mytransat.com
Вы здесь
Океанские переходы (8)
Сколько времени занимает поход через океан?
Как правило, закладываются на три недели перехода (по маршруту Канары — Карибы).
На время, затраченное на переход, влияет множество факторов:
Дистанция «классического» пути с Канарских островов на Карибы составляет ориентировочно 2700 морских миль. Пересечение с Островов Зеленого Мыса (Кабо-Вердо) до Бразилии (Ресифе) в «узкой» части Атлантического океана составит ориентировочно 1700 морских миль. Логично, что чем больше расстояние, тем больше потребуется времени для преодоления этого расстояния. Второй маршрут более короткий, но предлагает яхтсменам другие трудности — пересечение зоны конвергенции в районе экватора.
Выбор сезона и направления
Правильный выбор сезона и маршрута существенно влияет на время прохождения. Идти зимой с Карибских островов в Европу — значит идти против ветра на протяжении всего маршрута.
Несмотря на условное постоянство пассатов, год от года возможны изменения силы и направления в зависимости от глобальных климатических изменений, а также наличие локальных возмущений. Кроме того, возможно, придется ждать благоприятного погодного окна в пункте отправления. Все это может увеличить общий срок перехода.
Тот случай, когда клише «длина имеет значение» работает. При движении у носа и кормы судна создаются волны, которые с увеличением скорости становятся больше. Энергия, израсходованная на образование волн, является волновым сопротивлением, величина которого определяется скоростью и длиной судна. Таким образом, яхта в водоизмещающем режиме не может развить скорость больше макисмальной скорости, соответствующей ее длине, независимо от силы ветра. Получаем, что яхта большей длины пересечет Атлантику быстрее.
Как правило, закладываются на 3 недели перехода (по маршруту Канары — Карибы).
Источник
Как я переплыл Атлантический океан в лодке на веслах
О решении отправиться в путешествие
В экстремальных путешествиях я не новичок. В 2006 году в составе команды Федора Конюхова прошел под парусом яхты от острова Антигуа в Карибском бассейне до порта Фалмут в Великобритании. А в 2009-м практически тем же составом мы проделали путь по маршруту Новая Зеландия – Фолклендские острова через мыс Горн*, где в прошлом утонула не одна тысяча кораблей, пытавшихся осуществить кругосветное плавание. Тогда Федор мне сказал, что после пересечения мыса Горн будет сложно найти следующую цель. Так и получилось: у меня был долгий перерыв.
В 2019 году «каникулы» закончил все тот же Конюхов. При встрече он упрекнул, что я «дома сижу». Тогда я решил, что пора перейти Атлантический океан. Но не просто так, а на веслах.
Для путешествия мне нужно было попасть в международную команду. И тут мне очень повезло. Сын Конюхова – Оскар – познакомил меня с голландцем Ральфом Туйном – опытным гребцом и высококлассным моряком, который как раз собирал морскую дружину. Обычно люди тратят на подготовку к такому путешествию 2,5–3 года. Я же попал в действующую команду, у которой уже была готова лодка.
В мире даже проводятся гонки на веслах через океаны: Talisker Whisky Atlantic Challenge через Атлантический, Great Pacific Race – через Тихий.
Россияне, которые смогли пересечь Атлантический океан на веслах:
1. Федор Конюхов – 45 дней, Канарские острова – Барбадос.
2. Владимир Максимов – 119 дней, Португалия – Барбадос.
3. Денис Горбылев – 50 дней, Португалия – Французская Гвиана.
О команде
Нас было шестеро. Все с большим багажом опасных путешествий.
Норвежец Яков Ротинг всю жизнь занимается греблей, швед Никлас Перссон – профессиональный дайвер и яхтсмен, ирландец Джеймс Моррисси бегает марафоны в 72 километра по пересеченной местности, шведка Тереза Лундгрен на яхте пересекла океан. Самый титулованный – голландец Ральф Туйн. Он в одиночку пересек три океана – Атлантический, Тихий и Индийский. Причем однажды его реально спасали в Индийском океане, когда лодку переехал супертанкер.
Наша команда: я крайний справа
В команде была одна женщина. Считается, что дама на борту – это плохая примета. Но мы не особо суеверные. Кроме того, Тереза выполняла всю ту же работу, что и остальные участники плавания, гребла на равных, никогда не просила себе послаблений.
Времени на «притирку» у нас не было, что, конечно, опасно для команды. Отсутствие еды и сна сильно изматывает, поэтому даже невинная шутка может стать причиной серьезной ссоры. К тому же, мы были из разных стран, с разной ментальностью, общались на неродном для нас языке.
Posted by Denis Gorbylev on Thursday, April 16, 2020
Особенно тяжело грести в жаркую и безветренную погоду. Ждешь любого маленького облачка и начинаешь понимать, почему раньше люди, потерянные среди океана, сходили с ума, убивали друг друга.
Во время перехода нас консультировал норвежский профессор, который оказывает психологическую поддержку, в том числе, служащим национальной армии и флота. Он рекомендовал каждое утро устраивать небольшое собрание команды, на 5–10 минут, чтобы рассказать друг другу обо всех положительных и отрицательных моментах, произошедших в течение суток. Это сильно помогало, так как когда говоришь правду в глаза другу другу, весь негатив исчезает, появляется чувство локтя.
Трудности в пути
– Мозоли
Мозоли выскакивают на пятой точке, как попкорн. Но есть способ борьбы с ними, который уходит корнями еще во времена походов викингов. На сиденье укладывается несколько синтетических или плетеных матов, которые быстро сохнут, а поверх них кидается овчина – шкура, купленная в «ИКЕЕ». Также необходимо строго следить за гигиеной, использовать специальные крема и тальк, влажные салфетки.
– Туалет
Гальюн на лодке – это ведро. Чтобы адаптироваться к таким условиям жизни, организму требуется время. Поэтому первый раз в гальюн получилось сходить через неделю.
Кстати, большинство профессиональных яхтсменов также используют ведро для этих целей. Так как оборудование – это дополнительный вес, который в условиях гонки не нужен.
О быте и питании
Пятиметровая лодка стала кухней, спальней и местом работы для шести взрослых человек. Один из членов команды так описал нашу жизнь в лодке: возьмите двуспальную кровать, разрежьте пополам, сузив до 40 см у ее основания. Постройте над ней крышу на расстоянии метра в самой высокой точке, 50 см – в самой низкой. Замените матрас пенопластом толщиной 2 см. Развесьте вдоль бортов вещи шести человек: солнцезащитные очки, фары, мокрые носки и нижнее белье. Прибавьте огнетушитель и лампу. Положите четыре спальных мешка, два из которых разорваны на куски, чтобы материал мог сохнуть.
Наша «Роза» — именно под таким названием была зарегистрирована лодка
Дополните все это остатками каши и консервов, случайно разлитых на полу. Поместите в это пространство двух людей весом 80–100 кг, которые не принимали душ в течение месяца. Добавьте еще одного человека в дневное время, когда корма слишком горячая, чтобы спать там. Все это про наш быт.
Одновременно гребли три человека. В это время кто-то один спал на корме, двое – на носу. Когда шли в тропиках, в носовую часть еще как-то задувал свежий океанский бриз, создавая прохладу, а на корме была всегда сауна.
Питались мы сублимированной экспедиционной едой (продукты, подвергнутые вакуумной сушке, которые необходимо разбавлять водой). Каждая пачка содержит 500 или тысячу калорий.
В день организму требуется 3–5 тысяч калорий. При этом в подобном путешествии важно выбрать максимально разнообразную линейку продуктов, чтобы иметь возможность изменить свой рацион. Есть одно и тоже в течение длительного времени практически невозможно, все надоедает. Но у меня, что называется, овсянка зашла, поэтому питался в основном ей. Сейчас даже дома ее ем, хотя раньше терпеть не мог.
Пакет с сублимированной экспедиционной едой
На протяжении всего путешествия мы ели только холодную еду. Потому что время, необходимое для подогрева воды, лучше потратить на сон. Прием пищи выглядел примерно так: добавил холодной воды в пакет, съел пару ложек перед сном, поспал и еще пару ложек перед вахтой.
Во время вахты можно было использовать так называемый минибар; съесть батончик, аналог протеинового – с огромным набором витаминов. Еще мы брали с собой яблоки и апельсины. Что характерно, яблоки сорта Гренни вообще не портятся и в воде могут находиться неделями. То есть совершенно непонятно, из чего сделаны, но настроение поднимают очень эффективно!
Первыми, кто намеренно пересек Атлантический океан на весельном судне, были норвежцы Фрэнк Самуэльсон и Джордж Харбо. 6 июня 1896 года они стартовали из Бэттери-Парка (остров Манхэттен) и спустя 55 дней и 13 часов добрались до архипелага Силли (Великобритания). Их путь составил 3250 морских миль.
О мусоре в океане
Сознание сильно меняется и очищается, когда видишь Млечный Путь над головой, падающие звезды или подводных обитателей, плавающих в светящемся планктоне под лодкой.
Тем печальней видеть вред, который наносят планете попытки человечества покорить или перестроить природу. По пути мимо нас проплывали пустые аэрозольные баллончики, пластиковые бутылки и прочие отходы жизнедеятельности человека. Все это производило гнетущее впечатление. А в 2006 году единственная вещь, которую я встретил в океане, был пластиковый стул, видимо, смытый с борта яхты в шторм.
При этом наблюдая за морскими обитателями, я убеждался в том, что они более разумные существа, чем мы! Так как они не загрязняют свою среду обитания, а каждый из нас это делает ежедневно.
О сложностях в пути
На 13-й день плавания у нас вышла из строя одна из солнечных панелей. Мы были вынуждены отключить все источники электропитания на лодке. В том числе штатный электрический опреснитель, с помощью которого мы добывали себе питьевую воду.
Пришлось качать воду ручным опреснителем. 40 монотонных нажатий в минуту рычага, похожего на стоп-кран, – занятие изнурительное и муторное, особенно когда приходится это делать круглые сутки. И если с помощью электричества можно выработать до 20 литров за час, то вручную – примерно 5, при этом времени тратилось в три-четыре раза больше.
Через 9 дней ручной опреснитель тоже сломался. За сутки до Кабо Верде у нас оставалось по 1,5 литра воды на человека. Солнце палило нещадно, пить хотелось невозможно, а Джеймс при этом в красках описывал, как незадолго до нашего плавания он ходил на Килиманджаро и его буквально закармливали сочными, ароматными арбузами.
Мы были вынуждены сделать остановку на Кабо Верде. Оказавшись на берегу, я первым делом заказал в прибрежном баре три литра воды со льдом и лимоном и выпил их залпом.
Отремонтировать панель в Миндело нам не удалось. В итоге мы купили 300 литров пресной воды, зарядили аккумуляторные батареи и с одним аварийным опреснителем пошли на пересечение океана курсом на Французскую Гвиану.
Для фото мы одевались, но основное время шли без одежды
А однажды нас пытались спасти. Проходящий мимо китайский сухогруз с англоговорящей командой вдруг развернулся, лег на обратный курс, потом начал гудеть. Мы связались с ним по рации: команда сухогруза решила, что мы потерпели кораблекрушение. То есть не поленились, развернулись, сожгли топливо – вот что значит моряцкая взаимовыручка!
- Рекорд Гиннеса. Первая команда из шести человек, переплывшая Атлантику по маршруту Европа – Южная Америка.
- Рекорд по времени пересечения океана по программе TRADE WINDS 2 Африка – Южная Америка. Он составляет 26 дней 9 часов 45 минут.
О финише
Знакомые шведы и испанцы, которые нас встречали, принесли на берег ананасы и шампанское. Чтобы эффектно отпраздновать успешный переход. Но так как последние 250 миль до берега мы шли на аварийном запасе воды, то шампанское интересовало мало – мы накинулись на ананасы.
За 250 миль до финиша у нас вышел из строя последний опреснитель
Первым делом я позвонил жене. До этого она «пережила» два моих перехода с Конюховым, поэтому в этот раз практически не нервничала. Отслеживала наши перемещения по спутнику. Но дочка загадала на день рождения желание, чтобы папа вернулся домой живым.
О планах
Увлечение мне помогает в работе, в Страховом Доме ВСК. Я могу моментально концентрироваться на главном, четко структурировать все процессы, отбрасывая второстепенное и ненужное. Ведь организация подобной экспедиции строится по тем же принципам, что и любой бизнес: формирование идеи, поиск ресурсов, реализация проекта.
Теперь я планирую пересечь Атлантический океан на веслах в одиночку.
Сейчас наша экспедиция участвует в премии Российского географического общества «Хрустальный глобус». Это первая в России премия в области географии и экологии. Проголосуйте за нас на сайте премии!
Источник
10 советов, как пересечь Атлантический океан
Стартовал сезон пересечения Атлантики, и я на старте ежегодной трансатлантической регаты (ARC) в Лас-Пальмас. Это хорошая возможность напомнить об одном из моих самых читаемых блогов – Трансатлантические советы.
Все советы основаны на моем собственном опыте пересечения Атлантического океана, Индийского и Тихого океанов, плюс участие во многих трансатлантических регатах.
- Вам не нужно специальное судно
Было время, когда настоящая круизная яхта для открытого моря имела «скулы», парусное вооружение кеча и автоматическое управление на корме. Такие были взгляды, а взгляды, как известно, меняются. Сегодня по статистике самые распространенные трансатлантические яхты – это обычные круизные яхты серийного производства со стандартной комплектацией.
Не нужна никакая черная магия, чтобы пройти 3,000 мили по ветру. Вообще, самая трудная часть пересечения Атлантики – это прохождение через Бискайский залив. Поэтому, какое бы у Вас ни было судно – с дополнительной подготовкой у Вас есть все шансы пересечь Атлантический океан.
Что же касается опреснителя, генератора, однополосной радиосвязи и так далее – все это полезные вещи, но каждая дополнительная деталь добавляет сложности, а также требует денежных и временных затрат. Кроме исправного судна все, что Вам действительно надо – это вода, еда, горючее и (бумажная) копия навигационной карты «Северная Атлантика, Южная часть».
Самое разумное решение при пересечении Атлантики – поддерживать постоянную скорость, 24 часа в день. Ключ к успеху – не тратить время на простой.
Нет необходимости в том, чтобы возиться с двойными передними парусами или дорогим новым ассиметричным спинакером, если только Вы специально не хотите этого. По сути, в один год мы с мужем выиграли ежегодную трансатлантическую регату, пройдя почти весь путь, поставив паруса «бабочкой». Просто следите за износом и не забудьте установить завал-таль на гик, топенант для оттяжки спинакер-гика и оттяжку для переднего паруса, чтобы Вы могли быстро убрать и свернуть его во время ночного шквала (а он будет обязательно).
- Проверьте, хватит ли Вам потребляемой энергии
Сколько бы Вы не рассчитывали затратить энергии, пересекая океан, добавьте еще треть. Навигационные огни, радар, радио, автопилот, опреснитель, холодильник, морозильная установка, компьютер, вентиляторы и тому подобное – на все это тратиться энергия.
Пусть у Вас будет несколько способов получения энергии, например, с помощью дизельного генератора, большего зарядного генератора, солнечных батарей и так далее. Подумайте также, как можно сберечь энергию, например, установив светодиодные индикаторы.
- Пройдите дополнительные курсы
В океане искусство управлять судном больше сводиться к починке чего-либо и решению проблем на борту, чем владению навыками навигации и определению маршрута. Курсы и тренинги по техническому обслуживанию дизельного двигателя, выживанию на море, оказанию медицинской и первой помощи, а также курсы, которые предлагают производители по обслуживанию и уходу за их оборудованием – неоценимая подготовка, как для экипажа, так и для капитана.
- Берите максимум от тайм-аутов
Не торопитесь захлопнуть открывающие перед Вами двери. Наслаждайтесь чудесным летним круизом на пути к Канарским островам и другим местам, у которых можно остановиться. Графства, расположенные к юго-западу от Лондона, Франция, Северная Испания, Португалия и Мадейра станут для Вас одними из самых красивых мест, в которых Вы побывали.
- Возьмите больше экипажа для пересечения Атлантики
Нельзя недооценивать, насколько утомительным может быть пересечение Атлантики. Кроме этого, имейте в виду, что, если сломается автопилот, Вы окажетесь в очень затруднительном положении – двух рук Вам не хватит. Вам будет гораздо легче с командой, к тому же это будет дополнительным стимулом.
Вы можете найти новых людей в свою команду через агентов по подбору экипажа, но, в начале, обязательно сделайте пробный рейс, чтобы проверить вашу совместимость.
Некоторые люди используют множество различных программ для определения маршрута, и это, как говориться, их дело. Но они не нужны, и если Вы обычно не используете файлы с расширением GRIB, и у Вас нет специальных измерительных приборов для Вашего судна, они Вам вряд ли помогут.
Самый надежный план прохождения – это самый простой, он же часто и самый быстрый. Идите вдоль своей широты приблизительно до 20°N, 30°W, прежде, чем повернуть направо, следуйте при этом старому доброму совету: держите курс на Юг, пока не растает масло.
Вот 3 причины, чтобы выбрать такой маршрут:
Вы быстрее научитесь справляться с пассатом. Обычно эти ветра не активизируются по настоящему до половины перехода линии по пути локсодромии.
У Вас будут более благоприятные условия. Иногда прямой путь сразу против ветра буквально на старте, или нелегкое нерегулярное волнение от зоны пониженного атмосферного давления к Северу.
Дополнительное расстояние составляет всего лишь 200-300 миль.
Вы будете ставить отметку о прохождении 2-3 градусов широты в день, таким образом, Вы быстрее будете приближаться к цели.
- Равномерно распределяйте силы
Не выкладывайтесь на все 100 в начале пересечения. Экипажу понадобится около 3 дней, чтобы привыкнуть к морской качке и погрузиться в рутину.
Не менее важным является тот факт, что Ваше судно полностью снабжено продовольствием и водой, заправлено горючим, а это тонны дополнительного водоизмещения. Повышенная нагрузка на такелаж и другое оборудование имеет существенное значение, поэтому сбавьте обороты и поберегите силы в начале.
- Будьте готовы к тому, что оборудование выйдет из строя
Будьте готовы к тому, что основное оборудование может выйти из строя, потому что рано или поздно оно сломается. Если это оборудование, которое важно для Вас, например, автопилот или опреснитель, у Вас должен быть запасной вариант.
- Не назначайте дату прибытия в дневнике
Некоторые акклиматизируются при пересечении Атлантики быстро, некоторые медленно. Погода меняется довольно часто до конца декабря. Поэтому, если Вы зафиксируетесь на определенной дате прибытия, Вы настроите себя на разочарование еще до отправки.
Не планируйте. Помните, что пересечение Атлантики – это все-таки приключение.
И что бы Вы ни делали, не позволяйте своему экипажу бронировать билеты на самолет сразу же после того, как Вы определили ожидаемую дату прибытия. Ничто так не портит атмосферу на судне, как напряженный член экипажа, которому не терпится сойти на сушу, потому что у него поджимают сроки.
Источник