Черное море бухта южная

Южная бухта в Севастополе

Добрый день, уважаемые читатели сайта «Интересный Крым»! Сегодня на страницах нашего сайта мы расскажем об одной из визитных карточек города-героя Севастополя – его Южной бухте.

Свое название бухта получила за то, что она вытянута в южном направлении. Раньше, во времена крымско-татарского господства, Южная бухта носила название Карталы-Кош, что в переводе означает «Бухта Коршунов». Также известно еще одно ее название: Чабан-Лиман (Пастушья бухта).

Длинную и вытянутую вглубь Южную бухту местные жители и заезжие мореплаватели издревле использовали как место для стоянки кораблей. Более тихого и спокойного места для этого и придумать было нельзя. Все дело в том, что когда в открытом море бушует шторм, то даже в большой Севастопольской бухте становится неспокойно. А вот в узкой Южной бухте, прикрытой с трех сторон высокими холмами, штормов не бывает никогда, даже в самые суровые зимние дни.


К тому же, глубина гавани позволяет заходить в нее даже сильно груженым кораблям и без опаски причаливать к берегу.

Расположение и характеристики Южной бухты

Длина гавани от выхода в Севастопольскую бухту до крайней южной точки в районе 113-го причала, составляет 2,4 км. Это вторая по своим размерам городская бухта после Севастопольской. Географически она вытянута строго с севера на юг.

Южная бухта очень удобно расположена в плане транспортной доступности. Буквально в двух шагах от нее находится ж/д вокзал Севастополя, что позволяет с наименьшими затратами производить перегрузку товаров с морского транспорта на железнодорожный и наоборот.

Читайте также:  Расписание электричек 65км обское море

Южная бухта является естественной географической границей, разделяющей Южную сторону Севастополя на две большие части – Центральную и Корабельную.

Интересный факт: до революции в акватории Южной бухты работала ферма по выращиванию устриц, которые пользовались спросом даже среди петербургских рестораторов

С севера границы бухты определяются двумя мысами: Николаевским и Павловским. Южная оконечность гавани находится в районе 113-го причала, недалеко от ж/д вокзала Севастополя.

Что посмотреть в Южной бухте?

Морские прогулки по акватории Южной бухты – один из самых востребованных туристических маршрутов в Севастополе. Отдыхающие с большим интересом осматривают большие и маленькие военные корабли, которые стоят у причалов.

Особое внимание приковывают к себе большой плавучий госпиталь «Енисей», ракетные катамараны «Бора» и «Самум», а также подводные лодки, среди которых доминирует уникальная дизельная субмарина «Алроса». К сожалению для крымчан и туристов, сейчас ходят упорные разговоры, что эту подлодку в ближайшее время передислоцируют на Балтийское море.

Большинство экскурсионных катеров, совершающих прогулки по Южной бухте, отчаливают от знаменитой Графской пристани, которая стала последней пядью родной земли для 150 000 наших соотечественников, навсегда покинувших Россию в 1920 году.

Источник

Южная бухта: в самом центре города Севастополь

Многочисленные севастопольские бухты различаются названиями и специализацией. Обусловлено это как природой, так и историческими обстоятельствами, сформировавшими лицо города-героя. Южная бухта Севастополя сразу стала местом стоянки кораблей – она удобна для этого. Сейчас же залив представляет собой крупный транспортный центр – в нем расположились Порт и Железнодорожный вокзал.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Южная бухта на карте

Карта показывает ее нам в самом сердце Севастополя, недалеко располагается Артбухта. Поблизости также можно обнаружить Владимирский собор, Храм Петра и Павла, панорама «Оборона Севастополя» и другие значимые достопримечательности.

Исторический очерк

С точки зрения географа, Южная бухта впадает в главную Севастопольскую. Но сама она тоже имеет «приток», коим является знаменитая б. Корабельная. Происхождение наименования простое, как компас – Южная действительно протянулась вдоль линии юг-север. Ранее она носила татарские названия – Чабан-Кош («Пастушья бухта») и Карталы-Кош («Бухта коршунов»). Ее длина – 2,4 км. Она разделяет населенный пункт на Южную и Северную стороны. «Ограничителями» гавани выступают Павловский и Николаевский мысы.

3D-панорама Южной бухты

При этом многие туристы, осматривающие интересные места в центре Севастополя, часто даже не понимают, что наблюдают не Севастопольскую, а Южную бухту – ее имя, выражаясь языком рекламы, «не раскручено». Зато и побережье, и акватория познавательны – в окрестностях произошло немало исторических событий, тут же расположилось много интереснейших зданий и важных учреждений.

Бесполезно искать на берегу Южной модные пляжи – с момента основания Севастополя она использовалась практически, для корабельной стоянки. На начальном этапе существования города в ней мог уместиться (и умещался) весь российский Черноморский флот. Стоянка была удобной благодаря отвесной береговой линии и значительной глубине – корабли с большим тоннажем могли подходить к самому берегу. В этом качестве бухта используется и сейчас – в ней стоят как гражданские суда, так и военкоры.

Торговые последствия Крымской войны

Если изначально Южная бухта была базой боевой флотилии, то поражение России в Крымской войне привело к ее нынешней двойной специализации. Она сыграла в ней заметную роль – через нее проходила переправа войск на Северную сторону (был устроен временный мост). Прикрывала отход Николаевская батарея на одноименном мысу. Укрепление было тогда наибольшим русским приморским фортом. Но осмотреть его не получится – после отступления батарея была взорвана, дабы ею не воспользовался враг.

После завершения конфликта Россия по условиям мира утратила право иметь черноморский флот. Но Севастополь не желал отказываться от звания важнейшей гавани страны. Еще в 1855 г. Н.А. Аркас (капитан I ранга) и Н.А. Новосельцев (купец) предложили царю проект создания чисто гражданской, коммерческой пароходной компании, которая, однако, в случае необходимости могла бы предоставлять суда военным для их нужд.

Утверждение перспективного проекта задержалось на год из-за смены монарха. Но в 1856 г. существование Русского общества пароходства и торговли было решено росчерком высочайшего пера. Бухта Южная в Севастополе стала «штаб-квартирой» новой фирмы – в 1859 г.

Общество построило здесь свою пристань. Она стала самой значительной на побережье Южной, надолго превратившись в центр местной торговли и общественной жизни. Заодно организация сохраняла и боевое значение бухты, обходя условия Парижского мира – благодаря особенностям своего устава. Уже в 1877 г. шесть его пароходов отправились на войну с Турцией, наскоро переделанные в крейсера.

Кроме этого причала, в Южной в позапрошлом веке появилось немало других. Самым известным является Графская пристань – знаменитая достопримечательность Севастополя. В Южной в разное время базировались флотилии самых разных специализаций – от миноносок до плавучих тюрем, заключенные которых работали на тяжелых работах в порту и доках.

Не миновали Южную и события Великой Отечественной. В ноябре 1941 г. в ее водах немецкими бомбами был потоплен «Червона Украина» – первый крейсер, построенный советской властью, и единственный, уничтоженный фашистами. Корабль первым открыл огонь при Второй обороне.

Познавательная прогулка в Южной

Южная бухта не подходит для купания – сегодня ее берега в основном заняты причалами для военных и крупных гражданских суден. Нечего тут делать и дайверам – небезопасно, а «Червону Украину» все равно в 1947 г. подняли, она еще долго служила на флоте. Однако экскурсии по гавани на катерах весьма популярны. Они дают возможность осмотреть военкоры, базирующиеся в ней, так что тут преобладает познавательный отдых.

Многие из них – просто «обслуга», не привлекающая особого интереса. Но все туристы обращают внимание на огромный плавучий госпиталь «Енисей» и ракетные катамараны «Самум» и «Бора», слушают с раскрытыми ртами рассказы экскурсоводов об этих судах. Не остаются без внимания и три украинских корвета, оставленные здесь.

У Южной тоже немало интересного. Рядом с бухтой расположился филиал МГУ в Севастополе. В бывшем здании Адмиральского корпуса ныне находится больничное отделение. Установлен в бухте памятник «Свободному» – эсминцу, что при Великой Отечественной взял на себя роль береговой батареи и был потоплен фашистами.

Про окрестности Графской пристани (откуда и отправляются экскурсионные катера) и говорить не приходится. Железнодорожный вокзал (эклектичное старое здание) тоже можно счесть достопримечательностью. Движение сейчас мало интенсивно (в основном пригородные электрички), но ситуация может кардинально измениться после пуска железнодорожной полосы Крымского моста.

Крупных курортно-туристических центров на ее берегах нет – из-за отсутствия пляжей. Найти деловую гостиницу или хостел можно, но обычно туристы приезжают в окрестности Южной на экскурсии, а живут в других местах.

Как добраться (доехать)?

Сразу несколько остановок городского транспорта нетрудно обнаружить рядом с Южной бухтой – «Дом офицеров флота», «Сквер Ленинского комсомола», «Площадь Суворова», «Улица Героев Севастополя» и пр.

На машине от автовокзала до берегов бухты несложно доехать так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Нахимовский муниципальный округ, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.605902, 33.531037.

Отзывы конкретно о Южной бухте Севастополя пишут нечасто – хотя бы потому, что путают ее с Севастопольской. Но значение акватории в истории мегаполиса (как для Крыма) и его современной экономике меньше от этого не становится. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!

Источник

Южная бухта

По началу здесь находился Черноморский флот, затем часть бухты была отведена под коммерческий порт.

Южная бухта — вторая по величине после Севастопольской бухты, протяженность 2,4 км, делит Южную сторону Севастополя на Корабельную и Центральную, или Городскую. Впадает в Севастопольскую бухту между мысами Николаевским и Павловским. Сама бухта ориентирована точно на юг.

Находится в стороне от моря, вода в ней всегда спокойна, крутые откосы позволяют большим судам подходить к самому берегу; отсутствие морских и речных наносов, удобная конфигурация берегов создают благодатные условия для флота. Сразу при основании Севастополя была избрана для стоянки судов, прекрасно вмещала всю эскадру. В Севастопольской и Южной бухтах в XIX в. находился весь ЧФ. В наше время в Южной бухте построен причал для больших теплоходов и морской вокзал. В 80-е годы XIX в. Южная бухта была отведена под коммерческий порт, были построены причалы, склады для товаров, в основном, зерна и соли, здание новой таможни. На её южной вершине находится железнодорожный вокзал Севастополя.

Значительную часть береговой линии по обеим сторонам Южной бухты занимают корабли Черноморского флота и суда обеспечения: тральщики, плавучие мастерские, судна размагничивания, плавучий госпиталь «Енисей» и др.

По Южной бухте можно совершить морскую прогулку на катерах, которые отходят с набережной Корнилова и Графской пристани, и послушать рассказ экскурсовода о характеристиках стоящих здесь кораблей.

Южная бухта. Севастополь

История

В конце XVIII в. Южная бухта носила название Чабан-Лиман (пастушья бухта), потому что летом пастухи пригоняли сюда с гор стада. П. С. Паллас утверждает, что местное население называло бухту Карталы-Кош (слово тюркского происхождения, в переводе — «бухта коршунов»).

При основании Севастополя она получила название Южной бухты, или Гавани, так как отводилась для торгового порта. В бухте был построен небольшой устричный завод (устриц вывозили даже в Петербург).

Южную бухту с запада ограничивает Николаевский мыс (в быту его называли ласково Никольским мыском). Вид мыса изменился в 1837 году при строительстве Николаевской батареи. Протянувшись на 460 метров, она стала самой большой приморской крепостной батареей России того времени. 27 августа 1855 года батарея была взорвана при оставлении Южной стороны и переходе войск на Северную сторону. Мост для перехода войск был устроен прямо у закругления форта, и массив батареи прикрывал от вражеского огня отступающие войска.

Одной из первых пристаней Южной бухты с западной стороны и первой от Николаевского мыса является пристань Водокатная (с неё на Северную сторону и в поселок Голландия и сегодня ходят пассажирские катера). На пристань выходила ливневка, идущая прямо по улице, и в дождь тут сплошным потоком лилась вода. Отсюда и название.

Вторая пристань к югу, главная, историческая для Севастополя, называется Графской. Её название пошло от графа Марка Ивановича Войновича, командующего Черноморским флотом в 1785–1789 годы. Увы, но сам граф не проявил тех качеств, о которых с гордостью могли бы вспоминать потомки. При нем в ураган 1787 года в плен к туркам попал линейный корабль «Мария Магдалина», капитаном которого был англичанин Вениамин Тиздель. Его за позорную сдачу корабля туркам императрица Екатерина II после его возращения из плена исключила из списков флота и выслала за границу без права обжалования. Так, не оставив ни малейшего доблестного исторического следа, граф Войнович, переправляясь на шлюпке с Корабельной стороны и пользуясь пристанью, дал ей имя.

Подводные лодки в Южной бухте. Справа бывшая украинская подводная лодка U 01 «Запорiжжя» проекта 641

Следующей в глубь Южной бухты была построенная на сваях в 1859 году пароходная пристань Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). После поражения в Восточной войне России было запрещено иметь флот на Черном море, и место флота военного занял флот гражданский. В 1855 году капитан 1 ранга Н. А. Аркас и предприниматель Н. А. Новосельский обратились в Морское министерство с предложением организовать коммерческую пароходную компанию, которая в случае войны могла бы предоставить свои суда для военных нужд. 1 августа 1856 г. Александр II утвердил устав Русского общества пароходства и торговли, назначив Н. А. Аркаса директором.

С этого времени РОПиТ стало основным промышленным предприятием Севастополя и в течение долгих лет — судостроительным, морским центром города, сыграв в итоге важную роль в восстановлении военного флота на Черном море, а с ним — и в восстановлении Севастополя.

Обществу принадлежало Адмиралтейство в Корабельной бухте, которое только в 1897 году было передано Морскому ведомству и стало называться Лазаревским адмиралтейством Севастопольского порта. В 1877 году во время русско-турецкой войны шесть пароходов общества были зафрахтованы военными и легко превращены в импровизированные крейсера.

Причал РОПиТ использовался в основном для перевозки зерна. Также пароходы выполняли почтовую функцию внутренних линий и перевозили пассажиров. За этим причалом сразу шло Новое (минное) адмиралтейство со многими складами и мастерскими, именуемое и сегодня Минной стенкой — по названию Минной башни, что находилась на ул. Екатерининской. Через нее все проходили, когда шли вниз к причалам. На башне были часы. Сейчас она утрачена. Может быть, название Минная, кстати, произошло и от миноносок, которые всегда там базировались.

Южнее находилась Таможенная пристань с огромным зданием таможни, возвышающимся над нею на горе. Далее, до самой вершины бухты, городской берег был занят коммерческими пристанями и хлебными магазинами. «Коммерческие пристани находятся в ведении городской управы, и для надзора над ними имеется особый смотритель пристаней», — находим мы в той же лоции.

А на карте 1914 года находим надпись вдоль набережной: «Товарные сараи, городские хлебные амбары».

Город имел хороший доход от швартовок кораблей. В казну городской управы поступали пятнадцать рублей с собственных судов и по пятьдесят — с иностранных. При этом гребец причальной шлюпки был обязан оказать содействие по швартовке судна с подачей концов на берег. После разгрузки судно должно было сразу отходить.

Кроме того, город имел по пятнадцать копеек с тонны в день при стоянке любого судна. А если оно было водоизмещением больше тысячи тонн, бралось по десять копеек с тонны в день.

Напротив таможни, на западном берегу, на облицованной камнем стене были выведены краской истинные румбовые направления, и проведение девиации компасов штурманам рекомендовалось начинать с западной трубы механического завода РОПиТ.

От Таможенной пристани к зданию заводской администрации РОПиТ был проложен подводный телеграфный кабель. Об этом говорила крупная надпись предупреждения TELEGRAF над Таможенной пристанью.

Далее шла еще одна пристань РОПиТ. На западном берегу Южной бухты находилась Телефонная пристань, названная так по устройству переправы на Корабельную сторону на катере по тросу, на нём закрепленному.

В этом же месте в дни Крымской войны была устроена первая переправа на Корабельную сторону, проходящая по спаренным палубам небольших парусных судов. Но просуществовала она недолго и была уничтожена артиллерией союзников.

Следующей была Товарная пристань РОПиТ, а далее — Каменная пристань, названная так по высокой белой скале, нависавшей над ней.

Еще южнее, в глубине бухты, находилась пристань «Приют паломников». К ней подходили корабли, забиравшие мусульманских паломников. На этой пристани находились сараи, использовавшиеся как гостиницы, в которых паломники ожидали свои пароходы. В те времена морем в Мекку был самый быстрый путь.

Вершину бухты замыкала Малая царская пристань (была ещё Большая — находилась северо-западнее Малой), переименованная в 1923 году в Советскую. Но в быту она сегодня чаще зовется «Холодильником». Там же рядом в 1880 году была устроена паровая мельница Товарищества Новороссийской паровой мельницы П. Ф. Родоконаки, перерабатывающая до 3 тысяч пудов муки в сутки, работающая в основном на экспорт. Мука этой мельницы достигала такого высокого качества, что была отмечена почётным дипломом Парижской всемирной выставки 1890 года как лучшая пасхальная мука.

Здание мельницы сохранилось, сейчас здесь военный склад на улице Портовой, 15.

На берегу Южной бухты в начале XIX в. возникла слободка, названная Каторжной: в конце бухты стояли два старых корабля «Полтава» и «Лесной», где содержались арестанты, присланные из различных губерний России на работы в Севастопольском порту. Для конвойных построили на берегу казарму, пекарни, кухни. Вокруг стали селиться семьи солдат и матросов. Так и появилась Каторжная слободка.

В ночь на 13 ноября 1941 года в Южной бухте в результате авианалётов немецкой авиации затонул крейсер Черноморского флота «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров и единственный, потерянный в годы Великой Отечественной войны.

Источник

Оцените статью