника и интернета, выполните несколько заданий. Свои результаты, Вам нужно будет занести в маршрутный лист, а затем отправить его мне по почте popova.elo4ka@yandex.ru в течении 3х дней (до 18 часов 18го апреля)
Сегодня Мы отправляемся в путешествие! А компанией для нас будет Лягушонок. Он совсем еще юный журналист. Его мечта – совершить кругосветное путешествие и написать интересную и познавательную книгу. Но вот знаний, достаточных для того, что бы описать все, что он встречает – не хватает. И поэтому мы поможем ему!
Маршрутный лист для заполнения в прикрепленном файле. Если нет возможности заполнять его в формате документа на компьютере, то делай записи в тетрадь. Не переписывай текст задания, в тетрадочке обозначь номер выполняемого задания и запиши только тот вопрос, на который отвечаешь. Удачного плавания!
Я помогла Лягушонку и составила для него карту с маршрутом. Ознакомьтесь с ним.
Задание №1 Итак, Лягушонку нужно отправиться в морское путешествие. Лягушонок – житель п. Высокий, поэтому нам нужно отправить его в порт. Какой город – порт есть рядом с нами? Важно – отсюда Лягушонок может начать свое путешествие в любое время года, ведь порт не замерзает даже зимой! Что бы книга у Лягушонка получилась хорошей, объясните, почему этот порт – не замерзает?
Задание №2 Ребята, посмотрите, какой длинный маршрут построен для Лягушонка. Надо помочь ему с информацией . По каким океанам ему предстоит плыть? Для этого заполните таблицу. Лягушонок вставит ее в свой путевой дневник. Океан С какими океанами связан Какова его площадь
Задание №3 Итак, у нас достаточно информации, что бы начать движение. И мы отправляемся к пункту №1. А этим пунктом у нас оказался самый большой остров Земли. Лягушонку понравилась эта идея, так как остров отличается своим суровым климатом. Там круглый год лежит снег. Что это за остров? По какому океану пришлось плыть Лягушонку?
Задание №4 С острова мы будем двигаться по направлению к архипелагу Багамские острова. Путь наш лежит по одному из самых интересных морей мира. Кстати, а что такое море? Найдите определение этого понятия в учебнике и запишите. Итак, море, по которому пролегает наш маршрут, примечательно тем, что оно нигде не граничит с сушей, и вообще, по сути, является гигантским водоворотом. Я Вам подскажу – в этом море находятся знаменитые Бермудские острова, а свое название оно получило благодаря водорослям, которые произрастают там в огромном количестве. Их там так много, что они представляют опасность для заплывающих туда кораблей. Говорят, в 1492 году, в этом море чуть не потерпел крушение корабль самого Колумба!
Задание №5 Что бы попасть из Атлантического океана в Тихий, Лягушонку нужно проплыть через Панамский канал . Всем известно, что он был вырыт человеком по одной простой причине – другой кратчайший путь – на юге материка Южная Америка. До появления Панамского канала, путешественники, желающие попасть в Тихий океан из Атлантического, должны были проплыть по самому широкому в мире проливу. Что такое пролив? Какой пролив является самым широким в мире?
Задание №6 Дальше Лягушонок планирует чуть-чуть отдохнуть. Ведь пересечь Тихий океан не так просто. Мы с Вам знаем , чем завершилось путешествие Ф. Маггелана . Поэтому Лягушонок отправится на острова, которые интересны тем, что по происхождению они – тектонические. А еще, они движутся в сторону Евразии со скоростью – почти 10 сантиметров в год! Что это за острова?
Задание №7 Перед тем, как вернуться домой после отдыха, Лягушонок соберет для нас с Вами чай! Ну а ведь все знают, что самый вкусный чай собирают на одном из крупных островов Индийского океана, рядом с полуостровом – Индостан. Что это за остров?
Задание №8 Ну что, Лягушонок готов к завершающему отрывку своего пути. Осталось пересечь 5 морей в трех океанах! И Лягушонок никак не может разобраться, что за моря обозначены на моей карте. Помоги ему. Напиши какие моря и в какой последовательности проплывет Лягушонок от острова – до родного порта.
Задание №9 Лягушонок успешно вернулся домой. Он благодарен тебе за помощь. Он напишет прекрасную познавательную книгу. Расскажи, что бы ты заказал в подарок Лягушонку из его путешествия? (что и откуда он мог бы тебе привезти, откуда ты знаешь об этой вещи, зачем она тебе?)
Источник
ГДЗ решебник ответы по географии 5 класс Климанова Климанов Ким учебник
Q М 1. з. А — О. оз еЬlю _Q .О
u 2. , з . кар их се , бычно о означают темно-зеленой закраскон. Плоскогорья — Иранское нагорье. 3 Прокладывая себе дорогу среди равнинных пространств, реки размывают дно и берега, в которых онн текут. Водный поток подхватывает смытые породы и увлекает их вниз по течению. Больше всего речных наносов откладывается на пологих берегах. а также в нижнем течении реки. Если ветер дует постоянно, то песчинки собираются в песчаные rряды — шоны нли серповидные холмы — барханы. 4 Низменность — широкое пространство поверхности с низким общим уровнем Возвышенность — участок земной поверхносrn. приподнятый опюсительно окружающих пространств Плоскогорье — обширный участок горного рельефа с абсолютной высотой до 1 ООО ы и более с преобладанием плоских или слабоволнистых водораздельных поверхностей. Оставцы — это крутые холмы характерного вида. с округлой вершиной, резко Балка — небольшая сухая или с временным водотоком долина с задернованными Русло — наиболее пониженная часть долины, выработанная потоком воды. по которой осуществляется перемещение основной части донных наносов и сток воды в междупаводочные периоды. Речная долина — созданные водотоками вьпянутые углубления на земной поверхности с общны уклоном в сторону океана Речные террасы — горизонтальные или слегка наклонённые по течению площадки в долинах рек Пойма — часть речной долины. затопляемая в половодье нлн во время паводков Дюна — положительная форма рельефа: песчаный холм, образовавшийся под воздействием ветра. Барханы — положительная форма рельефа: подвижное скопление сыпучего песка. навеянное ветром и слабо закрепленное (лнбо не закреплённое) растнтельностъю. Вопроеы.·п :•даппп (iS.p.’
м 1. е ,Jw. ,·1 -о 1е
н9кошры, ®ы горами рюной высоты. Самые высокие горы на юге — Кавказские — высота 5642 ы. Уральские горы. разделяющие Русскую равнину и Западно — Сибирскую низменность средние Самая высокая вершина — гора Народная — 1895 метров. Алтай — гора Белуха 4506 метров. Общий уклон большей части России к северу, о чём свидетельствует направление течения крупных рек Сибири и северных рек европейской части сравнению с равнинами. 3 На дне №рового океана. также как и на суше, встречаются горные хребты. 4 «Паруса», «Ветер на равнине», «Шагн на снегу», «Туманы». «Мёртвые листья» (всё это названия прелюдий К Дебюсси); «Чудесный вечер», «Полевые цветы». «Лунный свет». «Сентнментальвый пейзаж» (романсы К. Дебюсси). «Игра воды». «Т еипература возлукв» Вопрос ( стр. 208) Самая высокая температура в 15ч. а самая низкая — перед рассветом. Это не совпадает с положением Солнца, т.к. температура зависит от нагрева земной поверхности солнечными луча[email protected]ш)
С[email protected]Ы Вопро 1 . 2&8 О О 1. V 1
а «» оты. О’ енм et9\e е. е, , и .о>: 0н оо тве н т изх не · ·
е»щоwгеп. ш..ll!i. nЬлдень Солнце находится прямо над головой. после полудня и вечером Солнце находится ниже, а ночью заходит за горизонт н исчезает. Поэтому температура воздуха повышается нлн понижается в зависимости от расположения Солнца на небе. Ночью, когда солнечное теш:ю не поступает, поверхность Землн Т емперагура воздуха будет выше над пашней — она черная, поглощает больше тепла. чем лес, н нагревает прилегающие к ней слон воздуха 3. Потому что воздух нагревается от земли. И чтобы термометры не показывали температуру почвы. а показывали температуру воздуха — их размешают на 2ме,
нsа. Ь аг- .. В, тм11н :, И еда:_lт е бы а цfп 1. r,\a «Атмосферное давлевве. Ветер» Вопросы в задания (стр. 212-213) 1 Атмосферное давление — давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы н земную поверхность. Измеряется в мнллнметрах ртутного столба или паскалях. 4 Метеорологическое направление ветра указывается азимутом точки, откуда дует ветер 5 760 и 710 здесь ветер будет сильнее. так как большие перепады давления способствуют большему ветру. «Oбru,o ‘P?’;;J
кучн. Перистые похожи на перья. Слоистые состоят нз многих слоев. Облака нижнего яруса: Слоисто-дождевые, слоисто-кучевые, кучевые. кучевыедождевые. Облака высшего яруса: высококучевые. высокоспонстые, перистослоистые, перистые. 3 Дождь идет нз кучевых, кучево-дождевых, слоистых. слоисто-дождевых. Грозу приносят грозовые облака. Они обычно темные и зловещие, гучн порой достигают в высоту до 16 километров. 1 Влажность воздуха выше над морем. над лугом н лесом. 2 Влажность воздуха — содержание водяного пара в воздухе. 3 Иней образуется нз маленьких кристалликов воды. Когда воздух содержащий очень много влаги, до точки замерзания начинается появляться иней 4 Влажность воздуха зависит от испарения или количества выпавших осадков 5. Туман образуется над поверхностью при планеты-гиганты нз водорода н гелия. Скоростъ вращения планет земной группы больше, чем скорость вращения планет-гигантов Меркурий, самую блнзкую к Солнцу планету, начали наблюдать еще в 14 веке до нашей эры. Изначально планета была известна как Нинурн. позднее ее сталн называть Набу. В Древней Грецнн в разное время планета носила названия Стнлбон, Гермаон и Аполлон. То название, под которым мы знаем планету сегодня, прншло от римлян. н связано с тем, что Меркурий быстрее других планет перемешается по небу. Меркурий — это быстроногнй римский бог торговли. Венера. греческим богом войны Аресом. Сатурн, вторая по велнчвне планета Солнечной системы. получнл свое название в честь очень почитаемого среди римлян бога земледелия. По легенде, этот бог научил людей строить дома. выращивать растения н обрабатывать землю. Юпитер, как н другие планеты. имел множество нмен в различных культурах: «Мулу-баббар» в месопотамской культуре, «Суй-Снн» в китайской. «Звезда Зевса» в греческой. Окончательное название самая большая планета Солнечной системы получила в честь верховного бога Юпитера, бога неба н света. Оставшнеся трн планеты: Уран. Нептун н теперь уже карлнковая планета й,mнос
Т)ж н .1. не. о тли· Dп «Погодя и клвмвт» Вопросы (стр. 218) ому в областях повышенного давления у полюсов осадков выпадает мало. 2 Умеренные воздушные массы проникают в полярные Вопl
:2н.ш,СJ(о)ц. р пикают ., [;’Б;
о о 1 20 o:i, ю,1 з, ·I 1е а ы мн. экваториальный пояс. Задан «PJ
:Q,@@zW::· Атлантического антициклона орошает северо-восточный выступ Бразильского нагорья. Ветры с западной окраины этого максимума несут влажный и теrшый тропический воздух. Он захватывает не только побережье восточной Бразилии, но, обходя центральную, охлажденную, часть нагорья с относнтельно высоким знмннм давлением, проникает внутрь материка. Осадки в Санкт-Петербурге в основном выпадают во время господствующих западных и юго-западных ветров. приносящих теплые и влажные воздушные массы с северной части Атлантического океана. Среднегодовое количество осадков 661
оШ Сравнение клвмвтвческвх по. азателей Санкт-Петербурга и Рво-ле-Жавейро (стр. 226) Клнматнческне показатели Средняя температура января, 0С Средняя температура июля. 0С Годовая амш:ппув_а температур. 0С Среднегодовое количество осадков
мы Преобладаюший ветер Санкт-Пе
-8 +16 24 От 500 до 1000 Западный Рио-де-Жан
+24 +16 От 1000 ДО 2000 Восточный Выводы (стр. 226) П
.-uер Г В .epeHHO:SI ‘·.o
· @@Ш Задан с .2/1.) о О Север 1й. О Зала пня ( стр. 228) 1. Средняя температура воздуха в Вишневом переулке 5 ноября равна 2°С. З,л,
( n 11 ,v, 1 I. its’t’Ь
Л_SU «Лува — спутник 31.’МЛШ> 1 Основные климатические пояса — экваториальный. тропические, умеренные, арктический (антарктический) Переходные климатические пояса субэкваториальные, субтропические, субарктический (субантарктвческнй). Жизнь людей в разных климатнческнх поясах отличается питанием, одеждой, цветом кожи, хозяйственной деятельностью.
iгоское Струн воды в горных реках постоянно перемешиваются. Верхние слон воды остывают на морозе, но не успевают эаыёрзнуть и снова оказываются на дне реки. На нх место со дна реки приходят более тёплые орун. А в прудах, в оэёрах или в равнинных реках верхний слой воды остывает н замерзает. (гндроэлектросганцня) на этих реках приводит обычно к затоплению больших площадей. Горные реки текут часто в узких ущельях. имеют большие уклоны. в их продольном профиле часто встречаются пороги н водопады. Онн непригодны для «Озёря» Воп
uu,ко, 3. Озеро Ик. Ледниковое происхождение. Сточное «Подземные воды. Болота. Ледвнкв» Boп1p
)угон _ верхний -вояовепроницаеыой кровлей. Вопросы (стр. 241) l.i, нcнffi,. ·m·
н н _в’lflv з к , с , О’ н
!Ж !, ическ й o\JНI бластн 3. ·
о к 11а , сдбра т д вь ороны которых обращены в направлении движения льда Вопросы и заданвя (стр. 243) 1 Горные ледники — форма ледников зависит от подстилающего рельефа, их движение определяется в основном силой стока. Покровные ледники — форма ледников не зависит от рельефа земной поверхности, а обусловлена распределением питания н расхода льда. Движение льда определяется преимущественно силой растекания и происходит от центральной части к 2
рQет, метров. Есть места. где «вечная мерзлота». Но всегда (за редчайшим исключением) есть глубина, где температура практически постоянна. Летом, вода из этого слоя, будет казаться холодной. 4 В состав минеральной воды «Омская-Г» входят калий, натрий, кальций. магний, йод. хлориды. сульфаты. гидрокарбонаты. Скважина №1-Б на Полетовском участке Омского месторождения минеральных вод. 2.Евразня. Западно-Сибирская равнина. 3. Истоки Иртыша находятся на границе Монголии н Китая. на восточных склонах хребта Монгольский А!ПаЙ 4. Иртыш течет в северо-западном направлении. Впадает в оз. Зайсан, по выходе нз которого называется Белый Иртыш 7. Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое н меньше дождевое; в нижнем теченнн снеговое, дождевое н грунтовое. х.Характер водного режима также существенно изменяется. В верхнем геченнн Вопрос (стр. 28) «Жввяя плвветв» Вечнозеленые жестколистные леса и кустарники сформировались в условиях субтропического климата с прохладной и влажной зимой и жарким сухим детом. Вопросы и звданвя (стр. 249-250) 1 Живя в условиях Крайнего Севера или жаркого юга, растения приспосабливают строение своей древесины, лвстъев. побегов к конкретным условиям. Это дает нм возможность жить при очень низких или, наоборот, при очень высоких температурах почвы нуоздуха, при нзбьпке или недостатке освещения и влаги. 3 В Мнровом океане различают организмы в завнснмостн от глубины н среды обитания. 4 Смена климата. деятельность человека. «Почва как особое плодородное тело» Boпlp
HHH медоносной базы в степи. Воп1р
б П е оч и’ 3 Песчаная, т.к. в ней большой недостаток влаги н нзбьпок воздуха В глинистой наоборот: избыток вяагн.недостаток воздуха Скорость высыхания почвы зависит от её структуры. 4 Добавлять удобрение, давать почве самой восстанавливаться — грубая перепашка под зиму, рыхление почвы для проникновения воздуха глубже. Вопросы и задания для обобщеввя зюший по теме ( стр. 253) лось. глухарь, соболь, куница, росомаха. сойка, кедровка. белка), обитают виды лесостепной н степной зон. 3. По наличию тнпов почв территория Омской областн делится на трн зоны: южная 3 Среда обитания редкого атлантического моржа — Баренцево и Карское моря Взрослая особь может достигать длину 4 метра, а вес может составлять около полутора тонн. Стоит отметнтъ. что к середине ХХ века этот вид бъш почти «Повятве о геогрвфвчеекой оболочке» Вопрос (стр. 254) побережье. 4 Ночной (береговой) бриз имеет обратное направление. Ветер дает туда, где теплее Воп
2. . о 0! . в н н П! . 3. Се а р
·?? ‘б ем е pQ. , л, .одаря э
ення в re графнч кои о олочке 4 1) Гидросфера н атмосфера а) Круговорот воды в природе. б) Например, ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения. переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф. Разные минеральные вещества входят в состав живых организмов. населяющих оболочки Землн. Когда организмы отмирают, нз их остатков образуются осадочные горные породы земной коры а) Водная эрозия (разрушение породы при вымывании минералов потоками воды и при расширении воды в трещинах породы при ее замерзаннн) б) Образование месторождений известняка (известковые скелеты отмерших кораллов, накапливающиеся в массе) 4) Атмосфера и биосфера а)базовая функция — это поглощение растеннямн двуокиси углерода и выделении кислорода, в восстановлении азота, сероводорода и пр .. Вопросы и заданвя (стр. 260) компонентов от экватора к полюсам, что проявляется в зональности. «Првролные зоны Землю) потом — другие переменно-влажные (в том числе муссонные) леса. постоянно влажные леса. области высотной поясности. 2.Растнтельность. 3. Природные зоны хорошо выражены на равнинах Иногда их протяженность отклоняется от широтной. н это может происходить под влиянием разных причин. Например, в центральной части Северной Америки природные зоны ныеют почти меридиональную протяженность. Изменения флоры н фауны с запада на восток под влняннем увлажнения происходят в тех природных зонах, которые тянутся через весь материк, например зона тайги в Евразии. Промышлевнос-гь. сельское хозяйство. 3 Различия в температурах и географическом положении. Сходств не так много. кроме как скудности растнтельности. да н животный мир богатым в обеих зонах не 2. т.к. холодно, то испарение небольшое = осадков больше, чем испаряется = заболоченность. 3. т.к. холодно, то растения приспосабливаются к такому климату: вместо листьев — иголки= тайга — хвойный лес (пихта, есль, сосна, кедр) 4. т.к. это хвойный лес, то деревья — высокие, а значит онн вытягивают нз почвы питательные вещества и почвы становятся не очень плодородными — подзолистые темнохвойных лесов. 5. г.к это хвойный лес = животные приспосабливаются к холодным условиям — шкуры теплые — медведи, лисы, белки 5 Зона тайги богата растнтельнымн ресурсами, так же в этой зоне почвы более подходят для земледелия. чем на севере. На севере климат резкий холодный, что затрудняет жнтъ в этой местности, а в тайге климат «мягче н более благоприятный :У6’1ю
ностн участок земной поверхности, отличающийся других своеобразием природного комплекса, проявляющимся в достаточно четко выраженном внешнем облике. Природный комплекс — территория, однородная по происхождению. истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Целостность природного комплекса обуславливается тем, что изменение одного компонента вызывает изменение других Появляется новый природный комплекс. К примеру. вырубка лесов в умеренных широтах ведет к появлению новой растительности. На месте вырубок становится 2.Заииыает умеренный пояс Евразии. 3. Смешанные лесные массивы формируются в умеренном клнматнческом поясе (умеренно континентальный климат) с четкой сменой сезонов года — сравнительно жарким летом и холодной зимой. Среднегодовое количество осадков здесь обычно достигает 600- 700 мм. При недостаточном испарении наблюдается избыточная влажность и заболоченность местности. 4. Основные древесные породы смешанных лесов — ель европейская, берёза и сосна обыкновенная, широколиственных — липа и дуб; произрастают также осина. ясень. вяз, клён и граб. В Западной Сибири зона продолжается узкой полосой берёэовых и осиновых лесов, отделяющих тайгу от лесостепи. Из животных часто Вопросы (стр. 30) 1 Растущая Луна. 4 лунный день. 2 Зеыля н Луна имеют сходства в рельефе. 3 Что вызывает притяжение Луны ю1 нашей планете? — Притяжение Луны вызывает на нашей планете приливную волну. Что называют отливами и прнлнвамн?
кeaнcffi2meт от аА’ е е р jDl?e, ов при ы , н
Gr; » — Приливная волна тормозит вращение Земли вокруг оси Почему земному наблюдателю Луна и Солнце кажутся одинаковыми? — Луна гораздо ближе к Зеыяе, чем Солнце. Когда происходит солнечное затмение? Солнечные затмения можно наблюдать, когда Земля, Луна и Солнце оказываются на одной линии. «Земля — планета Солвечвсв с.встемьш Вопросы (стр. 32) 1. 21 марта н 23 сентября. Знма в Южном полушарии — нюнь, нюль, август. Лето в Южном полушарии — декабрь, январь, февраль. Токио находится в северном полушарии зима н в Москве н в Токио Мадагаскар находится в южном полушарии, у них лето. смена времен года нз-за вращения вокруг Солнца. 3 Продолжнтельность самого длннного дня составляет 17 часов 38 минут. Самый короткий день — 7 часов 59 мннуг 4 Летом легче найти пнщу, Вопросы и задания для обобшеввя зпаппй по теме (стр. 34) 1 Николай Коперник, Джордано Бруно. Николай Коперник — польский астроном. математик. механик. экономист, каноник эпохн Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира. «Облвк зеивого шарю> Вопрос ( стр. 36) 1. Австралия н Антарктида. Полностью в Южном полушарии — Австралия, Антарктида. Полностью в Северном полушарии — Северная Америка, Евразия. 3 Северная Америка и Южная разделены между собой Панамским каналом. Эти континенты можно считать самостоятельными. Вопросы и зяданвя (стр. 38) 1 Все океаны сообщаются между собой и образуют единый и непрерывный №ровой океан. Крупнейшие на Земле участки сушн называются материками или ковтннентамн. В противоположностъ океанам каждый материк 4 Остров Сахалин, Курильск.не острова, полуостров Камчатка. остров Врангеля. Новоснбнрскне острова, Северная Земля. остров Новая Земля. 5 Африка — Евразия — Австралия — Южная Америка — Северная Америка (более благоприятные клнматы). Во:
Вопрос (стр. 41) А. Круглая тень. отбрасываемая Землей. Б. Экватор делит Землю пополам В. пwm•s
UU 1 Размеры Землю больше, чем размеры планет Земной группы. но меньше чем размер Юпитера Средний радиус Земли равен 6371.032 км Вопросы и звданвя (стр. 43) 1 Я знаю, что Земля — самая большая нз планет земной группы. но она гораздо ::•::’ :б:,
•:а;,:•-с::;: н уболее ;’;’ ,@100 рю
ышшемСо.lliца. Земля О 5 ·,ti.: 20 . р гf
л ·-е о Аф к с з, а.€>:а_ с · п нмерно О л · . ш е н о . 1&-J.e есгитъ @>. ок остн 1′,Ш ло ус показывает все объекты земной поверхности без искажения нх очертаний. Но глобус настолько мал по сравнению с реальными размерами Земли. что на нём можно нзобразнтъ только самые важные географнческне объекты нПараллели
ме идпапь а спая С(‘ТЫ> Вопроьпааl/ ( _,i о l
,@([email protected],юш при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам. Так как земля имеет форму шара, и если двигаться строго на север, то в конечном итоге придешь туда же, только с юга з
т @@Ш 4. . .е е нgе. 2. · . в о. 5. 1 В ст ч е. ?. о чи е ,. rТпа е. Q о «Урок-пракгвкум. Глобус как источник геогряфвческой информации» Задания ( стр. 45) Задания ( стр. 46) 1. Протяженность Южной Америки по экватору приблизительно 3100 км. 2
Sшраана 3. ас то и
п о 2 . . О 4. . . .1 ря ОС ОС , Т 1 ..
— 0 KJ\I. Протяженность Карибского моря с запада на восток составляет прибл. 2250 км. 3700км >2250км => Карибское море меньше по прогяжёвности. чем Средиземное. Задания (стр. 47) 1 В северо-восточном направлении 2 Из Австралии — на север. из Африки — на восток, нз Южной Америки — на северовосток. нз Северной Америки — на юго-восток.
! , в котором он изложил закон всемирного тяготения н трн закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал днфференuнальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил 1iю'»‘ » ,ш·оg. ЩM[[email protected]’W’=’· кrетео IO. т V н 1:н v-0 .и· ·vнОи оивателей ео кн. · т бе. ·он е 1921 года, общественный деятель-гуманист. Автор более 300 научных работ по фнзнке, а также около 150 книг н статей в области истории н философии науки, публицистнкн н др. Он разработал несколько значительных физических теорий. Александр Фридман выдающийся российский н советский математик. физик н геофизик. создатель теории нестационарной Вселенной. Вопl
u Вопросы и заданвя (стр. 61) 1 Волька представил на экзамене взгляды древних людей. Эратосфена особенно прославили 1РУды по математике, астрономии, географии. а так же у него есть успешные труды в философии, музыке, фнлологнн и поэзии, за которые. совреыенниЕI дали ему прозвище Пе
реп. В изобретение способа измерения размера земного шара. Ero описание находится в трактате «Об измерении Землн». 3 Меня больше заинтересовали географические представления древних народов, т.к. я увлекаюсь историей. «Географвческве ОП1.’РЫТПЯ Средневековья» Вопросы и задания (стр. 64) 1. Перец и гвоздика ценились в Европе дороже золота, а также шёлк. Европейцы ГН€\
2. .J. Отправляясь из Константинополя в Новгород . я буду переправляться по рекам Диепор , Нева и другим омывающим здешние землн. В моём корабле будут заморские специи. фрукты. блюда, пряности н всё то, что никогда не видели жители древней Руси. Вопросы и звданвя (стр. 71) 1 «Индия» открьпая Веско да. Геммой расположена. на. материке Евразия (полуостров Индостан), а. Колумбом — на. материке Северная Америка. Америго Веспуччи. 4 Государство в Южной Америке называется — Колумбия 5 Учас-гникн первой кругосветной экспедиции не посетнли Северную Америку. а. также магернкн, которые не были известны — Австралия и Антарктида. 6 Приморское положение. «В повс . как Ю:1. 11ой эеилв» Вопросы и звданвя (стр. 75) 1. Остров Тасмания, Тасманово море. не только консервами — мясо, мед, соки теперь тоже входят в паек метеоролога. Станции обеспечиваются бытовой техникой. на многих нз ннх есть возможность смотреть телевизор. Людн обустраиваются здесь семьями «Нсслеловаввя океввов и впутре-пвпх частей митервков» Вопросы (стр. 77) В. Ерофей Хабаров Г. Владимир Атласов. ограниченной сферой неподвижных эвёзд: по-видимому, сохранялась у него и вера в существование небесных сфер. 3 Исаак Ньютон — английский физик. математик, механик и астроном, одни из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философнв», в котором он изложил закон всемирного тяготения и трн закона механики, ставшие основой классической механики. Вопросы и задания (стр. 81) 1 Вптус Беринг возглавлял экспедицию в Сибирь Александр Гумбольдт внес огромный вклад в изучение Южной Америки. Давид Ливингстон исследовал mнк
А П е. ено- н н и пfre1 2
ь._ я с pQ 3 Давление воды. 4 Проект А ТОК. 5 Расширение торговли и территорий. ьную :;. ;upak3m:
я ничего не знала о прериях Северной Америки. Мы узнали о прериях. Впервые узнали об обитателях прерий. Большего всего удивляет тот факт. что прерии очень сильно изменены человеком. Равнннные территории с изобилием трав и их обитателями. 3 Малое количество влаги 4 При отсугствин компаса стороны горизонта можно определить свепша:1.1: днем — по Солнцу, а ночью — по Полярной звезде 1шн Луне. 5 Основное население прерий обитало в траве. небесным верхний слой почвы — итог: возникают пыльные бури. 9 Растительный покров предохраняет почву от выветривания. Консервация земель — временное исключение земель нз хозяйственного оборота, осуществляемое для предотвращения развития и устранения процессов деградацнн почв, восстановления их плодородия н реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению Вопросы и задания для обобшеввя знаний по теме ( стр. 84) 1. Это тема очень интересна. 2-об
— Нан@. @ООнssелн лв
_нрсс· евен·. 3. й о нр : . : ,: ,Dн,ро а . LJ » !Jc» о воевне 4 Расшнренне торговли. нзучение животного н растительного мнра. колонизация. 5. Должны бьпъ: здоровыми, выносливыми, любознагельнымн, снльнымн, смелыми «Ввугреивее строение Землю) Вопросы (стр. 87) . н
‘· 7m Wм зfiчI е я горн 1 —
с, р. 2.В состав океанической земной коры входит слой осадочных пород н «баэаяьтовый» слой. В состав материковой земной коры входит слой осадочный, «граннтный» н «базальтовый» слоя. Вопросы и задявия (стр. 88) «Горвые породы в их зваченве для человека» Вопросы в задания (стр. 92) 1 Горные породы, которые накапливались на поверхности Земли. называют осадочными (песок. глина, известняк). Горные породы, которые погружаются
Осадочные горные породы бывают обломочными, органическими н хнмическвмн. 4 В Омской области преобладают осадочные горные породы. 5 В нашей местности можно найти только осадочные горные породы (песок. соли. галька, щебень. гравий, глина, известняк, мел). «Урок-пракгвкум. Работа с коллекцией горных пород и мвнервлов» Задания ( стр. 93) 1. Прныераын минералов, нмеющнх метвллнческнй блеск, являются: золото, галенит, молнбд,н=,пш,р= кот=, пл
D» с ,, сбест м, х ,Uк,
:;:[email protected]’ 0но.оооыннсрала. н т ж ь: i. ерд Dол с
шческоrо со , ва известняковых пород является кальцнг еже — аргоннт) с различными примесями. Органическое происхождение. 4. Строительство «Релi
» @@ill Вопро (с . )А о О 1. ав ен е о. »Ш о ьшео ‘ bl ·· е Вопросы и задания (стр. 98) 1. Рельеф-все неровности земной поверхности Наша местность расположена на здания. звннматься сельским хозяйством, прокладывать дорожную сеть. звннматъся промышленвостъю «Звезды и гвлактнкн» Вопl
, сверхгиганте температуры былн бы очень высокнмв . н
llНЫ — ррн р относительно он поверхностью. Вопросы и зяданвя (стр. 101) 1. На дне океанов — сревинно-океаннческие хребты. 5 Равнины. так как здесь намного проще строить здания. заниматься сельским хозяйством. прокладывать дорожную сеть, заниматься промышленностью. Вопросы и задания для обобшеввя зпаппй по теме ( стр. 102) 1 Исследования земных глубин помогут изучнтъ процессы развития земной коры. прогнозировать землетрясения н залежи полезных ископаемых. 4 Везде, где есть население н промышленность — человек влияет на рельеф, это — Сложно выжить без подготовки. На равнине: + Большие возможностн. — Загрязнение окружающей среды (воздух в городах) нМпровой 1.:Р)ТОВОрот ВОДЫ>) Вопросы (стр. 104) 1 За счет испарения. 2 Происходит конденсация. Вода попадет на земную поверхность с атмосферными ледниках медленно тает 6 Круговорот воды не имеет начала и конпа. 7 Может. Например, искусственные водоемы, которые вне водотока н предназначаются для гидростанций. Вопросы и задания (стр. 105) 1. Мировой круговорот воды — процесс перемещения воды в биосфере. Земле всего около 3% пресной воды. а все остальные водные ресурсы не пригодны «Мвровой океив и его части» Вопросы (стр. 107) 1 Окраинные — Северное, Норвежское Внутреннне — Баятнйское, Средиземное. Черное, Каспийское. Северное море является окраинным. а Балтийское — внутреннее. Северное н 6 Острова Корсика. Сардиния, Снцнлня. Великобритания. Ирландия. Исландия. Полуострова Кольский, Скандинавский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский. Пиренейский 7. Значение для людей: благодаря нзрезанностн береговой линии. в Европе всегда имелось много удобных бухт для захода судов. что издавна способствовало развитию мореплавания и торговли Вопросы и задания (стр. 108) и O 1ко
;. @р@ы мы о» анал — з
Го — • ·v0 , , , •• ый 4 3 екни, Мексиканский алив является часть моря или океана
вдается в сушу 2. .
: Бухтарма, Ульба, Уба. Омь; левые — Кыэылсу, Чар, Ишим. Тобол Сходство Озеро как и река питается дождями н подземными водами На них бывают половодья Различия
о UU 1 Океан главный источник поступления влаги в атмосферу. Большой круговорот воды является основой образования вод суши. увлажнения почвы. жизни различных организмов на суше Смыв с сельскохозяйственных угодий хнмнческнх удобрений, а также сброс в них недостаточно очищенных сточных вод и вод тепловых станций. 3 1. Гндосфера. «Атмосфера Землв и её звачевве для человека» Bou
а. С а е а, efgc р. Т . е а.
2. ол ша ро е а О 1 к.,1. а , с е 1
л · 1. 3. Толщина атмосфера равна ЗОООкы. бы метеоры, никогда бы не зародилась та жизнь, которая существует на планете сейчас. Тропосфера. г.к. в ней находится ПО’ПН весь водяной пар н возникают облака. 3 Над городами больше углекислого газа, а над океаном — водяного пара. арктнческнй). 5 Озоновая дыра — локальное падение концентрацнн озона в озоновом слое Землн. В результате отсугствня солнечного излучения, во время полярных ночей. «Погода» Воп
емное небо, сильный ветер). Вопросы и зад:шия (стр. 118) 1. Погодой называют состояние атмосферы в данный момент нлн отрезок времени в Стихи: А. Пушкин (Мороз н Солнце) А. Фет К Бальмонт А. Блок. Картины Левитана н Репина. . ‘.t;л?l:\ зт;;:r
1 Т ермометры устанавливаются резервуарами на восток. причём термометр для определения срочной температуры устанавливается такнм образом. чтобы резервуар его находился на высоте 1,5 метра от поверхности почвы. В случае
виеза форме напоминаюшнй часы только с одной стрелкой. 3 Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду нз осадкомера З..данняlстр.120-121) 1. Пооазанняметеоролоrнческнхnрнбороо 4)Еслнnослезаходаоолнцарось
нетсоесr,мнлнонашеньслабзя. полярных областях 8-1 О км, в умеренных широтах до 10-12 км. на экваторе — 16—18 км. Метеорология — наука, изучающая явления. происходящие в земной атмосфере. Погода — совокупность значений метеорологнческнх элементов н атмосферных явлений. наблюдаемых в определённый момент времени в гой нлн иной точке пространства. 1.Ап.юсфера. Атмосфера начала образовываться вместе с формированнеы Зеылн.
д,[email protected]’W» орода ,Аю р с нI1о о е .
( ф .1’e’3Qe J феру. о. о Мем, . ты а- емлн э- предохраняет or бомбарднровкн метеоритов. Озоновый слой задерживает вредные космнческне излучения Атмосфера — это мир звуков 3 Загрязнения в основном получаются в виде побочных продуктов нлн отходов прн добыче, переработке и использовании ресурсов, а также могут представлять собой одну из форм вредных выбросов энергии, например. избыточного тепла, шума н радиацнн. Большинство естественных заrрязненнй (например, извержение вулкана. сжигание угля) рассеиваются по обширной геррнторнн. н их концентрация. «Биосфера — живая оболочка Землв» Вопросы и задания (стр. 127) 1. Для существования живых организмам необхоцнмы свет, тепло, вода и в некоторых широтах. 4 Человек неотъемлемая часть биосферы. Он создает новые виды животных. н непосредственно является ее частью. Люди нспытываюг влияние на природу всемн живыми органнзмамн Задания для работы на местности ( стр. 128) 1. Опнсанне№l. Дата 30 мая 2015г Площадь участка: 1 га Географическое положение: Южная часть Западно-Сибирской равнины. Общий характер рельефа: равнинный Микрорельеф: овраг, холм. Поверхностная горная порода: осадочная Условия увлажнения н глубина залегания грунтовых вод: 3-5 метров. Дождевое н п/п Травы Багульник болотный. багун душистый. хлоповая трава, болотная одурь. Кустарники до 2.5 I Малина, сирень, шнповнвк Деревья Более 5 I береза. сосна. кедр. ель, пихта, осина. 2
Ш 4 Болотные растения. 5 Т емперагура +8°С. цвет светлый. запах естественного происхождения. прозрачность 5-6 см. 6 В Иртыше обитают представители осетровых ( сибирский осётр. стерлядь). сиговых (нельма. муксун. ряпушка сибирская). карповых (язь, карп, лещ. плотва. краснопёрка. елец. серебряный и золотой карась н др.), щуковых (щука), окуневых (окунь, судак. ёрш), налнмовых (налим). 7. Река Иртыш сильно обмелела. Росшим когда-то по берегам реки черным тополям нз-за этого не хватает влаги и они погибают. Значительно сократились запасы пресной воды. Происходит их загрязнение. В регионе остро стоит проблема с химическое, физическое и биологическое. Проводимые исследования по вопросу загрязнения вод Иртыша показывают наличие в них фенола, соединения железа. медь. цинк. марганец. Сильно загрязнены н притоки Иртыша- Омь, Тара, Ишнм Деятельность человека. связанная с хозяйственной нли бьповой необходимостью. Очистительные сооружения не возводятся. Не следует забывать н о последствиях ядерных взрывов. Система контроля радиационного полностью отсутствует Существуют н другие источники влияющне на среду обитания в районе реки Иртыш. бьповых отходов. золоотвалы. очистные сооружения н др. На юго-востоке города сосредоточены такие крупные промышленные предпрнятня, как завод имени Баранова, объединение «Полет», ОАО «Омскшина», завод нм. К Маркса н др. Создание заповедников и заказников. Меропрнятня по охране объектов расппельного н животного мира н среды их обитания. Вопросы и задания для обобш . uия званий по Т(‘Ме (стр. 134) 1 Человек. конечно, использовал природу н на ранних стадиях. вот только тогда он оказывал на нее совсем иное влияние. Тогда он зависел от нее — от естественного отбора, сейчас же, человек стал полностью обособленным от природы, социально развитым существом. которое само решает чему быть, а чему нет. То есть человек. «Вращевве Землв и его следствию) Вопросы (стр. 136) 1 А 22 нюня Б. 22 декабря Г.Лето 3 Вращение Землн вокруг Солнца. 4 На всех планетах Солнечной системы возможна смена времён года. кроме Меркурия. Венеры н Юпитера Вопросы и заданвя (стр. 20) 1 Я знаю, что звезды отличаются по внешним признакам (цвет, светимость. размеры). Млечный Путь — гапактнка, в которой находятся Земля, Солнечная система н все отдельные эвёэды, видимые невооружённым глазом. Относится к спиральным 4 С помощью них мы узнаем погоду. в морях моряки узнают свое направление. Солнце — это н есть самая огромная звезда во Вселенной. она освещает н показывает нам день н ночь (Земля же поворачивается). 5 Они оказывают влияние на природу нашей планеты. Зима в Омске характеризуется устойчивой морозной погодой. оттепели случаются редко. Осацки выпадают, как правило, в внде снега. Весна наступает в третьей декаде апреля. Лето характеризуется тёплой или жаркой погодой с большим дин «Географвческве коерлвввты» 3. Сидней- 34°ю.ш., Дели — 30° с.ш.. Мурманск- 69° с.ш Вопросы (стр. 141) Вопросы и звданвя (стр. 142) 1. Географическая широта показывает расстояние от экватора до заданной точкн. выраженное в градусах. Географическая широта бывает северной и южной. Географическая долгота — угол, отсчитываемый от нулевого меридиана. от 0° до з. Атлантический океан. рядом с Африкой 4. Может. Например, равнины и реки, тело под землей и над землей. s. Не хватает географической широты. б. Омск расположен в северном н восточном полушариях Вопросы и задания для обобшеввя званий по теме ( стр. 146) 1 Для ориентирования. 2. У экватора — Камлала, Кнто, Лнбревнль. У полярных кругов — Салехард. 4 1. г. Эверест (Джомолунгма) 2. Ниагарский водопад 3.г. Аконгуа. «Плав местности» Воп
Л5u «Соявечвяя евстеии» Вопрос (стр. 21) l
ООыстро вращающаяся вокруг своей осн — Юпитер, самая кчемнтельная» — Венера, самое большое количество спутников — Сатурн. Использование масштаба. 4 Наша семья любит путешествовать. Мы предпочитаем путешествовать на машине. Так мы можем осмотреть города н сёла, через которые проходит путь. остановиться где угодно, полюбоваться местным пейзажем. К загородным Мы планируем посмотреть скалу Окжепес — место, где нашёл свое прнстаннще храбрый слон, носивший на своей спине могучего богатыря Жек-Батыра. Хочу из уст экскурсовода послушать легенды о названии Боровом. Посетить Национальный парк «Бурабай», полюбоватъся молчаливыми горами, послушать шум старых сосен. Своими глазами ещё раз увидеть ) березовую рощу, получившую это название за прнчудлнво изогнутые стволы деревьев. Обязательно искупаться в чистых водах «Орвевгвровавве по плану и ю1 иествоств» Вопросы (сгр. 155) нМвогообразве карг» Вопрос (стр. 162) Карты природы — экоио. шческм и физическая. Социально-экономические карты — 3. Водные объекты (реки, озера) Вопросы и звданвя (стр. 164) 1 Подробность изображения на карте зависит от масштаба 2 Нет, т.к. для изображения полушарий используют мелкомасштабные карты. Карты природы — физическая карта мира, клнматнческне пояса н области. Разномасштабные карты — физическая карта мира и карта города (если есть в атласе). Разные карты по обхвату территории — физическая карта мира н карта Северного Ледовитого океана «Урок-пракгвкум. Работа с картой» Задание (стр. 165) з Q ·1 6. Щ,. fл , , .. :’• ек с ,:JJ,: ру о ‘(J с х: а с , соко ,
Источник