- Олимпиада по литературе 5 класс, задания с ответами
- Олимпиада по литературе 5 класс
- Скачайте задания, заполнив форму!
- Тестовые задания
- Открытые вопросы
- Ответы на тесты
- Ответы на открытие вопросы
- Действие некоторых сказок пушкина связано с морем назовите сказочных обитателей этой стихии
- Как написать хороший ответ?
- Образ моря в сказках Пушкина
- Олимпиада по литературе для 5-6 классов
- Содержимое разработки
Олимпиада по литературе 5 класс, задания с ответами
Чтобы добиться высокого результата, участвуя в олимпиаде по литературе, мало быть отличником и успешно усвоить школьную программу. Справиться с олимпиадными заданиями смогут те ученики, которые проявили целеустремленность и трудолюбие, уделив много времени на подготовку.
На этой странице собраны примеры тестовых заданий и открытых вопросов олимпиады по литературе для 5 класса. Предложенный комплект заданий можно использовать как на занятии, так и дома. Оценить себя можно, сверившись с ответами, записанными внизу страницы.
Олимпиада по литературе 5 класс
Скачайте задания, заполнив форму!
Тестовые задания
1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:
А) сказка
Б) повесть
В) рассказ
2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
А) стихотворение
Б) басня
В) сказ
3.Иносказательное изображение предмета, явления целью наиболее наглядно показать его существенные черты:
А) аллегория
Б) антитеза
В) анализ
4. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драмотических произведениях:
А) кульминация
Б) завязка
В) развязка
5. Узнай героя литературного произведения по портрету ( описанию внешности).
«Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого»
А) мачеха;
Б) молодая царевна;
В) Василиса Прекрасная
6. Какого героя нет в сказке « Царевна-лягушка»:
А) чудо-юдо;
Б) Ивана-царевича
В) Василисы Прекрасной.
7. В стихотворении М. Ю. Лермонтова « Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:
А) отступить;
Б) продолжить бой
В) укрепить свои позиции.
8. В сказке К. Г. Паустовского « Теплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
А) обидел коня;
Б) усилился мороз;
В) услышал рассказ бабушки
9. Герой рассказа Л. Н. Толстого « Кавказкий пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:
А) постоянно думал о побеге
Б) тосковал, скучали и ждал выкупа;
В) не надеялся на удачное освобождение.
10. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:
А) « С тайгой надо дружить!»
Б) « Тайга хлипких не любит!»
В) « В тайге одному делать нечего!».
Открытые вопросы
Вопрос 1
Кто является автором строк, частью какого произведения они являются?
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Вопрос 2
Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым длинным:
Пословица
Роман
Поэма
Частушка
Повесть
Вопрос 3
На страницу книжки А. С. Пушкина попала вода и смыла чернила. Вы – эксперт по сказкам и сможете восстановить строку.
«С .ер…о .е..а .р..у. .о. .о .о.о..а,
С. .то…о .е..а .и.и.с. .о. з..а,
А с .р..ь..о .е..а .ы.и..о у. у …т.р..а»
Вопрос 4
Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии, используя следующие подсказки.
1) Персонаж символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.
2) Сказочная гвардия со своим предводителем, охраняющая порядок.
3) Персонаж, символизирующий женскую красоту и умение любить.
Вопрос 5
Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
Михаил Юрьевич Лондон
Михаил Михайлович Брэдбери
Антон Павлович Лесков
Марк Лермонтов
Афанасий Афанасьевич Фет
Джек Твен
Виктор Петрович Некрасов
Николай Алексеевич Чехов
Рей Дуглас Пришвин
Николай Семенович Астафьев
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | А | Б | А | А | Б |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Б | В | А | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: А. С. Пушкин, поэма «Руслан и Людмила»
Ответ на вопрос 2: Пословица, частушка, поэма, повесть, роман.
Ответ на вопрос 3:
«С первого щелчка прыгнул поп до потолка,
Со второго щелчка лишился поп языка,
А с третьего щелчка вышибло ум у старика»
Ответ на вопрос 4:
1. Золотая рыбка
2. 33 богатыря и Черномор
3. Царевна-Лебедь
Ответ на вопрос 5:
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Михайлович Пришвин
Антон Павлович Чехов
Марк Твен
Афанасий Афанасьевич Фет
Джек Лондон
Виктор Петрович Астафьев
Николай Алексеевич Некрасов
Рей Дуглас Брэдбери
Николай Семенович Лесков
Источник
Действие некоторых сказок пушкина связано с морем назовите сказочных обитателей этой стихии
Вопрос по литературе:
Действие некоторых сказок А. С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии,используя следующие подсказки.
1. Персонаж символизирует счастливый случай,которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.
2. Сказочная гвардия со своим предводителем охраняющая порядок.
3. Персонаж символизирующий женскую красоту и умение любить
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Источник
Образ моря в сказках Пушкина
В своем творчестве Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к природным стихиям. Сказки не стали исключением, и на страницах этих произведений читатель часто встречается с морем.
В некоторых сказках оно выступает фоном действия, оттеняющим чувства и эмоции героев, а в некоторых — полноценным героем, влияющим на сюжет.
Особую роль море играет в «Сказке о рыбаке и рыбке». Оно является одновременно и местом действия, и индикатором развития сюжета.
Золотая рыбка в обмен на свободу предлагает старику исполнить его желание, рыбак отказывается и отпускает её просто так.
Когда он снова приходит к морю, чтобы попросить новое корыто, то видит, что оно немного разыгралось:
«Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось».
Второй раз рыбак идет с просьбой о новой избе:
«Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море)».
В третий раз отправился он к морю, чтобы стала его старуха дворянкой:
«Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)».
Желание старухи стать морской владычицей вызывает гнев рыбки:
«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
Море здесь является отражением состояния золотой рыбки. Гнев её растет по мере того, как желания старухи становятся более безумными, водная гладь чернеет, мутнеет и погружается в неистовый шторм.
В «Сказке о попе и работнике его Балде» море – место обитания сказочных созданий, чертей:
«Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить».
В «Сказке о царе Салтане» море — добрый помощник. Мать и сын, запертые в бочке, просят у него помощи:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько».
Так же это место обитания невероятных чудес. Царевна-лебедь, 33 богатыря выходят из его глубин.
Море – прекрасная и справедливая стихия. Оно откликается на просьбу Гвидона, благосклонно относится к старому рыбаку. Но беспощадно к старухе, утратившей всякую совесть и доброту.
Источник
Олимпиада по литературе для 5-6 классов
Содержимое разработки
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (5-6 класс)
Общее количество баллов – 109
1.Закончите крылатые выражения, взятые из сказок. (Максимальное количество баллов- 3, за каждое верно построенное выражение 1 балл)
а) Поди туда – не знаю куда…
б) Скоро сказка сказывается…
в) Это всё присказка…
2.По какому признаку данные сказки распределены по группам? (Максимальное количество баллов – 3, за каждый верный ответ – 1 б.)
а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»;
б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»;
в) «Лиса и журавль», «Теремок».
3.Сказки «Девочка Снегурочка», «Лягушка-путешественница», «Аленький цветочек», «Городок в табакерке», «Серебряное копытце» написали Всеволод Гаршин, Владимир Даль, Сергей Аксаков, Владимир Одоевский, Павел Бажов. Кто какую сказку написал? (Максимальное количество баллов- 5, за каждый верный ответ – 1 б.)
4. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. (Максимальное количество баллов – 3, за каждый верный ответ – 1 б.)
а) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
в) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»
5. Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей. (Максимальное количество баллов – 10, за каждый верный ответ – 1 б.)
Михаил Юрьевич Лондон
Михаил Михайлович Брэдбери
Антон Павлович Лесков
Афанасий Афанасьевич Фет
Виктор Петрович Некрасов
Николай Алексеевич Чехов
Рей Дуглас Пришвин
Николай Семёнович Астафьев
6. Что обозначают выражения? (Максимальное количество баллов -4, за каждое верное значение выражения – 2 б.)
а) «Ахиллесова пята»
б) «Авгиевы конюшни»
7. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
(Максимальное количество баллов – 10, за каждый верный ответ – 2 б.)
а) сабля и ранец
б) волшебные волоски из бороды
в) ячменное семечко в цветочном горшке
г) разбитое корыто
д) говорящее чудесное зеркало
8. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. (Максимальное количество баллов – 4, за каждый верный ответ – 2 б.)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный ________,
Бегут, и блещут, и __________.
9. В сказке К. Г. Паустовского « Теплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: (Максимальное количество баллов – 2 )
а) обидел коня
б) усилился мороз
в) услышал рассказ бабушки
10. Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии, используя следующие подсказки. (Максимальное количество баллов – 6, за каждый верный ответ – 2 б.)
а) Персонаж символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.
б) Сказочная гвардия со своим предводителем, охраняющая порядок.
в) Персонаж, символизирующий женскую красоту и умение любить.
11. «Произведение древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О каком жанре идёт речь? (Максимальное количество баллов – 2 )
12. Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей огонь? (Максимальное количество баллов – 2 )
13. Кто из героев не относится к былинным? (Максимальное количество баллов – 2 )
а) Иван-царевич в) Добрыня Никитич
б) Алёша Попович г) Илья Муромец
14. Из какого произведения эти строки:
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу…»
(Максимальное количество баллов – 2 )
а) «Конёк-горбунок» в) «Царевна-лягушка»
б) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» г) «Сказка о царе Салтане»
15. Соотнесите термин и его определение (Максимальное количество баллов – 16, за каждый верный ответ – 2 б.)
1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма
2) Разговор двух и более лиц . б) пейзаж
3) Созвучие концов строк . в)диалог
4) Иносказательно описывает предмет, учит
угадывать задуманное. г) басня
5)Небольшое художественное произведение,
изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка
6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное
понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза
7)Небольшое произведение повествовательного
характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная
на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ.
16. Анализ текста (Максимальное количество баллов – 10, по 1 баллу за факт)
Голубые тени.
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
___________________________________________________________
17. Создать свою историю на тему «Осень», чтобы каждое последующее слово начиналось с очередной буквы алфавита (абецедарий). Например, «Алый бархат вечереет, горделиво дремлют ели…»(В.Брюсов «Июльская ночь».
( По 1 баллу за каждое верно подобранное слово, максимальное количество баллов – 25 )
1. а) Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.
б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
в) Это всё присказка, а сказка будет впереди.
2. а) бытовые б) волшебные в) сказки о животных.
3. В.И.Даль, В.Гаршин, С.Аксаков, В.Одоевский, П.Бажов.
4. а) А.С.Пушкин б) М. Ю. Лермонтов в) Л. Н. Толстой
5. Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Михайлович Пришвин
Антон Павлович Чехов
Афанасий Афанасьевич Фет
Виктор Петрович Астафьев
Николай Алексеевич Некрасов
Рей Дуглас Брэдбери
Николай Семёнович Лесков
6. а) «Ахиллесова пята» — уязвимое место, слабая сторона. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.
б) «авгиевы конюшни» — очень загрязнённое место, запущенное помещение. Из буквального словосочетания, т .е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, это конюшни, которые не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.
7. а) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»
б) волшебные волоски из бороды — старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина
в) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»
г) разбитое корыто – старуха, А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А. С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»
8. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
10. а) Золотая рыбка
б) 33 богатыря и Черномор
Источник