Чибит высота над уровнем моря

Село Чибит

Новости

Ищем оператора!

Честно, мы трудимся как пчёлки!

Ого, что-то новенькое!

Cело окружают живописные горы

Популярностью пользуется не само алтайское село Чибит, а его живописные окрестности. Чего здесь только нет! Горные озера, священные места, красные скалы, петроглифы. А еще сюда любят приезжать ценители экстремальных сплавов.

Село цвета охры

Улаганский район Алтая находится на востоке республики, неподалеку от места, где сходятся границы Монголии и Казахстана. В его состав входит семь поселений, в том числе, село Чибит. Оно расположено на 783-м километре Чуйского тракта. Старинное поселение было основано русскими миссионерами в 1801 году в месте впадения реки Чибитки в Чую. Сегодня число жителей села едва превышает 600 человек.

На алтайском языке «чибит» означает «охра» — природная желтая краска, состоящая из гидроокислов железа. Дело в том, что местные горы сложены глинистыми сланцами, имеющими красновато-желтую окраску. На это обратил внимание геолог Петр Чихачев во время алтайской экспедиции в 1842 году, организованной по заданию императора Николая I. Чибитом местные жители вообще называли все оттенки желтого цвета.

Только местные дети способны купаться в ледяной воде

Первое научное описание села Чибит принадлежит русскому флористу Александру Бунге. В 1826 году во время путешествия по Алтаю в своих дневниках он с удивлением описывал поля, засеянные ячменем, что для этих краев было большой редкостью. Оказалось, они принадлежали монгольскому хану. Ячмень для него выращивали калмыки.

Спустя 40 лет эти места посетил археолог, востоковед, этнограф Василий Радлов. В 1895 году здесь побывал легендарный географ Семенов-Тян-Шанский. Все это говорит о том, что окрестности Чибита всегда представляли большой интерес для ученых. В том числе, для геологов. Неспроста в 30-е годы прошлого века здесь открыли Чибитское месторождения меди. Люди жили в этих краях с древнейших времен. Об этом свидетельствуют находки археологов. Под Чибитом были найдены петроглифы, курганы и другие памятники древности.

По законам крайнего Севера

Высота местных гор колеблется от 2500 до 3500 метров. Большая часть хребтов протянулась в северо-западном и широтном направлениях. Природа щедро наделила район полезными ископаемыми. В горах имеются месторождения свинца, цинка, кобальта, никеля. Есть следы золота. Возле села Чибит геологи открыли месторождение меди. А еще есть ртуть, молибден, слюда. Горная система сформировалась более 600 миллионов лет назад. Тысячелетиями ее пытались разрушить вода, ветер и перепады температур. Однако горы по-прежнему не лишены своей первозданной красоты.

Местный климат – не сахар! Он относится к резко континентальному типу. Это означает короткое жаркое лето и длинную холодную зиму. Условия настолько суровые, что Улаганский район приравнен к районам Крайнего Севера! Этому способствует большая высота, а также особенности рельефа, который открывает прямой доступ для холодного воздуха, поступающего с просторов Монголии и территории Восточной Сибири. С другой стороны, такой климат обеспечивает большое количество ясных солнечных дней.

Те же самые горы могут защищать от ветров и холода, создавая зоны особого микроклимата. В таких местах происходят настоящие чудеса. Например, на южном берегу Телецкого озера выращивают яблоки, груши и вишню! Здесь имеются фруктовые сады, в которых собирают богатые урожаи. Однако все это находится на севере Улаганского района, а село Чибит расположено почти на самом юге, где гораздо холоднее. Хотя с точки зрения логики все должно быть с точностью до наоборот.

Природные шедевры

Природа в этих местах не поскупилась не только на полезные ископаемые, но и на красивые ландшафты. В окрестностях Чибита имеется несколько живописных мест, имеющих официальный статус памятника природы. К таковым, в частности, относится морена – геологическое образование ледникового происхождения. Фактически это огромные валуны, крупные и мелкие обломки породы, принесенные ледником.

Такой неоднородной каменной смесью оказалась заполнена долина реки Чуи. Это преградило путь водному потоку и ему пришлось прорезать себе новое русло в одном из отрогов Северо-Чуйского хребта. В результате образовался живописный ландшафт. Возле Чибита можно увидеть мощный разрез этой самой морены. Неподалеку, на левом берегу реки Чибитки находится источник, который является местной достопримечательностью. Слабоминерализованная вода считается целебной.

В окрестностях Чибита раскинулся биологический заказник «Шавлинский». На его территории произрастает несколько десятков растений, занесенных в «Красную книгу». Это звездчатка Мартьянова, живокость укокская, родиола морозная и другие. В тайге и горах водится соболь, марал, лось, кабарга. Встречается снежный барс. В горных реках в изобилии представлен хариус.

В туркомплексе «Кочевник» можно переночевать в юрте

На 781-м километре Чуйского тракта расположен туркомплекс «Кочевник». Его легко опознать по белым юртам и небольшим деревянным домикам. Комплекс работает круглый год. Летом в нем одновременно может разместиться до 140 туристов, зимой – до тридцати. Домики рассчитаны на 2-8 гостей. Есть большой корпус на 20 человек.

На территории имеется душ и туалет. Есть три бани с купелью, беседки с мангалами и даже wi-fi. Желающие могут совершить верховые прогулки. В туркомплексе любят останавливать сплавщики, поэтому в сезон свободных мест здесь почти не бывает.

Тайны Улаганского перевала

В окрестностях Чибита есть очень красивые «Красные ворота». Так называют высокие скалы красного цвета, между которыми по берегу реки Чибитка проходит дорога Акташ — Усть-Улаган. Это место находится в 15 километрах от села Акташ, расположенного на Чуйском тракте. Необычный цвет горным породам придают включения киновари – руды на ртуть. Через реку в этом месте перекинут деревянный мост. При определенном освещении создается впечатление, что находишься на Марсе.

Если от Красных ворот проехать по дороге еще четыре километра в сторону Усть-Улагана, по левую сторону покажется узкое длинное Мертвое озеро (Чейбек-Коль). Оно расположено на высоте 1949 метров. Увы, водоем имеет искусственное происхождение. Оно образовалось, когда запрудили реку Чибитку. Его длина – 1,7 километра, ширина – 425 метров, а вот глубина достигает 33 метров!

Вода имеет темно-голубой цвет и очень прозрачна – если бросить монету, ее падение можно наблюдать до глубины пяти метров. Лед на озере появляется рано, а сходит поздно. В нем нет ни растительности, ни рыбы, поэтому здесь невозможно увидеть даже водоплавающих птиц. Это объясняет причину появления названия озера. В 1931 году в его окрестностях нашли месторождение ртути. Но к отсутствию жизни в озере это не имеет никакого отношения.

Если бросить в озеро монету, ее будет видно на глубине 5 метров

Ихтиологи утверждают, что причиной послужила искусственная природа водоема – своей рыбы в нем никогда не было, а разведением никто не занимался. Основой для озера послужила река Чибит. Но и по ней рыба не поднимается из реки Чуи, поскольку перепад высот превышает 600 метров на несколько километров. Есть версия, что водоем послужил основой для фантастической повести Ивана Ефремова «Озеро горных духов». Там идет речь об испарениях ртути, вызывавших странные явления.

Через четыре километра от Мертвого озера с левой стороны от дороги находится озеро Узунколь. Оба водоема являются памятниками природы. В переводе с алтайского его название означает «длинное озеро». Следует заметить, что в бассейне реки Чибитки насчитывается два десятка озер, но Узунколь самое крупное: длина – 3,2 километра, ширина – 390 метров, максимальная глубина – 28 метров. Когда-то оно имело еще большие размеры. Об этом свидетельствуют мелкие пруды возле южного берега и заболоченный северо-западный берег.

Вода в озере отливает темно-голубым оттенком. Прозрачность превышает семь метров. Зимой толщина льда может превышать один метр. Озеро зарыблено, поэтому сюда приезжают рыбаки и ценители уединенного отдыха. На берегу возле дороги есть турбаза «Узунколь», которая действует только летом. На территории есть места для палаток, домики, кафе и баня. Для желающих организуют рыбалку.

Шоссе приведет вас к Улаганскому перевалу. От села Акташ, что на Чуйском тракте, до него всего 26 километров. Высота перевала – 2080 метров. Здесь прохладно круглый год. Пустынная местность кажется слегка мрачноватой. Зато можно запечатлеть на фото открыточные виды, которые открываются на заснеженные вершины Курайского хребта и Восточного Алтая. С древних времен у аборигенов перевал считался священным.

На открытой площадке красуются беседка для отдыха и колоритный деревянный идол. О правилах поведения в этом месте рассказывает специальный информационный щит. Деревья усыпаны яркими ленточками. По древней традиции в священных местах на ветки деревьев и кустов повязывают белые, голубые и желтые ленточки, а также волосы из конской гривы (если таковые имеются!). А еще выкладывают пирамидки из камешков. Считается, что это приносит удачу.

Сокровища H2O

Любителям сплавов хорошо известен Мажойский каскад на реке Чуя. Он тянется от устья реки Маашей до реки Чибита, и имеет протяженность 17 километров. На крохотном участке насчитывается 54 порога пятой и шестой категорий сложности! Это место идеально для любителей экстрима. Каскад расположен в каньоне Мажой с вертикальными стенами высотой до 150 метров.

На Чую едут любители сплавов

Рев водного потока с четырехметровыми валами и водопадными сливами слышен издалека. Уже много лет в этом месте организуют соревнования по сплаву под названием «Чуя-Ралли». Пороги имеют собственные имена: «Суровый», «Пирамида», «Гарнитура», «Сито», «Приманка», «Недотрога», «Коварный» и «Президиум». К началу сплава есть хороший подъезд. Полосу препятствий преодолевают не только на плотах, но и на каяках.

В шести километрах к северо-западу от Чибита, на реке Верхней Карасу, бурлит Чибитский водопад. До красивейших Шавлинских озер можно добраться на лошадях. До ближайшего, Нижнего Шавлинского озера, расстояние составляет 35 километров. Водоемы имеют ледниковое происхождение и окружены живописными вершинами «Мечта», «Сказка» и «Красавица».

В 30 километрах от Чибита находится уникальное Гейзеровое озеро. Странность водоема в том, что он не замерзает зимой. Скорее всего, причиной служат мощные родники на дне, которые выбрасывают смесь песка с голубой глиной. Из-за этого вода имеет насыщенный голубой цвет. Чтобы попасть в это место, придется пересечь базу отдыха. Проход платный. Окрестности озера заболочены, но тропа оборудована мостками.

Как добраться

Добраться до Чибита можно как на личном автомобиле, так и на рейсовых автобусах, которые ходят по маршруту Барнаул — Кош-Агач, Горно-Алтайск — Улаган, Горно-Алтайск — Акташ — Кош-Агач. На всем Чуйском тракте имеется хорошее асфальтовое покрытие, поэтому проехать можно в любое время года.

Источник

Географические координаты Чибит, Республика Алтай, Россия

Координаты Чибит в десятичных градусах

Координаты Чибит в градусах и десятичных минутах

UTM координаты Чибит

Географические системы координат

Всемирная система координат WGS 84 используется в спутниковой системе глобального позиционирования и навигации GPS.

Координаты (широта и долгота) определяют положение точки на поверхности Земли. Координаты являются угловыми величинами. Каноническая форма представления координат – градусы (°), минуты (′) и секунды (″). В системах GPS широко используется представление координат в градусах и десятичных минутах либо в десятичных градусах.

Широта принимает значения от −90° до 90°. 0° – широта экватора; −90° – широта Южного полюса; 90° – широта Северного полюса. Положительные значения соответствуют северной широте (точки севернее экватора, сокращённо с.ш. или N); отрицательные – южной широте (точки южнее экватора, сокращённо ю.ш. или S).

Долгота отсчитывается от нулевого меридиана (IERS Reference Meridian в системе WGS 84) и принимает значения от −180° до 180°. Положительные значения соответствуют восточной долготе (сокращённо в.д. или E); отрицательные – западной долготе (сокращённо з.д. или W).

UTM или универсальная поперечная проекция Меркатора делит поверхность Земли на 60 меридиональных зон. Координаты точки в пределах каждой зоны определяются как пара планарных координат, отсчитываемых относительно пересечения экватора и центрального меридиана зоны, и измеряются в метрах.

Высота над уровнем моря показывает высоту точки относительного условного уровня моря. Мы используем цифровую модель высот GTOPO30.

Источник

Чибит

Чибит (Чиват, Чивит, Шибит, Красная гора) — село Улаганского района, Чибитского сельского поселения, расположенное на Чуйском тракте на правом берегу р. Чуя в месте впадения в нее р. Чибитка, на высоте 1200-1250 м над. ур. м.

Улаганский район Карта

Туристский район: Долина реки Чуя

Описание

Село находится на км Чуйского тракта. На правобережье р. Чуи на северо-западе от села находится так называемая Сарытумайская степь или урочище Сары-Тума.

В 2,5 километрах от села, вниз по течению Чуи, находится деревянный мост, с севера от которого на правобережье находится небольшая гора Еже-тру(1307 м над ур. моря).

На юго-востоке от села на правом борту Чуи находится гора Белькенек (2264 м).

С севера протекает река Чибитка, впадающая в р. Чую на северно-западной окраине.

На южной окраине села начинается дорога, ведущая на Оройский мост и плато Ештыкёль, к месту впадения р. Мажой в Чую.

Разность средних ночных температур у р. Чуя (с. Чибит) между днищем долин (котловин) и склоном в ясную погоду составляет -2.2°.

Туристское значение

Вблизи села находятся памятники природы: источник Чибитский, моренный вал, эпигенетическая долина р. Чуя. Ниже впадения р. Мажой в р. Чую, на знаменитом Мажойском каскаде порогов р. Чуя, 4-6-й категории сложности, в мае проводятся ставшие традиционными соревнования туристов-водников.

На расстоянии 6,5 километров на северо-запад от села, на левобережье р. Чуи, на одном из её притоков речки Верхний Карасу находится Чибитский водопад.

От села начинается 37 километровая пешеходная часть маршрута до красивейших Шавлинских озёр. Можно облегчить свой путь, наняв в Чибите коней для осуществления этого похода.

Дорога, пролегающая вверх по долине р. Чуи, является началом маршрутов ко многим красивейшим местам Горного Алтая в районе Северо-Чуйского хребта — ущельям Шавлы, Каракабака и Мажоя. В сухую высокогорную долину еще недавно вела только конская тропа. Автомобильная дорога была проложена к началу 80-х годов ушедшего столетия.

Организованный постановлением Правительства Республики Алтай 22 августа 2002 г. Шавлинский биологический заказник захватывает левобережье р. Чуи от с. Чибит до устья.

Совсем недавно проведены археологический раскопки вверх по правобережью реки Чуи в непосредственной близости от поселения.

Чибит славится созданной в 1985 году диско-группой «Амаду».

На северо-западе села, на правобережье реки Чибитки, в её устье, находится ЭКО туркомплекс «Кочевник».

Чибит

Население

На 1 января 2016 года в селе проживало 622 человека.

Топонимика

На алтайском диалекте чибит — охра; желтый цвет; желтый. Слово чибит представлено лишь в немногих тюркских языках.

Известный русский ученый Чихачев Петр Александрович в путешествии по Алтаю в 1842 году писал: «За исключением небольшого ручья Чибит, ни в каком другом месте мне не удалось найти в достаточно большом количестве следы золота. Горы, где берет начало Чибит, состоят целиком из глинистого сланца красно-кирпичного цвета, с ярко выраженным сланцеватым строением».

Радлов Василий Васильевич дает это слово только для телеутов со значением «охра».

Отмечается также у тофов — шибит, тувинцев — шивит, др.- тюрк, чувут — краска, чувит — индиго.

Первоначально «чибит» обозначало природные минеральные глины разных оттенков желтого цвета, представляющие собой вещества, богатые окисями или гидроокисями железа.

Позднее, видимо, стало обозначать также желтый цвет с разными его оттенками. Описание многих объектов, имеющих в своем имени слово чибит очень хорошо подкрепляет значение данного слова.

Чибит. Памятник воинам Великой Отечественной войны

Сегодня

Жители заняты разведением коз, овец, крупного рогатого скота, лошадей в СПК «Чибит», крестьянских и личных подсобных хозяйствах.

По данным Алтайстата на 1 января 2010 года по Чибитскому сельскому поселению числилось 225 хозяйств.

Имеются АЗС, библиотека, детский сад, ДК, общеобразовательная школа, отделение ДЮСШ (греко-римская борьба), магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Сотовая связь — Билайн, МТС.

История

Если считать историю села от открытии Алтайской духовной миссии молитвенного дома, вокруг которого начался формироваться посёлок, то это — 1901 год. Кочёвки алтайцев, которые отмечались Александром Андреевичем Бунге и другими исследователями, датой основания села являться не могут. Более подробно см. История села Чибит

Знаменитости

23 марта 1959 года в селе родился общественно-политический деятель, глава администрации Улаганского района (1999–2003гг.) Вячеслав Алексеевич Ядаганов. При нём построена новая электролиния в Чибите.

В 1963 году директором 8-летней школы с. Чибит работала заслуженный учитель РФ (1982), отличник народного образования Маркова Екатерина Сергеевна.

С 1963 по 1967 год Чибитской восьмилетней школой руководил отличник народного просвещения СССР Марат Иванович Тельгеров.

Чибит

Разное

В 1970 году несколько школьников села Чибит направились на рыбалку в устье Чибитки, впадающей в Чую. Случайно на крючке оказался клочок материи, торчащей у берега. Ребята потянули, и вытащили завернутый в него железный ящичек. В нем оказалось 26 тысяч рублей времен Александра III. Удивительно, что знаки сохранились отлично.

В Государственном Музее этнографии в Ленинграде хранится ступа (под № 599—15-ab) из поселка Чибита: «Имеет форму высокого бокала с подставкой в виде усеченного конуса, широким концом вниз; высота 56 см, внешний диаметр отверстия 26,5 см, внутренний — 20,5 см, глубина бокала 30 см, при ступе пест массивный, вверху с полукруглым отверстием, внизу округленный, длина 57 см».

Около с. Чибит отмечены залётные особи скворца розового, птицы отряда воробьинообразных, семейства скворцовых.

Геология

Верещагин Виктор Иванович отмечал, что выше устья Чибита в долине Чуи сохранилось немало следов былого оледенения, отмеченных проф. Сапожниковым Василием Васильевичем и проф. Обручевым. По словам последнего «несомненно, что признаки оледенения распространены по Чуе гораздо дальше и ниже устья р. Чибит, где Сапожников определил низшее место залегания морен».

Доктор географических наук, советский геоморфолог, гляциолог и географ Алексей Николаевич Рудой отмечает, что «максимальное продвижение более молодого, позднечетвертичного ледника фиксирует конечная морена у с. Чибит. Крупнейшим ущельем прорыва на Алтае является молодое ущелье Чуи на участке между урочищем Ештыккель от устья р. Маашей до пос. Чибит.

Очень интересная в палеогляциогидрологическом отношении система разнообразно ориентированных ущельев прорыва и заплеска располагается на плато Ештыккёль. Эти ущелья (их не менее пяти) имеют протяженность от 500 м до 1,5 км, глубину по почти вертикальным склонам — 120-300 м при ширине от десятков до ста метров. В настоящее время все эти ущелья — сухие, их днища приподняты на небольшую высоту; по крайнему северному ущелью проходит грунтовая дорога — тропа от стоянок Курайского колхоза к пос. Чибит. Все ущелья обильно залесены».

Планируется в 2017 году морену у с. Чибит на правом борту р. Чибит отнести к памятникам природы.

У с. Чибит имеются крупнейшие выходы подземных вод (600 дм3/с), в правом борту долины р. Чибитка.

В 1930 году проведена геологическая съемка и исследования Чибитского месторождения меди. Геологические экспедиции 1934-1937 подтвердили, что оно может успешно эксплуатироваться.

Археология

Участок правобережья р.Чуя в районе мажойского каскада порогов между селами Чибит и Акташ не был обследован даже в конце прошлого столетия. Причиной тому, явился целый ряд объективных факторов. Прежде всего, естественная недоступность этого участка Чуйской речной долины. Поэтому первые обследования этой территории начались только в начале XXI века.

Обследование правобережье р.Чуя велось на участке от с. Чибит до впадения р.Мажой (Маашей). Протяженность маршрута составляла около 17 км. Была проведена глазомерная съемка местности, замеры и описание основных характеристик объектов, фотографирование, копирование петроглифов.

В 2000 г. Е.П.Маточкин обнаружил петроглифическое местонахождение Узун-Джалан.

Затем, в 2002 г. А.П. Бородовскому и Т.А. Вдовиной удалось выявить еще одно местонахождение древних наскальных рисунков — Турлу-Теке-Таш VI и целый ряд ранее неизвестных курганных групп.

Некоторые из этих могильников имеют ряды балбалов, ориентированные с востока на запад.

Для всех курганных могильников на правобережье указанной территории характерно расположение цепочками и микроцепочками. Курганные группы ориентированы поперек речной долины, что в целом соответствует направлению с юга на север. Как правило, могильники располагаются в центре или по краям небольших седловин и разделены возвышенностями речной долины. Неподалеку от цепочек курганов располагаются каменные выкладки различной формы.

Перечислим памятники. Это:

  1. Белькенек I, в трех километрах от с. Чибит на высокой правобережной террасе р.Чуя;
  2. Белькенек II, в 150 м вдоль дороги к ЮВВ от кургана c 17 могильника Белькенек I;
  3. Одиночный курган Турлу-Теке-Таш I, в 10 км от с. Чибит в 15 м к ЮЗ от дороги, на высокой Чуйской террасе, в 60 м от р.Чуя;
  4. Курганный могильник Турлу-Теке-Таш II, в 11 км от с. Чибит у подножия г. Белькенек;
  5. Могильник Турлу-Теке-Таш III, в 12 км от с. Чибит у обрывистого, скального склона г. Белькенек. Неподалеку от насыпей находятся каменные столбики и различные выкладки из камня;
  6. Петроглифы Узун-Джалан, на правом берегу Чуи примерно в 12 км вверх от посёлка Чибит, скальный выход находится примерно в 400 м к северу от курганного могильника Турлу-Теке-Таш III. Рядом находится зимник. В этих местах традиционно осуществляется выпас скота, и под прикрытием скал располагаются защищённые от ветра стоянки.

Петроглифы Узун-Джалан были созданы в разное время и большая их часть не связана ни в сюжетном, ни в композиционном отношении. В основном здесь представлены копытные животные.

Серия копытных животных тянется лентой вдоль земли. Здесь же находится изображение, напоминающее летящего орла. Выше, на небольших плоскостях есть также отдельные изображения копытных животных. Среди них выделяется горный баран со сплошными дисковыми рогами и козёл, у которого рога разведены в разные стороны.

Самая значительная и интересная в художественном отношении композиция на пятой нижней плоскости скалы справа. Большинство изображений здесь небольшого размера и выбито мелкоточечной техникой по силуэту. Здесь находится около двух десятков стилистически однородных изображений. Они явно связаны общей художественной идеей и вышли из-под руки одного мастера.

Действительно, художника, создававшего эти рисунки, можно с полным правом назвать мастером, настолько его искусство полно жизни, динамики и артистизма исполнения. Маленькие, почти миниатюрные изображения животных, скачущих в одном направлении плотной группой, грациозны по своей пластике. Особенно впечатляет самая нижняя в левом углу фигурка козла, представленного в сложном ракурсе с повёрнутой назад головой и приподнятой ногой. Вся эта композиция, несомненно, является шедевром наскального искусства. Её, по-видимому, можно отнести к эпохе ранних кочевников.

Любопытно еще, что на второй более высоко расположенной стоянке чабанов в урочище Турлу-Теке-Таш известен рисунок этнографический рисунок козла «теке», поразительно напоминающий тамги хунну. Он нанесен шариковой ручкой на внутренней двери кошары, там, где чабаны на протяжении ряда лет (с середины 90-х годов ХХ века) отмечают сроки своего посещения долины р.Чуи в районе мажойского каскада порогов. Как правило, этот период соответствует концу мая, до засушливого летнего периода и выгорания травы в долине. Не исключено, что именно в это время и создавалось большинство петроглифических композиций на правобережье р.Чуи в районе мажойского каскада порогов.

Стилистические особенности изображения козла на двери очень близки к петроглифам, выбитым на скалах недалеко от чабанской стоянки. Поэтому, не исключено, что именно они послужили прототипом для этого изображения. Тем более что рисунки животных этнографического времени на территории Горного Алтая с пастушьих стоянок существенно отличаются от указанного изображения.

  1. Курганный могильник Турлу-Теке-Таш IV на Чуйской террасе. Первый и третий курганы имеют ряды балбалов отходящие на восток;
  2. Курганный могильник Турлу-Теке-Таш V, на Чуйской террасе неподалеку от южного склона г. Белькенек, в 13 км от с.Чибит. К востоку тянется ряд из двух балбалов на протяжении 13 м;
  3. Петроглифы Турлу-Теке-Таш VI, на правом берегу р. Чуя в 900 м выше по течению от моста по дороге к аилу у впадения р.Мажой, расстояние (к северу) от устья р.Мажой до петроглифов составляет около 2 км. К этой небольшой скале пристоен загон летней пастушьей стоянки. В непосредственной близости от этого места к северо-востоку бьет небольшой ключ и устроена поилка для скота. На этом участке р.Чуи из-за высоких обрывистых, скалистых берегов нет удобных спусков к воде.

В основном на местонахождении петроглифов изображены горные козлы — теке. Животные показаны силуэтом. Фигуры имеют различные размеры. Чаще всего они изображены вереницами в 2-3 и более особей «идущих» друг за другом на «правую» (с запада на восток) или «левую» (с востока на запад) стороны.

Среди изображений козлов особенно следует выделить одно парное изображение на юго-восточном краю скального массива. Две фигуры копытных животных изображены в позе «внезапной остановки», что позволяет соотносить эти петроглифы с раннескифским временем. Выбивка этих изображений отличается от основного массива петроглифов. Техника нанесения рисунка более тщательная и тонкая. Тогда как другие изображения выполнены более грубо.

В целом выявлено около 20 изображений. Скорее всего, петроглифы разновременны, и могут датироваться от эпохи раннего железа до средневековья.

© Е. Гаврилов, 29 марта 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. А. Г. В Чибите торговля хлебом не организована // Красная Ойротия. 15 декабря 1937 г.; 2. Александров А. Полный порядок // Алтайская правда, 8 ноября 1984 г.; 3. Анохин А. В.. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 4. Арляпова В. Чибитская МГЭС: ведутся подготовительные работы // Газета «Улаганнынг солундары» №30 от 28.07.2011 г.; 5. Басов, М. А. Путевые заметки по Алтаю I сообщил Н. А. Костров II Томские губернские ведомости. 1869. 24 янв. №4. С. 8-9; 7 февр. № 6. С. 6-8; 7 марта. №10. С. 10-11; 14 марта. №11.C. 5-7.; 6. Бедушева Н. Кинофикация в Горном Алтае // Звезда Алтая, 15 июня 2016 года; 7. Безобразия в Чибитском сельпо // Красная Ойротия. 15 апреля 1935 г.; 8. Белявский Ф. Н., Семенов-Тян-Шанский В. П.. Русский Алтай. Россия: полное географическое описание нашего Отечества настольная и дорожная книга для русских людей», Т. 16: Западная Сибирь. СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1907 (Тип. АО «Слово») .- 591 с.: ил., карт., диагр.; 9. Бородовский А.П., Вдовина Т.А., Маточкин Е.П. Археологические памятники Мажойского каскада р.Чуя // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии №11. Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2003.; 10. Бражников Я.И. Горный Алтай в Великой Отечественной войне / Я. И. Бражников. — Горно-Алтайск: Алтайское книжное издательство, Горно-Алтайское отделение, 1966. — 190, [2] c., [3] л.; 11. Была война… Сборник архивных документов 1941-1945 гг. Горно-Алтайск, 2010. — 421 с.; 12. В братской семье народов СССР. Горно-Алтайское книжное издательство, г. Горно-Алтайск, 1962, 200 с., ил.; 13. В Горном Алтае плохо развернута культурно-просветительная работа // Алтайская правда, 10 февраля 1951 г.; 14. Венас А. Культурно торговать // Красная Ойротия. 6 ноября 1936 г.; 15. Верещагин В. Алтай как район образовательных экскурсий. Сибкрайиздат, Новониколаевск, 1925; 16. Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (Путевые заметки). Алтайский сборник, т. 9, Барнаул, 1908; 17. Верещагин В. И. Очерки Алтая. Сибкрайиздат, Новосибирск, 1927 г.; 18. Верещагин В. И. По Восточному Алтаю. Дневник путешествия в 1905 году. Алтайский сборник. Т. 6, Барнаул, 1907.; 19. Вишневский. Порядок автопробега // Красная Ойротия. 12 июля 1934 года; 20. Горный Алтай // Вопросы колонизации. Периодический сборник под. ред. Г.Ф.Чиркина и А.В. Успенского С-Пб., 1907, стр. 273-2; 21. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2010 году. Горно-Алтайск 2011г.; 22. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2011 году. Горно-Алтайск 2012г.; 23. Дорога жизни (К 90-летию Чуйского тракта) // Чуйские зори, 25 апреля 2012; 24. Дорожное строительство в Ойротии за 2 года // Красная Ойротия. 11 декабря 1933 г.; 25. Ефимов. Новости дня // Красная Ойротия. 10 апреля. 1937 г.; 26. Зайцев И. Комсомольцы горного села // Алтайская правда, 28 августа 1948 г.; 27. Из жизни и деятельности Алтайской Духовной Миссии за истекший 1900 год. Томские епархиальные ведомости, № 5-8, Томск, 1901; 28. Из протоколов заседаний съезда представителей инородческих волостей Алтая, состоявшегося по постановлению Томск Губернского Народного Собрания в г. Бийске 1, 2,3,4,5 и 6 июля 1917 г.; 29. Изменения на карте края // Алтайская правда, 6 сентября 1968 г.; 30. Иллиев С. И. «Дальнобойщики» Сталина // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 111-116; 31. Календарь памятных и юбилейных дат Республики Алтай, Горно-Алтайск. 2009-2015; 32. Киноэкспедиция в Горном Алтае // Алтайская правда, 22 июня 1948 г.; 33. Кирясов В. Отары спускаются с гор // Алтайская правда, 12 сентября 1967 г.; 34. Колхозная забота о школе // Алтайская правда, 13 апреля 1954 г.; 35. Колхозы Алтайского края, Алтайский краевой земельный отдел, Барнаул, 1938; 36. Краткий отчет об Алтайской миссии за 1908 год. Томские епархиальные ведомости 13-17, Томск, 1909; 37. Крейдун Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае: Воссоздание облика утраченных храмов XIX — начала XX в.: монография / Ю.А. Крейдун. — Барнаул: Алт. дом печати, 2013 — 262 с, [8] л. ил.; 38. Кривинец Н. Заоблачный пост // Алтайская правда, 25 октября 1970 г.; 39. Кто следующий? // Ойротский край. Суббота, 26 февраля 1927 г.; 40. Культурно-просветительная работа среди животноводов // Алтайская правда, 14 мая 1952 г.; 41. Курганаков. Четыре года не могут выстроить школу // Красная Ойротия. 29 мая 1937 г.; 42. Кучин А. П. Флора и фауна Алтая. – Горно-Алтайск, 2001 г. 264 с.; 43. Кызу-Темир. Изба-читальня не готовится к севу // Красная Ойротия. 20 марта 1935 г.; 44. Летов А. В. Некоторые вопросы развития культурно-бытовой сферы горного алтая в первые послевоенные годы // Мир Евразии. 2011. №3(14); 45. М. Михайловский. Посещение Алтая Преосвященным Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в июле 1895 года. Томские епархиальные ведомости № 21-23, Томск, 1895; 46. Мамет Л.П. Ойротия. М., 1930.; 47. Модина Т. Д. Заморозкоопасность Горного Алтая // Актуальные проблемы географии: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции (29-30 марта 2005 г.). — Горно-Алтайск: 2005. — 218 с.; 48. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979 г.; 49. Мугурашев У. Отары пополняются молодняком // Алтайская правда, 10 марта 1984 г.; 50. Награждение учителей // Алтайская правда, 9 января 1945 г.; 51. Неверова Г. Первая горная экспедиция // Алтайская правда, 3 августа 1972 г.; 52. Незатейливый сервис // Алтайская правда, 3 июля 1987 г.; 53. Новые телеграфные линии // Красная Ойротия. 18 февраля. 1936 г.; 54. Новь Чуйской степи // Алтайская правда, 19 сентября 1967 г.; 55. Одним не справиться. Нужна помощь. Нам нужен волшебный фонарь // Ойротский край. Среда, 22 декабря. 1926 г.; 56. Особо охраняемые природные территории Республики Алтай. Современное состояние и перспективы развития: монография / Ю. В. Робертус [и др.] ; 57. WWF России, Алтай. регион. инт экологии, ГПБЗ «Катунский». – Красноярск, 2012. – 118 c.; 58. От уезда к республике. Сборник архивных документов 1917— 2001 гг. — Горно-Алтайск. 2001 г.; 59. Открытие новых станов. ..Эдиганского и Чибитского в Бийском. ; 60. Отчет об Алтайской Духовной миссии за 1901 год. Томские епархиальные ведомости 8, Томск, 1902; 61. Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1909 год. Томские епархиальные ведомости № 11-16, Томск, 1910; 62. Отчет об Алтайской Духовной миссии за 1910 г. Томские епархиальные ведомости, № 6-15, Томск, 1911; 63. Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1911 год. Томские епархиальные ведомости, № 10-16, Томск, 1912; 64. Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1912 год. Томские епархиальные ведомости № 6, 8-9, 10-13, Томск, 1913; 65. Оценка численности постоянного населения Республики Алтай по населённым пунктам за 2016 год; 66. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области под редакцией и с предисловием проф. Л. П. Потапова. Горно-Алтайск, 1973; 67. Передовики Фронтовой Декады // Красная Ойротия. 20 мая 1943 г.; 68. Печерица. Охотники — ударники // Красная Ойротия. 12 января 1937 г.; 69. Пешков Ю. На крючке – клад // Алтайская правда, 25 ноября 1970 г.; 70. Платонова С. Г. Научные геологические экскурсии вдоль Чуйского тракта. Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2009): XI Международная научно-практическая конференция: сборник статей // Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. — 401 с.; 71. По городу и области // Красная Ойротия. 17 мая 1935 г.; 72. Попов. Ждем помощи // Красная Ойротия. 18 августа 1934 г.; 73. Потапов Л. П.. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991; 74. Потапов Л. П.. Очерки по истории алтайцев— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953.; 75. Праздник «Дня Урожая» // Ойротский край. Суббота, 19 декабря 1925 г.; 76. Профсоюзная конференция рабочих шоссейных дорог // Красная Ойротия. 24 августа 1937 г.; 77. Пустогачева Т.С. Развитие торговли в Горном и Предгорном Алтае во второй половине XIX — начале XX века. — Томск: Изд.-во Том. ун-та, 2007. — 184 с.; 78. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Пер. с нем. Примеч. и послесл. С. И. Вайнштейна. М.: Наука, 1989. 749 с., илл., карты. 6400 экз. (Серия: Этнографическая библиотека); 79. Разведка ртути в Ойротии // Красная Ойротия. 4 июня. 1936 г.; 80. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. — Новосибирск: Изд-во «Арта» , 2010. — 366 с, ил.; 81. Рудой А.Н. Гигантская рябь течения (история исследований, диагностика, палеогеографическое значение). Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. 224 с.; 82. Сапожников В. В. По русскому и монгольскому Алтаю М., Государственное издательство географической литературы, 1949; 83. Случай в горах // Алтайская правда, 31 января 1945 г.; 84. Соколов А. Варенье из ранеток // Алтайская правда, 30 мая 1965 г.; 85. Сотников А. В Горном Алтае плохо готовятся к новому учебному году // Алтайская правда, 24 августа 1952 г.; 86. Социально-экономическое развитие республики Алтай. 1991-2011 гг. Сборник архивных документов. – Горно-Алтайск, 2011. – 528 с.; 87. Список депутатов Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся, избранных 22 февраля 1953 года// Алтайская правда, 27 февраля 1953 г.; 88. Список населенных мест Сибирского края, т.1, Округа Юго-Западной Сибири, Новосибирск, 1928; 89. Список населенных мест Томской губернии на 1899 г., Томск, 1899; 90. Список населенных мест Томской губернии на 1911 г., Томск, 1911; 91. Табаев Д. И. Чуйский тракт, Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1975; 92. Таман. Больше внимания на качество в строительстве школ // Красная Ойротия. 15 февраля 1932 г.; 93. Телефонизация Ойротии //Алтайская правда, 10 июня 1938 г.; 94. Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии, Социально-экономическое издание, Ленинградское отделение, 1936; 95. Уголок комсомольца // Ойротский край. Воскресенье, 12 августа. 1923 г.; 96. Указ Президиума Верховного Совета СССР // Алтайская правда, 17 июня 1947 г.; 97. Указ Президиума Верховного Совета СССР // Алтайская правда, 28 марта 1981 г.; 98. Указ Президиума Верховного Совета СССР // Алтайская правда, 4 июня 1982 г.; 99. Учёные записки. Выпуск 10. Горно-Алтайск, 1971, с. 148; 100. Чибитский избирательный округ № 151 // Алтайская правда, 31 декабря 1952 г.; 101. Чихачев П. Путешествие в Восточный Алтай. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. 360 с. с илл. (Центральная Азия в источниках и материалах).; 102. Чуйский тракт // «Ойротский край», 14 сентября 1923 г.; 103. Швецов С. П.. Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая. Барнаул, 1898 г., 76, [18] с.: цв. карты; 104. Швецов С.П. Горный Алтай и его население, т.1, Кочевники Горного Алтая. В.1 Кочевники Бийского уезда. Барнаул, 1900; 105. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Том 3, выпуск 1. Переселенческие посёлки, образованные в 1878 году. Барнаул, 1900.; 106. Юрганова К. В.. От Улалы до Отхан-Хаирхана. Труды Томского Общества изучения Сибири. Том II, вып.2, Томск, 1912.; 107. Янпольский В.С., Абаимов П. Е.. Животноводство в Ойратском крае по данным экспедиции 1926 года по обследованию животноводства. Сибкрайиздат, Новосибирск, 1929.

Источник

Читайте также:  Лакорн море алчности с русской озвучкой
Оцените статью