- Шокирующая история девочки, долгое время дрейфовавшей в океане
- Морские и полярные волчицы. Как женщины осваивают океаны, Арктику и Антарктику
- Ныряльщицы за морскими деликатесами
- В Восточной Азии, у побережий Тасмании и Огненной Земли женщины издавна совершали глубоководные погружения за морскими обитателями: трепангами, лангустами, устрицами, морскими ежами, улитками и съедобными водорослями, — а позднее и за жемчугом. Часто они обходились без всякого снаряжения, ныряя лишь с ножом и сеткой для сбора добычи.
- Океанийцы: народы-мореплаватели
- Мореплавательная техника полинезийцев, хоть и казалась не слишком надежной, позволяла совершать тысячекилометровые морские переходы большим группам людей. Суда были приспособлены для перевозки домашних животных и даже оборудовались печами для приготовления горячей пищи прямо в море.
- Поморки
- В начале ХХ века исследователь А. Жилинский сообщал, что нередко «наблюдаются случаи, когда команды морских парусных судов, приходящих из Поморья в Архангельск, состоят из поморок», то есть из одних поморских женщин.
- Мореплавательницы Античности
- Исследовательницы подводного наследия
- Акванавтки
- Наставница моряков-подводников
- Военморки
- Полярницы
- Бороться и искать…
- Проблема участия женщин в морских походах занимала и Г. Седова. Это подтверждается написанной и изданной им в 1908 году небольшой работой «Право женщин на море».
- Отряд «Метелица» и другие
- В 1990-х женщины мира окончательно легитимировали себя на ледяном континенте. В одиночку южной «макушки Земли» достигла в 1994 году норвежка Лив Арнесен, а в 1996-м это сделал отряд, когда-то созданный Валентиной Кузнецовой.
Шокирующая история девочки, долгое время дрейфовавшей в океане
В 1961 году группа людей плавала в водах близ Багамских островов, когда экипаж увидел нечто невероятное в воде. Это была молодая девушка, близкая к смерти, которая дрейфовала на маленьком поплавке.
Так как же ребенок по имени Терри Джо Дуперраульт попал в воды Атлантического океана? Ее история вас шокирует и поразит в равной степени.
Путешествие Терри Джо в эту часть планеты было запланировано задолго до пугающих событий и должно было стать важным в жизни каждого члена этой семьи. Отец Терри Артур Дуперраульт, 41-летний окулист, и его 38-летняя жена Джин очень долго копили на эту поездку.
Конечно, родители мечтали взять с собой своих троих детей: 14-летнего Брайана, 11-летнюю Терри и 7-летнюю Рене в незабываемое путешествие, которое они будут помнить всю жизнь. Они арендовали большую парусную яхту «Голубую красавицу» и отправились изучать Багамские острова.
8 ноября 1961 году вся семья во главе с капитаном Джулианом Харви и его женой Мэри отчалила от берега и отправилась в самое потрясающее путешествие. В течение четырех дней поездка шла как по маслу, в точности так, как спланировали Дуперраульты.
В те дни яхта «Голубая красавица» путешествовала в восточной части Багам, изучая более мелкие острова. Вскоре они обнаружили шикарный пляж Сенди-Пойнт и решили бросить якорь, чтобы вдоволь поплавать и понырять. Также они планировали собрать огромное количество разноцветных ракушек, в надежде сохранить память об этом путешествии.
К концу своего пребывания на Сенди-Пойнт Артур Дуперраульт сказал комиссару деревни Роберту У. Пиндеру, что «Такое путешествие бывает только раз в жизни. Мы обязательно вернемся перед Рождеством». Конечно, в тот момент Артур не знал, что его планы никогда не будут реализованы.
Итак, словив ветер, яхта отчалила от берегов Сенди-Пойнт и 12 ноября отправилась дальше в плавание. Утром девочка Терри Джо решила уединиться в своей каюте. Однако крики брата моментально разбудили ее поздно вечером, и в тот момент она поняла, что что-то пошло не так.
Как рассказывает Терри, спустя 50 лет: «Я проснулась от истошного крика своего брата «Помоги, папа, помоги». Это был такой страшный крик, когда понимаешь, что произошло что-то действительно ужасное».
Оказывается, 44-летний военный капитан имел запутанное и темное прошлое, и именно той злосчастной ночью он решил убить свою жену. Причина? У Мэри была страховка, которой хотел воспользоваться Харви после ее смерти. Он предполагал избавиться от тела, выбросив его за борт, сказав на берегу, что Мэри потерялась в море.
Самое интересное то, что в жизни Харви – это был не первый случай внезапной кончины его жен. До этой поездки Харви чудесным образом умудрился спастись из автомобильной аварии, в которой почему-то погибла одна из его пятерых жен. А также он уже получил незначительные страховые выплаты после того, как у него затонула яхта и катер с женами на борту.
Но, к сожалению, все пошло не так как планировал Харви. Артур Дуперраульт случайно увидел нападение на Мэри и попытался вмешаться, но в итоге был убит. В отчаянных попытках скрыть свое преступление и избавиться от всех свидетелей, Харви убил всех членов семьи, оставив в живых только маленькую Терри в своей каюте.
Когда Терри покинула каюту, она нашла своих брата и мать в луже крови на полу кабины. Предположив, что они мертвы, она решила отправиться на палубу, чтобы спросить у капитана, что произошло.
Однако Харви толкнул девушку вниз, и Терри ничего не оставалось, как забиться в своей каюте от страха. Она призналась, что в каюте она пробыла до тех пор, пока вода не начала заполнять ее. Только тогда Терри снова решилась подняться на палубу.
По всей видимости, Харви открыл кингстоны (затворы) с целью затопить яхту. Когда Терри появилась на палубе, он дал ей веревку, привязанную к его шлюпке. Предположительно, капитан планировал убить девочку.
Как сказал близкий друг Терри Логан: «Скорее всего, когда Харви увидел Терри на палубе, он подумал, что она может выжить. Он решил, что лучше убить ее. Он направился вперед, пытаясь отыскать нож или что-нибудь для убийства девочки. Но она оказалась в недосягаемости».
Маленькая Терри, вместо того, чтобы крепко держать веревку, бросила ее в воду. Харви нырнул в воду, пытаясь догнать лодку, оставив Терри одну на тонущем корабле. Но, оказалось, что осиротевший ребенок не такой слабый, как решил Харви на первый взгляд.
Терри Джо рассказала, что она отстегнула небольшой поплавок от яхты и уплыла на нем, как только «Голубая красавица» ушла под воду. После этого, она «сражалась» с погодой. Из одежды на Терри была только легкая кофточка и брюки, которые не спасали от ночного холода. Днем же ситуация кардинально менялась, и Терри обжигали горячие лучи солнца.
Одиноко дрейфуя в открытом океане, Терри не надеялась на спасение. Потому что она слишком неприметна ни для кораблей, ни для самолетов. Однажды, правда, над Терри пролетал маленький самолет, но, к сожалению, пилоты не заметили ее.
В один из долгих дней мытарства в океане Терри услышала какой-то звук и заметила недалеко от нее что-то, выступающее на поверхность воды. Она с ужасом подплыла поближе и вздохнула – это были всего лишь морские свинки.
К сожалению, вскоре переутомление и суровые условия взяли верх над разумом Терри, и она начала видеть галлюцинации. Как она сама рассказывает, она видела в одной стороне пустынный остров, но, плеснув в его сторону водой, он исчезал. Так не могло продолжаться долго, и в скором времени Терри забылась.
Но судьба оказалась благосклонна к Терри. Греческий сухогруз, проходивший вблизи Багамских островов, заметил девочку и спас ее. Девочка оказалась близка к смерти. Ее температура достигала 40 градусов. Ее тело покрылось ожогами и было обезвожено. Один из членов экипажа сделал фотографию девочки в открытом океане, которая потом поразила весь мир. (Первая фотография в начале поста)
Спустя 3 дня после спасения Терри береговая охрана обнаружила Харви, плавающего в лодке вместе с трупом Рене.
Убийца утверждал, что внезапно начался шторм и яхта загорелась. Он также сказал, что безуспешно пытался оживить девочку после того, как нашел ее рядом с горящей яхтой.
В скором времени, после того как мысли о спасении Терри Джо дошли до Харви, он покончил с собой. Его бездыханное тело обнаружили в номере гостиницы.
Между тем маленькая Терри спустя семь дней пришла в себя, и сотрудники полиции смогли побеседовать с храброй девочкой. Именно тогда Терри поведала события той страшной ночи.
Память о семье Терри Джо была увековечена в Мемориальном Парке Форт Ховарда. На табличке написано: «В память о семье Артура У. Дуперраульта, затерявшейся в водах Багамских островов 12 ноября 1961 года. Они навсегда нашли в сердцах своих близких вечную жизнь. Благословенны чистотой в сердце, ибо они увидят Бога».
Как ни крути, но жизнь для Терри Джо не закончилась. Она вернулась в Грин Бей и проживала со своей тетей и тремя ее детьми. В течение следующих 20 лет она никогда не рассказывала о событиях той ужасной ночи.
Затем в 1980 году она стала потихоньку рассказывать своим близким друзьям правду. Из-за этого ей пришлось обратиться за психологической помощью. Позже Терри решила написать книгу, пригласив в соавторы своего близкого друга Логана. Книга «Одна: Потерянная в океане» стала своеобразной «исповедью». Она вышла в 2010 году через полвека после ужасного происшествия.
Невероятно, что во время презентации книги, появилась сама Терри. Она рассказала, что в прошлом месяце она подписывала свою книгу нескольким людям, среди которых оказались ее школьные учителя. «Они извинялись, что не смогли тогда помочь мне, поддержать и поговорить. А также они признались, что им было приказано держать все в секрете. Я научилась жить в тишине».
Терри Джо сегодня так описывает случившееся: «Я никогда не была напугана. Я была на открытом воздухе, и я безумно любила воду. Но самое главное у меня была сильная вера. Я молилась Богу помочь мне, поэтому просто плыла по течению».
Сегодня Терри Джо работает вблизи воды. Она также говорит, что книга стала результатом ее продолжительного исцеления. Кроме того, она надеется, что ее рассказ поможет другим людям бороться с трагедиями в их жизни и всегда двигаться вперед. «Я всегда верила, что я была спасена не просто так, – сказала она в интервью. Но мне потребовалось 50 лет, чтобы обрести мужество поделиться с другими людьми моей историей, которая, возможно, даст надежду».
Источник
Морские и полярные волчицы. Как женщины осваивают океаны, Арктику и Антарктику
Однажды вы записали дочку в кружок бисероплетения, когда она всей душой тянулась к судомоделированию. Или подарили племяннице на день рождения какую-нибудь невнятную куклу, зная, что малышка мечтает о модели каравеллы или ракетного крейсера. Вы уверены, что морские профессии — неженское дело. Возможно, вы изменили бы точку зрения, если бы знали побольше о женщинах, которые, не обращая внимания на предрассудки, бороздили моря, исследовали дно океанов, покоряли Арктику и Антарктику, а потомки называли их именами корабли, горы и небесные тела.
Ныряльщицы за морскими деликатесами
Море — гигантский комбинат вкусной и полезной пищи. Наши предки, впервые выйдя к морю, быстро поняли это и уже никогда не забывали: собирательство моллюсков и рыбы, выброшенных приливами/отливами, — один из древнейших способов добычи пропитания.
Со временем человек понял, что не обязательно ждать милости от стихии — можно самостоятельно добывать еду в глубинах моря. Так прибрежное собирательство трансформировалось в подводное. А собирательством всегда успешно занимались женщины.
В Восточной Азии, у побережий Тасмании и Огненной Земли женщины издавна совершали глубоководные погружения за морскими обитателями: трепангами, лангустами, устрицами, морскими ежами, улитками и съедобными водорослями, — а позднее и за жемчугом. Часто они обходились без всякого снаряжения, ныряя лишь с ножом и сеткой для сбора добычи.
В Японии и Корее таким промыслом были заняты исключительно женщины (японских ныряльщиц называют ама , а корейских хэнё ). Здесь мы сталкиваемся с тем редким случаем, когда анатомические особенности женщин помогали им успешно заниматься столь специфической деятельностью: больший объем жировой ткани при погружении в холодную глубину позволял ныряльщицам дольше удерживать тепло в теле.
В наши дни этот промысел исчезает. Причины разные: проблемы морской экологии, развитие аквакультуры, урбанизация, позволяющая прокормиться в городах более безопасным способом…
Многим сегодняшним уходящим под воду , или морским девам , уже за семьдесят и даже за восемьдесят лет. Хотя арсенал ныряльщиц пополнился гидрокостюмами, масками и моторными лодками, их работа остается физически очень тяжелой. Вероятно, в ближайшем будущем этот традиционный способ добычи пищи сохранится только в качестве театрализованного действа, зрелища для туристов.
Океанийцы: народы-мореплаватели
Азиатско-Тихоокеанский регион, богатый островами, не мог не породить морского кочевничества. Веками между тысячами атоллов и архипелагов Океании курсировали плоты, катамараны и проа с балансирами. Люди искали безопасные земли, богатые пищей, — и жизнь в условиях этого колоссального водного пространства неизбежно делала моряками всех членов общества, включая женщин, стариков и детей.
Мореплавательная техника полинезийцев, хоть и казалась не слишком надежной, позволяла совершать тысячекилометровые морские переходы большим группам людей. Суда были приспособлены для перевозки домашних животных и даже оборудовались печами для приготовления горячей пищи прямо в море.
У полинезийцев есть предание о заселении необитаемого острова Рапа в Тихом океане. Туда прибыла морская экспедиция с острова Пасхи, состоящая из одних женщин. Многие из них были беременны, и родившиеся дети, среди которых были и мальчики, обеспечили продолжение рода. Историки-океанисты весьма серьезно относятся к устным преданиям полинезийцев, поскольку базовым условием их воспроизведения часто была скрупулезная точность, малейшие отклонения и добавления запрещались.
Полинезийцы на сдвоенном каноэ (таитянском катамаране). Гравюра XVIII века, возможно, выполненная ботаником Жак-Жюльеном де Лабилльярдиером. Источник
Капитан де Бугенвиль, приступивший в январе 1767 года к научному описанию островов Южного моря, был так поражен проворными судами жителей Самоа, что назвал их земли архипелагом Мореплавателей.
На борту фрегата де Бугенвиля, тайно, переодетая в мужчину, находилась Жанна Баре. Она должна была стать не просто, по-видимому, первой в мире женщиной, совершившей кругосветное путешествие: Баре занималась геологической и ботанической систематикой, выдавая себя за слугу и секретаря Коммерсона — штатного ботаника экспедиции. Спустя двести лет Кристина Хойновская-Лискевич в одиночку обогнет планету на своей яхте «Мазурка», но в глазах современников научный подвиг Баре был не просто аморален — по закону он мог окончиться виселицей.
Поморки
Образ жизни океанических народов может показаться нам слишком экзотичным, однако и у вольных обитателей побережья Белого моря — поморов — женщины наравне с мужчинами могли выходить в море для ловли рыбы и другого промысла. К моменту начала активного этнографического изучения Русского Севера равноправие между полами у поморов было уже глубоко укоренено.
В начале ХХ века исследователь А. Жилинский сообщал, что нередко «наблюдаются случаи, когда команды морских парусных судов, приходящих из Поморья в Архангельск, состоят из поморок», то есть из одних поморских женщин.
Мореплавательницы Античности
Сведения о женщинах — покорительницах морей можно найти и в текстах античных писателей. Например, Артемисии, галикарнасской царице, приписывались флотоводческие таланты. А иллирийскую царицу Тевту называли предводительницей пиратов. Впрочем, к этим данным историки относятся критично, скорее как к легендам.
Однако в Античности не существовало четких границ между пиратами, купцами, морскими наемниками и путешественниками: в зависимости от обстановки одни и те же люди могли заниматься и разбоем, и войной, и торговлей. Одним же из основных товаров были люди.
Женщины нередко появлялись на морских путях античного Средиземноморья, но чаще всего как пассажирки-невольницы. Не тогда ли среди пиратов, не раз наблюдавших, как в результате ссоры из-за юных рабынь кто-то отправлялся на корм рыбам, родилось поверье о том, что женщина на корабле приносит несчастья?
Исследовательницы подводного наследия
Средиземноморское дно — колоссальный музей, хранящий историю кораблестроения, торгово-экономических отношений, географических открытий и даже искусства. Появление специального снаряжения для погружений привело к взрыву научных исследований в области подводной археологии. Для утверждения последней в академическом статусе, а также для разработки ее методов немало сделали Хонор Фрост и Джоан Тейлор. Пионерки подводно-археологического поиска в Средиземноморье, они не раз спускались с аквалангом на дно в поисках следов прошлого.
Фрост считала, что корабли, покоряющие океаны, — наиболее величественные творения человека, и каждый покоящийся на дне остов древнего судна, трагически погибшего в один момент, — это своего рода Помпеи, только в миниатюре. Эти «капсулы» хранят в себе «само время» и требуют особого внимания.
Акванавтки
Еще больше акваланги и батискафы помогли продвинуть вперед морское естествознание. Легендарная «мисс Глубина» — Сильвия Эрл — сделала для привлечения внимания к экологии океана не меньше, чем Жак Ив Кусто. Тысячи часов своей жизни она провела в океанских глубинах, изучая здешнюю флору и фауну. Эрл и погружалась в глубоководных исследовательских аппаратах, и сама занималась их разработкой, и возглавляла исследовательские проекты в области морской биологии. Она написала об океане несколько книг и читала лекции по океанографии в десятках университетов мира.
В 1970 году, возглавив экипаж исследовательниц-акванавток, Эрл провела две недели на дне океана внутри научной станции Tektite II . Эта программа была инициирована НАСА с целью исследовать биомедицинские и психологические аспекты поведения небольших групп людей, долгое время автономно живущих и работающих в замкнутом пространстве.
Акванавтки внутри научной станции. Сильвия вторая слева. Источник
Наставница моряков-подводников
Легендой мореведения, даже раньше Эрл, стала Мария Кленова. Еще студенткой геолого-географического отделения физмата МГУ она начала исследовать строение морского дна. С 1925 года Кленова ежегодно бороздила с экспедициями Белое, Баренцево, Карское, Гренландское моря, ходила в районах Новой Земли, Шпицбергена, вокруг Земли Франца-Иосифа и, создав собственную научную школу, стала крупнейшей специалисткой в области геологии океана.
С началом Великой Отечественной войны лаборатория Кленовой полностью переключилась на создание карт и составление необходимых учебных пособий для Военно-морского флота. Всего было издано около двухсот специальных карт и атласов для нужд ВМФ. Кроме того, Кленова неоднократно приезжала читать лекции морякам-подводникам Северного и Черноморского флотов.
Мария Кленова. Источник
Военморки
Современное массовое сознание уже готово принять женщину в составе экипажа надводного корабля. Немалую роль в этом сыграли войны, во время которых резко деформировались шаблоны гендерных ролей. Сегодня в большинстве стран мира, имеющих военно-морской флот, женщины несут службу наравне с мужчинами (и такому положению дел предшествовала долгая и сложная история). Но ведь не на подводной же лодке.
«Сальвадор Тодаро» — итальянская субмарина. Несколько девушек — полноправных членов ее экипажа своим примером доказывают, что на выполнение обязанностей специалиста подводного флота пол никак не влияет.
Эрика Бенемерито. Решив продолжить дело отца, в 26 лет стала первой подводницей ВМФ Италии. Фото Николо Растрелли. Источник
Если попытаться найти хоть одну военно-морскую специальность, до сих пор не освоенную женщинами, скорее всего, ничего не выйдет. Женщины проявили себя в службе не только на подводных, но и на воздушных кораблях, например в экипажах индийской противолодочной авиации.
Истории известны и летчицы-палубницы . Первой в мире женщиной, прошедшей подготовку по выполнению взлета-посадки истребителя с палубы авианосца и получившей соответствующую квалификацию, стала Кара Спирс Халтгрин. К сожалению, эта невероятно упорная в достижении своих целей девушка в 29 лет погибла в авиакатастрофе — в море, как погибают моряки.
Полярницы
На глубоководных аппаратах неоднократно погружалась в морские пучины и Мария Кленова. Она проводила исследования в условиях арктических и антарктических льдов, североатлантических штормов, высаживалась на дрейфующие льдины в Ледовитом океане.
В 1955 году в составе первой советской антарктической экспедиции Кленова высадилась на ледяном континенте. Она стала первой из женщин-ученых в Антарктиде, но до нее, в 1935-м, здесь уже побывала супруга норвежского капитана китобойного судна — Кэролайн Миккельсен. Кроме того, в 1947–1948 годах американки Эдит Ронн и Дженни Дарлингтон провели здесь с мужьями-полярниками около пятнадцати месяцев.
Бороться и искать…
Как и борьба женщин за право на военно-морскую службу, борьба за право на научную работу в полярных широтах имеет свою непростую историю.
В сентябре 1736 года, недалеко от устья реки Оленек на Таймыре, из-за голода и болезней, почти в один день, нашли покой супруги Татьяна и Василий Прончищевы — участники Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции. До конца не ясно, числилась ли Татьяна в списках экипажа — для того времени это было немыслимо. Очевидно, на борту дубельт-шлюпа «Якутск» она находилась тайно. Судно занималось картографированием побережья Ледовитого океана, поэтому почти наверняка о Прончищевой можно говорить как о первой в мире высокоширотной исследовательнице.
Как известно, литературный архетип отважного полярника — каверинский капитан Татаринов — имел не менее трех прототипов в реальности: пропавших в арктической пустыне Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова.
В свое последнее путешествие Русанов отправился вместе с супругой — штатным врачом экспедиции и геологом Жюльеттой Жан-Сессин.
В составе экспедиции Г. Брусилова, пропавшей почти в то же самое время, также была женщин — Ерминия Жданко. Шхуна «Святая Анна» вышла из Петербурга и обошла Скандинавию, дальше путь лежал через Архангельск, где Ерминия планировала закончить путешествие, а Брусилов намеревался идти Северным морским путем. Однако, когда выяснилось, что экспедиции угрожает срыв из-за отказа нескольких человек принимать в ней участие, девушка, движимая дружески-альтруистическими побуждениями, решила стать медиком команды — и разделила судьбу большинства ее членов.
Проблема участия женщин в морских походах занимала и Г. Седова. Это подтверждается написанной и изданной им в 1908 году небольшой работой «Право женщин на море».
Отряд «Метелица» и другие
В 1966 году выпускница МАИ Валентина Кузнецова создала из советских альпинисток и лыжниц (многие из них были инженерами в разных отраслях производства) команду для осуществления высокоширотных экспедиций.
Со временем команда превратилась в научно-спортивный отряд, названный «Метелицей» . В его состав вошли спортсменки и женщины-врачи разных специальностей, владевшие навыками автономного выживания, спортивного ориентирования, научной фотографии и радиотелеграфии.
Определенную роль здесь играл элемент соревнования с США, где тоже появились женские команды, приступившие к полярным тренировкам. В 1969 году, впервые в истории, полностью женская американская команда под руководством геолога и геохимика Луис Джонс достигла Южного полюса.
Какие бы ни скрывались за всем этим идеологические игры и гонки рекордов, советские девушки честно и увлеченно занимались своим делом. Они отрабатывали широкую медико-биологическую программу, в том числе исследование возможностей женского организма в экстремальных условиях.
В 1960-х женщины из «Метелицы» совершили несколько сверхдальних лыжных переходов. Один из них, начавшись в Москве, закончился в финском Торнио.
С 1974 года отряд начал тренировки и вскоре стал совершать экспедиции в Арктику, а с 1988-го и в Антарктиду. В это же время немецкая женская экспедиция во главе с Моникой Пускеппелейт впервые перезимовала в Антарктиде.
В 1990-х женщины мира окончательно легитимировали себя на ледяном континенте. В одиночку южной «макушки Земли» достигла в 1994 году норвежка Лив Арнесен, а в 1996-м это сделал отряд, когда-то созданный Валентиной Кузнецовой.
Обращение к сюжетам женской морской истории — настоящая прививка от гендерно-ролевых стереотипов. Забывая эти сюжеты, мы совершаем подлость. И то же происходит, когда мы решаем за девочку, кем ей становиться в жизни. Если она хочет получить на день рождения кораблик, нужно дарить кораблик! В будущем именно она, возможно, решит проблему голода на планете, отыскав технологию пищевой переработки океанского планктона, или станет конструктором научного батискафа для погружения под лед Энцелада.
Источник