Полярный исследователь. Георгий Яковлевич Седов
Сегодня при упоминании фамилии Седов в лучшем случае большинство вспомнить о российском парусном судне, кто-то о том, что фамилия эта так или иначе связана с морем, но многие не смогут сказать ничего определенного. Память людей выборочна, особенно, если речь идет о событиях далекого прошлого. 5 марта 2014 года исполняется ровно 100 лет со дня смерти Георгия Седова, который был русским морским офицером, гидрографом, полярным исследователем. Он умер при попытке осуществить свою мечту – достичь Северного полюса.
Георгий Яковлевич Седов (1877-1914) являлся выходцем из обыкновенной рыбацкой семьи. Низкое происхождение не помешало ему самому писать свою судьбу. Он сумел стать офицером военно-морского флота (старший лейтенант), являлся почетным членом Русского астрономического общества и действительным членом Русского географического общества. Участник большого количества экспедиций, среди которых экспедиции по изучению Новой Земли, острова Вайгач, устья реки Кары, Карского моря, устья реки Колымы и морских подходов к этой реке, Крестовой губы, а также Каспийского моря. Во времена СССР деятельности и исследованиям Георгия Седова было уделено повышенное внимание. Свою роль в этом сыграло подходящее происхождение мореплавателя – он вышел из низших слоев общества.
Георгий Седов появился на свет 5 мая 1877 года в небольшом селе Кривая Коса (в настоящее время это поселок Седово, в Донецкой области). Поселок расположен на живописном берегу Азовского моря. Отец мальчика был рыбаком, уже с возраста 8 лет он начал брать своего сына на рыбный промысел в море. Семья жила достаточно бедно, отец часто пил и мог подолгу не появляться дома. По этой причине о получении образования Георгий мог лишь мечтать. В один момент он даже вынужден был стать батраком у зажиточного казака, работая у него дома за еду.
Лишь в 1891 году в возрасте 14 лет Георгий Седов поступил в церковно-приходскую школу, где, впрочем, продемонстрировал, что способности к обучению у него были. Трехлетний курс обучения он сумел закончить за 2 года. Уже тогда у него сформировалась мечта – стать капитаном. При этом юноша уже слышал о существовании в Таганроге и Ростове специальных мореходных школ. Поэтому недолго думая в 1894 году он ушел из дома, забрав документы и похвальные грамоты за учебу. А учился он, хотя и мало, но хорошо. Седов был первым учеником школы, неофициальным помощником преподавателя и получил после обучения похвальный лист.
В Ростове-на-Дону начальник училища, проведя собеседование с юношей и убедившись в его грамотности, пообещал зачислить Седова, но лишь на том условии, что молодой человек предоставит ему свидетельство о трехмесячном плавании на торговых судах. Для выполнения данного условия Седову пришлось устроиться на пароход матросом. После чего со всеми необходимыми рекомендациями и документами он вновь прибыл в училище и был в него зачислен. В 1898 году он с отличием заканчивает обучение в мореходной школе, получив образование штурмана.
Практически сразу же молодой моряк смог устроится помощником капитана на корабль «Султан». С этим торговым судном Георгия Седова связывало много разнообразных испытаний. Однажды, капитан корабля сильно заболел уже во время похода, молодому штурману пришлось взять командование «Султаном» на себя. Все это сопровождалось штормовой погодой, но, не смотря на сильный шторм, Седов сумел привести судно в порт назначения. Заняв на время пост капитана, он сумел получить незабываемый опыт. Походив некоторое время по разным морям, он решил продолжить свое обучение. В 1901 году Седов сумел экстерном сдать экзамены за полный курс Петербургского морского корпуса. Всего через год он получил чин поручика запаса и был прикомандирован к Главному гидрографическому управлению. Именно так начался его жизненный путь исследователя.
В апреле 1903 года Седов отправляется в Архангельск, в этой поездке ему удается принять непосредственное участие в экспедиции по исследованию берегов Карского моря и архипелага Новая Земля. Проведя в этих суровых краях около 6 месяцев, Георгий Седов просто влюбляется в Арктику на всю свою жизнь. На некоторое время его исследования были прерваны начавшейся русско-японская войной. Офицера отправили на службу на Дальний Восток, где он был назначен командиром миноноски (специальное минное судно, имеющее водоизмещение от 20 до 100 тонн). Однако и во время войны и после Седов мечтал вернуться назад, на север нашей страны. Вернуться обратно в Санкт-Петербург на прежнее место службы ему удалось лишь в 1908 году.
При этом первоначально Главное гидрографическое управление отправило его работать на Каспий, где он в течение года проводил исследования. После этого Седова заинтересовала проблема проходимости СМП – Северного морского пути. Заинтересованность эта была отмечена, и Георгий Седов был назначен старшим экспедиции, основной целью которой стало изучение устья реки Колыма и поиск в этом районе страны удобного фарватера для многочисленных торговых судов, которые следовали сюда из Архангельска. В течение года, пока продолжалась экспедиция, Седов не только смог описать и нанести на карту устье реке Колыма, но и провести исследования прилегающего морского побережья и его глубины у берега.
Вернувшись назад в столицу, Седов зачитал доклад об экспедиции в Географическом обществе, где выразил свое мнение о том, что низовья реки Колыма пригодны для ведения судоходства. Помимо этого Седов выступил с предложением нового метода определения географических координат. После данного выступления о Георгии Седове в Петербурге заговорили уже всерьез. Он смог стать членом Российского географического общества. Все это время его никак не могла покинуть мысль об организации экспедиции к Северному полюсу.
При этом на тот момент оба полюса планеты уже были покорены исследователями. Попытки покорения Северного полюса предпринимались с середины XIX века, но удалось это сделать лишь 6 апреля 1909 года. Отличились американцы, Роберт Пири после многочисленных неудачных попыток сумел достичь Северного полюса, установив на нем американский флаг. В это же самое время другой американский исследователь Фредерик Кук также сообщил о том, что ему удалось достичь Северного полюса вместе со своей экспедицией. В настоящее время споры о том, кто же из двух американцев был первым, а также побывали ли их экспедиции на Северном полюсе, по-прежнему не затихают. В такой обстановке Российская империя, страна, которая претендовала на самые ведущие позиции в мире, не хотела оставаться в стороне. Необходимо было лишь найти смельчака, который реализовал бы этот проект.
Такой смельчак нашелся, им стал старший лейтенант Георгий Седов. Седова всегда удивлял тот факт, что никто из жителей России никогда даже не пытался покорить Северный полюс. И это при таком географическом расположении нашей страны. Государственная дума Российской империи одобрила предложенный план экспедиции, но правительство отказалось выделить на нее средства. В итоге деньги все же были собраны, но в ходе организованной частной кампании по их сбору. В том числе с помощью газеты «Новый мир» и ее владельца М. А. Суворина. Среди крупных частных инвесторов экспедиции был российский император Николай II, который лично выделил 10 тысяч рублей на нужды экспедиции. Всего удалось собрать более 40 тысяч рублей.
Помогли экспедиции и с судном. Зверопромышленник Дикин согласился передать во фрахт экспедиции парусно-паровое судно, носившее имя «Святой мученик Фока». Это был двухмачтовый корабль, построенный в Норвегии, судно отличалось развитым парусным вооружением и обладало дополнительной обшивкой бортов. Корабль имел все необходимое для мореходства в северных широтах. Старт экспедиции, хотя и со значительными трудностями, был дан 27 августа 1912 года.
До архипелага Новая Земля экспедиция добралась вполне благополучно. Дальше ее путь шел к земле Франца Иосифа. При этом членам экспедиции пришлось остаться на зимовку на Новой Земле. Почти год шхуна «Святой мученик Фока» простояла скованная льдами. За это время команда корабля выполнила необходимый ремонт и в августе 1913 года продолжила свой дальнейший путь. На вторую зимовку корабль остановился на острове Гукера в бухте Тихой. Это были очень долгие и холодные дни. К этому моменту многие из команды экспедиции уже выступали против нее. Запасы угля были на исходе, для того чтобы согреться и приготовить пищу члены экспедиции жгли все, что попадалось им под руку. Часть членов экспедиции болела цингой, заболел и сам Георгий Седов, но отступать от своих планов он не хотел.
Отчасти это объяснялось и тем, что часть средств на экспедицию была получена им как кредиты, расплачиваться по ним Седову предстояло из гонораров за предоставленные материалы исследований. Поэтому 15 февраля 1914 года Георгий Седов с несколькими добровольцами на собачьих упряжках отправился к острову Рудольфа. Исследователь планировал пешком дойти до самой северной точки Земли, водрузив там российский флаг, и по велению льдов вернуться либо на Новую Землю, либо отправится в Гренландию.
Каждый день экспедиция проходила не больше 15 километров пути. Исследователям мешал сильнейший, пронизывающий до костей ветер, трещины и полыни во льду. При этом силы постепенно покидали российского исследователя, но Седов не сдавался. Спустя 3 недели пути его организм не выдержал истощения и болезни, и его сердце просто остановилось, это произошло 5 марта 1914 года. Похоронили Седова на острове Рудольфа – самом северном острове Земли Франца-Иосифа. После этого через несколько дней ценой неимоверных усилий матросы смогли добраться до своего судна «Святого мученика Фока», который вернулся из этой экспедиции в Архангельск в августе 1914 года. Проведенное медицинское исследование показало, что на борту корабля не осталось ни одного здорового человека. Несмотря на трагический финал Георгий Седов смог навсегда вписать своей имя в освоение Арктики.
Имя Георгия Седова было навсегда увековечено на географических картах. Его именем были названы архипелаг, мыс, залив, пик, а также отдельный поселок. В свое время под его именем ходил гидрографический ледокол и речной пассажирский пароход. При этом продолжает свою историю четырехмачтовый барк «Седов», на котором проходят обучение будущие мореходы. На сегодняшний день данный барк является самым крупным учебным парусным судном в мире.
Источник
Седов Георгий Яковлевич
Русский полярный исследователь. Гидрограф. Капитан военно-морского флота. Действительный член Русского географического общества. Почетный член Русского астрономического общества. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы. Организатор экспедиции к Северному полюсу.
Георгий Седов родился 5 мая 1877 года в поселке Седово, Украина. Мальчик вырос в семье обычного рыбака. После школы, в 1898 году окончил мореходные классы в Ростове-на-Дону и получил звание штурмана дальнего плавания. В 1901 году получил по экзамену звание прапорщика запаса, после чего переехал в Санкт-Петербург, где экстерном сдал экзамены за полный курс Морского корпуса и произведен в поручики запаса.
В 1902 году Седов поступил на службу в Главное гидрографическое управление, где занимался картографическими исследованиями. В апреле 1902 года назначен помощником начальника гидрографической экспедиции и служил на пароходе военного ведомства «Пахтусов». На этом судне производил съемку и делал описание берегов Новой Земли. Эта работа Георгия Яковлевича получила высокую оценку. Во время русско-японской войны командовал миноносцем.
После окончания войны еще два года провел на Тихом океане и продолжил заниматься исследовательской работой. Именно в это время подготовил и опубликовал статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России». В 1908 году работал в Гидрографической экспедиции Каспийского моря, а уже в 1909 году проводил исследования в районе устья Колымы. Результаты работ Седова на Колыме были высоко оценены Академией наук, а Русское географическое общество избрало Георгия Яковлевича своим действительным членом.
В 1912 году выступил с проектом санной экспедиции к Северному полюсу. Царское правительство отказалось выделить средства, и экспедиция организована на частные средства. Судно «Святой Фока» 27 августа 1912 года вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 года, но из-за отсутствия угля встала в бухте Тихой на вторую зимовку.
Седов, заболевший цингой, и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустотный на трех собачьих упряжках 15 февраля 1914 года вышли к Северному полюсу. Чтобы добраться до острова Рудольфа, который уже виднелся впереди, пришлось сделать большой обход к востоку кругом полыньи. Седов чувствовал себя все хуже и хуже и почти все время находился в забытьи. Глава экспедиции 2 марта 1914 года стал жаловаться на нестерпимый холод и попросил своих спутников стать лагерем. На следующий день неистовствовала буря. Седову стало совсем плохо. Жестокий шторм продолжался на протяжении трех дней.
Георгий Яковлевич Седов скончался 5 марта 1914 года. Линник и Пустотный похоронили исследователя Седова на мысе Аук острова Рудольфа, покрыв его тем флагом, который он так упорно вез с собой, чтобы водрузить на Северном полюсе.
Названы в честь Седова
Архипелаг Седова, группа островов в западной части архипелага Северная Земля в Карском море.
Набережная Г. Я. Седова в Архангельске.
Улицы в различных городах бывшего СССР.
Гидрографический ледокол «Георгий Седов», ледокольный пароход «Георгий Седов», барк «Седов» и речной пассажирский теплоход проекта 860. В апреле 1940 года пароход «Возрождение» переименован в «Георгий Седов».
Ростовское-на-Дону ордена «Знак Почета» Мореходное училище.
Ледник и мыс на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа).
Остров в Баренцевом море.
Мыс в Антарктиде, два залива и пик на Новой Земле.
Самолет авиакомпании Аэрофлот, бортовой номер VP-BKX.
В средней общеобразовательной школе № 336 (г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 66) расположен Музей Арктики. Началом Музея принято считать школьную выставку, открытую в 1969 году и посвященную экспедиции Г. Я. Седова. На фасаде школьного здания висит памятная доска, установленная в честь Седова.
В художественной литературе
В 1937 году Николай Заболоцкий написал стихотворение «Седов», которое вошло в цикл стихотворений о подвиге исследования и созидания, созданный поэтом в 1930-1940 годах.
В 1939 году молодым драматургом Николаем Подорольским написана пьеса «Седов».
В 1969 году Эдуард Асадов написал стихотворение «Ледяная баллада» о экспедиции Георгия Седова и верности его собаки Фрама.
Седов являлся одним из прототипов Ивана Львовича Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Образ Татаринова собирательный, и другими прототипами были также Роберт Скотт, Георгий Брусилов и Владимир Русанов.
Художественный фильм «Георгий Седов» Съемки фильма проходили в Архангельске. В качестве «Святого Фоки» была использована шхуна «Запад».
Музей Седова
В 1990 году в посёлке Седово открыт музей Г. Я. Седова, в котором представлены материалы о подготовке и проведении экспедиции к Северному полюсу под руководством Седова в 1912-1914 годах, а также об экспедициях Г. Я. Седова на Колыму в 1909 году и Каспий в 1911 году.
В музее хранятся оригинальные экспонаты со «Святого Фоки» — части обшивки корабля, совковая лопата, найденная на месте гибели Г. Я. Седова на острове Рудольфа, части фотоаппарата и бритва, принадлежавшие участнику экспедиции художнику Н. В. Пинегину, а также копии счетов на добровольные пожертвования от граждан для покупки еды и собак, фотографии, карта полярной экспедиции.
Скульптуры и памятные знаки
Крест, установленный экспедицией Седова на Земле Франца-Иосифа в бухте Тихой
Крест, установленный Седовым на Новой Земле в бухте Тихой
Памятная табличка в Ростове-на-Дону
Сохранились астрономические знаки экспедиции Седова, которые во время зимовки 1912-1913 годов установлены на мысе Обсерваторий (полуостров Панкратьева), мысе Желания (с надписью «Л-ть Съдовъ 1913 г. 20 апреля Е…»), на берегу залива Седова и представляют собой деревянные кресты с перекладиной.
В 1929 году экспедиция Отто Юльевича Шмидта поставила на острове Рудольфа памятную доску с надписью «Место, где погиб Г. Я. Седов, погибший во время похода на Северный полюс». На месте предполагаемого захоронения Г. Я. Седова экипаж дизель-электрохода «Обь» (капитан П. Г. Мирошниченко) установил столб, укрепленный камнями, на котором в верхней части написано «Седов», а ниже по окружности идет надпись «Экспедиция на «Седове». На мысе Бророк (юго-запад острова Рудольфа) на толстом деревянном брусе закреплена памятная доска с надписью: «Expedition Leut. Sedov 1912-1914 гг.». В 1934 году советская гидрографическая экспедиция на ледоколе «Малыгин» установила на острове Рудольфа знак в память об экспедиции Г. Я. Седова, который представляет собой деревянный стол с жестяной табличкой.
В 1938 году зимовщики полярной станции на острове Рудольфа нашли на мысе Аук флагшток и флаг, которые Георгий Яковлевич мечтал установить на Северном полюсе. На медном кольце древка была надпись латиницей «Sedov Pol. Exped. 1914». Это древко в 1977 году было установлено на Северном полюсе участниками похода атомного ледокола «Арктика».
Бюст Г. Я. Седова в Государственном Северном морском музее в Архангельске
В 1955 году заслуженный художник России Валентин Андреевич Михалёв выполнил в белом мраморе портрет Георгия Яковлевича Седова. В портрете воплощена идея противостояния арктической природы и мужества и воли человека.
В 1977 году на скалистом островке около мыса Столбовой установлен памятный знак в честь гидрографической экспедиции Г. Я. Седова, который представляет собой металлическое сооружение высотой около трех метров.
Седову установлены памятники в Москве, Ростове-на-Дону и Седово. Памятник в Ростове-на-Дону находится между Ворошиловским проспектом и переулком Чехова и представляет собой бронзовый бюст на высоком постаменте из белого мрамора. Автор памятника — скульптор Николай Ваганович Аведиков. Седов изображён во время полярной экспедиции, из овального башлыка выглядывает угловатое изнурённое лицо со строгими глазами, излучающими веру в свое дело.
Портрет Седова на памятной монете России, посвященной барку «Седов» Дата выпуска: 22.02.2001, каталожный номер: 5117-0018. Схожую монету также выпустили Острова Кука
В филателии
Сохранились почтовые конверты Комитета для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран, который в 1912 году собирал средства на снаряжение экспедиции.
Почтой СССР выпущены почтовые марки, посвященные 75- и 100-летию Георгия Седова. Марка в честь 75-летия была выпущена 4 июля 1952 года. Художник: Д. Клюев. На марке изображен портрет Седова в форме морского офицера на фоне арктического пейзажа.
Марка в честь 100-летия выпущена 25 января 1977 года. Художник: П. Бендель. В мае 1977 года в честь столетия Седова производилось также специальное гашение в Архангельске и Седово.
Почтой СССР и Украины выпускались художественные маркированные конверты в честь Седова. В январе 1977 года вышел почтовый конверт, посвященный столетию со дня рождения Седова. Художник: П. Бендель. В 1997 году, в год 120-летия Седова выпущен конверт работы художника Г. Заднепряного.
В мае 2002 года Новоазовский узел связи провел в Седово еще одно специальное гашение, которое посвящено 125-летию со дня рождения Седова.
Отец — Яков Евтихиевич Седов, родом из Полтавской губернии. Занимался ловлей рыбы и пилкой леса.
Мать — Наталья Степановна,
Братья — Михаил, Иван, Василий.
Сестры — Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна.
Жена — Вера Валерьяновна Май-Маевская, племянница генерала В. З. Май-Маевского. В июле 1910 года венчался в Адмиралтейском соборе Санкт-Петербурга, расположенном в здании Главного Адмиралтейства.
Источник