Старик и море
Старик Сантьяго живёт в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провёл в море 84 дня, но не поймал ничего. Раньше с ним рыбачил мальчик Манолин, который очень помогал старику, но родители мальчика решили, что Сантьяго — невезучий, и велели сыну ходить в море на другой лодке.
Старик научил Манолина рыбачить, и мальчик любит Сантьяго, хочет ему помочь. Он покупает ему сардины для наживки, приносит еду в его хижину. Старик уже давно смирился со своей нищетой.
Он был слишком простодушен, чтобы задуматься о том, когда пришло к нему смирение. Но он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства.
Они беседуют с мальчиком о рыбалке и знаменитых бейсболистах. По ночам старику снится Африка его юности, и «львы, выходящие на берег».
На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу».
Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нём с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, Сантьяго медленно плывёт по течению, мысленно общаясь с птицами и рыбами. Привыкший к одиночеству, старик вслух разговаривает сам с собой.
Прежде, оставшись один, он пел; он пел иногда и ночью, стоя на вахте, когда ходил на больших парусниках или охотился за черепахами.
Старик знает разных обитателей океана и очень нежно к ним относится.
Сначала Сантьяго ловит небольшого тунца. Он надеется, что рядом со стаей тунцов ходит большая рыба, которой понравятся его сардины. Вскоре старик замечает лёгкую дрожь гибкого зелёного прута, который заменяет ему удочку. Леска уходит вниз, и старик ощущает огромную тяжесть клюнувшей рыбы.
Старик пытается подтянуть толстую леску, но у него ничего не получается — большая и сильная рыба тянет лёгкую лодку за собой. Старик жалеет, что с ним нет мальчика — он мог бы снять наживки с других прутов, пока Сантьяго сражается с рыбой.
Проходит около четырёх часов. Близится вечер. Руки старика изрезаны, он закидывает леску на спину и подкладывает под неё мешок. Теперь Сантьяго может прислониться к борту лодки и немного отдохнуть.
Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.
Ночь. Рыба тянет лодку всё дальше от берега. Старик устал, но мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится её жалко — рыба, такая большая, сильная и старая, должна умереть, чтобы он смог жить дальше. Сантьяго разговаривает с рыбой: «Я с тобой не расстанусь, пока не умру».
Силы старика на исходе, а рыба и не собирается уставать. На рассвете Сантьяго съедает тунца — другой еды у него нет. Левую руку старика сводит судорогой. Старик надеется, что рыба всплывёт, и тогда он сможет убить её гарпуном. Наконец леса идёт вверх, и на поверхности показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у неё тёмно-фиолетовые, а вместо носа — меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на два фута длиннее лодки.
Один, в открытом море, он был накрепко привязан к такой большой рыбе, какой он никогда не видел, о какой даже никогда не слышал.
Появившись на поверхности, рыба вновь уходит в глубину, тянет за собой лодку, и старик собирает силы, чтобы удержать её. Не веруя в Бога, он читает «Отче наш».
Проходит ещё день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает о бейсбольных играх. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он ещё не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.
Битва с рыбой продолжается. Сантьяго держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая, судорога в которой давно прошла. На маленькую удочку попадается макрель. Старик подкрепляет ею свои силы, хотя эта рыба совсем невкусна. Ему жаль большую рыбу, которой нечего есть, но решимость её убить от этого не уменьшается.
Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звёзды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев.
Ночью рыба выходит на поверхность и начинает ходить кругами, то приближается к лодке, то отходит от неё. Это признак того, что рыба устала. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости мысли путаются в голове у старика, а перед глазами пляшут чёрные пятна. Сантьяго собирает остатки сил и вонзает гарпун рыбе в бок.
И тогда рыба ожила, хоть и несла уже в себе смерть, — она высоко поднялась над водой, словно хвастая своей огромной длиной и шириной, всей своей красой и мощью.
Преодолевая тошноту и слабость, старик привязывает рыбу к борту лодки и поворачивает в сторону берега. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома.
Проходит час, прежде чем показывается первая акула, приплывшая на запах крови. Она приближается к корме и начинает рвать рыбу зубами. Старик бьёт её гарпуном в самое уязвимое место на черепе. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть верёвки и огромный кусок рыбы
Ещё двух акул Сантьяго убивает ножом, привязанным к веслу. Эти акулы уносят с собой не меньше четверти рыбы. На четвёртой акуле нож ломается, и старик достаёт крепкую дубинку.
Он знал, что каждый толчок акулы об лодку означал кусок оторванного мяса и что рыба теперь оставляет в море след, широкий, как шоссейная дорога, и доступный всем акулам на свете.
Следующая группа акул нападает на лодку перед закатом. Старик отгоняет их ударами дубинки по головам, но ночью они возвращаются. Сантьяго сражается с хищницами сначала дубинкой, потом — острым осколком румпеля. Наконец акулы уплывают: им нечего больше есть.
Старик входит в бухту у своей хижины глубокой ночью. Сняв мачту и связав парус, он бредёт к дому, ощущая неимоверную усталость. На мгновение старик оборачивается и видит за кормой своей лодки огромный хвост рыбы и отблеск белого хребта.
В хижину старика приходит мальчик. Сантьяго спит. Мальчик плачет, увидев его израненные ладони. Он приносит старику кофе, успокаивает его и уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо ещё многому научиться. Он верит, что принесёт старику удачу.
Утром рыбаки с изумлением рассматривают останки гигантской рыбы. На берег приходят богатые туристы. Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается рассказать им, что произошло, но те ничего не понимают — они слишком далеки от этой жизни.
А старик в это время спит, и ему снятся львы.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Источник
Краткое содержание по главам рассказа «Старик и море»
Краткое содержание по главам «Старик и море» может понадобиться тем, у кого нет времени ознакомиться с оригиналом произведения. Это последняя повесть, опубликованная при жизни знаменитого писателя Эрнеста Хемингуэя. Впервые книга была издана в 1952 году. Она рассказывает историю неудачливого старика, влюбленного в море, и о его борьбе за свою жизнь: сначала с огромным марлином, а потом — уже со стаей акул. Сразу же после публикации она вызвала огромный читательский интерес.
Герои произведения
Героев в произведении не особо много. В пьесе «Старик и море» Хемингуэй знакомит читателя с персонажами:
- старик Сантьяго — бедный, неудачливый рыбак, море для него — его жизнь;
- юноша Манолин — деревенский мальчик, считающий старика своим учителем;
- Мартин — добрый хозяин ресторана, покупал у старика и Манолина рыбу;
- Педрико — рыбак, знакомый старика;
- негр из Сьенфуэгос — считался сильнейшим человеком в порту и был побежден Сантьяго в его молодые годы.
Помимо человеческих героев, немалая роль в произведении отведена гигантской рыбе марлину — именно она олицетворяет одновременно морскую стихию и удачу, которой так не хватало главному персонажу.
Краткое содержание
Повесть «Старик и море» нашла множество отражений в современной культуре. Например, она отразилась в театральных постановках и кинематографе:
- в 1958 и 1990 гг. были сняты одноименные фильмы;
- в 1999 г. вышел мультипликационный фильм;
- в 2005 г. был выпущен телевизионный спектакль;
- в 2012 году вышел фильм «Шал», в основе сценария которого лежала повесть «Старик и моря»;
- в 2017 году была поставлена театральная постановка, где главную роль исполнила российская актриса.
В кратком пересказе повести уделяется внимание основным сюжетным поворотам. Читатель ничего главного не упустит.
Выход в море
Первая глава начинается с описания действий, происходящих в Гаване, на острове Куба. Престарелый рыбак Сантьяго в очередной раз собирается выйти в море, чтобы попытать счастье в ловле. Сейчас у него тяжелый период: уже восемьдесят четыре раза он отправляется на рыбалку, и все еще не смог ничего поймать.
Сантьяго и сам понимает, что уже стар. Его руки уже не наделены былой ловкостью и физической силой, шея и лицо покрылись глубокими морщинами, а нищета и тяжелый физический труд словно «иссушили» его, сделав худым и слабым. Единственное, что напоминает о Сантьяго времен его юности — его широкие плечи и живой блеск в глаза цвета моря.
Старик всегда сохранял бойкий нрав и радость жизни, несмотря на свою нищету и сложную судьбу. Он не отчаивается и не теряет надежды, он знает, что на очередной рыбалке море обязательно вознаградит его за упорство и труд. Его большая отрада — это соседский мальчик Манолин, который перед выходом Сантьяго на рыбалку приходит к старику за доброй беседой.
Раньше паренек тоже ходил в море вместе со стариком, но постоянные неудачи рыбака побудили родителей юнца найти ему более достойную работу. Манолин и сейчас рыбачит, но на более добротной и удачливой лодке, имея стабильный заработок. Несмотря на хорошую работу, парень скучает по старику Сантьяго, ведь именно он стал его первым учителем. Именно с главного героя Манолин в первый раз вышел в море. Тогда старик еще был моложе и удачливее, а мальчику было всего пять лет.
Перед очередной рыбалкой Сантьяго они снова встретились для душевной беседы о спорте, ловле и тех давних временах, когда главный персонаж был юн и полон сил. В молодости он ходил к далеким берегам Африки, которые до сих пор являются старику в добрых воспоминаниях и сновиденьях. В очередной раз Сантьяго видит в грезах солнечное побережье жаркого материка и царственных львов, которые вышли на морское побережье, чтобы поглядеть на рыбаков.
Попрощавшись с юным товарищем, старик уходит в море. Соленые волны, порывы ветра и бесконечная глубина — его настоящий дом. Он даже называет его la mar — в женском роде, словно обращается к прекрасной особе, а не к мужчине-сопернику, который хочет его погубить.
Подобно своей даме сердца, Сантьяго понимает море: его капризы, его нежелание подчиниться и его ласку, когда оно в благодушном настроении. Старик также считает друзьями и морских обитателей — он развлекается, когда говорит с летучими рыбами, морскими птицами и черепахами. Он также понимает и естественный круговорот сил в природе. Поэтому считает вполне естественным питаться яйцами черепах и пить жир акул при всей своей любви к существам. Сантьяго находится в полной душевной гармонии с морем и его природой.
Яркое сражение
Во второй главе, снова отправляясь в плавание, старик уверен: в этот раз ему точно улыбнется удача. Он специально отходит подальше от берега на большую глубину — ведь здесь гораздо больше шансов на хороший улов.
Вскоре Сантьяго понимает, что какая-то рыба клюнула на его наживку — леска начинает подергиваться. Старик не торопится вытаскивать добычу с воды. Думая о том, как холодно на глубине в шестьсот футов, и как вкусны его сардины на крючке, Сантьяго мысленно приглашает свой будущий улов отведать угощение.
Когда старик решает, что пора дернуть леску, он неожиданно обнаруживает, что клюнувший марлин слишком большой, чтобы его было так легко поднять над морской гладью. Мощным рывком рыба потянула за собой маленькую, хлипкую лодку Сантьяго и потащила ее в открытое море.
Старик приложил все свои силы, чтобы не отпустить леску со столь желанной добычей. Если он совладает с марлином, то сможет продать его. А сколько денег он за нее выручит! Нет, этот улов упускать ему никак нельзя.
Борьбы продолжается
Начинается третья глава. Крупная рыба продолжала утаскивать Сантьяго все дальше и дальше. Старик чувствовал физическую усталость, он хотел есть и пить, но больше всего он желал иметь возможность хотя бы увидеть, что за огромная добыча смогла совладать с ним. В его положении старого рыбака больше всего удручало то, что он даже не знал, с кем имеет дело.
Огни Гаваны уже давно скрылись из виду, а рыба все не останавливалось. В душе Сантьяго еще не поселился страх: напротив, он только восхищался своим соперником.
Он терпеливо ждет, когда его добыча, наконец, погибнет, и Сантьяго сможет вытащить его из воды.
В некотором роде герой сожалеет, что на таком легендарном сражении старика и моря не присутствует его юный ученик Манолин. Сантьяго рассуждает о собственном одиночестве и о том, что в старости человек ни в коем случае не должен оставаться один, но это, увы, неизбежно. С приближением вечера рыбак все еще уверен, что даже столь сильного и уважаемого им соперника, как эта гигантская рыба, он убьет до заката.
Надежды Сантьяго не оправдались. В течение двух дней и двух ночей марлин все дальше уносил старика в открытое море, пока, наконец, рыба не погибла от нанесенных ей ран. Изнуренный герой из последних сил вонзает в добычу гарпун, при этом успевая задумываться об уважении к стойкому противнику и о том, что это существо достойно того, чтобы его никогда и никогда не съел.
Опасность подстерегает
В последующей главе описывается сюжет с акулами. На кровь из убитого марлина и из порезов Сантьяго начали приплывать акулы. Запах привлекает их, и они уже готовы напасть на старика и его добычу. Но храбрый Сантьяго хитроумным планом закалывает хищницу. Он выиграл бой. Среди спутавшихся мыслей старик смутно понимает, что за одной акулой появятся и другие. Сперва они обглодают столь уважаемого им марлина, а уж потом и сам Сантьяго встретит смерть в зубах хищников.
Под палящим солнцем Сантьяго ожидает своей участи. Он задумывается о добре и зле, о достоинстве и честном бое, о силе духа. Может быть, он зря принес смерть этой рыбе? Может быть, им руководило мелочное желание выручить денег за нее? О нет! Это не было мелочным убийством, ведь оно было совершено из гордости! Старик прикончил этого марлину потому, что это его предназначение: он рыбак, а она — рыба, его дело — ловить морских существ, также как ее дело — попадаться на его крючок. Все происходит правильно, в гармонии.
Наконец, к лодке изнуренного героя приплывает целая стая акул. Собрав последние силы, Сантьяго придумывает хитроумное устройство из ножа и весел, и, подкрепившись куском своей добычи, вступает в бой. Он защищает не только свою жизнь. Старик отчаянно бьется за свою честь, за свое достоинство рыбака, за свою добычу. Ему удается спастись и отправиться обратно в бухту, но акулы успевают до костей обглодать с таким трудом пойманного марлина.
Возвращение домой
В последней главе герой возвращается домой. Обратно к берегу Гаваны лодка старика Сантьяго причалила с огромным скелетом на борту. Рыбаков это очень впечатляет. Никто из них даже не решается заговорить со стариком, вспоминая, как они называли его неудачливым. Ведь для того, чтобы победить такого монстра, нужно обладать не только невероятной удачей, но и великим мастерством!
Все большим уважением к Сантьяго проникается его юный ученик Манолин. Он считает, что никакое отсутствие удачи не сможет помешать им вдвоем отправляться в море, ведь у его учителя есть такое мастерство. И пусть в теле старого рыбака уже нет той силы и ловкости, но у него есть знания и любовь к водной стихии. Он передаст это Манолину, а уж его молодости должно хватить на них двоих.
Над Гаваной продолжает светить ослепительное солнце, создавая атмосферу довольства и безмятежности. Юный Манолин охраняет своего учителя от назойливого внимания туристов: они громко обсуждают увиденный на лодке рыбий скелет — была ли это акула? Но сон старого Сантьяго ничто не может потревожить, пока на страже стоит его юный друг. В следующий раз они выйдут в море вместе, а пока старик снова видит в грезах африканское побережье и царственных львов.
Смысл повести
«Старик и море» по праву считается самым выдающимся произведением Хемингуэя, получившим мировое признание всех времен. В нем автор затрагивает не только тему борьбы за жизнь, но и привлекает внимание к важным человеческим качествам:
- силе духа;
- любви к окружающим и к своему делу;
- гордости;
- целеустремленности.
Кроме того, в своей повести «Старик и море» Хемингуэй затрагивает темы важности дружбы и доверия, уважения к мастерству, определения человеческой силы и значения веры в себя и в окружающих.
Источник