Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны

Правовой режим открытого моря

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

  1. свободу судоходства;
  2. свободу рыболовства;
  3. свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  4. свободу полетов над открытым морем;
  5. свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.

Читайте также:  Высота озерска над уровнем моря

Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море.

Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями.

Источник

9. Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны

На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону моря от берега, Конвенция ООН по морскому праву распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю. В этих морских пространствах все государства на основе равенства пользуются с учетом других положений Конвенции такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований. В отношении свободы научных исследований и прокладки кабелей и трубопроводов предусмотрены небольшие исключения, относящиеся только к районам континентального шельфа прибрежных государств, выходящим за пределы 200 морских миль. Эти исключения предусматривают, что определение трасс для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе прибрежного государства, равно как и проведение научных исследований в тех районах шельфа, где ведутся или будут проводиться прибрежным государством операции по разработке или детальной разведке природных ресурсов, могут иметь место с согласия прибрежного государства. За пределами исключительной экономической зоны и за внешней границей континентального шельфа в тех случаях, когда его ширина более 200 морских миль, Конвенцией вводится новая свобода — возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом (п. 1 d ст. 87). Слова «допускаемые международным правом» означают, в частности, запрещение возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения, поскольку такие действия несовместимы с Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г. Конвенция содержит и некоторые другие новеллы, дополняющие традиционно существующий в открытом море правопорядок. Так, она запрещает вещание в нарушение международных правил радио или телевизионных программ с судна или установки, предназначенных для приема населением. Лица и суда, занимающиеся несанкционированным вещанием, могут быть арестованы и привлечены к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является обвиняемое лицо; любого государства, где могут приниматься передачи. Указанный запрет включает также исключительную экономическую зону. Существенное внимание Конвенция уделила вопросам сохранения живых ресурсов в водах открытого моря, в которых сохранен принцип свободы рыболовства, осуществляемой здесь с учетом договорных обязательств государств, а также предусмотренных Конвенцией прав, обязанностей и интересов прибрежных государств. В соответствии с Конвенцией все государства должны принимать в отношении своих граждан такие меры, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря. Государства должны также в этих же целях сотрудничать друг с другом непосредственно или в рамках субрегиональных или региональных организаций по рыболовству. Еще в ходе работы III Конференции ООН по морскому праву стали возникать такого рода организации, уставы которых учитывали новую правовую ситуацию в области рыболовства. Так, с 1979 года действует Организация по рыболовству в Северо-Западной Атлантике, а в 1980 году была создана аналогичная организация для Северо-Восточной Атлантики. Продолжает действовать с 1969 года, но с учетом введения экономических зон, Международная комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике. Районы деятельности этих организаций охватывают как исключительные экономические зоны, так и воды открытого моря за их пределами. Но принимаемые ими рекомендации по регулированию рыболовства и сохранению рыбных ресурсов в исключительных экономических зонах могут осуществляться только с согласия соответствующих прибрежных государств. Государствами приняты также меры по урегулированию промысла отдельных ценных видов рыб. Конвенция 1982 года содержит, в частности, специальные правила о промысле и сохранении лососевых (анадромных) видов. Промысел лососевых разрешается только в исключительных экономических зонах, а за их внешней границей — лишь в исключительных случаях и по достижении соглашения с государством происхождения лососевых рыб, то есть с государством, в реках которого нерестятся эти рыбы. В дальневосточных реках России нерестятся, как известно, многие виды лососевых. С учетом принципа взаимности Россия разрешает на основе ежегодных договоренностей, зафиксированных в протоколах, японским рыбакам вести промысел лососевых, нерестящихся в российских реках, в северо-западной части Тихого океана, но в границах определенных участков моря и при соблюдении установленных квот.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

9. Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны

На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону моря от берега, Конвенция ООН по морскому праву распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю. В этих морских пространствах все государства на основе равенства пользуются с учетом других положений Конвенции такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований. В отношении свободы научных исследований и прокладки кабелей и трубопроводов предусмотрены небольшие исключения, относящиеся только к районам континентального шельфа прибрежных государств, выходящим за пределы 200 морских миль. Эти исключения предусматривают, что определение трасс для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе прибрежного государства, равно как и проведение научных исследований в тех районах шельфа, где ведутся или будут проводиться прибрежным государством операции по разработке или детальной разведке природных ресурсов, могут иметь место с согласия прибрежного государства. За пределами исключительной экономической зоны и за внешней границей континентального шельфа в тех случаях, когда его ширина более 200 морских миль, Конвенцией вводится новая свобода — возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом (п. 1 d ст. 87). Слова «допускаемые международным правом» означают, в частности, запрещение возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения, поскольку такие действия несовместимы с Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г. Конвенция содержит и некоторые другие новеллы, дополняющие традиционно существующий в открытом море правопорядок. Так, она запрещает вещание в нарушение международных правил радио или телевизионных программ с судна или установки, предназначенных для приема населением. Лица и суда, занимающиеся несанкционированным вещанием, могут быть арестованы и привлечены к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является обвиняемое лицо; любого государства, где могут приниматься передачи. Указанный запрет включает также исключительную экономическую зону. Существенное внимание Конвенция уделила вопросам сохранения живых ресурсов в водах открытого моря, в которых сохранен принцип свободы рыболовства, осуществляемой здесь с учетом договорных обязательств государств, а также предусмотренных Конвенцией прав, обязанностей и интересов прибрежных государств. В соответствии с Конвенцией все государства должны принимать в отношении своих граждан такие меры, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря. Государства должны также в этих же целях сотрудничать друг с другом непосредственно или в рамках субрегиональных или региональных организаций по рыболовству. Еще в ходе работы III Конференции ООН по морскому праву стали возникать такого рода организации, уставы которых учитывали новую правовую ситуацию в области рыболовства. Так, с 1979 года действует Организация по рыболовству в Северо-Западной Атлантике, а в 1980 году была создана аналогичная организация для Северо-Восточной Атлантики. Продолжает действовать с 1969 года, но с учетом введения экономических зон, Международная комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике. Районы деятельности этих организаций охватывают как исключительные экономические зоны, так и воды открытого моря за их пределами. Но принимаемые ими рекомендации по регулированию рыболовства и сохранению рыбных ресурсов в исключительных экономических зонах могут осуществляться только с согласия соответствующих прибрежных государств. Государствами приняты также меры по урегулированию промысла отдельных ценных видов рыб. Конвенция 1982 года содержит, в частности, специальные правила о промысле и сохранении лососевых (анадромных) видов. Промысел лососевых разрешается только в исключительных экономических зонах, а за их внешней границей — лишь в исключительных случаях и по достижении соглашения с государством происхождения лососевых рыб, то есть с государством, в реках которого нерестятся эти рыбы. В дальневосточных реках России нерестятся, как известно, многие виды лососевых. С учетом принципа взаимности Россия разрешает на основе ежегодных договоренностей, зафиксированных в протоколах, японским рыбакам вести промысел лососевых, нерестящихся в российских реках, в северо-западной части Тихого океана, но в границах определенных участков моря и при соблюдении установленных квот.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны

На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону моря от берега, Конвенция ООН по морскому праву распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю. В этих морских пространствах все государства на основе равенства пользуются с учетом других положений Конвенции такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований.

В отношении свободы научных исследований и прокладки кабелей и трубопроводов предусмотрены небольшие исключения, относящиеся только к районам континентального шельфа прибрежных государств, выходящим за пределы 200 морских миль. Эти исключения предусматривают, что определение трасс для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе прибрежного государства, равно как и проведение научных исследований в тех районах шельфа, где ведутся или будут проводиться прибрежным государством операции по разработке или детальной разведке природных ресурсов, могут иметь место с согласия прибрежного государства.

За пределами исключительной экономической зоны и за внешней границей континентального шельфа в тех случаях, когда его ширина более 200 морских миль, Конвенцией вводится новая свобода — возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом (п. 1 d ст. 87). Слова «допускаемые международным правом» означают, в частности, запрещение возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения, поскольку такие действия несовместимы с Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.

Конвенция содержит и некоторые другие новеллы, дополняющие традиционно существующий в открытом море правопорядок. Так, она запрещает вещание в нарушение международных правил радио или телевизионных программ с судна или установки, предназначенных для приема населением. Лица и суда, занимающиеся несанкционированным вещанием, могут быть арестованы и привлечены к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является обвиняемое лицо; любого государства, где могут приниматься передачи. Указанный запрет включает также исключительную экономическую зону.

Существенное внимание Конвенция уделила вопросам сохранения живых ресурсов в водах открытого моря, в которых сохранен принцип свободы рыболовства, осуществляемой здесь с учетом договорных обязательств государств, а также предусмотренных Конвенцией прав, обязанностей и интересов прибрежных государств. В соответствии с Конвенцией все государства должны принимать в отношении своих граждан такие меры, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря. Государства должны также в этих же целях сотрудничать друг с другом непосредственно или в рамках субрегиональных или региональных организаций по рыболовству.

Еще в ходе работы III Конференции ООН по морскому праву стали возникать такого рода организации, уставы которых учитывали новую правовую ситуацию в области рыболовства. Так, с 1979 года действует Организация по рыболовству в Северо-Западной Атлантике, а в 1980 году была создана аналогичная организация для Северо-Восточной Атлантики. Продолжает действовать с 1969 года, но с учетом введения экономических зон, Международная комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике.

Районы деятельности этих организаций охватывают как исключительные экономические зоны, так и воды открытого моря за их пределами. Но принимаемые ими рекомендации по регулированию рыболовства и сохранению рыбных ресурсов в исключительных экономических зонах могут осуществляться только с согласия соответствующих прибрежных государств.

Государствами приняты также меры по урегулированию промысла отдельных ценных видов рыб. Конвенция 1982 года содержит, в частности, специальные правила о промысле и сохранении лососевых (анадромных) видов. Промысел лососевых разрешается только в исключительных экономических зонах, а за их внешней границей — лишь в исключительных случаях и по достижении соглашения с государством происхождения лососевых рыб, то есть с государством, в реках которого нерестятся эти рыбы. В дальневосточных реках России нерестятся, как известно, многие виды лососевых. С учетом принципа взаимности Россия разрешает на основе ежегодных договоренностей, зафиксированных в протоколах, японским рыбакам вести промысел лососевых, нерестящихся в российских реках, в северо-западной части Тихого океана, но в границах определенных участков моря и при соблюдении установленных квот.

Источник

Оцените статью