Экспедиции по мировым океанам

Знаменитые исследователи мирового океана

Мировым океаном называют воды, окружающие материки и острова. В понятие входит Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, а с 2000 года также Южный океан, вычлененный из части трех соседних водоемов по 60-й параллели. Исследователями мирового океана в разное время были различные народы, но каждый из них внес свой вклад в науку, в том числе географию.

Общая информация

Первыми исследователями были мореплаватели: финикийские купеческие экспедиции и драккары викингов бороздили просторы Атлантики в доколумбовскую эпоху, но, к сожалению, в истории не сохранились имена многих первопроходцев тех времен. В конце XV века в Европе началась эпоха Великих географических открытий, во время которых на примитивных картах появились очертания неизвестных ранее объектов.

Вплоть до XIX века мировой океан изучался поверхностно и ограничивался описанием и нанесением на карты новых материков и островов. Во время антарктической экспедиции 1830−40 гг. шотландцу Джеймсу Россу впервые удалось сделать измерения океанских глубин. Позже благодаря изобретению лота Брука американский морской офицер и океанолог Метью-Фонтейн Мори, прозванный «следопытом моря», в середине XIX в. составил первую батиметрическую карту северной Атлантики.

В 1872 г. снаряжена первая научная океанографическая экспедиция на корвете «Челленджер» («Бросающий вызов»), занявшая три с половиной года. За время экспедиции участники «Челленджера» делали пробы грунта со дна мирового океана и замеряли его глубины. В том числе англичанам удалось сделать первые замеры самой глубокой точки Марианской впадины — бездны Челленджера, названной так в честь экспедиции. Материалы экспедиции обрабатывали 70 ученых в течение 20 лет, результатом их работы стало 50 томов океанических исследований.

Читайте также:  Настройка унч океан 209

В 40-е годы ХХ в. изобретение акваланга позволило человеку погружаться под воду. Его придумали французские исследователи Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. В ХХ веке появились батискафы и батисферы — самоуправляемые судна, позволяющие опускаться на морские глубины. Во 2-й половине ХХ века с помощью метода эхолокации — отражению сигналов разной частоты — ученые составили подробные карты дна, открыли основные формы рельефа. В конце 70-х на орбиту Земли были запущены первые океанографические спутники, позволившие наблюдать за океаном из космоса.

Одним из наиболее известных океанологов XX в. был Жак-Ив Кусто, снявший множество научно-документальных фильмов о подводных глубинах. По его словам, однажды он увидел в магазине подводные очки, нырнул с ними и понял, что отныне вся его жизнь принадлежит океану.

Кроме акваланга, капитан Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы для подводной съемки, а также первую подводную телевизионную систему. Но даже новейшие разработки не позволили изведать многие тайны. Например, даже сейчас только около 5 процентов мирового океана изучено.

Исследователи Тихого океана

Первые европейцы, познакомившиеся с Тихим океаном, − Васко Нуньес и Фернандо Магеллан. Во время их путешествий были фрагментарно описаны очертания береговых линий, флора и фауна, климат, ветра и течения тихоокеанского бассейна.

Испанский конкистадор и колонизатор Васко Нуньес де Бальбао в 1513 году первым из европейцев пересек Панамский перешеек и достиг Тихого океана. Он назвал его «Южным морем». Несколькими годами позже в акваторию Тихого океана вышел португалец Фернандо Магеллан, осуществивший первое в мире кругосветное путешествие, в котором, к сожалению, и погиб. Из-за на удивление спокойной погоды в течение почти 4 месяцев плаванья путешественник назвал его «Тихим». Так название и вошло в историю. Позже океан предлагали называть «Великим», или «Восточным», но прижившееся определение «Тихого» не удалось искоренить.

В дальнейшем Тихий океан исследовали экспедиции Крузенштерна, Беллинсгаузена и других мореплавателей. К концу XIX века исследования обрели комплексный характер. Благодаря им были выявлены особенности ландшафта дна Тихого океана. Применение сейсмографа чуть позже позволило обнаружить тихоокеанское сейсмическое кольцо.

Изобретение аквалангов и батискафов позволило человечеству добраться до самых глубоких уголков океана, например до бездны Челленджера, расположенной в Марианской впадине. Впервые в нее спустились:

  • американский лейтенант Дон Уолш;
  • швейцарский океанолог Жак Пикар, сын изобретателя первого батискафа Огюста Пикара.

Совместная операция прошла 23 января 1960 года на батискафе «Триест». В 2012 г. сюда же (третьим в истории и первым в одиночку) погрузился знаменитый голливудский режиссер и продюсер Джеймс Кэмерон, снявший научно-документальный фильм «Путешествие к центру Земли».

Изучение Индийских вод

Письменные свидетельства о путешествиях по Индийскому океану оставили португальцы Бартоломео Диаш и Васко да Гамма (они стали первыми европейцами, которым удалось достичь морским путем вод Индийского океана), арабский ученый Ибн Баттута, византиец Марок Поло, голландский купец Абель Тасман, открывший миру Австралию и Новую Зеландию, англичанин Джеймс Кук, русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен и многие другие.

Воды Индийского океана также не обошла вниманием первая экспедиция «Челленджера» в 1872—1876 гг. г., составившая первую карту его глубин и собравшая коллекцию глубоководных животных. В 1886—1889 свои исследования в бассейне Индийского океана вела российская кругосветная экспедиция под руководством Степанова Макарова на корабле «Витязь».

В последние годы измерение океана ведется с помощью космических спутников, по результатам которых были выпущены батиметрические атласы мирового океана с точностью глубины ±100 м. Поэтому изученность вод стало намного больше.

Воды Атлантики

Атлантический океан тесно связан с именами мореплавателей Бартоломео Диаша, Христофора Колумба, Джона Кабота, Фернандо Магеллана, Васко да Гамы, Америго Веспуччи.

В попытке найти морской путь в Индию генуэзец Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку, и хотя он до последнего считал, что приплыл по месту назначения, это не умаляет значения его путешествия. Позже другому известному путешественнику, флорентинцу Америго Веспуччи удалось доказать, что речь идет не об окраинных землях Азии, а о целом новом, неизвестном ранее континенте.

Освоение Атлантики продолжалось в XVI и XVII вв., значительно дополнившись в Новом времени трудами Джона Кука, Крузенштерна и многих других людей.

Северный Ледовитый

Долгое время Северный Ледовитый океан считался морем. Известен он был давно, но только в XIX веке благодаря трудам Нансена удалось доказать его статус океана — небольшого, но очень опасного.

Изучению Арктики посвятил жизнь голландский мореплаватель Виллем Баренц, в честь которого названо Баренцево море. Кстати, он тоже искал путь в Индию, только уже не со стороны Атлантики, а вдоль северного побережья Евразии. В 1648 году русский казак Семен Дежнёв нашел пролив между евразийским и североамериканским континентами, известный ныне как Берингов (пролив позже повторно открыл датчанин на российской службе Витус Беринг в 1728 г.).

Первооткрывателями моря Лаптевых в Северном Ледовитом океане стали двоюродные братья Харитон и Дмитрий, фамилия которых и дала название морю. С полярными исследованиями связано имя еще одного известного русского мореплавателя — Семена Челюскина, открывшего крайнюю точку Азии, названную в его честь.

Свою лепту в исследование океана вложили иностранные путешественники:

  • Джон Дейвис;
  • Мартин Фробишер;
  • Роберт Байлот;
  • Самюэль Хирн;
  • Александр Маккензи.

Это люди, исследовавшие берега Канады и Гренландии.

Многие экспедиции отличались большим риском и часто вели к гибели. В американской Арктике трагически погибла экспедиция английского исследователя, контр-адмирала Джона Франклина, у берегов Новой Земли умер Виллем Баренц. Развитие авиации позволило использовать для исследования вертолеты, но и летчики часто находили здесь смерть. Так, в поисково-спасательной экспедиции в 1928 г. оборвалась жизнь знаменитого норвежского исследователя, первого человека, побывавшего на двух полюсах Земли, Руаля Амундсена.

Позже на дрейфующих льдинах удалось установить научные станции, позволившие лучше изучить рельеф океанского дна.

Тем не менее, несмотря на старания ученых, только 3−7 процентов океана изучено. В 2018 году ученые искали новую самую большую глубину, хотя на данный момент ею все же считается Марианский желоб.

Источник

Морские экспедиции по примеру «Челленджера»

Вслед и по примеру Challenger начались океанографические исследования разных наций, и до настоящего времени число их дошло до значительной цифры, если считать все отдельные кратковременные плавания и работы в морях, потому что после Challenger не было ни одной научной морской экспедиции, которая бы попутно не была, хотя отчасти, и океанографической. Многие суда военного флота также попутно производили подобные работы, а иногда им и прямо поручалось произвести глубоководные исследования некоторых частей океанов или морей.

Все северные полярные экспедиции по пути делали океанографические исследования, из них особенно выделяются труды Fram, на котором (1894—1896 гг.) Ф. Нансен совершил свое знаменитое по научным результатам первое плавание через Северный Ледовитый океан, открыл в нем глубокий бассейн и дал яркую картину океанографических условий этого океана в своем большом труде по этому вопросу.

В 80-х годах XIX в. французское правительство снаряжало четыре годя подряд специальные океанографические экспедиции на судах Talisman и Travailleur, обследовавших Атлантический океан у берегов Франции, Португалии и Испании и западную половину Средиземного моря.

Итальянский военный флот принял участие в изучении океанов плаванием Vettore Pisant (1882—1885 гг.), причем командир его, известный своими учеными трудами кап. I ранга Маньяги внес ряд усовершенствований в приборы для измерения глубин и приспособления для определения температур.

С 1885 г. начались океанографические труды принца Монакского Альбера, который одно за другим построил три судна: Hirondelle и два одного имени Princesse Alice (последнее в 1420 т), постепенно все большие по размерам и удобнее устроенные для работ по океанографии. С 1885 г. принц А ль б ер почти ежегодно плавал в Северном Атлантическом океане и Средиземном море, постепенно расширяя область своих исследований от экватора до Шпицбергена (на карте II назначен только один путь Hirondelle при исследовании Гольфстрима с помощью поплавков). Результаты океанографических работ принца Альбера, главным образом зоогеографические, постоянно издаются, им и уже образовали целую библиотеку. Им и его сотрудниками придумано и построено много самых разнообразных приборов, вошедших во всеобщее употребление. Наконец, в 1890 г. в Монако принцем Альбе-ром был открыт Океанографический музей, на фронтоне которого среди десяти имен судов, известных своими работами по океанографии, стоит и имя Витязь. Немного позже (1906 г.) в Париже принц Альбер основал при Сорбонне Океанографический институт, предназначенный для распространения этих знаний. Кроме того, принцем Монакским издана первая карта Мирового океана с указанием всех измеренных глубин в масштабе 1 : 10 000 000; карта в 1914 г. начала выходить вторым изданием.

В 1886—1889 гг. русский корвет Витязь под командой кап. 1 ранга С. О. Макарова отправлялся в кругосветное плавание, которое не имело прямых научных целей, но вследствие почина командира корабля, уже и ранее интересовавшегося физико-географическими исследованиями и произведшего в 1881 г. изучение поверхностного и подводного течений в Босфоре, на всем пути корвета производились определения поверхностных: температур, удельного веса и течений, и затем в интересных местах и когда позволяла погода эти же наблюдения производились и на различных глубинах до 800 м. Наблюдения на поверхности производились каждые 4 часа, на границах течений, в проливах и т. п. иногда и через каждые 10—5 мин. Число глубоководных станций доходит до 261, на каждой из них произведены наблюдения на глубинах: 0, 25, 100, 200, 400 и часто 800 м.

Все эти наблюдения были самым тщательным образом обработаны, приборы исследованы, и для выяснения некоторых вопросов, встречавшихся при обработке, даже были произведены особые исследования, например по вопросу о таблицах для приведения удельных весов воды к определенной температуре. Все обработанные наблюдения напечатаны в труде «Витязь и Тихий океан», 1894 г.

Однако этим не исчерпываются заслуги С. О. Макарова. Он предпринял попутно еще не меньший и очень полезный труд, а именно, он собрал для северного Тихого океана все существовавшие в то время наблюдения, для чего были использованы многие оставшиеся не изданными наблюдения русских мореплавателей начала XIX столетия, а также и все наблюдения на иностранных судах и совместно обработал их. Результат такого обширного труда дал автору возможность представить полную океанографическую картину северного Тихого океана, а некоторые места, как пролив Лаперуза, Тайваньский пролив, Корейский пролив и Японское море, были исследованы особенно подробно. В Японском море замечательно ясно сказалось влияние уклоняющей силы от вращения земли; Куро-Сио, вступающее в море через Корейский пролив, все время и на поверхности и на глубинах остается прижатым к берегу Японии. Особенно интересна карта распределения температур на 400 м глубины, построенная С. О. Макаровым впервые; она очень ясно показала существование более теплой области в 20— 30° с. ш. и более холодной в экваториальной полосе (см. стр. 196—200).

Как и при всякой обстоятельной работе, так и в труде «Витязь и Тихий океан» намечено много различных вопросов и задач и много попутно сделано полезных замечаний и наставлений. Труд этот, изданный на двух языках, получил широкое распространение и занял почетное место в океанографической науке, являясь примером таких работ не только для нас, но и для всех вообще.

Говоря о плавании Витязя, работавшего в русских водах на Дальнем Востоке, следует упомянуть о большом количестве работ по океанографии (температуры, удельные веса, течения), сделанных в течение 25-летних ежегодных плаваний генералом М. Е. Жданко во время пребывания его начальником гидрографической экспедиции Тихого океана в Японском море, Татарском проливе, Охотском и отчасти Беринговом морях.

В 1889 г. в Атлантическом океане трудилась германская экспедиция на National (см. карту II), обследовавшая северную половину океана особенно со стороны изучения планктона. Биологическими работами заведывал Гензен, а океанографическими Крюммель.

В 1890—1898 гг. австрийская экспедиция на военном судне Pola изучала восточную часть Средиземного моря и Красное море, описание работ было издано во многих томах. Адриатическое море, кроме того, давно уже изучается систематически особой комиссией при Академии наук в Вене, а также и итальянскими учеными.

В Балтийском и Северном морях очень давно были начаты океанографические работы немецкими (с 1869 г.) и шведскими учеными. Последние начали свои работы еще в 1877 г., правильные же обследования Северного моря начались в 1890 г. под руководством Г. Экмана и О. Петтерсона, и к ним присоединились (1893—1894 гг.) работы Шотландской рыболовной комиссии под руководством Диксона.

Департаментом земледелия Главного управления земледелия и землеустройства в 1897 г. была снаряжена экспедиция под руководством И. Б. Шпиндлера для изучения Карабугазского залива, результаты ее работ были изданы в 1902 г.

Тот же Департамент в 1904 г. предпринял исследование Каспийского моря под общим руководством Н. М. Книповича при содействии Морского ведомства. Полученные результаты были опубликованы в трех томах (1907—1913 гг.).

В 1908 г. им же при содействии Морского министерства и подведомственного ему Главного гидрографического управления было устроено обследование части Балтийского моря, прилегающей к берегам России, по программе международных работ Совета по изучению морей. Результаты работ были изданы Департаментом в 1910 г.

Норвежцы занялись изучением Северно-Европейского моря сейчас же после возвращения Challenger, для чего под руководством Мона они снарядили экспедицию на Voringen (1876—1878 гг.), работавшую приборами и приемами Challenger. Экспедиция охватила все пространство между Исландией, Шпицбергеном и Норвегией (см. карту II). Обработка собранных материалов, сделанная под руководством Мона, была замечательно обстоятельная, и в ней впервые были затронуты и разработаны вопросы о возникновении течений под влиянием разностей плотностей и ветров. Этот почин в деле изучения течений послужил впоследствии основанием для дальнейших приложений законов гидродинамики к движению воды в океанах и морях. При обработке результатов этой экспедиции было также предпринято очень обстоятельное исследование состава морской воды (Торнё и Шмельк).

Одновременно (1879 г.) голландцы послали экспедицию на судне Wiittems Barentz, которая обследовала впервые с океанографической точки зрения пространство моря между Шпицбергеном, Новой Землей и Европой.

Датчане также не оставили своих вод без изучения и, кроме прилегающих к метрополии частей Балтийского моря, занялись изучением северной части Атлантического океана и снарядили экспедицию на Jngolf (1895—1896 гг.), работавшую в водах около Исландии и Гренландии (см. карту II); результаты ее изданы датским правительством.

Севернее Исландии, в области Восточно-Гренландского течения в последнее время работала экспедиция принца Генриха Орлеанского на Belgica (1905 г.), собравшая много океанографических сведений в этой мало изученной части океана (см. карту II). В следующем году та же Belgica трудилась в Карском море, но ,с меньшим успехом.

В области Северно-Европейского моря работало много судов, из них много данных было собрано на Goja (1901 г.), судне Р. Амундсена, который перед своим плаванием для открытия северо-западного прохода целое лето плавал между Шпицбергеном и северной Норвегией; собранные материалы были обработаны Нансеном.

В области русской части Северного Ледовитого океана между Мурманом, Шпицбергеном и Новой Землей в течение восьми лет (1898— 1906 гг.) трудилась русская научно-промысловая экспедиция на судне Андрей Первозванный сперва под руководством Н. М. Книповича, а потом Л. Л. Брейтфуса. За 8 лет экспедицией были собраны богатые материалы. Уже обработанные и почти все изданные, по крайней мере по отношению к океанографическим исследованиям.

В этой же области в течение нескольких лет работал тогда лейтенант М. Е. Ждан ко, собравший в плавании на разных судах много данных по температуре и удельному весу морской воды.

У северного побережья Сибири, кроме Vega Норденшельда (1878—1879 гг.) и Fram Нансена (1896 г.), проходивших вдоль берегов, в течение 10 лет работала (1894—1904 гг.) Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под начальством А. И. Виль-кицкого, а потом Ф. К. Дриженко и А. И. Варнека, собравшая большой океанографический материал для пространства между Белым морем и Енисеем.

В 1901—1902 гг. тут же проходило судно русской полярной экспедиции Полярная Заря под руководством Э. Т о л я. на kotodom собран большой океанографический материал, отчасти уже и изданный Академией наук.

Наконец, в последние годы между Беринговым проливом и Таймыром трудилась вторая гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах Таймыр и Вайгач, сперва под общим руководством генерала Сергеева, а потом в 1913—1915 гг. под начальством кап. 2 (ранга Б. А. Вилькицкого, командовавшего Таймыром, и кап. 2 ранга Ново па шейного, командовавшего Вайгачом. Этими судами собрано много океанографических материалов так же, как и на судне Эклипс под командой Свердрупа, посланного навстречу двум вышеуказанным судам.

Голландцы также вступили на путь океанографических работ и исследовали свои воды в Зондском архипелаге на Siboga (1899—1900 гг.); результаты были ими изданы в ряде томов.

В 1899 г. по почину С.О.Макарова был построен Россией ледокол Ермак, сильнейший в то время из всех существующих (10 000 сил машина и 6000 т водоизмещение). Для пробы его, между прочим, было решено отправить судно в плавание к западу от Шпицбергена до встречи с полярными льдами и испытать его работу среди них. С. О. Макаров воспользовался таким случаем и по пути к северу и обратно произвел интересные океанографические, работы, изданные в особом труде.

Здесь не приводятся указания на многочисленные промеры, сделанные судами телеграфных обществ перед прокладкой кабелей. Этими судами промерено большое число полос шириной в 10 морских миль в океане и получены оттуда образцы грунта дна. Иногда ими попутно измеряются и придонные и поверхностные температуры, других же исследований не производится за недостатком времени. Тем не менее, эти исследования оказали большую поддержку изучению рельефа и придонных температур. Некоторым из судов телеграфных обществ посчастливилось найти выдающиеся глубины. О таковых находках Tuscarora сказано было выше; другое судно Relay при промере у берегов Чили и Перу нашло глубину в 7640 м; телеграфный американский пароход Nero в 1899 г. нашел около о. Гуам (Южн. Марианские острова) глубину в 9640 м — вторую по величине.

Английские гидрографические суда тоже сделали немало для изучения океанов, из них Penguin в 1895 г. нашел наибольшую глубину южного Тихого океана у о. Тонга 9430 м.

В 1890—1891 гг. по ходатайству Русского географического общества и Съезда естествоиспытателей Морским ведомством была снаряжена экспедиция на канонерках Черноморец и Донец для изучения океанографических условий Черного моря, оказавшихся совершенно особенными и единственными в своем роде. Океанографическими работами заведывали морские офицеры И. Б. Шпиндлер и Ф. Ф. Врангель в 1890 г., а в 1891 г. только первый из них. Результаты были изданы Морским ведомством.

По ходатайству того же Русского географического общества в 1894 г. Морское ведомство отпустило приборы и дало средства для изучения Мраморного моря, которое и было исследовано под руководством полк. И. Б. Шпиндлера. Результаты были изданы Географическим обществом.

Здесь уместно указать, что Главным гидрографическим управлением’ Морского министерства, кроме чисто гидрографических работ это берегам русских .морей, попутно сделано много и для изучения некоторых океанографических элементов их, как-то: колебаний уровня морей, температуры и удельного веса воды в прибрежных водах. Сведения по этим данным ежегодно издаются Управлением в «Сборнике гидрометеорологических наблюдений», коих вышло с 1898 по 1917 г. 24 тома. Кроме того, за последние 10 лет Управлением сделано очень много для изучения приливов на побережье Северного Ледовитого океана, в Белом море и по берегам Японского и Охотского морей, и с 1909 г. издаются особые «Ежегодники приливов», содержащие предсказания приливов на следующий год для многих мест.

В 1898—1899 гг. Германия снарядила большую океанографическую экспедицию на Valdivia, посетившую Атлантический и Индийский океаны. Океанографические результаты были обработаны Шоттом, который не только воспользовался данными 274 глубоководных станций Valdivia, но собрал и переработал весь имевшийся для этих океанов материал и, издав эту сводную обработку, дал очень обстоятельную картину состояния океанографических сведений по этим двум океанам к началу XX столетия.

В 1906—1907 гг. германское гидрографическое судно Planet, отправляясь в Тихий океан, произвело по пути ряд очень обстоятельных и ценных океанографических работ. Экспедиция обогнула м. Доброй Надежды, спускалась на юг до 50° ю. ш., прошла вдоль Мадагаскара в Коломбо, а оттуда по западному берегу Суматры и Явы; тут она открыла наибольшую глубину Индийского океана 7000 м и затем вышла в Тихий океан. Труды экспедиции, обстоятельно обработанные, были изданы в 1910 г.

В 1905—1906 и 1908—1910 гг. вдоль западных берегов Европы и в Средиземном и Мраморном морях работала датская экспедиция на судне Thor; особенно большое внимание было уделено Средиземному морю, которое было посещено дважды, зимою 1908 г. и летом 1910 г., что дало возможность составить полную картину океанографических условий этого моря в течение круглого года. Экспедиция получила много новых и интересных в теоретическом смысле результатов.

В 1910 г. в северном Атлантическом океане работала экспедиция на Michael Sars под руководством Дж. Мер рея, бывшего начальника «Challenger Office» в Эдинбурге, продолжавшего содержать его на свой счет и после окончания им работы по обработке материалов Challenger. В этом учреждении было сосредоточено наибольшее количество образцов грунта, нежели где бы то ни было.

Материалы по глубинам, придонным температурам и образцам грунта давно собираются и издаются Великобританским адмиралтейством ежегодно с 1888 г. под именем « List of Oceanic depths and serial temperatures». Кроме того, им же изданы три карты океанов, постоянно дополняемые, где нанесены все измеренные глубины. Такие же карты были изданы и французским гидрографическим управлением.

Источник

Оцените статью