Что такое мировой океан география 5 класс домогацких

Мировой океан и его части

1. Что такое гидросфера?
2. Что является основной частью гидросферы?

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.
2. Почему вода в океане солёная.
3. что заставляет воды Мирового океана двигаться.
4. Из каких частей состоит Мировой океан.
5. Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга.

Имеет ли границы Мировой океан?

Мировой океан

Мировой океан — это самый большой водоём нашей планеты. Он покрывает 3/4 поверхности Земли (рис. 53). Это составляет 361 млн км 2 . Для сравнения: площадь нашей страны, а Россия — самая большая страна мира, равна «всего» 17,1 млн км 2 .

Вода в океане

В ней растворены почти все известные на Земле вещества. Но особенно много в этой воде поваренной соли. Именно она и придаёт ей солёный вкус.

Океан никогда не бывает совершенно спокойным. Его воды находятся в постоянном движении. Причин волн в океане много, но главная из них — ветер. Именно он вызывает волнение, гонит воду по поверхности океанов, образуя течения. Средняя высота волн — 3—7 м, максимальная — до 30 м. Морские течения (рис. 54) часто называют «реками без берегов». Эти потоки воды могут достигать тысячи километров в ширину и многие тысячи километров в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются. В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки её выловили. Причём бросили бутылку в Тихом океане, а выловили — в Атлантическом.

Читайте также:  Как человек взаимодействует с океаном

Площадь Мирового океана равна 361 млн км 2 . Он покрывает 3/4 поверхности Земли. Вода в океане солёная. Из-за действия разных сил образуются волны и течения.

Океаны

Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было бы невозможно. Но в океане есть суша: материки и острова. И они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это, конечно, условное. То есть люди условились делить Мировой океан именно на такие части. Хотя ведь всем понятно, что вода в океанах смешивается.

Чаще всего Мировой океан делят на четыре океана. По мнению некоторых учёных, есть ещё один океан — Южный, который омывает Антарктиду. Но это очень спорный вопрос, то есть учёные ещё окончательно не решили, нужно его выделять или нет. Поэтому пока мы поговорим только о четырёх океанах.

Источник

§ 19. Мировой океан и его части

Самый большой океан на Земле — Тихий. По площади он почти равен всем остальным океанам, вместе взятым. Он один занимает почти половину поверхности нашей планеты. Тихий океан не только самый большой, он ещё и самый глубокий. Именно в нём находится самая глубокая впадина. Называется она — Марианская. Её глубина составляет 11 022 м.

Атлантический океан — второй по размерам. Но главная его отличительная черта заключается не в этом. Это самый вытянутый, можно | сказать, что самый узкий океан. Его длина превышает ширину в несколько раз. Его максимальная глубина составляет 8742 м.

Третий по размерам океан — Индийский. Тихий и Атлантический океаны разделяются экватором почти пополам, а Индийский почти целиком лежит в Южном полушарии. Его максимальная глубина достигает 7729 м.

И наконец, самый маленький и самый мелкий из всех океанов — Северный Ледовитый. Это суровый и могучий океан (рис. 55). Его глубина колеблется от 1 до 5 км, достигая максимальной отметки — 5527 м.

Мировой океан обычно делят на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Самым глубоким и большим по площади является Тихий океан, а самым мелким и маленьким по площади — Северный Ледовитый.

Моря, заливы и проливы

В пределах каждого океана может быть выделено большое количество морей и заливов. Море — это часть океана, отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (например, температурой и солёностью) и особенностями животного и растительного мира.

Залив — это часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу. Залив, особенно крупный, размерами может быть очень похож на море. Индостан с запада омывается Аравийским морем, а с востока — имеющим такие же размеры Бенгальским заливом (рис. 56).

Отдельные части океана соединены между собой проливами. Пролив — это достаточно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

В пределах каждого океана могут быть выделены моря и заливы. Узкие водные пространства, ограниченные с двух сторон сушей и соединяющие части Мирового океана, называются проливами.

1. Мировой океан — огромная единая масса воды площадью 361 млн км 2 , которая условно делится на отдельные океаны и моря.

2. Мировой океан обычно делят на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

3. Море — это часть океана, отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся свойствами воды. Пролив — это узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей. Залив — это часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.

Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Мариинская впадина, море, залив, пролив, волна, течение.

1. Что такое Мировой океан?
2. Сколько океанов на Земле?
3. Какой океан самый большой по площади?
4. Какой океан самый холодный?
5. Какой океан самый глубокий?

А теперь более сложные вопросы

1. Что является основной причиной образования волн в Мировом океане?
2. Почему течения называют «реками в океане»?
3. Можно ли материки называть островами?
4. Чем море отличается от залива?

От теории к практике

1. Приведите доводы в пользу выделения Южного океана и против такого выделения.
2. Используя карты атласа, разделите течения Мирового океана на две группы. Какой признак вы положили в основу деления?
3. На основе анализа карт атласа выделите не менее двух отличительных черт каждого из четырёх океанов Земли.

Источник

Технологическая карта урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Технологическая карта

урока географии

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока_ изучение и первичное закрепление

Скачать:

Вложение Размер
мировой океан и его части 34.65 КБ

Предварительный просмотр:

урока географии в 5-Б классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,

данного учителем географии Афанасьевой О.А..

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока _ изучение и первичное закрепление

Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент

Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

-Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Постановка учебной цели.

— Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ).

Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)

Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах)

Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов)

Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги)

Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский)

В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)

Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан) Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы?
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

Диалог с учителем.

Работают с информацией , представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий

-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 ) -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)
-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части» . И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.

5. Почему вода в океане солёная.

Ответить на главный вопрос:

Имеет ли границы Мировой океан?

-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3).

Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты — это вода361 млн. км.2 -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)
-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?

Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы).

-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)( слайд 4)

-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
-Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.

-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.

-Сколько океанов на планете? (4, 5)
-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.

Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. (слайд5) -Молодцы! Все с заданием справились.

Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.

– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.

-Итак, ребята, сколько всего океанов-4,

Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?

-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения)

— А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька и солона (Море)( слайд5)

-Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)
А что является причиной волн? (ветер).
А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.

-Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.

-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое — Филлипинское более 10 тыс .м)

-Отметили это море в контурных картах
-Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море).

-Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

-Наше путешествие продолжается. — Куда же мы движемся дальше?

-Для этого вновь загадка .

Он ведёт из моря в море

Не широк — всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)

Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив — узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ (слайд16)

Найдите на карте проливы.

Определите, что они разделяют и что соединяют?

Что вы можете рассказать о нём?

Нанесите на карту. (слайд17, 18)

1группа- Гибралтарский пролив

2 группа- пролив Дрейка

3 группа- Беренгов пролив

4 группа- Магелланов пролив

-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.

Он у моря — как язык

Он берега лизать привык,

И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд7)

Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив — Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).

Источник

Оцените статью