- Музыка. 2 класс
- Материал к дистанционному уроку по музыке 5 класс. Тема : 5.4.2. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса.
- Полифония в музыке и живописи
- В музыке Баха слышатся мелодии космоса.
- Образы духовной музыки Западной Европы
- «Небесное и земное» в музыке Баха
- Помогите пожалуйста!Самостоятельная работа по МУЗЫКЕ — 6 класс (II полугодие).
Музыка. 2 класс
И. С. Бах
В каком городе родился И.С. Бах?
Музыкальный термин
Подставь нужное слово в пропуски.
– это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самый распространенный – это мажор и минор.
Музыкальные инструменты
Найди пять слов, обозначающих названия музыкальных инструментов и выдели их разными цветами.
Родной инструмент Баха
Вставьте пропущенное слово.
«Для такого гения, как Бах, самым родным из инструментов был – этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный».
Части органа
Выбери определения, обозначающие части органа.
Музыкальный знак
Соедини точки. Вспомни, как называется этот музыкальный знак.
Композитор и танец
Зачеркни неправильные утверждения.
- Фамилия Бах переводится как «океан» .
- Импровизация – старинный танец .
- И. С. Бах – один из самых известных композиторов XVIII века .
- У Иоганна Себастьяна Баха была большая семья .
Музыка
Музыка
Подбери подписи к изображениям.
Музыкальные инструменты
Соедини в пары музыкальный инструмент и его часть.
Дом-музей Баха в Эйзенахе
Произведение искусства
Выберите правильный ответ.
Произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания
Лейпциг
Помоги Баху добраться до Лейпцига.
Музыкальная грамота
Послушай еще раз «Шутку» Баха. Выдели цветом изображение, на котором показан правильный ритмический рисунок первой фразы этого произведения.
1.
2.
3.
Источник
Материал к дистанционному уроку по музыке 5 класс. Тема : 5.4.2. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса.
Послушайте некоторые высказывания о хорошо известном вам композиторе.
Бетховен о своем соотечественнике говорил: « Не ручей, а море должно быть имя ему »,
Джоаккино Россини так говорил о музыке И. С. Баха: « Что касается Баха…, то его гений просто подавляет. Если Бетховен — чудо среди людей, то Бах — чудо среди богов ».
А испанский музыкант и композитор Пабло Казальс о нем говорил: “ Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена ”.
Ответьте на вопрос: Как вы думаете, о каком композиторе пойдет сегодня речь?
Хаусман Портрет И.С. Баха.
И тема нашего урока : Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса.
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Наследие композитора включает в себя произедения разных жанров. Среди них мессы, кантаты, хоралы, произведения для органа, клавира, вокальные сочинения, пьесы для детей.
Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения, не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.
Послушайте произведение Баха и вспомните, как оно называется, и дайте характеристику музыке.
Ответьте на вопрос: Какие чувства вызывает музыка?
Ответьте на вопрос: Звучала вокальная или инструментальная музыка?
Ответьте на вопрос : Какие инструменты звучали?
Вы послушали органную Токкату и Фугу Иоганна Себастьяна Баха.
« Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем »,- писал русский композитор А. Серов.
« Под орган душа тоскует,
Горестно зовет… » И.Бунин
Главное отличие Токкаты и Фуги – полифонизм .
Полифония ( в переводе с греческого – многозвучие) — это принцип музыкального мышления, при котором все голоса музыкального произведения равноправны.
По словам Баха – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности.
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга ( переводится как «бег») – вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль – тема – имитирует (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.
Ответить на вопрос: Почему Фуга считается вершиной полифонической музыки?
Приведу в пример высказывание композитора: « Цель музыки – волновать сердца » – И.С. Бах.
Ответить на вопрос : Как вы понимаете это высказывание?
Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре минор. (Токката – вступление к фуге).
Ответить на 1 вопрос: Токката и фуга – это пример программной или непрограммной музыки?
Ответить на 2 вопрос: Токката и фуга – это духовная музыка или светская?
Рассмотрите изображение Кельнского собора – одного из самых известных соборов мира.
(Домашнее задание): Посмотреть презентацию, послушать музыку, ответить на вопрос: Что роднит образ архитектурного сооружения Кельнского собора с органной музыкой И. С. Баха? Ответ прислать учителю на электронный адрес .
Ответить на вопросы: Как Вы думаете, популярна ли музыка Баха в наши дни? Может ли звучать музыка Баха в наши дни и где её можно услышать?
Ответ на 1 вопрос: Непрограммная музыка .
Источник
Полифония в музыке и живописи
В музыке Баха слышатся мелодии космоса.
О творчестве великого немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) можно сказать словами поэта: «Есть люди с голосом глубоким и призывным». Наследие композитора включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы, кантаты, хоралы, произведения для органа, клавира, вокальные сочинения, пьесы для детей.
«Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём», — писал русский композитор А. Серов.
- Послушай органную музыку И.-С. Баха. Какие чувства она вызывает?
- Рассмотри изображение Кельнского собора — одного из самых известных соборов мира. Что роднит образ этого архитектурного сооружения с органной музыкой И.-С. Баха?
Под орган душа тоскует,
Плачет и поёт,
Торжествует, негодует,
Горестно зовёт.
Органная музыка И.-С. Баха созвучна величественным образам соборов. Монументальность её звучания в сознании композитора была связана с такой формой выражения чувств и мыслей, которая получила название полифония.
Полифония (в переводе с греческого — многозвучие) — вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
По словам И.-С. Баха, каждое произведение — это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности.
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга — вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль — тема — имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.
Источник
Образы духовной музыки Западной Европы
«Небесное и земное» в музыке Баха
О, грянь, орган, над головою
И каждого, как светом в полдень,
Навек духовностью наполни.
В век бездуховный и слепой.
Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) — великий немецкий композитор. Несколько поколений Бахов были музыкантами. Сам же И.-С. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни.
Для творчества И.-С. Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции родины — Германии, традиционные приёмы построения музыки. Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию одной идеи, одной темы — жизни или смерти, дня или ночи, горя или радости. «Что за гений этот Бах! — писал русский композитор XIX в. А. Серов. — Возьмёт одну мысль и проводит её всё глубже и глубже, вживается в неё и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души. Понятно, что для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём».
Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления такое известное произведение И.-С. Баха, как Токката и фуга ре минор. Эта музыка под стать самому органу — монументальному по размерам, часто богато украшенному резьбой. Внешний вид органа во времена И.-С. Баха сложился под влиянием стиля барокко (в переводе с итальянского — причудливый). В Токкате и фуге ре минор ярко раскрываются все возможности звучания этого мощного инструмента. Слушая орган, мы можем пережить всё то, что чувствовал сам композитор, создавая свою музыку.
Интересен тот факт, что современные джазовые музыканты боготворят Баха. Его музыка является образцом непрерывного развёртывания мелодии в джазовых импровизациях.
Токката и фуга ре минор — это произведение, объединяющее в себе токкату и фугу (как видно из названия). Слово токката в переводе с итальянского означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера, как правило, для клавишных инструментов. Для неё характерно быстрое, чёткое движение равными короткими длительностями.
- Рассмотри нотную запись вступления и двух тем токкаты и послушай токкату Баха.
- Какие чувства вызывает эта музыка, передающая богатство звучания органа? Какой образ возникает в твоём воображении?
- На каком принципе развития основан импровизационный характер токкаты — повтор, контраст?
- Сравни органное звучание музыки Баха с современной рок-обработкой. Какие особенности музыки Баха подчёркивают современные музыканты?
- Подбери в Интернете информацию о происхождении органа, о знаменитых органистах мира и фрагменты органных сочинений.
Источник
Помогите пожалуйста!Самостоятельная работа по МУЗЫКЕ — 6 класс (II полугодие).
1. Сколько групп в симфоническом оркестре (цифра)?
Перечисли их.
2. Допишите недостающие инструменты в каждую группу симфонического оркестра (писать только недостающие инструменты):
а) контрабас, виолончель, альт, _ _ _ _ _ _ _;
б) фагот, кларнет, гобой, _ _ _ _ _ _;
в) туба, тромбон, валторна, _ _ _ _.
3. Выбери правильное определение :
а) Опера – жанр театрального искусства, соединяющий в себе музыку, литературу, сценическое и изобразительное искусство.
б) Опера – жанр театрального искусства, соединяющий в себе музыку, литературу, хореографию и изобразительное искусство.
4.О ком идёт речь в высказывании А. Серова: «Понятно, что для такого гения, как…………, самым родным инструментом был орган, это океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём »
5.Если вспомнишь, каким буквам алфавита соответствуют эти порядковые номера, то назовёшь слово, являющееся главным зерном мелодии:
10, 15, 20, 16, 15, 1, 24, 10, 33 (слово).
6. Распредели слова по двум подходящим колонкам:
Вокальные жанры:Инструментальные жанры:
Романс, опера, балет, мюзикл, симфония, ария, вальс, оперетта, пьеса, кантата, соната.
7. Какой композитор написал много музыкальных произведений, и после потери слуха? (фамилия композитора)
8. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность с 5 лет?
А) Бетховен Б)Чайковский В) Равель Г) Моцарт
9. Найди правильное определение всех средств музыкальной выразительности:
а) МЕЛОДИЯ — окраска звука;
б) ТЕМП — чередование сильных и слабых долей в музыке;
в) РИТМ — самая главная музыкальная мысль;
г)ДИНАМИКА — участок диапазона голоса или инструмента;
д) ЛАД- самое выразительное зерно мелодии;
е) ТЕМБР — сила громкости звука;
ж) РЕГИСТР- скорость движения;
з) ИНТОНАЦИЯ — минор или мажор.
10.Найди правильное определение.
а) соната -крупномасштабное музыкальное
произведение для оркестра.
б) симфония — музыкальное произведение для
соло, инструмента и оркестра.
в) инструментальный концерт — произведение для одного
или двух инструментов.
Источник