Гидросфера Земли
Строение гидросферы
Гидросфера – это непрерывная водная оболочка планеты, которая располагается между твердой земной оболочкой и атмосферой. Включает в себя абсолютно всю воду, которая, в зависимости от условий окружающей среды, может находиться в трех состояниях: твердом, газообразном и жидком.
Гидросфера является одной из древнейших оболочек планеты, которая существовала практически во все геологические эпохи. Ее возникновение стало возможным благодаря сложнейшим геофизическим процессам, результатом которых стало образование атмосферы и гидросферы, между которыми всегда существовала самая тесная связь.
Гидросфера, так или иначе, пронизывает все геосферы земного шара. До самой нижней границы земной коры просачиваются подземные воды. Основная масса водяного пара распределена в нижней части атмосферы – тропосфере.
На гидросферу приходится порядка 1390 млн. кв. км. Ее принято делить на три основные части:
- Мировой океан – основная часть гидросферы, в состав которого входят все океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Совокупность океанов не является цельной водной оболочкой: она разделена и ограничена материками и островами. Соленые океанические воды составляют 96% от всего объема гидросферы.
Основная характеристика Мирового океана – общий и не изменяемый солевой состав. В океанические воды вместе с речными стоками и атмосферными осадкам поступает и пресная вода, однако ее количество столь незначительно, что никак не влияет на концентрацию солей.
Рис. 1. Воды Мирового океана
- Континентальные поверхностные воды – это все водные бассейны, расположенные на поверхности земного шара: болота, водохранилища, моря, озера, реки. Поверхностные воды могут быть как солеными, так и пресными, искусственными и естественными.
Моря гидросферы бывают окраинными и внутренними, которые, в свою очередь, делятся на внутриматериковые, межматериковые и межостровные.
- Подземные воды – это все воды, расположенные под землей. Иногда концентрация солей в них может достигать очень большого уровня, в них могут присутствовать газы и различные элементы.
В основе классификации подземных вод лежит глубина их залегания. Они бывают минеральными, артезианскими, грунтовыми, межпластовыми и почвенными.
Большое значение в обменных процессах имеет пресная вода, которая в общей сложности составляет лишь 4% от общих запасов воды на планете. Основная часть пресных вод содержится в снежных покровах и ледниках.
Рис. 2. Ледники – основные источники пресной воды
Общие свойства всех частей гидросферы
Несмотря на различие в составе, состояниях и местах расположения, все части гидросферы связаны между собой и представляют единое целое. Все ее части принимают активное участие в глобальном круговороте воды.
Круговорот воды – непрерывный процесс перемещения водных массивов под воздействием энергии солнца. Это связующее звено всей земной оболочки, обязательно условие существования жизни на планете.
Кроме того, вода выполняет ряд важнейших функций:
- Накопление большого количества тепла, благодаря чему на планете поддерживается стабильная средняя температура.
- Производство кислорода. В водной оболочке обитает большое количество микроорганизмов, продуцирующих ценный газ, необходимый для существования всего живого на Земле.
- Ресурсная база. Воды Мирового океана и поверхностные воды представляют большую ценность в качестве ресурсов для обеспечения жизнедеятельности человека. Отлов промысловой рыбы, добыча полезных ископаемых, использование воды в промышленных целях – и это лишь неполный список использования воды человеком.
Влияние гидросферы на человеческую деятельность может быть и негативной. Природные явления в виде половодий и наводнений представляют большую угрозу, и могут настигнуть практически в любом регионе планеты.
Гидросфера и человек
С развитием научно-технического прогресса антропогенное воздействие на гидросферу стало набирать большие обороты. Человеческая деятельность стала причиной появления геоэкологических проблем, в результате которых водная оболочка Земли начала испытывать следующие негативные влияния:
- загрязнение вод химическими и физическими загрязнителями, которые существенно ухудшают качество воды и условия жизни населяющих животных и растений;
- резкое уменьшение или истощение водного ресурса, при котором невозможно его дальнейшее восстановление;
- утрата водным объектом своих природных качеств.
Рис. 3. Основная проблемы гидросферы – загрязнение
Для решения данной проблемы на производствах необходимо применять новейшие технологии защиты, благодаря которым водные бассейны не будут страдать от всевозможных видов загрязнений.
Что мы узнали?
При изучении важнейшей темы по географии 5 класса мы узнали, что из себя представляет гидросфера, и из чего состоит водная оболочка. Также мы выяснили, какова классификация объектов гидросферы, в чем их отличие и сходство, как влияет гидросфера на жизнь нашей планеты.
Источник
Урок в 5-м классе «Гидросфера — водная оболочка земли»
Разделы:
Цели: Познакомить учащихся с понятием гидросфера, с частями гидросферы, с понятием Мировой океан. С помощью опыта показать свойства воды. Расширить знания детей о значении воды в природе и для человека.
Задачи: Познакомить учащихся с понятием гидросфера. Закрепить знания об оболочках земли. Познакомить с физической картой полушария, умением работать с картой. Изучить свойства воды через лабораторную работу. Изучить проблемное состояние воды и меры в экономии воды.
Развивать логическое мышление, память, внимание, речь. Развивать умение владеть картой, развивать умения приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, к воде, окружающему миру.
Оборудование: Карта полушарий, колба с водой, проектор.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я прошу вас быть внимательными и собранными во время урока, поскольку многое при изучении темы будет зависеть от вас.
2. Вступительное слово учителя
Академик А.П.Карпинский писал, что вода – это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода – это живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было.
“Земля умирает, если уходит вода”.
И лозунгом нашего урока я выбрала “Где вода, там и жизнь!».
3. Сообщение темы и цели урока
Тема урока: “ Гидросфера – водная оболочка Земли”.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Цель нашего урока:
1. Познакомится с понятием Гидросфера.
2. Узнать из чего состоит гидросфера.
3. Почему Мировой океан называют “Мировым”?
4. Познакомимся с понятием Море.
5. Узнаем, на какие группы делятся все моря.
6. Какое значение вода имеет вода в природе и жизни человека.
4. Изучение нового материала
Но прежде чем перейти к изучению нового материала, посмотрите внимательно на доску, это физическая карта мира. Наша планета Земля. Учёные, космонавты утверждают, что из космоса наша планета Земля самая красивая, яркая, разнообразная. На карте синим цветом показана вода, а все остальное это суша.
— Давайте вспомним, из каких оболочек состоит наша планета.
— Скажите, что больше на нашей планете суши или воды?
Правильно вода покрывает 3/4 части поверхности земного шара.
Вся вода которая имеется на Земле образует очень важную и нужную оболочку земли – ГИДРОСФЕРУ.
Моря, океаны, реки, озёра – это всё гидросфера.
Слово “Гидросфера” произошло от 2 х греческих слов “ гидро” — вода, “ сфера” — шар. (Запись в тетрадь)
Но мы видим, что океан отличается от ручейка, море от реки. Поэтому мы должны выяснить, что входит в гидросферу, и из чего она состоит.
Мировой океан воды суши воды атмосферы.
Мировой океан – это основная часть гидросферы. А кто назовет, какие океаны вам известны? Обратимся к карте. Мировой океан состоит из 4 океанов:
1) Тихий океан – самый большой (180 млн. км 2 ).
2) Атлантический океан – в 2 раза меньше Тихого.
3) Индийский океан – меньше Атлантического, но на его площади могут поместиться 3 материка: С.Ю.Америка и Африка.
4) Северный Ледовитый океан – самый холодный и маленький океан. (Работа с картой)
Границ между океанами нет , они свободно сообщаются между собой. Эти океаны едины и называются МИРОВЫМ.
Но к Мировому океану относятся не только 4 океана, но и АЙСБЕРГИ.
Это отколовшиеся глыбы льда, или плавающие ледяные горы. Образуются айсберги по берегам ледяной Антарктиды (45 км – в ширину; 170 км – в длину; 200 км – толщина).
Большая часть айсберга находится под водой. столкновения судна с ним очень опасно. Титаник.
— Посмотрите ребята внимательно на карту, чем Чёрное море отличается от Аравийского?
— Правильно Черное море ограничено сушей со всех сторон – такое море ВНУТРЕННЕЕ, а Аравийское, Филиппинское только с одной стороны. А с другой стороны впадает в океан – такие моря называют ОКРАИННЫМИ и относят к Мировому океану.
Скажите есть ли моря, которые граничат с океаномзнакомить учащихся с понятием гидросфера. ить знания детей о значении воды в природе и для человека.
Еще раз перечислите части гидросферы?
Части мирового океана?
Почему Мировой океан Мировой?
Как называют моря, которые впадают в океан?
— Но вода располагается не только в океане, она есть и на суше. Поэтому второй компонент гидросферы – это воды суши.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река. (Н.Палькин)
— Скажите, есть ли отличия между озером и водохранилищем?
— А чем отличается река от родника? (Река – на поверхности, родник – под землёй)
— На какие группы можно разделить всю воду суши?
Поверхностные
- реки (пример)
- озера (пример)
- ручьи
- внутренние моря (пример и показать на карте)
- ледники
Подземные
- грунтовые
- межпластовые
Антропогенные
- пруд
- водохранилище
Но, гидросфера не была бы целой без воды, которая находится в атмосфере. Какая вода может находится в атмосфере?
— Это водяной пар, капельки воды, кристаллики. В атмосфере они образуют осадки которые выпадают на Землю. Какие осадки знаете?
— Посмотрите, у нас получилась большая схема, на которой видно из каких частей состоит гидросфера. А как вы думаете, могут ли эти части гидросферы взаимодействовать друг с другом?
Капелька выпала на землю и через множество мелких родников- в малые реки – в реку Хава – в реку Усманка – в реку Воронеж – в реку Дон – в Азовское море – в Черное море – Средеземное море – через пролив – Атлантический океан – через большой пролив – в Тихий океан – испарение – осадки – на землю .
Т.е. мы видим, что наша капелька проделала огромный путь от родничка до Тихого океана. Мы видим, что все части гидросферы – ЕДИНЫ, и существовать друг без друга не могут.
Состояние Мирового океана в наших руках как вы это понимаете, объясните? (Листовка)
— Давайте посмотрим на воду, которую употребляем и определим её физические свойства.
— Нет цвета, запаха, вкуса, чаще в жидком состоянии.
— А если мы добавим капельку зелёнки, что произойдёт с водой?
— А если мы переместим колбу с водой в холодное место, что произойдёт?
— А если мы переместим колбу с водой обратно она примет жидкое состояние? Почему?
— А если мы захотим переместить воду в другой сосуд, то она примет форму предмета или нет? Почему?
Т.Е ВОДА УНИВЕРСАЛЬНА!
В ней могут растворятся разные вещества. В 1 литре океанской воды растворяется в среднем 35 гр веществ. В ней есть: медь, алюминий, серебро, золото. Но чтобы добыть 1 гр золота надо переработать 2000 тонн воды. НЕВЫГОДНО. Но если выпарить всю воду в океане, то вещества покроют дно океана высотой 60 метров.
Солёная – 98%
Пресная – 2% (твердая – ледники, жидкая – суша)
— Это скопление пресного льда на суши.
— И так, какими свойствами обладает вода?
— Какое значение имеет вода в природе и для человека?
На 3,2% взрослые люди состоят из воды, на 99% медуза, картофель на 77%.
— А какие вы знаете организмы, которые состоят из воды?
Игра “ Третий лишний”.
5. Закрепление изученного
Мы видим, что водная оболочка очень важная, очень нужная оболочка. Все её части едины, и существовать отдельно не могут.
Источник
Презентация по биологии «Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока Знать составные части гидросферы Знать сущность круговорота воды в природе
Гидросфера шар вода — водная оболочка Земли
мировой океан + вода суши вода в атмосфере Гидросфера =
Мировой океан нашей планеты образуют следующие океаны: Тихий океан Атлантический океан Индийский океан Северный Ледовитый океан (Найдите их на карте стр. учебника 94-95)
Море – это часть океана, которая вдается в сушу Крупнейшие моря планеты: Филиппинское Аравийское Коралловое (найдите их на карте стр. учебника 82-83)
Вода занимает ¾ поверхности земного шара Вода наделена свойствами: Без цвета, без запаха, без вкуса
Вода переходит в газообразное состояние при t=100°С, а замерзает при t=0°С
Мировой круговорот воды
Весной во время таяния льда и снега вода может осуществлять разрушительную работу: способствовать образованию оврагов; вымывать плодородный слой почвы; образовывать пещеры. Вытекающая из – под земли вода образует источники, нередко обладающие целебными свойствами.
Велика роль рек, подземных вод. Они несут потоки вод, несущих влагу с материков в сторону океанов. В полярных районах на вершинах высочайших гор вода находится в твёрдом виде и на сотни и тысячи лет изымается из общего круговорота. Если бы растаяли льды Арктики и Антарктики, уровень Мирового океана поднялся бы на 50 метров.
Домашнее задание Читать стр. 91-93 (до вод суши)
Номер материала: ДБ-717496
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов
Время чтения: 3 минуты
В Подмосковье планируют внедрить электронный паспорт школ
Время чтения: 1 минута
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор поблагодарил учителей за стабильность результатов ЕГЭ в 2021 году
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник