Газпром через черное море

«Турецкий поток» усилят СПГ-заводом

Накануне стало известно, что «Газпром» принял достаточно неожиданное решение о строительстве СПГ-завода на побережье Черного моря. Очевидно, что данный шаг газовой монополии нельзя рассматривать в качестве альтернативы газопроводным проектам в регионе, так как предполагаемая мощность этого объекта всего 500 тысяч тонн сжиженного газа в год. Поэтому пока экспертному сообществу не очень понятно, зачем «Газпрому» понадобился СПГ-терминал именно на Черном море, так как в любом случае экспортный потенциал этого проекта будет сильно ограничен из-за сложностей с прохождением перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы.

Вместе с тем существует мнение, что таким образом РФ сможет занять пустующую в этом регионе нишу по бункеровке судов СПГ-топливом, а также повысить энергетическую безопасность собственной территории.

Строительство СПГ-завода еще надо обосновать

Сообщается, что «Газпром» объявил тендер на оказание услуги по обоснованию инвестиций в строительство СПГ-завода в районе побережья Черного моря (Краснодарский край).

«Предполагаемая мощность завода – 500 тысяч тонн СПГ в год. Согласно документации, консультант обязан рассмотреть, в частности, различные варианты размещения площадки завода по производству СПГ и отгрузочного терминала, включая вариант создания плавучего завода СПГ, а также провести оценку возможности дальнейшего расширения мощности завода до 1 миллиона тонн СПГ в год. Сметная стоимость строительства должна определяться в соответствии с требованиями, которые перечислены в документе. Заявки принимаются до 7 декабря, итоги планируется подвести 11 декабря. Начальная стоимость договора составляет 135,8 миллиона рублей», – передает агентство «ПРАЙМ».

Читайте также:  Черное море шторм летом

Через Босфор и Дарданеллы танкеры не пройдут

Болгарский рынок не стоит СПГ-завода

По словам Рустама Танкаева, на побережье Черного моря можно найти крупные рынки сбыта для СПГ. «На самом деле выбор достаточно велик. Во-первых, безусловно, газ можно поставлять Турции. И, казалось бы, это достаточно емкий рынок сбыта. Однако непонятно, зачем рассчитывать на этот рынок, если существует газотранспортный проект «Турецкого потока», и его никто пока не отменял. Поэтому строительство газового терминала для Турции кажется нецелесообразным», – уточнил он.

Что касается других черноморских стран, то, по мнению эксперта, наиболее перспективным рынком может быть Украина: «Но с Украиной у нас сейчас настолько сложные отношения, что рассчитывать на поставки в эту страну СПГ никак не приходится. Остаются такие страны, как Греция и Болгария. Но это очень маленький по объему рынок. К тому же Греция будет так или иначе привязана к «Турецкому потоку». В общем, само по себе решение о строительстве терминала для поставок сжиженного природного газа в пределах акватории Черного моря мне представляется достаточно спорным».

Кроме того, Рустам Танкаев отметил, что на черноморском побережье есть еще румынский рынок, но эта страна сама обеспечивает себя газом и в ближайшее время собирается его экспортировать: «Румыния, как известно, вполне себя обеспечивает газом, и на ближайшее будущее планирует начать его экспорт в Молдавию и в Европу, в том числе в Болгарию. В этой стране достаточно много шельфовых месторождений газа, их сейчас обустраивают. Насколько они будут разворачивать добычу – сказать сложно, потому что, если быстро выбрать этот газ, на будущее у самой Румынии возникнет дефицит «голубого топлива», поэтому они не очень спешат вводить эти месторождения в разработку, но работают в этом направлении», – сообщил эксперт.

Читайте также:  Чат море для друзей

Черноморский СПГ усилит энергобезопасность России

Развитие СПГ-технологий в регионах

Сжиженный газ как судовое топливо

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль подчеркнул «Актуальным комментариям», что «Газпром» сейчас уделяет достаточно много внимания вопросам развития СПГ. «Хотя у него пока нет проектов на стадии реализации, но в задумках, безусловно, есть. И это касается прежде всего восточных регионов России», – сообщил эксперт.

По его словам, Черное море является достаточно интересным местом для бункеровки судов СПГ-топливом. «В этом году Европейский союз принял решение о запрете вредных выбросов на Балтике. Поэтому не случайно один из российских бизнесменов строит небольшой завод мощностью 1 млн тонн по производству сжиженного газа для бункеровки судов в Баренцевом море. Я считаю, что Черное море тем более требует того, чтобы там не было вредных выбросов. И в этом отношении терминал, который построит «Газпром», может быть использован для бункеровки тех судов, которые плавают по Черному морю или в него заходят», – отметил Геннадий Шмаль.

Он уточнил, что в настоящее время эту нишу еще может занять российский «Газпром», так как потом туда обязательно придут компании из Катара или других стран. «Газпром» должен диверсифицировать и направления своей деятельности, и свои технологии. Полагаю, что СПГ в ближайшие годы значительно увеличит свою долю в торговле газом в мире», – заявил эксперт.

«Турецкому потоку» опять мешает политика

Стоит также отметить, что последние политические события, связанные с катастрофой российского военного самолета в Сирии и обострением отношений с Анкарой, не вселяют веры в быструю реализацию газотранспортного проекта «Турецкий поток». Поэтому нельзя исключить, что СПГ-завод на берегу Черного моря может пригодиться и для транспортировки российского сжиженного газа в условиях отсутствия трубопроводных поставок.

____________

Читайте также:

Источник

«Голубой поток»

Значение

Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. «Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.

«Голубой поток» существенно повысил надежность поставок газа в Турцию, а также способствует развитию газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны.

Уникальность и технические особенности

«Голубой поток» является уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире. Строительство этого газопровода открыло новую страницу в истории развития современных газотранспортных технологий.

Голубой поток является уникальным газотранспортным сооружением

Общая протяженность газопровода «Голубой поток» составляет 1213 км.

Учитывая, что более 60 км газопровода, расположенного на российском сухопутном участке, проходит по горной местности, а глубина залегания трубы на морской части достигает 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды, для повышения надежности газопровода при его строительстве применялись специальные технические решения. К ним относятся, к примеру, применение труб из высококачественной коррозионностойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием; испытание газопровода методом стресс-теста; использование интеллектуальных вставок на горном и морском участках и др.

Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный. Общая длина тоннелей составила 3260 м.

Параллельно со строительством газопровода осуществлялось проведение природоохранных мероприятий. К ним относится рекультивация земель по всей трассе строительства газопровода, сохранение более 4 гектаров реликтового леса при прохождении тоннельным методом хребтов Кобыла и Безымянный.

Сотрудничество

Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni, которая имеет большой опыт строительства морских газопроводов и располагает крупнейшим в мире трубоукладочным флотом.

Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni

История

15 декабря 1997 года между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение. В рамках этого соглашения «Газпром» заключил коммерческий контракт с турецкой фирмой Botas на поставку 365 млрд кубометров газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет.

В феврале 1999 года между «Газпромом» и итальянской компанией Eni был подписан Меморандум о взаимопонимании по совместному участию в реализации проекта «Голубой поток».

16 ноября 1999 года ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») и Eni зарегистрировали в Нидерландах на паритетных началах российско-итальянскую компанию специального назначения Blue Stream Pipeline Company B. V. Сейчас эта компания выступает владельцем морского участка газопровода, включая компрессорную станцию «Береговая». Владельцем и оператором сухопутного участка газопровода является ПАО «Газпром».

Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены тоннели

Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км началось в сентябре 2001 года и полностью завершилось в мае 2002 года.

30 декабря 2002 года газопровод «Голубой поток» был сдан в эксплуатацию. Промышленные поставки газа по газопроводу начались в феврале 2003 года.

Текущее состояние

Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд куб. м газа в год.

При строительстве газопровода применялись трубы из высококачественной коррозийно-стойкой стали

Стоит отметить, что по запросам турецкой стороны в отдельные периоды суточные объемы, поставляемые по газопроводу «Голубой поток», соответствуют уровню его проектной мощности. Это связано с тем, что Турция сталкивается с невыполнением обязательств по поставкам со стороны Ирана, и «Газпром», идя навстречу турецким коллегам, компенсирует эти недопоставки.

«Газпром» также в состоянии покрывать пиковый рост спроса в Турции, связанный с регулярно наблюдающимися там холодными температурами.

Источник

«Газпром» может построить малотоннажные СПГ-заводы на Дальнем Востоке и на юге

МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. «Газпром» к 2025 году может построить малотоннажные заводы по производству сжиженного природного газа во Владивостоке (Владивостокский СПГ) и на Черном море (Черноморский СПГ). Об этом говорится в одобренной в понедельник правительством РФ долгосрочной программе развития производства сжиженного природного газа в России.

Годовая мощность Владивостокского СПГ может составить 1,5 млн тонн. Ресурсной базой для этого завода станет Киринское и Южно-Киринское месторождения. Годовая мощность Черноморского СПГ может составить 0,5-1,5 млн тонн в год. Планируется, что газ для сжижения на этот завод будет поступать по Единой системе газоснабжения (ЕГС).

Согласно программе развития производства СПГ, «Газпром» в настоящее время завершает прединвестиционное исследование по проекту Владивостокский СПГ, по результатам которого в случае подтверждения эффективности проекта будет принято решение о переходе на инвестиционную стадию. СПГ с этого проекта планируется поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и для бункеровки морских судов сжиженным природным газом на территории Российской Федерации.

В документе также отмечается, что «Газпром» рассматривает возможность строительства СПГ-завода на юге страны с учетом наличия потенциального спроса на сжиженный природный газ малотоннажного производства на территориях стран региона Черного и Средиземного морей и на территории Южного и Северо-Кавказского федерального округов России.

Отмечается, что холдинг в настоящее время рассматривает возможность строительства СПГ-завода в районе побережья Черного моря мощностью от 500 тыс. до 1 млн тонн сжиженного природного газа в год с возможностью увеличения до 1,5 млн тонн в год.

История проекта

Ранее «Газпром» вел работу над проектом строительства малотоннажного завода по производству сжиженного природного газа на Черном море мощностью от 0,5 до 1 млн тонн совместно с австрийской OMV. Но в 2018 год топ-менеджер OMV сообщил, что компании отложили работу над этим проектом на год, не уточнив причину переноса сроков работы над проектом. Тогда же глава OMV Райнер Зеле в беседе с журналистами уточнил, что приостановка работы над проектом строительства малотоннажного СПГ-завода связана с тем, что как у OMV, так и у «Газпрома» на тот момент был ряд первоочередных проектов, над которыми надо работать. В числе таких проектов Зеле назвал и «Северный поток — 2».

Источник

СМИ узнали о простое газопровода «Голубой поток» с середины мая

Газопровод «Голубой поток», ведущий в Турцию, не работает с мая, пишет Reuters со ссылкой на источники. В середине мая его закрыли на техническое обслуживание, срок возобновления его работы неизвестен.

Турецкая государственная нефтегазовая компания Botas объявила, что из-за технического обслуживания «Голубой поток» временно будет выведен из эксплуатации с 13 по 29 мая. Хотя этот срок прошел, «Голубой поток» по прежнему не поставляет газ из России и дата его перезапуска неизвестна, рассказали источники агентства в российском и турецком энергетическом секторе.

Собеседник Reuters в России объяснил, что пока необходимости в этом нет, поскольку Турции хватает тех объемов, которые поставляются по газопроводу «Турецкий поток». «Нет смысла использовать оба газопровода, если только одного «Турецкого потока» более чем достаточно», — объяснил он. Сейчас из двух веток «Турецкого потока» работает только одна мощностью 15,75 млрд куб. м газа в год (совокупная мощность обеих веток — 31,5 млрд куб. м газа в год). Изначально первая нитка трубопровода была предназначена для поставок российского газа турецким потребителям, вторая — в Южную и Юго-Восточную Европу.

Строительство первой нитки «Турецкого потока» было завершено в ноябре 2018 года. 8 января 2020 года газопровод был запущен, на церемонии присутствовали президенты двух стран. Уже к концу января «Газпром» поставил по трубопроводу первый миллиард кубометров газа — около 54% этого объема были доставлены на турецкий газовый рынок, около 46% — на турецко-болгарскую границу.

«Голубой поток» был построен в 2002 году, в следующем — сдан в эксплуатацию. Его проектная мощность почти в два раза меньше, чем у «Турецкого потока», — 16 млрд куб. м газа в год.

«Поставки газа в Турцию осуществляются в соответствии с заявками компаний-импортеров. Контракты с ними заключены по принципу «бери или плати», — заявили РБК в управлении информации «Газпрома».

В соответствии с принципом «бери или плати» покупатель обязуется в любом случае оплатить определенную часть объемов, указанных в контракте с поставщиком, вне зависимости от того, сколько он закупил на самом деле в рассматриваемый период. Таким образом, даже если Турция не отбирает для себя газ, она обязана заплатить «Газпрому» фиксированную сумму.

Reuters, объясняя причины простоя «Голубого потока», отмечает, что в последнее время Турция начала сокращать объемы закупаемого в России природного газа. Вместо закупок трубопроводного газа страна все сильнее ориентируется на импорт сжиженного природного газа (СПГ).

Еще в марте 2019 года Россия была главным поставщиком газа на турецкий рынок (33% рынка). Однако в марте 2020 года поставки в Турцию сократились на 72%, и Россию по объему поставок обогнали сразу четыре страны — Азербайджан (доля — 23,5%) и Иран (14,2%), а по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) — Катар (20%) и Алжир (13,7%). Доля России составила лишь 9,9% (389,7 млн куб. м).

По данным Федеральной таможенной службы, доходы «Газпрома» от экспорта газа за первые пять месяцев 2020 года упали на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, до $9,7 млрд, в мае продано газа на $1,12 млрд. За январь—май 2020 года средняя экспортная цена газа составила $132,7 за 1 тыс. куб. м, снизившись на 38% к прошлогодним уровням. В апреле «Газпром» предупредил о падении объемов экспорта и цен на поставляемый за рубеж газ, объяснив это влиянием пандемии коронавируса.

Источник

Оцените статью