- Ференц Лист
- Ференц Лист. Вклад в мировое музыкальное искусство
- Сочинения Ференца Листа (свыше 1200 произведений):
- Ференц лист музыкальное произведение море
- Фортепианные произведения
- Транскрипции и обработки для фортепиано произведений
- Произведения для фортепиано с оркестром
- Симфонические произведения
- Оратории и мессы
- Песни и романсы (около 90)
- Литературные сочинения
- Ференц Лист
Ференц Лист
Ференц Лист – знаменитый венгерский композитор, виртуозный пианист, дирижер, музыкальный педагог и критик.
Родился Ференц 22 октября 1811 года в Доборьяне, неподалеку от венгерского города Шопрон. Музыкой начал заниматься рано, в возрасте шести лет под руководством отца. В дальнейшем переехал в Вену, где продолжил обучение у известных педагогов К. Черни (фортепиано), и А. Сальери (теория музыки). В девять лет дал первый сольный концерт.
В 1823 году, уже в Париже, продолжил изучение теории музыки и композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1925 году музыкальный вундеркинд поставил первую (и, как оказалось позднее) единственную оперу «Дон Санчо». Все детство и юность Листа состояла из бесконечных переездов и гастролей. С 1835 года композитор живет в Швейцарии, выезжает в Италию, Францию, Австро-Венгрию. С 1838 года начались гастроли Листа как исполнителя, принесшие ему славу величайшего пианиста. В 1842, 1843, 1847 году виртуоз давал концерты в России. Частые посещения Петербурга принесли Ференцу знакомство и дружбу со многими русскими композиторами: М. Глинкой, А. Даргомыжским, М. Балакиревым, А. Бородиным и другими.
Усталость от бесконечных гастролей и концертов давала о себе знать, и Лист берет длительную паузу. Поселившись в Веймаре в 1848 году, композитор в течении 12 лет занимается преимущественно творчеством. В 1861 году Лист переезжает в Рим, где впоследствии принимает сан аббата.
В 1869 году маэстро возвращается в Веймар, где и проведет последние годы жизни, систематически выезжая в Рим и Будапешт. Лист до последнего вздоха играл, сочинял, обучал, гастролировал. Смерть настигла великого пианиста практически на гастролях, 31 июля 1886 года, через 12 дней после концерта в Люксембурге.
Ференц Лист был удостоен множества наград, премий, степеней и почетных званий, был избран президентом Музыкальной академии (консерватории) Будапешта. Оставил после себя целую плеяду блестящих пианистов и композиторов, среди которых Г. Бюлов, К. Таузиг, А. Страдаль, Э. Зауэр, М. Розенталь и другие, — более 400 музыкантов. Интересно, что за обучение маэстро принципиально не брал платы.
Ференц Лист. Вклад в мировое музыкальное искусство
Творчество Листа, несмотря на внутреннюю противоречивость мировоззрения, было прогрессивным и реалистичным. Наряду с Эркелем, Ференц Лист стал основоположником венгерской национальной музыки. Не менее весом его вклад в мировое музыкальное наследие.
Лист-композитор создал новый вид программной симфонической музыки – одночастную симфоническую поэму, обновил содержание музыки на принципах гуманизма и просветительства. Этим целям соответствовало новаторство формы, гармонии и других видов композиции.
Лист-музыкант обновил и «расширил горизонты» фортепиано, достигнув вершин виртуозности. Как сказал русский музыкальный критик В. Стасов, «после Листа для фортепиано стало возможно все».
Характерными чертами исполнения великого музыканта стали импровизация, романтическая приподнятость чувств, частая смена настроения и экспрессивная мелодика. Лист оказывал всяческую поддержку передовым композиторам своей эпохи, начиная с Шопена и Вагнера, и заканчивая Григом, Сметаной и Альбенисом.
Сочинения Ференца Листа (свыше 1200 произведений):
- опера «Дон Санчо, или Замок любви» (1825);
- оратории и мессы, в том числе «Легенда о святой Елизавете» (1862), «Гранская месса» (1855), «Рождественская месса» (1866);
- Реквием для четырех солистов, хора, органа и духового оркестра (1868) и другие вокально-симфонические произведения духовного и светского содержания;
- симфонии и симфонические поэмы, среди которых симфония к «Божественной комедии Данте» (1856), «Фауст-симфония», «Прометей» (1850), «Орфей», «Мазепа» (1854), «Гамлет» (1858);
- два концерта для фортепиано с оркестром, «Пляска смерти» (1849) и другие сочинения для фортепиано с оркестром;
- фантазия и фуга на тему «Бах» (1871), «Этюды трансцендентного исполнения» (12 пьес, 1851), «Три забытых вальса» (1881, 1882, 1883), 19 венгерских рапсодий (1847-1885), «Испанская рапсодия» (ок. 1863), 75 романсов, хоры и другие произведения.
Ференц Лист. Грезы любви. JORGE BOLET (PIANO)
Ференц Лист. Венгерская рапсодия. Cologne New Philharmonic Orchestra
Источник
Ференц лист музыкальное произведение море
- Поддержите наш сайт →
Музыкальное наследие Листа огромно — оно насчитывает свыше тысячи двухсот произведений, из них примерно половина (шестьсот сорок девять) оригинальных, остальные — переложения и транскрипции сочинений других авторов. Своему любимому инструменту — фортепиано — Лист посвятил более пятисот произведений. Его литературное наследие также значительно (было опубликовано в начале 1880-х годов в шести томах).
Фортепианные произведения
Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция — около 1826, 2-я — 1838, 3-я — 1851)
Большие этюды по Паганини (1-я редакция — 1838, 2-я — 1851)
3 концертных этюда (около 1848)
2 концертных этюда (около 1862)
«Альбом путешественника» (1835—1836)
«Годы странствий» (1-й год: 1835—1854, 2-й: 1838—1859, 3-й: 1867—1877)
Фантазия-соната «По прочтении Данте» (1849)
«Поэтические и религиозные гармонии» (1845—1852)
«Утешения» (1849)
«Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
2 легенды (1863)
2 баллады (1848—1853)
Соната си минор (1852—1853)
«Мефисто-вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
Венгерские рапсодии (1-я редакция — 1840—1847, 2-я — 1847—1885)
Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие
Транскрипции и обработки для фортепиано произведений
Шуберта (72)
Бетховена (31)
Вебера (15)
Верди (8)
Баха (7)
Шопена (6)
Мейербера (6)
Доницетти (6)
Беллини (5)
Гуно (4)
Шумана (14)
Вагнера (12)
Берлиоза (9)
Мендельсона (9)
Произведения для фортепиано с оркестром
Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
«Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические произведения
Симфонические поэмы
«Что слышно на горе» (1847—1856)
«Тассо. Жалоба и триумф» (1849, переработка — 1850—1854)
«Прелюды» (1848, переработка — 1850—1854)
«Орфей» (1854)
«Прометей» (1850, переработка — 1855)
«Мазепа» (1851)
«Праздничные звоны» (1858)
«Плач о героях» (1850—1854)
«Венгрия» (1854)
«Гамлет» (1858)
«Битва гуннов» (1857)
«Идеалы» (1857)
«От колыбели до могилы» (1881—1882)
Симфонии
Оратории и мессы
«Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
«Христос» (1862—1866)
Гранская месса (1855)
Венгерская коронационная месса (1866—1867)
Песни и романсы (около 90)
Литературные сочинения
«Письма бакалавра музыки» (1837—1839)
«Паганини. По поводу его смерти» (1840)
«Шопен» (1851, новая редакция — 1879)
«Тангейзер» (1849)
«Лоэнгрин» (1850)
«Письмо о дирижировании» (1853)
«Летучий голландец» (1854)
«Об „Орфее» Глюка» (1854)
«О „Фиделио» Бетховена» (1854)
«Об „Эврианте» Вебера» (1854)
«Золото Рейна» (1855)
«Берлиоз и его симфония „Гарольд»» (1855)
«Роберт Шуман» (1855)
«Клара Шуман» (1855)
«Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
«Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
«Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
«О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция — 1881)
Источник
Ференц Лист
Ференц (Франц) Лист (22 октября 1811 — 31 июля 1886) австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.
Очень яркая и многогранная романтическая личность 2-й половины 19-го века. Гениальный пианист и композитор. Новатор. Музыкальный критик, который написал много статей о музыке (“Письма странствующего бакалавра”, “Исследование музыки венгерских цыган”). Лист – педагог огромного масштаба. За жизнь у него было около 300 учеников из разных стран. Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть своей жизни пропаганде других композиторов. Всего у Листа около 1200 произведений. Примерно половина из них – транскрипции и парафразы на темы других композиторов. Он поддерживал композиторов разных национальных школ: Шопена, Сметану, Грига, Шумана, Вагнера, Берлиоза, Бородина, Римского-Корсакова. Лист очень любил кучкистов.
Родился Лист в Венгрии. По национальности – венгр. Многие его произведения связаны с Венгрией. Элементы народных танцев и песен вошли в его произведения, обогащённые общеевропейскими достижениями, но есть и элементы венгерского фольклора. Произведения, связанные с Венгрией: кантата “Венгрия”, симфоническая поэма “Венгрия”, героический марш в венгерском стиле, несколько тетрадей национальных венгерских и рапсодий, а также ещё 19 венгерских рапсодий, “Венгерская коронационная месса”.
Лист был страстным пропагандистом идеи программности в музыке. Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля (“Обручение”), скульптуры Микеланджело (“Мыслитель”). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр – симфоническая поэма. Симфоническая поэма – одночастное симфоническое произведение, которое сочетает в себе черты цикличности и других форм, например сонатной. У Листа 13 симфонических поэм. Метод развития материала в них монотематический (из одной темы вырастают другие). Музыка Листа отличается особой патетикой, приподнятостью, ораторским пафосом, т. к. он всегда пытался воздействовать на большую массу людей. Большинство его произведений – произведения для фортепиано.
Лист родился в 1811 г. в поместье князя Эстергази. С детства полюбил венгерские народные песни и песни венгерских цыган. В 9 лет играл перед меценатами. Он поразил их своей игрой. Меценаты дали Листу деньги, на которые он вместе с отцом в 1820-м году поехал учиться в Вену. Там он занимается частным образом. По фортепиано – у Черни, а по композиции у Сальери. Там Лист познакомился с Бетховеном, который его благословил. Первое произведение Листа — “вариации на тему вальса Диабелли”, которое он написал в 11 лет.
В 1823 г. Лист с отцом едет Париж, где его не приняли в консерваторию, так как он был иностранцем. Но он занимался частным образом, по композиции — у Паэра, по теории — у Рейха (Рейх преподавал в консерватории). Одним из самых первых композиторских опытов Листа была опера “Дон Санчо, или Замок любви”, поставленная в 1825 году в театре Большой парижской оперы.
В 1827 г. у Листа умер отец. Лист занялся самообразованием. Давал много концертов. В 30 г. горячо воспринял революцию. Гастролировал в Англии, Швейцарии, Франции. После революции увлекался утопическим и православным социализмом. Лист встречался со многими знаменитостями. Особое влияние оказали Берлиоз, Шопен (после его смерти Лист написал книгу о Шопене) и Паганини, который поразил Листа как исполнитель. Лист написал фантазию на тему “Кампанеллы”, а позже транскрипции каприсов и этюдов Паганини.
В 1834 г. Лист познакомился с Марии д’ Агу. С 1835 по 1839 г. они отправляются в путешествие по Швейцарии и Италии. Это – 1-й плодотворный период жизни Листа. Впечатления о Швейцарии он выразил в цикле фортепианных пьес “Альбом путешественника”. В 50-м году в Веймаре Лист переработал этот цикл, и он вошел в состав “Годы странствий” – “Первый год” – Швейцария.
В Швейцарии Лист преподавал в консерватории. Он выезжал в Париж соревноваться с Тальбергом (Лист победил). Все свои мысли о судьбе художника, о назначении искусства он высказывает в книге “Письма странствующего бакалавра”.
В 1837 г. Лист едет в Италию. Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет фортепианные пьесы “Обручение”, “Мыслитель”. В последствии он их включил в “Годы странствий” — “Второй год” – Италия. Написал 3 “Сонета Петрарки”, сонату-фантазию “После прочтения Данте”. В конце пребывания в Италии Лист стал давать больше концертов (большинство – благотворительные). Дал концерт в Вене для пострадавших от наводнения в Венгрии, а также концерт на сооружение памятника Бетховену в Бонне.
Это – период интенсивной концертной деятельности Листа по всем странам Европы. Большой триумф во Франции, России, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии. Он исполнял очень много произведений других композиторов (транскрипции Листа для фортепиано симфоний Бетховена, Берлиоза, песен Шуберта, Медделя, Шумана, каприсов Паганини и др., а так же фантазии на темы Моцарта, Беллини, Мейербера). В Венгрии Листа принимали как национального героя. Он дал благотворительный концерт для создания венгерской консерватории. Лист 3 раза был в России (в 1842-м, 43-м и 47-м году). С триумфом дал концерты в Москве и Петербурге. Познакомился с Глинкой. Лист сделал транскрипцию “Марша Черномора”. Позже он постоянно дирижировал произведения Глинки. В России Лист познакомился с Верстовским и Варламовым. Сделал транскрипцию “Соловья” Алябьева. Подружился с русскими музыкальными критиками – Стасовым и Серовым. В конце этого периода познакомился с Каролиной Витгенштейн (дочь польского помещика) и поселился с ней в Веймаре.
У Листа назрела потребность композиторского творчества. Продолжает пропаганду произведений других композиторов как дирижёр. Дирижирует симфоническую и оперную музыку. В этот период написал 12 из 13 симфонических поэм; 15 из 19 венгерских рапсодий; “Годы странствий” — “Год 1” – Швейцария (55 г.) и “Год 2” – Италия (58 г.).
В 1849 г. закончил 2 фортепианных концерта, “Пляску смерти” для фортепиано с оркестром, 2 эпизода из “Фауста” Ленау (не Гёте), соната h-moll (53 г.), “Утешения” для фортепиано, ноктюрн “Траурное шествие на смерть героя венгерской революции”, 2 программных симфонии – “Фауст” и “Данте”, “Грандская месса”.
Благодаря Листу маленький Веймар стал центром музыкальной культуры Европы и почти мира. Лист ставил в театре оперы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Верди, Глюка, Рубинштейна, Моцарта, Вебера. За 11 лет поставил 43 оперы (. ). Исполнил все симфонии Бетховена, Шуберта, Берлиоза. Лист пропагандировал этих композиторов и в печати. Писал книги о Шопене, об исследовании музыки венгерских цыган. Начал педагогическую деятельность. Занимался с учениками только бесплатно.
В 1854 г. Лист основал “Нововеймарский союз” (“Neu-Weimar-Verein”). В 1861г. появился “Всеобщий немецкий музыкальный союз”. Цель этих союзов – пропаганда программности, классического наследия, нового передового искусства, композиторов. Лист поддерживал молодых музыкантов: Сметану, Брамса, Серова, Антона Рубинштейна. Близким другом Листа стал Вагнер. Лист поставил много его опер.
В 1858 г. Лист ушёл в отставку из оперного театра.
Римский период
1861-1869гг.
Римский период. Под влиянием Каролины Лист уехал в Рим. Там он принимает должность сан-аббата. Написал духовные произведения – оратории “Святая Елизавета”, “Христос”, “Венгерская коронационная месса”. В это время он писал и светлую музыку – программные этюды, испанскую рапсодию, разные транскрипции.
Второй Веймарский период
В 1869г. Лист вернулся в Веймар. Разрыв с Каролиной. Последние 17 лет живет в Веймаре, но выезжает в Париж, Вену, Рим, Будапешт.
В 1871г. благодаря Листу открылась венгерская консерватория (в Будапеште). Лист стал её президентом и педагогом. К нему потянулись новые ученики. Он давал уроки пианистам, среди которых были и русские – Зилоти (брат Рахманинова) и др. Он помогал Григу, Альбенису. Продолжал пропагандировать музыку Вагнера. Лист принимал участие в организации и открытии театра в Байрейте. Там он был и на постановке “Кольцо нибелунга” (4 оперы Вагнера) в 1876 г.
Лист всё больше сближался с русскими музыкантами. К нему приезжал Бородин, Кюи, Глазунов. По инициативе Листа в 1880г. была исполнена 1-я симфония Бородина. Лист делал транскрипции на музыку русских композиторов. Например: полонез из “Евгения Онегина”.
В последние годы Лист писал немного: “Годы странствий” – “Год третий” – Рим, “Кипарисы виллы д’Эсте”, “Ангелюс” (“Angelus”), 3 “Забытых вальса”, фторой и третий “Мефисто-вальсы”, венгерские рапсодии (16-19). Лист опять начал давать концерты. Последний концерт дал в Люксембурге в 1886г. После этого поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера. Заболев воспалением легких, Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года. L
Фортепианное творчество Листа
Лист-композитор неотделим от Листа-исполнителя. Его пианизм повлиял на его музыку. С другой стороны он, как гениальный композитор, обновил звучание фортепиано. В своей фортепианной музыке Лист был проповедником-оратором. Он хотел донести свои идеи к большой аудитории, пытаясь увлечь, убедить людей в своих идеях. Поэтому его музыка такая приподнятая, патетическая, страстный ораторский тон. У него был героический стиль исполнения, что тоже отразилось на его музыке. Лист обладал потрясающей техникой. Важнейшим принципом его музыки была программность. Эта программа не берлиозовского типа, а более обобщенная (общее настроение, общее состояние, нет сюжета). Новаторством является трактовка фортепиано. Его звучанию Лист придал оркестровую мощь. Он передаёт тембры разных инструментов на фортепиано – грозное звучание меди, нежное звучание скрипок, свирельные наигрыши. Лист использовал аккордовые трели, тремоло, репетиции на одном звуке, пассажи, характерные для струнных инструментов, сочные виолончельные мелодии, пассажи октавами или двойными нотами. Иногда записывает фортепианные ноты в 3 строчки (из-за оркестровой фактуры).
“Годы странствий” – это фортепианный цикл из программных пьес. В нем 3 части: “Год первый” – Швейцария, “Год второй” – Италия, “Год третий” — Рим. История создания этого цикла сложная. Сначала пьесы 1-го тома вошли в сборник “Альбом путешественника” и отразили впечатление о Швейцарии. Потом он их переработал (50-е гг.) и сделал из них “Годы странствий” – “Год первый”. Путешествуя по Италии, Лист написал несколько пьес под впечатлением искусства итальянского возрождения. Потом они вошли во 2-й том. Это: “Обручение”, “Мыслитель”, “Сонеты Петрарки”, соната-фантазия “После прочтения Данте”. К ним Лист прибавил 3 пьесы под общим названием – “Венеция и Неаполь” – “Гондольера”, “Канцона”, “Тарантелла”. “Год третий” создавался 10 лет – 1867-1877гг. Там отразились римские впечатления: “Кипарисы виллы д’Эсте”, “Фонтаны виллы д’Эсте”. Отразились религиозные впечатления: “Ангелюс”, “Ввысь сердца”. В пьесах 3-го тома настроение скорбное; эпиграфы из Библии. Музыка близка к импрессионизму, зыбкие гармонии, более камерные пьесы.
В этом цикле Лист выразил свои размышления, создал картины природы, выразил впечатление от творений великих мастеров. Все пьесы очень живописны, с яркими темами. В 1-м томе – это разные картины природы, например: “На Валленштадтском озере” или “Женевские колокола”, “У родника”; есть образы бурной природы – “Гроза”. Есть пьесы, рисующие безмятежную картину – “Эклога”, “Тоска по Родине”; есть и героические, бурно романтические пьесы – “Часовня Вильгельма Телля”. Основной принцип развития – вариационный.
(По материалам сайтов wikipedia.org, cl.mmv.ru)
Источник