Чесменское сражение (5-7 июля 1770 года) – морская битва в рамках русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Сражение знаменательно тем, что оно внесло перелом в ход войны, а также привело к тому, что русский флот полностью уничтожил значительно превосходящий его турецкий флот. Сегодня поговорим о событиях войны 1768-1774 годов, а также рассмотрим, что в Чесменском сражении сегодня восхваляют историки.
Предпосылки военного конфликта
В 18 веке армия Османской империи входила в число сильнейших в мире. Прославленные янычары своей жестокостью наводили ужас на противников. Под турецким игом изнывали народы ряда балканских, африканских и причерноморских стран. В акватории Восточного Средиземноморья, Черного и Азовского морей господствовал турецкий флот. Российских кораблей в этих морях не было. На севере черноморского побережья (в Крыму и Приазовье) располагались мощные османские крепости, надёжно запирающие устья крупных рек для прохода русских кораблей. Этот плацдарм служил трамплином для постоянных набегов на русские земли турок и крымских татар.
К 1768-му году неизбежность войны между Российской и Турецкой империями обуславливалась следующими причинами:
обострением конфликтной ситуации в Причерноморье и Приазовье;
турецким недовольством действиями России в Польше;
подстрекательством Порты Австрийским и Французским правительствами;
важностью для успешного развития экономики российского государства свободного выхода в акваторию Чёрного моря.
Война получилась продолжительной и кровопролитной, но одной из ее важнейших морских битв стало Чесменское сражение 1770 года. Оно проходило в Чесменской бухте Эгейского моря у побережья Малой Азии с 5 по 7 июля 1770 г.
Турки обладали перевесом в 2 раза в количестве кораблей, пушек и людей. Кроме того неприятель был в более выгодной позиции. Их корабли располагались, так что был исключен возможность охвата или выхода противника в тыл. Достигалось это тем, что оба фланга турецкого флота упирались в берег. В передовой первой линии находилось 9 линкоров, во второй – 6 и 4 фрегата. Интервалы между кораблями составляли всего до 200 метров.
На берегу располагался укреплённый лагерь, служащий для пополнения флотом запасов боеприпасов и продовольствия. Руководство боевыми действиями осуществлялось адмиралом Гассан-беем, державшим вымпел на флагманском корабле «Реал-Мустафа» и командующим османским флотом Ибрагим Хусамеддин-пашой, наблюдавшим за развитием событий с берега.
Ход сражения
Карта Чесменского морского сражения
Первая часть Чесменской битвы
Ранним утром 5 июля 1770 года начался первый этап Чесменского сражения в Хиоском проливе. Когда между противниками осталось меньше 200 метров, турецкие суда начали обстрел. В основном огонь приходился по такелажу, с целью максимального затруднения маневров. Русский флот, продолжал движение на сближение с врагом. Ответный огонь не открывали, поскольку у русских кораблей находилось значительное число пушек малых калибров. Им было выгодно ведение ближнего боя. Кроме того малые дистанции между сторонами лишали крупные турецкие корабли возможности ведения прицельного огня.
Первым огонь по турецкому флоту начал линейный русский корабль «Европа» под командой капитана Клокачёва Федота Алексеевича (будущий командующий Черноморским флотом), сумевший подойти к передовым вражеским кораблям на 50 м. Близость скал вынудила судно повернуть и вперёд вырвался русский флагман «Евстафий», на который обрушился шквальный огонь с нескольких османских судов.
«Евстафий», приблизившийся вплотную к турецким позициям, развернул «оружейный» борти и начал обстрел турецкого флагмана «Реал-Мустафа». В течение часа битва стала повсеместной.
Особенно меткой стрельбой отличился линкор «Три Святителя», нанёсший турецким судам значительные повреждения. Но ответными вражескими залпами перебило брасы и парусник стало сносить по центру расположения неприятеля, прямо в промежуток боевых линий.
В центре битвы продолжался ожесточенный бой двух флагманов. Ядра «Евстафия» прошивали насквозь оба борта османского флагмана, оба экипажа вели интенсивную перестрелку из ружей и пистолетов. Оба корабля получили сильные повреждения. После того как корабли сошлись бортами, русские моряки бросились на абордаж. Турки, не выдержав яростной атаки, стали прыгать в воду. Выбросившийся за борт турецкий адмирал спасся на одной из шлюпок.
Неожиданно турецкий корабль охватило пламя, огонь, перекинувшийся и на русский корабль, добрался до порохового погреба. В результате взрыва оба флагмана затонули. Но адмирал Спиридов спасся и перешел на «Три Святителя», подняв на нём свой флаг.
Постепенно сражение затихало, деморализованные турки ретировались в бухту. Высокие берега и артиллерийские батареи на входе в Чесму, делали, по мнению турок, её неприступной для российского флота.
Подготовка к продолжению сражения
Вечером русское командование провело военный совет, на котором подвели дневные итоги и разработали план дальнейших действий. Разведка зафиксировала большую скученность турецких судов из-за небольших размеров бухты, и что большинство кораблей получили значительные повреждения, а их экипажи деморализованы. Совет принял решение не дать врагу возможности оправиться, и нанести удар по нему непосредственно в Чесме.
Из-за узости входного горла Чесмы, в Чесменской битве решили задействовать только группу из 4 линкоров и 2 фрегатов. Задачей первых было ведение огня по вражеским судам. Для большей эффективности стрельбы планировалось подойти к противнику на расстояние, позволяющее вести стрельбу с нижнего и верхнего дека. Фрегаты должны были подавить огонь береговых батарей. Совместные действия такого отряда, должны были отвлечь внимание врага на себя, после чего должна была последовать атака брандеров – небольших судов с грузом взрывчатки и легко воспламеняющих веществ, которые при столкновении с судами противника должны были их поджечь и уничтожить в результате взрыва. Для этого чрезвычайно опасного дела были задействованы наполненные порохом и смолой парусные шхуны, команды которых состояли только из добровольцев. К вечеру следующего дня все было готово для начала атаки.
Турки, считая позиции Чесмы неприступными, и не допуская возможность атаки русского флота, сразу же после прошедшего ожесточенного сражения, отказались от выхода в открытое море, с целью оторваться от преследования. Вместо этого они в спешке занялись усилением своей обороны, с этой целью перебросив на береговые батареи пушки, снятые с части кораблей.
Заключительный этап
Русские корабли, встав перед входом в бухту, перекрыли выход из Чесмы, а выдвинувшийся вперёд «Гром» начал вести стрельбу с дальней дистанции.
В полночь русский флот получил приказ о начале атаки (заключительной стадии Чесменского сражения), после чего отряд снялся с якоря и двинулся в бухту. Вскоре их заметили, на береговых батареях и турецких кораблях объявили тревогу, и начался обстрел.
Несмотря на шквальный огонь противника, русские линейные корабли, прорвавшись в бухту и миновав береговые батареи противника, вступили в бой с турецкими судами. Фрегаты, остановившись у входа в бухту, начали обстрел береговых батарей. Так начался ночной бой. Подойдя к врагу на 200 метров, русские корабли открыли ураганный огонь, выбирая наиболее крупные цели. Дождь русских ядер обрушился на османский флот, отчего на одном из кораблей начался пожар, который привёл к взрыву порохового погреба. После последовавшего взрыва, горящие обломки разлетелись в разные стороны, поджигая другие суда. Стоявшие кучно корабли стали загораться от горящих обломков. Началась паника. Обезумевшие моряки, спасаясь, прыгали в воду. Через несколько часов взорвались ещё 2 линейных корабля турок. В наступление пошли русские брандеры. Но из 4 брандеров прорваться сумел только один, лейтенанта Дмитрия Ильина. Сблизившись с большим вражеским линейным кораблём, русский экипаж поджёг брандер и пересел на шлюпку. Огромный турецкий корабль, после столкновения с брандером, загорелся, что усилило пожары и взрывы на османских кораблях. Вся бухта превратилась в море огня. Спасшиеся турецкие матросы плыли к берегу. Сопротивление турок полностью прекратилось. Наступившим утром взорвался последний вражеский корабль. Крепостной гарнизон и уцелевшие турецкие экипажи убежали в Смирну. Разгром был полным.
Итоги Чесменского сражения
Потери турецкого флота:
15 линкоров;
фрегатов;
все малые боевые и вспомогательные суда;
1 линейный корабль и 5 галер были захвачены русским флотом;
более 11 тысяч погибших человек.
То есть произошло полное уничтожение османского флота.
Русская армия в Чесменском сражении (с учетом битвы в Хиосском) понесла следующие потери:
1 линейный корабль
4 брандера;
554 погибших и 40 раненных.
В Чесменской битве в полной мере проявился талант адмирала Спиридова как флотоводца и мастерство командования всеми судами. Несмотря на двойной перевес турецкой армии в пушках и людях, османский флот был полностью уничтожен. Победу обеспечило:
На протяжении всего сражения русская армия владела инициативой;
Ведение боевых действий с предельным сближением к противнику;
Умелое маневрирование и максимальное использование всех корабельных орудий;
высокие боевые и моральные качества флотских экипажей;
не предоставление врагу времени на восстановление сил;
сочетание артиллерийских ударов с использованием брандеров и абордажных атак.
Историческое значение
Историческое значение победы при Чесме заключалось в следующем:
изменение стратегической ситуации в войне в пользу России;
ослабление военной мощи Турции;
установление полного контроля русского флота над акваторией Эгейского моря;
блокаде пролива Дарданеллы;
создание возможности возрождения и нового строительства русского флота на Азовском и Черном морях;
показала всему миру героизм и высокие моральные качества русских моряков;
высокой оценки действий русского флота ведущими морскими державами.
Победа при Чесме и её герои прославлены в произведениях лучших русских поэтах того времени: Державина, Хераскова, Майкова, ею восторгался Вольтер. Моменты битвы отражены в полотнах знаменитых отечественных и зарубежных художников. В театрах шли посвящённые славной победе спектакли, и был поставлен балет.
По указу Екатерины 2 в память о победе в Чесменском сражении произошло создание:
мемориального Чесменского зала в Петергофе;
возведение Чесменского обелиска в Гатчине и одноименной колонны в Царском Селе;
постройка в Санкт-Петербурге Чесменского дворца и Чесменской церкви;
золотые и серебряные медали для награждения участников битвы.
Победители удостоились следующих наград по императорскому указу:
Спиридов высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного;
контр-адмирал Грейг — Св. Георгия 2 степени, дававшему право на получение русского потомственного дворянства;
Орлов – Св. Георгия 1 степени, права добавления к своей фамилии «Чесменский» и чина генерал-аншеф;
капитаны Клокачёв и Хметевский – Св. Георгия 3 степени;
ряд офицеров и командиры всех брандеров – Св. Георгия 4 степени;
все участники сражения – памятные медали и монеты.
С 2012 года в России 7 июля стал днем воинской славы, а одна из белых полос, украшающих синие воротнички формы старшин и матросов российского ВМФ является символом победы в Чесменской бухте.
Источник
Энциклопедия
Чесменское сражение 1770 г. – морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русскими и турецкими флотами. Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Оно делится на два этапа: первый этап – бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля); второй –уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Художник В. Эриксен
После начала Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Россия решила отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от действий на Черном море. В 1769 г. из Кронштадта в Средиземное море были направлены две эскадры [1] адмирала Г.А. Спиридова и контр-адмирала Д. Эльфинстона. Все морские и десантные силы в Средиземном море возглавлял граф А.Г. Орлов.
В конце июня 1770 г. объединенная русская эскадра обнаружила турецкий флот на рейде Чесменской бухты. В ее составе было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий. Турецкий флот, которым командовал капудан-паша [2] Ибрагим Хусамеддин-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.
Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось 10 линейных кораблей, во второй – 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.
Адмирал Г.А. Спиридов. Неизвестный художник Первая половина XIX в.
Правильно оценив обстановку и слабые стороны боевого построения турецкого флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии.
После уничтожения кораблей первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. В этом проявилось новаторство Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику. Такое построение было связано с риском, т.к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню артиллерии турецких кораблей. Расчет Спиридова был построен на быстроте сближения.
Утром 24 июня (5 июля) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним – «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю.
Около полудня турецкие корабли открыли огонь по русским кораблям. Спиридов приказал атаковать флагманский корабль турок «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» турецкий корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий». С гибелью турецкого флагманского корабля управление неприятельским флотом было нарушено. Вот что записано в журнале флагманского корабля «Три иерарха»: «Проходя мы близко неприятельского флота, стали палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг» [3] . Под сильным артиллерийским огнем кораблей эскадры Спиридова турецкий флот в беспорядке отступил в Чесменскую бухту. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским.
В сражении русские матросы проявили исключительный героизм и мужество. Так, например, во время абордажного боя «Евстафия» и «Реал-Мустафы» один из матросов хотел захватить турецкий флаг, но ему при этом прострелило руку, когда же он протянул другую руку, то ему была нанесена рана клинком. Тогда он, вцепился зубами в полотнище флага.
На следующий день был созван военный совет под председательством главнокомандующего А.Г. Орлова, в котором участвовали Г.А. Спиридов, С.К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю.В. Долгоруков, И.А. Ганнибал и другие командиры. Орловым и Спиридовым было решено, используя ночной бриз, дувший с моря на берег, сжечь турецкий флот в Чесменской бухте. В воспоминаниях Г. А. Спиридова об этом сказано так: «Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которыми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспозицию для сожжения всего турецкого флота» [4] . Был создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, непрерывно метать бомбы в турецкие корабли, что и было исполнено [5] . Одновременно начали готовить четыре брандера [6] .
Эпизод морского боя. Художник Якоб Филипп Гелерт. Картина написана художником в 1771 году как часть общей работы, посвященной Чесменскому сражению
В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Линейные корабли «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня», образовали линию с севера на юг, вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу. Вскоре взорвался первый турецкий корабль. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте. После взрыва второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только один под командованием лейтенанта Д.С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.
К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов; лишь один линейный корабль «Родос» с 5 галерами захвачен в плен; погибло 10–11тыс. человек. Русский флот потерь в кораблях не имел; погибло 11 человек [7] .
Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии: «Вода смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать» [8] .
Весть о славной победе флота Российского вскоре достигла Петербурга. Екатерина II писала графу Орлову: «Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; безпристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои» [9] .
Императрица щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й ст., 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й ст.
Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии – «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.
Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.
По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнуты Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота.
В июле 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля – Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села. Установлена в 1776 г. по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Материал подготовлен в Научно-исследовательском институте военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации
_________________________________________
[1]В последующие годы в Средиземное море были направлены еще три эскадры. Эта экспедиция позднее получила название первой Архипелагской.
[2]Капудан-паша – титул командующего флотом Османской империи.
[3]Соколов А. Архипелагские кампании // Записки гидрографического департамента Морского министерства. 1849. Ч. 7. С. 290.
[4]Цит. по.: Дмитриев С.С. Чесменская победа. М., 1945. С. 33.
[5]Собственноручный журнал капитан-командора С. К. Грейга (в Чесменском походе) // Морской сборник. 1849. Т. 2. С. 805.
[6]Брандер – небольшое судно, наполненное легковоспламеняющимися веществами и предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Он имел абордажные крючья для сцепления с кораблем противника.
[7]Веселаго Ф. Краткая история русского флота. М., 1939. С. 99.
[8]Цит. по: Морской сборник, 1855. № 6. С. 332.
[9]Цит. по: Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 1. СПб., 1867. С. 40.