- Как человек использует Мировой океан?
- Что океан даёт человеку?
- Мировой океан для природы и человека
- Терморегуляция
- Сырьевой источник
- Проблемы Мирового океана и их решение
- Что мы узнали?
- Презентация по окружающему миру «Океаны» (3 класс)
- Конспект занятия по внеурочной деятельности «Здоровейка» на тему «Что дает нам море» (3 класс)
Как человек использует Мировой океан?
Как человек использует Мировой океан Вы узнаете в этой статье.
Что океан даёт человеку?
Мировой океан обладает колоссальными запасами биологических, химических, минеральных и энергетических ресурсов.
Человек очень разнообразно использует мировой океан.
Мировой океан, является важнейшей транспортной артерией. Океанские суда, перевозят миллионы тон, разнообразных грузов.
Кроме этого, мировой океан, является огромной сырьевой базой, для пищевой, фармацевтической, косметической, и сувенирной промышленности.
В океане даже построен первый в мире космодром, на воде. На океанских побережьях отдыхает множество людей.
Трудно найти человека который не любит даров океана. Рыба, моллюски, и другие морские животные, водоросли, и иные морские растения, вот только часть этих даров.
Более 85% биомассы, которую использует человек, составляют рыбы. Мизерная доля приходится на водоросли. Благодаря рыбе, моллюскам, ракообразным, выловленным в Мировом океане, человечество на 20% обеспечивает себя белками животного происхождения. Биомасса океана используется также для получения высококалорийной кормовой муки для животноводства.
В настоящий момент вылов рыбы приближается к опасной черте — человечество рискует потерять ежегодное воспроизводство морских рыб.
На грани исчезновения пребывают множество морских животных: синий кит, калан, морские котики, моржи, тюлени, по-этому они взяты под международный контроль.
Кроме того люди исследуют, изучают океан, его состав и процессы протекающие на поверхности, и в глубине, законы царящие в нем, существ его населяющих и многое другое. Кроме всего прочего,
океаны земли, это еще и гигантское хранилище, воды, и разнообразных химических соединений.
В последние десятилетия, человек пытается использовать энергию океанских приливов, в своих целях.
Как уже отмечалось, морская вода — раствор. В ней присутствуют различные химические элементы. С давних пор из морской воды добывали поваренную соль. В настоящее время 25% потребностей в поваренной соли покрывается за счет морской воды, благодаря ей удовлетворяются 60% потребностей в магнии; 90% брома, используемого в мировой медицине, извлекается также из морской воды.
Немалая часть богатства Мирового океана сосредоточена на его дне. Множество полезных ископаемых найдены в шельфах. Например, запасы фосфоритов в шельфах достигают 90 млрд. т. Достаточно добыть только 10% этого богатства, чтобы обеспечить на столетия мировое сельское хозяйство удобрениями. На первом месте из месторождений, разрабатываемых в пределах шельфов, стоят нефть и газ. Из общего объема добычи нефти и газа более 30% приходится на морское дно.
На дне Мирового океана на глубине 3-4 тыс. м распространены россыпи железо-марганцевых конкреций. Если человечество найдет безопасный для морской воды способ доставки, поднятия множества этих рудных тел на поверхность, то будет обеспечено на многие годы ценными металлами. На морском побережье, в зоне прибоя, в рыхлых отложениях найдены месторождения титана, циркония, касситерита, золота, платины, серебра, алмазов и других ценных минералов.
Как мы видим океан приносит людям, огромную пользу. И по этому так Важно чтобы человек, берег океан, не загрязнял его, не разрушал его уникальные экосистемы.
Источник
Мировой океан для природы и человека
Терморегуляция
Мировой океан – это огромная батарея. Он способен накапливать тепло и отдавать его тогда, когда наступит холодная пора, чтобы согреть землян. В летнее время, забирая на себя большую часть солнечных излучений, он спасает экваториальные страны от выгорания. Такая способность объясняется большим содержанием солей в огромной массе воды.
Рис. 1. Коралловый риф
Сырьевой источник
В последнее время улов рыбы достиг опасного предела. Начиная с 17 века количество потребляемых морепродуктов неуклонно росло. Сегодня цифры говорят о том, что на каждого человека земли приходится по 22 кг. рыбы в год. Еще немного и океан не сможет успевать возобновлять свой животный мир.
Экономическое значение океана состоит в том, что это богатый неизведанный источник ценных топливных ресурсов – газа и нефти. Многие дорогие руды, недостаток которых ощущается на суше, в море находятся в избытке. Это марганец, кобальт, никель.
Мощь водных масс – это потенциальный источник неиссякаемой энергии. Пока эту сферу освоили недостаточно, но это хороший аналог атомных электростанций.
Рис. 2. Красота океана
Обозначим коротко какова роль океана в жизни человека:
- Является накопителем солнечного света;
- Определяет погоду и климат планеты;
- Поставщик пресной воды в гидросферу;
- Выполняет фильтрующую функцию;
- Очищает воздух и поставляет в атмосферу насыщенный кислород;
- Источник морепродуктов;
- Источник минеральных ресурсов;
- Источник энергии;
- Транспортный союзник;
- Центр рекреационных ресурсов и туризма.
Однако, помимо положительного влияния на природу и человека, океан выполняет отрицательную и очень опасную работу. Он – причина возникновения разрушительных цунами, штормов и ураганов.
Самое крупное цунами в истории человечества произошло в 2014 году на берегах Индийского океана. Тогда разрушительная сила унесла жизни 240 000 человек. Пострадали 14 стран, а некоторые острова были стерты с лица Земли.
Проблемы Мирового океана и их решение
Конечно же, вспоминая проблемы океанов, стоит отметить, что пагубное влияние сказывается прежде всего из-за перепромысла. Чем больше людей – тем больше потребности. Тем больше нужно добывать сырья, рыбы, тем больше истощаются ресурсы Земли. Своей деятельностью человек загрязнил воды настолько, что океан не успевает перерабатывать все продукты жизнедеятельности. Опасные разливы нефти или крушения танкеров вызывают опасность вымирания подводной жизни.
В 1957 году была создана Международная океанографическая комиссия при ЮНЕСКО. Основные ее задачи:
- Совместное со всеми странами безопасное изучение морских глубин;
- Следить за рациональным использованием ресурсов;
- Охранять богатства Мирового океана и сохранять чистоту его вод.
Что мы узнали?
Мировой океан для природы и человека играет огромную роль. Прежде всего, он – мощный регулятор климата и погоды нашей планеты. Он сохраняет тепло и влияет на дожди. Рациональное использование ресурсов Мирового океана и решение проблемы его загрязнения – залог жизни всего человечества в будущем.
Источник
Презентация по окружающему миру «Океаны» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила ученица 3Б класса Школы- интерната № 26 г. Рязань Кладкова Варвара
1. Океаны мира. Общее. Океаны мира занимают 71%, или около двух третей, поверхности нашей планеты. Океаны мира помогают формированию погоды и климата планеты, посылают необходимые нам дожди. В мире пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый и Южный. В каждом океане мира выделяют отдельные участки, называемые морями и заливами, многие из которых частично окружены сушей. Все мировые океаны сообщаются друг с другом, так что вода может свободно перетекать из одного в другой. Самый большой океан – Тихий океан. Он занимает около половины мирового океана. На втором месте – Атлантический океан (22%). На третьем месте – Индийский океан (20%). Далее Южный океан. Южным океаном называют все моря, омывающие самый южный материк земли Антарктиду. На 5 месте – Северо-ледовитый океан (3,5%).
2. Тихий океан. Ти́хий океа́н — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге. Площадь с морями — 178 млн км², средняя глубина — 3984 м. Площадь Тихого океана превышает площадь всей суши почти на 30 млн км². 28 ноября 1520г в открытый океан вышел Фернан Магеллан. Он пересёк океан за 3 месяца и 20 дней. Всё это время стояла спокойная погода, и Магеллан назвал его Тихим океаном. Тихий океан очень теплый. Там очень много живых организмов и разнообразных растений. Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные пути между странами. На побережье Тихого океана очень много курортов.
3. Атлантический океан. Атланти́ческий океа́н — второй по величине океан Земли после Тихого океана, расположенный между Данией и Исландией на севере, Европой и Африкой на востоке, Северной и Южной Америкой на западе и Антарктидой на юге. Площадь 91,6 млн км². На просторах Атлантики представлены все климатические пояса планеты. Для тропических широт характерны теплые температуры (средний показатель — 20 °C) и обильные осадки. К северу и югу от тропиков расположены субтропические пояса с более низкой температурой (от 10 °C зимой до 20 °C летом). В умеренных широтах средняя температура самого тёплого месяца держится в пределах 10—15 °C, а самого холодного до −10 °C. Атлантический океан является с незапамятных времён местом интенсивного морского рыбного промысла. Атлантический океан даёт 2/5 мирового улова. Атлантический океан занимает ведущее место в мировом судоходстве. Большая часть путей ведёт из Европы в Северную Америку.
4. Индийский океан. Инди́йский океа́н — третий по площади и глубине океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет 76 миллионов км. Океан получил название от Индии, наиболее известной страны на берегах океана. Температура в Индийском океане преимущественно теплая. Только в незначительных частях океана температура редко опускается зимой до -15 градусов. Флора и фауна Индийского океана необычайно разнообразны. Значение Индийского океана для мирового рыболовного промысла невелико. Важнейшими полезными ископаемыми Индийского океана являются нефть и природный газ.
5. Северный Ледовитый океан. Се́верный Ледови́тый океа́н — наименьший по площади и глубине океан Земли, расположенный полностью в северном полушарии, между Евразией и Северной Америкой. Площадь океана составляет 14 млн км². К Северному Ледовитому океану примыкают территории Дании , Исландии,Канады, Норвегии, России и США. Климат Северного Ледовитого океана определяется, прежде всего, его полярным географическим положением. Существование огромных масс льда усиливает суровость климата. Это самый холодный океан. Суровые климатические условия оказывают влияние на бедность животного мира Северного Ледовитого океана. Фауна северного ледовитого океана выделяется целым рядом специфических особенностей. Одна из таких особенностей —гигантизм. В Северном Ледовитом океане обитают самые крупные мидии, самая большая медуза –цианея, белые медведи, белухи, моржи, тюлени и киты. Все они огромные.
6. Южный океан. Ю́жный океа́н — условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и нередко выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы. Условная площадь 20 млн км². Морские температуры изменяются приблизительно от −2 до 10 °C. Айсберги могут встречаться в любое время года по всему Южному океану. Некоторые из них способны достигать нескольких сотен метров. Несмотря на суровый климат, Южный океан изобилует жизнью. Здесь много беззубых китов, тюленей, рыб, головоногих моллюсков, пингвинов и трубконосых птиц.
Источник
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Здоровейка» на тему «Что дает нам море» (3 класс)
«Здоровейка» Дата _____________
Тема: ЧТО ДАЕТ НАМ МОРЕ
Обучающая: расширять знания детей о географии, природоведении, топонимике Чёрного моря, познакомить учащихся с растительным и животным миром Чёрного моря, повторить правила бережного отношения к природе и животному миру.
Развивающая: развивать кругозор ребят в области краеведения, культуры, искусства; внимание и мышление учащихся при просмотре карты, прослушивании музыки, чтении стихов; развивать речь, память, воображение.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного в детях.
«Люди тянутся к Чёрному морю,
Чтоб увидеть восход и закат,
Позабыть и тревоги и горе,
Головой окунуться в накат.
Я в отъездах не знаю покоя
Зачарованно тянет к себе
Море юное, море седое
И родное в моей судьбе».
-Ребята, сегодня у нас немного необычное занятие. Мы с вами оправляемся в морское путешествие. Вы –сегодня морские туристы, которые вспомнят морских рыб, других обитателей. Давайте пожелаем друг другу отличного познавательного путешествия!
2.актуализация опорных знаний
Послушайте разговор двух приятелей
— Я живу на Камчатке У нас в семье все любят морепродукты. Так называются морские растения и животные, за исключением рыбы, которые человек использует в пищу. А вы знаете, что из морепродуктов можно приготовить целый обед!
— Правда? Странно, я только два вида морепродуктов знаю: кальмары и морская капуста.
— А вот послушай: на закуску – салат из мяса краба, на первое – суп из мидий, на второе – фаршированные кальмары, на десерт – желе.
— А желе-то тут при чем?
— Для приготовления желе, мармелада, суфле используют вещество агар-агар. Его получают из морских водорослей .
Вы, наверное, догадались, что сегодняшнее занятие посвящено морю.
А путешествовать мы будем по страницам истории, географии, природоведения Чёрного моря. Узнаем много интересного и нового о нашем море.
3. Восприятие и осознание нового материала
1)Географическое положение Чёрного моря.
Посмотрите, как выглядит Чёрное море из космоса.
Чёрное море тёплое и круглый год почти не замерзает. Случается, что оно покрывается льдом у берегов г. Одессы и Турции. Море является частью Атлантического океана и соединяется с ним на юге через Средиземное море проливами Босфор и Гибралтар. На северо-востоке оно соединяется Керченским проливом с Азовским морем, а на юго–западе через пролив Босфор с Мраморным морем. Наше море одно из глубоких морей. Наибольшая его глубина 2210 м. Чёрное море омывает своими водами многие государства: Россию, Украину, Турцию, Болгарию, Румынию, Грузию. Омывает и полуостров Крым, на котором мы живём. Здесь, на берегах моря, находится много городов и посёлков.
-Ребята, какие города и посёлки на берегах Чёрного моря вы знаете?
2) Названия Чёрного моря.
3) Почему море Чёрное?
— Но почему же море наше такое красивое и ласковое называют Чёрным?
. А я расскажу как всё было. Ещё в давние времена, моряки, вытягивая из воды якоря, заметили, что якоря и другие металлические предметы, побывав на дне морском, становятся чёрными. Моряки не понимали, отчего это и подозревали, что здесь скрыта какая-то «чёрная» тайна. Поэтому и море назвали Чёрным.
Но нет на свете загадок, которые нельзя было разгадать. Разгадали и тайну Чёрного моря.
Учёные достали с морского дна ил и обнаружили в нём газ – сероводород. Это от его действия темнеет металл. Откуда же взялся на дне моря этот вредный для всего живого газ? А вот откуда.
Десять миллионов лет тому назад, Чёрное море было почти несолёным. Тогда ещё не было Боспорского пролива, который соединяет сейчас Чёрное море с горько – солёным Мраморным.
В Чёрное море хлынула горько – солёная вода, которая погубила всех обитателей моря. Их останки упали на дно и стали разлагаться. От гниения погибших животных и образовался сероводород.
Этот газ и сейчас в больших количествах есть на глубине моря. А так как он ядовит, то ниже 150 — 200 м в Чёрном море жизни нет. Все живые существа обитают на небольших глубинах.
4) Обитатели Чёрного моря.
Самые маленькие и многочисленные обитатели Чёрного моря не видны человеческому глазу. Они размером с пылинки и называются планктон. Эти малюсенькие существа служат хорошей пищей для более крупных животных – медуз, мидий, мальков рыб.
Украшение морских глубин – морские водоросли. Они обогащают воду кислородом, служат пищей и домом для морских обитателей, укрепляют берега, предотвращают размывание дна, выделяют в воду различные вещества, необходимые для жизни морских существ.
— Ребята, а каких обитателей моря знаете вы?
Медузы в Черном море являются самыми древними жителями нашей планеты.
Питаются медузы планктоном. Они могут предсказывать шторм и уходят в это время в глубину.
Мидии – это моллюски. Живут плотными компаниями 4-6 летМидии – санитары моря. Они очищают морскую воду. За сутки мидия пропускает через себя 70 – 80 литров воды.
В мидиях встречаются жемчужины.
Краб одет в панцирь. Линяет много раз за свою жизнь. Когда сбрасывает панцирь, становится голым и беззащитным. В Чёрном море 20 видов крабов. Глаза у краба видят всё вокруг, Клешни очень мощные. Ими он и хватает, и пережёвывает рыбок, и сокрушает раковины, и защищается от врагов. Передвигается на суше и в воде боком.
Морской конёк похож на коня, даже грива у него есть. Плавает конёк стоя. Хвостик то расправляет, то сворачивает. Он у конька, как руль. Конёк маленький. Его размер 10-12 см. Эта рыбка прячется в морских зарослях. У конька – папы есть на брюшке карман. В нём он носит икринки.
Камбала похожа на блин или лепёшку. Оба её глаза расположены на правой стороне. Смотрит рыба – лепёшка вверх. Спинка зеленовато – серая, под цвет морского дна, а брюхо белое. Лежит себе камбала и ждёт добычу. И врагам совсем незаметна. Замаскировалась.
Дельфин – это не рыба, а животное. Самый крупный дельфин в Чёрном море – это афалина. Его длина 2 – 2,5 метров. Афалина хорошо ныряет и может пробыть под водой 15 минут. Ест дельфин рыбу: хамсу, шпроты, барабулю.Афалина быстро плавает и может перегнать катер. Дельфины ладят с людьми и часто помогают им.
5. Закрепление знаний
А сейчас послушайте загадки, и постарайтесь отгадать:
Я на дне лежу и наверх гляжу.
Оба глаза на боку,
Плавать тоже я могу.
Кругловата, как лепёшка,
Но не мелкая рыбёшка.
Прочный панцирь, клешни, лапки,
Лазать по скале мастак.
Удирает без оглядки,
Не догонишь просто так!
Без труда залезет в щель –
Не достать его теперь.
Я в воде, хоть и не рыба,
Быстро плаваю, ныряю,
В высоту умею прыгать,
В море рыбу я ловлю
И с людьми играть люблю.
Я как зонтик, я как блин,
Но не рыба, не дельфин.
Вы меня боитесь, детки,
Ведь стрекательные клетки
Я ношу всегда с собой.
Жалю, если до меня
Вы дотронетесь шутя.
Я лошадка, но морская.
Без копыт, но с гривой я.
Под водою убегаю,
Домик мой – ракушки две,
Из него не выхожу.
Прикреплюсь я на скале
И на месте так сижу.
Всем животным помогаю –
В море воду очищаю.
-А скажите, ребята, для чего человеку море? (Море нас кормит)
-А как вы понимаете «кормит»?
(Человек ловит рыбу, моллюсков, крабов, употребляет в пищу водоросли).
-А как вы понимаете лечит?
(Морская вода – лечебная, морской воздух и солнце полезны. В Ялту приезжают тысячи людей, чтобы поправить своё здоровье, отдохнуть в домах отдыха, санаториях, на турбазах, в лагерях.)
Йод — микроэлемент, необходимый для работы щитовидной железы, которая, в свою очередь, регулирует в организме важнейшие обменные процессы. Если йода в организм поступает недостаточно, это приводит к возникновению самых серьезных заболеваний, лечение которых возможно только в том случае, если йодный дефицит организма ликвидирован. Йод необходим для нормального роста, хорошего самочувствия и успешной работы.Естественными источниками йода являются питьевая вода, овощи и, конечно, морепродукты.Помимо использования морепродуктов, еще одним из вариантов решения проблемы йододефицита может стать включение в рацион питания йодированных продуктов — йодированной соли, хлеба, молока, яиц. В последнее время появилась даже йодированная жевательная резинка.
Вкус йодированных продуктов ничем не отличается от традиционных, однако польза их значительно выше. Некоторые продукты требуют соблюдения особых правил хранения. Так, к примеру, йодированную соль нельзя хранить на открытом свету, так как под действием света йод быстро разрушается и соль теряет свои полезные качества. Поэтому лучше держать ее в темных и плотных пакетах, а в солонку насыпать небольшое количество, которое тут же используется.
-А чем, конкретно, каждый из вас может помочь морю?
-Вы поможете морю, если запомните несколько правил, которые нужно выполнять:
1. Не загрязняйте морской воды и побережья, только чистыми они привлекательны.
2. Скалы и камни прекрасны и без ваших фамилий. Надписи это стойкое загрязнение.
3. Пакеты, бутылки, банки нельзя оставлять в местах вашего отдыха.
4. Не рвите морские водоросли и не тревожьте подводные камни — это хранилище икринок и убежище для мальков.
5. Не уничтожайте обитателей моря.
6. Останавливайте тех, кто причиняет морю вред.
Если вы будете выполнять эти правила, то море будет жить и дарить нам радость.
Источник