Что такое океан мудрость

Содержание
  1. Океан мудрости
  2. Шаг 6. Мудрость Испить из океана вселенской мудрости
  3. Читайте также
  4. Дух Океана
  5. Мудрость
  6. Глава 4 Жар океана
  7. У Океана
  8. Единство Океана Жизни
  9. Упражнение 4. Слияние с океаном Вселенской любви
  10. Мудрость
  11. Мудрость
  12. Упражнение «Сила океана»
  13. Время: СЕМЬ МИФОВ СЕДЬМОГО ОКЕАНА
  14. Океан мудрости и остроумия
  15. Читайте также
  16. О МУДРОСТИ
  17. О мудрости
  18. НАЧАЛО МУДРОСТИ — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ
  19. ОКЕАН КАПИТАЛА
  20. О человеческой мудрости
  21. Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной
  22. «Чаша мудрости»
  23. «Катхасаритсагара», или «Океан сказаний»
  24. Уроки мудрости
  25. Запад выходит в воздушный океан
  26. Океан мудрости и остроумия
  27. Обращение к участникам Международного молодежного форума «Доброе сердце» и фестиваля «Океан сострадания»
  28. Обращение к участникам Международного молодежного форума «Доброе сердце» и фестиваля «Океан сострадания»
  29. Рыба и океан
  30. О мудрости и уме

Океан мудрости

Буддистские названия, звания и титулы нередко отличаются в разных странах в зависимости от главенства той или иной буддистской школы и направления, а также местных особенностей. В России, где наибольшее распространение получил тибетский буддизм школы Гелуг, относящийся к ветви Ваджраяна направления Махаяна («Великая колесница»), буддистских священнослужителей принято называть ламами.

Слово «лама» — тибетского происхождения, от «Лана Медба» བླ་མ (བླ་ན་མེད་པ), что в дословном переводе означает «непревзойденный», аналог индийского «гуру». Более известный перевод – учитель, мудрость (бурятский эквивалент – багша). Меня часто спрашивают о правильном ударении в этом слове: в бурятском и калмыцком произношении ударение ставится на последний слог – лама́.

Самый известный буддист мира, конечно, Далай-лама. Слово «далай» имеет монгольское происхождение (подробнее об этом – здесь) и переводится как «океан» в значении «великий» (правители Монгольской империи после Чингисхана носили титул Далай-хан). Таким образом, понятие «Далай лама» переводится как «океан мудрости». Все Далай-ламы имеют тибетскую приставку Гьяцо («Жамсо» на бурятском и монгольском), например, V Далай-ама – Лобсан Гьяцо, наш современник XIV Далай-лама – Тензин Гьяцо (на бурятский манер произносится Данзан Жамсо).

Читайте также:  Происхождение названии морей тихого океана

Официальный титул главы буддистов России – Пандито Хамбо Лама – был дарован Дамбе Даржа Заяеву в 1764 году Екатериной Великой (подробнее – здесь). Панди́т, пандита – санскритское слово, буквально – ученый. Пандито – высшая ученая степень духовной мудрости, она присваивалась в старейшем в мире университете Наланда в Индии (только представьте, Наланда был основан в первой трети V века (!), знания преподавали более тысячи профессоров для десяти тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг). В Индии пандит – почетное звание ученого брахмана, а также человека высокообразованного в области классической индийской литературы на санскрите. Почетную приставку «пандит» к имени носил, в частности, первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру. Присутствие в титуле главы буддистов России этого слова не случайно – этим обозначена неразрывная связь российских буддистов с основателем Учения Буддой Шакьямуни.

Хамбо (от тибетского མཁན་པོ Кенбо) – руководитель одного большого или нескольких монастырей. Например, титул настоятеля известного тибетского Гоман дацана – Хамбо лама. Религиозного главу всех тувинских буддистов называют Камбы-лама, а Ламу калмыцкого народа – Шаджин-лама. То, что это слово является составной частью звания главы буддистов России, символизирует непрерывность традиций российского буддизма с Тибетом, с Ваджраяной.

Что касается настоятелей российских дацанов, то их принято называть на монгольский и бурятский манер – ширээтэ лама. Буквально – «восседающий на троне». Здесь, правда, наблюдается некая нестыковка в терминологии с тибетским пониманием этого слова, где ширээтэ – это тот же Кенбо лама, настоятель монастыря, а в Бурятии Хамбо лама – это верховная духовная власть над ширээтуями.

Источник

Шаг 6. Мудрость Испить из океана вселенской мудрости

Испить из океана вселенской мудрости

Ваше сознание не имеет преград и существует всегда и везде, как и бесконечный поток знаний.

Для открытия сокровищницы знаний иногда достаточно мгновения.

Мы лишь капля мирового океана энергии.

Чтобы получить доступ к этому океану – отстранитесь от Эго.

Дипак Чопра. Путь Волшебника

Наверное, каждый из людей хоть раз мечтал бы получить доступ к фантастичному компьютеру, который знает ответ на все вопросы, и быть уверенным, что ответы этой машины – правильные. Всемирная сеть дает иллюзию существования такого «Всемирного разума», созданного руками человека, но он – лишь слабое подобие той «базы» знаний, которая действительно существует во Вселенной и доступ к которой есть у каждого из нас. Отвергая существование универсального, общего знания, мы сами сужаем наше восприятие. Вместо того чтобы видеть мир во всем его многообразии, мы смотрим на него словно через маленький дверной глазок.

Заметьте – речь идет не только о знаниях, не только об информации, но и о эмоциях и переживаниях! Но почему мы тогда не чувствуем, что подключены к этому «универсальному сознанию»? Почему не черпаем из него мудрость? Почему не используем?

Дело в том, что каждый из нас живет в своем, обособленном мире!

Помимо ярлыков, которые мы навешиваем на события, явления и вещи, мы находимся в плену собственных воспоминаний и опыта. Мы чаще всего ожидаем увидеть то, что мы себе уже представили. Это не плохо и не хорошо: основываясь на своем опыте, мы имеем возможность избежать неприятностей, мы знаем, чего ожидать, но одновременно мы проводим жесткие границы, за которые сами не можем выглянуть.

Мы держимся за свои воспоминания еще и потому, что они, как мы считаем, являются чем-то уникальным, чем-то особенным, что характеризует нас и придает нам индивидуальность. Но воспоминания – это такой же ярлык, который мы приклеиваем к определенным событиям, окрашивая их в те или иные цвета. Это свойство нашей памяти: если мы что-то помним, то в нашем восприятии это событие или понятие становится незыблемым: вспомните, как всегда удивляет встреча с ровесниками, которых вы давно не видели? Нам кажется, что человек не мог и не должен был измениться, хотя мы понимаем, что время изменяет всех и вся.

Если мы будем помнить об этом, то сможем отказаться от оценок и увидеть за придуманными – «мертвыми» – образами настоящих живых людей!

Чтобы убедиться в этом – проделайте простое упражнение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Дух Океана

Дух Океана На одной планете жил Дух Большого Океана. Он очень любил людей и был необычайно мудр. В его жизни не было красок, и каждое его утро было серым. Он так привык к серости своего мира, что ему казалось, будто нет других цветов, и он любил это серое утро. Но однажды его

Мудрость

Мудрость На одной из моих любимых наклеек на бампер написано: «Знание – сила». Конечно, обширные знания могут вас выручить во многих ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Но, думаю, мудрость еще важнее, чем знания.Вы спросите, в чем разница.Знания –

Глава 4 Жар океана

Глава 4 Жар океана Дающее свет должно выносить его жар. Виктор Франкль Я не проводил никаких особых приготовлений — очевидно, от меня требовалось лишь найти лодку и немного погрести.После обеда в четверг я собрал свои пожитки и выписался из гостиницы. Я был готов провести

У Океана

У Океана Уже через месяц, не отыскав следов Ситы и её похитителя, начало возвращаться воинство с севера, востока и запада. Лишь южный отряд, рассыпавшись широким фронтом, двигался к южной оконечности Индии, омываемой океаном. Но и ему не удалось найти Ситу и даже что-либо

Единство Океана Жизни

Единство Океана Жизни КЛЮЧ 303 28 И для того чтобы помочь Человеку пересечь его порог Альфы-Омеги «Существа целиком из Света» носят уравнения для безграничной интер-коммуникации. КНИГА ЗНАНИЯ: КЛЮЧИ ЕНОХА 07.04.2011 г.«Любовь – Энергия Живая!» – мысль при просыпании.Я Есмь Что

Упражнение 4. Слияние с океаном Вселенской любви

Упражнение 4. Слияние с океаном Вселенской любви Останьтесь в одиночестве, попросите не беспокоить вас, сядьте удобно, дышите спокойно и размеренно, в удобном для вас ритме.Начните с расслабления тела – расслабляйте каждую мышцу, начиная с пальцев ног и рук, переходя выше.

Мудрость

Мудрость Сильные планеты: Сатурн, Юпитер, Меркурий.Слабые планеты: Луна, Нептун, Уран, Солнце.Акцентированные знаки: Козерог, Стрелец, Дева, Близнецы, Рак, Телец, Скорпион.Акцентированные поля: X, IX, VI, III, IV, II, VIII.Аспекты: Меркурий – Сатурн, Меркурий – Юпитер – Сатурн, Меркурий

Мудрость

Мудрость Теперь я рассмотрю философский аспект буддизма на третьей ступени благородного восьмеричного пути; это мудрость, или прозрение.Два характерных аспекта мудрости суть:1. Правильное устремление;2. Правильное понимание.Правильное понимание истины есть цель и

Упражнение «Сила океана»

Упражнение «Сила океана» Сядьте в удобную позу, закройте глаза и представьте, что вы сидите на берегу океана. Поверхность океана ровная и гладкая, полный штиль. И вместе с тем вы чувствуете огромную силу океана, которая скрыта под этой ровной гладью. Океан как огромное

Время: СЕМЬ МИФОВ СЕДЬМОГО ОКЕАНА

Время: СЕМЬ МИФОВ СЕДЬМОГО ОКЕАНА «Мечта — это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть. Это, как на земле, — дороги нет, а пройдут люди, проложат дорогу.» (Классик китайской литературы Лу Синь, Чжоу Шу-жень). Что такое МАШИНА ВРЕМЕНИ (сокращенно — МВ)?

Источник

Океан мудрости и остроумия

Океан мудрости и остроумия

Интервью Его Святейшества Далай Ламы японской газете «Japan Times»

Не так давно Далай Лама XIV посетил Японию: его визит длился 9 дней и завершился 23 ноября. В плотном графике встреч, которые были запланированы на это время, корреспонденту «Japan Times» удалось найти «лазейку» и взять интервью у Его Святейшества. Беседа проходила под мерный стук колес экспресса, следовавшего из Нагойи в Син-Йокогаму. Во время общения с двумя представителями местной прессы, речь «простого тибетского монаха» (каким он привык себя скромно считать, но с чем, все-таки, трудно согласиться) была полна энтузиазма, а сильный голос, казалось, способен был наполнить своим звучанием все пространство вагона. Его Святейшество обладает свойственной одному лишь ему манерой вести разговор, его ответы довольно красноречивы и демонстрируют прекрасное владение английским языком. Но cколь бы серьезной ни была затронутая тема, он непременно находил в ней место улыбкам, смеху и шуткам.

— Вы говорите, что наполовину уже удалились от дел. Может ли так случиться, что вы полностью уйдете в отставку? И как в этом случае будут проходить выборы вашего преемника, способного возглавить народ Тибета?

Уволиться с должности Далай Ламы? Я не могу самоотстраниться. (Смеется). Полагаю, что когда большая часть народа перестанет видеть во мне Далай Ламу, вот тогда я уйду в отставку. (Снова смеется). Я шучу, конечно.

Начиная с 2001 года, руководящая должность в области политического управления является выборной: избирательная кампания проводится раз в пять лет. И с тех пор я освобожден от половины своих обязанностей, связанных с политикой. Еще во время нашего пребывания в Тибете, примерно году в 52-м, начались некоторые перемены. Это было началом демократизации общества. Но возникшие трудности не позволили реализовать эти проекты на моей родине, – на тот момент у нас было слишком много проблем. Затем, когда в 59-м мы в качестве беженцев попали в Индию, мы были полностью ориентированы только на демократию. В 2001-м году мы добились того, что политический лидер нашего государства стал определяться путем проведения выборов. И с этих пор все главные решения в этой области принимает избранник народа, а я лишь выступаю в роли старшего советника. В прошлом году на выборах снова победил Самдонг Ринпоче, но поскольку пребывание в этой должности ограничено максимум двумя сроками, то через четыре года ему придется уступить свой пост новому кандидату.

Я не считаю заботу об институте Далай Лам важным делом. Гораздо важнее, на мой взгляд, донести мысль о том, что сохранение тибетской культуры и буддизма и поддержание линии преемственности в высшей духовной иерархии – это принципиально разные вещи. Подобно любой другой организации институт Далай Лам может сегодня возникнуть, а завтра кануть в небытие. Но буддизм, так же как и культурное наследие Тибета, будет существовать до тех пор, пока есть тибетский народ.

Тогда, в 1992-м, я заявил, что когда придет время вернуться на родину, обладающую необходимой степенью свободы, – что означает предоставление реальной автономии, – тогда я передам свои законные полномочия, которыми наделен как Далай Лама, местному тибетскому правительству.

Мы договорились, что борьба за Тибет не является делом конкретной личности, а касается всего народа. Таким образом, люди сами избирают своих лидеров. Это логично.

— По некоторым сведениям ваш преемник может быть избран еще при вашей жизни. Наперекор древней вековой традиции, когда Далай Ламы определялись путем выявления новой реинкарнации, теперь им может стать кто-то из монахов высокого ранга. Вы можете рассказать, как это будет происходить?

Периодически этот вопрос обсуждается главами высших религиозных школ Тибета, представляющих пять или шесть основных традиций, в каждой из которых есть свой духовный лидер. Время от времени мы собираемся вместе. Несколько раз я также поднимал этот вопрос, но серьезного обсуждения пока еще не было. В конце концов, нам еще предстоит дискуссия на эту тему.

— Члены наиболее влиятельной в Японии Либерально-демократической партии, входящей в состав правящей коалиции, пытаются отменить 9 статью японской конституции, в которой провозглашен отказ от ведения войны или поддержания боеспособной армии. Какова будет ваша реакция, если вы узнаете, что поддерживаемая буддистами партия «Новая Комейто» – партнер ЛДП по коалиции, – одобряет такую политику?

Этот вопрос касается только самих японцев. Я не должен вмешиваться. Всем известно, что я абсолютно против ведения каких-либо войн. Я мечтаю о будущем, в котором мир будет демилитаризован. Где бы я ни оказался, я не перестаю говорить об этом, хотя не думаю, что этой мечте суждено сбыться при нашей жизни. Но нам следует хотя бы иметь некий шаблон или образ такого будущего. И конечной целью должна стать вся планета, полностью избавленная от оружия.

— Вы говорите, что мир необходимо разоружить. Но что должно измениться в людях для того, чтобы эта мечта могла осуществиться?

Нам нужно научиться давать объективную оценку происходящему. Это единственно верный путь. В настоящее время многие наши взгляды ошибочны и не соответствуют действительности. Таково мое мнение.

— Что значит, не соответствуют действительности?

Ответьте, что достигается посредством войн?

— Власть, земли…

Это глупо! В настоящее время весь мир принадлежит 6 миллиардам людей. Если вы выйдете в открытый космос, то вряд ли увидите оттуда какие-то границы, разделяющие народы нашей планеты, разве что русла рек и горные цепи. Так и в нашей жизни существует мировая экономика и окружающая нас общая для всех среда. Отдельно взятые нации не способны решить проблемы всего мира. Мы должны научиться осознавать глобальную значимость этих вопросов.

Недавно у меня состоялась встреча с журналистами из России. Я выдвинул концепцию, что мир подобен единому организму. Я упомянул о мире без оружия и о том, что национальные интересы должны отступить на второй план. Оценивать происходящее с точки зрения интересов всего человечества – вот что по-настоящему важно. Я говорил о том, что огромные никем не заселенные территории в России могли бы принять гораздо больше переселенцев из Китая. То же самое и в случае с Тибетом, – наши просторы позволяют это сделать. Гипотетически, мы рады пригласить китайцев. Но такое гостеприимство должно быть хорошо продумано и основано на взаимопонимании и уважении к традициям местных жителей. В настоящее время китайцы в основном озабочены соблюдением собственных интересов, а никак не 6-ти миллиардного населения планеты. При таком уровне самосознания большинство уроженцев Поднебесной, прибывающих в Тибет, вряд ли могут рассчитывать на радушный прием. Было бы очень хорошо, если бы нам удалось достичь взаимного согласия.

Посмотрите, какую политику проводят Соединенные Штаты. Они объясняют свои действия желанием восстановить демократию, и это положительная мотивация. Но их методы полны насилия, в результате чего ситуация все больше усложняется, а дистанция между американцами и арабами растет. Такова природа войны. Вы можете с ее помощью решить какую-то задачу — как, например, свержение Саддама Хусейна позволило достичь некоторых целей. Но одновременно это породило массу непредвиденных проблем. Сегодня, уничтожая своего врага, вы уничтожаете самого себя. Такова действительность — все взаимозависимо. А действие с позиции силы, направленной на уничтожение собственного соседа, говорит о неспособности давать объективную оценку происходящему. Теперь вы понимаете меня? (Смеется.)

— В недавнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата утверждается, что глобальное потепление на 90 процентов вызвано деятельностью человека. Кроме того, по данным ООН ежедневно 25 тысяч человек умирает от голода и вызванных им болезней. Как вы считаете, существует ли решение этих проблем?

Да, безусловно. И оно, опять же, заключено в нашем умении давать объективную оценку происходящему и избегать взглядов, не соответствующих действительности.

Здесь следует рассматривать два аспекта. Первый касается сферы экономики и такой серьезной проблемы как все более заметное расслоение общества на богатых и бедных, как в мировом масштабе, так и в рамках одного государства. Посмотрите, что происходит в Соединенных Штатах: число миллиардеров растет, при этом бедные становятся зачастую еще беднее. Думаю, что в Японии также существует тенденция к увеличению существенной разницы между доходами разных слоев населения. К сожалению, теперь это наблюдается и в Китае, и в России. В случае с Китаем это кажется просто невероятным. В стране социализма, возглавляемой коммунистической партией, общество по-прежнему делится на классы, на богатых и бедных, причем пропасть между ними растет. То же самое мы наблюдаем и в Индии.

Если посмотреть, что происходит в масштабе всего мира, то мы увидим, что проживающие на севере более развитые в индустриальном плане нации пропагандируют культ потребления, и там существует переизбыток товаров. В других частях света, таких как Африка, Латинская Америка, а также Азия, люди не имеют даже самого необходимого и страдают от голода. Это действительно ужасно. Такой социальный дисбаланс недопустим с моральной точки зрения, а на практике является источником многих трудностей. Сегодня европейские страны, Америка, Австралия и Япония столкнулись с проблемой огромного притока иммигрантов, контролировать который становится все сложнее.

Культ потребления – это неправильное отношение к жизни, его не стоит популяризировать. Наивно полагать, что ресурсы планеты неисчерпаемы, а рост потребительских запросов является нашим неотъемлемым правом. Источник природных богатств однажды может иссякнуть.

Таким образом, нам надо задуматься, какой образ жизни нам следует вести, чтобы это вызывало как можно меньше противоречий. Во многом это зависит от тех моральных принципов, на которые мы опираемся. Если люди вокруг счастливы, то и мы чувствуем себя счастливыми. Если сосед страдает от голода, а тебе все равно, поскольку тебя заботит только собственное благополучие, то такая позиция с моральной точки зрения недопустима. Но это также и вопрос практического порядка. Те нации, которые обладают довольно высоким уровнем жизни, в конечном счете, обязательно столкнутся с проблемами. Необходимо знать об этом, и, благодаря осознанному подходу, люди смогут научиться довольствоваться тем, что у них есть. В противном случае мы часто наблюдаем картину, когда в стремлении достичь материальных высот люди не выдерживают этой гонки, наступает шоковое состояние, а в некоторых случаях все это заканчивается самоубийством.

Здесь есть еще одно объяснение. Мы все являемся частью одного и того же сообщества под названием «человечество»; Япония – это часть мира. Если в мировой экономике случается кризис, то это непременно отразится и на японской экономике. Такова сегодняшняя действительность. Поэтому следует придерживаться холистической системы взглядов, которая рассматривает мир как единое целое. Все взаимозависимо и взаимосвязано.

Теперь о втором аспекте – охраны окружающей среды. Безусловно, знакомство с этой темой у меня произошло только после того, как я попал в Индию. Когда я жил в Тибете, все вокруг выглядело таким непорочным. Я считал, что божественное начало очищает наш воздух, воду и почву. (От души смеется).

Однако этот вопрос охраны окружающей среды стоит действительно очень, очень остро. С помощью образовательного процесса мы должны разъяснять людям, к каким последствиям приводит социальное неравенство и потребительское отношение к жизни. Такая система взглядов недальновидна и оторвана от реальности.

Еще одна большая проблема касается населения. Следует контролировать его численность и повышать жизненный уровень людей, там, где это необходимо. Это очень важно. Думаю, что в этом вопросе заключено множество проблем.

— Если китайское правительство назначит вашего преемника, как на это отреагирует тибетский народ?

Будет то же самое, что и в случае с Панчен Ламой. На данный момент существует два Панчен Ламы, и официально признанного сами китайцы зовут «Ча Панчен», что означает «фальшивый». Для тибетцев вообще этот вопрос не актуален: в их сердцах существует только один, настоящий, Панчен Лама, а другому они поклоняются формально, если их к тому принуждают. Да, правительство Китая уже думает насчет кандидатуры 15-го Далай Ламы. И оно может официально выбрать своего мальчика-реинкарнацию, но тибетцы его не признают. И это еще одна проблема.

— В вашей книге под названием «Искусство быть счастливым» вы говорите о том, что существует множество проявлений негативных эмоций, например гнев, ревность и ненависть. С какими из них вы лично вынуждены сражаться и почему?

С каждым из перечисленных. Я тоже человек. Мой мозг устроен так же (указывает на мою голову), как и у любого индивидуума, и все мы обладаем одинаковым набором эмоций. Порой на протяжении суток преобладает какая-то одна из них, затем на следующий день ее сменяет другая. Будучи буддийским монахом и практиком, я могу сказать, что вообще-то на любую эмоцию есть «противоэмоция». Цель буддийских практик как раз и заключается в том, чтобы оказывать противодействие вредным для нас эмоциям, и это действительно помогает. Эти практики служат противоядием.

Гнев и ненависть обладают разрушительной силой. Согласно медицинским исследованиям, сильные вспышки гнева и ненависти губят имунную систему человека. Противоборствующей им силой, или противоядием, являются любовь и доброта. У человека, способного активно сострадать, мозг функционирует лучше, он не испытывает стрессов, его давление находится в норме. Религия и бог здесь ни при чем. Просто в нашей жизни, с самого момента рождения, мы начинаем физически ощущать потребность в любви со стороны окружающих. Без материнской любви мы не смогли бы выжить. Причем это касается не только людей, но и большинства животных. Таким образом, любовь и доброта – необходимое условие нашего существования.

Благодаря опыту познания материнской любви и связанному с ним ощущению полного счастья наш разум дает нам способность проявлять любовь к окружающим. Поэтому мы можем сказать, что положительные эмоции созидательны, в то время как гнев, ненависть и ревность являются разрушительными, о чем можно судить по последствиям их воздействия.

Эти вещи не имеют никакого отношения к религии. Обычно я называю это «светской этикой». Не зависимо от того, признаете вы религию или нет, все это существует и подтверждается здравым смыслом, нашим жизненным опытом и открытиями ученых. Одни эмоции, которые мы испытываем, очень полезны, благотворны, и поэтому мы называем их позитивными. Другие оказывают отрицательное влияние на наше здоровье, общественную и семейную жизнь, и тогда мы зовем их негативными. То, что мы называем «обращением к здравому смыслу» у буддистов носит название «аналитической медитации».

Анализируйте. Когда мы говорим об эмоциях, то в поле нашего зрения попадает довольно широкая область для исследования. Существуют тысячи различных эмоциональных состояний. Очень важно правильно идентифицировать, какие из них могут принести пользу, а какие – вред, и уже исходя из этого, нужно стараться устранить негативные эмоции, а позитивные, наоборот, усилить. В этом основа практики.

— Да, но все же, какие эмоции вам приходится усмирять больше всего?

Гнев. Одной из основных моих практик является взращивание сострадания. Гнев и ненависть – это антиподы сострадания. Что касается ненависти или неприязни в отношении других людей, то я почти никогда их не испытываю. Мои негативные эмоции быстро проходят.

У меня есть уникальный пример из жизни одного тибетского монаха. Этот человек провел 18 лет в китайском ГУЛАГе, где в 60-х и 70-х ему пришлось дважды пройти курс так называемого «политического перевоспитания». В начале 80-х ему удалось бежать в Индию. Я был знаком с ним еще до 1959 года, и как-то мы обсуждали пережитое им в лагере. Он рассказал мне, что ему довелось столкнуться с рядом настоящих проблем и опасностей. Когда я спросил его, в чем же заключалась эта опасность, он ответил: «Я боялся, что однажды больше не смогу испытывать сострадание по отношению к китайцам». Как видите, в результате практики можно утвердить в себе такое отношение к жизни, которое позволит вам намеренно сохранять сочувствие по отношению к своему врагу. В конечном счете, это делает ум практикующего более невозмутимым и умиротворенным. Но если люди позволят возобладать гневу и ненависти, то это непременно отразится на их собственном здоровье, но вряд ли причинит какой-то вред китайцам.

Как правило, мы считаем гнев нашей защитной реакцией, не так ли? Когда мы сталкиваемся с какими-то проблемами, то вспышки ярости вызывают прилив энергии. То есть до некоторой степени мы поощряем наш гнев, верно? Тем не менее, это не отражает истинного положения вещей. (Смеется.)

— Есть ли какие-то положительные сдвиги в отношениях между Китаем и .

— Что служит тому преградой?

Мы установили прямые контакты с китайским правительством в 1979 году. В начале восьмидесятых у нас появилась реальная надежда на улучшение в лице лидера Китая Дэна Сяопина и генерального секретаря компартии, действительно выдающегося коммуниста, Ху Яобана, который во время визита в Лхасу признал допущенные руководством ошибки. Затем в середине 80-х во многих университетах Китая началось демократическое движение, и Ху Яобан весьма открыто и последовательно выступил в поддержку студенческих движений. В конце концов, он был смещен со своего поста. Политика китайского правительства стала более жесткой. Вскоре произошли события на площади Тяньаньмэнь (в 1989 году).

На пятом раунде дискуссий (между представителями китайского правительства и тибетского правительства в изгнании) китайская сторона признала, что Далай Лама не стремится к независимости. Однако вскоре затем в мой адрес посыпались обвинения в «сепаратизме». В то же время в Тибете началось усиление репрессий. И в том же году, примерно в мае или июне, на шестой встрече китайская делегация заняла гораздо более жесткую позицию в переговорном процессе.

Китайские власти убеждают, что проблемы Тибета не существует, что там все спокойно. А мы все время повторяем, что хотим увидеть это своими глазами. Если дела обстоят так хорошо, как утверждает правительство Китая, то вопрос отпадет сам собой. Таким образом, мы просим разрешения посетить Тибет и одновременно объяснить его коренным жителям, что мы не требуем независимости. Мы не сторонники раскола. Но у нас есть право на то, чтобы сказать людям правду. Пока же мы ждем, что ответят китайцы.

— Сегодня на территории Израиля мы наблюдаем один из затяжных конфликтов, который можно назвать религиозным противостоянием. Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы сделали?

Это несерьезный вопрос. Он также выходит за рамки понятий реальности. Здесь я вряд ли могу быть чем-то полезным. Я не так часто бывал в Израиле, но каждый раз специально встречался и с палестинцами, и с израильтянами. Я всегда старался поддержать их усилия, направленные на достижение диалога или компромисса на базе взаимного примирения. Многие израильтяне полностью соглашались со мной. И те палестинцы, мусульмане, которых я встречал, — очень хорошие люди. Там есть несколько мощных организаций, действующих довольно активно, целью которых является достижение взаимопонимания между этими народами.

Где бы я ни оказался, я стараюсь внести свой посильный вклад в дело мира. Но я не наделен способностью творить чудеса, это абсурд. (Смеется). Если бы я на самом деле обладал сверхъестественной силой, то в первую очередь применил бы ее в Тибете, не так ли? По крайней мере, это было бы логично. (Смеется).

Я — буддистский практик. Моя вера не относится к теистическим религиям, и она учит, что все явления возникают в силу определенных причин и условий. Буддизм отрицает бога-творца. Таким образом, я верю лишь в результаты наших собственных действий, а не молитв. Наши действия играют очень важную роль. Действия – это карма. Слово «карма» означает «действие». Это древнее индийское учение. В нетеистических религиях, в том числе и в буддизме, основной акцент делается именно на наших действиях, а не на божествах или Будде. Некоторые люди считают буддизм разновидностью атеизма. А некоторые ученые говорят, что буддизм — не религия, и относят его к наукам, изучающим деятельность ума.

— А вы согласны с такой точкой зрения?

О, да. Я даже считаю Будду и некоторых великих его последователей вроде Нагарджуны (один из выдающихся учеников Будды) настоящими учеными. В основе их методов лежал анализ, а не слепое упование на веру. А ведь эти учителя не были магами. (С этими словами Его Святейшество шутливо пытается обхватить мою голову и смеется).

— Извините. Мой вопрос был гипотетическим.

Недавно вы встречались с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем. Однако в вашем списке встреч нет японского премьер-министра Фукуда.

Я еще ни разу не встречался ни с одним политическим деятелем в этой стране. Вне всякого сомнения, здесь следует проявлять щепетильность, поскольку Япония – ближайший сосед Китая. Со своей стороны я не хочу послужить причиной возникновения некоего дискомфорта. Так что никаких проблем. Самым важным для меня является пропаганда человеческих ценностей и гармонии между представителями всех религиозных конфессий. И с этой точки зрения общение с народом выглядит намного важнее, чем встречи с главами правительств.

Так вот, куда бы я ни направился, я рад встречам с общественностью. Всегда находятся люди, которые будут счастливы их организовать. У меня нет детального плана обсуждения политических вопросов с членами правительства. Когда лидеры государств готовы встретиться со мной, и у них есть такая возможность, которой ничто не препятствует, я охотно сделаю это. Но если у них возникают какие-то трудности, то ничего страшного, если эта встреча не состоится.

— В течение жизни вам пришлось сталкиваться с множеством разных ситуаций и проблем. Для вашей страны период тяжелых испытаний еще не окончен. Тем не менее, вы сохранили способность улыбаться. У вас такой заразительный смех. Как вам это удается?

Это моя профессия. (Смеется). Вообще-то тибетцы не похожи на японцев (пытается придать лицу бесстрастное выражение) или некоторых индийцев. Мне кажется, что наш народ чем-то сродни итальянцам, такой же веселый. В отличие от немцев или англичан, которые довольно сдержанны. Такова наша натура.

Потом это еще зависит от происхождения. Наша семья жила в маленькой деревне, а не в крупном городе. Деревенский образ жизни располагает к более тесному общению. Там люди чаще веселятся, смеются, дразнят друг друга и шутят. Видимо это уже вошло в привычку.

Кроме того, я часто это повторяю, существует объективное и субъективное восприятие мира. Безусловно, проблем слишком много. Но если постоянно думать только о плохом, вы вряд ли сможете с ними справиться. Такие мысли нарушают покой вашего ума. При этом не надо забывать, что все относительно. Даже в самой черной полосе жизни можно найти что-то позитивное. Эти позитивные моменты также открываются нам, когда мы стараемся получить целостную картину происходящего. Возведение негативного в абсолют спровоцирует неизбежный рост беспокойства и страха. Но если посмотреть на ситуацию более широко, то вы поймете, что при всей плачевности вашего положения на самом деле вы все еще в полном порядке. Такое восприятие выработалось у меня благодаря практике и знакомству с концепциями буддизма. Я считаю их очень полезными.

Рассмотрим в качестве примера наш случай. Мы потеряли свою страну. Лишились домов. Мы испытываем много трудностей, и в Тибете их тоже достаточно. В то же время такой опыт, который исключает привязанность к собственному жилищу, открывает массу новых возможностей, одна из которых – это встречи с различными людьми в неформальной обстановке.

Вот, к примеру, сегодня утром у меня была прощальная встреча с организаторами моего посещения синтоистского святилища в Исе (одного из самых почитаемых мест у последователей синто). Как обычно, я говорил в привычной для меня манере и вел себя весьма неформально, за что принес свои извинения. Кажется, в Европе одна газета описала мой стиль поведения как «радикальный отказ от соблюдения формальностей». Так вот, я прошу прощения, если мое нежелание соблюдать какие-либо формальности причинило беспокойство моим японским друзьям. (Смеется). Такая манера общения стала нормой при контакте с американской аудиторией. То же самое и в Германии: когда я обращаюсь к залу, в котором присутствует порядка 10 тысяч человек, в основном представителей молодежи, мне кажется, что им нравится такой тип отношений. Открытый, искренний и честный.

— В США вам вручили Золотую Медаль Конгресса. Какую реакцию это вызвало в Лхасе и других районах Тибета?

Были введены дополнительные ограничения. Непосредственно в день награждения, 17 октября, местные власти запретили тибетцам каким-либо образом отмечать это событие. Но люди в Лхасе, их были тысячи, надели праздничные наряды, какие мы обычно надеваем на Новый год, Лосар, и отправились в храм на молебен. У меня сложилось впечатление, что ситуация вышла из-под контроля китайских властей, т.к. людей было очень много. Затем в одном из больших монастырей, который раньше насчитывал 8 тысяч монахов, а теперь их осталось там не более тысячи, несколько монахов с раннего утра начали символически белить стены монастырских построек. Представители местной администрации попытались остановить их действия. Тогда к ним присоединились другие монахи, и в конечном итоге там оказалась вся монашеская братия. После этого китайцы направили в непокорную обитель около 4 тысяч солдат, и часть монахов были избиты и арестованы. В общем, в Тибете на многое наложены запреты.

Китайцы по-прежнему обвиняют меня в сепаратизме и считают врагом народа, причем моего родного народа. Что вы на это скажете? Неужели я похож на врага тибетского народа? (Смеется).

Это просто нелепо.

Фото: www.news.yahoo.com, www.phayul.com

Перевод: Елена Лохнина

Читайте также

О МУДРОСТИ

О МУДРОСТИ Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости. Мудр тот, кто овладел искусством размышления, познал себя и научился обращению с людьми, но отвергает звание мудреца и не лезет к другим с назиданиями, ведь глупее

О мудрости

О мудрости Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости.Мудр тот, кто овладел искусством размышления, познал себя и научился обращению с людьми, но отвергает звание мудреца и не лезет к другим с назиданиями, ведь глупее

НАЧАЛО МУДРОСТИ — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ

НАЧАЛО МУДРОСТИ — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ Поэтому покой — это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

ОКЕАН КАПИТАЛА

ОКЕАН КАПИТАЛА Вторая сторона триады власти — благосостояние, — как документально подтвердили предыдущие главы, также испытывает глубокие изменения, связанные с распространением на планете новой системы создания благосостояния. По мере того как корпорации

О человеческой мудрости

О человеческой мудрости Страшна не высота, страшен склон! Склон, где взор срывается вниз, а рука взлетает вверх, чтобы ухватиться за что-нибудь. Тогда трепещет сердце от раздвоения воли.О друзья мои, угадываете ли вы и в моем сердце двойственность воли моей?Вот он, склон

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной Поэтому покой – это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

«Чаша мудрости»

«Чаша мудрости» Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури (1048–1131) – персидский поэт, суфийский мудрец, философ, математик, астроном и астролог. Омар Хайям знаменит во всём мире своими мудрыми, полными юмора и дерзости – четверостишиями рубаи.

«Катхасаритсагара», или «Океан сказаний»

«Катхасаритсагара», или «Океан сказаний» – Сомадева – Сомадева – писавший на санскрите кашмирский поэт XI века. Сведений о его жизни практически не сохранилось, однако известно, что он происходил из касты брахманов, придерживался шиваизма и был придворным поэтом

Уроки мудрости

Уроки мудрости Знание из любого источникаВосточная притча– Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! – упрекали одного философа.– Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, – ответил философ. – Знание – столь

Запад выходит в воздушный океан

Запад выходит в воздушный океан В том месте, где Потомак становится широким, доходя в ширину до семи километров — место это называлось Вайдуотером, «широкой водой», — будущие авиаторы сделали официальную площадку для мира воздушных путешествий. За ней следила вся

Океан мудрости и остроумия

Океан мудрости и остроумия Интервью Его Святейшества Далай Ламы японской газете «Japan Times» Не так давно Далай Лама XIV посетил Японию: его визит длился 9 дней и завершился 23 ноября. В плотном графике встреч, которые были запланированы на это время, корреспонденту «Japan Times»

Обращение к участникам Международного молодежного форума «Доброе сердце» и фестиваля «Океан сострадания»

Обращение к участникам Международного молодежного форума «Доброе сердце» и фестиваля «Океан сострадания» У народа Калмыкии, равно как и у народа Тибета, уникальное культурное наследие. Как и все человеческие существа, мы имеем право на сохранение своей культуры, если

Обращение к участникам Международного молодежного форума «Доброе сердце» и фестиваля «Океан сострадания»

Обращение к участникам Международного молодежного форума «Доброе сердце» и фестиваля «Океан сострадания» У народа Калмыкии, равно как и у народа Тибета, уникальное культурное наследие. Как и все человеческие существа, мы имеем право на сохранение своей культуры, если

Рыба и океан

Рыба и океан Жила-была рыба, простая рыба. Однажды она, наслушавшись восторженных рассказов об Океане, решила, что должна попасть туда, чего бы ей это ни стоило.Рыба пошла к разным мудрецам. Многим из них нечего было сказать, но они городили всякую чушь, чтобы выглядеть

О мудрости и уме

О мудрости и уме Мудрость нужна не столько для того, чтобы решать свои собственные проблемы — с этим подчас может справиться и ум. Мудрость прижизненно необходима для того, чтобы не создавать проблемы впредь — и в особенности те же самые

Источник

Оцените статью