Философия социалистов утопистов томас мор томмазо кампанелла

Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.

Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии.

Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права.

Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность.

В замечательном произведении «Утопия» Томас Мор (1478 — 1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной — частную собственность. Трактат Мора был страстным протестом против всего социально-политического строя, основанного на частной собственности. Именно частная собственность -источник всех зол, бедствий в государстве. Мор показывает, что современные ему законы защищают интересы богачей, что эти законы ничего общего со справедливостью не имеют. Резкой критике подвергается «кровавое законодательство» и вся система уголовного законодательства и правосудия в Англии. Равенство и справедливость возможны только тогда, когда полностью будет уничтожена частная собственность.

Читайте также:  Пираты карибского моря baskino

Политическое устройство, которое Мор считает идеальным — основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями «Утопии». У Мора должностные лица — не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.

При всей своей прогрессивности учение Мора было утопическим, ибо в материальных условиях жизни того общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.

Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла (1568 — 1639) — мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда «Город Солнца», следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся, — это строй, основанный на общественной собственности.

Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов. Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.

Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.

Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти. Во главе государства стоит первосвященник; эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца. Происхождение, знатность, имущественное положение не имеет никакого значения при назначении на должность, да и не может иметь в Городе Солнца, где отсутствует частная собственность, господствует общественная организация производства и распределения, всеобщий обязательный труд, где каждый обязан трудиться. Должности распределяются в зависимости от личных достоинств и способностей граждан Города Солнца. Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за действиями должностных лиц.

Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического: он смешивал право с нравственностью, не сумел порвать полностью с религиозной идеологией. Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания общества, свободного от угнетателей.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

Источник

Философия социалистов-утопистов

Для эпохи Возрождения характерно повышение интереса к пробле­мам общества и государства. При их изучении одни философы стре­мились опираться на реальные факты, исследовать положение в кон­кретном обществе и государстве и изменять ситуацию к лучшему. Другие же основное внимание сосредоточили на разработке проек­тов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. По­скольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практи­чески неосуществимы, данных философов стали называть социалистами-утопистами. Весомый вклад в развитие теории утопиче­ского социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, основатель утопического социализма. Он хорошо знал проблемы реального государства, так как профессионально занимался политической деятельностью. Согласно Т. Мору, в Утопии:

1) не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности. Все результаты труда поступают в общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

2) трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

3) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (трудовой коллектив), где все должностные лица избираются прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — итальянский философ и полити­ческий деятель, выдвинувший в произведении «Город Солнца» другой проект идеального общества. Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждают­ся жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) отсутствует част­ная собственность и все граждане участвуют в произ­водительном тру­де; результаты тру­да поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются меж­ду его членами; труд совмещается с одновременным обучением;

2) жизнь соляриев регламентиро­вана до мельчайших подробно­стей — от подъема до отхода ко сну; солярии всё делают вме­сте: ходят на работу и с работы, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; большое внимание уде­ляется воспитанию — с рожде­ния ребенок забирается от ро­дителей и воспитывается в специальных школах, где обуча­ется наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

3) во главе стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Несмотря на наивность «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, достоянием последующих поколений стали идеи мыс­лителя о роли науки в жизни общества, о прекращении войн и о просвещении. В целом идеи социалистов-утопистов, выдвину­тые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место со­циальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Источник

Философия социалистов-утопистов

1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, ве­рующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политичес­кой философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

2.Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

— зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

— ослабление феодальной раздробленности, становление европейских го­сударств;

— незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевро­пейской власти Папы Римского и католической Церкви;

— кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

— распространение в Европе идей гуманизма;

— рост самосознания личности, индивидуализм;

— рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ере­сей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, ана­баптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской зам­ковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индуль­генций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и воору­женной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

— общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

— между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

— необходимо упрощение обрядов;

— церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;

— необходимо уменьшение влияния на политику других государств со сто­роны Папы Римского и католического духовенства;

— должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и свет­ской власти;

— дело служения Богу – не только профессия, которую монополизирова­ло духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

— необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

— необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 – 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизи­ровал его идеи.

— ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

— смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Бо­гом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

— все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

— выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

— профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

— добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению;

— успех в работе – признак богоизбранности;

— вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

— возглавил реформационное движение в Женеве;

— добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в ка­честве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);

— подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

— провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 – 1525).

Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

— необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

— цель изменения общества – достижение всеобщей справедливости, «Бо­жьего царства» на земле;

— главная причина всех зол – неравенство, классовое разделение, в осно­ве которого лежат частная собственность и частный интерес;

— частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

— жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены ин­тересам общества, что угодно Богу;

— власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ре­месленникам и пахарям».

В 1524 – 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и револю­ционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологи­ческим обоснованием политической и вооруженной борьбы за рефор­му Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

— торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, каль­винизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейца­рии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

— сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Ис­пании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, полити­ческая философия исследовала проблемы управления реально существу­ющим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский (флорентийский) поли­тический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

— человек обладает изначально злой природой;

— движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремле­ние к личной выгоде;

— совместное существование людей невозможно, если каждый будет пре­следовать только свои эгоистические интересы;

— для обуздания низменной натуры человека, ‘его эгоизма создается осо­бая организация – государство;

— правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

— правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть тако­вым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальнос­тью данные качества приведут к противоположному результату (прави­тель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казана – промотана);

— ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

— в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее неза­висимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание со­средоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала со­циальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вош­ли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 – 1535) считается основателем утопического социа­лизма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, 1529 г. – лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

— не существует частной собственности;

— все граждане участвуют в производительном труде;

— труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

— все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собствен­ность общества (общественные склады) и затем равномерно распреде­ляются между всеми жителями Утопии:

— в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии доста­точно короткого рабочего дня – шесть часов;

— от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

— самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужден­ные преступники;

— первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив);

— все должностные лица избираются – прямо или косвенно;

— мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

— жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 – 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастичес­ком Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное обще­ство, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

— отсутствует частная собственность;

— все граждане участвуют в производительном труде;

— результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

— труд совмещается с одновременным обучением;

— жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

— солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

— большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок заби­рается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обуча­ется наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам по­ведения Города Солнца;

— во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

ВОПРОС 15. Рационализм и эмпиризм как
направления в философии

Источник

Оцените статью