Основные черты природы Мирового океана
Огромные пространства соленых вод, простирающиеся по всему земному шару, называют Мировым океаном. Он представляет собой самостоятельный географический объект со своеобразным геологическим и геоморфологическим строением его котловины и берегов, спецификой химического состава вод, особенностями протекающих в них физических процессов. Все эти составляющие природного комплекса влияют на хозяйство Мирового океана.
Структура и форма мирового океана
Скрытой под океанскими водами части земной коры присущи определенная внутренняя структура и внешние формы. Они связаны между собой создающими их геологическими процессами, которые вместе с тем выражены в строении и рельефе дна океана.
К наиболее крупным формам относятся следующие: шельф, или материковая отмель, — обычно мелководная морская терраса, окаймляющая материк и продолжающая его под водой. В основном это затопленная морем прибрежная равнина со следами древних речных долин и береговых линий, существовавших при более низких, чем современные, положениях уровня моря. Средняя глубина шельфа примерно 130 м, но в некоторых районах она достигает сотен и даже тысячи метров. Ширина шельфа в Мировом океане изменяется от десятков метров до тысячи километров. В целом шельф занимает около 7% площади Мирового океана.
Материковый склон — наклон дна от внешнего края шельфа к глубинам океана. Средний угол наклона этого элемента рельефа дна около 6°, но есть районы, где его крутизна увеличивается до 20—30°. Иногда материковый склон образует отвесные уступы. Ширина материкового склона обычно около 100 км.
Материковое подножие — широкая, наклонная, слегка всхолмленная равнина, расположенная между нижней частью материкового склона и океаническим ложем. Ширина материкового подножия может достигать сотен километров.
Ложе океана — глубокая (порядка 4-6 км) и наиболее обширная (более 2/3 всей площади Мирового океана) область океанического дна со значительно расчлененным рельефом. Здесь заметно выражены глобальные горные сооружения, глубоководные впадины, абиссальные холмы и равнины. Во всех океанах отчетливо прослеживаются срединно-океанические хребты гигантские валообразные структуры большой протяженности, образующие продольные гряды, разделенные по осевым линиям глубокими впадинами (рифтовыми долинами), на дне которых практически отсутствует осадочный слой.
Наибольшие глубины Мирового океана встречаются в глубоководных желобах. В одном из них (Марианский желоб) отмечена максимальная — 11022 м — глубина Мирового океана.
Океанская (морская) вода представляет собой слабый, полностью ионизированный, исключительно однородный раствор, в состав которого входит 96,5% воды, примерно 3,5% солей, незначительное количество взвешенных твердых частиц, растворенных газов и органических соединений (см. статью «Твёрдые, жидкие и газообразные тела»).
Количественной характеристикой химического состава морской воды служит соленость — масса (в граммах) твердых минеральных веществ, содержащихся в 1 кг морской воды. За единицу солености принимают 1 грамм солей, растворенных в 1 кг морской воды, и называют ее промилле, обозначая знаком %о. Средняя соленость Мирового океана равна 35,00%о, но по районам она варьирует в широких пределах.
Физические свойства морской воды в отличие от дистиллированной зависят не только от температуры и давления, но и от солености, которая особенно сильно влияет на плотность, температуру наибольшей плотности и температуру замерзания морской воды. Именно от этих свойств во многом зависит развитие различных физических процессов, протекающих в Мировом океане.
Океан постоянно находится в движении, которое вызывают различные силы: космические, атмосферные, тектонические и др. Динамика океанских вод проявляется в разных формах и осуществляется, в общем в вертикальном и горизонтальном направлениях. Под воздействием приливообразующих сил Луны и Солнца в Мировом океане возникают приливы — периодические повышения и понижения уровня океана и соответствующие горизонтальные, поступательные движения воды, называемые приливными течениями. Ветер, дующий над океаном возмущает водную поверхность, в результате чего образуются ветровые волны различной структуры, формы и различных размеров. Волновые колебания, при которых частицы описывают замкнутые или почти замкнутые орбиты, проникают в подповерхностные горизонты, перемешивая верхние и нижележащие слои воды. Кроме волнения ветер вызывает перемещения поверхностных вод на большие расстояния, формируя таким образом океанские и морские течения. Конечно, в Мировом океане на возникновение течений влияют не только ветер, но и другие факторы. Однако течения ветрового происхождения играют весьма большую роль в динамике океанских и морских вод.
Для многих районов Мирового океана характерен апвеллинг — процесс вертикального движения вод, в результате которого глубинные воды поднимаются к поверхности. Он может быть вызван ветровым сгоном поверхностных вод от берега. Наиболее ярко выраженный прибрежный подъем вод наблюдается у западных берегов Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Австралии. Поднявшиеся с глубин воды холоднее поверхностных, содержат большое количество питательных веществ (фосфатов, нитратов и т.п.), поэтому зонам апвеллинга свойственна высокая биологическая продуктивность.
В настоящее время установлено, что органическая жизнь пронизывает воды океана от поверхности до самых больших глубин. Все организмы, населяющие Мировой океан, подразделяют на три основные группы: планктон — микроскопические водоросли (фитопланктон) и мельчайшие животные (зоопланктон), свободно парящие в океанских и морских водах; нектон — рыбы и морские животные, способные самостоятельно активно передвигаться в воде; бентос — растения и животные, обитающие на дне океана от прибрежной зоны до больших глубин.
Богатый и разнообразный растительный и животный мир океанов и морей не только классифицируется по родам, видам, местам обитания и т.п., но и характеризуется определенными понятиями, содержащими количественные оценки фауны и флоры Мирового океана. Важнейшие из них — биомасса и биологическая продуктивность. Биомасса — это количество живых организмов, выраженное в их сыром весе на единицу площади или объема (г/м 2 , мг/м 2 , г/м 3 , мг/м 3 и т.п.). Существуют различные характеристики биомассы. Ее оценивают либо по всей совокупности организмов, либо отдельно по растительному и животному миру, либо по определенным группам (планктон, нектон и т.п.) для Мирового океана в целом. В этих случаях величины биомассы выражают в абсолютных весовых единицах.
Биологическая продуктивность — это воспроизводство живых организмов в Мировом океане, что во многом аналогично понятию «плодородие почвы».
Величины биологической продуктивности определяют фито- и зоопланктон, на долю которых приходится большая часть продукции, производимой в океане. Годовая продукция одноклеточных растительных организмов благодаря большой скорости их воспроизводства во много тысяч раз превышает суммарный запас фитомассы, тогда как на суше годичная продукция растительности лишь на 6% превосходит ее биомассу. Исключительно высокий темп воспроизводства фитопланктона — существенная черта биологии океана.
Итак, Мировой океан — это своеобразный природный комплекс. Его вода имеет свои физико-химические особенности и служит средой обитания для разнообразного животного и растительного мира. Воды океанов и морей тесно взаимодействуют с литосферой (берега и дно океана), материковым стоком и атмосферой. Эти сложные, неодинаковые от места к месту взаимосвязи предопределяют различные возможности хозяйственной деятельности в Мировом океане.
Источник
Конспект 7 класс. Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Тема урока: Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Цель урока: Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями океанов, сформировать представление об особенностях их природы и использовании в хозяйственной деятельности человека Задачи урока: общеобразовательные: продолжить формирование представлений о Мировом океане; составление характеристики каждого из океанов, акцентирование на отличительных особенностях океанов, их роли в хозяйственной деятельности человека;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakternye_cherty_prirody_okeano.doc | 52 КБ |
prilozhenie_1_k_uroku.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Устинов Александр Павлович
МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана
УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. — М.: ООО Русское слово – учебник, 2014
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 14 урок
Цель урока: Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями океанов, сформировать представление об особенностях их природы и использовании в хозяйственной деятельности человека
общеобразовательные: продолжить формирование представлений о Мировом океане; составление характеристики каждого из океанов, акцентирование на отличительных особенностях океанов, их роли в хозяйственной деятельности человека;
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, выделять главное; обобщать и делать выводы; совершенствовать умения работы с источниками знаний: учебником, дополнительной литературой и ЭОР;
воспитательные: воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности
Планируемые образовательные результаты:
— называют и показывают океаны, моря, проливы и заливы;
— характеризуют ресурсы океана и их использование,
— перечисляют меры по охране вод океанов;
— приводят примеры антропогенных изменений природы океана, примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей;
— объясняют роль океана в жизни Земли;
— объясняют по картам особенности географического положения океанов;
— характеризуют различия в природе отдельных частей Мирового океана;
— устанавливают по картам систему течений в океанах
— осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции;
— осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
— воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес;
— умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
— умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
— развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): — учебник; атлас по географии; раздаточный материал.
— Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций / Л.В. Пацукова. — М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. 344 с. – (Инновационная школа).
— Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы / Пацукова Л.В., Молодцов Д.В.– М: ООО «Русское Слово» — учебник, 2016. – 120 с. — (Инновационная школа)
I. Организационный этап
Приветствие учителя. Пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Рапорт дежурного об отсутствующих учащихся.
Л УУД: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы уже достаточно много знаем о Мировом океане. Сегодня мы более подробно поговорим о четырех океанах Земли? Какие цель и задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
П УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; формулирование познавательной цели;
К УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Р УУД: прогнозирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана, последовательности действий)
III. Актуализация знаний.
Прежде чем заняться изучением новой темы, вспомним некоторые понятия и термины связанные с Мировым океаном: море (межостровное, окраинное, внутреннее), залив, пролив, материковый склон, ложе океана, глубоководный желоб, волна, цунами, течение (ветровое, стоковое, холодное, теплое), планктон, нектон, бентос.
Во время фронтального опроса 4 – 6 учащихся выполняют тестирование по предыдущей теме (приложение 1).
Л УУД: умение выражать свои мысли
П УУД: построение логической цепи рассуждений
К УУД: владение монологической и диалогической формами речи; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; умение аргументировать, убеждать и уступать;
Р УУД: самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Так как материал достаточно объемный, а необходимо рассмотреть характерные особенности всех океанов, то работу целесообразнее построить по группам. Класс делится на 4 группы по количеству океанов.
Конечная цель – составление образа океана и впоследствии его представление.
1 группа – Тихий океан; 2 группа — Атлантический океан; 3 группа – Индийский; 4 группа – Северный Ледовитый океан.
Учащиеся пользуются следующими источниками географической информации:
— учебник (краткие сведения об океанах с. 77; П 13 с. 94; статистические данные с. 212; план описания океана с. 226)
— интерактивные карты (свойства воды мирового океана, карта океанов)
По окончании работы творческие группы дают характеристики океанов Земли. Ответы учащихся сопровождаются подтверждением сказанного на стенной (интерактивной) карте.
Л УУД: устойчивый познавательный интерес;
П УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей;
Р УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной сфере;
V. Первичное закрепление.
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
— почему Тихий океан является самым теплым океаном Земли?
— почему в Северном Ледовитом океане существует ледяной покров?
— какие моря Северного Ледовитого океана не замерзают, почему?
— в каком океане расположено наибольшее количество островов, почему?
Л УУД: готовность к равноправному сотрудничеству;
П УУД: овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; использование индуктивного умозаключения;
К УУД: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Р УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
П.13, Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
— что нового узнали вы сегодня на уроке?
— понравилось ли вам на уроке?
— какие затруднения возникли?
— какое настроение у вас сейчас?
— дайте оценку нашей работе.
Л УУД: чувство гордости при следовании моральным нормам; Доброжелательное отношение к окружающим
К УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р УУД: Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения)
Универсальные учебные действия (УУД)
Л — личностные; Р — регулятивные; П — познавательные; К — коммуникативные.
Источник