Грейхаунд (США, Китай, Канада, 2020)
«Грейхаунд» (англ. Greyhound) — военная драма 2020 года Аарона Шнайдера, посвящённая североатлантическим конвоям и их охранению в самый драматичный период Битвы за Атлантику. В центре сюжета эскадренный миноносец USS Greyhound, флагман боевого охранения конвоя. Основная сюжетная линия — борьба конвоя с группой немецких подводных лодок — волчьей стаей. Основная сцена — боевой мостик и палубы эсминца. В главной роли капитана эсминца Том Хэнкс. Основан на сильно изменённом сюжете романа Сесила Скотта Форестера.
Февраль 1942 года, Северная Атлантика. Морской конвой с войсками и грузами для союзников под патрулированием ВВС США направляется в порт Ливерпуля. Войдя в недосягаемый для авиации сектор, известный как «чёрная яма», судна подвергаются нападению группы немецких подлодок. Капитану головного эсминца «Грейхаунд» Эрнсту Краузе, до этого не принимавшему участия в военных действиях, приходится руководить обороной и отбиваться от так называемой «волчьей стаи».
Фильм «Грейхаунд» (2020) смотреть онлайн бесплатно:
Альтернативный источник фильма «Грейхаунд» (2020) 4К:
Отличный военно-морской фильм без лишней лирики.
По мере того как военные фильмы становятся всё более масштабными и изощренными, зрителей удивить всё тяжелее. Кажется, точка была поставлена с «Дюнкерком», дарующим невероятный эффект присутствия. «Грейхаунд» – очередной фильм на тему Второй Мировой, который, как ни странно, на реальных событиях не основан; в первую очередь это экранизация романа 1955 года под названием «Добрый пастырь». Тем не менее, вполне можно представить, что события, демонстрируемые в фильме, могли иметь место. При этом «Грейхаунд», будучи проектом минималистским, в противовес другим, более героическим военным кинокартинам, довольно интересно трактует войну, пускай вслух это не произносят: в представлении моряков, война – это работа, которую надо выполнить.
А с учетом того, что в написании сценария принял участие Том наш Хэнкс, хорошо разбирающийся в теме как по «Спасению рядового Райана», так и по сериалу «Тихий океан», опасные (и такие банальные!) военные действия в Атлантического океане превращаются в исследование характера человека на фоне постоянно меняющего стрессового окружения.
Том Хэнкс играет капитана Эрнеста Краузе, который после многих лет службы на ВМФ США получает в распоряжение эсминец. Корабль «Грейхаунд» неказист, а первым боевым заданием капитана в качестве командира является сопровождение конвоя из трех дюжин гражданских судов через Атлантику. Скучно? Немецкие подводные лодки так не думают.
Сценарий выжимает максимум из сути ситуации. Собственно, весь фильм посвящен вышеупомянутой операции – испытанию и адскому путешествию. Атмосфера почти полностью погружает зрителей в мир войны (ближайшее сравнение – боевые эпизоды из «Дюнкерка»). Это не «Чудо на Гудзоне» на эсминце, как сперва можно подумать; «Грейхаунд», как ни странно, имеет минимальную прелюдию, убирает в сторону голливудские сопли и рассказывает простую и понятную историю.
По большей части «Грейхаунд» представляет собой исследование характера сурового, справедливого, верующего и напуганного до чертиков капитана Краузе. Другие люди, находящиеся в его круге общения на корабле, особой роли в повествовании не играют. По большей части сценарий – портрет капитана, борющегося с неуверенностью в себе и со страхом войны. С того момента как судно «Грейхаунд» впервые сталкивается с врагом, люди на борту становятся единой командой, и у Краузе сложная задача их возглавить и завоевать доверие.
Понятное дело, что представление Хэнкса о капитане Краузе ограничивается глубокого принципиальным и честным человеком действия. Это немного разочаровывает, поскольку подобное приводит к тому, что Том Хэнкс вновь играет, эээ, образ Тома Хэнкса. Хорошо, что абстрактные (и даже в чем-то поэтические) качества сценария «Грейхаунда» добавляют герою правильные нотки: вероятно, с другим актером, не удалось бы передать идеи не столько о герое, сколько о тайном бремени героизма, потому что в военное время у любого поступка есть какая-то цена.
Интересно, что фильм был снят на реальном, выведенном из эксплуатации эсминце времён Второй Мировой. Конечно, основная часть действия, которая разворачивается в рулевой рубке и на мостике, очевидно были сняты в декорациях, но внимание к деталям заслуживает уважения. Неизменность места действия также имеет особый эффект – клаустрофобный характер повествования. Морские пейзажи и батальные сцены сняты на «зелёном экране», что несколько разочаровывает из-за его явной неестественности.
Фильмы другого военного типа могли бы уделить гораздо больше внимания откровенно пафосным вещам. Сцена морских похорон в «Грейхаунде» пугающе реалистична; смерть обыкновенна и почти банальна. Помимо трагедии, война полна абсурда, унижений, хаоса, странных и смущающих ситуаций. «Грейхаунд» передает именно эти чувства, запрятав ненужный раздутый масштаб. Возможно, проект не бьёт по эмоциональным струнам как «Спасение рядового Райана», но своей цели создатели явно добились: эффектный и лаконичный фильм не преуменьшает героизм, признавая храбрость и жертвенность людей, которые сражались в битве за Атлантику – ту сторону Второй Мировой, относительно слабо раскрытую в популярной культуре.
История норвежской кронпринцессы Марты и отношений, связывавших ее с президентом Франклином Рузвельтом. По сюжету после оккупации Норвегии нацистской Германией в 1940 году наследная принцесса Марта и ее дети поселяются в Белом доме – по приглашению американского правительства. Сложно устоять перед незаурядностью этой женщины — красивая, умная, решительная — американский правитель очарован. Ее присутствие вскоре влияет на мнение президента относительно трагических событий, разворачивающихся в Европе, что в конечном счете даже меняет динамику политики США.
Фильм основан на реальных событиях, произошедших с первой атомной советской подводной лодкой, которая потерпела аварию из-за неполадок в атомном реакторе в 1961 году. К-19 — это зримое свидетельство героизма русских моряков, которые служили на этой подводной лодке.
Фильм демонстрирует героизм капитана Алексея Вострикова, который в разгар холодной войны берет на себя командование атомной подводной лодкой К-19 вместо ее первого капитана Михаила Поленина. Миссия Вострикова — быстро подготовить подлодку к погружению, чего бы это ни стоило.
«U-429: Подводная тюрьма» (англ. In Enemy Hands — «В руках врага») — фильм режиссёра Тони Гиглио. Премьера фильма состоялась в 2004 году.
3 июня 1943 года американская субмарина класса «Рыба-меч» вышла в Атлантический океан. Почти два месяца моряки слышали только учебную тревогу и роптали на молодого и амбициозного капитана Рэндалла Салливана, присланного из штаба ВМФ. И вот, наконец, 2 августа прозвучал сигнал боевой тревоги: в 600 милях от побережья США «Рыба-меч» обнаружила немецкую подводную лодку Ю-429.
1942 год. Немецкие подводные лодки хозяйничают в Атлантике. Радиоперехваты не дают союзникам ничего: сообщения противника не поддаются расшифровке.
И тогда американские моряки получают секретное задание: захватить вражескую субмарину U-571 и находящуюся на ее борту шифровальную машину «Энигма». Захватить… и вернуться обратно!
Источник
« Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?
Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — « Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.
Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — « Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.
Фильмы о Битве за Атлантику — редкий зверь в мировом кинематографе. Но среди них есть подлинные шедевры — Das Boot и « Жестокое море», славящиеся своим реализмом. И вот Том Хэнкс и Аарон Шнайдер решили пополнить морскую копилку ещё одним военным блокбастером.
Как и упомянутые картины, « Грейхаунд» — экранизация романа о войне. Основой ему послужила книга Сесила Скотта Форестера « Добрый пастырь», вышедшая в далёком 1955‑м.
Давая оценку фильму, автор этой рецензии опирался на свой опыт изучения истории Битвы за Атлантику. Увиденное порадовало его как зрителя и полностью разочаровало как специалиста. Несмотря на красивые виды океана и яркие сцены морских боёв, фильм переполнен ляпами и нелепицей. Но обо всём по порядку.
В далёкой-далёкой… Атлантике
Вообще, книга Форестера посвящена трудностям флота США в борьбе с немецкими подлодками, что показано на примере главного героя ( в фильме — в исполнении, опять же, Хэнкса) — моряка без боевого опыта, ставшего командиром эскортной группы.
Однако в экранизации мы не встретим ни трудностей, ни ВМС США.
Это уже выглядит нелепо, так как группой должны были командовать англичане, уже три года воевавшие в Атлантике.
На экране английские эсминцы выставлены в ином свете. Они ведут себя как башибузуки, плевавшие на сохранность конвоя. Захотелось им уйти охотиться на подлодки без разрешения — легко! И лишь строгий командир-салага может заставить их вернуться обратно.
Правда, для того, чтобы самому уничтожить вражескую субмарину.
Сцена же « первой крови» вообще неправдоподобна.
Неопытные янки играючи топят подлодку: мало того, что они умудрились обнаружить « немку» сонаром на скорости в 22 узла, так ещё и грохнули её первой же серией глубинных бомб.
Так и хочется спросить создателей фильма: « А что вы знаете о работе „Асдика“ и прочности корпуса немецкой субмарины?»
Увы, уже на этом примере становится ясно: реализмом полностью пожертвовали в угоду зрелищности. И не только в этом эпизоде, но и во многих других.
На экране ляпы следуют один за другим, как на марше. Конвой не меняет курса после обнаружения его врагом, не маневрирует, во время ночной атаки не взмывают в небо десятки осветительных снарядов, а командир эскорта мучается в сомнениях — отправлять ли ему сигнал о помощи в Адмиралтейство или нет.
Короче говоря, герой Хэнкса и его опытные британские подчинённые делают всё, чтобы немецкие подводные лодки быстрее топили суда, которые им поручено защищать. И удивительно, что с таким руководством конвой вообще дошёл до порта.
Кстати, о подлодках. То, что мы видим на экране… лучше бы мы не видели.
« Серые козлики» Карла Дёница
Немецкие подводники не зря были прозваны своими противниками « серыми волками». Используя тактику « волчьей стаи», они атаковали конвои союзников во время войны и считались грозными профессионалами. Но вместо этого создатели « Грейхаунда» показали нам каких-то демонических « серых козликов», которые дразнят эскорт и любят с ним « бодаться» вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности — топить суда.
Das Boot Вольфганга Петерсена не зря считается лучшим фильмом о подводных лодках. ‘ title=>При всех своих недостатках он создаёт реалистичную картину действий немецких подводников в Атлантике. А сцену, где подлодка UA атакует конвой, вообще можно признать канонической.
Но похоже, что создатели « Грейхаунда» решили выйти за рамки устоев. Что оказалось фильму совсем не на пользу.
По версии Хэнкса и Шнайдера, подводники Дёница могут действовать вопреки всякой логике и здравому смыслу.
Они стреляют торпедами в бурном море, забывают при этом о построении « торпедного треугольника», устраивают дуэли с эсминцами и так высоко поднимают перископы, что на них можно вешать парус.
А уж демонстрацией своих огромных эмблем немцы напоминают каппелевцев, шедших в психическую атаку на Чапаева.
Завывания с угрозами конвою по радио и вовсе заставляют сомневаться в том, что создатели « Грейхаунда» обладают какими-либо знаниями о немецких подлодках. Поэтому ребят из Голливуда так и хочется спросить: « Как можно снимать такую нелепицу?» Ведь это же будет смотреть зритель, в том числе видевший Das Boot, и ему будет трудно себе представить Старика, воющего угрозы в адрес конвоя в радиорубке перед атакой. Где логика, Том?
Правда и пропаганда
Впрочем, всё происходящее на экране будет выглядеть логично, если воспринимать « Грейхаунд» как фильм-агитку, прославляющую американцев. И при этом унижающую не только врагов-немцев, но и союзников-британцев. По сценарию эскортная группа под командованием эсминца ВМС США, ни разу не бывавшего в бою, потопила аж четыре подлодки. Причём три из них на дно отправили салаги-янки, а не опытные англичане.
А ведь всё происходит в начале 1942-го, когда подводники Дёница безнаказанно истребляли судоходство у берегов Америки.
Как говорил легенда торгового флота капитан Джордж Даффи, ВМС США в то время не знали, как защищать « купцов» от атак немецких подлодок и как эти подлодки топить. Но в « Грейхаунде» всё выглядит иначе.
На самом деле у показанного в фильме « конвоя HX-25» был исторический прототип — конвой ON-67. В феврале 1942-го его ордер охраняли четыре американских эсминца и канадский корвет. При пересечении Атлантики ON-67 он в течение двух дней подвергался атакам подлодок кригсмарине. Подводники Дёница без всяких завываний по радио смогли потопить семь судов, не понеся никаких потерь.
Таким образом, сюжет « Грейхаунда» является пропагандистским ответом на оплеуху, полученную от немцев в далёком 1942-м. Если в реальности янки не смогли ничем отплатить « серым волкам», то в фильме Хэнкса они громят врага в пух и прах.
Ну а что же в « Грейхаунде» хорошего?
Хотя в историческом плане « Грейхаунд» получился развесистой клюквой, снят он очень хорошо. На экране нам постарались показать отличные виды Атлантики. Да и сцены морских сражений хоть и неправдивы, но выглядят яркими и « боевыми».
И вообще, если воспринимать « Грейхаунд» как военно-морскую фантастику, то смотреть его можно. Просто верить происходящему на экране не нужно.
А если вы ничего не знаете о Битве за Атлантику, то смотрите Das Boot и « Жестокое море». Эти картины до сих пор остаются непревзойдёнными киношедеврами о подводной войне. Увы, « Грейхаунд» в этом плане надежд не оправдал, став таким же разочарованием, как и новый сериал Das Boot 2018 года. Но не будем отчаиваться. Может быть, кто-то в Голливуде снова решит замахнуться на тему войны в Атлантике, но уже подойдёт к ней более серьёзно?
Источник