Что такое берсез океана
МАДАМ, УЖЕ ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ
Слова и музыка Александра Вертинского
На солнечном пляже в июне
В своих голубых пижама
Девчонка, звезда и шалунья, —
Она меня сводит с ума…
Под синий «берсез» океана
На желто-лимонном песке
Настойчиво, нежно и рьяно
Я ей напеваю в тоске:
«Мадам, уже песни пропеты,
Мне нечего больше сказать!
В такое волшебное лето
Не надо так долго терзать!
Я жду вас, как сна голубого!
Я гибну в любовном огне!
Когда же вы скажете слово,
Когда вы придете ко мне?»
И, взглядом играя лукаво,
Роняет она на ходу:
«Вас слишком испортила слава.
А впрочем, вы ждите… Приду!»
Потом опустели террасы,
И с пляжа кабинки свезли,
И даже рыбачьи баркасы
В далекое море ушли.
А птицы так грустно и нежно
Прощались со мной на заре.
И вот уж совсем безнадежно
Я ей говорил в октябре:
«Мадам, уже падают листья!
И осень в смертельном бреду!
Уже виноградные кисти
Желтеют в забытом саду!
Я жду вас, как сна голубого!
Я гибну в осеннем огне!
Когда же вы скажете слово,
Когда вы придете ко мне?»
И, взгляд опуская устало,
Шепнула она, как в бреду:
«Я вас слишком долго желала,
Я к вам никогда не приду!»
Песни и романсы А. Вертинского. Песенник. Сост. и обработка В. Моделя. Л., «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1991.
Песня написана в 1930 году, в парижский период творчества Вертинского. Запись на пластинку — фирма «Парлофон», Германия, 1930-31 гг., 79110; фирма «Одеон», Германия, 1930-31 гг., RO 1235; фирма «Колумбия», Англия, 1932-33 гг., WL 2499; Апрелевский завод, Москва, 1944 г., 11876.
В ноябре 1943 года Вертинский возвращается из Шанхая в Россию. 21, 24 и 26 января 1944 года в Москве в Доме звукозаписи он записывает 15 песен для пластинок Апрелевского завода. Это единственная прижизненная серия пластинок Вертинского на родине — до эмиграции он не записывался. В серию вошли песни «В степи молдаванской» (11872), «Чужие города» (11873), «Над розовым морем» (11874), «Палестинское танго» (11875), «Мадам, уже падают листья» (11876), «Куст ракитовый» (11877), «Ее письмо на фронт» (11878), «Иная песня» (11879), «Прощальный ужин» (11880, 11881), «Матросы» (11882), «Маленькая балерина» (11883), «Марлен» (11884), «Без женщин» (11885), «Юность мира» (11886), «В синем и далеком океане» (11887).
Источник
Словари
берсе́з, берсе́зы, берсе́за, берсе́зов, берсе́зу, берсе́зам, берсе́зом, берсе́зами, берсе́зе, берсе́зах
сущ., кол-во синонимов: 2
[фр. berceuse — колыбельная песня]- вокальное или инструментальное произведение мягкого колеблющегося движения, меланхолического характера
БЕРСЁЗ berceuse f.
1. Колыбельная песня. Вокальное или инструментальное произведение мягкого колеблющегося движения, меланхолического характера. СИС 1954. Она поет berceuse или колыбельную песню г. Макова. // ОЗ 1876 8 2 215. Г-жа Ксешинская 2-я танцевала блестяще <в Фиаметте> берсез. Несравненно удачнее вышло у талантливой балерины «Chanson à boire», вызвавший продолжительные рукоплескания. А. Плещеев // Ксешинская Восп. 14. Пролежав часа полтора, <субъект> начинает принимать все патентованные средства: считать, представлять себе волнующуюся ниву, декламировать стихи и петь самому себе berceuse. Тэффи Бессонница. //Т. 1999 3-1 159. Мы целый вечер бились над берсезом пока, наконец, я не освоил французский прононс. Континент 2002 4 185. || перен. Под синий берсез океана На желто-лимонном песке Настойчиво, нежно и рьяно Я ей напеваю в тоске. Вертинский Мадам, уже падают листья. // Бабенко 14.
2. Жизнь незамужних или рано овдовевших тетушек, которых французы поэтично называют tante berceuse давала не менее поучительные уроки. Обманутая или прерванная смертью любовь разбивала целую жизнь, и женщина влачила ноющее и жалкое существование свидетельницы счастья жены и матери, которое даже при домашнем аде казалось ей завидным и раздражало и озлобляло ее. Доживая свой век на шее у родных, она была способна только буквальному исполнению роли berceuse и, благодаря ей, маменька могла выезжать со спокойным сердцем. РБ 1886 5-6 152.
Источник
берсёз
Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru . 2010 .
Смотреть что такое «берсёз» в других словарях:
Берс — фамилия. Известные носители: Берс, Андрей Александрович Берс, Вячеслав Андреевич (1861 1907) мостостроитель, инженер путей сообщений. Толстая, Софья Андреевна (ур. Берс) Берс, Липман … Википедия
берсёз — [фр. berceuse – колыбельная песня]– вокальное или инструментальное произведение мягкого колеблющегося движения, меланхолического характера Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
Берс Л. — Липман Берс (англ. Lipman Bers; 22 мая 1914, Рига (Латвия) 29 октября 1993, США) американский математик. Окончил Пражский университет (1938). С 1940 в США. С 1964 профессор Колумбийского университета, член Национальной Академии наук США (1964).… … Википедия
Берсёз — (Berceuse) колыбельная песнь; также кресло качалка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
берсүздән — рәв. Каршылыксыз, бертавыштан. Барысы бергә, бер булып … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Берс, Андрей Александрович — Берс Андрей Александрович Дата рождения … Википедия
Берс, Александр Александрович — Берс Александр Александрович Дата рождения 1844 год(1844) Дата смерти 1921 год(1921) Принадлежность … Википедия
Берс-нот — договор фрахта на перевозку груза, главным образом, на трамповых судах или судах грузовых линий, совершающих рейсы регулярно, но без срочного расписания. Линейные судоходные компании применяют эту форму, если для заполнения неиспользованного под… … Финансовый словарь
берс-нот — берс нот, берс нота … Орфографический словарь-справочник
БЕРС-НОТ — Договор фрахта на перевозку груза, главным образом, на трамповых судах или судах грузовых линий, совершающих рейсы регулярно, но без срочного расписания. Линейные судоходные компании применяют эту форму, если для заполнения неиспользованного под… … Словарь бизнес-терминов
Источник
Словари
берсе́з, берсе́зы, берсе́за, берсе́зов, берсе́зу, берсе́зам, берсе́зом, берсе́зами, берсе́зе, берсе́зах
сущ., кол-во синонимов: 2
[фр. berceuse — колыбельная песня]- вокальное или инструментальное произведение мягкого колеблющегося движения, меланхолического характера
БЕРСЁЗ berceuse f.
1. Колыбельная песня. Вокальное или инструментальное произведение мягкого колеблющегося движения, меланхолического характера. СИС 1954. Она поет berceuse или колыбельную песню г. Макова. // ОЗ 1876 8 2 215. Г-жа Ксешинская 2-я танцевала блестяще <в Фиаметте> берсез. Несравненно удачнее вышло у талантливой балерины «Chanson à boire», вызвавший продолжительные рукоплескания. А. Плещеев // Ксешинская Восп. 14. Пролежав часа полтора, <субъект> начинает принимать все патентованные средства: считать, представлять себе волнующуюся ниву, декламировать стихи и петь самому себе berceuse. Тэффи Бессонница. //Т. 1999 3-1 159. Мы целый вечер бились над берсезом пока, наконец, я не освоил французский прононс. Континент 2002 4 185. || перен. Под синий берсез океана На желто-лимонном песке Настойчиво, нежно и рьяно Я ей напеваю в тоске. Вертинский Мадам, уже падают листья. // Бабенко 14.
2. Жизнь незамужних или рано овдовевших тетушек, которых французы поэтично называют tante berceuse давала не менее поучительные уроки. Обманутая или прерванная смертью любовь разбивала целую жизнь, и женщина влачила ноющее и жалкое существование свидетельницы счастья жены и матери, которое даже при домашнем аде казалось ей завидным и раздражало и озлобляло ее. Доживая свой век на шее у родных, она была способна только буквальному исполнению роли berceuse и, благодаря ей, маменька могла выезжать со спокойным сердцем. РБ 1886 5-6 152.
Берсенем по-древнерусски назывался крыжовник. В Древней Руси использовалось как личное имя. (Ф). Берсенвы. Дворяне с XVI века. Известны: Берсенев Иван — служилый человек в 1568 году в Казани (ПКК, с. o121), Берсенев Петр — дьяк Иноземного приказа в 1686 — 1689 годах. Основоположник рода Иван Никитич Берсень-Беклемишев (см. Беклемишевы) — думный дворянин в княжение Василия III (Веселовский 1974, с. 37). фамилия от татарского слова берйень «шиповник», но, может быть, и от бер сан, т.е. «ты один». В связи с Беклемишевыми могут быть выходцами из обулгаризированных буртас. По имени Берсеневых сёла Берсенёвки в Московском и Переяславльском уездах, Берсеневская набережная в Москве (Веселовский 1974, с. 37).(СТ)
— Российский театральный режиссёр.
— Русский мастер резцовой гравюры.
— Персонаж произведения Ивана Тургенева «Накануне».
БЕРСЕ́НЕВ Ив. Арх. (1762-99) — гравер. Род. в Екатеринбурге, 17-летним мальчиком вытребован И. Бецким в Петерб. АХ, где во время обучения (1779-85) руководил граверным классом. Манере Б. присуща чрезвычайная точность в передаче пластич. образов. «Портрет гр. Е. Н. Орловой» (1780-е гг., с оригинала Ф. Рокотова); «Портрет баронессы А. М. Строгановой», сохраняющий нежность и изящество оригинала. Гравюра «Андрей Первозванный» (1784, с оригинала А. Лосенко) передана с большим технич. мастерством. В 1785 получил аттестат 1-й степени за копию с гравюры Ж. Эделинга «Моисей», а за гравюру с картины Ван-дер-Верфа «Мария Магдалина» (1785) — Большую зол. медаль и направлен пансионером в Париж (с 1788) к Ш.-К. Бервику, чьи работы считались классич. образцом граверного иск-ва. Под рук-вом последнего исполнил неск. досок для Орлеанской галереи (Франция) с картины Тициана «Дьявол искушает Спасителя» и с картин Доменикино «Св. Иероним», «Св. Иоанн Евангелист» и др. Умер в Париже.
БЕРСЕ́НЕВ Ив. Ник. (наст. фам. Павлищев) (1889-1951) — актер, реж. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та, одноврем. посещал драматич. школу Е. А. Лепковского, участвовал в любит. спектаклях. Студентом начал проф. актерскую деятельность, сыграв в 1907 в т-ре Соловцова Родэ («Три сестры»). В 1909 оставил ун-т, полностью посвятив себя т-ру. Играл в провинции. Роли: Жадов («Доходное место»), Митя («Бедность не порок»), Малькольм («Макбет») и др. В 1911 принят в труппу МХТ, где под рук. В. И. Немировича-Данченко разносторонне проявил свое дарование. Для сценич. созданий Б. характерны внешняя выразительность, продуманность формы, темпераментность воплощения. Роли: Петр Верховенский («Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому), Загорецкий («Горе от ума»), Судебный следователь («Живой труп»). В 1924-36 Б. — актер, а с 1928 — одновременно и худож. рук. МХАТа 2-го. Роли: Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Минутка («Расточитель» Н. С. Лескова), Лаэрт («Гамлет») и др. Постановки: «Чудак» А. Н. Афиногенова (совм. с А. И. Чебаном), «В 1825 году» Г. Венкстерна (совм. с Б. М. Сушкевичем). В 1936-38 работал в Т-ре им. МОСПС. Поставил «Салют, Испания!» Афиногенова, где сыграл летчика Хосе. С 1938 Б. худ. рук. и актер Моск. т-ра им. Лен. комсомола. Как постановщик работал преим. над совр. драматургией: «Парень из нашего города» и «Так и будет» К. Симонова, «Юность отцов» Б. Горбатова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Сыграл Протасова («Живой труп»), Сирано де Бержерака, Гельмера («Нора» Г. Ибсена). Был проф. ГИТИСа.
Лит.: Иван Николаевич Берсенев: Сб. ст. М., 1961.
Берсе́нев Иван Архипович (1762-1789), российский гравёр. Репродукционные гравюры резцом с картин А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотова и других русских и иностранных художников отличаются точностью рисунка, тонкостью передачи пластичных особенностей оригинала.
БЕРСЕНЕВ Иван Архипович — БЕРСЕ́НЕВ Иван Архипович (1762-89), русский гравер, тонкий мастер репродукционной гравюры резцом. Учился в петербургской Академии художеств (1779-1785), затем в Париже (с 1785, пенсионер Академии художеств). Его произведения («Апостол Андрей», 1784, с картины А. П. Лосенко (см. ЛОСЕНКО Антон Павлович); «Мария Магдалина», 1785, с картины А. ван дер Верфа; портрет графини Е. Н. Орловой, 1780-е годы, с оригинала Ф. С. Рокотова (см. РОКОТОВ Федор Степанович) ) отличаются точностью передачи пластических особенностей оригинала.
БЕРСЕНЕВ Иван Архипович (1762-89) — российский гравер, тонкий мастер репродукционной гравюры резцом.
Берсе́нев Иван Николаевич (настоящая фамилия Павлищев) (1889-1951), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1948). На сцене с 1907, в 1924-1936 во МХАТе 2-м (с 1928 художественный руководитель). С 1938 художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола. Роли: Хельмер («Нора» Г. Ибсена), Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана) и др. Профессор ГИТИСа (с 1939).
БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич — БЕРСЕ́НЕВ Иван Николаевич (наст. фам. Павлищев) [11 (23) апреля 1889, Москва — 25 декабря 1951, там же], русский актер, режиссер. Народный артист СССР (1948).
Гимназистом участвовал в любительских спектаклях, занимался в драматической школе Е. А. и А. Н. Лепковских. В 1907, оставив учебу на юридическом факультете Киевского университета, поступил в киевский театр Соловцова (см. СОЛОВЦОВА ТЕАТР), где работал под руководством режиссера К. А. Марджанова. В 1908-1909 играл в Одесском городском театре (куда перешел вслед за Марджановым), затем вернулся в Киев. Обладая великолепными внешними данными и красивым голосом, Берсенев часто выступал в амплуа героя-любовника: герцог Рейхштадтский («Орленок» Э. Ростана), Арман Дюваль («Дама с камелиями» А. Дюма-сына) и др. В 1911 был принят в МХТ (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). На формирование актерской индивидуальности Берсенева огромное влияние оказал Вл. И. Немирович-Данченко (см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович). Осваивая методику подробного психологического анализа образов, приемы характерной игры, исполнил роли Следователя («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Верховенского («Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», 1913), Загорецкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1914), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1918) и др. Был членом правления «качаловской» гастрольной группы МХТ, в 1919-22 работавшей за пределами советской России, выполнял там функции не только актера, но и администратора. С 1923, вернувшись в Москву, помимо МХАТа работал в 1-й Студии МХТ, в 1924, при ее реорганизации в МХАТ 2-й, перешел в этот театр. Был помощником руководителя театра М. А. Чехова (см. ЧЕХОВ Михаил Александрович), а после разрыва Чехова с театром в 1928 назначен заместителем директора и фактически стал главой коллектива (в 1933-36 — директор и художественный руководитель). Сыграл Николая Аблеухова («Петербург» А. Белого, 1925), Порфирия Головлева («Тень освободителя» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1931) и др.
В 1936 МХАТ 2-й был закрыт, что стало колоссальным ударом для всего коллектива. Бересеневу пришлось искать другое место работы. В 1936-38 — в театре им. МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов), с 1938 — художественный руководитель и ведущий актер Московского театра им. Ленинского комсомола.
В своей актерской работе Берсенев стремился к остроте и четкости пластического рисунка как благородных, «возвышенных», так и характерных или отрицательных ролей. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Г. Бирман (см. БИРМАН Серафима Германовна), с которой (как и со своей женой С. В. Гиацинтовой (см. ГИАЦИНТОВА Софья Владимировна)) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой студии МХТ.
С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Н. Афиногенова (совместно с А. И. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Н. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера), «Парень из нашего города» К. М. Симонова (1941), «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942; Берсенев в роли Мирона Горлова). Снимался в кинофильмах «Слезы» (1914), «Мать» (1919), «Великий гражданин» (1938-1939). С 1939 — профессор ГИТИСа.
БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич (1889-1951) — русский режиссер и актер, народный артист СССР (1948). На сцене с 1907, в 1924-36 во Московском Художественном Академическом театре 2-м (с 1928 художественный руководитель). С 1938 художественный руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола. Роли: Хельмер («Нора» Г. Ибсена), Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана) и др. Профессор ГИТИСа (с 1939).
БЕРСЕНЕВ Иван Николаевич — в пьесе К. Симонова «Русский вопрос». 1947 г.
Источник