- Экономический потенциал мирового океана
- Мировой океан — важный источник развития экономики
- Потребление ресурсов человечеством увеличивается
- Арктика имеет потенциал для развития разных сфер экономики
- Шельфовая зона изучена недостаточно хорошо
- Экология — сдерживающий фактор
- Необходимо разработать новые технологии
- Экономические факторы производственной деятельности в Мировом океане
- Техника применяемая в производстве
- Ключевой ресурс экономики Мировой океан
- Рациональное использование
- Техническое перевооружение
Экономический потенциал мирового океана
На Петербургском международном экономическом форуме 2018 была специальная панельная сессия, посвященная ресурсам Мирового океана. Сессия была организована АО «Росгеология». Ниже мы публикуем ее краткий обзор.
В Мировом океане сосредоточены огромные запасы минеральных, энергетических, растительных и животных ресурсов, и при рациональном потреблении их можно считать практически неисчерпаемыми, поэтому он играет огромную роль в развитии глобальной экономики. Кроме того, морской транспорт является главной опорой глобализации и центральным компонентом международных транспортных сетей, обслуживающих производственно-сбытовые цепочки и международную торговлю. Однако эффективно ли мы используем его потенциал? Какие направления в освоении ресурсов Мирового океана будут наиболее востребованы в ближайшее десятилетие? Какие технологии потребуются? Как обеспечить безубыточность и безопасность пассажирских и грузовых перевозок и какова в этом процессе роль строительства современного коммерческого флота? Как обустроить инфраструктуру для освоения Мирового океана?
Мировой океан — важный источник развития экономики
Пол Холтус, президент-учредитель, главный исполнительный директор Совета по вопросам Мирового океана: «Мировой океан — важный элемент диалога, который ведут научные сообщества, предприниматели и производители. Те ресурсы, которыми обладает Мировой океан, важны для развития экономики. Океан — это не только минеральные ископаемые, но и продовольствие, без которого мы не сможем обеспечить 9 млрд людей, которые появятся к 2050 году. Океан — это кабели, коммуникационная инфраструктура. Океан — источник водных запасов, водных ресурсов».
Роман Панов
Роман Панов, генеральный директор АО «Росгеология»: «Начиная с пика 1960-х годов количество открытий на сухопутной части неуклонно снижается, а пропорционально ей количество открытий на море, на шельфе увеличивается. К 2050 году нас ожидает очередной пик, но он будет связан как раз с открытиями в Мировом океане, на шельфе, где крупные, гигантские месторождения будут реализованы».
Потребление ресурсов человечеством увеличивается
Арктика имеет потенциал для развития разных сфер экономики
Шельфовая зона изучена недостаточно хорошо
Экология — сдерживающий фактор
Роман Панов: «Экология, с одной стороны, является важным, а с другой — в определенной степени сдерживающим фактором, поэтому очень аккуратно нужно подойти к тем проектам, которые требуют сложных технологических решений».
Пол Холтус: «Те экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся, также должны быть решены, должны приниматься во внимание. В противном случае мы не сможем сохранить устойчивую среду».
Необходимо разработать новые технологии
Роман Панов: «Сдерживающим фактором являются технологии. Неизбежно мы будем наращивать технологические решения, и это приведет к снижению себестоимости, к возможности открытия крупных месторождений, и это позволит нам интенсифицировать темпы организации работ на шельфовых проектах».
Реко-Антти Суоянен
Реко-Антти Суоянен, главный исполнительный директор, управляющий директор Aker Arctic Technology Inc.: «Пока еще не полностью используется потенциал Северного Морского пути, сдерживающим фактором является недостаточная технологическая оснащенность тех судов, которые есть. Надо совершенствовать технологии, надо модернизировать суда, надо придумывать новые технологические решения в плане добычи ископаемых. Эти технологии достаточно затратны, но они достаточно быстро могут окупиться».
Джон Парианос
Джон Парианос, вице-президент Nautilus Minerals: «Глубоководное исследование и глубоководная добыча ископаемых требуют определенных технологий, даже определенных идеологий, концепций в плане освоения ресурсов».
Более подробное интервью с Джоном Парианосом читайте в отдельном материале.
Текст и фото: Владислав Стрекопытов
Источник
Экономические факторы производственной деятельности в Мировом океане
Океаны и моря — своеобразная природная среда, в которой функционирует сложное многоотраслевое хозяйство, поэтому на него воздействуют не только природные, но и экономические факторы.
Техника применяемая в производстве
В океанском производстве применяется весьма разнообразная техника: всевозможные устройства, машины, механизмы, приборы, инструменты и пр. Однако доминирующее положение в ней занимают плавсредства. Именно морские суда, различные по назначению, а следовательно, и по конструкции, и по размерам, служат специфической основой материально-технической базы производства в океанах и морях, так как без них невозможна хозяйственная деятельность в Мировом океане. Порты также входят в материально-техническую базу океанского производства.
В океанах и морях широко применяется специализированная строительная техника: плавкраны, земснаряды, землечерпалки и другие технические средства; установки для бурения скважин на дне и устройства для добычи нефти и газа из них; по дну проложены трубопроводы; протянуты кабели телеграфной и телефонной связи.
Для обнаружения скоплений рыбы, наведения на них промысловых судов и для разведки ледовой обстановки в океанском хозяйстве используется не только авиация, но и космические средства. Все это свидетельствует о большом разнообразии океанской техники и о ее большой капиталоемкости.
Материально-техническая база океанского хозяйства по мере развития производительных сил преобразуется и совершенствуется. Наиболее значительный и стремительный прогресс морской техники происходит в последнее время, в ходе научно-технической революции. Появились принципиально новые транспортные суда с грузоподъемностью в сотни тысяч тонн, созданы новые глубоководные обитаемые аппараты, способные погружаться на самые большие глубины Мирового океана. Ведется глубоководное бурение с помощью установок, смонтированных на плавучих платформах. Появилась навигационная аппаратура, позволяющая судну определять свое местоположение с достаточно высокой степенью точности. Стало возможно осматривать и снимать дно с помощью телевидения и гидролокационных устройств без искусственного освещения. Внедрение атомной энергии в мореплавание позволило атомному ледоколу «Арктика» впервые в истории пройти сквозь льды до Северного полюса. Оборудование поисковых и промысловых судов специальной гидролокационной аппаратурой позволяет определять места и глубины скопления рыбы. Разрабатываются технические средства добычи полезных ископаемых со дна океана на глубинах 3 — 4 км. Конструируются электронные роботы для подводных работ и пр.
Прогресс океанской техники позволил ускорить товарооборот между странами, освоить новые источники добычи топлива и минерального сырья, расширить промысел водных животных и растений, т. е. стал существенным экономическим фактором.
Однако техника (средства труда) — это лишь один из элементов производительных сил океанского производства, другой их главнейший элемент — это люди, приводящие технику в движение. В океанском производстве заняты представители специальных (штурман, рыбак, судостроитель и т.п.) и общих (токарь, слесарь, сварщик и др.) профессий. Живут они в береговой зоне, а работают кто на судах в открытых водах океанов и морей, кто на береговых предприятиях, прямо или косвенно связанных с Мировым океаном. Весь этот контингент работников образует трудовые ресурсы океанского производства. Примерные подсчеты показывают, что на океане и его морях трудятся более миллиона моряков и рыбаков. На каждого из них приходится более двадцати человек, работающих на судостроительных и судоремонтных заводах, рыбокомбинатах, в портовом хозяйстве, на фабриках тары и других предприятиях, расположенных на суше. Присоединив к ним работников сферы обслуживания приморского населения и неработающих членов семей, в итоге получим, что Мировой океан служит источником существования, по меньшей мере 100 млн. человек. Их число неуклонно растет, так как расширяется освоение океанов и морей. По этой же причине, если сравнить с прошлым столетием, значительно увеличилась доля приморского населения нашей планеты. В середине XX в. в полосе шириной до 50 км от берегов океанов и морей проживало 27,6% населения Земли, а в полосе, удаленной на 50—200 км от побережья, было сосредоточено еще 22,7% жителей земного шара. Таким образом, более половины (50,3%) всего человечества жило не далее 200 км от океанских и морских побережий. Эта особенность географии населения служит одним из экономических факторов.
Богатые и разнообразные ресурсы, а также транспортные функции Мирового океана определяют его экономический потенциал. Под, этим понятием подразумевают имеющиеся в океанах и морях ресурсные возможности, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человечества. Такие возможности обусловливаются материальными богатствами Мирового океана, использованием вод как естественных транспортных артерий, а прибрежных вод — для рекреационных целей.
Пока невозможно дать исчерпывающую количественную оценку природным ресурсам Мирового океана, поскольку нет надежных исходных данных по запасам биологических, топливных, минеральных и других богатств и не разработана методика такой оценки.
Однако роль океана в современном мировом хозяйстве довольно показательно характеризуют доходы, получаемые в результате производственной деятельности на океанах и морях. Ныне основную часть дохода дает добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых.
Уровни развития производительных сил различных стран мира служат важным фактором для вовлечения тех кли иных компонентов океанской среды в хозяйственный оборот.
В настоящее время сложились определенные объективные предпосылки для усиления разностороннего освоения океанов и морей в хозяйственных целях. Наиболее существенные из них следующие:
1. Неуклонный рост потребности в пищевых, промышленных, топливных и энергетических ресурсах в связи с расширением производства. Исчерпывание или нехватка важнейших из них вынуждает человечество обращаться к богатствам Мирового океана, который становится первым внеконтинентальным источником жизненно важных природных ресурсов.
2. Неравномерность пространственного размещения многих важных ресурсов на суше и связанный с этим дефицит их в отдельных странах. Не имея на своих территориях нефти и газа, некоторые приморские государства Европы разрабатывают нефтегазоносные месторождения на дне Северного моря.
3. Более низкая себестоимость получения определенных видов продукции из морских источников, чем из их аналогов на суше (например, магния и в отдельных районах брома). Разработка прибрежно-морских россыпей ведется без дорогостоящих вскрышных и горно-капитальных работ, что удешевляет ее по сравнению с подобными выработками на суше.
4. Менее высокая, чем на других нилах транспорта, стоимость морских перевозок, особенно массовых грузов, на дальние расстояния.
Все это стимулирует освоение Мирового океана.
Источник
Ключевой ресурс экономики Мировой океан
Мировой океан постепенно становится все более востребован не только как источник рыбных ресурсов, но и в качестве перспективной базы полезных ископаемых. Усиливается и геополитический фактор влияния в морях. Эксперты подчеркивают, что освоение Мирового океана следует сделать более безопасным с экологической точки зрения, а на его изучение стоит направить больше усилий.
Исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО Владимир Рябинин напоминает, что примерно 93% мировой теплоты поглощается Мировым океаном, в противном случае температура Земли была бы гораздо выше. При этом вся работа по изучению изменения климата, связанная с Мировым океаном, в настоящее время основана на доброй воле участников МОК.
«Синяя экономика, или экономика Мирового океана, составляет более $3 трлн, и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана — около $1 млрд, то есть в 3 тыс. раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта. Нужно поднимать уровень информированности населения о процессах в Мировом океане, осуществлять прибрежное зонирование, обеспечивать устойчивое развитие рыболовной промышленности и аквакультуры. Все это можно сделать, если задействовать усилия авторитетных участников МОК»,— говорит он.
Экономика океана при должном подходе позволяет минимизировать выработку отходов, а сама вода становится ключевым ресурсом: например, бутылка воды в Москве уже стоит дороже литра бензина, отмечает президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. «Очевидно, что делить так же, как сушу, океан не получится. Эта система живет в общем развитии. К 2030 году объем рыболовства в Мировом океане, по прогнозам, вырастет до 209 млн тонн, что соответствует показателям роста населения планеты»,— указывает глава корпорации.
По его словам, океан остается и ключевой транспортной магистралью, и к 2050 году спрос на грузовые перевозки в нем вырастет в три раза. «Морской и речной транспорт остается абсолютным и неоспоримым лидером в части экологичности перевозок: более 80% всех международных грузоперевозок осуществляется по морю. В перспективе он так и останется наиболее эффективным и востребованным видом транспорта на дальние расстояния»,— прогнозирует господин Рахманов.
Вместе с тем изученность Мирового океана не превышает 10%, то есть даже космос человечество знает лучше, чем море. «Расходы на исследования Мирового океана в развитых странах достигают не более 4% от общего объема инвестиций в научную работу, и Россия, к сожалению, не исключение»,— говорит он. Среди задач России в рамках освоения Мирового океана глава ОСК назвал развитие Северного морского пути и круизного арктического направления.
Рациональное использование
Главный исполнительный директор Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс сетует на то, что выделение средств на изучение Мирового океана в рамках Европейского союза происходит достаточно медленно. «Океан — последняя из неизведанных границ, при этом мы очень сильно зависим от него, получаем продовольствие и энергию, в том числе ветровую и приливную»,— говорит он. Серьезным вопросом, по его словам, в настоящее время является загрязнение океана: «Есть не только пластик на поверхности, но и тот, который с пищевой цепочкой попадает в организм человека, и это большая угроза».
«Судостроители хорошо отдают себе отчет в важности исследования Мирового океана. Сейчас мы строим новое исследовательское судно для австралийского правительства, рассчитываем на сотрудничество с верфями и научно-исследовательскими институтами в России»,— добавляет господин Берквенс.
За последние десять лет в синей экономике было создано около 100 млн новых рабочих мест, говорит председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте. «Около 50% потребляемой в мире рыбы происходит из района Северного Ледовитого океана. Согласно прогнозам, к 2023 году объемы туризма и аквакультуры в северных морях удвоится. Рыболовство — основа синей экономики, и неприятие срочных мер по борьбе с заражением океана создает угрозу устойчивого развития»,— отмечает он.
Господин Ваурасте подчеркивает, что мировое население растет, и «к 2050 году придется кормить еще несколько миллиардов человек». «Мы фиксируем изменение климата и эрозию земель, меняются места обитания морских животных и рыбы. Всемирный фонд дикой природы провел исследование, согласно которому Северный Ледовитый океан и его побережья являются местом обитания 34 видов млекопитающих, 364 видов птиц и 4 млн людей, принадлежащих к национальным меньшинствам и малочисленным народам. Мировой океан — это сосредоточение ресурсов, которые нужно сохранить, чтобы они использовались и следующими поколениями»,— заключает эксперт.
Повысить эффективность в рыбной отрасли и, следовательно, сделать использование ресурсов рациональнее, могут цифровые технологии, считает генеральный директор мобильного оператора Tele2 Сергей Эмдин. «Отрасль аквакультуры в развитых странах вся обвешана датчиками. В России такого нет, поэтому наблюдается низкая производительность и высокая потеря продукции. Мы запустили в Приморском крае пилотный проект, выступив как интегратор: взяли лучшие мировые решения и обеспечили покрытие»,— рассказывает он.
По словам господина Эмдина, как показывает мировая практика, в цифровизированных рыбных хозяйствах экономические показатели улучшаются на 20–30% по сравнению с теми, где цифровых элементов нет. «С использованием искусственного интеллекта можно развивать направление и дальше. Кроме того, появляется возможность использовать коммерческие данные, которые будут получать хозяйства, и для экологического мониторинга, и для научных целей. Есть такой термин — интернет вещей. Для него в океане есть много места, и от этого будет конкретная отдача»,— прогнозирует он.
Техническое перевооружение
В настоящее время в мире ведется активная работа по снижению воздействия морского транспорта на окружающую среду, принят ряд международных конвенций и они давно действуют, напоминает заместитель Минтранса РФ и руководитель Росморречфлота Юрий Цветков. «Все начиналось с вопросов разливов нефти, которые были урегулированы законодательством, затем решались вопросы по сбросу отходов, а в последние годы фокус смещается в сторону контроля за судовым топливом и его влиянием на окружающую среду»,— перечисляет господин Цветков.
Большинством стран ООН сейчас принята конвенция, согласно которой с 2020 года запрещается использование высокосернистого топлива для работы на морских судах. Россия ратифицировала эту конвенцию, и теперь все судоходные компании «с ужасом ожидают» следующего года, так как есть опасения, хватит ли низкосернистого топлива, будет ли возможность забункероваться во всех портах и какова будет цена этого топлива, уточняет замминистра.
В качестве перспективного судового горючего он называет газомоторное топливо (LNG), которое используется судоходными компаниям все чаще. Предполагается, что к 2035 году суда LNG будут занимать до 20% рынка, но в данном случае нужно решить целый ряд вопросов. Первый, по словам господина Цветкова, носит инженерный и стоимостной характер — нужны двигатели, которые приспособлены к работе на LNG, а сами суда на таком топливе стоят на 20% дороже судов на классическом горючем. Второй вопрос — наличие пунктов бункеровки LNG, и крупные компании работают над развитием такой сети. Третий — поддержка прибрежными государствами перехода судовладельцев к работе на альтернативном топливе.
Вице-президент Российской академии наук (РАН) Андрей Адрианов напоминает, что в РФ запущена программа модернизации научно-исследовательского флота, согласно которой к 2024 году будут построены два новых научных судна, а пять из девяти действующих будут модернизированы и получат новое техническое оснащение. «В Мировом океане сосредоточены и минеральные ресурсы, и колоссальные биологические, которые могут решить все продовольственные проблемы мира. Изучать всю экосистему океана одной стране не под силу, нужны общие усилия, но когда есть что делить — а делить есть что,— включаются национальные интересы»,— говорит он.
Речь идет о рыбных, углеводородных и других ресурсах, поясняет вице-президент РАН. «Запасы кобальта в океане в шесть раз больше, чем на суше, там огромные скопления редкоземельных элементов. Уже есть такие термины, как подводное машиностроение и подводное роботостроение, так как без этого невозможно освоение ресурсов. Страны соревнуются в технологиях, в получении лицензий на те участки океанского дна, которые наиболее перспективны. Двигаться в одиночку в деле освоения Мирового океана нельзя, нужна консолидация усилий, но и без национальных интересов никуда не деться»,— заключает господин Адрианов.
Источник