Деятель что создал основные идеи таблица томас мор

Томас Мор. Биография. «Утопия» основные идеи

Томас Мор

Томас Мор (рожд. 7 февраля 1478 г. – смерть 6 июля 1535 г.) – величайший мыслитель средневековья, английский философ, писатель, юрист. Основатель утопического социализма. Томас видел в Реформации угрозу для церкви и общества, относился критично к религиозным взглядам Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла. Находясь на должности лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Великобритании.

Отказался признать Генриха VIII главой английской церкви и считал расторжение его брака с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 г. был арестован и казнен в соответствии с Актом об измене. 1935 год – причислен к лику святых Католической церкви.

Происхождение. Ранние годы

Томас Мор родился в Лондоне в семействе юриста. Его отец Джон Мор был богатый человек занимавший должность судьи Высшего королевского суда. Мальчиком Томаса отправили учиться в колледж св. Антония в Лондоне. С 13-ти лет, благодаря связям отца, он воспитывался в семье кардинала Джона Мортона, епископа Кентерберийского и лорда-канцлера.

В 1492–1494 гг. Мор окончил Оксфордский университет. В университете он выделялся блестящими способностями и в скором времени стал равноправным членом философского кружка, в который входили университетские преподаватели. После 1494 г. Мор, по отцовскому настоянию, занялся углубленным изучением права под руководством лучших английских юристов.

Личная жизнь

1505 год – Томас Мор женился на 17-ти летней Джейн Кольт из Эссекса. Это была тихая и добрая девушка и в скором времени родила мужу 4-х детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.

Читайте также:  Краткая характеристика каспийскому морю

1511 год – Джейн умерла от лихорадки. Мор, не желая что бы дети оставались без матери, вскорости женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой они счастливо прожили всю жизнь. У второй жены также был ребенок от первого брака.

Политическая деятельность

1504 год – Томаса избрали в Парламент Англии. В парламенте Мор сразу же выступил за уменьшение налоговых сборов в пользу казны короля Англии Генриха VII.

За этим последовала месть – монарх посадил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобожден он был лишь после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и выложил за свободу отца внушительный выкуп.

1509 год – Генрих VII умер, и Мор вернулся к политике.

При королевском дворе

И уже в следующем 1510 г. он был назначен младшим шерифом Лондона. Все были в восторге от его красноречия, он был известен своей честностью и обостренным чувством справедливости. На него сразу же обратил внимание взошедший на престол король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях.

1515 год – король назначил Мора послом во Фландрию вести переговоры о торговле английской шерстью.

1517 год – Томас оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ взбунтовался против иностранцев.

1518 год – Мора избрали в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

1520 год – поблизости городка Кале состоялась встреча Генриха VIII с королем Франции Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты короля Англии.

1521 год – Мор получил к своему имени почетную приставку «сэр», за заслуги перед государством и королем его посвятили в рыцари.

1529 год – впервые в истории Англии на должность лорд-канцлера назначили выходца из буржуазной среды, по королевской рекомендации им стал Томас Мор.

Томас Мор «Утопия» (основные идеи)

В ходе поездки во Фландрию Мор начал работать над первой частью своего легендарного произведения «Утопия». Он закончил ее, когда возвратился домой.

Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в его произведении «Утопия» (место, которого нет). Основным источником социальной несправедливости Т. Мор, вслед за Платоном, назвал частную собственность. Частной собственности нет на воображаемом острове и труд это обязанность всех членов общества. Все производимые продукты поступают в собственность общества и потом поровну распределяются между всеми жителями Утопии. Рабочий день длится – 6 часов. От работы освобождаются те кто проявил особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняются рабами (военнопленными и осужденными преступниками). Все должностные лица избираются. У мужчин и женщин равные права. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Это произведение состоит из 2-х частей, которые по содержанию мало похожи, однако по логике неотделимы друг от друга. В этом произведении Мор высмеял разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Тут же им была предложена программа реформ, при помощи которых можно было изменить положение.

Вторая часть «Утопии» – по сути, и является гуманистическим учением Томаса Мора. Его ключевые идеи:

• Полная демократия и равноправие, несмотря на наличие короля.

• Глава государства – это, в первую очередь, мудрый король.

• Продукты должны распределяться только по потребностям.

• Деньги нужны только при торговле с другими государствами.

• Эксплуатация и частная собственность заменялась общественным производством.

• Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

Конфликт с королем

У глубоко религиозного Мора возникли разногласия с английским королем, когда Генрих VIII решил развестись со своей женой. Мор начал настаивать на том, что это может сделать только Папа римский. Климент VII который правил в то время в Ватикане также был против развода. Тогда король разорвал все связи с Ватиканом и начал создавать в стране англиканскую церковь. В результате чего вскорости была коронована новая жена короля Анна Болейн.

Это вызвало негодование у Мора, при этом до такой степени сильное, что он ушел с поста лорд-канцлера и стал оказывать помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении государя.

Парламент проголосовал о принятии «Акта о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви и «Акта о престолонаследии». По этому документу все английские рыцари обязаны были присягнуть и признать законными детей короля и новой королевы. Томас Мор отказался давать такую присягу и был заключен в Тауэр как изменник.

Казнь

1535 год, 6 июля – на рассвете в Тауэр приехал Томас Поп – служащий канцелярского суда и друг Мора. Поп сказал своему другу, что его должны казнить в 9 часов утра. Еще он сообщил о королевской «милости»: монарх заменил Томасу мученическую смерть в Тайберне на отсечение головы.

Согласно одной версий, Мор спокойно выслушал сказанное и поблагодарил государя за оказанную милость. По другой, он с горечью воскликнул: «Избави, Боже, моих друзей от такого милосердия короля!» Даже недруги Томаса Мора отмечали его необыкновенную твердость духа и мужество, с каким он готовился к смерти. Казалось, что он вовсе не боится смерти. Он находил в себе силы даже шутить. К примеру, когда его доставили в Тауэр, один из служащих потребовал верхнюю одежду узника в качестве вознаграждения. Томас снял колпак и отдавая сказал, что это самая верхняя одежда, которая у него есть.

В то время любая казнь собирала множество народа. Так было и теперь. Томас Мор со спокойствием прошел мимо стоявших людей. Шел он очень медленно, потому что пытки и допросы, а также сырые казематы Тауэра негативно сказались на его здоровье. У него был изможденный вид и серый цвет лица. Тем не менее, когда он приостанавливался на короткое время, чтобы перевести дух, люди могли видеть, что в его серых глазах, как и прежде, светились мужество, твердость духа и даже юмор.

Подойдя к наспех сколоченному деревянному помосту, он сказал одному из тюремщиков: «Пожалуйста, помоги мне взойти, а сойти вниз я как-нибудь попытаюсь сам». Способность шутить была с ним до последней минуты. Генрих, побоявшись людского осуждения, запретил приговоренному обращаться с послед­ним словом к народу. Король не без основания опасался, что народ поймет чудовищную несправедливость этой казни, являвшейся, по сути, убийством.

В связи с этим его последние слова были обращены к палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться».

Когда осужденный стал на колени и положил голову на плаху, он сказал: «Погоди немного, дай уберу бороду, ведь она не совершала никакой измены». Спустя миг голова Томаса Мора слетела с его плеч.

Через четыре века, в 1935 г., Томас Мор был причислен к лику католических святых.

Источник

Томас Мор и его деятельность

Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор не имел педагогического образования и педагогической деятельностью фактически не занимался. Однако он оставил яркий, неповторимый след, прежде всего именно в педагогике. Сын высокопоставленного юриста, он родился в Лондоне 7 февраля 1477 года, учился в грамматической школе Святого Антония. Отличался редкой начитанностью; особенно его привлекали греческие и латинские авторы. В юные годы он служил пажом, два года учился в Оксфорде; затем прошел курс юридических наук и примерно в 1502 году стал адвокатом и одновременно преподавателем права.

В 1504 году преуспевающий лондонский адвокат Томас Мор был избран в парламент. Он активно выступил против проводившейся налоговой политики, поставившей на грань разорения тысячи крестьян, которым лендлорды перестали сдавать землю в аренду, предпочитая устраивать на ней пастбища (отсюда пошло выражение «овцы съели людей»). При этом он нажил влиятельных врагов и под угрозой репрессий оставил политическое поприще, вернулся к адвокатской службе.

Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии, то есть фактически вторым человеком в стране после короля. Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда король, вопреки закону, развелся с законной женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой англиканской церкви, Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягать королю как новому главе англиканской церкви. Он считал, что все равны перед законом и даже король не вправе нарушать его. По требованию короля, Мор был обвинен в государственной измене и отдан под суд. Но он не отрекся от своих убеждений и был казнен в Тауэре 6 июля 1535 года.

Свободное время Мор посвящал изучению древних языков и античных авторов. Большую роль в жизни Мора сыграла дружба с Эразмом Роттердамским. Их знакомство состоялось в 1499 году, когда нидерландский гуманист впервые посетил Англию. В основе их отношений была не только взаимная симпатия, но и убеждение в необходимости реформы общества, единство взглядов на пути её осуществления, глубокий интерес к древней философии и филологии, вера в неограниченные возможности просвещения.

Что же побуждало Мора отдавать свое время королевской службе, вместо того, чтобы наслаждаться литературным и научным творчеством? Прежде всего своеобразное понимание гражданского долга, вера в благотворное для общества воздействие на государей добрых советников. Как и другие гуманисты, Мор надеялся, что его просветительская деятельность и, в частности, добросовестная служба в качестве советника государя может принести обществу немалую пользу. Не случайно вопрос о значении добрых советников королей так живо обсуждается в его «Утопии».

Критический ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период первоначального накопления капитала убедили Мора в несправедливости существовавшей общественной системы. Он пришел к выводу, что основное зло — это частная собственность и погоня за наживой несмотря ни на какие аморальные последствия.

Представление о наилучшем государственном устройстве Мор изложил в своем произведении «Утопия» (написано на латинском языке, впервые издано в Лувене, в 1516 году), положившем начало целому жанру в литературе. Полное название книги звучит так — «Золотая книга о наилучшем устройстве государстве и о новом острове Утопия». В переводе с греческого «топос» — «место», «у» — отрицание «нет»; то есть «Утопия» — место, которого нет. Слово «утопия» вошло в употребление во многие языки и означает неосуществимую мечту, фантазию.

В первой части книги Мора дается критика английского политического устройства, во второй — описывается жизнь на вымышленном острове. В этом романе, написанном в форме диалога, описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство в потреблении материальных благ, существует совместное владение всеми общественными богатствами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности.

В Утопии отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. В рисуемом Мором идеальном обществе радость жизни заключается в духовной свободе. Многие обретают счастье в занятиях наукой и литературой, в моральном совершенствовании. На физический труд утопийцы смотрят как на необходимое, но тягостное «телесное рабство». От непосредственного участия в материальном производстве освобождены должностные лица и люди, специально занятые науками. Немногочисленное «сословие ученых» пользуется привилегированным положением; вступление в него открыто для особо преуспевших в науках; не оправдавших надежд ученых отправляют обратно к ремесленникам (дети ремесленников или их родственники могут стать учеными, если постараются).

Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования как основы общественного благополучия, Мор показал, что только разумные порядки в государстве, гарантирующие равномерное распределение общего имущества, предусматривающие вознаграждение за доблесть и достаток для каждого, обеспечивают возможность для формирования всесторонне развитых, совершенных граждан. Благодаря своим установлениям основатель Утопии привел дикий народ к новому образу жизни и просвещенности. В Утопии все дети получают одинаковое начальное образование и приобщаются к труду. Большое внимание в книге Мор уделил вопросам воспитания и обучения детей, причем особенно интересовался вопросом подготовки молодого поколения к трудовой деятельности. Он первым в истории высказал мысль о необходимости профессиональной ориентации и о соединении теоретического образования с трудом.

Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах Утопии теоретически, а в поле и на ферме — практически (за рвение и совестливость материальные и словесные поощрения). Дети в школе и на полях учатся сельскохозяйственным работам; у утопийцы нет крестьянского сословия как такового, и каждый должен два года отработать в деревне, в физическом и хозяйственном каждодневном труде под присмотром опытных жителей деревне. Помимо земледелия, каждый утопиец, обязан был обучиться по крайней мере одному ремеслу. Обучение ремеслу осуществлялось, как правило. дома: дети наследовали профессию родителей. Мор настаивал на том, чтобы каждый выбирал род занятий сообразно с природными наклонностями, поэтому юноша-утопиец имел право перейти в другое «семейство», если профессия отца или опекуна его не удовлетворяла.

В своем произведении Томас Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Он полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являются чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание.

В обучении должны широко применяться наглядные пособия. Система физического воспитания, заимствованная Мором из афинской системы, ставила своей целью развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Умственный труд считался одним из величайших благ и наслаждений. Особое значение в Утопии придавалось нравственному воспитанию молодежи, проявлявшемуся в самоотверженной любви к отчизне, бескорыстной помощи соседним народам, чувству общности со своими согражданами, самоограничении и самодисциплине, формировании разумных потребностей, умеренности, презрении к роскоши и «ложным наслаждениям».

Жрецы и жрицы занимались образованием детей и молодежи, в особенности воспитанием нравственности и добродетели, и видели в этом залог прочности государства. Лекции для большей части народа читались преподавателями из «сословия ученых», причем они должными быть не скучными. Много внимания уделялось формированию религиозности и веротерпимости. В Утопии сильно патриархальное начало: жёны прислуживают мужьям, дети — родителям, младшие — старшим. И хотя о равноправии женщин в Утопии говорить нельзя, Мор убежден, что в праве на образование женщины не должны уступать мужчинам. Свои взгляды гуманист осуществлял на практике, дав своим дочерям блестящее гуманистическое образование. Томас Мор проводил мысль о нравственных и моральных основах науки как таковой: если отказаться от честности, указывал он, научная слава обернется бесславием; среди всей блага добродетели стояла для него на первом месте, а не научные открытия, ученость — лишь на втором.

Педагогические идеи Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил идеи всеобщего обучения и равного образования мужчин и женщин; выдвинул мысль о широкой организации самообразования и просвещения взрослых. Требовал обучения на родном языке и наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. В 1935 году англиканской церковью он был причислен к лику святых.

Источник

Оцените статью