- Окружающий мир 4 класс
- У Чёрного моря
- У Черного моря стр. 126 – 134
- 1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
- 2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
- 3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
- 4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
- Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
- Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
- Обсудим!
- 1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?
- 2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
- Проверь себя
- 1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.
- 2. Как нужно вести себя у моря?
- 2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.
- Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса
- Задания для домашней работы
- 1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.
- 2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
- 3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
- 4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?
- Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса
- Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса по теме: «У Чёрного моря» учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
У Чёрного моря
1. Заполни таблицу.
Растения
Черноморского побережья
2. Закрась кружочки около рисунков растений, которые занесены в Красную книгу. Подпиши названия растений Черноморского побережья Кавказа.
3. Запиши, какие экологические проблемы возникают в зоне субтропиков из-за деятельности человека.
Засорение прибрежных вод грязными стоками. Отлов редких насекомых и охота на редких животных. Засорение природы мусором и отходами после отдыха туристов. Хищническая вырубка лесов. Бесконтрольный сбор редких растений.
4. Прочитай текст.
Эвкалипт
Родина эвкалипта — Австралия, откуда он распространился по всему свету. Это высокие красивые деревья с мясистыми, покрытыми кожистой оболочкой листьями, свисающими вниз. Некоторые эвкалипты достигают в высоту 100 метров.
Часто эвкалипт называют «деревом-насосом». Так как этому дереву требуется много влаги, его часто сажают в болотистой местности. В некоторых регионах мира это привело к сокращению количества больных малярией и другими заболеваниями.
Эвкалипт щедро снабжает человека всевозможными лекарственными препаратами. Эвкалиптовое масло лечит дыхательные пути, успокаивает нервную систему, хорошо влияет на деятельность почек.
Древесина эвкалиптов очень твёрдая, но хорошо поддаётся обработке. Человек использует это дерево при постройке кораблей, а также для внутренней отделки домов.
(По А. Ликум)
Что ты узнал из текста об эвкалипте? Озаглавь текст. Напиши название.
Составь 4 — 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай эти вопросы соседу по парте.
Назовите родину эвкалипта?
Почему эвкалипт называют «деревом-насосом»?
Какого размера в длину достигают эвкалипты?
Эвкалипт высокое растение?
Эвкалипт лекарственное растение?
Для чего используют древесину эвкалипта?
5. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном Черноморского побережья Кавказа. Расскажи о нём на уроке.
6. Продолжи заполнять таблицу «Охрана природы»
7. Разгадай кроссворд.
3. Высокое дерево, привезённое из тёплых стран.
6. Студенистый обитатель морей.
8. Название природной зоны у побережья Чёрного моря.
1. Плод этого дерева небольшого размера и оранжевого цвета.
2. Небольшое южное вечнозелёное дерево, занесённое в Красную книгу.
3. Крупное животное прибрежных лесов.
4. Город-курорт.
5. Жук, занесённый в Красную книгу.
7. Черноморский дельфин.
9. Хвойное вечнозелёное растение, занесённое в Красную книгу.
8. На дополнительном листе нарисуй экологические знаки, которые напомнят человеку о поведении на берегах Чёрного моря.
Устройте в классе конкурс на лучший экологический знак.
Источник
У Черного моря стр. 126 – 134
1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
Субтропическая зона является самой маленькой природной зоной России. Она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря. Это зона с очень тёплым и влажным климатом, где растут пальмы и вечнозелёные деревья. В этой зоне очень богатый растительный и животный мир.
2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
Магнолия — невысокое дерево, которое проще всего узнать по нежно-розовым цветкам, а также по вытянутым листьям и плодам, напоминающим шишечки.
Инжир — плодовое дерево, которое можно узнать по изрезанным листьям и по плодам фиолетового цвета.
Абрикос также является плодовым деревом и его можно узнать по белым цветкам и плодам, которые всем хорошо известны.
Персик ещё одно плодовое дерево, которое также легко узнать по крупным и сочным плодам, а также по розовым цветочкам.
3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
В лесах субтропической зоны обитают множество насекомых — жуков, бабочек, богомолов. Там же можно встретить косуль, которые питаются травами. Кроме того, в субтропических лесах водятся ящерицы, которые охотятся на насекомых.
В прибрежных водах много рыбы, водятся медузы, в скалах гнездятся морские птицы, например бакланы и чайки. По дну ползают крабы, а к берегу часто приплывают дельфины.
4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
Богатая растительность даёт приют многочисленным насекомым, которые питаются нектаром или листвой, корой, древесиной деревьев. Некоторые насекомые являются хищными, например богомол.
А также обилие растительности позволяет здесь себя прекрасно чувствовать копытным животным.
В море имеются свои экологические связи. Дельфины охотятся на рыб, крабы на мелких рачков и рыбёшек, рыбы питаются водорослями и ракообразными. Ну а птицы ловят рыбу.
Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
Трава — Косуля — Переднеазиатский леопард
Цветы — Бабочки — Богомол.
Рачки — Рыба — Бакланы
Водоросли — Рыба — Дельфины
Обсудим!
1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?
Морской конёк — формой тела похож на голову лошади, поэтому и назван коньком.
Морская игла — формой тела похожа на иголку, вытянутая и тонкая.
Богомол — часто принимает позу, которая напоминает позу молящегося человека, отсюда и получил своё название.
2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
Пещеры — таинственный и удивительный мир, со своим животным и растительным миром, полный чудес неживой природы. Но при этом пещерный мир очень уязвим, и человек может легко нарушить сложившиеся в нём связи, экологическое равновесие. И тогда живой мир пещер может погибнуть, а чудеса неживой природы могут быть безвозвратно испорчены, погублены.
Проверь себя
1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.
Зона субтропиков расположена на черноморском побережье Кавказа. Это узкая полоска тёмно-зелёного цвета.
2. Как нужно вести себя у моря?
Купаться можно только вместе со взрослыми, нельзя заплывать за буйки. На солнце следует носить головные уборы, загорать постепенно, начиная с нескольких минут, пользоваться солнцезащитными кремами. Лучшее время для загара — утро и вечер.
2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.
Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса
Название зоны: Зона субтропиков. Обозначается тёмно-зелёным цветом.
Особенности природы: Богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых. Есть хищные звери, птицы и насекомые. В прибрежных водах водятся рыбы, членистоногие, медузы и дельфины. Над морем летают птицы, которые питаются рыбой.
Использование зоны человеком: Человек использует зону субтропиков преимущественно как здравницу, место отдыха и туризма.
Экологическая проблема пустынь: Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, браконьерство. Для решения этих проблем устроен Кавказский биосферный заповедник, который включает в себя всю зону субтропиков.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.
Черноморское побережье Кавказа — прибрежная полоса вдоль Чёрного моря, ограниченная Кавказским хребтом.
Субтропики — природная зона с очень тёплым, мягким климатом, без холодных зим, но с жарким летом.
2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
Готовые рисунки “Как я себе представляю Чёрное море и его берега”
3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
Вопросы для ребят, которые были у Чёрного моря:
1. Какой пляж у моря, песок или камни?
2. Какая температура воды?
3. Приплывали ли к берегу дельфины?
4. Много ли людей на пляже?
5. Не сгорели ли они?
6. Какие ещё места можно посмотреть на побережье?
7. Каких животных вы там видели?
8. Какие фрукты растут на берегу Чёрного моря?
9. В какое время года лучше ехать отдыхать на Чёрное море?
10. Есть ли на берегу красивые ракушки?
4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?
Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса
Национальный парк “Сочинский” был создан для охраны красивейших лесов предгорий Кавказа. Он состоит из нескольких участков, каждый из которых интересен по-своему.
Моё воображаемое путешествие в национальный парк “Сочинский” начинается с дендрария. Он состоит из нижней и верхней части. Попасть в верхний дендрарий можно в вагончике фуникулёра, из окон которого открывается роскошный вид на леса, поляны, море и окружающий город.
В дендрарии мы прошли по нескольким туристическим дорожкам, полюбовались на огромные деревья, потрогали стволы бамбука, видели павлинов. Здесь можно было просто посидеть на зелёной траве, рядом с кипарисами или пальмами, и подышать прекрасным лесным воздухом.
Вторым очень интересным местом “Сочинского” национального парка является центр восстановления леопарда, который находится в окрестностях села Монастырь. Здесь расположен вольерный комплекс, в котором сотрудники центра занимаются восстановлением популяции переднеазиатского леопарда, исконного обитателя этих мест. По вине человека он едва не вымер.
И конечно в “Сочинском национальном парке” следует посетить парковый комплекс “Южные культуры”, который находится возле Адлера. Это уникальное по красоте место, с причудливыми лужайками, клумбами, прудами и мостами. Здесь растут платаны, эвкалипты, пальмы, а в пруду плавают настоящие белые лебеди.
А также на территории национального парка огромное количество живописных водопадов, и есть самый настоящий дольмен, культовое сооружение древних людей.
Источник
Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса по теме: «У Чёрного моря»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики «Формирование методических компетенций».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Солопенко Арина Игоревна
Место урока в разделе
Урок усвоения новых знаний
Формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа
1)о бразовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;
2) развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
3) воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.
Планируемые результаты изучения темы
- находить и показывать субтропики на карте России;
- характеризовать природные условия и растительный мир;
- понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.
Ученик получит возможность научиться :
- наблюдать и делать выводы;
- анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах;
- обсуждать проблемные вопросы;
Ученик получит возможность научиться :
- определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
- высказывать своё предположение;
- оценивать результат своих действий.
Ученик получит возможность научиться :
- обмениваться мнениями;
- вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила;
- строить понятные речевые высказывания;
- слушать других участников урока.
Ученик получит возможность формирования:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Раздаточный материал, карта природных зон России; схема «Пояса Земли», таблица с утверждениями.
Презентация к уроку, компьютер, проектор
Связь с русским языком
Проверка подготовленности классного помещения.
-Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.
Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому.
Технология коммуникативного обучения.
Актуализация субъективного опыта учащихся
-Ребята, назовите общую тему, которую мы изучаем.
-Вспомните названия тех природных зон, которые мы с вами уже изучили и покажите их на карте.
-Вспомните план, по которому мы узнавали о природных зонах России.
Систематичная проверка знаний
Технология диалогового взаимодействия.
-Мы изучаем тему «Природные зоны России».
-Мы изучили зону арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь.
- название природной зоны,
- географическое положение,
- климат,
- особенности растительного мира,
- особенности животного мира,
- экологические проблемы.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.
-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, вы сможете узнать тему урока. Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и составьте три слова.
-Прочитайте тему урока.
-Итак, к берегам, какого моря мы отправимся в путешествие?
-Посмотрите на план и скажите, что мы узнаем о Черноморском побережье?
-Вы готовы к путешествию?
-Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, посмотрите на таблицу. Прочитайте её название.
-Сейчас я прочитаю утверждения, а вы выберете среди них те, которые считаете верными и в колонке «до» обведете напротив них вариант ответа «да» или «нет».
В конце путешествия мы еще раз вернемся к этой таблице и сравним ваши ответы.
Подведение к определению темы и цели урока.
-Мы отправимся в путешествие к берегам Черного моря.
-Название природной зоны, географическое положение, климат, особенности растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы.
-Таблица называется «Верные и неверные утверждения».
Первичное усвоение новых знаний
Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала
-Посмотрите, что мы должны узнать в первую очередь?
-Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море. Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
-Зону, в которой расположено Черноморское побережье, называют субтропической. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь маленький кусочек.
-Так как называют зону, в которой располагается Чёрноморское побережье?
-В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером?
-Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.
-Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья?
-Да, они являются преградой для холодных северных ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима.
-Кто знает, как называется наука, изучающая растения?
-А влияние людей на окружающую среду?
Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний.
Технология диалогового взаимодействия.
Технология развития «критического мышления».
Технология коллективного обучения.
Технология интегрированного обучения.
Технология проблемного обучения. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая технология.
-Мы должны узнать название природной зоны.
-После этого мы узнаем ее географическое положение.
Ищут на карте Чёрное море.
-Это умеренный пояс, ближе к северному тропику.
-Субтропическая зона. Географическое положение – побережье Черного моря.
-Вечером вода теплее.
-Высокие горы ограждают побережье от ветров.
-Наука, изучающая растения, называется ботаника.
-Наука, изучающая растения, называется зоология?
-Эта наука называется экология.
Мои руки – это волны,
Гонит ветер их вперёд.
Мои руки – крылья чаек,
Небо их к себе зовёт.
Мои руки – рыбки в море,
Мои руки – это крабы,
Разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское,
Там кораллы, словно ветки
Там качаются без ветра.
Вот проплыл конёк игривый,
Как земля ползёт Мурена,
И акула отдыхает,
Снится море ей, наверно.
Первичная проверка понимания
Установить правильность и осознанность изученного материала
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
-Сейчас мы разобьемся на 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Ботаники будут изучать особенности растительного мира, зоологи – животного, экологи – рассмотрят экологические проблемы.
-Нужную вам информацию вы можете найти в учебнике на с.130-133. Приступаем.
-Сейчас мы выслушаем сообщения всех групп. Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит выполнить задание: экологи – карточки с изображениями растений, ботаники – с изображениями животных, зоологи – с примерами экологических проблем.
-Выслушаем сообщение ботаников.
-Назовите особенности растений этой зоны. В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие?
-А листья у них какие?
-А могут ли эти растения расти в тундре? Почему?
-Повторите особенности растений.
-А теперь сообщение зоологов.
Проверка усвояемости материала. Беседа (фронтальная) Практическое применение новых знаний.
Технология диалогового взаимодействия. Технология коллективного обучения.
Технология сотрудничества. Развивающее обучение.
Разбиваются на группы.
-В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики.
-Листья у них широкие.
-Особенности растений – высокие, теплолюбивые растения с широкими листьями.
-Животный мир Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных животных назовем косулю. К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы. Морские обитатели: дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы.
-Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор, где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз. Сточные воды попадают в море и загрязняют его.
Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
-Команда экологов, у вас на столе карточки с изображениями растений субтропической зоны. Назовите лишние. Почему они лишние?
-Команда ботаников, у вас карточки с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне. Назовите лишние карточки. Почему?
-Команда зоологов, у вас карточки с примерами факторов экологических проблем Черноморского побережья. Назовите лишние карточки. Почему?
Самостоятельная работа Проверка усвояемости материала. Беседа
Практическое применение новых знаний.
Технология развития «критического мышления».
-Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне.
-Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге.
-Неумеренный выпас скота и распашка земель – это основные проблемы степи.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
- Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
- Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.
Технология коммуникативного обучения.
Личностно-ориентированная технология. Технология интегрированного обучения.
Технология развития творческих способностей.
Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога – эмоционального состояния.
-Возьмите карточки с утверждениями и выберите правильные ответы в колонке «после».
-Проверим ваши ответы. Поднимите руку те, у кого были правильные ответы еще до изучения материала.
-Поднимите руку те, кто выбрал верные ответы после изучения материала.
-Исходя из схемы и таблицы, расскажите, что новое вы узнали?
-Молодцы! Наше путешествие подошло к концу.
Источник