- Загрязнение гидросферы в результате строительства объекта и мероприятия по их защите
- Проблемы экологии морей Российской Федерации и их влияние на экологическую безопасность планеты
- Моря, находящиеся на территории Российской Федерации
- Основные экологические проблемы морей России
- Массовый вылов рыбы
- Загрязнение химикатами и тяжёлыми металлами
Загрязнение гидросферы в результате строительства объекта и мероприятия по их защите
Различают следующие основные виды воздействия строительства на водные экосистемы:
1) интенсивное водопотребление, вплоть до истощения водных ресурсов;
2) загрязнение и засорение поверхностных водоемов сточными водами и строительным мусором;
3) изменение водного режима рек (заиливание и др.) при строительстве различных объектов.
Строительство – крупный потребитель хозяйственно-питьевой и главным образом технической воды. В огромных количествах вода расходуется для приготовления бетона и цементных растворов, охлаждения двигателей, агрегатов и других технологических установок, мытья строительных машин и механизмов, теплоснабжения, гидравлических испытаний сооружений, бытовых нужд самих строителей и т.д.
На состояние водных экосистем негативно влияет и загрязненный поверхностный сток с территорий стройки. Дождевые, талые и поливомоечные воды, стекая с поверхности стройплощадки, загрязняются примесями химически вредных веществ и биогенных элементов, обогащаются взвешенными частицами (пыль, аэрозоли, нефтепродукты и др.) и залповым сбросом попадают в поверхностные водоемы.
Основным источником загрязнения подземных вод при строительстве промышленных и гражданских зданий является загрязненный сток со стройплощадок и временных складов стройматериалов, а также фильтрат от свалок строительного и бытового мусора. Загрязняющие вещества инфильтруются через зону аэрации грунтов и попадают в подземные водоносные пласты.
Еще один источник загрязнения подземных вод – выбросы выхлопных газов строительных машин, механизмов и транспортных средств, работающих на двигателях внутреннего сгорания и содержащих опасные токсичные вещества (тяжелые металлы, несгоревшие углеводороды, оксиды и диоксиды углерода и др.). Оседая на поверхности почв, строительных материалах, дорожном полотне и т.д., они затем смываются дождевыми и талыми водами и просачиваются в водоносную толщу.
Сильно минерализованные, агрессивные к бетону подземные воды могут сформироваться при использовании большого количества минеральной соли для оттаивания грунтов при рытье строительных котлованов в зимний период.
Подземные и поверхностные воды защищают от негативного воздействия строительства с помощью комплекса мер, направленных на предотвращение (профилактические меры), ограничение и устранение последствий их загрязнения, засорения и истощения.
Для предотвращения развития эрозионных процессов, а также выноса загрязняющих веществ с территории строек, предусматривают ее ограждение с отводом поверхностных вод по системе лотков в отстойники с последующей их очисткой. Кроме того, организуют регулярную уборку территории, устанавливают специальные места стоянок и места заправки строительных машин и механизмов, упорядочивают складирование строительных материалов и др.
Как показывает практика, для крупных строек вполне целесообразно создавать передвижные очистные установки. Применение механизированных моечных установок с замкнутым циклом водообращения позволяет сократить объемы вод, используемых для мойки и др.
В подразделе приводятся сведения об использовании, очистке и повторном использовании воды: указывается источник водоснабжения здания или промышленного предприятия, на какие цели расходуется вода и сколько м 3 /сут, м 3 /год; качественный и количественный состав сточной воды; куда отводится сточная вода; предусмотрены ли очистные сооружения и оборотное водоснабжение.
Определение водопотребления промышленного предприятия
Проектирование водоснабжения объекта (города, района, промышленного предприятия) начинается с определения количеств потребляемой воды и режима ее расходования на перспективный (расчетный) период. Величина водопотребления объектом определяется в кубических метрах в сутки максимального и в сутки среднего за год потребления воды. Все водопроводные сооружения рассчитываются из условия обеспечения максимального водопотребления в конце расчетного периода, а технико-экономические показатели – из условия среднего за год.
Так как каждый объект, для которого проектируется водоснабжение, включает различные категории потребителей, имеющих свои нормы водопотребления и свои режимы расходования воды, количество ее определяется отдельно для каждой категории потребителей.
Для промышленных объектов водопотребление определяется четырьмя категориями с учетом возможности повторного использования воды на технологические нужды:
• расход воды на поливку и мойку улиц, площадей и зеленых насаждений;
• хозяйственно-питьевое водопотребление рабочими и служащими во время пребывания их на производстве (для предприятий, не имеющих своих обособленных водопроводов);
• расход воды на производственные нужды предприятий, получающих ее из городского водопровода;
• расход воды на нужды пожаротушения.
Количество воды, потребляемое каждой категорией потребителей, определяется как произведение числа водопотребителей на норму водопотребления, а суточный расход всего объекта как сумма слагаемых по отдельным категориям потребителей.
Расход воды на промышленные нужды определяют двумя методами:
1) в расчете на агрегат;
2) в расчете на единицу продукции.
Первый метод применяется при разработке технических проектов, второй – при составлении технико-экономических обоснований, перспективных и прогнозных разработок по водоснабжению промышленных районов.
Расчетный (средний за год) суточный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды населения, м 3 /сут, определяется в зависимости от расчетного числа жителей и норм водопотребления.
Норму водопотребления определяют в зависимости от санитарно-технического оборудования зданий, а также от географического месторасположения объекта водоснабжения. Большие значения расходов (в пределах указанных норм) следует принимать для южных районов, а меньшие — для северных. Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды подсчитывают согласно СНиП 2.04.01-85*. Качество воды должно соответствовать СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1403 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Проблемы экологии морей Российской Федерации и их влияние на экологическую безопасность планеты
Море является частью Мирового океана, обособленного сушей или возвышениями подводного рельефа.
Моря, находящиеся на территории Российской Федерации
В состав страны входит 13 морей, кроме того, ещё два — Шантарское и Печорское моря — являются частью Охотского и Баренцева морей соответственно. Около половины (шесть) морей относятся к Северному Ледовитому океану, три — к Атлантическому, три — к Тихому, также есть одно замкнутое море (Каспийское), которое не относится ни к одному океану.
№ | Наименование моря | Площадь, км 2 | Максимальная глубина, м |
1 | Охотское | 1603000 | 3916 |
2 | Берингово | 2315000 | 4151 |
3 | Японское | 1062000 | 3742 |
№ | Наименование моря | Площадь, км 2 | Максимальная глубина, м |
1 | Лаптевых | 672000 | 3385 |
2 | Карское | 893400 | 620 |
3 | Восточно-Сибирское | 944600 | 915 |
4 | Белое | 90800 | 343 |
5 | Чукотское | 589600 | 1256 |
6 | Баренцево | 1424000 | 600 |
№ | Наименование моря | Площадь, км 2 | Максимальная глубина, м |
1 | Балтийское | 419000 | 470 |
2 | Чёрное | 422000 | 2210 |
3 | Азовское | 39000 | 13.5 |
Помимо вышеперечисленных, на территории России расположено Каспийское море, которое также может классифицироваться, как самое большое бессточное озеро. Его площадь составляет 371000 км 2 , а максимальная глубина — 1025 м.
Основные экологические проблемы морей России
С точки зрения экологии, плотный трафик движения судов наносит негативное действие на окружающую среду:
- сброс балластовых вод. При перемещении в море круизные лайнеры и крупные суда используют значительное количество балластной воды, забирая в прибрежных водах одного региона и сбрасывая в другом. Такая вода содержит в себе огромное количество чужеродных организмов, которые могут спровоцировать экологический ущерб водным жителям, обитающих на данной акватории;
- акустическое загрязнение. Двигаясь, суда создают шумы, которые могут распространяться на дальние расстояния, препятствуя нормальной жизни морских животных. К примеру, чрезмерный уровень шума препятствует нормальной ориентировке в пространстве китов и может привести к массовому выбросу китов на берег;
- столкновение млекопитающих с судами. Существует возможность столкновения морских судов с морскими млекопитающими, что влечёт за собой их гибель;
- загрязнение атмосферы выхлопными газами. Выхлопные газы с судов являются сильными источниками загрязнения воздуха. Это объясняется огромной мощностью судовых двигателей, вследствие чего они потребляют большое количество топлива в виде мазута, который имеет очень высокое содержание серы. Загрязнение воздуха круизными судами производится дизельными двигателями, которые сжигают масло с высоким содержанием серы, также известное, как бункерное масло, производящее двуокись серы, оксид азота и частицы, а также моноксид углерода, диоксид углерода и углеводороды;
- выброс твёрдых отходов и нечистот, полученных в результате человеческой деятельности. Выброс плохо очищенных сточных вод, содержащих в себе вредные бактерии и вирусы, может привести к бактериальному загрязнению морских организмов. Кроме того, находящиеся в сточных водах азот и фосфор, провоцируют чрезмерное цветение водорослей, что пагубно сказывается на популяции рыб и иных морских существ.
Помимо сточных вод, в открытое море сбрасываются ещё и твёрдые отходы — стеклянные, полиэтиленовые, пластмассовые изделия. Практически не разлагаясь, такие отходы угрожают целым видам морских млекопитающих.
Часто водные жители — черепахи, рыбы или морские млекопитающие — принимают пластиковые отходы за еду, проглатывают и погибают от удушья. Птицы, пытаясь выловить такой мусор, запутываются лапами и падают.
Массовый вылов рыбы
Ещё одной причиной, ухудшающей состояние природных акваторий, является потребление человеком даров моря. Массовый вылов рыбы, в том числе способом траления, уничтожает ценные биологические ресурсы. Эта экологическая проблема ведёт к исчезновению представителей флоры и фауны.
Влияние чрезмерного вылова рыбы на экосистему:
- выброс сопутствующего рыбного сырья. При ловле рыбы на траулере, помимо определённых видов рыбы, в сеть попадают ещё и другие водные обитатели, такие, как морские черепахи, акулы, совсем молодые или травмированные рыбы. Поэтому значительная часть улова идёт за борт, где, запутавшись в сетях, погибает. Пойти за борт может даже рыба ценных сортов, так как у судна, к примеру, может не быть лицензии на вылов именно этого сорта рыб;
- эволюция рыб, спровоцированная рыболовством. Стремясь защититься от чрезмерного вылова, у определённых сортов рыб в течение длительного времени происходила эволюция: сейчас особи стали мельче, так как более мелким рыбам легче проходить через рыболовные сети, а половая зрелость у них наступает раньше;
- нарушение баланса экосистемы моря. Излишний вылов рыбы попросту грозит исчезновением редких сортов и изменению биоценоза в целом;
- значительное повреждение дна моря. При агрессивном способе ловли практически полностью разрушается среда обитания на участке ловли. На дне моря остаются лишь обломки кораллов, обнажённые скалы и камни, исчезает подводная растительность.
Загрязнение химикатами и тяжёлыми металлами
С открытием нефтяных месторождений на шлейфах стали чаще происходить техногенные катастрофы с разливом нефтепродуктов в открытое море. Образуется маслянистая плёнка, толщина которой может доходить до 10 см, которая в дальнейшем преобразовывается в комки, плавающие на водной поверхности. Мелкие живые организмы прилипают к мазутным фракциям, в свою очередь, рыбы и киты поглощают ядовитое лакомство.
Наличие в водоёме органических соединений и азотсодержащих отходов ведёт к бурному росту и цветению водорослей, дефициту солнечного света и кислорода в толще воды.
При поломке или крушении кораблей в воду попадают тяжёлые металлы. К наиболее опасным из них относятся свинец, кадмий, медь, никель, мышьяк, хром и олово.
Источник