Что происходит с морем во время шторма

Немного о шторме

Морякам часто приходится слышать вопросы от береговых жителей планеты:
— А как это «качает»? Вверх и вниз, что ли? А море красивое во время шторма? А спать от качки не хочется? Как моряки её переносят ? Корабль может перевернуться? А просто утонуть? – и так далее.

Так вот, чтобы всем было ясно, отвечу почти по порядку и, вполне возможно, расскажу что-нибудь помимо этого.

Всем со школьной скамьи известно, что перемещение потоков воздуха в горизонтальном направлении называют ветром. И чем быстрее эти самые потоки перемещаются, тем сильнее ветер. Ну, это и так ясно даже мне, а уж читатель, наверняка, усмехнулся скептически, мол, хоть и не плавали, но знаем. Честь вам за это и хвала!

Итак, приступим.
Погрузка судна в порту уже заранее принимает во внимание возможность встречи со штормом, поэтому груз укладывается в трюмах и надёжно крепится, чтобы избежать какой-либо его подвижки в море или, на худой конец, свести подвижку к минимуму. При погрузке ведётся строгий контроль за осадкой судна, которая не должна превышать допустимых для данного судна норм остойчивости и непотопляемости.

Одновременно капитан с помощниками изучают метеосводки по маршруту перехода и определяют наиболее оптимальный маршрут как в коммерческом отношении, так и в отношении безопасности.

Читайте также:  Снять квартиру море океан

Загрузились, убрали с палуб всё лишнее и вышли в море.

Шторм обычно налетает не сразу. Сначала он даёт знать о себе тяжёлой зыбью, которая раскачивает корабль с борта на борт или, если она встречная, корабль черпает воду носом, а иногда и кормой. Потом начинает снижаться атмосферное давление. Иногда плавно, но чаще всего резко. И вот налетает первый шквал, за ним ещё и ещё. Ведь избежать встречи со штормом почти невозможно, можно только выбрать маршрут, где его воздействие на корабль будет минимальным.
Как только судно начинает зарываться в волны, механики сразу начинают волноваться – возрастает нагрузка на главный двигатель. Винт, выскакивая из воды, «забрасывает» обороты и приходится их сбавлять. Капитан и без механиков бы дал команду на уменьшение скорости, но они всегда опережают события на 2-3 часа, портя ему настроение, которое и так не очень. Недаром штурмана утверждают, что жизнь им портят водка, женщины и механики. А механикам – водка, женщины и штурмана. Деваться некуда – средний ход, а то и малый.

Чтобы уменьшить качку, капитан выбирает скорость и курс и иногда корабль идёт совсем не туда, куда нужно. Делать нечего – судно, экипаж и груз важнее точного времени прибытия в порт назначения.

Ветер усиливается до штормового, Океан катит многометровые седые волны, горизонт из-за морских брызг совсем не виден, ветер свистит в снастях. Романтики никакой! Экипаж, расписанный по вахтам, занимается своей обычной работой, если не выходит из строя какой-нибудь важный механизм. Тогда — полундра, аврал и прочие хлопоты, которые иногда длятся сутками напролёт.

Обычно вахта на морских судах несётся четыре через восемь. Это значит, что четыре часа моряк на вахте, потом восемь часов отдыхает. Не верьте тому, что прочитали! Судовые специалисты в дополнение к вахтам имеют ещё и собственные заведования, обслуживать которые во время вахты далеко не всегда удаётся. Так что рабочий день у моряка ненормированный. Отсюда и лексика морская тоже ненормированная. А вы как думали? Интересно, а как береговой человек отреагирует на то, что его вторую неделю подряд будят в два часа ночи потому, что вышел из строя агрегат, который находится в его заведовании? А человек только в полночь сдал вахту!

Немного отвлеклись, но не зря.

Что же такое «качка»? Спешу огорчить тех, кто уверен, что это всего лишь «вверх-вниз». Ребята, это не качели в парке! Там вы заплатили за пятиминутное удовольствие по таксе и, укачавшись, пошли отпиваться пивом или квасом. В море за качку платят морякам. Только вот она не кончается через пять минут. Если корабль через сутки вышел из шторма, то считайте, что ему повезло. Обычно это длится гораздо дольше, иногда – весь многосуточный переход. Так вот, качка в море – это зарывание носом в волны, перекатывание по палубе десятков тонн морской воды, это дикая тряска судна, вошедшего в резонанс с самим собой, это мощные удары волн по корпусу судна, от которых иногда ломаются фальшборты, а металлическое леерное ограждение просто скручивается в рулоны, это. Иногда это потеря палубного груза, когда не выдерживают надёжные, как казалось в порту, крепления. Когда судно кренится на один борт до тридцати градусов и уже через десять-двенадцать секунд лежит с таким же креном на другом борту, трудно поймать себя в пространстве. Выход на открытые палубы запрещается, а вахты всё равно никто не отменяет, потому что вахты — это жизнь в самом прямом смысле этого слова.

В самом лучшем случае моряк сдаёт вахту, ничего с его заведованием не случается и он идёт отдыхать. Ну, ну. Поспать ему вряд ли удастся. Он все восемь часов «отдыха» будет содрогаться вместе с судном, елозить, раскорячившись, по кровати от кренов, слушать грохот чего-то незакреплённого в каюте или в коридоре и, промаявшись положенное для отдыха время, он побредёт сначала в столовую или в кают-компанию, чтобы ошпариться чаем, и с покрасневшими от бессонницы глазами запишет в журнале: «Вахту принял такой-то. ». Но не тут то было! Капитан, чумной от бессменного торчания на мостике и очень расстроенный из-за разбившейся любимой кружки, отправит его назад в каюту, потому что моряк прибыл на мостик в тапочках, а не в жёстко закреплённой на ногах обуви. Понимая капитанскую правоту, но не принимая её по определению, моряк скользит вниз по трапам, думая о капитане то, что бы вслух бы никогда не сказал.

А капитан объявляет по судовой трансляции:
— Внимание, через десять минут всей палубной команде выйти для крепления ящика у трюма номер четыре по правому борту!

И не надо смотреть на часы! Сейчас не важно — три часа дня или ночи. Важно поймать ящик, чтобы он не улетел за борт, разрушая всё, что попадётся ему на пути. Судно сбавляет ход до минимального, делая подветренным правый борт, старпом даёт необходимые распоряжения и палубная команда в спасательных жилетах, чертыхаясь, осторожно выбирается на палубу ловить этот проклятый ящик неизвестно с чем внутри. Они поймают его, поймают и закрепят, не сомневайтесь! Старпом доложит капитану и судно добавит ход.

А тут, как на беду, встречное судно и по правилам вы должны уступить ему дорогу. Приходится менять курс и корабль начинает болтать ещё сильнее, а скорость падает до нуля, потому что встречные ветер и волны иногда бывают сильнее судового двигателя.

В машинном отделении шторм воспринимается ещё хуже. Как уже было сказано, вахты никто не отменял и вахтенный механик и моторист делают регулярные обходы машинного отделения, проверяя параметры всех работающих механизмов. Конечно, размах качки в «машине» гораздо меньше, чем на мостике, но всё усугубляется изобилием запахов, присущих всем механизмам, грохотом двигателя и жарой, особенно, если судно штормует в тёплое время года. Тогда в некоторых местах машинного отделения температура может превышать шестьдесят градусов, а идти туда всё-равно надо, потому что там тарахтит насос охлаждения и его надо обязательно проверить.

Всем известно, что существует такая дрянная штука, как морская болезнь. Но никто не знает её точных симптомов. Общепринято считать, что при ней «отдаётся дань Владыке Морскому», то есть моряка непрерывно тошнит. Есть такие и немало. Но кто-то другой просто не может во время качки есть, а кто-то «трескает» всё подряд безостановочно, хотя при нормальной погоде и выглядит нормальным человеком. А кто-то вообще не реагирует на болтанку никаким образом. Всё это – симптомы морской болезни. Даже третий вариант – отсутствие реакции на качку – тоже своего рода аномалия. Существует твёрдое правило: только работа способна побороть эту болезнь. Будешь валяться в кровати – хана, никогда не придёшь в себя, пока штормит.

Может ли корабль перевернуться или утонуть? Может, конечно, хотя современные корабли сделаны с очень большим запасом плавучести, поэтому такие случаи крайне редки. Они просто невозможны, если соблюдены все правила погрузки, люковые закрытия надёжно задраены, судовой двигатель и руль работают исправно, а экипаж грамотно управляет судном в штормовых условиях.

После шторма жизнь не кажется более прекрасной, чем до него. Экипаж начинает «считать раны», нанесённые штормом и поверьте, что их всегда много. Это могут быть погнутые леера, подорванные стойки фальшборта, унесённые за борт спасательные круги, затопленные водой цепные ящики и многое другое. А на палубы и надстройки слабонервным лучше не смотреть. Недавно выкрашенный «кормилец» весь порыжел от морской воды и понадобится уйма времени, чтобы вернуть его в приличный вид.

Вот и получается, что море красиво только с берега. Хотя, можете мне не верить, не обижусь. А шторма – это часть жизни любого моряка. Не очень приятная, но неизбежная.

Источник

Шторм в океане. Причины и последствия

Больше половины поверхности Земли покрыто водой. Без нее не может существовать все живое. И все же эта среда бывает и смертельно опасной. Ученые считают, что океан исследован недостаточно хорошо.

Шторм в океане и на море — довольно красивое, даже завораживающее зрелище. И в то же время это опасное погодное явление.

Шторм в океане. Что это за явление?

Для экипажей морских кораблей, траулеров и прочих суден шторм — всегда большая опасность и стресс. А для пассажиров он ужаснее вдвойне, так как большинство из них впервые попадают в бесконечные просторы бушующего океана.

Все природные катаклизмы подобного рода (циклоны, тайфуны, ураганы) появляются, как правило, когда теплые воды тропиков способствуют увеличению интенсивности влажных штормов в океане. В процессе усиления штормового фронта, начинается вращение его огромных масс. Образуется спираль, закручивающаяся по часовой стрелке. Этот процесс вызывает, в свою очередь, ветра. Скорость их достигает 322 км/ч. Они способствуют взвихриванию гигантских волн на поверхности моря или океана. А они уже с огромной силой обрушиваются на побережье.

Попасть в шторм в океане или на море — ужасающее явление. При этом высота волн составляет от 5 до 17 метров. Видимость на тот момент практически нулевая, так как воздух заполнен большим количеством мелких капелек воды и пеной.

С оглушительным грохотом высокие волны обрушиваются на поверхность океана. В связи с этим находящиеся на месте бури люди почти ничего не слышат.

Классификация штормов

Классифицируют силу шторма по известной Шкале Бофорта.

Сэр Фрэнсис Бофорт (1774-1857 гг.) — английский гидрограф и картограф, военный адмирал. Является автором 12-бальной шкалы оценки скорости ветра (по действию ветра на предметы на поверхности земли и по волнению воды в море или океане). На британском флоте эта шкала была принята в 1838 году, а потом признана моряками всего мира.

При скорости ветра в пределах 20,8-24,4 м/с шторму присваивается 9-бальное значение. Такой шторм считается слабым.

При более сильном ветре со скоростью до 28,4 м/с он называется сильным, и ему присваивается 10-бальное значение.

Фото шторма в океане вы можете посмотреть ниже.

Есть еще жестокий шторм (11 баллов), когда потоки воздуха перемещаются с еще большей скоростью (до 32,6 м/с). Шторм в океане (12 баллов) со скоростью ветра больше 32,6 м/с — самое опасное природное явление — ураган.

Тихий океан. На самом ли деле он тихий?

Самый величественный и самый большой океан планеты не соответствует своим характером названию. Название «Тихий» он получил от Фердинанда Магеллана, который сильно ошибался по поводу спокойствия на океане. Просто ему повезло. Никакого шторма в Тихом океане не было в то время, когда он путешествовал по нему.

Тихий океан занимает около половины водной поверхности планеты (46%). Если условно объединить всю поверхность суши, ее площадь также будет меньше водной поверхности великого Тихого океана.

Неспокоен океан в связи с тем, что именно здесь часто происходят сильные извержения вулканов и землетрясения. Из-за этого в океане образуются огромные цунами. При этом средняя скорость гигантских волн может достигать 750 км/ч.

Последствия шторма в океане

Шторм в океане — одна из самых сильных угроз для жизни людей, проживающих на побережье. А сообщества, проживающие в тропиках, сталкиваются с еще более суровыми природными катаклизмами.

Последствия практически всех штормов в океане и сопутствующих проливных дождей невероятно ужасны. В связи с глобальным потеплением климата на Земле штормы будут возникать чаще и будут более катастрофичными.

На островах Карибского моря ежегодно циклонический шторм в океане (ураган «Аллеи») бушует с лета по осень. Сложно бедным людям этих островов противостоять такому мощному урагану.

В 2003 году скорость ветра при циклоне «Зои» достигла 285 км/ч. Этот ураган разрушил практически все на острове Анута.

Признаки приближения шторма

Самые первые признаки появляются на небе. Небо становится ярко-красным при восходе или закате солнца. Это движущиеся впереди идущего циклона легкие облака, окрашенные солнцем.

Постепенно небо становится ярким медно-красным, а на горизонте вдали возникает темная полоса. Наступает зловещая тишина (затихает ветер). Воздух становится еще жарче и душнее. Птицы стаями улетают вглубь континента.

Как ни странно, самые ужасные ураганы имеют женские имена. Например, ураган «Катрина» — самый страшный разрушительный ураган во всей истории штормов США. В августе 2005 года он нанес огромный ущерб Новому Орлеану в Луизиане. После него под водой оказалось почти 80% территории города. Это стихийное бедствие унесло 1836 жизней, а ущерб в экономике составил 125 миллиардов долларов.

Источник

Что такое шторм и чем он опасен?

Для большинства из нас море – это ласковые волны, золотой песочек или теплая галька пляжа, романтика путешествий и удовольствие летнего отдыха. Мы даже не задумываемся о том, насколько грозной и опасной может быть водная стихия для человека.

Когда в море бушует шторм, жизнь людей, оказавшихся в его эпицентре, зависит только от прочности бортов судна и мастерства корабельной команды. Даже в наши дни время от времени из-за штормов гибнут люди. Что же такое шторм, чем он опасен и можно ли каким-то образом снизить степень этой опасности?

Что такое шторм?

Как и многие морские термины, слово «шторм» появилось в русском языке с легкой руки царя Петра I, бестрепетно заимствовавшего их из голландского языка. Голландия в те времена славилась своими мореходами, у которых пришлось учиться россиянам, создавая свой первый серьезный флот.

Слово «storm» в переводе означает бурю, сильный и длительный ветер, который на море сопровождается образованием высоких волн, угрожающих кораблекрушением. Скорость ветра при шторме превышает 20 м/сек. В русском языке штормом называют бурю на море, для ненастной погоды, бушующей на суше, это слово не используется.

Что это за природное явление?

Шторм на море, как правило, становится следствием циклона – области пониженного давления, вокруг которой образуется вихревой воздушный поток восходящего направления. Сильный ветер вызывает волнение на море и сопровождается атмосферными осадками.

Большинство штормов берут начало в тропических водах, так как именно там имеются все условия, необходимые для зарождения циклона. Вихреобразное движение воздуха вовлекает все новые и новые воздушные массы, циклон из тропических широт может переместиться южнее или севернее, обрушиваясь всей своей мощью на попавшиеся по дороге суда или побережье материка.

Гигантские волны сопровождаются ухудшением видимости, так как во время шторма, как правило, идет дождь, в воздухе носятся мелкие капли воды и морская пена. Высота отдельных волн может достигать 17 метров, и когда эта масса вздыбленной воды обрушивается вниз, даже самое прочное судно может не выдержать. Оглушительный грохот волн ухудшает слышимость и усиливает общее впечатление от разгула бушующей стихии.

Как определяют силу шторма?

В изучении любого явления важнейшим этапом является разработка классификации. Выделение основных классификационных признаков дает возможность сосредоточить внимание как на характерных свойствах изучаемого природного явления, так и на изменяющихся характеристиках.

Шторм как погодное явление чрезвычайно опасен для судоходства и в наши дни, но в эпоху деревянных парусников встреча с ним означала практически неизбежную гибель для корабля. Классификационная шкала для определения силы штормов была разработана английским мореплавателем Ф. Бофортом и принята в британском военном флоте в 1838 году, после чего ее стали использовать и в коммерческом судоходстве вначале в Англии, а затем и в других морских державах мира.

Шкала состоит из 12 баллов, в основу ее разработки положено определение скорости ветра и высоты волн. Согласно классификации, нулевое значение присваивается штилевой безветренной погоде, когда волнение на море практически отсутствует. Назвать ветер и непогоду штормом можно, если скорость движения воздушной массы превысила 20 м/сек, а высота волны достигла 3-4 метров. Такой шторм считается слабым и соответствует 9 баллам по шкале Бофорта.

При возрастании скорости ветра до 28 м/сек, а высоты волн до 6 метров, можно говорить о сильном шторме. При скорости ветра до 32 м/сек и высоте волн до 9 метров шторм называют жестоким – эти показатели соответствуют 11 баллам. Если же скорость движения воздушных масс превышает 32 метра, а волны подымаются до 14-метровой высоты или даже выше, такой шторм получает 12-балльную оценку и называется ураганом.

Чем опасен шторм в океане?

Для моряка шторм – одно из наиболее опасных природных явлений. Даже сегодня, при современном уровне кораблестроения, попадание в сильный шторм грозит кораблю как минимум повреждениями корабельных систем, а в более серьезных случаях – получением пробоины в обшивке, гибелью судна и экипажа.

Поэтому при получении штормового предупреждения корабли меняют курс, обходя фронт движущегося шторма, либо стараются зайти в близлежащую гавань, чтобы переждать там непогоду. В эпоху деревянных парусников встреча со штормом, а тем более с ураганом была равносильна смертному приговору для моряков.

Сильный шторм может причинить немало вреда и жителям побережья, особенно в тропических широтах. Ежегодно тайфуны и ураганы обрушиваются на живописные острова тропического пояса, не обходя вниманием и материковую часть побережья.

Результатом буйства стихии, как правило, являются разрушенные и затопленные дома, перевернутые и разбитые автомобили, вырванные с корнем и сломанные деревья. Достаточно часто ураганы сопровождаются гибелью людей, которые не успели или не смогли найти надежное укрытие от непогоды.

Частота возникновения штормов в последние годы существенно возросла в сравнении с показателями ХХ века. Ученые объясняют это глобальным потеплением, которое приводит к дисбалансу атмосферы, в результате чего в ней гораздо чаще, чем раньше, возникают опасные турбулентности.

Сила штормов, наблюдаемых в последнее десятилетие, тоже заметно увеличилась. Современным морякам необходимо быть особенно внимательными, чутко прислушиваться к прогнозам погоды и уходить от опасности при малейших признаках появления смертельно опасного шторма.

Источник

Оцените статью