Грузия порт черное море

Самый глубокий и современный — как строится порт Анаклиа

На черноморском побережье Грузии кипит «стройка века» — вовсю ведутся работы по возведению первого в Грузии глубоководного порта

Представители Консорциума развития Анаклиа утверждают – порт Анаклиа будет самый продвинутый и высокотехнологичный порт на черноморском побережье, однако для осуществления такого масштабного проекта у инженеров и строителей остается все меньше времени – старт работы порта намечен на 2021 год.

Операция «дно»

С середины сентября прибрежные воды Анаклиа бороздит гигантское дноуглубительное судно с гордым названием «Афина», которое принадлежит голландской компании Van Oord.

Van Oord является компанией-подрядчиком, которая специализируется на дноуглубительных работах и мелиорации земель. Она осуществила множество проектов по всему миру, включая рекультивацию земель, дноуглубительные работы и пляжное питание. Компания имеет один из крупнейших в мире дноуглубительных флотов.

«16 сентября у нас начал работу один из самых больших в мире дноуглубительных кораблей «Афина», который принадлежит одному из мировых гигантов, голландской компании Van Oord. В течение этого небольшого времени этот корабль смог перенести около 1,4 миллиона кубометра песка. Чтобы понять сколько это, надо учесть, что одна грузовая машина может перевозить 10 кубометров. То есть эта цифра равна работе 140 тысяч грузовых машин», — рассказал заместитель директора Консорциума развития Анаклиа Георгий Мирцхулава.

Лучший проект «Шелкового пути»

В середине сентября в Пекине влиятельное международное издание Asiamoney признало порт Анаклиа самым лучшим проектом «Шелкового пути» в 2018 году.

Читайте также:  Карское море это окраинное море или нет

«Это очень важно для нас и еще раз подтверждает то, что в целом этот коридор, и в частности порт Анаклиа, сыграет очень важную роль в развитии «Шелкового пути». Такие награды очень важны, потому что нашим будущим партнерам, нашим будущим клиентам дают возможность увидеть и узнать, какой проект осуществляется и как он важен», — заявил директор Консорциума развития Анаклиа Леван Ахвледиани.

Несмотря на то, что строительство порта началось лишь в декабре прошлого года, у Консорциума развития Анаклиа подписан ряд договоров о сотрудничестве с портами Азербайджана, Казахстана, Китая, ОАЭ и США.

Первая фаза

Представители Консорциума развития Анаклиа не раз говорили – строительство и развитие порта будет осуществляться по фазам. Всего их будет девять. По истечению первой и второй фаз к 2030 году, первый глубоководный порт сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. А через 50 лет после начала строительства — свыше 100 миллионов тонн грузов.

Что касается конкретно первой фазы, после начала оперирования порт в год сможет принимать до 10 тысяч грузовых контейнеровозов типа «Панамакс».

«Панамакс» — разновидность контейнеровозов, а также танкеров и других судов, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через старые исторические шлюзы Панамского канала.

На сегодняшний день «Панамакс» не может принимать ни один грузинский порт. В Консорциуме подчеркивают, что 75% плавающих в Черном море кораблей не имеют возможность заходить в порты Грузии.

На первой фазе развития порт Анаклиа в год также может пропускать до одного миллиона контейнеров и принимать до 1,5 миллиона тонн сухих грузов. По предварительным расчетам, деятельность порта добавит к ВВП Грузии от 1,2% до 1,5%.

«Мы двигаемся согласно плану. Могу сказать, что в некоторых аспектах мы двигаемся с лучшими результатами, нежели ожидали. Но при этом, мы предполагаем, что работы с песком продлятся до первой недели ноября. А другие масштабные работы нас будут ждать уже в следующем году», — подчеркнул заместитель директора Консорциума.

Трудоустройство граждан

По данным группы компаний, всего в рамках данного проекта будет трудоустроено около 1,5 тысячи человек, которые получат бесценный опыт. Он поможет им успешно работать на других масштабных проектах.

«На нашем проекте на сегодняшний день работает около 150 человек, отсюда большая часть – это граждане Грузии. И мы этим гордимся. Потому что тот опыт, которые получат грузинские рабочие, в будущем будет использован не только в строительстве порта… Но даже в Грузии на работе в других проектах они смогут использовать этот опыт», — подчеркнул Мирцхулава.

Глубина порта составит 16 метров, общая его площадь — 340 гектаров. Над генеральным планом глубоководного порта Анаклиа, который по объему составил 600 страниц, работали год.

Консорциум разработал его совместно с международной компанией Maritime & Transport Business Solutions (MTBS). План был одобрен грузинским правительством в октябре 2017 года.

Оператором и инвестором порта стала американская компания SSA Marine, которая является оператором 250 терминалов портов по всему миру и специализируется на морских и железнодорожных операциях.

Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США.

Источник

Проект Анаклия: ключевой грузинской порт проиграет конкуренцию России

Один из самых амбициозных инфраструктурных проектов Грузии — порт Анаклия — подходит к своему логическому завершению.

Правительство страны начало процедуру прекращения договора с концорциумом инвесторов.

Основная суть конфликта между Тбилиси и инвесторами заключалась в простом вопросе — кто будет платить. Для этого было сделано несколько отсрочек, но заключение так и не было подписано.

Проект уже давно испытывал трудности. Все закончилось тем, что летом из проекта вышли американцы , которые оказывали большую финансовую поддержку.

Сам порт Анаклия должен был стать ключевым пунктом для маршрута из Китая в Европу в обход России. Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов. По изначальному плану, порт должен был заработать уже в 2020 году.

Конечно, от планов стройки никто не отказывается. Грузия хочет в НАТО и в ЕС. Этот порт, будучи первым глубоководным в этой части Черного моря, будет играть стратегическую роль в экономическом и военном плане.

Тбилиси будет искать нового инвестора, как только избавится от старого, а сделать это будет непросто. В Консорциуме уже заявили, что будут оспаривать решение и пойдут в суд. И тут время играет против Грузии.

Да, были вложены деньги и их захотят вернуть. Судебная тяжба может растянуться на долгие годы. Плюс это явно не привлечет новых инвесторов. Прогноз СМИ и оппозиции в Грузии — что строительство порта в Анаклии затянется.

За это время начнет работать на полную мощность российский порт Тамань. Да, Россия ведет работу по строительству современного и объемного порта на Черном море. Новые терминалы должны заработать через несколько лет, часть работает уже сегодня.

Тамань станет прекрасной заменой украинских портов, которые закрыты из-за политики. Открытие железнодорожной части Крымского моста станет отличным дополнением для наполнения мощностей порта.

Ну а маршрут Китай-Европа, проходящий через Казахстан-Кавказ, будет немного скорректирован севернее .

Очевидно, что Россия выиграла эту конкуренцию . Забавно наблюдать, как некоторые грузинские политики уверены, что остановка строительства порта Анаклия сделана исключительно из-за России или специально для России.

Уже через несколько лет все основные грузопотоки будут идти через российские порты, а Анаклия, как мне кажется, останется полупустым памятником, в который иногда будут заходить эсминцы США .

А Вы как думаете? Похоже на правду?

Источник

Морской отбой: почему Грузия не смогла построить царь-порт

У каждой страны должна быть своя великая стройка. Кто-то возводил небоскребы, кто-то осваивал целину, а Грузия собиралась построить глубоководный морской порт Анаклия. Идею 10 лет назад предложил Михаил Саакашвили. Его преемники продолжали настаивать на реализации проекта, но потенциальные инвесторы не сильно впечатлились. Подрядчик откладывал начало строительства, денег не хватало. В результате правительство Грузии разорвало контракт и начало разбирать дорогу к порту. «Известия» разбирались в причинах неудачи.

Кавказский Дубай

Анаклия — грузинское село на границе с Абхазией. Главная особенность местности — глубокая гавань в устье реки Ингури. Построить порт здесь планировали еще советские власти. Первый проект появился в 1986 году, но помешал распад СССР и грузино-абхазская война. При Эдуарде Шеварнадзе появился новый проект, но обстановка на границе оставалась сложной.

В 2009–2010 годах об Анаклии вспомнил Михаил Саакашвили. «Это не плод моей фантазии. На Черноморском побережье есть несколько десятков километров неосвоенных земель, и мы должны их задействовать. Необходимо развивать портовые коммуникации и торговые пути», — говорил он. Особенно нравилась Саакашвили близость Абхазии. По его словам, гавань в Анаклии «привлечет сердца абхазов» и «воспрепятствует агрессии России». «Этот порт — защита от русских. Мы должны сдерживать Россию портами и городами», — грозил Саакашвили.

Согласно планам грузинских властей, порт должен был стать самым глубоководным в стране. Это позволило бы принимать контейнеровозы океанского класса — плавсредства грузоподъемностью 50–150 тыс. т. Грузооборот по итогам первого этапа строительства Анаклии должен был составить 14 млн т грузов, после введения порта в строй — 100 млн т.

В Анаклии также планировалось построить международный аэропорт, терминал сжиженного газа, грузовые терминалы. Общая стоимость проекта составляла $2,5 млрд. Правительство Грузии рассчитывало вложить $100 млн, а остальные средства получить от инвесторов.

Вокруг порта должен был вырасти колоссальный город Лазика. На месте строительства стояли деревенские дома, паслись коровы, но Саакашвили не скупился на обещания. Он обещал, что в Лазике будет жить полмиллиона человек, появятся небоскребы, офисы транснациональных корпораций, телебашня, яхтклуб, ипподром…

Постучали со дна

В 2012 году на парламентских выборах победила созданная олигархом Бидзиной Иванишвили коалиция «Грузинская мечта». Объединение объявило строительство порта, города и курорта нецелесообразным. Иванишвили называл инициативу анекдотичной. Вице-премьер и министр энергетики Каха Каладзе говорил, что проект — бред Саакашвили. «На это нет никаких ресурсов», — подчеркивал политик.

Спустя два года концепция еще раз изменилась. Правительство Грузии окончательно отказалось от строительства города, но порт решило все-таки возвести. По одной из версий, позиция Тбилиси поменялась под влиянием США. Высокопоставленные представители Госдепа заявляли о заинтересованности в строительстве глубоководного порта, а один из них подтвердил, что гавань может использоваться и подводными лодками НАТО.

В 2014 году министерство экономики Грузии объявило тендер на строительство. Заявки подали 12 компаний, в том числе и несколько консорциумов. Победило объединение, которое составили американская и грузинская компания. «Мы смогли представить лучшее предложение с точки зрения развития этого порта и его свободной индустриальной зоны», — заявлял глава консорциума банкир Мамука Хазарадзе. Он обещал открыть первый терминал порта к 2020 году.

В декабре 2017 года начались первые работы. На побережье Анаклии прибыли дноуглубительные суда, которые вынули из моря на берег 5 млн т песка.

Но сразу же начались и проблемы. Государство требовало, чтобы победивший консорциум самостоятельно занимался строительством. В Тбилиси обязались только построить дороги и выкупить земли у населения. Консорциум же требовал от правительства страхования коммерческих рисков — гарантировать грузооборот, выплаты в случае срыва сроков строительства, страховку при политических инцидентах.

Отдельный спор возник по поводу кредита в $400 млн, который необходим для строительства. Международные инвесторы готовы были предоставить средства, но просили государство застраховать разницу, которой не хватит консорциуму для погашения кредита по графику.

Отношения госорганов и консорциума ухудшились, когда Мамука Хазарадзе создал оппозиционное общественно-политическое движение. В июне 2018 года правоохранительные органы начали проверку деятельности банкира. Прокуратура заподозрила его в отмывании денег, ему грозит от 9 до 12 лет лишения свободы.

Все больше настороженности вызывал проект у зарубежных участников. В августе 2019 года из состава консорциума вышла американская компания. «Инвесторы обязаны любую продажу или передачу акций согласовать с правительством Грузии. Этого не было», — возмущался руководитель агентства развития порта Анаклия Давид Джавахадзе.

В результате в январе 2020 года правительство Грузии расторгло соглашение с консорциумом. В Тбилиси пояснили, что объединение семь раз не смогло договориться с банками о кредитах. До 30 января 2020-го консорциум должен вернуть государству инвестиционную территорию. Первый заместитель министра регионального развития и инфраструктуры Ираклий Карселадзе сообщил, что вопрос строительства дороги и железнодорожных путей снят с повестки дня.

Бесконечный тупик

История Анаклии подтверждает нехитрую истину: одного желания политиков для реализации больших проектов мало. Необходимо еще следовать принципам экономической целесообразности. В случае с портом важно обеспечить достаточный объем грузов. А в Анаклии так и не решили, что именно будут грузить. Грузинских товаров не так много, чтобы строить новый порт на 100 млн т. С существующими перевозками справляются действующие гавани в Батуми и Поти. За первое полугодие 2019 года они перевалили 8,1 млн т.

Далекими от реальности оказались и надежды на развитие международного товарооборота. В Тбилиси много говорили о взаимодействии с Китаем. Якобы Пекин готов отправлять свои товары в Европу через кавказскую республику. Но Грузия с Китаем напрямую не соединяется железной дорогой, а значит, транзитный груз необходимо дважды перегружать с поезда на корабль. Это делает транспортные издержки несовместимыми с коммерцией и рациональностью вообще.

Источник

Оцените статью