Что такое пермское море

Что такое пермское море

Таня Парфенова, Юля Карташова

Около 270 миллионов лет назад, в то время, которое геологи называют ранней эпохой Пермского периода, Уральские горы были еще молодыми. Неприступной каменной стеной поднимались они на границе столкновения двух материковых плит, сшивая на протяжении сотен километров Восточно-Европейскую и Сибирскую плиты в один континент. Остроконечные вершины устремлялись ввысь, достигая высот современных Гималаев. У подножья гор плескалось древнее Пермское или Предуральское море.

Море п ростиралось на восток до Уральского хребта, на юг уходило в пределы Кавказа. Море было теплое, не очень глубокое, переполненное жизнью. Кораллы, мшанки, водоросли строили рифы, вблизи которых селились брахиоподы и двустворчатые моллюски. На дне копошились трилобиты, брюхоногие моллюски, морские ежи, а в толще воды плавали многочисленные рыбы и головоногие моллюски.

По берегам моря, на островах произрастали древовидные хвощи и папоротники, царствовали голосеменные растения: кордаитовые, гинкговые, хвойные.

В прибрежной зоне жили древние земноводные (стегоцефалы) и первые пресмыкающиеся (котилозавры, зверозубые ящеры).

Медленно оседали и накапливались на морском дне остатки наземной жизни, сносимые водными потоками с суши, а также останки морских обитателей.

Прошли сотни миллионов лет. Море ушло. С желанием своими руками найти свидетельства существования Предуральского моря юные геологи гео-эко-клуба «Рифей» Центра дополнительного образования детей отправились в экспедицию в Красноуфимский район Свердловской области.

Об экспедиции, интересных находках рассказывают руководители «Рифея» Ирина Владимировна и Павел Сергеевич Козловы.

П.С.: В этом году мы с клубом совершили две очень интересные десятидневные экспедиции. Одна из них проходила в районе города Красноуфимска Свердловской области, а другая была совершена в район природного парка «Оленьи ручьи». Экспедиции отличались друг от друга. Цели их были разные.

И.В.: Первая экспедиция состоялась в район города Красноуфимска. Давно у нас не было таких интересных, замечательных походов именно с поиском. Мы искали останки, окаменелости древних животных и растений. Главным в плане отбора детей в отряд была увлеченность ребенка поиском, желание найти что-то уникальное.

П.С.: О подобной экспедиции мы мечтали много лет. И в этом году нам посчастливилось ее совершить, благодаря знакомству с очень увлеченным и интересным человеком — Ольгой Владиславовной Абросимовой. В областном музее природы проходила выставка, посвященная палеонтологии Красноуфимского района, на которой мы и познакомились с Ольгой Владиславовной. Чем именно примечателен этот район для нас, участников этой экспедиции? Прежде всего тем, что в геологическом отношении он представлял сотни миллионов лет назад древнюю сушу и древнее море. Это была палеозойская эра, нижнепермский период, очень древний отрезок в летописи нашей Земли. И, конечно, нам было интересно «перелистывать» каменные страницы этой истории. В ходе экспедиции мы побывали на дне древнего Пермского (Предуральского) моря, находили в каменных породах свидетельства его существования: останки животных, которые когда-то в нем жили.

И.В.: Интересна история обнаружения Предуральского моря в районе города Красноуфимска. В 1898 году при строительстве Красноуфимска были вскрыты пласты, в которых было обнаружено несколько останков зубов геликоприона – древней акулы. Свою экспедицию мы назвали «За древними акулами» и поставили себе цель — найти акулий зуб. Задача стояла перед нами не простая. За двадцать лет поисков Ольга Владиславовна так и не смогла обнаружить эти останки, а мы решили, что новичкам должно повезти!

К сожалению, желанный зуб мы так и не нашли, но зато сделали множество других, не менее уникальных открытий. Кстати, интересный факт: после нашей экспедиции Ольга Владиславовна прислала информацию, что ей все-таки удалось найти зуб древней акулы, и он занял достойное место в ее уникальной коллекции.

За время нашей экспедиции поисковые работы велись в пяти разных местах. В одном из них, когда мы «перелистывали» каменные страницы, были найдены отпечатки и окаменелости древних моллюсков аммоноидей.

П.С.: Во время другого маршрута мы обнаружили отпечатки флоры древней суши: фрагменты листьев тридцатиметровых деревьев — каламитов и растения гинкго. Интересный факт: и з гинкговых до наших дней дожил лишь один вид. Это большое дерево с лопастевидными листьями. Сохранились гинкго благодаря человеку. Китайцы и японцы считали это дерево священным и выращивали вблизи храмов. Теперь гинкго растет почти во всех ботанических садах.

Находили мы и морские лилии, научное название криноидеи , их стебли цилиндрической формы. Попадались пласты, состоящие только из этих стебельков.

Хотя зуб акулы мы так и не нашли, сделать уникальное открытие для местности, в которой велись раскопки, нам все-таки удалось. «Рифей» нашел жилу минерала кальцита! Были найдены брахиоподы , внутри которых выросли кристаллы кальцита.

И.В.: Из экспедиции мы привезли много экспонатов окаменелости. Это хороший итог, но с педагогической точки зрения самым главным результатом Красноуфимской экспедиции стало создание детского коллектива, очень интересного, целенаправленного.

П.С.: Отобрана большая учебная исследовательская коллекция, которая будет служить для показа во время уроков биологии, природоведения, для подготовки детей к геологическим олимпиадам. Некоторые из находок войдут в основу нашей экспозиции «По следам жизни на земле».

Еще один важный итог экспедиции — мы отобрали большую коллекцию окаменелостей фауны и флоры для музея природного парка «Оленьи ручьи». Коллекцию мы передали во время второй нашей летней экологическо-трудовой экспедиции, которая как раз и проходила в парке «Оленьи ручьи». Об этой экспедиции читайте в следующем номере.

РАЗРАБОТКА, СОЗДАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ САЙТА — ДЕТСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СПЕКТР»

623280, Свердловская область, г.Ревда, ул.Чайковского, д.27

Источник

Пермское море — разгадка древности

Пермского моря нет на географических картах, потому что существовало оно в древности, где-то 285 млн. лет тому назад. Это была эпоха Пермского периода. В то время море простиралось на Русской равнине от Уральских гор и до Кавказа.

В теплом море обитали водоросли, кораллы, полипы, которые образовывали коралловые рифы, а те привлекали брахиоподов и двустворчатых моллюсков. Жителями дна были морские ежи, трилобиты и брюхоногие моллюски. Многочисленные разновидности рыб и головоногие моллюски населяли толщи вод.

На берегах Пермского моря было много растительности того периода. В зарослях проживали древние земноводные, котилозавры и зверозубые ящеры. Со временем климат стал суше, и море обмелело, а затем и вовсе исчезло. Хотя следы его существования остались — это залежи минералов, нефть и газ.

Благодаря Пермскому морю в городе Соликамске находятся огромные соляные месторождения, которые насчитывают 3,5 млн. тонн калийных солей. Еще в 1430 г. был основан этот город, где занимались соледобычей. Но про Пермское море в то время никто ничего не знал. Только в 1841 году англичанин Р. Мурчисон объявил о Пермском геологическом периоде. Во время геологической экспедиции по Уралу и результатам исследований и было сделано это открытие. Английские геологи современники Мурчисона, долго оспаривали его открытие. Причина спора, скорее всего, связана с тем, что исследователи никогда не приезжали в Россию и не ходили по дну моря.

Сегодня море и Пермский период — прописные истины, которые знакомы даже школьнику. Ученые всего мира отмечают ценность геологических памятников Урала. Например, такие памятники природы как разрезы «Холодный Лог», «Белая Гора», «Рассольный», «Останец», «Нижняя Губаха», «Мальцевка» и «Нижняя Карпиха» — имеют мировое значение. Это живая летопись нашей планеты.

Источник

Пермское море

Море это не встретить на современных географических картах. Оно существовало в глубокой древности, около 285 миллионов лет назад, в эпоху Пермского периода. Пермское море простиралось на просторах Русской равнины от Уральских гор вплоть до пределов Кавказа.

Неглубокое, теплое, пермское море было домом и прародителем жизни. Водоросли, кораллы и полипы образовывали коралловые рифы, привлекавшие брахиоподов, наотилоидеев и двустворчатых моллюсков, дно населяли трилобиты, брюхоногие моллюски, морские ежи, в толще воды встречались многочисленные рыбы и головоногие моллюски.
Берега Пермского моря были богаты растительностью – хвощи, папоротники, хвойные и распространенные в то время гинкговые деревья. Разгуливали по этим зарослям первые пресмыкающиеся – котилозавры, зверозубые ящеры, а так же древние земноводные.

Но время шло, климат становился суше. Море мелело. Через миллионы лет его не стало. Но оно не ушло бесследно. Пермское море оставило после себя множество богатств – нефть, газ и минеральные месторождения.
Так, например, именно Пермскому морю мы обязаны огромными соляными месторождениями в Соликамске, который насчитывает около 3,5 млн. тонн залежей калийных солей. В 1430 г. Соликамск и был основан как город занимающийся соледобычей. Однако про Пермское море и Пермский период еще ничего известно не было.

В 1841 г. англичанин Р.Мурчисон объявил миру о существовании Пермского геологического периода. Данное открытие геолог сделал именно по результатам исследований и экспедиций на Урале.
Современники Мурчисона, геологи из Англии долго оспаривали его открытие, однако связано это скорее с тем фактом, что исследователи попросту никогда не были в России и не холили по дну Пермского моря.
Пермское море и Пермский геологический период сегодня – прописные истины, которые изучают в школе. Специалисты со всего мира отмечают особую ценность геологических памятников Урала. Так, памятниками природы мирового значения являются разрезы «Холодный Лог», «Останец», «Нижняя Губаха», «Белая Гора», «Мальцевка», «Рассольный», «Нижняя Карпиха».
Эти и другие обнажения – живая летопись эволюции нашей планеты.

Источник

Пермское море — загадка древности

Пермского моря нет на географических картах, потому что существовало оно в древности, где-то 285 млн. лет тому назад. Это была эпоха Пермского периода. В то время море простиралось на Русской равнине от Уральских гор и до Кавказа.

В теплом море обитали водоросли, кораллы, полипы, которые образовывали коралловые рифы, а те привлекали брахиоподов и двустворчатых моллюсков. Жителями дна были морские ежи, трилобиты и брюхоногие моллюски. Многочисленные разновидности рыб и головоногие моллюски населяли толщи вод.

На берегах Пермского моря было много растительности того периода. В зарослях проживали древние земноводные, котилозавры и зверозубые ящеры. Со временем климат стал суше, и море обмелело, а затем и вовсе исчезло. Хотя следы его существования остались — это залежи минералов, нефть и газ.

Благодаря Пермскому морю в городе Соликамске находятся огромные соляные месторождения, которые насчитывают 3,5 млн. тонн калийных солей. Еще в 1430 г. был основан этот город, где занимались соледобычей. Но про Пермское море в то время никто ничего не знал. Только в 1841 году англичанин Р. Мурчисон объявил о Пермском геологическом периоде . Во время геологической экспедиции по Уралу и результатам исследований и было сделано это открытие. Английские геологи современники Мурчисона, долго оспаривали его открытие. Причина спора, скорее всего, связана с тем, что исследователи никогда не приезжали в Россию и не ходили по дну моря.

Сегодня море и Пермский период — прописные истины, которые знакомы даже школьнику. Ученые всего мира отмечают ценность геологических памятников Урала. Например, такие памятники природы как разрезы «Холодный Лог», «Белая Гора», «Рассольный», «Останец», « Нижняя Губаха », «Мальцевка» и «Нижняя Карпиха» — имеют мировое значение. Это живая летопись нашей планеты.

Источник

Что такое пермское море

Показ презентации и мультфильма общественности.

Представление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря.

Содержание.

Для создания данного проекта необходимо было понять, зачем нам он нужен. Во все времена в экспедициях, на карьерах, на раскопках, люди собирали окаменевшие останки животного и растительного мира. Сравнивая современных животных ученые отыскивают аналогичные признаки на окаменевших остатках и по крупицам собирают, воссоздают внешний вид вымершего животного. Как архитектор по остаткам фундамента и кладки стен восстанавливает здание, так и палеонтолог воссоздает живой мир далеких геологических эпох. Наша первая встреча с доисторическим миром случилась в первом классе. Мы побывали на экскурсии «Документы прошлого» на станции детского туризма и задумались, что история нашей планеты насчитывает более четырех миллиардов лет! (см. Приложение № 1). И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком климате жили? Что было на месте нашего города много миллионов лет назад? Почему именно Пермский период имеет отношение к нашему городу? У нас оказалось очень много вопросов, на которые хотелось бы получить ответ. Поэтому в четвёртом классе у нас возникла идея создания проекта «Загадки Пермского моря», чтобы наши сверстники могли тоже многое узнать о Пермском периоде и науке палеонтологии.

Мы побеседовали с родителями и нашим педагогом и решили данный проект представить в виде коллективного учебно — исследовательского проекта с выходом на создание мультипликационного фильма, который мог бы стать подспорьем и дополнением к темам занятий по изучению нашего родного края. В создании нашего проекта нам согласились помогать родители и педагог дополнительного образования, который с 1 класса работает с нами по программе «Мир вокруг нас».

Составленный совместно с нашим педагогом план работы помог нам организовать совместную деятельность с родителями и одноклассниками.

Этапы работы над проектом:

4. Оформление результатов проекта

5.Общественная презентация результата.

На подготовительном этапе мы поставили перед собой проблемные вопросы, выбрали и сформулировали тему своего проекта, создали инициативно-творческую группу из детей, педагогов, родителей, разработали программу действий на период проекта. Отправной точкой создания нашего проекта стало посещение ещё в сентябре, Ключиковского карьера, где мы нашли свои первые экспонаты (см. Приложение №2). Так появилась идея создания палеонтологической экспозиции в школе и создание мультфильма с героями Пермского моря. В нашем проекте мы хотели рассказать другим детям и взрослым о событиях, которые происходили много миллионов лет назад на территории Красноуфимского района.

На втором этапе мы разрабатывали проект, определяли цели и задачи проекта, проанализировали проделанную работу на первом этапе, разработали программу наших дальнейших действий и распределили объём предстоящих работ. На данном этапе работы мы попросили каждого ученика из класса поработать дома со своими родителями и постараться ответить на вопрос: «Что мы знаем о палеонтологическом прошлом нашего края? И знаем ли что – нибудь, не привлекая дополнительные источники?».

После сбора информации у нас прошло занятие «Пермское море – что мы о нем знаем?», где каждый наш одноклассник рассказал о том, что ему известно о Пермском периоде. Мы посетили несколько познавательных занятий и мастер – классов в нашем городском краеведческом музее: «В гостях у Данилы — мастера» (см. Приложение №3), «Окаменелые сокровища Пермского моря» (см. Приложение №4), пообщались с палеонтологом – любителем нашего города Абросимовой О.В. (см. Приложение №5). Знакомились с профессией геолога и палеонтолога в рамках интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология» (см.Приложение №6). Провели анкетирование в-четвертых классах и сами приняли участие в нем (см. Приложение №7). В результате анкетирования мы выявили следующее:

— о существовании науки палеонтологии, знают все учащиеся нашего класса, а вот в других классах только 46 %;

— всего 12 % учащихся других классов бывали на палеонтологическом занятии или экскурсии (в анкетах ребята указали Красноуфимский краеведческий музей и музей природы г. Екатеринбурга), в нашем классе – 100%.

— однако, все учащиеся (100 %), не занимающиеся по программе «Мир вокруг нас», ответили, что они хотели быузнавать опалеонтологическом прошлом нашего края, и заинтересовались этой наукой, если бы были понятные и красочные пособия.

Третий этап – деятельностный. На этом этапе мы занялись сбором серьёзной информации для подготовки сюжета для мультфильма и пособий. Мы, совместно с нашим педагогом изучали и анализировали документальные и архивные источники, Интернет-ресурсы, периодические издания по палеонтологии и истории Пермского периода, собирая материалы о палеонтологическом прошлом нашего города (см. Приложение №8). Вместе с этиммы готовили главных героев будущего мультфильма — лепили из пластилина жителей Пермского моря (см. Приложение №9), готовили декорации будущего моря, учились работать в программах «Киностудия Windows live», «Звукозапись», позволяющих создавать мультипликационные шедевры (см. Приложение №10).

На этом этапе мысоздавали нашупалеонтологическую экспозицию, которая полностью состоит из собранных нами, во время экспедиции на Ключиковском карьере, окаменелостей и отпечатков флоры и фауны, которые жили, когда – то, в Пермском море, шумевшем много миллионов лет назад и на просторах Красноуфимского района. Коллекция фоссилий (так в палеонтологии называют окаменелости вымерших организмов) выставлена в нашей школе. (см. Приложение №11), которая вызвала большой интерес у учащихся, учителей и родителей.

В подборе книг, электронных материалов, поиску в Интернет-ресурсах по теме нашего проекта нам помогали наши родители и педагог. Руководителем нашего проекта в расписании было определено время для консультаций и занятий для завершения работы над проектом.

Четвертый этап – оформление результатов. Следующим шагом для нас было оформление результатов проектной деятельности: оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря – паззлов «Трилобит», раскраскидля детей «Обитатели Пермского моря», развивающей игры для учащихся младших классов «Узнай кто я?» (см. Приложение №12), создание мультфильма «Загадки Пермского моря» (см. Приложение №13), составление фотоотчета, обсуждение формы представления полученных результатов, координирование всей работы. Совместное обсуждение результатов проекта.

Заключительным этапом нашей работы стала общественная презентация результата работы над проектом.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Экскурсия в городской краеведческий музей «Окаменелые сокровища Пермского моря».

Экспедиция в Ключиковский карьер

Мастер — класс «В гостях у Данилы — мастера»

Мастер – класс «Как организовать полевые исследования»

Интеллектуально – творческая игра «Многогранная геология».

Заключение

Около 285 миллионов лет назад, в эпоху Пермского периода на территории нашего города и района плескалось море — его не встретить на современных географических картах. Пермское море простиралось на просторах Русской равнины от Уральских гор вплоть до пределов Кавказа. Неглубокое, теплое, Пермское море было домом и прародителем жизни. Водоросли, кораллы и полипы образовывали коралловые рифы, привлекавшие брахиоподов, наутилоидеев и двустворчатых моллюсков, дно населяли трилобиты, брюхоногие моллюски, морские ежи, в толще воды встречались многочисленные рыбы и головоногие моллюски. Берега Пермского моря были богаты растительностью – хвощи, папоротники, хвойные и распространенные в то время гинкговые деревья.

Но время шло, климат становился суше. Море мелело. Через миллионы лет его не стало. Но оно не ушло бесследно. Пермское море оставило после себя множество богатств: полезные ископаемые, которыми пользуется человек, окаменевшие отпечатки флоры и фауны, которые помогают представить нам тех, кто, когда – то населял это теплое Пермское море, а изучение вымерших организмов даёт возможность ученым узнать и изучить современный мир природы и неразрывную связь мира настоящего миром прошлого.

Наш проект — это маленький вклад в дело изучения Пермского моря, поэтому всю информацию о проекте и его результатах мы разместим на школьном сайте.

Практическая значимость:

Материалы нашего исследования могут быть интересны и полезны для других учеников нашего города. Это позволит им расширить кругозор знаний по палеонтологии, повысит мотивацию к обучению, даст возможность привлечь к интересным научным открытиям учащихся.

Материалы нашего исследования могут успешно использоваться на уроках биологии при изучении вопросов эволюции органического мира с 6-11 классы. Они позволят лучше и доступнее изучить родство современных форм жизни с вымершими, представят доказательства эволюции; в школьном курсе «Окружающий мир», «География»; для проведение классных часов.

Созданная выставочная экспозиция«Документы прошлого» поспособствует дальнейшему проведениюэкскурсионной работы по экспозиции с детьми младшего школьного звена.

Организованная научно-исследовательская работа обучающихся, и в дальнейшем будет направленная на изучение геологического прошлого родного края.

На сегодняшний день тема сохранения объектов, связанных с геологическим и палеонтологическим прошлым нашего района очень актуальна, поэтому наш проект может помочь реализовать задачи, связанные с этой проблемой.

Исследование имеет большое значение для профессиональной ориентации наших школьников, оно способствует выработке у учащихся различных умений, навыков.

Список ресурсов

Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. Л.: Наука, 1981.

Короновский Н. В. Историческая геология: учебник для студ. вузов / Н. В. Короновский, В. Е. Хаин, Н. А. Ясаманов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИЦ Академия, 2006.

Маруашвили Л.И. Палеогеографический словарь. -М. Мысль, 1985.

Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. -м.: Недра, 1979.

Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. — М.: Наука, 1986.

Уильямс Л. Науки о Земле без тайн: путеводитель / пер. и ред. Ю.В.Миронова, Е.Г.Петровой. — М.: Эксмо, 2009.

Фракей Э.Янтарь/Пер. с англ.-м.: Мир, 1990.

Я познаю мир. Палеонтология: детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2004.

Статьи из периодических изданий

Иванцов А. Трилобиты — обитатели палеозоя: [Класс вымерших членистоногих] / А. Иванцов // Наука и жизнь. — 2000. — N2.

Мащенко Е. Новые страницы каменной летописи / Е. Мащенко // Наука и жизнь. — 2006. — N5.

Палеонтологические сайты

Приложение № 1

Экскурсия «Документы прошлого» на станции детского туризма

Фото 1. Знакомство с первыми палеонтологическими экземплярами

Фото 2. Экскурсия по экспозиции

Приложение №2

Экспедиция на Ключиковский карьер (Красноуфимский район)

Фото 1. Начало поисковой работы

Фото 2. Первые находки

Фото 3. Первые находки

Фото 4. Подведение итогов экспедиции

Приложение №3

Мастер – класс в городском краеведческом музее «В гостях у Данилы — мастера»

Фото 1. Мастер – класс проводит палеонтолог – любитель из Сараны

Фото 2. Знакомство с камнерезным мастерством

Приложение №4

Мастер – класс в городском краеведческом музее «Окаменелые сокровища Пермского моря»

Фото 1. Городской краеведческий музей

Фото 2. Знакомство с палеонтологической экспозицией музея

Приложение №5

Встреча с палеонтологом – любителем Абросимовой О.В

Фото 1. Лекция «Что нужно знать о полевых работах»

Фото 2. Знакомство с коллекцией палеонтолога – любителя

Приложение №6

Интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология»

Фото 1. Этап «Определение экспоната в экспозиции по фотографии»

Фото 2. Этап «Разгадываем кроссворд»

Приложение №7

Анкета для детей «Что такое палеонтология?»

1. Продолжите фразу «Палеонтология – это наука _____________________

2. Бывал(а) ли ты хоть раз на экскурсии или занятии по палеонтологии?

3. Если да, то где? _____________________________________________________

4. Интересуют ли вас знания о палеонтологическом прошлом своего края?

5. Где вы знакомились с информацией о палеонтологии?

на занятиях в кружке;

узнаю от родителей;

6. Я бы заинтересовался (лась) палеонтологией, если бы:

информация была более понятной;

я знал (а), где найти информацию;

были понятные и красочные пособия.

Приложение №8

Изучение периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода

Фото 1, 2. Подобранная вместе с педагогами и родителями литература по палеонтологии

Фото 3,4. Изучение литературных источников

Приложение №9

Готовим главных героев будущего мультфильма — жителей Пермского моря

Фото 1, 2. Пластилиновые герои должны быть максимально похожи на тех, кто обитал в Пермском море. Надо постараться!

Приложение №10

Учимся работать в программах, позволяющих создавать мультфильмы

Фото 1. Работаем в компьютерной программе «Киностудия Windowslive»

Фото 2. Создаем мультипликационный шедевр

Приложение №11

Коллекция окаменелостей вымерших организмов Пермского моря, найденная нами в Ключиковском карьере, выставленная в экспозиции

Фото 1. Хвостовая часть трилобита

Фото 2. Головоногие моллюски — аммонит

Фото 3. Кораллы древнего Пермского моря

Фото 4. Криноидеи или морские лилии

Приложение №12

Оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря

Фото 1, 2, 3Раскраска для детей «Обитатели Пермского моря»

Фото 4, 5. Паззлы «Трилобит»

Фото 6,7 Развивающая игра для учащихся младших классов

Источник

Читайте также:  Море мальдивы или египет
Оцените статью