- Северное море — где находится, главные порты и страны
- Где находится Северное море
- Краткая характеристика Северного моря
- Главные морские порты
- Главные впадающие реки
- Течения Северного моря
- Флора и фауна
- Экономическое значение
- Северное море — где находится, главные порты и страны
- Где находится Северное море
- Краткая характеристика Северного моря
- Главные морские порты
- Главные впадающие реки
- Течения Северного моря
- Флора и фауна
- Экономическое значение
- Вехи большого пути
- Путь через пять морей
- Курсом с запада на восток
- Мурманск
- Архангельск
- Нарьян-Мар
- Сабетта
- Игарка и Диксон
- Дудинка
- Тикси
- Певек
- Порт Бухта Провидения
Северное море — где находится, главные порты и страны
Окраиной Атлантического океана считается Северное море. Широкое побережье поражает своей величественностью, а морские пейзажи захватывают дух. Вот почему эта местность притягивает толпы туристов каждый год.
Но нужно быть осторожным, так как данная часть Атлантики отличается капризностью в плане погодных условий и здесь нередки сильные порывы ветра.
Перед тем, как посетить это суровое место, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями Северного моря и быть готовым морально встретиться лицом к лицу с бурной водной стихией.
Где находится Северное море
Эта морская пучина считается окраинным материковым морем, которое располагается между Оркнейскими, Британскими и Шетлендскими островами.
В Википедии указаны следующие географические координаты – 3 градуса восточной долготы и 57 градусов восточной широты.
Используя эти данные, можно найти море на физической карте мира. Близкими странами, которые окружают данный водоем, являются Германия, Франция, Англия, Бельгия, Скандинавия и Дания.
Краткая характеристика Северного моря
Многих интересует вопрос, является данное море внутренним или окраинным. Правильным ответом будет второй вариант.
Это море не имеет четких границ за исключением континентальных берегов. Данный водоем также считается шельфовым морем, которому всего 20 000 лет. Чтобы увидеть и показать его на карте, нужно обратить внимание на материковую часть Северной Европы.
Море связано с Атлантическим океаном через пролив Ла-Манш и Норвежское море. Глубина водоема достигает 725 метров, а ширина – 970 километров.
Главные морские порты
Климатические условия на берегах Северного моря очень суровые. Но, несмотря на это, многочисленные порты Атлантики связаны с крупнейшими странами мира многочисленными транспортными связями.
Торговые и пассажирские корабли Дании, Норвегии, Англии, Нидерландов и Бельгии уже давно бороздят северные воды.
Самыми известными портами являются Гулль, Берген, Осло, Амстердам. А также, присутствуют многочисленные немецкие порты – Вильгельмсхафен, Бремен и Гамбург.
Главные впадающие реки
В этот водоем впадают четыре крупных реки: Темза, Везер, Рейн и Эльба.
Течения Северного моря
Водоем активно обменивается водами с другими морями. Месторождение течений, поступающих в Северное море, находится в Атлантическом океане.
Они проходят между Шетлендскими и Британскими островами, образуя своеобразный «залив». С его помощью в пучину поступают воды из Норвежского моря, а уже из него воды уходят в Балтийское море или Атлантический океан.
Такой обмен существенно влияет на плотность воды. Она может увеличиваться от 10 до 60 метров. Особенно повышение плотности наблюдается весной на северно-восточном побережье.
Соленость воды – от 30 до 35 %. Это зависит от глубины и наличия речных вод в море.
Флора и фауна
Биологическое разнообразие рыб является тем же, что и в морях, которые омывают Россию. В первую очередь это Баренцево море.
Большинство млекопитающих любят теплые воды. Биологи зафиксировали здесь более 300 видов растений и 1500 морских обитателей.
В водоеме преобладают красные, бурые и зеленые водоросли. Среди животных встречаются дельфины, киты, акулы, касатки, черви, рыбы и т. д.
Экономическое значение
Воды Северного моря омывают берега Великобритании, Норвегии, Голландии, Франции, Бельгии и Дании. В городах этих стран расположены различные туристические центры и курорты.
Норвегия и Голландия славятся большим количеством туристов каждый год. В Германии также наблюдается большой наплыв туристов, особенно популярным является остров Зильт, который любители попутешествовать посещают круглый год.
Курорт на острове Рюген (Германия)
Список островов, на которых расположены лучшие курорты Северного моря:
В Северном море расположены бассейны топливных ресурсов, при помощи которых добывается природный газ и нефть. С начала 90-х годов там было выявлено более 400 месторождений природных ресурсов.
Северное море — важнейший в мире нефтегазоносный район, важнейший источник энергетических ресурсов для Норвегии, Нидерландов, Великобритании и других европейских стран.
Но главное, чем славится Северное море, это огромные запасы рыбы. Здесь регулярно вылавливают тонны сельди, креветок, песчанок, атлантической трески и сайды, также попадаются скаты и акулы.
Источник
Северное море — где находится, главные порты и страны
Окраиной Атлантического океана считается Северное море. Широкое побережье поражает своей величественностью, а морские пейзажи захватывают дух. Вот почему эта местность притягивает толпы туристов каждый год.
Но нужно быть осторожным, так как данная часть Атлантики отличается капризностью в плане погодных условий и здесь нередки сильные порывы ветра.
Перед тем, как посетить это суровое место, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями Северного моря и быть готовым морально встретиться лицом к лицу с бурной водной стихией.
Где находится Северное море
Эта морская пучина считается окраинным материковым морем, которое располагается между Оркнейскими, Британскими и Шетлендскими островами.
В Википедии указаны следующие географические координаты – 3 градуса восточной долготы и 57 градусов восточной широты.
Используя эти данные, можно найти море на физической карте мира. Близкими странами, которые окружают данный водоем, являются Германия, Франция, Англия, Бельгия, Скандинавия и Дания.
Краткая характеристика Северного моря
Многих интересует вопрос, является данное море внутренним или окраинным. Правильным ответом будет второй вариант.
Это море не имеет четких границ за исключением континентальных берегов. Данный водоем также считается шельфовым морем, которому всего 20 000 лет. Чтобы увидеть и показать его на карте, нужно обратить внимание на материковую часть Северной Европы.
Море связано с Атлантическим океаном через пролив Ла-Манш и Норвежское море. Глубина водоема достигает 725 метров, а ширина – 970 километров.
Главные морские порты
Климатические условия на берегах Северного моря очень суровые. Но, несмотря на это, многочисленные порты Атлантики связаны с крупнейшими странами мира многочисленными транспортными связями.
Торговые и пассажирские корабли Дании, Норвегии, Англии, Нидерландов и Бельгии уже давно бороздят северные воды.
Самыми известными портами являются Гулль, Берген, Осло, Амстердам. А также, присутствуют многочисленные немецкие порты – Вильгельмсхафен, Бремен и Гамбург.
Главные впадающие реки
В этот водоем впадают четыре крупных реки: Темза, Везер, Рейн и Эльба.
Течения Северного моря
Водоем активно обменивается водами с другими морями. Месторождение течений, поступающих в Северное море, находится в Атлантическом океане.
Они проходят между Шетлендскими и Британскими островами, образуя своеобразный «залив». С его помощью в пучину поступают воды из Норвежского моря, а уже из него воды уходят в Балтийское море или Атлантический океан.
Такой обмен существенно влияет на плотность воды. Она может увеличиваться от 10 до 60 метров. Особенно повышение плотности наблюдается весной на северно-восточном побережье.
Соленость воды – от 30 до 35 %. Это зависит от глубины и наличия речных вод в море.
Флора и фауна
Биологическое разнообразие рыб является тем же, что и в морях, которые омывают Россию. В первую очередь это Баренцево море.
Большинство млекопитающих любят теплые воды. Биологи зафиксировали здесь более 300 видов растений и 1500 морских обитателей.
В водоеме преобладают красные, бурые и зеленые водоросли. Среди животных встречаются дельфины, киты, акулы, касатки, черви, рыбы и т. д.
Экономическое значение
Воды Северного моря омывают берега Великобритании, Норвегии, Голландии, Франции, Бельгии и Дании. В городах этих стран расположены различные туристические центры и курорты.
Норвегия и Голландия славятся большим количеством туристов каждый год. В Германии также наблюдается большой наплыв туристов, особенно популярным является остров Зильт, который любители попутешествовать посещают круглый год.
Курорт на острове Рюген (Германия)
Список островов, на которых расположены лучшие курорты Северного моря:
Источник
Вехи большого пути
Северный морской путь и его главные порты
26 декабря 2019
Северный морской путь – главная арктическая судоходная трасса России. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» в числе главных национальных интересов названо развитие Северного морского пути «в качестве глобально конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации».
Освоение и развитие северных территорий, доступ к полезным ископаемым Арктики, наращивание объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной – в решении этих задач Севморпути отводится особая роль. Но ставка при этом делается не только на удобство маршрута как такового – СМП должен развиваться за счет развития морских портов, расположенных на его протяжении.
Путь через пять морей
Севморпуть – кратчайший морской маршрут между Европой и Азией: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения – около 5600 км. Этот маршрут вдвое короче маршрутов, проложенных через Суэцкий и Панамский каналы. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока, если идти через северные моря, составит примерно 14 тыс. км. Если же выбрать «южную альтернативу», выйдет более 23 тысяч. Естественно, что грузоперевозки по СМП обходятся существенно дешевле перевозок по южным маршрутам – от 30% до 3-4 раз.
Кроме того, Северный морской путь, пролегающий через пять морей – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское – один из наиболее эффективных, а в некоторых случаях и безальтернативный способ снабжения населенных пунктов российской Арктики.
По данным, приведенным в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2018 году составил 20,2 млн тонн. Это втрое больше пикового показателя, достигнутого в советское время, и вдвое больше, чем в 2017 году. Предварительные данные по 2019 году – 26 млн тонн. Но это только начало. 25 ноября 2019 года в правительство РФ был передан обновленный план развития Северного морского пути. Согласно этому документу, к 2024 году объем перевозок по СМП составит 80 млн тонн грузов, к 2030-му – 120 млн тонн, к 2035 году – 160 млн тонн.
Такие показатели будут достигнуты не только за счет транспортировки грузов между востоком и западом, но в первую очередь за счет развития нефтегазового сектора в Арктике. Благодаря арктическим месторождениям Россия выйдет на добычу газа и нефти в 90% и 25% от общемирового объема соответственно, станет мировым лидером на рынке сжиженного природного газа и будет производить до 120 млн тонн СПГ в год. На российских арктических территориях в ближайшие 10-15 лет будет развиваться нефтехимическая отрасль. В итоге объемы перевозок по Севморпути будут интенсивно расти в первую очередь за счет отечественных грузоотправителей.
Но эти планы смогут осуществиться, только если морские порты СМП, их техническое оснащение, инфраструктура будут этим планам соответствовать.
Курсом с запада на восток
Всего вдоль Северного морского пути расположено более 70 крупных и мелких портов и перевалочных пунктов. Но как об основных принято говорить о 10: это Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения.
Мурманск
Мурманский морской порт с круглогодичной навигацией расположен в Баренцевом море, в южном колене Кольского залива.
Постановление о его создании было издано в 1870 году. Однако строительство порта началось уже в ХХ веке, а днем его рождения считается 1 сентября 1915 года: в этот день в порту ошвартовался первый грузовой пароход Drott.
С 1930-х годов Мурманский торговый порт – один из основных российских арктических портов и ключевая база Главсевморпути.
Сегодня его площадь составляет 645,895 га, в порту действуют 109 причалов, длина причального фронта превышает 12,5 км. Грузовые терминалы способны пропускать около 23,6 млн кг грузов ежегодно. Пропускная способность пассажирских терминалов – 141 тыс. человек в год. Морской порт может принимать суда любых габаритов, без каких-либо ограничений. С 2010 года Мурманский морской порт имеет статус особой экономической зоны.
В 2019 году произошло сразу несколько знаковых для работы порта событий. Так, в сентябре вышло распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта в связи с организацией перегрузочного комплекса для перевалки СПГ по схеме «борт-борт». А в ноябре 2019-го границы были расширены еще раз – в них включили пять земельных участков под объекты строящегося центра судостроения.
Ожидается, что благодаря строительству и модернизации инфраструктурных объектов Мурманского морского порта (терминалы по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; контейнерный терминал, складская и дистрибуционная зона, логистический центр) его грузооборот составит 70 млн тонн в 2025 году.
Архангельск
Старейший российский морской порт был основан одновременно с городом – в 1584 году. Именно он долгое время оставался главным «связующим звеном» между Россией и Европой.
В наше время Архангельский морской торговый порт с круглогодичной навигацией – современное, мощное многопрофильное предприятие по транспортировке всех видов грузов, кроме наливных. Общая площадь его складов – 6 гектаров. Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями Северной железной дороги. В Архангельском порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.
Перспективы развития Архангельского морского порта в первую очередь связаны с освоением месторождений углеводородов в Арктике и развитием потоков экспортных грузов.
Нарьян-Мар
Навигация в этом морском порту, расположенном на реке Печора, длится с июня по ноябрь. Основные грузы, проходящие через порт Нарьян-Мар, – лес, уголь, минерально-строительные, продовольственные грузы, контейнеры и т.д.
На данный момент потенциальная пропускная способность грузового морского терминала (его площадь – 13,26 га) составляет 500 тыс. тонн в год. Максимальная загрузка терминала была зафиксирована в 1983 году – 453 тыс. тонн. В 1990-х дело пошло на спад, но сейчас порт наращивает мощности. По итогам навигации 2019 года грузооборот составил 120 тыс. тонн – на 30% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в 2020-м грузооборот порта удвоится – в том числе благодаря его техническому переоснащению.
Сабетта
Порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря – самый молодой арктический порт России: его строительство началось в 2012 году, а уже через год порт принял первые суда.
Порт Сабетта строился в рамках проекта «Ямал СПГ» под вполне конкретные задачи: транспортировку сжиженного природного газа и обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути.
По итогам 2018 года грузооборот Сабетты составил около 22 млн тонн. Это только начало. Терминал «Утренний», с которого компания «Новатэк» намерена отгружать сжиженный газ в рамках проекта «Артик СПГ», в 2019 году был включен в границы Сабетты. Для отгрузки СПГ к порту припишут 26 специальных судов, в том числе 4 ледокола. Это позволит достичь намеченных планов и увеличить грузопоток всего Северного морского пути до 80 млн тонн к 2024 году.
Игарка и Диксон
Отступим от принятого нами правила и «зайдем» одновременно в два арктических порта, расположенных на севере Красноярского края. У обоих этих портов – столетняя история и схожая судьба. Их расцвет пришелся на советский период, а вот в 1990-е годы оба они пришли в упадок: сказались и экономические проблемы того времени, и массовый отток людей с севера.
Только сейчас начинается возрождение этих портов. В Игарке порт «ожил» с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы. А порт Диксон в 2019 году после многолетнего перерыва был открыт для иностранных судов. Это решение напрямую связано с планами по увеличению грузоперевозок по Севморпути. В Диксоне построят терминал для перевалки нефти и угля – там будет идти перегрузка на морские суда полезных ископаемых с ближайших месторождений. В свою очередь эти планы поспособствуют возрождению и самого поселка Диксон, в котором сейчас живут чуть больше 300 человек.
Дудинка
Этот арктический морской порт в Красноярском крае – структурное подразделение «Норильского никеля» и ключевой транспортный узел для вывоза продукции комбината и жизнеобеспечения Норильского промрайона.
Порт способен принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Пропускная способность его причалов (23 речных, 9 морских плюс 8 причалов высокой воды) составляет 25 тыс. тонн груза в сутки, около 4 млн тонн в год.
В 2020 году в порту Дудинка начнется масштабная реконструкция причалов М2 и М3 с формированием единого грузового фронта для эксплуатации мобильных кранов нового поколения. Одновременно будет идти модернизация систем электроснабжения причалов, увеличатся площади хранения некоторых видов грузов. Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта.
Тикси
Держим курс к северу Якутии, в порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых. Порт специализируется на продовольственных, строительных грузах, лесной продукции, угле, нефтепродуктах. Площадь его складов – около 55 тыс. кв. м, емкость резервуаров – 38 тыс. тонн. В Тикси работают 9 портальных, 6 плавучих, 4 гусеничных, один мостовой контейнерный и десятки автомобильных кранов, 30 автопогрузчиков, бульдозеры, тракторы, ролл-трейлеры, 50 грузовиков, другая техника.
Несмотря на короткую навигацию, которая длится меньше трех месяцев – с середины июля до начала октября, – у порта Тикси с учетом четырех морских терминалов в устьях рек Колымы, Лены и Яны весьма солидные показатели по грузообороту: в 2018 году – 302,8 тыс. тонн, предварительные данные по 2019 году – около 400 тыс. тонн.
Порт Тикси рассматривается как базовый пункт управления инфраструктурой восточной части СМП. Поэтому встал вопрос о его глобальной модернизации. Она будет включать дноуглубительные работы, восстановление портовой инфраструктуры, приобретение собственного портового флота и т.д.
Певек
История порта Певек, распложенного на Чукотке, насчитывает 65 лет. Грузооборот его составляет более 300 тыс. тонн в год. Через Певек проходит более четверти объема всех поставок на Чукотку. Через порт, кроме того, завозятся генеральные грузы для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Здесь находятся крупнейшие в России месторождения золота (общие запасы – более 950 тонн), серебра (7 тыс. тонн), олова (508 тыс. тонн) и меди (27 млн тонн). Так что работой порт Певек обеспечен на много лет вперед.
Ожидается, что грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн к 2026 году. Это связано с предстоящим освоением Баимской рудной зоны и увеличением добычи уже действующими недропользователями. Поэтому сейчас в порту идет реконструкция: расширяются складские территории, обновляется береговая инфраструктура.
Порт Бухта Провидения
Заканчиваем наше «заочное» путешествие по Северному морскому пути в порту Бухта Провидения, также на Чукотском полуострове.
Основная специализация порта – завоз угля и нефтепродуктов для нужд Чукотки и генеральных грузов, поступающих из порта Владивосток. Порт, кроме того, принимает иностранные пассажирские суда с туристами из Аляски и, конечно, те, что совершают местные перевозки.
Планируется, что два порта Чукотки, Певек и Провидения, станут «опорными точками» для Севморпути и будут обеспечивать бункировку, безопасность судоходства и поддерживающие функции на СМП.
В свою очередь, это откроет новые возможности для региона – реализации в Чукотском автономном округе инвестиционных проектов, развития собственной энергетики.
В целом же реконструкция портов Чукотки позволит увеличить их грузооборот в 5 раз.
Источник