- Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО)
- Читайте также
- «Рю де ля Пэ» океана
- На дне океана
- Часть пятая. ПОРТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.
- Открытие морского прохода из Ледовитого моря в Восточный океан
- Реалии океана
- От океана до океана
- 5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем
- № 128. Из воспоминаний комиссара Северного фронта В.Б. Станкевича об антивоенных выступлениях в 5-й армии Северного фронта (июль 1917 года)
- № 167. Донесение командующего 12-й армией Северного фронта генерал-лейтенанта Д.П. Парского [88] в штаб Северного фронта от 22 сентября 1917 года
- Борис Вилькицкий. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
- ПОСЛЕДНЕЕ ПЛАВАНИЕ И ОТКРЫТИЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (Открытие земли императора Николая II)
- Через три океана
- Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана в 1910—1915 г.г.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО)
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО)
И вот в 1910 году в Арктике начала работу большая, хорошо оснащенная и оборудованная по последнему слову техники гидрографическая экспедиция на транспортах «Вайгач» и «Таймыр». Она имела целью детальное изучение Северного Ледовитого океана, съемку и описание берегов, а также изучение условий плавания Северным морским путем. В 1910–1912 годах экспедиция выполнила обширные гидрографические работы на участке от Берингова пролива до берегов Таймырского полуострова.
Команда «Вайгача». Офицеры «Вайгача», слева направо: Никольский А.Г., Гельшерт Н.А., Новопашенный П.А., Жохов А.Н., Неупокоев К.К., Арнгольд
Команда ледокольного парохода «Таймыр». 1914 год
«Таймыр». Среди офицеров (в белых мундирах) сидят: второй слева А. Н. Жохов, далее Б. А. Вилькицкий, Л. М. Старокадомский, крайний справа А. М. Лавров. Стоят в центре Д. Р. Анцев, второй справа Н. И. Евгенов.
Бурение льда ручным буром
В 1913 году экспедиция уходила в море с большим опозданием: всю зиму и весну «Вайгач» и «Таймыр» занимались ледокольными работами во Владивостокском порту, а затем стали на ремонт. Важные изменения произошли в личном составе. Командирами транспортов назначили Б. А. Вилькицкого и П. А. Новопашенного.
Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач»
Освобождение ото льда корпуса «Вайгача»
Современные российские ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», названные в честь легендарных транспортов ГЭСЛО
Слово Леониду Михайловичу Старокадомскому (1875–1962), врачу экспедиции: «К известию о назначении командиром «Таймыра» Б. А. Вилькицкого в экпедиции отнеслись без энтузиазма. Молодой блестящий офицер слыл… человеком мало серьезным и легкомысленным. Однако, прослужив во флоте требуемое число лет, он поступил в Морскую академию, и притом на то отделение её, которое считалось требующим упорного труда, – гидрографическое»
(Старокадомский, Л. М. Экспедиции Северного Ледовитого океана, 1946).
Б. А. Вилькицкий, флигель-адьютант. 1913 год
Новые командиры в Северном Ледовитом океане никогда не плавали, особенностей Арктики не знали. Начальником экспедиции по-прежнему оставался И. С. Сергеев, опытный полярный мореход и гидрограф.
9 июля 1913 года в ненастный туманный день транспорты покинули Владивостокский порт. Вскоре произошло событие, сыгравшее важную роль в дальнейшей судьбе экспедиции. Серьезно заболел Сергеев. У него произошло кровоизлияние в мозг. Больной находился в тяжелом состоянии. По результатам случившегося из Петербурга 2 августа пришел ответ: судам двигаться в Северный Ледовитый океан для выполнения намеченной программы, исполняющим обязанности начальника экспедиции назначался командир «Таймыра» Б. А. Вилькицкий. 3 августа состоялась официальная передача экспедиции новому начальнику.
Б. А. Вилькицкий – начальник гидрографической экспедиции, 1913 г.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Рю де ля Пэ» океана
«Рю де ля Пэ» океана Одним из наиболее знаменитых лайнеров недавнего прошлого был Иль де Франс, получивший за свой комфорт почетный неофициальный титул «Рю де ля Пэ» океана — по названию известной парижской улицы.Этот плавучий гигант с изысканными ресторанами и
На дне океана
На дне океана О погружении на дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе Чилингаров мечтал давно. Хотя с самим погружением у него были связаны не очень приятные воспоминания. Еще в начале 70-х годов он в специальном водолазном костюме с аквалангом опускался в
Часть пятая. ПОРТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.
Часть пятая. ПОРТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА. В самом первом наброске плана операции «Барбаросса» появляется странный объект — Мурманск. Этот небольшой город называется среди важнейших стратегических целей, таких, как Москва, Ленинград, Киев и Ростов. В чем же
Открытие морского прохода из Ледовитого моря в Восточный океан
Открытие морского прохода из Ледовитого моря в Восточный океан Судно, по морю носимо, Реет между черных волн; Белы горы идут мимо, В шуме их — надежд я полн… Ты, Творец, Господь всесильный, Без которого и влас Не погибнет мой единый, Ты меня от смерти спас! Гаврила
Реалии океана
Реалии океана Очевидно, что континенты My, Аракинезия, Андиния — плод чистой фантазии и не имеет смысла обсуждать произведения фантастики, которой придана наукообразная форма. Но насколько правдивы мифы о затонувших землях и погубившем их потопе, творцами которых
От океана до океана
От океана до океана В Нью-Йорке я рассказал историю о пропавших без вести русских моряках известному американскому журналисту Арту Шилдсу. Когда-то он работал корреспондентом в Москве, а перед Первой мировой войной много месяцев жил на Аляске.Оказалось, что в свое время
5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем
5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем На карте 1622–1634 годов, нарисованной картографом Hessel Gerritsz, Тихий Океан
№ 128. Из воспоминаний комиссара Северного фронта В.Б. Станкевича об антивоенных выступлениях в 5-й армии Северного фронта (июль 1917 года)
№ 128. Из воспоминаний комиссара Северного фронта В.Б. Станкевича об антивоенных выступлениях в 5-й армии Северного фронта (июль 1917 года) Уже в качестве комиссара Северного фронта мне пришлось быть свидетелем наступления под Двинском 10 июля. Сперва наступление было
№ 167. Донесение командующего 12-й армией Северного фронта генерал-лейтенанта Д.П. Парского [88] в штаб Северного фронта от 22 сентября 1917 года
№ 167. Донесение командующего 12-й армией Северного фронта генерал-лейтенанта Д.П. Парского [88] в штаб Северного фронта от 22 сентября 1917 года Для занятия более выгодной авангардной позиции комкор 2-го Сибирского [корпуса] решил начать с утра выдвижение авангарда с целью
Борис Вилькицкий. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
Борис Вилькицкий. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА Северный Ледовитый океан, омывающий берега Российской Империи на огромном протяжении, привлекал к себе внимание предприимчивых и смелых людей с давних пор.Одних соблазняли богатства самого океана и его островов,
ПОСЛЕДНЕЕ ПЛАВАНИЕ И ОТКРЫТИЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (Открытие земли императора Николая II)
ПОСЛЕДНЕЕ ПЛАВАНИЕ И ОТКРЫТИЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (Открытие земли императора Николая II) Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана состоит из двух транспортов — ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», по 1500 тонн водоизмещения. Команду каждого корабля
Через три океана
Через три океана В 1853 году из?за нарастающего противостояния Петербурга с Лондоном и Парижем наш Дальний Восток оказался совершенно беззащитным.Имевшиеся там несколько шхун и вооруженных транспортов не могли оказать серьезного сопротивления английским крейсерским
Источник
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана в 1910—1915 г.г.
В сентябре 1913 года было сделано самое выдающееся географическое открытие XX века. На границе между Карским и Сибирским (так в то время называлось море Лаптевых) морями, севернее мыса Челюскин, Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана обнаружила ранее не известные острова. Новооткрытые острова составляли значительный по протяженности архипелаг, уходивший далеко на север — от оконечности полуострова Таймыр к кромке полярных льдов. В России в этот год широко праздновалось 300-летие Дома Романовых, и эти острова назвали Землей Императора Николая II, а несколько ее географических объектов получили имя Цесаревича Алексея.
Прошло уже почти 90 лет со времени этого крупнейшего географического открытия в северном полушарии в прошедшем столетии. Но до сих пор большинству соотечественников мало известны как его история, так и основные действующие лица.
Экспедиционные ледокольные суда «Вайгач» (справа) и «Таймыр» в устье реки Анадырь, На них участники исследования Северного Ледовитого океана 4 сентября 1913 года открыли новый архипелаг, названный ими Землей Императора Николая II (ныне Северная Земля).
Открытие Земли Императора Николая II явилось результатом героических усилий моряков и офицеров, руководителей Главного гидрографического управления Морского министерства и предопределялось всем ходом отечественной истории на рубеже XIX и XX веков.
29 октября 1909 года «Вайгач» (первый командир — А. В. Колчак) и «Таймыр» (первый командир — Ф. А. Матиссен) вышли из Кронштадта и, пройдя обычным восьмимесячным обходным путем через Суэцкий канал в Индийский океан, благополучно обогнув Южную Азию, 3 июля 1910 года бросили якоря в бухте Золотой Рог во Владивостоке.
Через месяц была учреждена Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), в задачу которой входило изучение возможностей организации мореплавания по трассе Северного морского пути — через Берингов пролив, вдоль северного побережья Азии в Европу. Новые ледокольные транспорты составили основную материальную базу экспедиции.
Исторический поход кораблей ГЭСЛО начался 8 июля 1913 года (здесь и далее все даты даны по новому стилю). Владивосток уже в третий раз провожал их в трудное плавание. Начальником предстоящего плавания был назначен генерал-лейтенант И. С. Сергеев, командирами: «Вайгача» — капитан 2 ранга П. А. Новопашенный, «Таймыра» — капитан 2 ранга Б. А. Вилькицкий.
Начальник экспедиции и командир «Таймыра» капитан 2 ранга Б.А. Вилькицкий.
Личный состав экипажей обоих кораблей и экспедиции состоял из 15 офицеров и 80 нижних чинов. Научные работы и наблюдения в экспедиции выполняли как командиры кораблей, так и другие офицеры, мичманы, вахтенные начальники и специалисты-гидрографы — Н. И. Евгенов, А. М. Лавров, А. Г. Никольский, Н. А. Гельшерт, К. К. Неупокоев, В. В. Ниландер, АН. Жохов, В. Н. Гейнинген-Гюне, Э. Э. Петерсон, Н.фон Транзе. Сбором биологических коллекций занимались врачи экспедиции — Л. М. Старокадомский и Э. Е. Арнгольд; им помогали матросы, прошедшие специальную подготовку в подразделениях Морского ведомства и гидрографического управления.
В девятом часу утра, после молебна, суда снялись с якорей и вышли в море. Было тихо и пасмурно, моросил дождь, над бухтой Золотой Рог садился туман, в котором постепенно исчезал причал с провожающими. На кораблях ревели прощальные сирены.
Помимо главной задачи — пройти Северным морским путем и достичь берегов Европы — возглавляемая И. С. Сергеевым экспедиция должна была продолжить опись морского побережья от устья реки Лены до Таймырского полуострова, снять гидрографический разрез по меридиану мыса Челюскина на север от него, насколько это возможно.
21 августа на пути к Новосибирскому архипелагу с «Таймыра» заметили неизвестную сушу. Новооткрытый остров оказался совершенно голой скалой около 4 км в диаметре, населенной только белыми медведями; вокруг в море плавало много моржей. С вельбота сделали промеры бухты, а часть экипажа высадилась на берег. В самой высокой точке нового острова старший лейтенант В. В. Ниландер водрузил на бамбуковом шесте трехцветный российский флаг, тем самым заявив о государственных территориальных претензиях. В прорезь мачты была вложена записка о дне открытия и присоединении острова к российским владениям. Уже после окончания экспедиции по инициативе императора Николая II новый остров обрел свое название. Его нарекли в честь умершего 11 марта 1913 года генерала Андрея Ипполитовича Вилькицкого, отца начальника нынешней экспедиции Б. А. Вилькицкого.
От Новосибирских островов «Таймыр» взял курс к острову Беннета. Этот остров имеет особую судьбу в истории исследований Российской Арктики: сюда 5 июня 1902 года вместе с тремя своими спутниками с яхты «Заря» дошел по льдам выдающийся отечественный полярный путешественник и ученый Э. В. Толль. Здесь четверка отважных прожила некоторое время и, не имея возможности выбраться на материк иным способом, как направиться пешком на юг, двинулась по льдам, где и погибла.
Разрушенную избушку, собранные геологические коллекции и часть вещей экспедиции Э. В. Толля в 1903 году обнаружил на острове А. В. Колчак.
2 сентября после тщетных попыток выбраться на чистую воду корабли взяли курс на норд. На следующий день начались главные открытия, известия о которых позже облетели весь мир. В 15 ч 3 сентября на горизонте с капитанского мостика увидели узкую полоску суши. Подошли ближе. Оказалось, что это — ранее не известный остров. «Таймыр» направился описывать его южный берег, а «Вайгач» — восточный и северный. Береговую линию проследили на расстоянии 46 верст, далее шел лед. Оказалось, что остров состоит из песка и плотного ила, сверху покрытых чахлой тундровой растительностью; глубина моря вокруг него не превышала 22 м. Высота новооткрытой суши оказалась небольшой — самая возвышенная точка едва достигала 12 м над уровнем моря. В честь наследника престола назвали остров именем Цесаревича Алексея. Он оказался настоящим царством белых медведей, песцов, моржей и чаек.
Такой предстала 4 сентября 1913 года перед участниками экспедицией ГЭС АО ранее не известная земля (Морской сборник. 1915. № 1)
Отсюда корабли экспедиции пошли на север через битый лед, но среди него вдруг стали попадаться айсберги, что является верным признаком того, что близко крупный остров или материковая суша с покровными ледниками. Откуда ей взяться, когда на карте обозначено море?
Ночи еще были светлыми, и в 5 ч 4 сентября с обоих кораблей морякам неожиданно открылись контуры высокого гористого берега, уходящего темной полосой на юго-запад и северо-запад. Но ледяное поле вплотную подходило к берегу, не давая приблизиться к загадочной суше.
По единодушному решению экипажей обоих судов и участников экспедиции неизвестную сушу назвали Землей Императора Николая II. В 11 ч утра 5 сентября «Таймыр» завершил опись той части новооткрытой суши, которая оказалась доступна с моря. Это был Международный день исследования высоких слоев атмосферы, и с «Таймыра» запустили змея с метеорографом. Командир «Вайгача» П. А. Новопашенный тем временем заложил астрономический пункт, установив на суше открытого острова столб и точно вычислив географические координаты места. На высокой береговой террасе установили мачту и подняли российский флаг. В 18 ч начальник экспедиции Б. А. Вилькицкий торжественно объявил о присоединении открытых в 1913 году земель к владениям России и поздравил команды кораблей с важным географическим открытием.
Подъем российского флага на Земле Императора Николая II (Морской сборник. 1915. № 1)
В 1913 году ГЭСАО удалось описать около 400 километров береговой суши Земли Императора Николая II и собрать коллекцию образцов слагающих ее горных пород. Природа новооткрытой земли оказалась неприветливой, суровой: горы чередовались с ледниками, языки которых выходили к морю, участки суши разрезались заливами. Из животных встречались только белые медведи и морские птицы. Несколькими десятилетиями позже отечественные географы на основании комплексных исследований отнесут ее к особой природной зоне — полярным пустыням.
Обратный путь кораблей экспедиции проходил в сложных условиях: шторма с сильными качками, поломки рулевого управления и нехватка топлива. Кроме того, у ледокола «Вайгач» сорвало телеграф.
Было принято решение идти на Аляску, в Сан-Майкл, или Михайловский редут. Этот населенный пункт был основан летом 1831 года русским лейтенантом М. Д. Тебеньковым и служил одним из оплотов русского владычества на Аляске, когда она принадлежала России и именовалась Русской Америкой. Во времена посещения его экспедицией Б. А. Вилькицкого Сан-Майкл являлся конечным пунктом речного пароходства по Юкону; в нем стояла рота войск США, были больница, школа иезуитов, католическая и православная (сооруженная в 1883 году на средства прихода из 200 человек, потомков русских и эскимосов) церкви. Встретив радушный прием американцев, наши мореплаватели закупили угля и продовольствия, починили котлы, перебрали механизмы, исправили поломки. Свободные от работы и вахты матросы покрасили русскую церковь и починили прохудившуюся крышу. По телеграфу из Сан-Майкла в Петербург отправили официальное донесение о сделанных открытиях. Сенсация быстро распространилась газетчиками по всему миру.
Во второй экспедиции на «Таймыре» и «Вайгаче» к Земле Императора Николая II участвовало 94 человека команды и два врача. Перед выходом в плавание корабли были подготовлены к возможной зимовке. На борт погрузили запас консервов и сухих продуктов на 16 месяцев, соответствующую зимнюю экипировку для людей (меховые костюмы, лыжи, ручные сани и приспособления для распилки льда). Стены кубриков и кают утеплили, а на случай жестоких морозов для каждого жилого помещения приготовили небольшие печки-буржуйки. Научную часть дооснастили необходимыми приборами и инструментами для проведения геодезических съемок, астрономических, магнитных, гидрологических, метеорологических и других работ. Для сбора биологических коллекций на борт взяли консервирующие жидкости, стеклянные емкости, полный комплект для подводного траления, планктонные и гербарные сетки, геологическое снаряжение, фотографическое оборудование.
По пути следования корабли зашли в чукотское становище Колючино, следующим пунктом экспедиции был Ново-Мариинск в устье Анадыря, а затем — Северный Ледовитый океан. Из-за сложной ледовой обстановки, как и в 1913 году, экспедиция не смогла подойти к острову Врангеля. 14 августа «Таймыр» и «Вайгач» были уже у острова Генерала Вилькицкого. С кораблей четко видели закрепленный в 1913 году на его вершине флагшток с уже изорванным арктическими ветрами российским трехцветным флагом. Через три дня с «Вайгача» в 25 милях севернее посчастливилось обнаружить еще один неизвестный и не нанесенный на карту остров. Сделали геодезическую съемку и нанесли на карту новый остров, оказавшийся большим, чем остров Генерала Вилькицкого. На скалистой суше водрузили российский флаг. Позже новооткрытая суша была названа именем командира «Вайгача» капитана 2 ранга П. А. Новопашенного.
В 1914 году условия плавания были не лучшими, чем годом раньше. Встретив уходящие за горизонт ледяные поля, участники экспедиции поняли, что зимовки им не избежать. «Таймыр» вмерз в лед 24 сентября, а «Вайгач» — тремя днями раньше в заливе барона Толля близ полуострова Короля Оскара. Корабли находились на расстоянии 16 миль друг от друга. Кочегары остановили машины, матросы поставили вдоль бортов щиты, загораживающие от метелей, снежных наносов и жестоких ветров. 27 октября наступила полярная ночь, продлившаяся почти три с половиной месяца. Во время зимовки участники экспедиции проводили научные наблюдения, обрабатывали собранную информацию. Чертили карты, составляли дневники, играли в футбол, занимались гимнастикой, читали лекции по химии, географии, физике, астрономии, космографии, совершали пешие маршруты по льду, охотились на белых медведей.
Чтобы скрасить свое положение, моряки устраивали художественные вечера, пляски, хоровое пение, а на «Вайгаче» даже поставили спектакль. Во время зимовки «Таймыр» и «Вайгач» поддерживали устойчивую радиосвязь между собой и с зимовавшим неподалеку спасательным судном «Эклипс», посланным под руководством опытного полярного капитана О. Свердрупа на поиски пропавших экспедиций Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Через радиотелеграф «Эклипса» удалось наладить связь с внешним миром — с первой русской радиостанцией в Югорском Шаре и с Петроградом. Так мир узнал о героической зимовке русской экспедиции у берегов далекой Сибири.
Итак, за два года благодаря героической и самоотверженной работе был описан огромный арктический архипелаг. На карте появились новые географические объекты. Наиболее значимые из них носили имена представителей монаршей фамилии (Земля Императора Николая II, пролив Цесаревича Алексея и остров Цесаревича Алексея). Другим географическим объектам были присвоены имена руководителей ГЭСЛО (остров Генерала Вилькицкого), командиров и офицеров экспедиции (острова Новопашенного и Старокадомского, мысы Жохова, Новопашенного, Неупокоева), выдающихся отечественных исследователей Севера (залив Юргенса, мысы Воллосовича, Анучина, Арнгольда, Визе, Давыдова, Евгенова, бухта Марии Прончищевой, остров Дежнева).
Земля Императора Николая II и другие географические объекты, открытые Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого в 1913 и 1914 годах.
К сожалению, эти географические названия, как память о героических походах двух русских полярных экспедиций, совершенных гидрографами и сделавших выдающееся географическое открытие XX столетия, просуществовали на карте недолго. После революции географическая карта нашей страны была переделана на новый лад и почти все топонимы ГЭСЛО 1913—1914 годов исчезли с карты. Протокол № 36 ВЦИК от 11 января 1926 года по этому поводу был безапелляционен: «Наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане: «Земля Николая II», «Цесаревича Алексея» и «Старокадомского» — «Таймырский архипелаг». Присвоить наименования: «Земле Николая II» — «Северная Земля», остров «Цесаревича Алексея» — «Малый Таймыр». По этому же протоколу остров Новопашенного стал островом Жохова, а пролив, отделяющий острова от Таймырского полуострова, стал обезличенно именоваться «пролив Вилькицкого» — не зная всей предыстории открытия архипелага и ГЭСЛО в целом, нельзя угадать в честь кого из двух Вилькицких — отца, Андрея Ипполитовича, или сына, Бориса Андреевича. Как оказалось, в честь сына. Был обезличен и «остров Генерала Вилькицкого» одного из выдающихся отечественных гидрографов и основателей ГЭСЛО; ныне это остров Вилькицкого. Вместо многих топонимов, присвоенных ГЭСЛО. появились и до сих пор сохраняются позднейшие, соответствующие духу того времени: архипелаг Северная Земля, острова Большевик, Комсомолец, Октябрьской Революции, пролив Красной Армии, мысы Молотова, Уншлихта. Розы Люксембург.
Виной всему была верность офицерского состава кораблей и экспедиции военной присяге: многие из них, в том числе и сам бывший начальник ГЭСЛО, выступили не на стороне большевиков. Впоследствии Б. А. Вилькицкий, как и некоторые его спутники по полярным экспедициям, эмигрировал. Жизнь на чужбине была трудной, о прежних заслугах и регалиях пришлось забыть. В бедности и одиночестве доживал последние годы своей жизни некогда бравый офицер, краса и гордость русского флота, первооткрыватель Земли Императора Николая II.
Умер Б. А. Вилькицкий весной 1961 года вдали от родимы, в Бельгии. В 1996 году его прах перевезли в Россию, где на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга славный сын Отечества навеки упокоился водной могиле вместе со своим отцом и младшим братом.
А лавры первооткрывателей новых земель были переданы четверке отважных полярников — Г. А. Ушакову. Н. Н. Урванцеву, радисту В. В. Ходову и охотнику-промысловику С. П. Журавлеву, которые в 1930—-1932 годах обошли арктический архипелаг пешком и «завершили карту», начатую почти 20 годами раньше ГЭСЛО.
Источник