Экономическое положения морей план

Планы характеристик

Планы характеристик используемых при выполнении пратических работ по географии 6-10 классы

Скачать:

Вложение Размер
plany_kharakteristi1.docx 17.4 КБ
plany_kharakteristi2.docx 14.33 КБ
plany_kharakteristik.docx 13.75 КБ
plany_kharakteristiki3.docx 13.73 КБ

Предварительный просмотр:

План характеристики природно-территориального комплекса (ПТК)

1. Географическое положение.

2. Геологическое строение и полезные ископаемые.

4. Климат (климатические пояса и области, средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения, годовая сумма температур выше +10°С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории).

8. Экологические проблемы.

План характеристики природных ресурсов

1. Общие запасы и концентрация (на единицу площади).

2. Качество, состав.

3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).

4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

5. Освоенность территории.

6. Транспортные возможности.

7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую природу.

План характеристики населения

1. Численность. Естественный и механический прирост.

2. Национальный состав.

3. Плотность, особенности размещения населения.

4. Соотношение городского и сельского населения.

5. Особенности расселения городского и сельского населения, крупнейшие городские агломерации.

План характеристики трудовых ресурсов

2. Возрастной состав.

3. Размещение трудовых ресурсов. Миграция.

4. Профессиональные навыки.

5. Распределение трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферой; отраслями хозяйства.

6. Вывод о влиянии трудовых ресурсов на развитие современного хозяйства, развитие народных промыслов.

План характеристики топливной базы

1. Географическое положение.

2. Транспортные возможности.

3. Запас и качество сырья.

4. Условия залегания (мощность пластов, глубина залегания, способ добычи).

5. Себестоимость добычи.

6. Добыча, сравнение по годам, возможности дальнейшего роста.

7. Природоохранные проблемы и пути их решения.

8. Значение топливной базы для хозяйства страны. Возможные районы потребления.

План характеристики металлургической базы

1. Географическое положение.

2. Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции.

3. Себестоимость металла.

4. Крупнейшие центры, типы комбинатов.

5. Перспективы развития.

План характеристики отрасли промышленности

1. Значение отрасли в народном хозяйстве.

2. Отраслевой состав.

3. Технико-экономические особенности и экономические предпосылки развития отрасли (расход энергии, воды, трудоемкость, себестоимость продукции).

4. Межотраслевые и внутриотраслевые связи отрасли.

5. Принципы размещения и факторы, их определяющие.

6. Районы и центры размещения.

7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

8. Перспективы развития и размещения отрасли.

План характеристики отрасли сельского хозяйства

1. Отраслевой состав.

2. Агроклиматические показатели (климатические, почвенные, вегетационные).

3. Районы распространения.

4. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

5. Перспективы развития и размещения отрасли.

План характеристики транспортной магистрали

1. Вид магистрали (железнодорожная, водная, авиационная, трубопроводная и др.

2. Направление, соединяемые ее территории.

4. Природные условия, влияющие на работу магистрали.

5. Транспортные узлы

6. Состав и направление грузопотоков .

7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

План характеристики промышленного предприятия

1. Экономико-географическое положение предприятия.

2. Специализация предприятия, состав его цехов, их производственные взаимосвязи.

3. Себестоимость продукции (расход сырья, топлива, воды, труда на единицу продукции).

4. Территориально-производственные связи с другими предприятиями.

5. Общие выводы о характере производства (энергоемкие, трудоемкие и др.).

6. Принцип размещения предприятия в данном месте и перспективы его развития.

План характеристики экономического района

1 . Состав территории, площадь.

2. Экономико-географическое положение.

3. Население и трудовые ресурсы, национальный состав, городское и сельскоенаселение.

4. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

5. Хозяйство района:

а) историко-географические предпосылки;

б) отрасли специализации;

в) современное их развитие;

г) промышленные узлы и центры;

д) сельскохозяйственные районы.

6. Транспорт, внутренние и внешние перевозки.

7. Крупнейшие города.

8. Перспективы развития района.

План характеристики экономико-географического положения экономического района

1. Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа).

2. Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.)

3. Экономическое окружение. Соседство с другими экономическими районами, влияние их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными странами .

4. Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения.

5. Транспортно-географическое положение района (речные и морские пути).

6. Изменение экономико-географического положения во времени.

7. Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района.

План характеристики природных ресурсов и условий для развития промышленности

1. Энергетическая база, особенности размещения топливных и гидроресурсов.

2. Сырьевая база, особенности размещения рудных, нерудных, лесных ресурсов.

3. Природные условия, затрудняющие строительство (рельеф, вечная мерзлота, климат и д. р.).

4. Вывод о видах отраслей, которые могут получить развитие при данном сочетании природных условий и ресурсов.

План характеристики природных ресурсов и условий для сельского хозяйства

1. Условия рельефа (равнинность, овражность, экспозиция склонов).

2. Агроклиматические условия (продолжительность вегетационного периода, сумма активных температур года, количество осадков, коэффициент увлажнения).

4. Особенности растительного покрова.

5. Необходимые мелиоративные работы и мероприятия по охране природной среды.

6. Вывод о возможности развития отраслевого хозяйства (земледелия и животноводства).

План характеристики промышленного узла

1. Экономико-географическое положение.

2. Состав городов и поселков городского типа промышленного узла.

3. Природные ресурсы для развития промышленности.

4. Трудовые ресурсы.

5. Вспомогательные отрасли народного хозяйства.

6. Территориально-производственные связи по сырью, топливу, энергии и готовой продукции.

7. Выводы о причинах возникновения промышленного узла и перспективы его развития.

План характеристики территориально-промышленного комплекса

1. Экономико-географическое положение.

2. Природные условия и ресурсы (разрабатываемые и перспективные).

3. Энергопроизводственные циклы, стадии их развития.

4. Перспективы развития.

5. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

План экономико-географической характеристики территории

1. Экономико-географическое положение.

2. Трудовые ресурсы.

3. Общая характеристика развития и современное состояние хозяйства.

4. Оценка природных ресурсов и условий промышленного производства.

5. Оценка природных условий для развития сельского хозяйства, отрасли сельского хозяйства, основные сельскохозяйственные районы.

6. Оценка природных условий для развития транспорта. Состав и направление грузопотоков.

7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.

8. Перспективы развития.

9. Общие выводы. Место данной территории в общей системе хозяйства.

Источник

Типовые планы по географии


Типовые планы по географии и их применение

Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

1) составить план;

2) заполнить таблицу «План-конспект»;

3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?


    • Река Иртыш;
    • Очень широкая;
    • Тихая река;
    • Суда плавают, ловят рыбу, пляжи для купания.
    • Зимой замерзает.

Какие сведения о реке мы можем получить по карте?


    • Течет на север;
    • впадает в Обь;
    • Самый крупный приток — Ишим.

Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

  • Находить на карте реку, исток и устье реки;
  • Определять направление течения реки по карте (по меридианам и параллелям);
  • Определять левые и правые притоки;
  • Знать примерный план описания реки (записывается план описания реки).

Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

  • Характер течения реки можно определить по карте (в горах — бурная и быстрая, на равнинах — тихая и спокойная);
  • Реки имеют смешанное питание: дождевое, грунтовое. Если есть зима, то реки замерзают и имеют снеговое питание разливаются весной ). Если стекают с гор, то имеют ледниковое питание (уровень воды выше летом ).
  • Почему на Иртыше нет гидроэлектростанций?

    План описания реки:

  • На каком материке и в какой его части течет?
  • Где берет начало? Куда впадает?
  • В каком направлении течет?
  • Крупные притоки.
  • Характер течения.
  • Питание и режим реки.
  • Хозяйственное использование.

    Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

    Образец работы на основе типового плана:

    Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)

    Рис. 1. Интерактивная картосхема

    Рис. 2. Интерактивная таблица

    Рис. 3. Интерактивная таблица

    Дополнительные задания:

    Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

    Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

    В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.

    Источник

    Планы характеристик

    Практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. При организации процесса познания важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы обучающегося. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимости выполнять следующие рекомендации:

    1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.
    2. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
    3. Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.
    4. Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
    5. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
    6. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
    7. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.
    8. Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.
    9. Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.
    10. Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.

    Таким образом, практическая направленность географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта и деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы обучающихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.

    Приведу пример практической работы, направленную на реализацию компетентностного подхода на примере темы “Регионы России” (9 класс).

    Тема: Составление экономико-географической характеристики региона (по выбору).

    Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику региона, используя различные источники географической информации.

    Для выполнения этой практической работы учащихся можно разделить на группы, предложив каждой характеризовать по одному страны. Если группа достаточно хорошо подготовлена, то можно предложить не просто дать описание страны по плану, а выделить общие и отличительные черты двух-трех регионов (по выбору). Если выбирается для характеристики один регион, то можно предложить учащимся, используя наиболее подробный план.

    План характеристики региона:

    1. Название региона и состав территории.
    2. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие.
    3. Особенности населения.
    4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
    5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
    6. География основных промышленных комплексов и отраслей.
    7. Специализация сельскохозяйственного производства.
    8. Развитие транспортного комплекса.
    9. Социально-экономическое развитие районов внутри региона. Прчины, обусловливающие неравномерность социально– экономического развития отдельных районов страны.
    10. Внешние экономические связи.

    Можно предложить учащимся несколько иной вариант выполнения практической работы. Экономико-географическое положение региона характеризуется более детально, а по остальным пунктам плана дается лишь краткая оценка, приводятся необходимые статистические показатели, цифры и факты, характеризующие демографическое положение страны, уровень социально-экономического развития.

    Экономико-географическое положение страны (типовой план):

    1. Оценка ЭГП с точки зрения их влияния на экономику.
    2. Оценка положения по отношению к транспортным путям.
    3. Природные ресурсы и природные условия региона.

    Сведения по остальным пунктам плана могут быть представлены в виде таблицы:

    Остальные пункты плана

    1. Население
    • Промышленность
    • Сельское хозяйство
    • Транспорт
    • Внешние связи
      экспорт
      импорт

    Предлагая различные варианты плана типовой характеристики, учитель может дать возможность учащимся выбрать тот вариант, который им больше подходит. Часть учащихся, как правило, выбирает вариант более обобщенный. Некоторые предпочитают дать детальную характеристику, изучать которую им интересно. Как показывает практика, отдельные учащиеся сами идут по пути расширения объема характеристики и дополняют ее исторической справкой о развитии, описанием особенностей культуры и быта населения, архитектурный памятников и т.п.

    Подобный подход к выполнению практических работ помогает отойти от скучного единообразия в организации учебной деятельности, дает возможность пробудить у учащихся интерес к познанию нового, способствует развитию их инициативы и творчества. Время на выполнение такой работы не ограничивается рамками урока.

    Источник

    Читайте также:  Саргассово море какие острова
  • Оцените статью