Черное море научные исследования
История изучения Чёрного моря началась ещё в античные времена, вместе с плаваниями греков, основавших на берегу моря свои поселения. Уже в IV веке до нашей эры составлялись периплы — древние лоции моря. В дальнейшем, имеются отрывочные сведения о плаваниях купцов из Новгорода и Киева в Константинополь.
Ещё одной вехой на пути исследования Чёрного моря стало плавание корабля «Крепость» из Азова в Константинополь в 1696. Пётр I, снаряжая судно в плавание, дал наказ производить по пути его движения картографические работы. В итоге был составлен «прямой чертеж Черного моря от Керчи до Царя Града», проведены замеры глубин.
Более серьёзные исследования Чёрного моря относятся к концу XVIII—XIX векам. В частности, на рубеже этих веков русские ученые академики Петер Паллас и Миддендорф изучали свойства вод и фауны Чёрного моря. В 1816 появилось описание Черноморского побережья, выполненное Ф. Ф. Беллинсгаузеном, в 1817 была выпущена первая карта Чёрного моря, в 1842 — первый атлас, в 1851 — лоция Чёрного моря.
Начало систематическим научным исследованиям Чёрного моря положили два события конца XIX века — изучение босфорских течений (1881—1882) и проведение двух океанографических глубиномерных экспедиций (1890—1891).
С 1871 в Севастополе действует биологическая станция (ныне Институт биологии южных морей), занимавшаяся систематическими исследованиями живого мира Чёрного моря. В конце XIX века экспедиция под руководством И. Б. Шпиндлера открыла насыщение глубинных слоёв моря сероводородом; позднее участник экспедиции известный русский химик Н. Д. Зелинский дал объяснение этому явлению.
Изучение Чёрного моря продолжилось и после Октябрьской революции 1917 года. В 1919 в Керчи организуется ихтиологическая станция (позднее преобразована в Азово-Черноморский институт рыбного хозяйства и океанографии, сейчас Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ЮгНИРО)). В 1929 в Крыму, в Кацивели, открывается морская гидрофизическая станция (сейчас филиал севастопольского Морского гидрофизического института Национальной академии наук Украины).
В России основной научно-исследовательской организацией, ведущей изучение Чёрного моря, является Южное отделение Института океанологии РАН (Геленджик, Голубая бухта) и ряд других.
Источник
«Тайны Черного моря: результаты исследований у берегов Крыма»
СИМФЕРОПОЛЬ, 10 ноя. Для крымской подводной археологии последние два года оказались крайне результативными. В 2020 году на востоке Крыма, в Керченском проливе крупная экспедиция продолжила исследование уникального памятника археологии – античного города Акра. О результатах археологического сезона на онлайн-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе рассказал директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» СевГУ Виктор Вахонеев.
«Мы изучили фрагмент улицы римского периода II — III века нашей эры, в частности, одно помещение, которое погибло в пожаре. Обнаружили классический пример в археологии, когда в слое завала нашли одну монетку и в слое пожара, в котором погибло это помещение, – еще одну. Все находки по окончании экспедиции были переданы в фонд Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника»,- пояснил Вахонеев.
Учёными давно вынашивается идея организации подводного парка в районе Акры, отметил спикер. Однако сложность в том, что во время сильного ветра и шторма под водой ничего нельзя увидеть.
«В этом году мы заложили наземный раскоп для того, чтобы найти западную границу города, и, что интересно, попали на очень серьезные постройки римского времени на берегу. В будущем, если будет построен археологический парк на месте античного городища Акры, он будет включать в себя как подводную, так и наземную части, которые можно осматривать», — добавил Вахонеев.
Полное видео пресс-конференции смотрите здесь:
Источник
Океанографические исследования черного моря
С выходом русских на берега Черного и Азовского морей во времена Петра I начинается период систематического изучения этих водоемов. По распоряжению Петра I в 1696 г. была измерена глубина Азовского моря, которое оказалось очень мелким. Много ценных наблюдений и промеров выполнил корабль «Крепость» на пути от Керчи до Босфора. По этим данным была составлена карта моря с отметками глубин и доказано, что южнее Керчи есть большие глубины, в центральной части Черного моря нет отмелей, как считали раньше.
На основе наблюдений, проведенных на «Крепости», которые положили начало гидрографическому исследованию Черного моря, в 1703 г. был издан атлас Черного и Азовского морей с навигационной картой пути от Керчи до Константинополя.
После присоединения Крымского полуострова и Северного Причерноморья к Русскому государству создается мощный черноморский флот, строятся новые порты. Начинаются и систематические гидрографические исследования. В 1820 г. франко-русская экспедиция описывает берега Черного моря. В 1825 – 1836 гг. специальная экспедиция под руководством Е. П. Манганари подробно картирует черноморские и азовские берега, в результате чего в 1842 г. был издан первый содержательный атлас побережья.
Исследование побережья и измерение глубин Черного моря продолжаются по распоряжению и указанию знаменитого русского мореплавателя и флотоводца адмирала М. П. Лазарева. Русскую экспедицию (тендеры «Поспешный» и «Скорый») во время исследований у турецких берегов сопровождают турецкие корабли.
Тогда же проводились первые исследования химического состава черноморской воды с точностью, доступной для аналитических методов того времени. Русский химик И. Гебель установил (1842 г.), что соленость Черного моря значительно ниже, чем соленость океана: в пробе воды, взятой далеко от берега, южнее г. Феодосия, он получил сухой остаток, равный 17,666 г на 1 л воды. В 1871 – 1876 гг. Ф. Врангель и Ф. Мандель первыми измерили температуру и плотность поверхностной морской воды у берегов Крыма. Исследования определили, что плотность черноморской воды ниже, чем плотность океанской, и этим подтвердили высказанное античными авторами мнение о большей пресноводности Черного моря по сравнению со Средиземным морем.
Начало систематическим, подробным исследованиям Черного моря положили два научных события конца XIX в. – изучение босфорских течений (1881–1882) и проведение двух океанографических глубомерных экспедиций (1890 – 1891).
Представление о подводном рельефе центральной части Черного моря, в отличие от глубин прибрежной части, продолжало оставаться крайне неудовлетворительным. Предположение о существовании между Крымом и турецким побережьем подводного порога, разделяющего Черноморский бассейн на западную и восточную половины, дало повод русскому геологу И. И. Андрусову, работавшему над проблемами происхождения Черного моря и его геологической истории, задумать подробное изучение рельефа черноморского дна. В конце XIX в. по его инициативе было начато систематическое и комплексное изучение Черного моря. 30 декабря 1889 г. в Москве на конгрессе русских естествоиспытателей и врачей в своем обширном докладе Андрусов доказал необходимость исследования рельефа черноморского дна.
В 1890 г. осуществилась первая глубомерная экспедиция. Исследования показали, что дно центральной части Черного моря представляет собой ровную котловину. Сенсационным было то, что все пробы, взятые со дна, не принесли живых существ, сосуды лишь разносили запах сероводорода. Это доказывало, что глубины Черного моря безжизненны. Было доказано, что во всех частях моря на глубине более 200 м в воде содержится сероводород.
В деле углубленного изучения физико-химических особенностей черноморских вод большая роль принадлежит черноморским станциям и научно-исследовательским институтам: Азово-Черноморскому институту рыбного хозяйства и океанографии в Керчи, Институту биологии южных морей, Морскому гидрофизическому институту в Севастополе.
Данные о рельефе и геологическом строении Черноморской впадины были уточнены в результате исследований, проведенных в 1956 – 1958 гг. Институтом океанологии АН СССР на судах «Академик С. Вавилов» и «Академик Ширшов». Было сделано около 40 тыс. км эхолотных профилей и свыше 1000 км сейсмопрофилей. Изучением Черного моря занимался и Институт геофизики АН Грузинской ССР.
В результате комплексных исследований были составлены более точная карта изобат, геофизические карты, геоморфологическая карта Черного моря.
Под руководством выдающегося океанолога В. П. Зенковича проводились продолжительные исследования динамики и морфологии прибрежья Черноморского бассейна. Было создано учение о динамике крымских берегов, которое в настоящее время развивается в Украине.
Рельеф черноморского дна и покрывающие его отложения исследуются все более совершенными методами. Много нового и интересного дает анализ проб, взятых со дна с помощью специально сконструированного прибора, названного «вибропоршневая трубка».
Прибрежный подводный склон до глубины 15 – 20 м был изучен с помощью аэрофотосъемки, а некоторые участки обследовали аквалангисты под непосредственным руководством В. П. Зенковича. На основании палеонтологических данных и с помощью радиоактивного углерода определили возраст подводных террас черноморского шельфа у побережья.
В апреле и мае 1969 г. американские океанологи в результате комплексных исследований преимущественно котловины Черного моря на судне «Атлантис 2» определили возраст трех верхних осадочных слоев: 3, 7, 25 тыс. лет соответственно. Было установлено, что на дне черноморской котловины современные седиментационные процессы в 10 раз интенсивнее, чем на дне Атлантического океана. Оказалось, что соленость ископаемых вод в донных осадках на глубине до 2 м равна 7 – 8%, т. е. можно сделать вывод, что отложения образовались при почти пресноводных условиях.
Летом 1975 г. специальное американское судно «Гломар Челленджер» выполнило три глубоководных бурения в Черном море: одно – в самой глубокой части черноморской котловины, второе – в 50 км к северо-востоку от Босфора, третье – в 135 км к юго-западу от Севастополя. Самыми интересными оказались данные последнего бурения: плиоценовые отложения были обнаружены на глубине 3185 м, а мощность (толщина) слоя четвертичных отложений составила 1075 м.
Если сравнить высоту плиоценовых отложений в Бургасской низменности и верхнюю границу таких отложений, достигнутую при бурении в море к юго-западу от Севастополя, то получим разность 3385 м. Это показывает, что современная черноморская котловина образовалась в середине или в конце плиоцена.
Источник: А. Речмедин. «Черное море»
Источник
Что скрывают воды Чёрного моря
В акватории Крыма обнаружено более 2000 кораблей, затонувших в различные эпохи: от времён Боспорского царства до периода Великой Отечественной войны. Что находилось на борту этих кораблей? Какие исторические события и личности связаны с этими объектами? И главное — какие цели ставят перед собой археологи? На эти вопросы нам ответил заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.
Несухие цифры. Сколько объектов находится на дне Чёрного моря?
Летом 2015 года на глубине 80 метров у берегов Балаклавы в Крыму подводные археологи обнаружили остатки деревянного корабля, который относится к периоду средневековья. На корабле хорошо сохранился груз амфор. Таких находок вдоль крымского побережья — сотни. Многие суда ещё ждут своего часа, поскольку подводная археология — наука достаточно молодая.
dayver_2.jpg
— По нашим предварительным подсчётам, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев, — у побережья Крыма затонуло чуть больше 2000 объектов. С древнейших времён до конца Великой Отечественной войны. Большая их часть — в XX веке: это корабли, суда и самолёты периода Первой мировой войны, Гражданской войны в России и Великой Отечественной. По ним более-менее статистика понятна, потому что есть архивные данные. А все кораблекрушения ранее XVIII века в источниках нам неизвестны. Но при этом ежегодно учёные и страстные дайверы совершают всё новые и новые открытия. К примеру, в последние годы в акватории Крыма на больших глубинах найдено несколько объектов кораблекрушений Византийского периода, средневековых. Из тех, что найдены, у нас осмотрено чуть больше сотни, археологически изучено чуть больше десятка, — резюмирует учёный.
Исследование затонувшего торгового судна из Пизы
В подводной археологии есть особое направление — изучение затонувших кораблей. В английском языке существует лаконичный термин — » Nautical archeology» ( о т naus – » корабль «). У нас же её принято называть археологией кораблекрушений или же корабельной археологией. Учёные исследуют не только груз, который перевозили на судне, но и то, когда и по какой причине корабль затонул и куда держал свой путь.
Архивные данные — лучшие друзья для исследователей. По ним удаётся определить, куда направлялось судно и где могло затонуть. С античными и средневековыми кораблями возникают трудности из-за отсутствия письменных данных. Правда, есть и приятные исключения. В 1960-е годы обнаружили галеру из города Пизы. Уникальность этого судна в том, что удалось установить точную дату кораблекрушения.
Во времена Средневековья сражения на воде не были редкостью. Одно из них состоялось 14 августа 1277 года. Жители города Сугдеи (ныне Судак) стали свидетелями сражения пизанской галеры с генуэзскими кораблями. В результате судно из Пизы загорелось и ушло ко дну. Это событие сохранилось в письменных источниках в генуэзских архивах.
nos.jpg
— Поскольку сама галера утонула на небольшой глубине, около 12 метров, — уточняет Виктор Васильевич Вахонеев, — деревянные остатки судна практически не сохранились. Но при этом сохранились все детали, которые неорганического происхождения: это керамика, то есть груз, который перевозил этот торговый корабль, это железные предметы на судне, монеты. К примеру, нами были найдены фрагменты итальянского оружия XIII века. Сам металл корродировал и не сохранился, но перед тем как он разрушился, эти мечи покрылись коркой из отложений, которые полностью повторили форму мечей. То есть внутри оказалась пустота, но снаружи она полностью по форме мечей. Мы их отдаём на рентген и получаем точную форму этих мечей, которыми сражались пизанцы в XIII веке.
В мирное время торговали, в военное — сражались
Одна из плановых научно-исследовательских тем Черноморского центра подводных исследований — поиск и изучение объектов, принадлежащих Русскому обществу пароходства и торговли. Его основали в 1856 году для развития торговли на Чёрном море. Была и другая негласная цель — в военное время корабли были обязаны принять участие в морских сражениях. В акватории Крыма найдено уже порядка пяти кораблей этого общества.
Один из самых известных кораблей этого общества — пароход «Веста». Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. это торговое судно переоборудовали под военный корабль. «Веста» сразилась с турецким броненосцем «Фехти-Булендом» и одержала победу в этом непростой битве. Спустя, примерно, десять лет «Веста» затонула. Нашли «героя русско-турецкой войны» в 2016 году. Известный маринист Иван Васильевич Айвазовский отразил на своей картине события сражения нашего парохода с турецким броненосцем.
vesta.jpg
Естественная природная консервация
В 1960-е годы советский археолог, историк античности Владимир Блаватский говорил о том, что исследования на глубине более ста метров станут самыми перспективными. Кому, как не ему, исследователю древнего города Фанагория, об этом знать. Учёный прогнозировал, что с эволюцией техники учёным будут доступны исследования на большой глубине. Начиная с 200 метров и до самого дна, в Чёрном море находится сероводородный слой. Жутко опасный для всего живого, но по этой же причине — идеальный природный консервант. Лишь немногие бактерии способны функционировать в таких условиях, потому органический материал остаётся в целостности и сохранности. Это могут быть как останки деревянного судна, так и древние папирусы или свитки, к примеру.
blacksea-1.a2003105.1035.250m.jpg
И уже есть первые находки: в 80 километрах от Болгарии в 2018 году обнаружено древнегреческое судно, возраст которого 2400 лет. По словам учёных, оно выглядит точно так же, как в тот день, когда затонуло. И это — только первая такая находка.
— В подводной археологии наступил новый этап, теперь у нас есть возможность изучать корабли на больших глубинах с помощью телеуправляемых подводных аппаратов, которые способны и на 1000, и на 2000 метров погрузиться на дно. Конечно, пока масштабных раскопок на этих глубинах мы проводить не можем, и, наверное, это не нужно, поскольку методика археологическая очень деликатная и неправильные раскопки могут привести к разрушению, повреждению объектов. Но недалеко то будущее, когда в арсенале морских археологов появятся более совершенные средства. Но в целом сегодня я могу констатировать, что если мы ещё не открыли полностью дверь в глубоководный мир археологии, то, по крайней мере, уже в замочную скважину мы смотрим, и чуть-чуть в щёлочку видим те перспективные объекты, которые там находятся. Вот такая аллегория красивая.
2218864.jpg
В погоне за сенсацией
В 2019 году СМИ разразились сенсацией: на пароходе «Генерал Коцебу» нашли картины Ивана Айвазовского, которые провели под водой 124 года с 1895 года! Впрочем, принадлежат ли картины кисти великого мариниста учёным ещё предстоит выяснить. Обывателям кажется, что за каждым затонувшим судном стоит сенсация, что, мягко говоря, не совсем так.
— Археологи всякой научной проблемой занимаются длительное время, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. — К примеру, один археологический памятник можно раскапывать всю свою жизнь. И за эту жизнь один или два раза можно сделать какую-то сенсацию. Даже если археологи не находят в этом полевом сезоне чего-то, это совсем не означает, что не было сделано какое-то открытие. Мы сделали открытие, что здесь ничего не тонуло, к примеру. Дело в том, что за границей есть такое определение « Treasure hunter» — охотники за сокровищами. И вот они как раз стремятся к каким-то сенсациям. Мы же, открыв какой-то корабль, начинаем его планомерно исследовать многие и многие годы. Мы ставим целью качество проведённых исследований, а не их количество, — подчёркивает учёный.
gopr3110.jpg
Рост культуры как способ борьбы с «чёрными археологами»
Ранее подводная красота оставалась для человека загадкой: корабли уходили на дно со своим грузом, их истории забывались. Поэтому люди и не знали истинной ценности этих объектов. Появлялись мародёры или чёрные археологи. Чем выше уровень культуры и образования населения, тем меньше исторически важных объектов, наземных или подводных, будет повреждено.
shturval.jpg
— Грабёж начинался в нашем обществе именно в то время, когда в стране падал общий уровень культуры, в 1990-е годы, к примеру. Сейчас у нас коренной перелом происходит. Общество сегодня-завтра уже будет готово осознать всю важность нашего дела. Вот я в Феодосии руковожу музеем подводной археологии, и мы прямо по нашему контингенту посетителей, которые приходят, по тем вопросам, которые они задают, видим, что прогресс есть. Если ещё 10 лет назад под водой мы могли видеть дайвера, который просто так, не с целью даже грабежа, просто какой-то кусок железки с затонувшего судна отдирает, то сегодня уже эти основные проблемы остановлены. Просветительская работа — панацея от разрушения, повреждения наших памятников. Никакие иные меры: ни административные, ни уголовные, я думаю, не повлияют. Всё зависит от того, что у нас в голове, — считает Виктор Вахонеев.
В России всё больше людей хотят посвятить свою жизнь исследованиям кораблекрушений и затонувших городов. Как отклик на это, в Севастопольском государственном университете открылась магистерская программа «Подводная археология». Студенты-магистры уже приняли участие в экспедиции в Сирии в акватории Тартуса. Волонтёры из Колумбии, Франции и стран СНГ помогают в местных экспедициях.
img_4878.jpg
Затонувшие и ненайденные объекты в Чёрном море
«Чёрный принц»
В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «HMS Prince» шёл в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.
Корабль до берега не дошёл — затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочёсывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы в поисках не участвовали.
Некоторые учёные считают, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. В 2010 году появилась информация, что обломки судна обнаружили украинские дайверы и даже подняли со дна осколки капитанского сервиза с названием судна. Однако подводные искатели с упорством, достойным лучшего применения, продолжают прочёсывать дно в Балаклавской бухте.
Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927–1930 годах, четвёртый корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».
За годы Великой Отечественной войны Д-4 совершила 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных рейсов в осаждённый Севастополь. Потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна» и, вероятно, германский транспорт «Santa-Fe». Все — близ мыса Тарханкут.
11 ноября 1943 года лодка вышла в боевой поход. В последний раз Д-4 видели 1 декабря с подводной лодки Щ-209. В качестве места гибели некоторые источники называют Калиматский залив. Здесь, юго-западнее мыса Урет, после неудачной атаки десантной баржи № 566 Д-4 потопили противолодочные корабли Uj-103 и Uj-102.
Лидер эсминцев «Харьков» (проект 1), эсминцы «Беспощадный» и «Способный» (проект 7-У)
Суда погибли 6 октября 1943 года при проведении набеговой операции на побережье Крымского полуострова, занятого немецкими войсками. Из 903 человек, находившихся на борту трёх погибших кораблей, катера и гидросамолёты спасли 187. Суда могут располагаться на глубине порядка 1800 метров и удалении 160 км от морского порта Новороссийск.
«Лэрисс»
Начинающие дайверы у мыса Тарханкут часто ищут корабль «Лэрисс», который зимой 1944 года будто бы вывозил в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области: картины, старинную керамику, золото, серебро, дворцовую утварь.
На самом деле судно «Larissa», действительно, было в составе германского торгового флота, только затонуло оно 1 мая 1941 года в заливе Волос (Греция) в результате подрыва на британской мине.
Так что в Чёрном море искать это судно не просто трудно, но ещё и бессмысленно.
Источник