Что без страданий жизнь поэта что без бури океан

Я жить хочу! хочу печали… (Лермонтов)

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Анализ стихотворения «Я жить хочу, хочу печали…»

Стихотворение «Я жить хочу, хочу печали» написано в августе 1832 году, когда поэту было 18 лет. В этот период Лермонтов переезжает из Москвы в Санкт-Петербург и поступает в школу юнкеров. Это стихотворение, созданное в жанре философской лирики, можно назвать манифестом поэта.

Немного об истории

С историей создания этого стихотворения связано имя Софьи Александровны Бахметьевой, воспитанницы бабушки поэта. (не путайте с Софьей Андреевной, супругой Алексея Константиновича Толстого). Несмотря на то, что Софья Александровна была на 14 лет старше поэта, он недолго был увлечен ею. Лето 1830 года она провела вместе с поэтом в Середникове, впоследствии недолго переписывались. Сохранилось три письма Лермонтова к Бахметьевой. Лермонтов посылал ей свои стихи. В их числе оказалось стихотворение «Я жить хочу, хочу печали». Вот как описывает биограф Лермонтова Висковатый Павел Александрович отношения Лермонтова и Бахметьевой:

Читайте также:  Виды природных комплексов океана

По мнению биографа, стихотворение было написано для Бахметьевой.

Стихотворение было опубликовано в 1889 году в собрании сочинений, подготовленном Висковатовым.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения – место поэта в обществе. Главная мысль, идея произведения выражена словами:

В какой-то момент Лермонтов решил, что, не познав страдания, нельзя быть талантливым и, тем более, нельзя быть поэтом. Страдания возвышают душу, делают человека человеком. Эта идея была особенно популярна в русской литературе середины XIX века. Только литераторы того времени призывали читателей страдать во имя свободы, во имя счастия других людей.

Идея страдания характерна для христианской морали, в которой говорится, что человек должен страдать, чтобы приблизиться к Богу, приобрести вечное блаженство в другой жизни.

В этом произведении, как и в других творениях Лермонтова, просматривается влияние Пушкина. Но здесь юный поэт полемизирует с Александром Сергеевичем. В стихотворении Пушкина «Элегия» есть строки:

Лермонтов утверждает, что для того, чтобы быть поэтом, он должен

В произведении Лермонтова нет места наслаждениям, любви и счастию, поскольку они

Композиция и построение стихотворения

По композиции стихотворение можно разделить на две части. В первой части Лермонтов говорит о своем пожелании. Эта часть занимает первые 6 строк. Во второй части выражен его взгляд на жизнь поэта.

В стихотворении всего 12 строк, написанных одной строфой. Ритм стиха – классический четырехстопный ямб. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Средства художественной выразительности

В этом произведении средств художественной выразительности немного, но они довольно разнообразны:

Архаизм «чело» приближает поэта к православным мученикам, говоря, что «любовь и счастие сгладили чело», поэт применил метафору. Тем самым он хотел подчеркнуть, что любовь и счастие заставляют его расслабиться, не думать, не тревожиться. Также метафора заключена в словах «мой ум избаловали». Туман спокойствия – еще одна метафора.

Насмешкам света – общепринятая метонимия, подразумевающая светское общество, дворянскую элиту. Неба звуки – олицетворение, под которым подразумевается талант поэта.

В стихотворении также использованы анафоры (повторы). Местоимение «он» акцентирует внимание на поэте. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Завершая краткий анализ стихотворения, следует вспомнить о том, что известный литературный критик ХХ века Д. Е. Максимов увидел в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» «любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе». Максимов писал, что «Лермонтов своим творчеством утверждает… и много раз признается в этой любви».

Источник

Из русской поэзии, Михаил Лермонтов

* * *
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
1832

МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
1839

И СКУЧНО И ГРУСТНО
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка.
1840

К ***
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!
1832

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.

Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Стихотворение создано в жанре философской лирики.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает проблему собственного безразличия, которое наступает, когда человеку становится скучно, и он пресыщается жизнью.

6. Тематика

Главная тема стихотворения – судьба поэта и поэзии в обществе.

7. Идея

Лермонтов хотел показать, откуда он черпает источник вдохновения. Для него движущей силой являются страдания и печаль. Радость, любовь и счастье его не вдохновляют:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

8. Пафос

Эмоциональный тон всего стихотворения задается с первых строчек стихотворения: «Хочу печали любви и счастию назло».

Только сильная, эмоциональная сердечная боль может заставлять поэта творить литературные шедевры. Спокойная жизнь, наполненная положительными моментами, может быстро надоесть и привести к равнодушию. Тогда поэт станет бесплодным как художник. Этого Лермонтов боится больше всего.

9. Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман».
Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж — поэт.

Лермонтов разрешает взглянуть в самую глубину своей души. Поэт говорит, что размеренная жизнь и отсутствие перемен делает его слабым. Ему нужна буря, его сердце требует перемен.

11. Лирический герой

Лирического героя воплощает сам М.Ю. Лермонтов. Лирический герой обозначен местоимением «он», за которым стоит сам поэт.

Жизнь творца неполноценна, если в ней нет душевных страданий. Ни один здоровый человек не станет заниматься бичеванием своей души, тянуться к страданиям.

Однако поэты – это представители определенной формации внутреннего мира. Путь у них всегда страдальческий, так как вступают в конфронтацию с обществом, бросают вызов.

12. Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

13. Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
10 Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

15. Ритм, рифма, строфика

Чувство возвышенности в стихотворении создаётся за счёт классического размера стихотворения для лирических произведений Лермонтова — четырехстопного ямба.

В результате, стихотворение звучит как марш.

Рифма стихотворения – перекрестная (АБАБ), женская рифма чередуется с мужской.

16. Средства художественной выразительности

В этом произведении художественных средств выразительности не так много, но все они разноплановы.

Стихотворение построено на сопоставлении. Так, поэт проводит параллель между разными понятиями с единым смыслом:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Страдания сравниваются с бурей, океан — с душой, над которым собираются тучи. Подобно тучам, которые никак не успокоятся и волнуют водную стихию, негативные эмоции никак не утихнут. Но именно такой ценой можно быть по-настоящему талантливым.

Архаизм «чело» позволяет сравнить поэта со святыми мучениками. Здесь

Лермонтов вводит метафору «любовь и счастие сгладили чело». Другими словами, два этих состояния расслабляют, заставляют не думать, не беспокоиться.
То же значение передают метафоры: «туман спокойствия» и «мой ум избаловали».

Метонимия «насмешкам света» характеризует светское общество, дворянскую элиту. А под олицетворением «неба звуки» идет речь о таланте поэта.

В поэтическом тексте также использованы анафоры. Повтор местоимения «он» делает акцент на образе поэта. Повтор слова «что» усиливает вопросы.

17. Значение

Стихотворение имеет большое значение для потомков, так как оно точно описывает душевное состояние поэта на его творческом пути.

Автор приглашает читателя прогуляться по закоулкам своей души, открывает перед нами свой противоречивый и трагический внутренний мир. Благодаря этому произведения мы знаем, что поэт проживал свою жизнь как боец, заплатив высокую цену в виде душевных страданий.

18. Актуальность

Данное произведение не теряет актуальности, ведь многие люди до сих пор занимаются творчеством и черпают вдохновение в сильных негативных переживаниях.

Зная печальную историю жизни поэта и его трагической гибели, мы можем сделать определенные выводы относительно верности выбранной стратегии. Возможно стоит присмотреться к более позитивным источникам вдохновения, которые не будут оказывать негативный эффект на нашу жизнь.

19. Мое отношение

Прочитав данное стихотворение, я задумался(-ась) о том, какими тяжелыми могут быть творческие поиски и какими ранимыми могут быть творческие люди. Думаю, мы могли бы быть более внимательными к близким людям, которые создают нечто новое и прекрасное.

20. Чему учит

Стихотворение учит уважительно относиться ко всем творческим людям и их работам, ведь в каждое творение они вкладывают свою душу и свои эмоции.

Источник

Оцените статью