- Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
- Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
- Чёрное воскресенье
- Новогодний концерт
- «Строгий» самолёт
- Хроника трагедии упавшего в Черном море Ту-154
Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?
Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.
Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/ Виктор Толочко/Екатерина Чеснокова
Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна.
Чёрное воскресенье
Фото: © РИА Новости/ Виталий Белоусов
К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая — кому-то из родственников стало плохо.
В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.
Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.
Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода — облачность и – 7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.
Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения — Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.
К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались — самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.
Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.
Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.
Новогодний концерт
Елизавета Глинка. Фото: © РИА Новости/ Рамиль Ситдиков
На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.
Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.
В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала — корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза.
— Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, — рассказа Авилова. — Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать.
Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.
— И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) — все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, — сказал он.
В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве — на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты.
«Строгий» самолёт
Фото: © L!FE
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов.
— Есть основания предполагать, что на борту Ту-154 произошёл взрыв, — считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — В подтверждение этой страшной версии свидетельствуют большой радиус разброса обломков — более километра — и внезапность случившегося. Пилоты не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта.
Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.
В Сети появилась аудиозапись предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.
— Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.
Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.
— Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, — рассказывает эксперт.
Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.
— При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник.
По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.
Пилот «Аэрофлота» Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.
— Ту-154 — достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, — рассказал Лайфу Литвинов. — Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.
Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.
Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.
Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.
— Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, — резюмирует эксперт.
Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.
— Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, — рассказал Лайфу Саженин. — Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.
Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.
— Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, — говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.
По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.
Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.
— При пилотировании в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании правильной скорости, что является залогом стабильности при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу при скорости набора высоты 500–550 км/ч, — говорит эксперт Сергей Крутоусов .
Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless — «Беззаботный». Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин — около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.
Источник
Хроника трагедии упавшего в Черном море Ту-154
Встройте «ИНФОРМЕР» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Добавьте «ИНФОРМЕР» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках
«ИНФОРМЕР» следит за событиями в онлайн-трансляции:
01:00 Глава Республики Крым Сергей Аксёнов перенес свою итоговую пресс-конференцию в связи с объявлением 26 декабря общенациональным днем траура по погибшим в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем. Об этом сообщили в пресс-службе главы РК.
«В связи с объявлением 26 декабря общенациональным днем траура по погибшим в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем итоговая пресс-конференция главы Республики Крым Сергея Аксёнова переносится. О дате и времени ее проведения будет сообщено дополнительно», – сообщили в пресс-службе.
00:40 Советник Порошенко Юрий Бирюков оставил глумливый комментарий по поводу катастрофы самолета Ту-154 в Черном море.
Бирюков на своей странице в социальной сети Facebook заявил, что на Украине гибели российских граждан радуются. По мнению советника Порошенко, точно так же россияне радовались гибели украинцев, которых якобы обстреливали «курсанты их артиллерийских училищ».
«Грохнулся самолет МО РФ… — написал Бирюков. — Появилось только одно желание — отнести к посольству орды бутылочку Боярышника».
Таким образом советник Порошенко намекнул еще на одну трагедию, произошедшую на территории РФ — смерти более 70 человек, отравившихся настойкой «Боярышник», в составе которой вместо этилового спирта оказался метиловый.
На слова Бирюкова, уже отреагировал сенатор Алексей Пушков, отметивший, что в украинских соцсетях происходит «шабаш злорадства» по поводу авиакатастрофы. «К шабашу злорадства и ненависти в Киеве присоединился советник Порошенко Юрий Бирюков. Удивления это не вызывает: каков поп, таков и приход», — написал Пушков в своем микроблоге Twitter.
Рядовые украинцы, в свою очередь сегодня несли цветы к зданию посольства России в Киеве.
00:10 Информации о выживших при крушении самолета Ту-154 Минобороны, упавшего в Черное море, на данный момент нет. Об этом заявил министр транспорта РФ максим Соколов.
«На данный момент информации о выживших в этой катастрофе пока нет. Поисково-спасательная операция организована силами МЧС, Росавиации, Росморречфлота».
Глава Минтранспорта добавил, что Министерство обороны продолжает свою работу.
Большинство тел погибших в результате ЧП, пишет РИА «Новости» со ссылкой на собственный источник в силовых структурах, может находиться внутри фюзеляжа, на глубине около 60 метров.
23:31 Спасатели подняли тело одиннадцатого погибшего в результате крушения самолета Ту-154, пишет «Интерфакс» со ссылкой на российское оборонное ведомство. Десять тел уже доставлены в сочинский морг
18:20 В соцсети «Вконтакте» мошенники пытаются нажиться на крушении самолет Ту-154 Минобороны под Сочи и предлагают скидки на цветы.
«В связи с недавней трагедией наши граждане несут огромное количество цветов к зданию репетиционной базы Ансамбля имени Александрова. По причине того, что цветов там уже слишком много, мы берём их именно оттуда ,чтобы они не вяли и не пачкались зря. Поэтому, если вы хотите приобрести абсолютно свежие цветы со скидкой 40% для вас и ваших близких, не теряйте такую редкую возможность», — говорят авторы данного предложения, уточняя, что дадут людям 5%-ю скидку за репост с кодовым словом «Ту-154».
18:00 На ТУ-154, потерпевшем крушение в Черном море, собиралась лететь уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, однако она отложила поездку по причине другой важной командировки.
По словам уполномоченного, когда собиралась гуманитарная помощь для госпиталя в Сирии, она должна была лететь вместе с Глинкой, чтобы доставить этот груз. «Но моя командировка в Крым, тоже очень важная, отложила наш совместный гуманитарный вояж на будущее, — пояснила Москалькова, слова которой приводит РИА «Новости». — Теперь он не состоится… Но мы навсегда сохраним память о тех мужественных людях, которые летели к нашим военнослужащим поддержать их в очень важной миссии — спасти мир. Спасти людей от зла терроризма и насилия. Вечная память и пусть земля будет пухом Елизавете Петровне и всем, кто был на борту этого лайнера».
17:45 Родственники жертв крушения Ту-154 начинают прибывать в Сочи. В зале прилета родных встретили психологи МЧС и представители властей Сочи, чтобы в сопровождении машин скорой помощи на автобусах доставить в санаторий минобороны.
В управлении здравоохранения Сочи сообщили, что в аэропорту находятся более 30 психологов, а медслужбы города переведены в режим повышенной готовности.
17:10 Тела еще пяти погибших при крушении самолета Ту-154 обнаружены в Черном море. Об этом заявил источник «Интерфакс» в экстренных службах. Таким образом, общее число найденных погибших составляет 12 человек, уточнил собеседник агентства. В эти минуты операция на месте трагедии продолжается.
16:28 Италия выразила России соболезнования в связи с крушением Ту-154. Как сообщает «Газета.ру» Il Messaggero.
Министр иностранных дел Италии Анжелино Алфано адресовал свои соболезнования близким и родным погибших в авиакатастрофе, отметив, что при крушении самолета над водами Черного моря погибли участники «хора русской армии».
«Россия является важным партнером Италии, я выражаю соболезнования нашей страны», — отметил дипломат.
15:50 Источник в силовых структурах заявил, что версия теракта при крушении Ту-154 под Сочи практически исключена, передает Интерфакс
«Самолет вылетел с аэродрома «Чкаловский», который представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения. Проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, не представляется возможным», — сказал он.
Он также отметил, что аэропорт Сочи охраняется в усиленном режиме и проникновение туда посторонних лиц исключено.
Источник в экстренных службах прокомментировал большой разлет обломков при крушении Ту-154, отметив, что он мог быть вызван гидроударом при столкновении самолета с водной поверхностью.
Ранее источник сообщил, что ФСБ отрабатывает версию теракта при крушении Ту-154.
15:25 Глава Республики Крым Сергей Аксёнов выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших в катастрофе самолета ТУ-154 над Черным морем. На своей странице в социальной сети Facebook он написал, что потрясен произошедшей трагедией.
«С глубокой скорбью и болью воспринял известие о катастрофе самолета ТУ-154 над Черным морем. Потрясен этой трагедией, — написал Аксёнов. — По информации СМИ, в списке жертв катастрофы журналисты ведущих телеканалов, известный врач и благотворитель Елизавета Глинка, артисты Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Крымчане хорошо знают и любят этот прославленный коллектив, который в марте 2014 года одним из первых выступил на полуострове с концертом в честь воссоединения Крыма с Россией. Это невосполнимые утраты».
15:15 Life.ru: Летевший в Сирию самолет минобороны мог быть взорван.
«Не хочется об этом не то что думать, но и говорить. Однако есть все основания предполагать, что на борту Ту-154 произошел взрыв», — приводит слова авиационного эксперта Сергея Крутоусова.
Его аргументы: большой, более 1,5 км радиус разброса обломков, а также внезапность случившегося, из-за чего пилоты даже не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта. Так же было в случае подрыва самолёта А321 «Когалымавиа» с российскими туристами над Синаем осенью 2015 года
14:50 Двоих артистов Академического ансамбля песни и пляски им. Александрова от авиакатастрофы уберегли их собственные дети. Как сообщает «Life.ru», один из них — Вадим Ананьев — не вылетел в Сирию на Ту-154, потому что накануне у него родился третий сын.
Его коллега — Владимир Хлопников — не присоединился к ансамблю, потому что у него за два дня до полета в Сирию заболела дочка, и он взял больничный.
14:44 Источник: на авиабазу «Хмеймим» в Сирии 25 декабря должны были вылететь два самолета Минобороны России. Полетел ли второй борт в Хмеймим пока не уточняет. «На одном из них полетели артисты и журналисты. На втором, предположительно, должны были отправить реквизит, подарки военнослужащим, медикаменты», — сказал источник.
14:04 Владимир Путин в Санкт-Петербурге сделал официальное заявление в связи с крушением самолета минобороны Ту-154 в Черном море.
«Хочу выразить соболезнования семьям нашим гражданам, погибшим во время авиакатастрофы. Правительству поручено организовать комиссию по расследованию причин произошедшего. Будет сделано все, чтобы узнать причины авиакатстрофы и оказать поддержку семьям погибших. Завтра в России будет объявлен общенациональный траур»
13:59 Посол США в России Джон Теффт выразил соболезнования в связи с крушением самолета минобороны Ту-154 в Черном море.
13:17 Союз журналистов России выразил «самые глубокие и искренние соболезнования» всем родным и близким, друзьям и коллегам погибших. «Мы потрясены этой трагической новостью, мы скорбим вместе с вами», — говорится в сообщении организации. На борту было 9 журналистов — три съемочные бригады из «Первого канала», «Звезды» и НТВ.
13:08 Депутат Госдумы и народный артист СССР Иосиф Кобзон мог полететь на разбившемся Ту-154 в Сирию, но сослался на то, что должен лететь на лечение, сообщает ТАСС.
«Руководитель ансамбля им. Александрова Валерий Халилов просил меня с ними полететь, но я сказал, что у меня медицинская виза и я должен лететь на лечение, тем более что я вместе с ними и с Халиловым побывал в Сирии один раз. Поэтому я сказал: в следующий раз как-нибудь. Но видите, как следующий раз обернулся», — цитирует Кобзона информагентство.
13:04 Внук основателя ансамбля Евгений Александров рассказал, что коллектив должен был поддержать российских солдат в Сирии. Артисты собирались исполнить классические произведения, в том числе «Священную войну».
«Это жуткое горе. Погиб весь цвет ансамбля. Все лучшие солисты, весь хор. Дед говорил: „Нет хора — нет ансамбля“. Столько же артистов осталось в Москве, но погибли лучшие. Много летали, по всему свету, а разбились в России», — сказал Александров. Напомним, артисты летели в Сирию, чтобы выступить на новогоднем представлении.
12:53 Госкомиссию по расследованию возглавит министр транспорта Соколов.
12:42 Российский президент Владимир Путин поручил премьер-министру страны Дмитрию Медведеву сформировать государственную комиссию по расследованию крушения самолета Ту-154 в Черном море.
Встройте «ИНФОРМЕР» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Источник